|
Скачать 270.1 Kb.
|
ТЕМА: Педагогическая помощь детям с нарушениями речи Слуцкая Наталья Петровна 2010 год План: 1. Цели и задачи дефектологии как науки. Социальное значение дефектологии. стр 3 – 5. 2. Биологические и социальные факторы в развитии и обучения детей с отклонениями в развитии. Связь дефектологии с психологией. стр 6. З.Значение научного наследия Л.С. Выготского в развитии специальной педагогики и специальной психологии. Понятие о первичных и вторичных отклонениях. стр 7 – 9. 4 Причины аномального развития. стр 10 – 12. 5. Логопедия. Логопсихология, Определение, объект, субъект, предмет, цель. Теоретические и практические задачи логопедии. Задачи логопсихологии. Методы логопедии. стр 13 – 17. 6. Методологические принципы логопедии. стр 18 – 19. 7. Значение логопедии. Связь логопедии с другими науками. стр 20- – 22. 8. Причины речевых нарушений. стр 23 – 25. 9. Классификация речевых нарушений. стр 26 – 28. 10. Организация логопедической помощи в России. стр 29 – 32.
Наука, занимающаяся основными вопросами изучения, воспитания, обучения аномальных детей является дефектология (от латинского [defectus + logos ] недостаток + наука) – это наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, обучения и образования. Очень давно шли споры о корректности данного определения. И это касалось как детей, так и родителей. Само слово «дефектология» предполагает наличие у ребенка какого – либо дефекта. Это накладывает на ребенка и его родителей определенный отпечаток, штамп. В связи с этим примерно в 1994 году дефектология была переименована в специальную (коррекционную) педагогику., одновременно выделилась и специальная психология. Большой вклад в развитие дефектологии внес Л. С. Выготский. Он опубликовал 30 работ, 17 из которых посвящены проблемам коррекционной педагогики. 5 томов собраний сочинений так и называются «Основы дефектологии». Л. С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития», «сложная структура дефекта». Он определил основные закономерности развития психики как нормальноразвивающегося детей, так и аномальных. Основной целью дефектологии является воспитание, обучение и развитие проблемного ребенка, а также подготовка к социально – трудовой адаптации средствами специального образовании. Выделяют следующие задачи дефектологии:
Данные задачи являются общими и основными, на самом деле их гораздо больше. Дефектология связана с рядом других наук. Круг взаимодействия дефектологии с другими науками значительно широк, чем кажется на первый взгляд. Она связана с отраслями психологической науки: общей и возрастной психологии, психолингвистикой, патопсихологией, нейропсихологией. Педагогической и социальной психологией, детской психологией. С отраслями психологической науки: общепедагогической, дошкольной, социальной педагогикой, лечебной педагогикой. Дефектология тесно связана с медициной. Любое нарушение имеет свою причину возникновения механизма образования (центральное или периферическое, функциональное и органическое). Строение органов, их функционирование входит в понятие целостного здоровья человека. Причины и механизмы различных расстройств и возникающие на их основе нарушения психологического развития не могут рассматриваться изолированно вне понимания организма человека. Это объясняет связь дефектологии с возрастной анатомией, физиологией человека, невропатологией, психопатологией., педиатрией, офтальмологией, генетикой и другими. Знания возрастной анатомии и по физиологии человека являются основой для образования последующих представлений об анатомии, физиологии и патологии нервной системы и анализаторов. Знание основ невропатологии, нейрофизиологии, психопатологии предполагают образование конкретных представлений и понятий о строении нервной системы, ее центральной части, периферических отделов. Эти знания позволяют установить механизм нарушения при каком – либо дефекте. Таким образом соотнести структуру нарушения с возможностями компенсации дефекта, а также прогнозировать потенциальные возможности детей с отклонениями. ^ Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет говорить о влиянии речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Основными причинами патологии детской речи являются: различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям; различные заболевания в первые годы жизни ребенка. неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи. Любое нарушение проявляется по разному. Но обязательно находит отражение в психологической деятельности человека. Осознание своего дефекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать ряд своеобразных личных качеств и особенностей поведения, может отражаться на межличностных отношениях с окружающими. При сложных нарушениях психологические особенности входят в понятие сложной структуры дефекта. Различные отклонения накладывают отпечаток на познавательную сферу, коммуникативную функцию, эмоционально – волевые процессы. Поэтому вполне закономерна связь дефектологии с целым рядом психологических дисциплин: общей и возрастной психологией, патопсихологией, медицинской психологией, нейропсихологией, социальной и педагогической психологией.
Вклад Л. С. Выготского в отечественную дефектологию неоценим. Достаточно сказать, что только за 1928 год из 30 опубликованных и написанных работ 17 посвящены проблеме коррекционной педагогики, 5 томов собраний сочинений так и называются «Основы дефектологии». Ознакомившись с ними даже поверхностно можно убедиться, что нет ни одного направления в современной дефектологии которое не базировалось бы на фундаментальных, экспериментальных и теоретических исследованиях Л.С. Выготского. Теория психического развития, которую он разработал, изучая нормально развивающихся детей легла в основу исследований аномального детства. С другой стороны открытия в области аномального детства в значительной степени обогатили общую психологию и педагогику. Л. С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Он считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе в процессе созревания. ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, когда оно, согласно Выготскому идет впереди развития, пробуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в ЗБР. ЗБР дает представления о потенциальных возможностях развития, что в свою очередь позволяет определить научно – обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и каждого отдельного ребенка. Определение актуального и потенциального уровня развития, а также ЗБР составляет то, что Выготский называл нормативной возрастной диагностикой. Основой для специальной психологии послужило заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положениями, как:
Установление единства психологических закономерностей развития личности аномального ребенка в норме и при патологии позволили Л. С. Выготскому обосновать общую теорию развития личности аномального ребенка. Его заключение общности закономерностей развития аномального и нормального ребенка было подтверждено рядом более поздних исследований. Например, Лебединским, который сформировал специфические закономерности аномального развития. Каждый вид аномального развития характеризуется системными проявлениями, в которых выделяют первичный дефект и вторичные отклонения. Л. С. Выготский ввел понятие «структура дефекта» и установил, что структура дефекта не сводится только к симптомам повреждения биологических систем, которые представляют собой первичные симптомы нарушения (первичный дефект). На основе первичного дефекта появляются вторичные отклонения не связанные непосредственно с основным первичным дефектом, но обусловленные им. Все это усложняет структуру дефекта. Пример сложной структуры дефекта глухого ребенка:
Л. С. Выготский проанализировал также условия для предупреждения и преодоления этих отклонений развития. Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. Учения Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом сочетании биологического и социального в нем, о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития на много лет вперед определили пути развития отечественной психологии, легли в основу развития целых психологических школ как в нашей стране, так и за рубежом.
В последнее время в нашей стране возросло количество детей с проблемами в развитии. Существует множество причин, вызывающих аномалии развития. Известно несколько классификаций причин, которые вызывают отклонения от нормы какой либо функции или организма в целом, либо его частей. Различают причины внутреннего характера или эндогенные и причины внешнего характера – экзогенные. К эндогенным факторам относят: патологическую наследственность. Например, умственную отсталость обычно относят к наследственным синдромам и заболеваниям. Реже встречаются хромосомные синдромы. Классическим примером нарушения хромосомного набора является синдром Дауна. Известно около 80 синдромов и заболеваний наследственного происхождения, приводящих к нарушениям зрения и слуха. Не менее опасными являются нарушения эндокринной системы. Например, болезнь Феллинга – фенилкетонурия. В основе заболевания лежит нарушение аминокислотного обмена (1 случай на 10 – 15 тысяч новорожденных). Характерные внешние признаки – слабая пигментация кожи, волос, радужной оболочки глаз. Признаки поражения ЦНС ярко проявляются уже на втором месяце жизни. Прогноз – глубокая интеллектуальная недостаточность (идиотия, имбецильность), при раннем выявлении ( в первые дни жизни), возможно нормальное развитие ребенка. Несовместимость матери и ребенка по резус – фактору также может вызвать нарушения развития ребенка и нанести вред здоровью матери. Алкоголизм, наркомания, токсикомания (как эндогенный фактор) могут привести к необратимым патологическим изменениям в генетическом аппарате родителей. В последние годы появилась еще одна причина, которая вызвала бурное обсуждение в обществе – омоложение родителей, то есть матерями становятся подростки в возрасте от13 до 16 лет. Родителями становятся еще сами дети, которые не сформировались как физически, так и психически. О рождении здесь полноценного здорового ребенка не может быть и речи. К экзогенным по происхождению заболеваниям приводящим к нарушению развития, относятся различные перенесенные заболевания матери во время беременности. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний являются краснуха, корь, тяжелый грипп, болезнь Боткина, вирусные заболевания. Вирус краснухи проникает от заболевшей матери через плаценту в плод и может вызвать множественные пороки развития ребенка. Наибольший риск множественного поражения плода возникает при заболевании матери краснухой на ранних сроках беременности. К сложным нарушениям может привести сахарный диабет и ряд других соматических заболеваний матери. Другим известным внутриутробным вирусным заболеванием является цитомегаловирусная инфекция, считающаяся наиболее распространенной среди всех врожденных инфекций. Данная инфекция может стать причиной преждевременных родов и глубокой недоношенности ребенка. Причинами врожденных нарушений может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и др. Нарушение обмена веществ, токсикозы, интоксикация, температурные влияния (переохлаждения, перегревание) так же влияют на протекание беременности. Очень распространены различные родовые травмы – это и вывих бедра, асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях, гипоксия – кислородное голодание и др. Внутричерепные новообразования – гидроцефалия – избыточное накопление спинно – мозговой жидкости в полости черепа; опухоли головного мозга и кровоизлияния; микроцефалия – малые размеры головного мозга и черепа, то есть недоразвитие головного мозга, безусловно приведут к интеллектуальной недостаточности. Следует уделить внимание такой проблеме как экология, состояние природы: загрязнение воды, загазованность воздуха, повышенная радиация – данные неблагоприятные факторы наносят вред как матери, так и ребенку. Алкогольная зависимость, наркомания, чрезмерное употребление лекарств, антибиотиков наносят вред плоду, они его отравляют. В первые дни и год жизни для ребенка очень опасны инфекционные и воспалительные заболевания (менингит – воспаление оболочек мозга, энцефалит – воспаление мозга, пневмония и др.). Существует такая классификация причин вызывающих аномалии развития, которая делит их на пренатальные, причины которые оказывают влияние на плод во внутриутробном периоде; перинатальные – причины, действующие на ребенка после родов и постнатальные, которые влияют на ребенка в первый год его жизни. Известно, что нарушения развития вызывают в основном биологические причины. Но в последние годы современная медицина серьезно рассматривает ряд неблагоприятных социально – психологических факторов, которые также могут осложнить эмоционально – личностное развитие ребенка (психическая депривация, длительное расставание с матерью и т.д.). Таким образом родителям необходимо уделять большое внимание не только своему здоровью, но и здоровью ребенка, пусть еще даже не родившегося, избегать влияние различных патологических факторов. ^ Логопедия – это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушения речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» образован от греческих слов: логос (речь) и пейдео (воспитываю, обучаю), что в переводе обозначает «воспитание речи». Логопсихология – это раздел специальной психологии, наука о закономерностях психического развития детей с нарушениями речи. Предметом изучения логопсихологии являются закономерности развития и формирования психики у лиц с нарушениями речи. Объектом изучения – дети с врожденными или приобретенными нарушениями речи. Логопсихология формировалась на базе логопедии – это относительно молодой раздел специальной психологии, исследования проводимые еще на начальном этапе логопедии. В 1936 году Левина описала нарушения межфункционального взаимодействия у детей с грубым недоразвитием речи. Ретордоция – это незавершенность специальных этапов развития при которых не происходит смены более ранних этапов на более прогрессивные. Она раскрыла возможности изучения межфункциональных перестроений в высших психических функциях, а это является основой для понимания компенсаторных возможностей для нарушения речи, а также для организации коррекционной работы с ними. Она также установила диспропорции в развитии высших психических функций тем самым внеся вклад в разработку теории уровневой функциональной организации технических процессов. Селиверстов отмечает, что логопсихология связана с различными отраслями педагогических знаний и рассматривается ее причинами не только по отклонениям детей с нарушениями речи, где речевые нарушения являются первичными, но и по отношениям с различными категориями детей с отклонениями в развитии с нарушением интеллекта, слуха, зрения. В психологических исследованиях развитию детей с речевой патологией уделялось меньшее внимания в это время, и изучаемые вопросы связаны со сложными речевыми нарушениями афазией, аллалией, в этой области работали следующие специалисты: Чиркина, Власенко, Усанова, Саботович. Это исследования опираются на позиции системного анализа, психологии, основываются на предметном взаимодействии между первичным и вторичным дефектом и других научных позициях, сформированных Л. С. Выготским. Выготский в конце 20 – х годов начал исследования в общей и специальной психологии. Его положениями пользуются психологи всего мира. Большое внимание на развитие логопсихологии оказало учение Выготского о соотношении обучения и развития, он показал, что обучение становится разнообразным, если оно несколько опережает психологическое развитие. Объект изучения – состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности. Предметом логопедии, как науки, является изучение закономерностей обучения и воспитания лиц с нарушениями речи и связанных с ними отклонений в психическом развитии. Логопедия организационно подразделяется на дошкольную, школьную и логопедию взрослых. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств. Основные задачи логопедии:
Методы логопедии. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами среди которых условно выделяют наглядные, словесные и практические. ^ направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем. Огромная роль в этом процессе принадлежит педагогу. ^ направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без оперы на словесный материал. Практические методы используют при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок. Особое значение в логопедии придается использованию репродуктивных и продуктивных методов и их сочетанию с учетом специфики речевого нарушения. Репродуктивные: эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко – слоговых упражнений, при восприятии речевых образов. Их роль особенно велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса. Эффективность этих методов значительно увеличивается, если их использовать в контексте интересных для ребенка видов деятельности. ^ более широко используются при построении сложных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. Переход к использованию продуктивных методов каждый раз определяется логопедом и воспитателем в зависимости от конкретных задач коррекции нарушения и уровня сформированности необходимых предпосылок для перехода к самостоятельной речи. Задачи логопсихологии:
^
^ Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, всей психической деятельности ребенка. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной связью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контентов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Логопедия имеет особую социокультурную значимость, выполняя функцию коррекции и совершенствования речи в современном обществе. Особенно велика ее роль при коррекции речи лиц голосовых профессий (учителей, журналистов, артистов, корреспондентов). Логопедия тесно связана с другими науками. Для того, чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. Внутрисистемные связи. Логопедия связана со специальной психологией, психодиагностикой. Логопедии важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого - педагогического обследования детей разного возраста. Значение психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, но прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Это значение поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально – волевой сферы, а также провести эффективную логопедическую работу. Межпредметные связи. Логопедия использует знание общей анатомии и физиологии, нейропсихологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, педиатрией. Данные патологии органов слуха и речи не только дают возможность, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием. Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциональной диагностики нарушений речи. Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по разному нарушаться при различных расстройствах речи. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также понимание взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. ^ Термин этиология – греческий, обозначает «учение о причинах». Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно- динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии. Необходимо специально изучать и условия окружающие ребенка. Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье. У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1 – 2 года, в 3 и 6 – 7 лет. Основные принципы патологии.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных явлений развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу ил же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонение обнаруживается у ребенка в дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает возможности полноценного обучения в школе. Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском», к которым относятся
В речевом развитии большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы. Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом. В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития детей.
Нарушение речи носит многообразный характер в зависимости от локализации пострадавшей функции, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта. В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений, одна – клинико – педагогическая, вторая – психолого – педагогическая, или педагогическая (по Р.Е. Левиной). Клинико – педагогическая классификация. Нарушение устной речи. Расстройство фонеционного оформления. ^ – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Симптомы: дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Ринололия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. Симптомы: гнусавость. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Брадилалия – патологический замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикулярной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. При ускоренном темпе – торопливой, стремительной, напористой. Заикание – нарушение темпоритической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка. Нарушение структурное – семантического оформления высказывания. Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно – мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже сформирована. ^ : Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднении опознания и узнавания букв. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Для данной классификации характерно объединение психолого – лингвистических и клинических критериев. Психолого - педагогическая классификация. Нарушение речи в данной классификации подразделяется на две группы. Первая группа: нарушение средств общения. ^ – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящееся к звуковой и смысловой стороне. Отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, «дефекты произношения». Вторая группа – нарушения в применении средств общения: заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. |