Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»





Скачать 210.26 Kb.
Название Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
О.Е. Психофизиология
Дата 29.03.2013
Размер 210.26 Kb.
Тип Программа
Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии


Утверждено

на заседании кафедры общей психологии

от 23 октября 2009 г. протокол № 1

Зав.кафедрой общей психологии

к. пс.н., профессор Иванов Ф.Е. ___________


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Психофизиология»


Автор:

Сварник О.Е., канд. психол. наук


Москва

2009


Печатается по решению кафедры общей психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»


Сварник О.Е. Психофизиология.. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с.


© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© ^ Сварник О.Е. 2009 г.


Содержание



  1. Программа курса.......................................................................................................4

Выписка из госстандартов................................................................................................4

    1. Пояснительная записка......................................................................................4

    2. Содержание курса................................................................................................5


Раздел первый. Методология психофизиологии...........................................5

Тема 1. Мозг и нейрон..........................................................................................5

Тема 2. Методы психофизиологии....................................................................6

Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии................................................7

Тема 4. Системная психофизиология...............................................................7

Тема 5. Психофизиологическая проблема........................................................8

Раздел второй. Научные проблемы психофизиологии...................................8

Тема 6. Психофизиология научения и памяти...............................................8

Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений.......................9

Тема 8. Психофизиология сна и патологических состояний............................................................................................................10

Тема 9. Когнитивная психофизиология ........................................................11


    1. Список литературы ..........................................................................................12

    2. Глоссарий (основные понятия и определения дисциплины)...................13




  1. Распределение часов курса по темам и видам работ........................................14

  2. Организация самостоятельной работы студентов............................................14

  3. Темы рефератов.......................................................................................................16

  4. Вопросы к экзамену.................................................................................................17



^ I. Программа курса


Выписка из государственного образовательного стандарта по направлению 521000 «Психология» (Квалификация Бакалавр психологии), по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог. Преподаватель психологии):


ИНДЕКС

Психофизиология

^ ВСЕГО ЧАСОВ

ОПД.Ф.18

Принципы переработки информации в центральной нервной системе; психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология, психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология).


60



^ 1. Пояснительная записка


Курс «Психофизиология» является базовой учебной дисциплиной, обязательной в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению/специальности «Психология». Программа разработана с учетом государственного образовательного стандарта и предполагает две основные формы работы: лекции и семинары.


Основная цель курса – формирование системы научных представлений об активности мозга и его связи с психическими явлениями.


Задачи курса:

  • рассмотреть основные понятия психофизиологии

  • определить значение психофизиологии для психологии

  • познакомить студентов с методической и методологической базой психофизиологии

  • представить основные результаты отечественных и зарубежных работ по исследованию мозга, связанных с разработкой традиционных проблем психологии

  • сформировать представление о современных тенденциях в изучении мозга


Во время чтения лекций используются компьютерные презентации, позволяющие наглядно иллюстрировать современные данные, полученные при изучении мозга. В ходе изучения курса на семинарских занятиях широко используется организация дискуссий по основным вопросам курса. Проведение семинарских занятий предполагает знакомство с рекомендуемой литературой, усвоение содержания основных понятий и осмысление данных психофизиологии в рамках основных проблем психологии. Курс «Психофизиология» рекомендован для прочтения студентам после прослушивания курсов лекций по анатомии ЦНС, физиологии ЦНС и физиологии ВНД и сенсорных систем.


^ 2. Содержание курса


Раздел первый. Методология психофизиологии

Тема 1. Мозг и нейрон.


Предмет и объекты психофизиологии. Принцип «черного ящика» в психологии. Значение психофизиологии для психологии.

Общие сведения о мозге. Отделы мозга и принципы выделения структур. Представление о переработке информации в центральной нервной системе.

Нейрон – функциональная единица. Электрическая активность нейронов, теория суммации, пейсмекерный потенциал. Функционирование ионных каналов мембраны нейрона. Химическая активность нейронов. Ретроградные сигналы в нейронах. Активность генов в нейронах. Взаимодействие между нейронами. Понятие нейрональной пластичности. Специализация нейрона. Гностические нейроны. Командные нейроны.

Дисциплины, изучающие свойства мозга и его клеток: уровни анализа. Возникновение нейронауки – науки о мозге.

Вопросы к семинарам:

  1. Предмет, задачи, объекты психофизиологии.

  2. Значение психофизиологии для психологии.

  3. Основной функциональный элемент мозга. Его особенности и подходы к описанию его функционирования.

  4. Критика концепции гедонистического нейрона. Каковы «потребности» и «цели» нейрона.

  5. В чем заключается понятие «активность нейронов» на разных уровнях изучения.

  6. Понятие нейрональной пластичности.


Тема 2. Методы исследования в психофизиологии.

Неинвазивные методы изучения активности целого мозга. Электроэнцефалография. Связанные с событиями потенциалы. Магнитоэнцефалография. Позитронно-эмиссионная томография. Ядерная магнитная резонансная интроскопия. Принцип «вычитания» изображений в комтьютерной томографии.

Методы изучения активности отдельных нейронов. Регистрация импульсной активности нейронов. Мультиэлектродная регистрация. Регистрация метаболической и генетической активности нейронов.

Стимуляция участков мозга. Локальные повреждения мозга. Генетически измененные животные.

Регистрация других физиологических параметров. Окулография. Электромиография. Регистрация электрической активности кожи.

Принципы классификации методов. Прикладная психофизиология.

Вопросы к семинарам:

  1. Методы общемозгового уровня.

  2. Методы нейронного уровня.

  3. Методы метаболической активности.

  4. Методы электрической активности.

  5. В чем отличие методов психофизиологии от методов физиологии.

  6. Методы прикладной психофизиологии.


Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии.

Парадигмы в науке. Принцип реактивности. Положения классической рефлекторной теории. Принцип активности. Работы И.С. Бериташвили, Э. Толмена, Э. Торндайка, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Л.В. Крушинского, У. Найссера. Эклектика в науке.

Работы П.К. Анохина. Понятие результата и функции в теории функциональных систем. Операциональная архитектоника функциональной системы. Принципы системогенеза.

Вопросы к семинарам:

  1. Рефлекторная парадигма и парадигма активности в психологии и психофизиологии.

  2. Критика рефлекторной парадигмы в нейронауке.

  3. Примеры эклектичности представлений в психофизиологии. Почему эклектичность критикуется.

  4. Чем направляется поведение живого организма. Чем направляется активность нейрона.


Тема 4. Системная психофизиология

Методологическая база системной психофизиологии. Эволюционный принцип. Исторический подход. Селекционный и инструкционный принцип в теориях научения.

Поведенческая специализация нейронов. Системная специализация. Постоянство специализации. Формирование новых специализаций нейронов.

Основные экспериментальные данные, полученные в рамках системно-эволюционного подхода. Синхронность активации структур в поведении. Развитие предвосхищающих результат связанных с событиями потенциалов при научении. Зависимость активаций нейронов от цели, достигаемой животным.

Вопросы к семинарам:

  1. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

  2. Представления о системогенезе.

  3. Системно-эволюционный подход В.Б. Швыркова.

  4. Поведенческая и системная специализация нейронов.


Тема 5. Психофизиологическая проблема

Представление о психике и ее наличии. Антропопсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, панпсихизм.

Варианты решения психофизиологической проблемы. Тождественность психического и физиологического. Параллельность психических и физиологических процессов. Взаимодействие психического и физиологического. Физиологическое и психологическое – аспекты целого. Понятие информационных процессов.

Решение психофизиологической проблемы в рамках системно-эволюционного подхода и системной психофизиологии.

^ Вопросы к семинарам:

  1. Психофизиологическая проблема, ее аспекты, варианты решения.

  2. Представления о наличии или отсутствии психики.


Раздел второй. Научные проблемы психофизиологии

Тема 6. Психофизиология научения и памяти

Критерии научения. Понятие консолидации и реконсолидации в представлениях о реорганизации памяти после научения.

Механизмы, лежащие в основе научения. Синапс Хебба в коннекционистких теориях научения. Системогенез при научении и селекционный принцип.

Физиологические корреляты научения. Изменения импульсной активности нейронов при научении. Изменения генетической экспрессии и каскады молекулярных событий в нейронах при научении. Структурные изменения при научении. Неонейрогенез. Запрограммированная клеточная гибель при научении. Сопоставление процессов развития и научения.

Ориентировочно-исследовательское поведение при научении. Виды научения и распределение по структурам формируемых нейрональных специализаций. Декларативная и процедурная память.

Эксперименты по улучшению памяти. Амнезии.

Вопросы к семинарам:

  1. В чем состоит единство развития и научения.

  2. Физиологические закономерности научения и памяти.

  3. Представление о реорганизации памяти с течением времени.


Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений

Основной тезис психофизиологии сенсорных систем. Проблемы психофизиологии сенсорных систем. Экологическая оптика Дж. Гибсона и его критика представления о передаче информации. Представления К. Поппера и его критика «бадейной теории».

Фоторецепторные свойства нейронов. Восприятие цвета. Зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность, боль: общие принципы возникновения активности клеток. Активность нейронов первичных сенсорных областей коры головного мозга. Активность нейронов двигательных областей коры головного мозга. «Зеркальные» нейроны.

Традиции выделения структур и функций в психофизиологии. Френологические карты Ф. Галля. Локализационные карты Клейста. Структура и функция в нейропсихологии. Проблемы традиционного структурно-функционального подхода.

Современное состояние структурно-функционального подхода. Характеристики структур по специализациям нейронов. Формирование специализаций нейронов и развитие поведения в онтогенезе. Психофизиология индивидуальных различий.

^ Вопросы к семинарам:

  1. Понятия структуры и функции. Как можно их выделить.

  2. Спор между локализационизмом (локализация функции в структуре) и антилокализационизмом (эквипотенциальность структур мозга).

  3. Анализ структурно-функционального подхода к изучению мозга.


^ Тема 8. Психофизиология сна и патологических состояний

Циркадианные ритмы. Физиологические параметры, изменяющиеся в течение суток. Роль нейронов супрахиазматического ядра гипоталамуса. Значение циркадианных ритмов.

Исследования сна. Фазы сна и их характеристики. Изменения паттернов сна с возрастом. Расстройства сна. Роль сна в консолидации памяти. Механизмы консолидации памяти в периоды сна.

Патологические состояния. Влияние алкоголя на активность нейронов. Острое введение алкоголя и хроническая алкоголизация. Принцип возникновения поведенческих изменений при наркотизации. Изменения уровней нейромедиаторов при введении амфетаминов, кокаина, героина.

Вопросы к семинарам:

  1. Физиологические особенности функциональных состояний.

  2. Эффекты и механизмы воздействия алкоголя и наркотических веществ.

  3. Механизмы возникновения и поддержания циркадианных ритмов.

  4. Фазы сна и консолидация памяти.


Тема 9. Когнитивная психофизиология

Сознание и попытки его определить. Психофизиологические теории сознания. Теория единства эмоций и сознания. Представление о реверберации. Представление о синхронизации активности нейронов. Проблема внимания в психофизиологии. Связь сознания с эмоциями.

Связь сознания с речью. Представление о функциональной ассиметрии мозга. Измерения активности областей мозга при восприятии и производстве речи. Расстройства восприятия и производства речи.

Понятие когнитивных карт и роль нейронов гиппокампа. Проблема внимания в психофизиологии.

Вопросы к семинарам:

  1. Психофизиологические концепции эмоций.

  2. Характеристики эмоциональных состояний.

  3. Сходства и различия сознания и эмоций.

  4. Психофизиологические концепции сознания.

  5. Сознание и речь.

  6. Понятие когнитивных карт.


^ 3. Список литературы

Основная литература


  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

  2. Бериташвили И.С. Память позвоночных животных. М.: Наука, 1974.

  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

  4. Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988.

  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Психофизическая проблема. В Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996.

  7. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М., Наука, 1971.

  8. Кендел Э. Клеточные основы поведения. М.: Мир, 1980.

  9. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. М., 1970.

  10. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

  11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

  12. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

  13. Никколлс Дж. Г.., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. М., 2003.

  14. Поппер К.Р. Объективное знание: эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.

  15. Психофизиология: учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2006.

  16. Роуз С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. М., 1995.

  17. Смит К. Биология сенсорных систем. М.: БИНОМ, 2005.

  18. Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М.: Изд-во МГУ, 1969.

  19. Хегенхан Б. Теории научения. Спб.: Питер, 2004.

  20. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: 1990.

  21. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.

  22. Швырков В.Б. Введение в объективную психофизиологию. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.

  23. Эделмен Дж., Маунткастл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.


Дополнительная литература

  1. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М.: Наука, 1989.

  2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная ассиметрия мозга. М.: Медицина, 1988.

  3. Виноградова О.С. Ориентировочный рефлекс и его нейрофизиологические механизмы. М., 1961.

  4. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971.

  5. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М., 2001.

  6. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М., 1999.

  7. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная ассиметрия мозга: мифы и действительность. СПб., Речь, 2005.

  8. Лурия А.Р. Романтические эссе. М.: Педагогика-пресс, 1996.

  9. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.

  10. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: МГУ, 1998.

  11. Резникова Ж.И. Интеллект и язык животных и человека. М.: ИКЦ Академкнига, 2005.

  12. Судаков К.В. Рефлекс и функциональная система. Новгород, 1997.

  13. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1998.

  14. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.:ЧеРо, 2002.


3. Глоссарий


Психофизиология – наука, изучающая взаимные отношения между физиологическими и психическими процессами.

Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками.

Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы.

Поведенческая специализация нейрона – связь активности нейрона с поведением организма.


^ II. Распределение часов курса по темам и видам работ


п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

^ Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары




^ Раздел первый.

Методология психофизиологии













1.

Тема 1. Мозг и нейрон.

8

3

1

4

2.

Тема 2. Методы исследования в психофизиологии.

8

3

1

4

3.

Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии.

8

3

1

4

4.

Тема 4. Системная психофизиология

4

2




1

5.

Тема 5. Психофизиологическая проблема

4

2




2




^ Контрольная работа по первому разделу










2




^ Раздел второй. Научные проблемы психофизиологии













6.

Тема 6. Психофизиология научения и памяти

8

3

1

4

7.

Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений

8

3

1

4

8.

Тема 8. Психофизиология сна

8

3

1

4

9.

Тема 9.

Когнитивная психофизиология

4

2




1

ВСЕГО:

60

24

6

30

^ Форма итогового контроля: экзамен



III. Организация самостоятельной работы студентов.


^ Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Форма самосто-ятельной работы

Литература

Количество часов.

Форма отчетности

д/о (з/о)

Мозг и нейрон.

Сходства и отличия нейронов от других клеток.

Анализ литературы

Никколлс Дж. Г.., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. ^ От нейрона к мозгу. М., 2003.


4

Устный ответ

Методы исследования в психофизиологии.

Практическое применение ЭЭГ.

Анализ литературы

Психофизиология: учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2006.


4

Устный ответ

^ Анализ поведения в психофизиологии.

Теория функциональных систем.

Анализ литературы

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.


4

Устный ответ

^ Системная психофизиология

Системно-эволюционный подход.

Анализ литературы

Швырков В.Б. Введение в объективную психофизиологию. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.


1

Устный ответ

^ Психофизиологическая проблема

Варианты двухаспектного решения психофизиологической проблемы

Анализ литературы

Гиппенрейтер Ю.Б. Психофизическая проблема. В ^ Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996.

2

Устный ответ

Психофизиология научения и памяти

Молекулярные каскады, сопровождающие научение

Анализ литературы

Роуз С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. М., 1995.


4

Устный ответ

^ Психофизиология сенсорных процессов и движений

Зрительное восприятие.

Анализ литературы

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.


4

Устный ответ

^ Психофизиология сна

Параметры выделения этапов сна.

Анализ литературы

Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988.


1

Устный ответ

^ Когнитивная психофизиология

Психофизиологические основы индивидуальных различий интеллекта.

Анализ литературы

Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.


2

Устный ответ



^ IV. Темы рефератов


  1. Будущее психофизиологии в контексте междисциплинарности.

  2. Многоуровневое описание сходств и отличий нейронов от других клеток мозга.

  3. Функционирование нейрона с позиций парадигмы активности и парадигмы реактивности.

  4. Стабильность памяти и изменчивость нейронов: разгадка парадокса.

  5. Психофизиологический метод моей мечты.

  6. Прикладные аспекты психофизиологии.

  7. Подходы к анализу поведения живых организмов в рамках парадигм активности и реактивности.

  8. Моё решение психофизиологической проблемы.

  9. С чего начинается психика: филогенетическое и онтогенетическое рассмотрение.

  10. Теория функциональных систем П.К. Анохина как один из вариантов системного подхода.

  11. Специализация моих нейронов в онтогенезе.

  12. Сходства и различия процессов научения и развития.

  13. Задачи психофизиологии в рамках структурно-функционального подхода.

  14. Как я научился: психофизиологический анализ процесса приобретения навыка.

  15. Имплантированная память: процессы консолидации и реконсолидации.

  16. Психофизиологический анализ влияния алкоголя на организм: многоуровневый анализ.

  17. Ориентация на местности: психофизиологический анализ.

  18. Психофизиологический анализ восприятия временных интервалов.

  19. Неиспользуемые возможности сна.

  20. Разум и чувства: психофизиологический анализ.

  21. Психофизиологический анализ возможности передачи мыслей на расстоянии.



^ V. Вопросы к экзамену


БИЛЕТ 1.

1. Область исследований и нерешенные вопросы психофизиологии.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 2.

1. Структуры и элементы мозга.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 3.

1. Методическая база психофизиологии.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 4.

1. Анализ поведения с точки зрения парадигмы активности и реактивности.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 5.

1. Активность нейронов на разных уровнях.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 6.

1. Прикладная психофизиология.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 7.

1. Функциональные системы организма.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 8.

1. Специализация нейронов.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.


БИЛЕТ 9.

1. Психофизиология научения и памяти.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 10.

1. Психофизиология сенсорных процессов.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 11.

1. Психофизиология движений.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 12.

1. Психофизиология сна.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 13.

1. Когнитивная психофизиология.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 14.

1. Психофизиология циркадианных ритмов.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 15.

1. Структурно-функциональный подход в психофизиологии.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 16.

1. Системно-эволюционный подход В.Б. Швыркова.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 17.

1. Единая концепция сознания и эмоций Ю.И. Александрова.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 18.

1. Механизмы воздействия биологически активных веществ на организм и поведение.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 19.

1. Психофизиология сознания.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.

БИЛЕТ 20.

1. Психофизиология речевой деятельности.

2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс опд. В. 05 Психофизиология (указывается наименование и шифр дисциплины

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Научно-образовательный комплекс По специальности 050701 «Биотехнология» учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «психогенетика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине “ Нейрофармакология”

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «Патопсихология»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология»

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы