|
Скачать 2.51 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого Институт медицинского образования Кафедра терапевтической стоматологии Некариозные поражения зубов Методические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям Специальность 060105 – Стоматология Дисциплина «Терапевтическая стоматология» 2 курс, 4 семестр Великий Новгород 2007 Некариозные поражения зубов. Методические рекомендации. /Авт.-сост. В. И. Васильев; НовГУ имени Ярослава Мудрого/ – Великий Новгород, 2007. –185 с. Методические рекомендации предназначены для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по терапевтической стоматологии Великий Новгород – 2007 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………….4 Тема 1. Методы обследования стоматологического больного. Правила ведения медицинской документации……………………….....8 Тема 2. Зубные отложения. Виды. Механизм образования. Состав над- поддесневого зубного камня. Техника удаления отложений. Скейлинг с использованием звукового и ультразвукового наконечника……………………………………………...........................43 Тема 3. Некариозные поражения зубов. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания зубов (1 группа некариозных поражений). Этиология и патогенез. Клиника, диагностика, профилактика и лечение………………………………………………...83 Тема 4. Некариозные поражения, возникающие после прорезывания зубов. (2 группа некариозных поражений). Этиология и патогенез. Изменение цвета, патологическая стираемость, клиновидный дефект, эрозия, некроз и гиперестезия твердых тканей зуба. Реставрация зубов………………………………………………..109 Тема 5. Дисколориты. Отбеливание зубов. Профилактические мероприятия при отбеливании зубов. Реставрация цвета зуба……..137 Тема 6. Обезболивание в стоматологии. Механизмы возникновения зубной боли. Медикаментозно-психологическая премедикация. Виды анестезии. Местное обезболивание в стоматологии…………………………………………………...............155 Приложение 1. Лекарственные препараты……………………..183 Приложение 2. Инструкции по технике безопасности в стоматологической практике………………………………………........................................186 Список литературы……………………………………………...188 Введение Методические рекомендации написаны в соответствии с учебным планом дисциплины «Терапевтическая стоматология» и предназначены для занятий со студентами 2 курса в 4 семестре по циклу «Некариозные поражения зубов». Терапевтическая стоматология – это ведущий раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний, их диагностикой, лечением и профилактикой. Общее представление о предмете терапевтическая стоматология и овладение первоначальными мануальными навыками студенты стоматологического факультета получают при изучении курса «Пропедевтическая стоматология терапевтическая» в 3 семестре. В 4 семестре студенты начинают вести прием больных в клинике. Они должны соблюдать требования асептики и антисептики, уметь организовать рабочее место в соответствии с правилами эргономики, соблюдать требования этики и деонтологии. Студенты должны готовиться к каждому занятию, используя основную и дополнительную литературу, посещать все лекции. Обучающиеся овладевают основными и дополнительными методами исследования, изучают этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику некариозных поражений зубов. Во время первых занятий студенты обследуют и лечат друг друга. Затем начинается прием больных под руководством преподавателя. В конце занятия студенты делают записи в дневниках, а после проверки – в истории болезни. За время прохождения цикла студент должен написать рефераты, вести записи в дневниках и рецептурной тетради. Каждое занятие имеет цель формировать клиническое мышление будущего специалиста, научить его сопоставлять клинические данные, данные дополнительных методов исследования, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности в изучаемых явлениях, обосновывать диагноз, составлять адекватный план лечения и реализовать его под руководством и с помощью преподавателя. Исходный, рубежный и итоговый контроль знаний проводится при клиническом разборе больных, на семинарах, при собеседовании, при проведении индивидуальных консультаций, путем написания рефератов и рецептов, методом компьютерного тестирования. Методические рекомендации предназначены дополнить существующие учебники и учебные пособия по терапевтической стоматологии. Методические рекомендации составлены из 6 тем. В 1-й теме детально рассмотрены методы обследования стоматологического больного, правила оформления медицинской документации, основы врачебной деонтологии. 2-я тема посвящена вопросам профессиональной гигиены полости рта. Известно, что первым и во многом определяющим успех этапом профилактики, лечения кариеса и воспалительных заболеваний пародонта является профессиональная гигиена полости рта. Рассмотрены виды, состав, механизм образования зубного камня, техника удаления зубных отложений. В 3-й, 4-й и 5-й теме большое внимание уделено некариозным поражениям зубов. В последние годы распространенность некариозных поражений зубов значительно возросла. Однако, несмотря на значительное количество работ по этой проблеме до сих пор этот вид патологии остается недостаточно изученным в стоматологии. По возможности в этот раздел введена новая информация. Прежде всего, это относится к новым технологиям и новым материалам, используемым в клинике терапевтической стоматологии. В 6 теме предоставлена информация по обезболиванию при лечении зубов. Уделено внимание механизму возникновения зубной боли, медико-психологической премедикации, технике местной анестезии. Учебно-методические рекомендации предназначены студентам стоматологического факультета, врачам-интернам, ординаторам, врачам-стоматологам. ^ 1. Методику обследования стоматологического обследования. Основные и дополнительные методы обследования. 2. Методику опроса стоматологического больного и его диагностическое значение. 3. Методику осмотра и его диагностическое значение. 4. Методику зондирования и его диагностическое значение. 5. Методику перкуссии и его диагностическое значение. 6. Методику пальпации и его диагностическое значение. 7. Методику определения реакции пульпы и зуба на температурные раздражители и ее диагностическое значение. 8. Методику определения ЭОМ и ее диагностическое значение. 9. Виды R-исследований зубов и челюстей, их диагностическое значение. 10. Проводить записи зубных формул различных систем в истории болезни. 11. Правила ведения медицинской документации. 12. Систематику некариозных поражений зубов. 13. Классификации некариозных поражений. 14. Некариозные поражения, возникающие в период фолликулярного развития зуба. 15. Гипоплазия эмали. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение. 16. Оптимальное содержание фтора в питьевой воде. 17. Флюороз зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение. 18. Виды зубных отложений. 19. Состав, причины образования, роль мягких зубных отложений в развитии стоматологических заболеваний, способы их удаления. 20. Состав, причины образования, роль твердых зубных отложений, способы их удаления. 21. Дисколориты. Способы отбеливания зубов. 22. Травматические повреждения зубов. Клиника, диагностика и лечение. 23. Некроз твердых тканей зубов. Формы. Клиника, диагностика и лечение. 24. Гиперестезия твердых тканей зубов. Механизм возникновения, клиника, диагностика и лечение. 25. Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение. 26. Патологическая стираемость зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика и лечение. 27. Оптимальные режимы препарирования зубов для снижения болезненности. 28. Зоны повышенной чувствительности твердых тканей зуба. 29. Методы обезболивания твердых тканей и пульпы зуба. 30. Лекарственные препараты для обезболивания и премедекации. 31. Инъекционный инструментарий. Виды инъекционного обезболивания Студент должен уметь: 1. Собрать анамнез. 2. Провести основные и дополнительные методы исследования. 3. Определить уровень гигиены полости рта больного. 4. Удалять мягкие и твердые зубные отложения. 5. Лечить больных с некариозными поражениями зубов. 6. Проводить профилактику некариозных поражений зубов. 7. Провести дифференциальный диагноз кариеса простого и осложненного, некариозных поражений зубов. 8. Проводить неинъекционное (поверхностное) обезболивание. 9. Проводить инъекционное обезболивание. Тематический план практических занятий «Терапевтическая стоматология» на 2 курсе в 4 семестре 1. Методы обследования стоматологического больного. Основные и дополнительные. Правила ведения медицинской документации. 2. Зубные отложения. Виды. Техника удаления зубных отложений. Скейлинг с использованием звукового и ультразвукового наконечника. 3. Некариозные поражения зубов. Классификации. Некариозные поражения, возникающие до прорезывания зубов: гипоплазия, гиперплазия, флюороз. Клиника, диагностика, профилактика и лечение. Реставрация пораженных зубов. 4. Некариозные поражения, возникающие после прорезывания зубов: патологическая стираемость зубов, клиновидные дефекты зубов, эрозии зубов, некроз твердых тканей зубов, гиперестезия твердых тканей зубов, травма зубов. Клиника, диагностика, профилактика и лечение. 5. Дисколориты. Отбеливание зубов. Профилактические мероприятия при отбеливании зубов. Реставрация цвета зуба. 6. Обезболивание в стоматологии. Механизмы возникновения зубной боли. Медикаментозно-психологическая премедикация. Виды анестезии. Местное обезболивание в стоматологии. Обезболивание при проведении стоматологических вмешательств. Лекарственные препараты. ^ «Терапевтическая стоматология» на 2 курсе в 4 семестре 1. Этиология, патогенез флюороза зубов. Патоморфологические изменения. Реферат с рисунками и таблицами. 2. Реставрация зубов при гипоплазии и флюорозе. Реферат, рисунок. 3. Патологическая стираемость зубов. Причины, профилактика и лечение. Реферат, рисунок. 4. Реставрация зубов при клиновидном дефекте и эрозии эмали. Реферат. Рисунок. 5. Гиперестезия твердых тканей зуба. Теории возникновения. Лечение. Реферат. Рисунок. 6. Техника удаления зубных отложений. Скейлинг с использованием звукового и ультразвукового наконечника и порошково-струйной технологии. Реферат. 7. Обезболивание при проведении стоматологических вмешательств. Рецепты. ^ Цель: научить студента обследовать больного со стоматологическими заболеваниями, оформлять записи в медицинской документации. План занятия: 1. Знакомство со студентами. Учет посещаемости. Ознакомление с темой, целью и планом занятия. 2. Контроль знаний. 3. Ознакомление с новым материалом. 4. Демонстрация обследования стоматологического больного. 5. Правила оформлений медицинской документации с демонстрацией учетно-отчетной медицинской документации. 6. Контроль эффективности обучения с коррекцией ошибок студентов. 7. Ознакомление с заданием по самоподготовке к следующему занятию. Контрольные вопросы: 1. Основные методы обследования. 2. Дополнительные методы обследования. 3. Системы обозначения зубов в зубной дуге. Запись зубной формулы. 4. Медицинская документация. Правила оформления. Теоретическая часть Цель обследования больного заключается в правильной постановке диагноза заболевания. От качества проведенного обследования существенно зависит процесс профилактики и лечения. Стоматологическое обследование включает основные методы обследования и дополнительные. 1. Основные методы обследования: I.1. Субъективное обследование больного: I.1.1. выяснение жалоб; I.1.2. сбор анамнеза заболевания (аnamnesis morbi); I.1.3. сбор анамнеза жизни (anamnesis vitae). I.2. Объективное обследование больного: I.2.1. Общее объективное состояние (status praesens communis). I.2.2. Стоматологическое обследование: I.2.2.1. внеротовое обследование; I.2.2.2. внутриротовое обследование. |