|
Скачать 210.26 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра общей психологии Утверждено на заседании кафедры общей психологии от 23 октября 2009 г. протокол № 1 Зав.кафедрой общей психологии к. пс.н., профессор Иванов Ф.Е. ___________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Автор: Сварник О.Е., канд. психол. наук Москва 2009 Печатается по решению кафедры общей психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Сварник О.Е. Психофизиология.. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 19 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © ^ 2009 г. Содержание
Выписка из госстандартов................................................................................................4
Раздел первый. Методология психофизиологии...........................................5 Тема 1. Мозг и нейрон..........................................................................................5 Тема 2. Методы психофизиологии....................................................................6 Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии................................................7 Тема 4. Системная психофизиология...............................................................7 Тема 5. Психофизиологическая проблема........................................................8 Раздел второй. Научные проблемы психофизиологии...................................8 Тема 6. Психофизиология научения и памяти...............................................8 Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений.......................9 Тема 8. Психофизиология сна и патологических состояний............................................................................................................10 Тема 9. Когнитивная психофизиология ........................................................11
^ Выписка из государственного образовательного стандарта по направлению 521000 «Психология» (Квалификация Бакалавр психологии), по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог. Преподаватель психологии):
^ Курс «Психофизиология» является базовой учебной дисциплиной, обязательной в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению/специальности «Психология». Программа разработана с учетом государственного образовательного стандарта и предполагает две основные формы работы: лекции и семинары. Основная цель курса – формирование системы научных представлений об активности мозга и его связи с психическими явлениями. Задачи курса:
Во время чтения лекций используются компьютерные презентации, позволяющие наглядно иллюстрировать современные данные, полученные при изучении мозга. В ходе изучения курса на семинарских занятиях широко используется организация дискуссий по основным вопросам курса. Проведение семинарских занятий предполагает знакомство с рекомендуемой литературой, усвоение содержания основных понятий и осмысление данных психофизиологии в рамках основных проблем психологии. Курс «Психофизиология» рекомендован для прочтения студентам после прослушивания курсов лекций по анатомии ЦНС, физиологии ЦНС и физиологии ВНД и сенсорных систем. ^ Предмет и объекты психофизиологии. Принцип «черного ящика» в психологии. Значение психофизиологии для психологии. Общие сведения о мозге. Отделы мозга и принципы выделения структур. Представление о переработке информации в центральной нервной системе. Нейрон – функциональная единица. Электрическая активность нейронов, теория суммации, пейсмекерный потенциал. Функционирование ионных каналов мембраны нейрона. Химическая активность нейронов. Ретроградные сигналы в нейронах. Активность генов в нейронах. Взаимодействие между нейронами. Понятие нейрональной пластичности. Специализация нейрона. Гностические нейроны. Командные нейроны. Дисциплины, изучающие свойства мозга и его клеток: уровни анализа. Возникновение нейронауки – науки о мозге. Вопросы к семинарам:
Тема 2. Методы исследования в психофизиологии. Неинвазивные методы изучения активности целого мозга. Электроэнцефалография. Связанные с событиями потенциалы. Магнитоэнцефалография. Позитронно-эмиссионная томография. Ядерная магнитная резонансная интроскопия. Принцип «вычитания» изображений в комтьютерной томографии. Методы изучения активности отдельных нейронов. Регистрация импульсной активности нейронов. Мультиэлектродная регистрация. Регистрация метаболической и генетической активности нейронов. Стимуляция участков мозга. Локальные повреждения мозга. Генетически измененные животные. Регистрация других физиологических параметров. Окулография. Электромиография. Регистрация электрической активности кожи. Принципы классификации методов. Прикладная психофизиология. Вопросы к семинарам:
Тема 3. Анализ поведения в психофизиологии. Парадигмы в науке. Принцип реактивности. Положения классической рефлекторной теории. Принцип активности. Работы И.С. Бериташвили, Э. Толмена, Э. Торндайка, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Л.В. Крушинского, У. Найссера. Эклектика в науке. Работы П.К. Анохина. Понятие результата и функции в теории функциональных систем. Операциональная архитектоника функциональной системы. Принципы системогенеза. Вопросы к семинарам:
Тема 4. Системная психофизиология Методологическая база системной психофизиологии. Эволюционный принцип. Исторический подход. Селекционный и инструкционный принцип в теориях научения. Поведенческая специализация нейронов. Системная специализация. Постоянство специализации. Формирование новых специализаций нейронов. Основные экспериментальные данные, полученные в рамках системно-эволюционного подхода. Синхронность активации структур в поведении. Развитие предвосхищающих результат связанных с событиями потенциалов при научении. Зависимость активаций нейронов от цели, достигаемой животным. Вопросы к семинарам:
Тема 5. Психофизиологическая проблема Представление о психике и ее наличии. Антропопсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, панпсихизм. Варианты решения психофизиологической проблемы. Тождественность психического и физиологического. Параллельность психических и физиологических процессов. Взаимодействие психического и физиологического. Физиологическое и психологическое – аспекты целого. Понятие информационных процессов. Решение психофизиологической проблемы в рамках системно-эволюционного подхода и системной психофизиологии. ^
Раздел второй. Научные проблемы психофизиологии Тема 6. Психофизиология научения и памяти Критерии научения. Понятие консолидации и реконсолидации в представлениях о реорганизации памяти после научения. Механизмы, лежащие в основе научения. Синапс Хебба в коннекционистких теориях научения. Системогенез при научении и селекционный принцип. Физиологические корреляты научения. Изменения импульсной активности нейронов при научении. Изменения генетической экспрессии и каскады молекулярных событий в нейронах при научении. Структурные изменения при научении. Неонейрогенез. Запрограммированная клеточная гибель при научении. Сопоставление процессов развития и научения. Ориентировочно-исследовательское поведение при научении. Виды научения и распределение по структурам формируемых нейрональных специализаций. Декларативная и процедурная память. Эксперименты по улучшению памяти. Амнезии. Вопросы к семинарам:
Тема 7. Психофизиология сенсорных процессов и движений Основной тезис психофизиологии сенсорных систем. Проблемы психофизиологии сенсорных систем. Экологическая оптика Дж. Гибсона и его критика представления о передаче информации. Представления К. Поппера и его критика «бадейной теории». Фоторецепторные свойства нейронов. Восприятие цвета. Зрение, слух, обоняние, вкус, кожная чувствительность, боль: общие принципы возникновения активности клеток. Активность нейронов первичных сенсорных областей коры головного мозга. Активность нейронов двигательных областей коры головного мозга. «Зеркальные» нейроны. Традиции выделения структур и функций в психофизиологии. Френологические карты Ф. Галля. Локализационные карты Клейста. Структура и функция в нейропсихологии. Проблемы традиционного структурно-функционального подхода. Современное состояние структурно-функционального подхода. Характеристики структур по специализациям нейронов. Формирование специализаций нейронов и развитие поведения в онтогенезе. Психофизиология индивидуальных различий. ^
^ Циркадианные ритмы. Физиологические параметры, изменяющиеся в течение суток. Роль нейронов супрахиазматического ядра гипоталамуса. Значение циркадианных ритмов. Исследования сна. Фазы сна и их характеристики. Изменения паттернов сна с возрастом. Расстройства сна. Роль сна в консолидации памяти. Механизмы консолидации памяти в периоды сна. Патологические состояния. Влияние алкоголя на активность нейронов. Острое введение алкоголя и хроническая алкоголизация. Принцип возникновения поведенческих изменений при наркотизации. Изменения уровней нейромедиаторов при введении амфетаминов, кокаина, героина. Вопросы к семинарам:
Тема 9. Когнитивная психофизиология Сознание и попытки его определить. Психофизиологические теории сознания. Теория единства эмоций и сознания. Представление о реверберации. Представление о синхронизации активности нейронов. Проблема внимания в психофизиологии. Связь сознания с эмоциями. Связь сознания с речью. Представление о функциональной ассиметрии мозга. Измерения активности областей мозга при восприятии и производстве речи. Расстройства восприятия и производства речи. Понятие когнитивных карт и роль нейронов гиппокампа. Проблема внимания в психофизиологии. Вопросы к семинарам:
^
Дополнительная литература
3. Глоссарий Психофизиология – наука, изучающая взаимные отношения между физиологическими и психическими процессами. Мозг – центральный отдел нервной системы позвоночных животных, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Поведенческая специализация нейрона – связь активности нейрона с поведением организма. ^
III. Организация самостоятельной работы студентов.
^
^ БИЛЕТ 1. 1. Область исследований и нерешенные вопросы психофизиологии. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 2. 1. Структуры и элементы мозга. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 3. 1. Методическая база психофизиологии. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 4. 1. Анализ поведения с точки зрения парадигмы активности и реактивности. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 5. 1. Активность нейронов на разных уровнях. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 6. 1. Прикладная психофизиология. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 7. 1. Функциональные системы организма. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 8. 1. Специализация нейронов. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 9. 1. Психофизиология научения и памяти. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 10. 1. Психофизиология сенсорных процессов. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 11. 1. Психофизиология движений. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 12. 1. Психофизиология сна. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 13. 1. Когнитивная психофизиология. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 14. 1. Психофизиология циркадианных ритмов. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 15. 1. Структурно-функциональный подход в психофизиологии. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 16. 1. Системно-эволюционный подход В.Б. Швыркова. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 17. 1. Единая концепция сознания и эмоций Ю.И. Александрова. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 18. 1. Механизмы воздействия биологически активных веществ на организм и поведение. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 19. 1. Психофизиология сознания. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. БИЛЕТ 20. 1. Психофизиология речевой деятельности. 2. Придумайте и опишите психофизиологическое исследование. |