|
Скачать 0.85 Mb.
|
МИнистерство образования и науки российской федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский педагогический государственный университет НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по общепрофессиональным дисциплинам (ОПД)» Состав научно-образовательного коллектива:
Москва 2010 Аннотации программ ДПО, реализуемых на факультете переподготовки специалистов по дефектологии
Программа ДПО «Логопедия» по направлению «Образование лиц с нарушениями речи» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере логопедии. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-логопеда в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (дизартрия, алалия, нарушения письменной речи и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора средств, методов и приемов логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста.
Программа ДПО «Олигофренопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями интеллекта» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере олигофренопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-олигофренопедагопеда в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, характеризующие процессуальный компонент коррекционно-образовательного процесса (методы, формы, организационные модели, технологии обучения, воспитания и социальной адаптации лиц с нарушениями интеллекта, психолого-педагогическая диагностика, образовательный мониторинг и др.). ^ Программа ДПО «Специальная психология» по направлению «Психологическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере специальной психологии. С учетом квалификационных требований к подготовке специального психолога в содержание программы включены: блок медико-биологических дисциплин (невропатология, патопсихология, нейропсихология и др.), дисциплины предметной подготовки и дисциплины по выбору, раскрывающие основные подходы и направления психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями интеллекта, слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.), практическую направленность психологического сопровождения в абилитационной и реабилитационной работе.
Программа ДПО «Сурдопедагогика» по направлению «Образование лиц с нарушениями слуха» предполагает переподготовку специалистов для ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере сурдопедагогики. С учетом квалификационных требований к подготовке учителя-сурдопедагога в содержание программы включены медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, невропатология, психопатология и др.), дисциплины предметной подготовки (сурдопедагогика, методика развития слухового восприятия и обучения произношению, основы аудиологии и слухопротезирования и др.) и дисциплины по выбору, изучение которых обеспечивает формирование ключевых компетенций в области психолого-педагогической диагностики слухо-речевых нарушений, теоретического обоснования и практического выбора современных средств, методов и приемов коррекционно-реабилитационной работы с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста, имеющими нарушения слуха. ^ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ программам дополнительного профессионального образования Общепрофессиональные дисциплины НевропатологояВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ^ Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте конспект на тему: «Роль известных отечественных физиологов в развитии предмета нейрофизиологии.» Контрольные вопросы: 1. Что является предметом изучения нейрофизиологии? 2. Значение нейрофизиологии для дефектологии? 3. Роль учения А.А. Ухтомского в развитии представлений о функциях нервной системы? ^ Задания для самостоятельной работы:1.Зарисуйте формирование нервной трубки и мозговых пузырей. 2. Составьте конспект на тему: «критические периоды в развитии нервной системы». 3 Составьте таблицу, где перечислите основные этапы пренатального и постнатального периода развития нервной системы. 4 Cоставьте таблицу, где укажите виды нейроглии и дадите им характеристику. Контрольные вопросы:1.Дайте определение понятию «филогенез» и «онтогенез». 2. Перечислите основные периоды онтогенеза и дайте им характеристику. 3. Перечислите основные этапы формирования нервной системы. 4 Что такое «эволюция нервной системы»? 5 Дайте общий обзор нервной системе. 6. Дайте определение синапсу. 7. Перечислите структуры входящие в состав центральной и периферической нервной системы. 8. Перечислите виды нейронов.9. Объясните в чем отличие дендритов от аксонов. 3.Спинной мозг Задания для самостоятельной работы: 1.Нарисуйте нервную клетку, нейроглию. 2.Составте таблицу, где перечислите специфические включения нервной клетки, выполняемую функцию каждого включения и значения. 3.Нарисуйте спинной мозг в поперечном разрезе. 4. Нарисуйте рефлекторную дугу соматическую и вегетативную. Контрольные вопросы: 1.Что такое «синапс»? Виды синапсов 2 Дайте определение сегменту спинного мозга. Сколько сегментов в спинном мозге? 3. Какие функции выполняет спинной мозг? 4.Дайте определение сегменту спинного мозга. 5. В чем отличие соматической и вегетативной нервной системы? 6. Даете определение ретикулярной формации. 7. Опишите строение вегетативной нервной системы. Дайте характеристику симпатической и парасимпатической части вегетативной нервной системы. 8. Перечислите где расположены центры вегетативной нервной системы. 4.Головной мозг Задания для самостоятельной работы:1.Нарисуйте схему ствола головного мозга. 2.Нарисуйте отделы надстволья головного мозга. 3.Составьте таблицу, где укажите все черепно-мозговые нервы и дадите характеристику каждому из них.4.Нарисуйте схему взаимоотношений коры и подкорковых структур головного мозга. Контрольные вопросы: 1. Перечислите отделы головного мозга. 2. Объясните принцип строения ствола головного мозга. 3. Перечислите подкорковые ядра и объясните функциональное значение каждого из них. 4 Объясните взаимоотношение пирамидной и экстрапирамидной системы. 5. Какого функциональное значение ликвора? 6. Охарактеризуйте желудочковую систему головного мозга. 7. Мозжечок, его строение, выполняемая функция и патология при поражении. 8. Объясните особенности строения коры головного мозга моторной и сенсорной зоны. |