Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям icon

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям





НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям
страница1/9
Дата18.01.2013
Размер2.51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Новгородский Государственный Университет

имени Ярослава Мудрого

Институт медицинского образования

Кафедра терапевтической стоматологии


Некариозные поражения зубов


Методические рекомендации

для преподавателей

и самостоятельной

подготовки студентов

к практическим занятиям


Специальность 060105 – Стоматология


Дисциплина «Терапевтическая стоматология»


2 курс, 4 семестр


Великий Новгород

2007


Некариозные поражения зубов. Методические рекомендации. /Авт.-сост. В. И. Васильев; НовГУ имени Ярослава Мудрого/ – Великий Новгород, 2007. –185 с.


Методические рекомендации предназначены для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по терапевтической стоматологии


Великий Новгород – 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….4

Тема 1. Методы обследования стоматологического больного. Правила ведения медицинской документации……………………….....8

Тема 2. Зубные отложения. Виды. Механизм образования. Состав над- поддесневого зубного камня. Техника удаления отложений. Скейлинг с использованием звукового и ультразвукового наконечника……………………………………………...........................43

Тема 3. Некариозные поражения зубов. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания зубов (1 группа некариозных поражений). Этиология и патогенез. Клиника, диагностика, профилактика и лечение………………………………………………...83

Тема 4. Некариозные поражения, возникающие после прорезывания зубов. (2 группа некариозных поражений). Этиология и патогенез. Изменение цвета, патологическая стираемость, клиновидный дефект, эрозия, некроз и гиперестезия твердых тканей зуба. Реставрация зубов………………………………………………..109

Тема 5. Дисколориты. Отбеливание зубов. Профилактические мероприятия при отбеливании зубов. Реставрация цвета зуба……..137

Тема 6. Обезболивание в стоматологии. Механизмы возникновения зубной боли. Медикаментозно-психологическая премедикация. Виды анестезии. Местное обезболивание в стоматологии…………………………………………………...............155

Приложение 1. Лекарственные препараты……………………..183

Приложение 2. Инструкции по технике безопасности в стоматологической практике………………………………………........................................186

Список литературы……………………………………………...188


Введение

Методические рекомендации написаны в соответствии с учебным планом дисциплины «Терапевтическая стоматология» и предназначены для занятий со студентами 2 курса в 4 семестре по циклу «Некариозные поражения зубов».

Терапевтическая стоматология – это ведущий раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний, их диагностикой, лечением и профилактикой.

Общее представление о предмете терапевтическая стоматология и овладение первоначальными мануальными навыками студенты стоматологического факультета получают при изучении курса «Пропедевтическая стоматология терапевтическая» в 3 семестре.

В 4 семестре студенты начинают вести прием больных в клинике. Они должны соблюдать требования асептики и антисептики, уметь организовать рабочее место в соответствии с правилами эргономики, соблюдать требования этики и деонтологии.

Студенты должны готовиться к каждому занятию, используя основную и дополнительную литературу, посещать все лекции. Обучающиеся овладевают основными и дополнительными методами исследования, изучают этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику некариозных поражений зубов. Во время первых занятий студенты обследуют и лечат друг друга. Затем начинается прием больных под руководством преподавателя. В конце занятия студенты делают записи в дневниках, а после проверки – в истории болезни. За время прохождения цикла студент должен написать рефераты, вести записи в дневниках и рецептурной тетради.

Каждое занятие имеет цель формировать клиническое мышление будущего специалиста, научить его сопоставлять клинические данные, данные дополнительных методов исследования, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в изучаемых явлениях, обосновывать диагноз, составлять адекватный план лечения и реализовать его под руководством и с помощью преподавателя. Исходный, рубежный и итоговый контроль знаний проводится при клиническом разборе больных, на семинарах, при собеседовании, при проведении индивидуальных консультаций, путем написания рефератов и рецептов, методом компьютерного тестирования.

Методические рекомендации предназначены дополнить существующие учебники и учебные пособия по терапевтической стоматологии.

Методические рекомендации составлены из 6 тем.

В 1-й теме детально рассмотрены методы обследования стоматологического больного, правила оформления медицинской документации, основы врачебной деонтологии.

2-я тема посвящена вопросам профессиональной гигиены полости рта. Известно, что первым и во многом определяющим успех этапом профилактики, лечения кариеса и воспалительных заболеваний пародонта является профессиональная гигиена полости рта. Рассмотрены виды, состав, механизм образования зубного камня, техника удаления зубных отложений.

В 3-й, 4-й и 5-й теме большое внимание уделено некариозным поражениям зубов. В последние годы распространенность некариозных поражений зубов значительно возросла. Однако, несмотря на значительное количество работ по этой проблеме до сих пор этот вид патологии остается недостаточно изученным в стоматологии. По возможности в этот раздел введена новая информация. Прежде всего, это относится к новым технологиям и новым материалам, используемым в клинике терапевтической стоматологии.

В 6 теме предоставлена информация по обезболиванию при лечении зубов. Уделено внимание механизму возникновения зубной боли, медико-психологической премедикации, технике местной анестезии.

Учебно-методические рекомендации предназначены студентам стоматологического факультета, врачам-интернам, ординаторам, врачам-стоматологам.


^ При изучении раздела «Некариозные поражения зубов» студент должен знать:

1. Методику обследования стоматологического обследования. Основные и дополнительные методы обследования.

2. Методику опроса стоматологического больного и его диагностическое значение.

3. Методику осмотра и его диагностическое значение.

4. Методику зондирования и его диагностическое значение.

5. Методику перкуссии и его диагностическое значение.

6. Методику пальпации и его диагностическое значение.

7. Методику определения реакции пульпы и зуба на температурные раздражители и ее диагностическое значение.

8. Методику определения ЭОМ и ее диагностическое значение.

9. Виды R-исследований зубов и челюстей, их диагностическое значение.

10. Проводить записи зубных формул различных систем в истории болезни.

11. Правила ведения медицинской документации.

12. Систематику некариозных поражений зубов.

13. Классификации некариозных поражений.

14. Некариозные поражения, возникающие в период фолликулярного развития зуба.

15. Гипоплазия эмали. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

16. Оптимальное содержание фтора в питьевой воде.

17. Флюороз зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

18. Виды зубных отложений.

19. Состав, причины образования, роль мягких зубных отложений в развитии стоматологических заболеваний, способы их удаления.

20. Состав, причины образования, роль твердых зубных отложений, способы их удаления.

21. Дисколориты. Способы отбеливания зубов.

22. Травматические повреждения зубов. Клиника, диагностика и лечение.

23. Некроз твердых тканей зубов. Формы. Клиника, диагностика и лечение.

24. Гиперестезия твердых тканей зубов. Механизм возникновения, клиника, диагностика и лечение.

25. Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

26. Патологическая стираемость зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение.

27. Оптимальные режимы препарирования зубов для снижения болезненности.

28. Зоны повышенной чувствительности твердых тканей зуба.

29. Методы обезболивания твердых тканей и пульпы зуба.

30. Лекарственные препараты для обезболивания и премедекации.

31. Инъекционный инструментарий. Виды инъекционного обезболивания


Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез.

2. Провести основные и дополнительные методы исследования.

3. Определить уровень гигиены полости рта больного.

4. Удалять мягкие и твердые зубные отложения.

5. Лечить больных с некариозными поражениями зубов.

6. Проводить профилактику некариозных поражений зубов.

7. Провести дифференциальный диагноз кариеса простого и осложненного, некариозных поражений зубов.

8. Проводить неинъекционное (поверхностное) обезболивание.

9. Проводить инъекционное обезболивание.

Тематический план практических занятий

«Терапевтическая стоматология»

на 2 курсе в 4 семестре

1. Методы обследования стоматологического больного. Основные и дополнительные. Правила ведения медицинской документации.

2. Зубные отложения. Виды. Техника удаления зубных отложений. Скейлинг с использованием звукового и ультразвукового наконечника.

3. Некариозные поражения зубов. Классификации. Некариозные поражения, возникающие до прорезывания зубов: гипоплазия, гиперплазия, флюороз. Клиника, диагностика, профилактика и лечение. Реставрация пораженных зубов.

4. Некариозные поражения, возникающие после прорезывания зубов: патологическая стираемость зубов, клиновидные дефекты зубов, эрозии зубов, некроз твердых тканей зубов, гиперестезия твердых тканей зубов, травма зубов. Клиника, диагностика, профилактика и лечение.

5. Дисколориты. Отбеливание зубов. Профилактические мероприятия при отбеливании зубов. Реставрация цвета зуба.

6. Обезболивание в стоматологии. Механизмы возникновения зубной боли. Медикаментозно-психологическая премедикация. Виды анестезии. Местное обезболивание в стоматологии. Обезболивание при проведении стоматологических вмешательств. Лекарственные препараты.


^ Тематический план самостоятельной работы студентов

«Терапевтическая стоматология»

на 2 курсе в 4 семестре

1. Этиология, патогенез флюороза зубов. Патоморфологические изменения. Реферат с рисунками и таблицами.

2. Реставрация зубов при гипоплазии и флюорозе. Реферат, рисунок.

3. Патологическая стираемость зубов. Причины, профилактика и лечение. Реферат, рисунок.

4. Реставрация зубов при клиновидном дефекте и эрозии эмали. Реферат. Рисунок.

5. Гиперестезия твердых тканей зуба. Теории возникновения. Лечение. Реферат. Рисунок.

6. Техника удаления зубных отложений. Скейлинг с использованием звукового и ультразвукового наконечника и порошково-струйной технологии. Реферат.

7. Обезболивание при проведении стоматологических вмешательств. Рецепты.

^ Тема 1

Методы обследования стоматологического больного. Правила ведения медицинской документации


Цель: научить студента обследовать больного со стоматологическими заболеваниями, оформлять записи в медицинской документации.


План занятия:

1. Знакомство со студентами. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью и планом занятия.

2. Контроль знаний.

3. Ознакомление с новым материалом.

4. Демонстрация обследования стоматологического больного.

5. Правила оформлений медицинской документации с демонстрацией учетно-отчетной медицинской документации.

6. Контроль эффективности обучения с коррекцией ошибок студентов.

7. Ознакомление с заданием по самоподготовке к следующему занятию.


Контрольные вопросы:

1. Основные методы обследования.

2. Дополнительные методы обследования.

3. Системы обозначения зубов в зубной дуге. Запись зубной формулы.

4. Медицинская документация. Правила оформления.


Теоретическая часть

Цель обследования больного заключается в правильной постановке диагноза заболевания. От качества проведенного обследования существенно зависит процесс профилактики и лечения.

Стоматологическое обследование включает основные методы обследования и дополнительные.

1. Основные методы обследования:

I.1. Субъективное обследование больного:

I.1.1. выяснение жалоб;

I.1.2. сбор анамнеза заболевания (аnamnesis morbi);

I.1.3. сбор анамнеза жизни (anamnesis vitae).

I.2. Объективное обследование больного:

I.2.1. Общее объективное состояние (status praesens communis).

I.2.2. Стоматологическое обследование:

I.2.2.1. внеротовое обследование;

I.2.2.2. внутриротовое обследование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические разработки для самостоятельной подготовки студентов лечебного факультета к практическим

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические указания для студентов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям ( медицинские

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 5 курса к практическим занятиям по

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к занятиям по урологии

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям iconМетодические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы