Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология»





Скачать 246.25 Kb.
Название Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология»
Дата 28.02.2013
Размер 246.25 Kb.
Тип Учебно-методическое пособие



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С КУРСОМ ПО





СХЕМА истории болезни ребенка

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КУРАЦИИ СТУДЕНТОВ


Учебно-методическое пособие

для студентов 5 курса педиатрического факультета

цикл «детская гастроэнтерология»


Составил: ассистент, к.м.н. Чикунов В.В.


Красноярск

2011 г

  1. ^ ПАСТПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

(сведения берутся из клинической истории болезни)

  1. Фамилия, имя, отчество ребенка

  2. Пол

  3. Возраст

  4. Дата, месяц и год рождения

  5. Дата поступления в клинику

  6. Адрес постоянного места жительства

  7. Место рождения (родильный дом – указать для новорожденных) и каким учреждением направлен

6. Организованность (посещает школу, детский сад, находится дома)

  1. Диагноз при направлении

  2. Диагноз при поступлении


^ II. ЖАЛОБЫ

Собрать жалобы при поступлении ребенка в стационар и на момент курации (со слов матери, другого родственника, сотрудника клиники ухаживающего за ребенком). Формируются кратко.

^ III. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(anamnesis morbi)

  1. Уточнить при каких обстоятельствах развилась болезнь (выяснить у родственников или из медицинской документации).

  2. Отразить в динамике (от начала заболевания и до момента курации) общие симптомы заболевания: температуру, сон, аппетит, поведение, настроение.

  3. Отразить в динамике проявления заболевания со стороны отдельных органов и систем:

  • Кожи: чрезмерная потливость, сухость, огрубение, появление рубцов, сыпи.

  • Опорно-двигательной системы: конечности (болезненность, затруднение при движении, скованность); суставы (припухлость, покраснение).

  • Дыхательной системы: кашель, его характер, сухой или влажный, время его появления (утром, днем, ночью, во время засыпания); мокрота (количество, характер, цвет, как откашливается); одышка (на вдохе, на выдохе, смешанная; когда появляется – в покое, при физической нагрузке); наличие приступов удушья (участие вспомогательных мышц, раздувание крыльев носа).

  • Сердечно-сосудистой системы: цианоз (локализация, выраженность, наличие в покое, усиление при физической нагрузке).

  • Системы пищеварения: изжога, тошнота (ее связь с характером пищи, продолжительность); рвота (натощак, после приема пищи, через какой промежуток, характер); срыгивания (обильные, небольшие, сразу после приема пищи или между кормлениями); боли, стул (частота, характер, цвет, запах).

  • Мочеполовой системы: характеристика мочеиспусканий (частота, их объем, болезненность, прерывистость струи) характер мочи (цвет, прозрачность, запах), ночное недержание мочи, состояние наружных половых органов (покраснение, выделения).

  • Нейроэндокринной системы: нарушение роста и массы тела, судороги, гиперкинезы, тики, нарушение кожной чувствительности (повышение, снижение), нарушения со стороны органов чувств.

  1. Выяснить, какое лечение проводилось до поступления в стационар и в стационаре (до момента курации), его эффективность.

^ IV. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ

(anamnesis vitae)

  1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, то чем закончились предыдущие?

  2. Течение настоящей беременности:

  • гестоз (тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия);

  • инфекционные и другие заболевания матери;

  • прием матерью во время беременности лекарств;

  • угроза выкидыша, меры его профилактики;

  • режим и питание беременной;

  • наблюдение в женской консультации (обследование на внутриутробные инфекции, генетические исследования, УЗИ плода);

  • профессиональные вредности;

  • антенатальная профилактика рахита.

  1. Течение родов:

  • длительность I периода, II периода, III периода родов,

  • акушерские вмешательства,

  • характер околоплодных вод,

  • оценка новорожденного по шкале Апгар.

  1. Число предыдущих беременностей, выкидышей, медицинских абортов.

  2. Число предыдущих родов, течение предыдущих родов.

  3. Умерло детей (в каком возрасте и от какого заболевания).

  4. Развитие ребенка в период новорожденности:

  • Ребенок родился доношенным или недоношенным?

  • Масса при рождении. Длина тела при рождении.

  • Закричал ребенок сразу или после оживления?

  • Степень асфиксии (меры оживления).

  • Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок?

  • Какова была физиологическая убыль массы тела ребенка?

  • Перенесенные в период новорожденности заболевания (причины, интенсивность и длительность желтухи, показания билирубина, лечебные мероприятия; родовая травма; заболевания кожи и пупка; органов дыхания, пищеварения ЦНС и др.)

  • На какой день и с какой массой ребенок выписан?

  1. Сведения о динамике физического и психомоторного развития:

  • Динамика нарастания роста и веса (на первом году жизни – по месяцам). Вес, рост в настоящее время.

  • Когда начал держать голову, сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?

  • Развитие речи: когда начал гулить, произносить первые слова, первые предложения.

  • Когда начал улыбаться, узнавать мать? Отношение к другим детям?

  • Поведение ребенка дома и в коллективе (детском саду или др.).

  1. Вскармливание ребенка:

  • На каком вскармливании в настоящее время находится ребенок (естественном, смешанном, искусственном)?

  • До какого возраста ребенок получал грудное молоко матери?

  • Чем докармливается ребенок, с какого возраста и в каком количестве?

  • Когда начал получать прикорм, какими продуктами и в каком количестве?

  1. Когда прорезались зубы и порядок их прорезывания?

  2. Перенесенные заболевания (когда и какие, особенности их течения, осложнения, проводимое лечение).

  3. Были ли аллергические реакции? На какие продукты питания,
    лекарства?

  4. Сведения о профилактических прививках (указать точный срок произведенной прививки и ответную реакцию на прививку в поствакцинальном периоде).

  5. Жилищно-бытовые условия:

  • Уход за ребенком (кто ухаживает - мать, отец, бабушка, няня; обеспечен ли ребенок бельем, игрушками; имеет ли ребенок отдельную кровать; как часто ребенка моют и др.).

  • Жилая площадь, ее характеристика: сухая, светлая, теплая, холодная? Число проживающих детей и взрослых?

  • Экономическая обеспеченность семьи.

  1. Семейный анамнез:

  • Ф.И.О отца, возраст, образование, профессия, состояние здоровья, профессиональные вредности, вредные привычки отца.

  • Ф.И.О матери, возраст, образование, профессия, состояние здоровья, профессиональные вредности, вредные привычки матери.

  • Число детей в семье, состояние их здоровья.

  • Состояние здоровья ближайших родственников.

  1. Нарисовать генеалогическое дерево.
^

Условные обозначения для составления генеалогического дерева






Лицо мужского пола –





Лицо женского пола –





Пол не известен –




Сведений не имеется – или


Пробанд (мальчик

или девочка) – или





Заболевание лица мужского или

или женского пола –





Гетерозиготы – или



+

Умершие мужского пола – или





Умершие женского пола – или





Медицинский аборт,

выкидыш –





Брак –

Родственный брак –


Сибсы –










Монозиготные близнецы –








Дизиготные близнецы –





Внебрачное потомство –











Бездетный брак –





^ V. ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1. Общее состояние больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое

  • сознание: полное, неясное, спутанное, утрачено

  • положение больного: активное (может принимать любое положение), пассивное, вынужденное (на боку, на спине, сидя)

  • выражение лица: спокойное, живое, беспокойное, печальное, страдальческое апатичное, вялое, тупое, бессмысленное, угрюмое.

  • цвет лица: бледный, землистый, красный, синюшный, желтушный

  • глаза: широко раскрытые, блестящие, выпученные, впалые, тусклые

  • зрачки: одинаковые, неодинаковые, узкие, широкие, реакция их на
    свет - живая , замедленная, отсутствие реакции

  • поведение ребенка при осмотре: спокойное, беспокойное, безучастное.
    Контакт при осмотре: реакция на окружающее, интерес к игрушкам.




  1. Телосложение больного: правильное, неправильное. Наличие стигм
    генетических (стигм дисэмбриогенеза).

  2. Кожные покровы:

  • окраска (розовая, красная, бледная, желтушная, синюшная и т. д. )

  • влажность, сухость, гиперкератоз, ихтиоз, кожа холодная, горячая

  • наличие сыпей: эритема, розеолы, папулы, везикулы, пустулы, петехии, кровоизлияния

  • отеки и их распределение

  • эластичность кожных покровов

  • растительность и тип оволосения

  1. Слизистые оболочки: губ, рта, конъюнктивы глаз: цвет (бледные, красные), влажность, сухость, целостность (эрозии, язвы), наличие сыпей, кровоизлияний, молочницы.

Подкожно - жировой слой: степень развития (атрофирован, развит плохо, хорошо, избыточно, чрезмерно), распределение (равномерное, неравномерное по отдельным областям туловища и конечностей), тургор (нормальный, пониженный)

6. Лимфатические узлы: проводится скользящая пальпация, определяется локализация, количество (множественные, единичные), величина (указывается в см), форма, консистенция, отношение узлов к окружающей клетчатке и друг к другу, болезненность при ощупывании. У здоровых людей пальпируется не более трех групп лимфоузлов, размером не более 1 см.

  1. Железы внутренней секреции: щитовидная железа, яички (наличие гипоплазии, крипторхизма, монорхизма). Вторичные половые признаки (у старших детей).

  2. Мышечная система: степень развития (слабая, нормальная, средняя,
    хорошая), наличие атрофии (отдельных мышц или мышечных групп),
    наличие судорог (тонические, клонические, клонико-тонические, тетанические)

9. Костная система:

  • величина, форма, пропорции мозгового и лицевого черепа (величина и
    характеристика родничков, краниотабес, наличие бугров на черепе)

  • грудная клетка: форма, симметричность, наличие деформаций
    (сердечный горб, гаррисонова борозда, рахитические четки)

  • позвоночник: форма, наличие сколиоза, необычных лордозов, кифозов,
    сутуловатости, горба, осанка ребенка

  • конечности: пропорциональные, несоразмерно длинные или короткие, искривления (о - образные, х - образные ), наличие "браслетов", периоститов. Кисти и стопы: узкие, широкие. Пальцы: длинные, короткие, наличие "барабанных" пальцев "нитей жемчуга". Болезненность костей при пальпации.

  • суставы: подвижность (активная, пассивная), объем движений нормальный, увеличен, ограничен), деформации (костные, реактивный отек), болезненность движений в суставах

10. Сердечно-сосудистая система:

  • внешний осмотр: наличие видимой пульсации сонных артерий,
    набухание и пульсация шейных вен, пульсация брюшной аорты,
    капиллярный пульс

  • характеристика пульса: частый, редкий , аритмичный, напряженный,
    мягкий, нитевидный, малый, большой, быстрый, медленный, одинаков
    или нет на обеих руках (у детей старшего возраста)

  • верхушечный толчок: виден или нет глазом, положительный или
    отрицательный, его локализация, сила ( приподнимающий, сильный,
    слабый). При пальпации области сердца определяется ли диастолическое дрожание

  • границы сердца: определяются границы только относительной
    сердечной тупости - правая, левая , верхняя

  • при выслушивании сердца определяют тоны сердца (ритмичные,
    ясные, приглушенные, глухие), наличие возможных шумов с подробной характеристикой места их наилучшего выслушивания,
    иррадиации ( у верхушки, в точке Боткина и т. д. ), Отношение к
    фазам с сердечной деятельности ( систолический, диастолический,
    пресистолический ) и их принадлежность к органическим шумам или
    функциональным

11. Органы дыхания:

  • носовое дыхание (свободное или затруднено), раздувание крыльев носа

  • тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный)

  • глубина и ритм дыхания (поверхностное, глубокое, ритмичное,
    аритмичное)

  • число дыханий в минуту, наличие одышки, ее тип (инспираторная,
    экспираторная, смешанная)

  • симметричность участия в акте дыхания грудной клетки, участие
    вспомогательной мускулатуры, западение или выбухание межреберных
    промежутков, надключичные пространства выбухают или втянуты,
    лопатки плотно прилегают к туловищу или отстают

  • при пальпации определяется резистентность грудной клетки, голосовое
    дрожание (усилено, ослаблено, одинаково на симметричных участках)

  • при перкуссии грудной клетки определяется характер перкуторного
    звука (ясный, легочный, притуплённый, тимпанический, коробочный)

  • при аускультации определяется характер дыхания (пуэрильное,
    везикулярное, жесткое, бронхиальное, усиленное, ослабленное) и
    наличие хрипов с указанием их локализации, количества ( единичные,
    рассеянные, множественные), калибра и звучности (сухие, жужжащие,
    свистящие, влажные крупно-, средне, -мелкопузырчатые, крепитирующие)

^ 12. Органы пищеварения и брюшной полости:

  • Полость рта (состояние зубов, наличие кровоизлияний на слизистой, состояние миндалин, обложенность языка).

  • полость рта: слизистая губ, зева, языка

  • язык: влажный, сухой, "малиновый", "географический"

  • зубы: молочные (сколько). У маленьких детей осмотр полости рта и зева производится в последнюю очередь

  • Осмотр живота – целесообразно проводить в различном положении (стоя, лежа на спине, на боку): Выявление изменения окраски кожи, пигментации, геморрагий, грыжевых выпячиваний, выраженного сосудистого рисунка (голова медузы, мраморность). Обратить внимание на форму, размер, симметричность. Обратить внимание на состояние пупка и складок. Оценка участия живота в акте дыхания. Обратить внимание на наличие перистальтики, выраженной венозной сети.

  • ^ Поверхностная пальпация живота: Рука кладётся ладонной поверхностью на брюшную стенку. По ходу кишечника от правой подвздошной области по часовой стрелке осуществляется мягкими скользящими движениями надавливание II-V пальцами пальпирующей руки на глубину 1-1,5 см. При наличии жалоб на боли в правой подвздошной области пальпацию начинают с противоположной стороны.

  • ^ Глубокая пальпация живота: Пальпация правой рукой или двойной рукой (левая рука надавливает на пальпирующую правую руку). Последовательно пальпируются отделы по Образцову-Стражеско (сигмовидная кишка, слепая, конечная часть подвздошной кишки и илеоцекальный клапан, восходящий и нисходящий отделы толстой кишки, поперечно-ободочная кишка), печень и жёлчный пузырь, селезёнка, желудок, поджелудочная железа, мезентериальные лимфоузлы. Во время выдоха постепенно погружают пальцы пальпирующей руки вглубь живота и, достигая пальпируемый орган, прижимают его к твердой поверхности задней брюшной стенки, а затем скольжением пальцев перпендикулярно оси органа ощупывают последний («золотое правило» методики Образцова-Стражеско).

^ Симптомы заболевания кишечника:

  • Симптом воздушного столба - быстрое надавливание на область левого (селезёночного) изгиба ободочной кишки при одновре­менном пережатии сигмовидной кишки вызывает иррадиацию боли в область поперечно-ободочной и слепой кишок. Симптом положи­тельный при правостороннем колите.

  • ^ Симптом Герца — ребром левой кисти пережимают ободоч­ную кишку в области печёночного угла и одновременно пальцами правой руки надавливают на слепую кишку, при этом улавливается шум переходящего в тонкую кишку газа. Симптом положительный при недостаточности илеоцекального клапана.

  • ^ Симптом Образцова - появление шума плеска в илеоцекальном углу при глубокой пальпации. Симптом положительный при правостороннем колите, илеите.

  • Болевая точка Мак-Бурнея соответствует месту проекции червеобразного отростка, находится на границе наружной и средней трети линии, соединяющей пупок и переднюю верхнюю ость правой подвздошной кости. Симптом положительный при аппендиците.

^ Пальпация желудка:

  • Правую руку врач устанавливает плашмя на живот в эпигастральной области.

  • Слегка согнутыми кончиками сложенных вместе пальцев отодвигает кожу живота вверх и, пользуясь выдохом ребёнка, постепенно проникает вглубь живота.

  • Достигает задней стенки брюшной полости.

  • Скользит по стенке брюшной полости согнутыми пальцами.

  • Желудок сначала скользит с пальпирующими пальцами, затем выскальзывает из под них, что даёт возможность составить представление о форме, величине, консистенции прощупываемого органа.

^ Пальпация большой кривизны желудка:

  • Правая рука прощупывает всю эпигастральную область, проникая вплоть до позвоночника, выше пупка, пока не будет прощупываться мягкий валик, расположенный на позвоночнике и на расстоянии 10-12 см по бокам от него.

  • Возможно появится звук, напоминающий плеск или урчание.

Большая кривизна у детей прощупывается редко. Возможно её прощупать при опущении желудка.

^ Жёлчный пузырь у здоровых детей не прощупывается.

Пальпация поджелудочной железы по Гротту в трёх пози­циях (у здоровых детей поджелудочная железа практически не паль­пируется):

  • Первая позиция - больной в положении лёжа с подложенным под спину валиком и согнутыми в коленных и тазобедренных су­ставах ногами. Врач проводит пальпацию стоя, стремясь пальцами обеих рук постепенно на выдохе больного проникнуть как можно глубже в область между пупком и левым подреберьем по наружному краю левой прямой мышцы живота в левом верхнем квадранте к по­звоночнику.

  • Вторая позиция - больной стоит, наклонив слегка туловище кпереди и влево, врач правой рукой глубоко пальпирует зону про­екции поджелудочной железы, при наличии поражения поджелудоч­ной железы пальпация болезненна (в отличие от толстой кишки).

- Третья позиция - больной на правом боку с приведенными к туловищу ногами, поджелудоч­ная железа доступна для пальпа­ции между пупком и левым под­реберьем.

^ Определение симпто­мов поражения поджелудочной железы:

а) Болевая точка Дежардена на 4-5 см выше пупка по линии, соединяющей пупок с вершиной правой подмышечной впадины. Болезненна при поражении голов­ки поджелудочной железы и луко­вицы двенадцатиперстной кишки.

б) Зона Шоффара на 3-5 см вверх от пупка между биссектри­сой угла, образованного передней срединной линией и горизонталь­ной линией, проведенной через пупок. Болезненна при поражении головки поджелудочной железы, луковицы двенадцатиперстной кишки и общего желчного протока.

в) Точка Мейо-Робсона на границе наружной и средней трети линии, соединяющей пупок с серединой левой рёберной дуги. Бо­лезненна при поражении хвоста поджелудочной железы.

г) Точка Кача на 4-7 см выше пупка по наружному краю левой прямой мышцы живота. Болезненна при поражении тела и хвоста поджелудочной железы.

д) Симптом Керте - при повехностной пальпации - зона мышеч­ной защиты сегмента левой прямой мышцы живота рядом с пупком.

е) Симптом Раздольского - появление зоны кожной гипересте­зии в области проекции поджелудочной железы на переднюю стенку живота при лёгкой перкуссии.

^ Жёлчно-пузырные симптомы:

  • Симптом Георгиевского-Мюсси (френикус-симптом) – болезненность в точке поверхностного расположения правого диафрагмального нерва, выявляемая при одновременном или сравнительном надавливании (т.е. сначала слева, а затем справа) кончиками пальцев в промежутке между ножками обеих кивательных (грудино-ключично-сосцевидных) мышц над медиальными концами ключиц (этот симптом положителен также при диафрагмальном плеврите).

  • Симптом Захарьина – болезненность при надавливании пальцем в точке желчного пузыря (место пересечения наружного края правой прямой мышцы живота с рёберной дугой или нижним краем печени).

  • Симптом Образцова-Мёрфи – исследующий погружает пальцы под правую реберную дугу в области проекции жёлчного пузыря и просит больного сделать глубокий вдох. В момент вдоха появляется резкая боль, вдох рефлекторно прекращается.

  • Болезненность в точках Боаса (свободные концы XI-XII правых рёбер).

  • Симптом Лепене-Василенко - боль на вдохе при постукивании согнуты­ми пальцами в области ЖП.

  • Симптом Кера – болезненность в точке жёлчного пузыря при проникающей пальпации на высоте вдоха «животом».

  • Симптом Грекова-Ортнера – боль в правом подреберье при поколачивании ульнарным краем правой кисти с одинаковой силой поочерёдно по обеим рёберным дугам.

  • Симптом Василенко – болезненность при лёгком поколачивании кончиками пальцев в точке жёлчного пузыря на вдохе.

  • Айзенберга-2 - боль при сотрясении жёлчного пузыря (боль­ной опускается с носок на пятки).

  • Симптом Ляховицкого – при надавливании на мечевидный отросток боль в проекции жёлчного пузыря.

  • Симптом Яновера – рука врача устанавливается слева на уровне пупка и производится толчок вправо и вверх (в сторону правого подреберья). Симптом положительный при иррадиации боли в область правого подреберья.

  • Симптом Сквирского – болезненность в правом подреберье при перкуссии ребром кисти правее позвоночника на уровне IX-XI грудных позвонков.

Пальпацию печени проводят после определения локализации нижнего края печени (перкуторно или аускультативно) в горизонтальном положении со слегка согнутыми в коленях ногами по срединно-ключичной, переднеподмышечной и срединной линии живота.

Ладонь правой руки кладут продольно на правый фланк живота кнаружи от края прямой мышцы. Кончики четырёх сомкнутых и слегка согнутых пальцев должны находиться на одном уровне и лежать вдоль найденного ранеее нижнего края печени. Большой палец правой руки не участвует в пальпации. Левой ладонью охватывают нижнюю часть правой половины грудной клетки так, чтобы большой палец лежал на рёберной дуге спереди, а остальные пальцы располагались сзади. Это необходимо для того, чтобы во время пальпации, сдавливая рёберную дугу, ограничить боковые дыхательные экскурсии правой половины грудной клетки и создать условия для увеличения амплитуды дыхательных движений правого купола диафрагмы и печени. При проведении пальпации печени врач регулирует дыхание пациента.

Сначала, после вдоха пациента «животом», врач пальцами правой руки смещает кожу брюшной стенки на 3-4 см в направлении, противоположном краю печени. Создаваемый таким образом запас кожи под пальцами облегчает их дальнейшее продвижение в глубину брюшной полости. После этого пациент делает вдох, а врач, следуя за опускающейся брюшной стенкой, плавно погружает пальцы правой кисти в глубь живота и фиксирует в таком положении руку до конца следующего вдоха. Между тыльной стороной ладони и рёберной дугой должно оставаться пространство, чтобы пропустить край печени. После этого пациент должен снова вдохнуть «животом». В это время врач левой ладонью сдавливает правую рёберную дугу сверху и сбоку, препятствуя её расширению, а правую руку удерживает неподвижно в глубине живота, оказывая ею сопротивление поднимающейся брюшной стенке. Диафрагма во время вдоха опускается, а правый купол её смещает печень вниз, которую ощупывает врач. Необходимо избегать «ныряющих» и резких движений пальпирующей руки.

Исследование повторяют несколько раз. Аналогичным образом проводят пальпацию печени в положении стоя с немного наклоненным вперёд туловищем.

Во время пальпации печени определяют ширину её края, выступающего из-под рёберной дуги, его форму (острый или закруглённый), ровность контура, консистенцию (плотность), наличие болезненности. При значительном увеличении печени отмечают характер её поверхности (гладкая или бугристая). В норме до 5-ти летнему возраста печень находится у края рёберной дуги или выступает на 1-1,5 см. В боле старшем возрасте печень у здоровых детей она не выступает из подреберья и не пальпируется.

Край неизменённой печени плотноэластической консистенции, ровный.

Пальпация селезёнки проводится в положении больного на спине и правом боку, левая рука исследующего фиксирует левое подреберье, а правой проводит снизу пальпацию, смещают пальцы снизу вверх, пытаясь определить нижний полюс. На правом боку больной лежит с согнутой в тазобедренном и коленном суставе ногой.

Если размеры селезёнки несколько увеличены, больного просят вздохнуть, в этом случае она смещается вниз, её удается прощупать, определить плотность, смещаемость, характер, края. У здоровых детей селезёнка прощупывается в том случае, если увеличена в 1,5-2 раза.

Перкуссия печени по Курлову М.Г. Определяется верхняя граница печени по правой среднеключичной линии тихой перкуссией. Перкуторная граница определяется по верхнему краю пальца-плессиметра. Нижняя граница печени проводится аналогичной перкуссией снизу вверх по среднеключичной линии живота. Перкуторная граница определяется по нижнему краю пальца-плессиметра. Переносится край верхней границы печени перпендикуляром на срединную линию живота. Далее определяется левый размер по косой линии по краю левой рёберной дуги в медиальном направлении до момента притупления звука.

После этого можно определить размеры печени:

1) расстояние от верхней до нижней границы печени по срединно-ключичной линии;

2) расстояние от условной верхней до нижней границы печени по срединной линии живота;

3) расстояние от условной верхней границы печени по срединной линии живота до притупления по левому рёберному краю.

^ Размеры печени по Курлову М.Г. (в см)

Линия

измерения

Возраст

1-3 года

4-7 лет

8-12 лет

Старше 12 лет

Правая среднеключичная

Срединная

Левая косая

5


4

3

6


5

4

8


7

6

10


9

8


Перкуссия селезёнки проводится тихой перкуссией. Для определения длинника селезёнки палец-плессиметр устанавливают перпендикулярно рёбрам и перкутируют по X межреберью в направлении к средне-подмышечной линии до появления притупления звука. Определяется передняя граница селезёнки. Задняя граница определяется аналогично, в норме передняя граница селезёнки не должна выступать за переднюю подмышечную линию, а задняя граница – за заднюю. Поперечник селезёнки определяется по средне-подмышечной линии в направлении от ясного к притупленному звуку. Поперечник обычно расположен между IX и XI ребрами.

^ Размеры селезёнки (в см)

Линии измерения

Возраст


Дошкольники

Школьники

Взрослая

Длинник

Поперечник

3-4

2-3

5-7

3-5

6-8

4-6

  • стул: нормальный, жидкий, пенистый, со слизью, зеленью, кровью, крошковатый, сухой, плотный; частота

13. Мочеполовая система:

  • осмотр области поясницы, боковых и паховых областей живота

Пальпация почек. Почки пальпируются бимануально.

  • Больного укладывают на спине со слегка согнутыми ногами.

  • Больной должен глубоко дышать.

  • Врач фиксирует левой рукой поясничную область со стороны спины (ниже XII ребра), подтягивает правую почку навстречу пальцам пальпирующей правой руки. Пальцы правой руки синхронно выдохам больного все глубже погружаются в брюшную полость. Подобным образом пальпируют и левую почку. В норме почки недоступны пальпации, расположены между XI грудным и IV-V поясничными позвонками. До 3 лет почки расположены несколько ниже, что позволяет пальпировать их нижние полюса. Нижний полюс правой почки располагается несколько ниже левой, его удается прощупать у детей до 5 лет.

  • При пальпации почки определяют её величину, форму, консистенцию, болезненность, подвижность.

^ Перкуссия почек из-за своеобразия положения органа особой практической ценности не имеет. Используется метод поколачивания почек, предложенный Пастернацким:

  • У старших детей врач прикладывает ладонь левой руки к одной из сторон поясничной области.

  • Наносит лёгкие удары по тыльной поверхности левой рукой.

  • Появляется неприятное болевое ощущение в результате сотрясения при наличии в почечной лоханке камней, набухания паренхимы органа в случае воспаления и других заболеваний. Появление болей с одной или с двух сторон во время поколачивания расценивается как положительный симптом Пастернацкого. У маленьких детей поколачивание можно проводить на животе. При болезненном ощущении на стороне поколачивания ребёнок вздрагивает, а иногда плачет.

  • симптом 12 ребра (у детей старше 5 лет)

  • мочеиспускание: произвольное, непроизвольное, болезненное

  • суточное количество мочи

14. Нервная система:

  • при обследовании детей всех возрастов отмечается реакция ребенка на
    помещение в клинику, его эмоциональный тонус, состояние сознания,
    наличие двигательных расстройств и т. д.

  • эмоции, настроение (ровное, спокойное, повышенное беспокойство, плаксивость, контакт с окружающими, интерес к игрушкам), вегетативные реакции (дермографизм), рефлексы.

  • моторные и психические функции на момент осмотра (сидение, стояние, ползание, хождение, речь).

  • при исследовании детей первого года жизни обращается внимание на
    наличие или отсутствие физиологических рефлексов

  • менингеальные симптомы: ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, симптомы Брудзинского (верхний, нижний, лобковый), выбухание родничка.

  • органы чувств. Ширина глазных щелей, нистагм, косоглазие, зрительное и слуховое сосредоточение. Величина и симметричность зрачков, реакция их на свет. Наличие болевой реакции при надавливании на трагусы.

15. Антропометрические данные: масса, длина, окружность: головы, груди, плеча, бедра, голени. Индексы: Чулицкой (упитанности), Эрисмана, Тура

Оценка физического развития: хорошее, среднее, низкое, соответствует или нет возрасту обследуемого.

^ VI. ДАННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Оценка результатов лабораторных и инструментальных исследований.

VII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Кратко обоснованный ДИАГНОЗ, основного и сопутствующих заболеваний, выставляются на основании синтетического анализа данных субъективного состояния больного, анамнеза заболевания, анамнеза жизни, объективного исследования.
^

VIII. ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО


Составляется с учетом имеющихся и недостающих объективных, лабораторных и инструментальных данных о характере предполагаемого заболевания: клинические и биохимические исследования крови, мочи, кала, объем и характер рентгенологического обследования и т. д.

^ IX. ЛЕЧЕНИЕ

Больному с первого дня необходимо назначить и отметить в дневнике: режим, диетическое питание (с указанием ограничений отдельных продуктов), определить медикаментозную терапию, которую изложить в следующем порядке: этиотропная, патогенетическая, симптоматическа, физиотерапевтические процедуры (грелки, компрессы, массаж, специальные процедуры). Нередко детям до выяснения истинной природы заболевания, приходится назначать посиндромную терапию, но и в этих случаях неукоснительно соблюдается патогенетический принцип.

^ X. ДНЕВНИК ЗАБОЛЕВАНИЯ

Течение заболевания отмечается в дневнике, в котором излагается только динамика субъективного состояния больного и объективных патологических изменений в его организме. Дневник состоит из ежедневной записи жалоб и регистрации основных отправлений организма ребенка, сна, аппетита, усвояемости и переносимости пищи. Затем производится объективное исследование и запись только тех данных, которые отражают динамику патологического процесса. Обязательно отмечается состояние кожи и зева.

^ Схема написания дневника

Дата

Т° С

Пульс

ЧД

АД

Параметры ИВЛ

Данные осмотра.

Результаты лабораторных, функциональных и инструментальных методов обследования.

Заключение.

Тактика дальнейшего ведения

Назначения:

  • режим

  • питание

  • лекарственные препараты

  • физиопроцедуры

  • обследования

  • прививки

^ XI. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

При всех заболеваниях после первого осмотра, но не позднее третьего дня наблюдения за ребенком, необходимо составить первоначальное (иногда в предположительной форме, в виде рабочей гипотезы) суждение о характере и сущности заболевания, динамическом наблюдении за больным. Выставляется основной клинический диагноз и сопутствующие состояния.

Клинический диагноз ставится исходя из:

  • Генеологического анамнеза

  • Состояния соматического здоровья родителей

  • Инфекционных заболеваний матери

  • Социально-психологического статуса семьи

  • Наличия гинекологической патологии и отягощенного акушерского анамнеза у матери

  • Особенностей течения беременности и родов

  • Состояния ребенка с рождения

  • Наличия врожденной и наследственной патологии, стигм дисэмбриогенеза

  • Данных лабораторных и функциональных методов обследования

  • Динамики состояния в дальнейшем, реакции на лечение

Клинический диагноз включает в себя

  • Основной – заболевание, угрожающее жизни больного или определяющее тяжесть состояния.

  • Конкурирующими могут быть несколько заболеваний, тяжесть которых одинаково важна в состоянии ребенка.

  • Сопутствующий - заболевания, которые не угрожая жизни больного, требуют обследования и лечения

  • Фон – это состояния, которые сами по себе не требуют лечения, но их наличие может утяжелить течение основного заболевания или вызвать осложнения.

  • Осложнения – это те патологические состояния, которые возникают у больного в ходе лечения. Они могут быть логичным исходом заболевания или ятрогенными.

При постановке диагноза необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Нозологическая форма по МКБ

  2. Этиология

  3. Форма заболевания

  4. Течение (степень тяжести)

  5. Фаза (период)

^ XII. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Дифференциальная диагностика проводится внутри нозологической

единицы.


XIII. ЭПИКРИЗ

Эпикриз составляется при всех исходах заболевания: в случае выздоровления больного (выписной), при переводе больного в другое лечебное учреждение (переводной), при направлении умершего на патологоанатомическое исследование (посмертный).

В эпикризе должно быть в сжатой, но исчерпывающей форме изложены фактические данные о больном, отражены динамика и характерные особенности течения болезни, терапия, ее эффективность и безуспешность, исход болезни и прогноз заболевания. При этом в нем должно быть отражено:

  • степень вовлечения органов и систем в патологический процесс

  • индивидуальные особенности течения болезни

  • обоснование целесообразности применения методов лечения и их критическая оценка

  • рекомендации после выписки больного

  • обоснование прогноза на ближайшее время


Пример написания эпикриза: ребенок .... находился на лечении в стационаре (отделение)...... в течение....... дней с диагнозом ......... . Проведено обследование….., лечение ......... . На фоне проведенной тера­пии состояние… (улучшилось, ухудшилось, не изменилось). Планируется продолжить стационарное лечение и обследование (какое и как долго) / или / выписать под диспансерное наблюдение (соста­вить план диспансерного наблюдения).

Дата Подпись куратора




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Воронеж 2001 г
Черных А. В., Витчинкин В. Г., Котюх В. А., Малеев Ю. В., Якушева Н. В., Исаев А. В., Левтеев Е....
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса медико-диагностического факультета, 6 курса лечебного

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Казань 2011

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии для студентов педиатрического

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса педиатрического факультета цикл «детская гастроэнтерология» icon Учебно-методическое пособие для студентов 6 курса лечебного факультета и факультета по подготовке

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы