|
Скачать 127.9 Kb.
|
Содержание
Урок 1 Цели урокаДемонстрация опыта. Плотное (компактное) вещество Губчатое вещество Типы соединения костей Урок 2 Цели урока АТЛАНТ (1-й шейный позвонок) АКСИС (2-й шейный позвонок) |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Юго-восточное окружное управление образования ГОУ СОШ №489 Методическая разработка по теме: «Опорно-двигательная система. Скелет человека» Исполнитель: учитель биологии ГБОУ СОШ № 489 Фаттахетдинова Эльвира Абдуловна Москва 2012г. Тема: «Опорно-двигательная система. Скелет человека». 8 класс Данный конспект рассчитан на два урока. Тема 1 урока: «Опорно-двигательная система. Кости скелета». Тема 2 урока: «Строение скелета». Преподавание ведется по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. 8 класс. ^ изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей. Задачи урока:
сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой. Оборудование: Таблицы, презентация к уроку. План урока: 1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала. 2.1. Состав и функции опорно-двигательной системы. 2.2 Форма костей 2. 2. Строение кости. 2.3. Химический состав кости. Демонстрация опыта. 2.4 Внутреннее строение костей. 2.5 Соединения костей. 3. Закрепление и обобщение пройденного материала. 4. Домашнее задание. Ход урока:
1 слайд Вопрос к классу?
(Опорно-двигательная система)
( Скелет и мышцы) Записываем тему урока: «Опорно-двигательная система. Строение костей». Попробуйте ответить на вопрос: какую функцию выполняет скелет? Формулируем с учащимися функции скелета и записываем в тетрадь.
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
Кости скелета защищают органы от травм
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения. 2 слайд Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу: Форма костей
3 слайд Строение трубчатой кости Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? ( диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца) Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части. 4 слайд Попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (придает костям прочность, упругость и эластичность) За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы) Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость. Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт. ^ При прокаливании кости органические вещества обугливаются. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках. После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны. Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? ( у стариков) С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента. 5 слайд Внутреннее строение костей Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости? Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции. ^ особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость. ^ образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки. 6 слайд Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении? При переломах за счет чего происходит восстановление костей? Учащиеся высказывают свои предположения. Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь. Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах. 7 слайд Как соединяются между собой кости в скелете? Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь. ^
8 слайд Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав) Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи) Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами. Рассмотрим движение в локтевом суставе. Задания на закрепление материала Перед вами даны изображения костей. Определите их форму. Домашнее задание Учебник стр. 100-107, вопросы с 1 по 11 ^ : изучить строение скелета человека. Задачи урока:
Сформировать понятия о скелете человека, об особенностях строения черепа, позвоночника, грудной клетки, верхней и нижней конечности.
Развитие умений и навыков, развитие логического мышления, развитие навыков работы с учебником
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье Оборудование: Таблицы, презентация, модель строения черепа. План урока:
3. Объяснение нового материала. 3.1. Основные отделы скелета человека 3.2 Скелет головы 3. 3 Скелет туловища 3.4. Строение позвоночника 3.5 Строение грудной клетки 3.6 Строение шейных позвонков 3.7 Скелет верхней и нижней конечности 4. Закрепление и обобщение пройденного материала. 5. Домашнее задание. Ход урока
Фронтальный опрос. Вопросы к классу:
9 слайд Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека? Записываем в тетрадь: Скелет головы Скелет туловища Скелет конечностей 10 слайд Скелет головы – череп. Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишем в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа. Мозговой отдел черепа: парные - височная, теменная, и непарные –затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая. Лицевой отдел черепа: парные – скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные, непарные- нижняя челюсть. Вопрос к классу. Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп? (защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица). 11 слайд Скелет туловища Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник. 12 слайд Продолжаем изучение строения позвоночника и рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник. Шейный (7 позвонков), грудной( 12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков). 13 слайд Назовите, какими отделами представлена грудная клетка? Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи). Какие функции выполняет грудная клетка? (защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.) 14 слайд Рассмотри строение шейных позвонков. 1 шейный позвонок – атлант. 2 шейный позвонок – аксис. ^ Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами). ^ Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы. 15 слайд Скелет верхней конечности. Задание классу. По учебнику назовите основные кости верхней конечности. Пояс верхней конечности и скелет свободной верхней конечности. Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами. Скелет свободной конечности состоит из: Плеча, предплечья и кисти. Предплечье образовано локтевыми и лучевыми костями. Кисть образована запястьем, пястью и фалангами пальцев. Вопрос классу. Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности? ( плечевой, локтевой). 16 слайд Скелет нижней конечности. Задание классу. По учебнику назовите основные кости нижней конечности. Пояс нижней конечности и скелет свободной нижней конечности. Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб. Скелет свободной нижней конечности состоит из: бедра, голени и стопы. Голень состоит из большой берцовой кости и малой берцовой кости. Стопа представлена предплюсной, плюсной и фалангами пальцев. Вопрос к классу. Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность? (тазобедренный, коленный, голеностопный) Задания на закрепление материала Перед вами конечности человека – рука и нога. Соберите правильно конечности. Домашнее задание Учебник стр.108-115, вопросы с 1по 9. Составить кроссворд по теме: «Скелет» Литература:
|