Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс)





Скачать 84.85 Kb.
Название Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс)
Дата 17.12.2012
Размер 84.85 Kb.
Тип Конспект
Городское бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №375 г. Москвы





КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ


ТЕМА: «ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ»

( 8 класс)


Учитель: Варенье И.В.


- 2011-2012 учебный год –

ЗАДАЧИ УРОКА.

Образовательные:

-проверить знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы, о пищевых продуктах и питательных веществах;

-познакомить учащихся со строением и функциями ротовой полости;

-дать представление о классификации зубов, их строении и функциях;

-поговорить о заболеваниях зубов и их профилактике;

-познакомить с правилами ухода за зубами;

-показать влияние никотина на состояние зубов;

-закрепить полученные знания.

Развивающие:

-продолжить работу по развитию ОУУН (работа в паре, работа с учебным текстом и рисунками; умение сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи; владение монологической речью; учебное слушание);

-развитие продуктивного логического мышления;

-развитие психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание и т.д.)

Воспитательные:

-развитие познавательного интереса к предмету;

-создать условий для мотивации учения;

-продолжить работу по привитию навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья;

-профилактика курения;

-воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объема работы.

^ ТИП УРОКА: Изучение нового учебного материала.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные.

ФОПД уч-ся: фронтальная, индивидуальная, групповая или парная )

ОБОРУДОВАНИЕ:

- таблицы «Строение пищеварительной системы », «Зубы», «Глотание и дыхание»;

-задания (1 набор на парту);

-карточки для индивидуальной и групповой работы;

-расческа, вата и зубная щетка;

-кодоскоп,

-цинк (кусочек и порошок ), соляная кислота, стеклянные чашки.(можно взять кусочек сахара и сахарный песок, растворив их в воде)

^ ЭТАПЫ УРОКА

1.Организационный момент (построение, приветствие, подготовка рабочего места, настрой на работу…)

2.Проверка ЗУН. (дать 2 индивидуальные карточки сильным учащимся по новому материалу )

ЗАДАНИЕ 1. Что из предложенного списка относится к пищевым продуктам, а что – к питательным веществам?

Мясо, орехи, белки, морковь, вода, жиры, молоко, хлеб, яблоко, витамины.

Вопросы 1. Какие питательные вещества не вошли в данный список?

2. Чем обеспечивают наш организм пища и питательные вещества, входящие в ее состав?


УЧИТЕЛЬ: Продукты питания, попадая в пищеварительный тракт, проходят длительный путь со сложной обработкой, прежде чем питательные вещества окажутся подготовленными для поступления в кровь. Этот процесс называется пищеварением.

И.П.Павлов, знаменитый русский физиолог, выразил сущность данного процесса следующими словами.

ЗАДАНИЕ 2. Внимательно прочитайте текст:

Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений , в которых он подвергается известной механической и главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота по разветвленной сети дорог переводится в магазины тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят известные реактивы для соответственной обработки его.

Вопросы. 1.Переведите на биологический язык выделенные в тексте образные выражения.

2.Дайте определение понятию «пищеварение», отразив его основные этапы.

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте вспомним строение пищеварительной системы.

ЗАДАНИЕ 3.а) Решите, какое слово в предложенном списке органов является лишним: глотка, гортань, пищевод, желудок, кишечник (Ответ пояснить )

б) Решите, какое слово отсутствует в списке отделов пищеварительной трубки. Найдите ему место в предложенной цепочке слов: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

в) Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы: рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка.

г) Покажите по таблице органы пищеварительной системы по порядку (1 уч-ся – у доски)

^ 3.Постановка целей.

УЧИТЕЛЬ:
Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости. На языке расположены рецепторы вкуса, которые позволяют нам различать кислое, сладкое, горькое, соленое. Благодаря вкусу, а также запаху и температурным ощущениям здесь осуществляется опробование пищи, анализ ее пригодности к употреблению Сегодня мы узнаем о том, как устроена ротовая полость и что в ней происходит; познакомимся со строением и функциями зубов, поговорим о правилах ухода за ними.

Записываем тему урока (она записана на доске ).

^ 4. Изучение нового учебного материала.

ЗАДАНИЕ 4.
Используя рисунок 60 учебника, рассмотрите строение ротовой полости и подумайте, что еще можно было бы подписать, чтобы показать строение ротовой полости более полно?

Вопросы: 1. Почему эпителий слизистой оболочки твердого неба и десен имеет хорошо выраженное ороговение?

2. Для чего нужен небный язычок?

УЧИТЕЛЬ: Поговорим чуть подробнее о миндалинах (гландах)

Карточка 1 (индивидуальная работа ученика).

^ Текст карточки:

1.Используя текст учебника , составьте небольшой рассказ о миндалинах по плану:

-где расположены;

-цвет (в норме);

-чем они образованы;

-функция (подробно);

-воспаление миндалин (как называется, последствия, признаки).

2.Миндалины - это мощная защита нашего организма. Почему же иногда их приходится удалять? (обдумай ответ; задай этот вопрос классу)

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНИКУ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЗУБОВ» (смотри задание 5)

ЗАДАНИЕ 5

Вопросы (параграф 31 1и2 разделы, рисунки 62-65)

1.Сколько зубов во рту у взрослого человека?

2.Где они расположены?

3.Когда появляются первые зубы? Как они называются?

4.С какого возраста и почему начинается замена молочных зубов на постоянные?

5.Каково внешнее строение зуба?

6.Каково внутреннее строение зуба?

7.Каковы функции зубов?

8.Почему пищу нужно хорошо пережевывать?

УЧИТЕЛЬ: Давайте посмотрим, как эти функции распределяются между различными типами зубов (после 7 вопроса)

Карточка 2 (индивидуальная работа ученика )

^ Текст карточки:

1.Используя текст учебника, составьте небольшой рассказ по плану:

-классификация зубов по форме (укажите количество зубов каждого типа, назовите их и покажите по таблице на доске)

-функции резцов и клыков, коренных зубов (покажите взаимосвязь строения м функций зубов )

2.Как вы думаете, почему клыки у человека (в отличие от животных) мало отличаются от резцов? (страница 13 пункт «Г»; на парте – рисунок черепа хищного млекопитающего).

^ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДИ:

Классификация зубов по форме:

1.Резцы

2.Клыки – длинные, плоские, с заостренными краями; служат для откусывания пищи.

3.Коренные – имеют широкую, бугристую, жевательную поверхность; служат для пережевывания ( измельчения, перетирания, дробления ) пищи, то есть механической ее обработки.

Вопрос. Почему пищу надо хорошо пережевывать?

УЧИТЕЛЬ: Давайте остановимся на этом важном для жизни моменте. Ведь недаром в народе говорят: «Кто хорошо жует, тот долго живет». Чтобы понять, в чем смысл пережевывания пищи, проделаем небольшой опыт (демонстрация опыта с цинком (кусочек и порошок) и соляной кислотой с использованием кодоскопа; обсуждение результатов). То есть уже в ротовой полости идет подготовка к дальнейшей химической обработке пищи ферментами в желудке и кишечнике.

Теперь давайте поговорим о заболеваниях зубов. Как это ни печально, но зуб, как и любой другой орган, может заболеть. Кариес - самое распространенное заболевание зубов.

Доклад (индивидуальная домашняя работа учащегося ).

^ Текст доклада «Кариес. Пульпит»:

Целость зуба зависит от целости эмали, которая защищает зуб от стирания и попадания микробов. Эмаль (показать по таблице на доске) – вещество твердое, по прочности не уступает стали, но - хрупкое и не способно к регенерации, то есть к восстановлению. Эмаль не выдерживает резкой смены температуры, трения о металлические предметы, действия кислот. Трещины могут возникнуть и от нарушения питания, связанного с недостатком витамина «Д» и «С», минеральных солей, содержащих такие элементы как фтор и кальций. Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. Малейшие трещины на зубе (показать по таблице) заселяются микробами, зуб все больше и больше разрушается ( показать по таблице ). Образуется углубление – дупло (показать ). Оно постепенно доходит до пульпы зуба и инфекция проникает в нее, вызывая воспаление – пульпит (показать). Признаки пульпита - зубная боль, чувствительность зуба к температуре пищи. Если зуб вовремя не вылечить, он разрушится и его придется удалить. Поэтому при обнаружении любых повреждений зуба следует немедленно обратиться к стоматологу. Остановить разрушение зуба поможет пломба.

^ 5. Закрепление ЗУН.

УЧИТЕЛЬ:
Давайте закрепим полученные знания и заодно обсудим, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить зубы здоровыми на долгое время.

^ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ПАРАХ (ИЛИ ГРУППАХ) по учебнику – страница 130 , раздел «Здоровые зубы - важное условие сохранения здоровья человека».

Карточки:

1.Почему так необходимо следить за зубами?

2.Почему вредно грызть леденцы, орехи и ковырять в зубах металлическими предметами, чтобы удалить частицы пищи после еды?

3.Почему нельзя есть мороженое, запивая его горячим кофе?

4.Почему после еды необходимо тщательно прополаскивать рот?

5.Какова частота и правила чистки зубов?

Вопрос классу (пока другие учащиеся работают по карточкам):

Почему у людей, даже здоровых, ротовая полость богата микробами?

^ УЧИТЕЛЬ. К карточке 1: острые края разрушенных зубов могут вызвать ранение языка, щек, что приводит к появлению долго не заживающих язвочек.

К карточке 2: можно воспользоваться зубной нитью или зубочисткой из дерева или пластмассы (или спросить у детей).

К карточке 3: аналогичное явление наблюдается и при курении. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог дыхательных путей. Чем больше при этом контраст температур, тем выше вероятность повреждения эмали.

^ К карточке 5:Попросмть ученика продемонстрировать, как правильно почистить зубы, предложив расческу с ватой (имитация зубов с частичками пищи) и зубную щетку (его можно подготовить заранее; он может допустить ошибки, которые класс должен исправить).

Боковые движения не очищают ротовую полость от частиц пищи, застрявших между зубами. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить. Сырые фрукты и овощи (яблоки, морковь) способствуют естественному очищению зубов, но этого недостаточно. Необходимо использовать зубную пасту (по времени – обсудить роль жевательной резинки ).

^ 6.Подведение итогов работы на уроке:

-
что узнали, что запомнилось, понравилось, вызвало трудности и т. д.; оценка деятельности учащихся и т. д.

УЧИТЕЛЬ. На следующем уроке мы продолжим изучать пищеварение в ротовой полости и поговорим о химической обработке пищи, проведем и лабораторную работу по этой теме.

7.Домашнее задание. Параграф 31, вопросы 1, 4-6, практическая работа на странице 125 устно, по тетради, принести одинарные листочки для лабораторной работы (дать рекомендации по выполнению домашнего задания; указать, на что обратить внимание).

плохо
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Пищеварение в ротовой полости
Цель разъяснить значение вкусовых рецепторов, познакомить со строением ротовой полости и строением...
Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon «Пищеварение в ротовой полости»
Цели: закрепить знания о строении пищеварительной системы, выявить особенности пищеварения в ротовой...
Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Конспект открытого урока по биологии Тема: «Взаимодействие генов. Множественное действие генов»

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon «Пищеварение в ротовой полости»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7 имени А. С....
Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Конспект урока по биологии с использованием икт автор: Биканова Наталья Викторовна, учитель биологии

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Урок №30 «Пищеварение в ротовой полости»
Точность восприятия вкуса зависит от температуры пищи. Острее всего вкус воспринимается при 240С
Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Данный конспект рассчитан на два урока. Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета»

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Конспект урока по теме (Курс «Естествознание». 10 класс)

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Конспект открытого урока «Наркомания угроза обществу» 9 класс

Конспект урока по биологии тема: «пищеварение в ротовой полости» ( 8 класс) icon Конспект урока по биологии в 8 классе «Витамины»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы