|
Скачать 84.85 Kb.
|
Городское бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №375 г. Москвы КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ ТЕМА: «ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ» ( 8 класс) Учитель: Варенье И.В. - 2011-2012 учебный год – ЗАДАЧИ УРОКА. Образовательные: -проверить знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы, о пищевых продуктах и питательных веществах; -познакомить учащихся со строением и функциями ротовой полости; -дать представление о классификации зубов, их строении и функциях; -поговорить о заболеваниях зубов и их профилактике; -познакомить с правилами ухода за зубами; -показать влияние никотина на состояние зубов; -закрепить полученные знания. Развивающие: -продолжить работу по развитию ОУУН (работа в паре, работа с учебным текстом и рисунками; умение сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи; владение монологической речью; учебное слушание); -развитие продуктивного логического мышления; -развитие психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание и т.д.) Воспитательные: -развитие познавательного интереса к предмету; -создать условий для мотивации учения; -продолжить работу по привитию навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья; -профилактика курения; -воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объема работы. ^ Изучение нового учебного материала. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные. ФОПД уч-ся: фронтальная, индивидуальная, групповая или парная ) ОБОРУДОВАНИЕ: - таблицы «Строение пищеварительной системы », «Зубы», «Глотание и дыхание»; -задания (1 набор на парту); -карточки для индивидуальной и групповой работы; -расческа, вата и зубная щетка; -кодоскоп, -цинк (кусочек и порошок ), соляная кислота, стеклянные чашки.(можно взять кусочек сахара и сахарный песок, растворив их в воде) ^ 1.Организационный момент (построение, приветствие, подготовка рабочего места, настрой на работу…) 2.Проверка ЗУН. (дать 2 индивидуальные карточки сильным учащимся по новому материалу ) ЗАДАНИЕ 1. Что из предложенного списка относится к пищевым продуктам, а что – к питательным веществам? Мясо, орехи, белки, морковь, вода, жиры, молоко, хлеб, яблоко, витамины. Вопросы 1. Какие питательные вещества не вошли в данный список? 2. Чем обеспечивают наш организм пища и питательные вещества, входящие в ее состав? УЧИТЕЛЬ: Продукты питания, попадая в пищеварительный тракт, проходят длительный путь со сложной обработкой, прежде чем питательные вещества окажутся подготовленными для поступления в кровь. Этот процесс называется пищеварением. И.П.Павлов, знаменитый русский физиолог, выразил сущность данного процесса следующими словами. ЗАДАНИЕ 2. Внимательно прочитайте текст: Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений , в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота по разветвленной сети дорог переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки его. Вопросы. 1.Переведите на биологический язык выделенные в тексте образные выражения. 2.Дайте определение понятию «пищеварение», отразив его основные этапы. УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте вспомним строение пищеварительной системы. ЗАДАНИЕ 3.а) Решите, какое слово в предложенном списке органов является лишним: глотка, гортань, пищевод, желудок, кишечник (Ответ пояснить ) б) Решите, какое слово отсутствует в списке отделов пищеварительной трубки. Найдите ему место в предложенной цепочке слов: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие. в) Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы: рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка. г) Покажите по таблице органы пищеварительной системы по порядку (1 уч-ся – у доски) ^ Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости. На языке расположены рецепторы вкуса, которые позволяют нам различать кислое, сладкое, горькое, соленое. Благодаря вкусу, а также запаху и температурным ощущениям здесь осуществляется опробование пищи, анализ ее пригодности к употреблению Сегодня мы узнаем о том, как устроена ротовая полость и что в ней происходит; познакомимся со строением и функциями зубов, поговорим о правилах ухода за ними. Записываем тему урока (она записана на доске ). ^ Используя рисунок 60 учебника, рассмотрите строение ротовой полости и подумайте, что еще можно было бы подписать, чтобы показать строение ротовой полости более полно? Вопросы: 1. Почему эпителий слизистой оболочки твердого неба и десен имеет хорошо выраженное ороговение? 2. Для чего нужен небный язычок? УЧИТЕЛЬ: Поговорим чуть подробнее о миндалинах (гландах) Карточка 1 (индивидуальная работа ученика). ^ 1.Используя текст учебника , составьте небольшой рассказ о миндалинах по плану: -где расположены; -цвет (в норме); -чем они образованы; -функция (подробно); -воспаление миндалин (как называется, последствия, признаки). 2.Миндалины - это мощная защита нашего организма. Почему же иногда их приходится удалять? (обдумай ответ; задай этот вопрос классу) ^ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗУБОВ» (смотри задание 5) ЗАДАНИЕ 5 Вопросы (параграф 31 1и2 разделы, рисунки 62-65) 1.Сколько зубов во рту у взрослого человека? 2.Где они расположены? 3.Когда появляются первые зубы? Как они называются? 4.С какого возраста и почему начинается замена молочных зубов на постоянные? 5.Каково внешнее строение зуба? 6.Каково внутреннее строение зуба? 7.Каковы функции зубов? 8.Почему пищу нужно хорошо пережевывать? УЧИТЕЛЬ: Давайте посмотрим, как эти функции распределяются между различными типами зубов (после 7 вопроса) Карточка 2 (индивидуальная работа ученика ) ^ 1.Используя текст учебника, составьте небольшой рассказ по плану: -классификация зубов по форме (укажите количество зубов каждого типа, назовите их и покажите по таблице на доске) -функции резцов и клыков, коренных зубов (покажите взаимосвязь строения м функций зубов ) 2.Как вы думаете, почему клыки у человека (в отличие от животных) мало отличаются от резцов? (страница 13 пункт «Г»; на парте – рисунок черепа хищного млекопитающего). ^ Классификация зубов по форме: 1.Резцы 2.Клыки – длинные, плоские, с заостренными краями; служат для откусывания пищи. 3.Коренные – имеют широкую, бугристую, жевательную поверхность; служат для пережевывания ( измельчения, перетирания, дробления ) пищи, то есть механической ее обработки. Вопрос. Почему пищу надо хорошо пережевывать? УЧИТЕЛЬ: Давайте остановимся на этом важном для жизни моменте. Ведь недаром в народе говорят: «Кто хорошо жует, тот долго живет». Чтобы понять, в чем смысл пережевывания пищи, проделаем небольшой опыт (демонстрация опыта с цинком (кусочек и порошок) и соляной кислотой с использованием кодоскопа; обсуждение результатов). То есть уже в ротовой полости идет подготовка к дальнейшей химической обработке пищи ферментами в желудке и кишечнике. Теперь давайте поговорим о заболеваниях зубов. Как это ни печально, но зуб, как и любой другой орган, может заболеть. Кариес - самое распространенное заболевание зубов. Доклад (индивидуальная домашняя работа учащегося ). ^ Целость зуба зависит от целости эмали, которая защищает зуб от стирания и попадания микробов. Эмаль (показать по таблице на доске) – вещество твердое, по прочности не уступает стали, но - хрупкое и не способно к регенерации, то есть к восстановлению. Эмаль не выдерживает резкой смены температуры, трения о металлические предметы, действия кислот. Трещины могут возникнуть и от нарушения питания, связанного с недостатком витамина «Д» и «С», минеральных солей, содержащих такие элементы как фтор и кальций. Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. Малейшие трещины на зубе (показать по таблице) заселяются микробами, зуб все больше и больше разрушается ( показать по таблице ). Образуется углубление – дупло (показать ). Оно постепенно доходит до пульпы зуба и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит (показать). Признаки пульпита - зубная боль, чувствительность зуба к температуре пищи. Если зуб вовремя не вылечить, он разрушится и его придется удалить. Поэтому при обнаружении любых повреждений зуба следует немедленно обратиться к стоматологу. Остановить разрушение зуба поможет пломба. ^ Давайте закрепим полученные знания и заодно обсудим, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить зубы здоровыми на долгое время. ^ по учебнику – страница 130 , раздел «Здоровые зубы - важное условие сохранения здоровья человека». Карточки: 1.Почему так необходимо следить за зубами? 2.Почему вредно грызть леденцы, орехи и ковырять в зубах металлическими предметами, чтобы удалить частицы пищи после еды? 3.Почему нельзя есть мороженое, запивая его горячим кофе? 4.Почему после еды необходимо тщательно прополаскивать рот? 5.Какова частота и правила чистки зубов? Вопрос классу (пока другие учащиеся работают по карточкам): Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами? ^ острые края разрушенных зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к появлению долго не заживающих язвочек. К карточке 2: можно воспользоваться зубной нитью или зубочисткой из дерева или пластмассы (или спросить у детей). К карточке 3: аналогичное явление наблюдается и при курении. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог дыхательных путей. Чем больше при этом контраст температур, тем выше вероятность повреждения эмали. ^ (его можно подготовить заранее; он может допустить ошибки, которые класс должен исправить). Боковые движения не очищают ротовую полость от частиц пищи, застрявших между зубами. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Сырые фрукты и овощи (яблоки, морковь) способствуют естественному очищению зубов, но этого недостаточно. Необходимо использовать зубную пасту (по времени – обсудить роль жевательной резинки ). ^ что узнали, что запомнилось, понравилось, вызвало трудности и т. д.; оценка деятельности учащихся и т. д. УЧИТЕЛЬ. На следующем уроке мы продолжим изучать пищеварение в ротовой полости и поговорим о химической обработке пищи, проведем и лабораторную работу по этой теме. 7.Домашнее задание. Параграф 31, вопросы 1, 4-6, практическая работа на странице 125 устно, по тетради, принести одинарные листочки для лабораторной работы (дать рекомендации по выполнению домашнего задания; указать, на что обратить внимание). |