Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 icon

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101
страница1/7
Дата21.03.2013
Размер1.12 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


« УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

профессор В.Б.Мандриков

____________ ____ 2007 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ


Для специальности: « ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» - 060101


Факультет: ЛЕЧЕБНЫЙ


КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ


Курсы: четвертый, шестой


Семестры: У11, У111, Х1, Х11


Внутренние болезни:

У11 семестр – лекции 20 часов,

практические занятия 75 часов + 49 час. сам. работы = 124 часа


Внутренние болезни:

^ У111 семестр – лекции 20 часов

практические занятия 65 часов + 42 часа сам. работы = 107 часов


Х1 семестр – практ. занятия 140 часов + 70 часов сам. работы = 210 часов

Х11 семестр -практ. занятия 116 часов + 64 часа сам. работы = 180 часов

Лекции в Х1 семестре – 12 часов
^

Всего часов ( 4-й и 6-й курсы) - 10.961




Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учебных заведений, М.ВЦНМЦ, 1999 г.

Ориентиром использования учебного материала служат квалификационная характеристика специалистов и характеристика врача-выпускника медицинского вуза по специальности 040100 « Лечебное дело».


Индекс______________


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 29 августа 2007 года, протокол №1.


^ Зав. кафедрой факультетской терапии профессор Бабаева А.Р.


Одобрена цикловой методической комиссией лечебного факультета


«_____» ____________ 2007 года


Председатель ЦМК профессор Краюшкин С.И.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-го и 6-го КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.


Знания основ клинической медицины имеет выжное значение для подготовки врачей всех специальностей.При изучении внутренних болезней формируются основы клинического мышления,медицинской деонтологии, происходит владение умениями в обследовании больных и принятии решений о назначении необходимого лечения.Преподавание внутренних болезней осуществляется последовательно на кафедрах пропедевтики внутренних болезней,факультетской и госпитальной терапии.


^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. Цель обучения студентов 4-го курса лечебного факультета на кафедре факультетской терапии: дать знание этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний внутренних органов, закреплять и совершенствовать умения обследования терапевтического больного, формировать клиническое мышление ( умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз), научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм.

1.2. ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

^

Научить курации больных, составлению плана обследования,основным принципам диагностики, профилактики и лечения заболеваний внутренних органов.


По окончании изучения дисциплины студенты 4-го курса лечебного факультета должны уметь:

  1. Проанализировать данные анамнеза болезни и провести клинический осмотр больного для выявления заболеваний внутренних органов.

  2. Составить и обосновать план лабораторного и инструментального обследования больного и подтверждения предполагаемого диагноза.

  3. На основании анамнестических данных, результатов клинического и лабораторного обследования больного сформулировать и обосновать развернутый диагноз заболевания внутренних органов и провести дифференциальный диагноз.

  4. Определить клинические варианты, тяжесть течения, наличие обострения (ремиссии),осложнений основных заболеваний внутренних органов.

  5. Наметить и обосновать план этиопатогенетического лечения конкретного больного с учетом особенности течения заболевания внутренних органов и сопутствующих заболеваний.

  6. Диагностировать неотложные состояния в клинике внутренних болезней и проводить соответствующую интенсивную терапию.

  7. Уметь изложить полученные при обследовании больного данные в виде академической истории болезни.

  8. Использовать специальную медицинскую литературу ( основные руководства, справочники, медицинские журналы) для обоснования диагноза, этиологии и патогенеза, лечения заболевания конкретного больного.

  9. Во время прохождения производственной практики и дежурств в клинике поставить диагноз и оказать помощь больным с заболеваниями внутренних органов.

  10. Обосновать физиотерапевтические и курортные методы лечения на основе знания физиологических механизмов действия на организм физических факторов, принципов устройства и работы типовой аппаратуры.



^

Цель подготовки врача-выпускника к выполнению профессиональной деятельности:


    • профилактической,

    • диагностической,

    • лечебной,

    • воспитательно-образовательной,

    • организационно-управленческой,

    • научно-исследовательской.



^

В задачи дисциплины « Внутренние болезни» входит подготовка выпускника к выполнению следующих мероприятий:


- проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения ( здоровых, больных, членов их семьи и коллективов),

- диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования,

- диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях,

- лечение с использованием терапевтических и хирургических методов,

- экспертиза трудоспособности больных,

- судебно-медицинской экспертиза,

- гигиеническое воспитание больных и членов их семей,

- организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации,

- медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения,

- самостоятельная работа с информацией ( учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками).


Врач-выпускник должен уметь:

- осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных,

- диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе,

- вести медицинскую документацию,

- проводить судебно-медицинскую экспертизу,

- оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения,

-организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требования техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения,

    • эффективно вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных.


^ 1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН С УКАЗАНИЕМ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ), УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ СТУДЕНТАМИ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Так как изучение внутренних болезней должно интегрироваться со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах, ниже приводится перечень дисциплин с указанием тем, усвоения которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины.

^ История философских учений: этика и деонтология в медицине, законы диалектического материализма в медицине с учетом особенностей больного организма.

Анатомия человека: анатомия мышечно- и костно-суставной системы органов грудной клетки, брюшной полости, артериальных, венозных и лимфатических сосудов.

^ Гистология с эмбриологией и цитологией: микроструктуры тканей, клеток организма человека.

Химия и физколоидная химия: изучение микроэлементов различных металлов, играющих определенную биологическую роль в жизнедеятельности человека. Изучение буферных систем, поддерживающих гомеостаз.

Физика: изучение фотобиологических процессов, изучение законов квантовой биофизики, механизм электрогенеза в клетках организма. Использование физических данных об электрогенезе. Значение пассивных электрических тканей и механизма действия электромагнитных полей по физиотерапии.

Биохимия: основные процессы обмена веществ в организме для выявления нарушений белкового, углеводного и жирового обмена, основные биохимические показатели крови для оценки состояния белкового, углеводного, жирового обмена в организме. Знания об участии различных органов и систем в обмене веществ организма для выявления патологии печени, желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистой системы.

^ Нормальная физиология: принципы функционирования органов и систем организма в норме и при физиологических возмущениях, обусловленных внешней или внутренней среды организма. Принципы нервной и гуморальной регуляции органов и систем организма. Физиологические основы адаптации организма к различным меняющимся факторам внешней среды.

Микробиология: учение об инфекции и иммунитете, знания о роли инфекции в этиологии основных инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваниях.

^ Клиническая иммунология: основные положения учения об иммунитете для определения видов и форм его проявления ( включая современные представления о местном иммунитете), роль иммунитета в течении инфекционного процесса. Характеристика основных реакций гуморального иммунитета.

^ Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов, различные клинико-анатомические варианты болезни. Осложнения при острых и хронических процессах – по всем нозологическим формам ( в соответствии с программой по внутренним болезням).

^ Патологическая физиология: реактивность микроорганизма в развитии патологического процесса, функциональное изменение органов и систем при основных заболеваниях внутренних органов.


^ Пропедевтика внутренних болезней: клинические методы обследования терапевтического больного. Лабораторно-инструментальные исследования больного ( термометрия, спирометрия, определение АД, венозного давления, скорости кровотока, желудочное и дуоденальное зондирование, анализ мокроты, крови, мочи, кала, исследование желудочного сока, снятие электрокардиограммы). Теоретические представления об основных лабораторных и инструментальных методах исследования, проводимых специалистами ( эндоскопия, радиоизотопное исследование, ЭКГ, ФКГ, эхокардиография, данные биопсии, стернальной пункции, исследование функции внешнего дыхания),основные клинические симптомы, характерные для заболеваний системы дыхания, кровообращения, пищеварения, болезней печени, почек, системы крови, опорно-двигательного аппарата и умения сгруппировать их в типичные синдромы. Излагать полученные при обследовании больного данные в виде истории болезни. Владеть основными методами ухода за больными и умение выполнять основные сестринские манипуляции.

Фтизиопульмонология: диагностика туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клинического, рентгенологического обследования больного. Оценка туберкулиновых проб Манту и Пирке, на основании местных реакций, клинических, иммунологических тестов.

^ Лучевая терапия и лучевая диагностика: при рентгенологическом обследовании выявление заболеваний легких ( пневмония, эмфизема легких, пневмосклероз, ателектаз, рак легкого).Распознавание рентгенологически гипертрофии отделов сердца, изменения аорты. Выявление изменений, характерных для язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, хронических холециститов. При радиоизотопном исследовании выявление изменений, характерных для патологии щитовидной железы, печени, почек.

Фармакология: фармакокинетика основных лекарственных препаратов, применяемых при основных заболеваниях внутренних органов. Показания к их назначению. Побочные действия лекарств.


^ Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки врача по специальности 040100 « Лечебное дело»:

    • сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента,

    • обучение профессиональному алгоритму решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний,

    • навыкам профессионального врачебного поведения,

    • ведение медицинской документации.

Основным методом обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного под руководством преподавателя, работа в диагностических кабинетах (функциональная диагностика, рентгеновский кабинет, клиническая и биохимическая лаборатория), палатах интенсивного наблюдения, в поликлинике. Студенты участвуют в обходах больных с заведующей кафедрой и доцентами.


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.



Дисциплина

Курс

Лекции

Практич.

Самост.работа

Экзамены
^

Внутренние болезни,общая физиотерапия


4-й

40

140

91

8-й семестр


















Внутренние болезни

6-й

12

256

134

12 семестр ИГА

И т о г о




52

396

225






^ 2.2 НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ В ЧАСАХ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.


Лекции для студентов 4-го курса:


  1. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Лечение – 2 часа.

  2. ИБС. Острый инфаркт миокарда. Определение. Факторы риска и механизмы развития инфаркта миокарда. Клинические варианты. Диагностика. Диф. Диагностика – 2 часа.

  3. Инфаркт миокарда. Осложнения. Лечение. Реабилитация – 2 часа.

  4. Гипертоническая болезнь. Определение ВОЗ-МОГ. Классифкация артериальной гипертензии (АГ). Этиология и патогенез эссенциальной и симптоматических гипертензий. Дифференциальная диагностика АГ. Алгоритм обследования больных АГ. Осложнения Принципы лечения. Неотложная терапия гипертонического криза – 2 часа.

  5. Митральные пороки сердца: недостаточность митрального клапана, стеноз. Этиология и патогенез приобретенных пороков сердца, классификация. Гемодинамические нарушения при митральном стенозом и недостаточности митрального клапана. Клиника, диагностические критерии. Показания к оперативному лечению – 2 часа.

  6. Аортальные пороки сердца: недостаточность аортального клапана, аортальный стеноз.Понятие о степени аортального стеноза и аортальной недостаточности. Нарушения внутрисердечной гемолинамики. Клинические синдромы. Диагностические критерии аортальных пороков. Показания к оперативному лечению – 2 часа.

  7. Инфекционный эндокардит. Этиология. Патогенез. Классификация. Клиника. Диагностика. Лечение. Особенности инфекционного эндокардита у инъекционных наркоманов – 2 часа.

  8. Хроническая сердечная недостаточность (ХСН). Понятие о ХСН. Причины развития ХСН. Классификация. Клинические проявления. Диагностика. Современные подходы к лечению с позиций медицины, основанной на доказательствах –2 часа.

  9. Пневмонии. Этиология. Патогенез. Классификация. Особенности течения пневмонии в зависимости от возбудителя. Диагностика. Осложнения. Показания для госпитализации. Лечение –2 часа.

  10. Бронхиальная астма. Этиология. Патогенез. Классификация Клиника. Инструментальные методы диагностики. Неотложные состояния. Лечение – 2 часа.

  11. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Эпидемиология. Этиология. Патогенез. Особенности клиники в зависимости от локализации язвы. Лабораторные и инструментальные методы диагностики. Лечение. Показания к хирургическому лечению –2 часа.

  12. Хронический гепатит. Понятие. Этиология и патогенез ХГ. Современная классификация. Клиническая картина ХГ. Особенности различных клинических вариантов ХГ. Диагностика. Алгоритм обследования больного ХГ. Современные методы лечения и профилактики ХГ – 2 часа.

  13. Циррозы печени (ЦП). Этиология и патогенез ЦП. Современная классификация. Клиника различных форм ЦП. Лабораторная и инструментальная диагностика. Осложнения ЦП. Прогноз. Методы лечения ЦП – 2 часа.

  14. Железодефицитная анемия. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Скрытый дефицит железа. Принципы лечения препаратами железа. Профилактика.

  15. Хронический миелолейкоз. Хронический лимфолейкоз. Роль мутагенных факторов в развитии лейкозов. Патогенез, понятие о моно- и поликлоновой стадии заболевания. Клинико-гематологические критерии диагностики. Дифференцированная терапия хр. лейкозов. Схемы лечения – 2 часа.

  16. Электролечение. Постоянные, импульсные и переменные токи, используемые с лечебной целью. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Аппараты – 2 часа.

  17. Светолечение. Ультразвук. Физическая характеристика светового излучения. Механизм действия различных видов световой энергии. Показания и противопоказания к назначению – 2 часа.

  18. Тепловодолечение. Понятие о природных факторах, используемых для тепловодолечения, механизм действия. Бальнеотерапия. Характеристика питьевых минеральных вод. Методика применения при различных заболеваниях внутренних органов – 2 часа.

  19. Санаторно-курортное лечение. Понятие о курорте. Классификация курортов: климатические, бальнеологические, грязевые, смешанные. Показания к направлению на санаторно-курортное лечение.



^ 2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ В ЧАСАХ:

Вводное занятие

  1. Цель занятия: знакомство студентов с клиникой факультетской терапии, целями и задачами изучения внутренних болезней на IV курсе

  2. Задачи: ознакомление студентов со структурой клинических баз кафедры, подбор больных для самостоятельной курации, ознакомление с основными принципами написания академической истории болезни.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Структура терапевтического стационара.

2. Этические и деонтологические аспекты ведения терапевтических больных.

3. Схема и правила написания академической истории болезни.

^ 4. План проведения занятия:

1. Ознакомление студентов с целями и задачами изучения внутренних болезней, эндокринологии и физиотерапии на IV курсе (45 мин).

2. Ознакомление студентов со структурой клинических баз кафедры и профильными терапевтическими отделениями (30 мин).

3. Ознакомление студентов с основными требованиями по написанию академической истории болезни (15 мин).

4. Подбор больных для курации (15 мин).

5. Курация больных (75мин).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, электрокардиограммами, общеклиническими и биохимическими анализами).

  3. Работа с рекомендованной медицинской литературой.

^ 6.Практические навыки:

  1. Общее обследование больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Уметь оценить:

  • выявленные при физикальном и инструментальном исследовании изменения со стороны различных органов и систем

  • данные дополнительных инструментальных методов исследования

КАРДИОЛОГИЯ


Занятие № 1 Тема: Ревматическая лихорадка.

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению ревматической лихорадки.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного;

-проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями;

-схеме лечения ревматической лихорадки;

-определить прогноз заболевания.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Определение изучаемой нозологии. Этиология.

2. Роль В-гемолитического стрептококка (клинические, серологические и эпидемиологические доказательства).

3. Патогенез ревматической лихорадки.

4. Морфология различных стадий.

5. Классификация.

6. Клиническая картина основных проявлений ревматической лихорадки: полиартрит, ревмокардит (первичный и возвратный), перикардит, хорея, кожные проявления.

7. Клинико-лабораторные критерии активности процесса.

8. Варианты течения.

9. Дифференциальный диагноз (неревматический миокардит, миокардиодистрофии, кардиомиопатии).

10. Лечение ревматической лихорадки. Профилактика.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 минут).

2. Разбор с демонстрацией больного с ревматизмом (45 минут).

3. Самостоятельная работа студентов (45 минут).

4. Разбор курируемых больных (45 минут).

^ 5. Самостоятельная работа:

1. Курация тематических больных под контролем преподавателя.

2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография).

4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

1.Обследование больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2.Оценить:

- выявленные при обследование изменения со стороны различных органов и систем;

- общий анализ крови и мочи;

- содержание в сыворотке крови общего белка и белковых фракций, фибриногена, сиаловые кислоты, серомукоида, аминотрансфераз, ЛДГ, КФК;

- серологическое исследование крови: титры энтигиалуронидазы, антистрептолизина-О, антистрептокиназы;

3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные

методы исследования: ЭКГ, эхокардиографию;

4. Назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных явлений.

5. Назначить медикаментозную терапию для проведения первичной и вторичной профилактики ревматической лихорадки.


Занятие № 2 Тема: Митральные пороки сердца: Недостаточность митрального клапана. Стеноз митрального клапана.

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению митральных пороков сердца.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного, на основе знания основных причин ведущих к развитию порока, гемодинамических особенностей клинических проявлений, аускультативных критериев, данных ЭКГ, Эхо-КГ ;

-проводить дифференциальный диагноз с заболеваниями сопровождающиеся шумами в области сердца;

-обосновывать подход к лечению, определять тактику ведения больного с митральными пороками.

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Недостаточность митрального клапана. Этиология. Патогенез. Гемодинамические нарушения.

2. Клиническая картина митральной недостаточности.

3. Стадии течения митральной недостаточности. Диагноз. Дифференциальный диагноз.

4. Митральный стеноз. Этиология. Патогенез. Гемодинамические нарушения.

5. Клиническая картина митрального стеноза.

6. Стадии течения митрального стеноза. Значение инструментальных данных в диагностике.

7. Комбинированный митральный порок сердца. Выявление преобладания стеноза или недостаточности.

8. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца.

9. Причины декомпенсации пороков. Осложнения. Прогноз.

10. Лечение митральных пороков. Показания к оперативному лечению.

11. Оказание помощи при неотложных состояниях: пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких.


^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 минут).

2. Демонстрация больного с пороком сердца (45 минут).

3. Самостоятельная работа студентов (45 минут).

4. Разбор курируемых больных (45 минут).

^ 5. Самостоятельная работа:

1. Курация тематических больных под контролем преподавателя.

2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, рентгенография).

4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

  1. Обследование больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Оценить выявленные при обследование изменения со стороны различных органов и систем.

3. Интерпретировать и использовать для диагностики митральных пороков сердца и их осложнений современные методы исследования ЭКГ, эхокардиографию, суточное мониторирование сердечного ритма.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

пароксизмальных нарушениях ритма, сердечной астме, отеке легких.

5. Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения.

6. Назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных явлений; рекомендовать немедикаментозную терапию.


Занятие № 3 Тема: Аортальные пороки: Аортальная недостаточность. Аортальный стеноз.

^ 1. Цель занятия:

Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по

диагностике, дифференциальной диагностике и лечению аортальных пороков сердца.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного, на основе знания основных причин ведущих к развитию порока, аускультативных критериев, данных ЭКГ, Эхо-КГ ;

-проводить дифференциальный диагноз с другими пороками сердца;

-обосновывать подход к лечению, определять тактику ведения больного с аортальными пороками.

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.


^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Недостаточность аортального клапана. Этиология. Гемодинамические нарушения.

2. Клиническая картина аортальной недостаточности.

3. Аортальный стеноз. Этиология. Гемодинамические нарушения.

4. Клиническая картина аортального стеноза.

5.Значение инструментальных данных в диагностике пороков. Дифференциальный диагноз пороков.

6. Комбинированный аортальный порок сердца. Выявление преобладания стеноза или недостаточности.

7. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца.

8. Лечение аортальных пороков. Показания к оперативному лечению. Течение. Осложнения. Прогноз.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 минут).

2. Разбор с демонстрацией больного с пороком сердца (45 минут).

3. Самостоятельная работа студентов (45 минут).

4. Разбор курируемых больных (45 минут).

^ 5. Самостоятельная работа:

1. Курация тематических больных под контролем преподавателя.

2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ,ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография).

4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

  1. Обследование больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Оценить выявленные при обследование изменения со стороны различных органов и систем.

3. Интерпретировать и использовать для диагностики аортальных пороков сердца и их осложнений современные методы исследования ЭКГ, эхокардиографию, суточное мониторирование сердечного ритма.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких.

5. Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения.

6. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных явлений; рекомендовать немедикаментозную терапию.

Занятие № 4 Тема: Инфекционный эндокардит.

^ 1. Цель занятия:

Приобрести теоретические знания и освоить практические умения для диагностики и лечения инфекционного эндокардита (ИЭ).

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного, на основе знания основных причин ведущих к инфекционного эндокардита, клиники, аускультативных критериев, лабораторных данных, ЭКГ, Эхо-КГ ;

-проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями;

-обосновывать дифференцированный подход к лечению в зависимости от возбудителя инфекционного эндокардита.

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии

1. Значение реактивности организма и особенностей возбудителя в возникновении ИЭ.

2. Пути инфицирования эндокарда.

3. Классификация ИЭ.

4. Клинические синдромы при ИЭ:

- инфекционно-токсический,

- кардиальный,

- иммунный

- тромбоэмболический

5.Лабораторные данные. Значение повторных посевов крови с целью выявления возбудителя процесса.

6. Особенности течения у лиц пожилого и старческого возраста, у наркоманов.

7. Диагностика и дифференциальная диагностика ИЭ.

8. Критерии диагноза ИЭ. Диагностические критерии ИЭ по Duke: большие (признаки поражения эндокарда и данные микробиологического исследования крови) и малые. Диагностическая оценка тромбоэмболического синдрома.

9. Лечение ИЭ: выбор антибиотиков, длительность терапии, показания к хирургическому лечению.

11. Профилактика обострений.

12. Неотложные состояния при ИЭ.

^ 4. План проведения занятия:

1. Контроль подготовки к занятию (45 минут).

2. Клинический разбор больного (45 минут).

- доклад куратора по утвержденной кафедрой схеме,

- обследование больного,

- обоснование диагноза и обсуждение лечения.

3. Самостоятельная работа студентов: курация больных в палатах, анализ методов лабораторного и инструментального обследования, решение клинических задач (45 минут).

4. Проверка усвоения темы по контрольным вопросам (45 минут).

^ 5. Самостоятельная работа:

1. Курация тематических больных под контролем преподавателя.

2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ,ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография).

4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

  1. Обследование больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Оценить:

- выявленные при обследование изменения со стороны различных органов и систем;

- общий анализ крови и мочи;

- содержание в плазме крови глюкозы (натощак), уровня сывороточных иммуноглобулинов, содержание в сыворотке крови общего холестерина, креатинина, мочевины;

- результаты посева крови.

3. Интерпретировать и использовать для диагностики инфекционного эндокардита современные методы исследования ЭКГ, эхокардиографию, суточное мониторирование сердечного ритма.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких.

5. Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения.

6. Назначить медикаментозную терапию в зависимости от возбудителя ИЭ.

зависимости от возбудителя.


Занятие № 5 Тема: Гипертоническая болезнь (ГБ)

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению ГБ.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного;

-проводить дифференциальный диагноз симптоматической артериальной гипертензии

с гипертонической болезнью;

-обосновывать дифференцированный подход к лечению;

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. ГБ. Определение. Этиология.

  2. Патогенез. Роль центральных нарушений регуляции АД, симпатической нервной системы, гуморальных прессорных и депрессорных факторов в возникновении и прогрессировании заболевания. Значение нарушений метаболизма натрия. Роль наследственных факторов.

  3. Классификация артериальной гипертензии и гипертонической болезни.

  4. Клиническая картина различных стадий заболевания. Гемодинамические варианты.

  5. Дифференциальная диагностика симптоматической артериальной гипертензии и гипертонической болезни.

  6. Течение. Осложнения. Гипертонические кризы. Злокачественная гипертония.

  7. Лечение ГБ, основанное на принципах доказательной медицины. Купирование гипертонических кризов.

  8. Исходы. Прогноз. Профилактика.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию – ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больного ГБ (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).

  1. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков

студентов (45 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

1.Курация больных под контролем преподавателя.

2.Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

3.Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография).

4.Решение клинических и ситуационных задач.


^ 6. Практические навыки:

1.Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2.Оценить:

-выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем;

-общий анализ крови и мочи, проба Нечипоренко, Зимницкого, Реберга;

-содержание в плазме крови глюкозы (натощак);

-содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, креатинина, мочевины, калия, натрия.

3.Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, эхокардиографию; суточное мониторирование артериального давления, исследование глазного дна.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

-неосложнённом гипертоническом кризе;

-гипертоническом кризе, осложнённом сердечной астмой или отеком легких;

-острой гипертонической энцефалопатии.

  1. Составить программу реабилитации больного.


Занятие № 6 Тема: Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия.

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению атеросклероза, ишемической болезни сердца, стенокардии.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного;

-проводить дифференциальный диагноз стенокардии с заболеваниями, сопровождающимися болью в грудной клетке (инфарктом миокарда, перикардитом, миокардитом, климактерической кардиопатией, расслаивающей аневризмой аорты, вегетососудистой дистонией, болезнями костей, суставов, мышц, плевритом, спонтанным пневмотораксом, тромбоэмболией лёгочной артерии, болезнями органов пищеварения, опоясывающим лишаём);

-обосновывать дифференцированный подход к лечению;

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Эпидемиология и факторы риска атеросклероза и ИБС.

2. Патогенез и патоморфология атеросклеротического поражения сосудистой стенки.

3. Понятие об ишемической болезни сердца.

4. Классификация ИБС.

5. Клиническая картина стенокардии. Клинические формы стенокардии.

6. Диагностика атеросклероза и ИБС: ЭКГ, мониторинг ЭКГ, функциональные пробы, коронарография.

7. Лечение атеросклероза, основанное на принципах доказательной медицины.

8. Лечение стенокардии, основанное на принципах доказательной медицины.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию – ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.).

  1. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).

  2. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков

студентов (45 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

  3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография).

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2. Оценить:

-выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем;

-общий анализ крови;

-содержание в плазме крови глюкозы (натощак);

-содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, аминотрансфераз.

3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиографию; коронарную ангиографию, рентгенографию, велоэргометрию, фармакологические тесты.

4. Оказать квалифицированную помощь при ангинозном статусе.

5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий, рекомендовать немедикаментозную терапию.

6. Составить программу реабилитации больного.


Занятие № 7 Тема: Инфаркт миокарда (ИМ)

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению острого инфаркта миокарда.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного с указанием глубины поражения, локализации, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний;

-проводить дифференциальный диагноз инфаркта миокарда с заболеваниями, сопровождающимися болью в грудной клетке (стенокардией, перикардитом, миокардитом, расслаивающей аневризмой аорты, болезнями костей, суставов, мышц, плевритом, спонтанным пневмотораксом, тромбоэмболией лёгочной артерии, болезнями органов пищеварения, опоясывающим лишаём);

-определять тактику ведения больного на различных этапах лечения инфаркта миокарда (догоспитальном, госпитальном).

-обосновывать дифференцированный подход к лечению;

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.

-знать физические, психологические, профессиональные и социально-экономические аспекты реабилитации.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Инфаркт миокарда. Определение. Эпидемиология (распространенность, факторы риска). Патогенез.

  1. Клиническая картина в различные периоды заболевания. Клинические варианты начала болезни.

  2. Диагноз. Изменения ЭКГ, ЭХО - КГ, общего анализа крови, биохимических показателей.

  3. Течение ИМ. Атипичные формы ИМ.

  4. Осложнения ИМ: кардиогенный шок, нарушения ритма и проводимости, сердечная недостаточность, аневризма сердца, тампонада сердца, эпистенокардитический перикардит, тромбоэмболии, тромбоэндокардит,постинфарктный синдром Дресслера.

  5. Дифференциальный диагноз при болях в грудной клетке.

  6. Лечение острого коронарного синдрома, основанное на принципах доказательной медицины. Лечение осложнений ИМ. Принципы реанимации больных ИМ.

  7. Прогноз. Реабилитация больных.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию – ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).

  1. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков

студентов (45 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, данными ЭХОКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

  3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, рентгенография).

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2. Оценить:

-выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем;

-общий анализ крови;

-содержание в плазме крови глюкозы (натощак);

-содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, аминотрансфераз, МБ-КФК.

3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, эхокардиографию; коронарную ангиографию, рентгенографию.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

-ангинозном статусе;

-сердечной астме и отёке лёгких;

-кардиогенном шоке;

-фибрилляции желудочков, асистолии;

-нарушениях сердечного ритма и проводимости.

5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий.

6. Составить программу реабилитации больного.

Занятие № 8 Тема: Аритмии и блокады сердца

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению нарушений сердечного ритма и проводимости.

2. Задачи:

Научить студентов:

-выявлять нарушения ритма и устанавливать ведущий механизм их возникновения;

-применять современную классификацию аритмий, формулировать развернутый диагноз;

-проводить диагностику и дифференциальную диагностику нарушений ритма и проводимости на основе клинической картины и данных ЭКГ;

-выявлять заболевания, послужившие причиной возникновения нарушений ритма и проводимости;

-обосновывать дифференцированный подход к лечению.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Современные представления о патогенезе аритмий. Классификация аритмий. Методы диагностики.

  2. Экстрасистолия. Патогенез. Клинические проявления. Топическая диагностики экстрасистолических аритмий (ЭКГ-признаки). Особенности врачебной тактики, показания к назначению антиаритмических препаратов Профилактика зкстрасистолий.

3. Пароксизмальная тахикардия. Патогенез. Клиническая картина приступа пароксизмальной тахикардии. ЭКГ-признаки. Медикаментозная терапия во время приступа пароксизмальной тахикардии. Показания к электроимпульсной терапии. Профилактика приступов. Прогноз.

4. Мерцательная аритмия и трепетание предсердий. Патогенез. Классификация. Клиническая симптоматика. ЭКГ-признаки. Осложнения. Терапия пароксизмальной и постоянной формы мерцательной аритмии. Показания к электроимпульсной терапии. Ведение больных после восстановления ритма. Профилактика рецидивов мерцательной аритмии. Прогноз.

5. Фибрилляция желудочков. Патогенез. Клиника. ЭКГ-признаки. Терапия. Роль палат интенсивного наблюдения в предупреждении, диагностике и терапии фибрилляции желудочков.

6. Нарушения проводимости. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. ЭКГ-признаки. Изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости. Осложнения: синдром Морганьи-Эдемса-Стокса, сердечная недостаточность, нарушения ритма. Диагноз и дифференциальный диагноз. Лечение. Врачебная тактика при остро возникших нарушениях проводимости. Показания к временной кардиостимуляции. Показания к имплантации кардиостимуляторов. Прогноз.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию – ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).

4. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков

студентов (45 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, данными ЭХОКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

  3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, УЗИ щитовидной железы рентгенография).

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

1.Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2.Оценить:

-выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем;

-общий анализ крови;

-содержание в плазме крови глюкозы (натощак);

-содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, аминотрансфераз, ТТГ, свободного Т4.

3.Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиографию; УЗИ щитовидной железы, рентгенографию.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

-клинической смерти: асистолии и фибрилляции желудочков;

-атриовентрикулярной блокаде, синдроме Морганьи-Адамса-Стокса;

-аритмическом коллапсе;

-пароксизмальной тахикардии;

-пароксизме мерцательной тахиаритмии

5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий.


Занятие № 9 Тема: Хроническая сердечная недостаточность

^ 1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению хронической сердечной недостаточности.

2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного с учетом этиологических факторов, клинических проявлений, гемодинамических показателей;

-обосновывать дифференцированный подход к лечению;

-определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Актуальность проблемы. Современные представления о патогенезе СН.

  2. Особенности изменения метаболизма миокарда при СН.

  3. Характер гемодинамических нарушений при СН.

  4. Роль почек и нейрогуморальных факторов в возникновении нарушений водно-электролитного баланса.

  5. Классификация хронической сердечной недостаточности.

  6. Клинические проявления СН. Понятие о «скрытой» СН.

  7. Диагностика СН.

  8. Дифференциальная диагностика между сердечной и легочной недостаточностью.

  9. Терапия СН, основанная на принципах доказательной медицины.

  10. Оказание неотложной помощи при сердечной астме, отеке легких.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию – ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).

4. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков

студентов (45 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, данными ЭХОКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов.

  3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, рентгенография органов грудной клетки).

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

^ 6. Практические навыки:

1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2. Оценить:

-выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем;

-общий анализ крови;

-содержание в плазме крови глюкозы (натощак);

-содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, печёночных ферментов, мочевины, креатинина, электролитов, мочевой кислоты, С-реактивного белка, ТТГ, свободный Т4;

-общий анализ мочи.

3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиографию; рентгенографию.

4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: сердечной астме и отёке лёгких.

5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных эффектов.


ПУЛЬМОНОЛОГИЯ

Занятие № 10 Тема: Пневмонии

  1. ^ Цель занятия: усвоение студентами основных понятий по изучаемой теме и овладение практическими навыками по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению пневмоний.

  2. Задачи: Научить студентов:

- постановке и обоснованию диагноза пневмонии с учетом этиологических факторов, клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных.

- научить составлять план обследования больного пневмонией с учетом клинических проявлений

  • изучить и освоить принципы этиотропной терапии и патогенетического лечения пневмоний.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Определение пневмонии.

2. Основные патогенетические факторы развития пневмоний.

3. Классификация пневмоний:

- по этиологии;

- по патогенезу;

- по клинико-морфологическим признакам;

- по течению;

- по пути развития.

4. Клиническая картина пневмонии в зависимости от вида возбудителя.

5.Пневмококковая пневмония.

6. Пневмония Фридлендера.

7. Гриппозные пневмонии, стафилококковые пневмонии.

8. Пневмонии, вызванные атипичными возбудителями: микоплазменные пневмонии, хламидийные пневмонии: особенности клиники.

9. Осложнения и исходы острых пневмоний.

10.Принципы лечения пневмоний. Антибактериальные препараты с доказанной эффективностью при внебольничных и внутрибольничных пневмониях.

11. Особенности течения и лечения затяжных пневмоний.

12. Принципы диспансерного наблюдения больных, перенесших пневмонию.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больных с острыми пневмониями; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов, решение клинических задач (30 мин.).

4. Разбор курируемых больных (45 мин.).

5. Задание к следующему занятию (15 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

1.Курация больных под контролем преподавателя.

2.Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, рентгенотомограммами). Выписка рецептов.

3.Участие в проведении обследования пациента: рентгенография органов грудной клетки, УЗИ плевральных полостей, ознакомление с методикой выполнения плевральной пункции).

4.Решение клинических и ситуационных задач.

5.Работа с рекомендованной медицинской литературой.

  1. Практические навыки:

1.Обследовать больного с подозрением на пневмонию (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

2.Уметь оценить:

  • выявленные при физикальном и инструментальном исследовании осложнения со стороны различных органов и систем

  • общий анализ крови и мокроты

  • степень острой дыхательной недостаточности

  • выраженность интоксикационного синдрома

  1. Интерпретировать и использовать для диагностики данные рентгенографии органов грудной клетки: (локализацию, характер и массивность легочного инфильтрата; выявить рентгенологические признаки наличия жидкости в полости плевры, очаги деструкции легочной ткани).

  2. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

  • острой дыхательной недостаточности

  • острой сосудистой недостаточности

  • инфекционно-токсическом шоке

  • респираторном дистресс-синдроме (токсическом отеке легких)

  1. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить эмпирическую этиотропную терапию с учетом наиболее вероятного возбудителя пневмонии, а также патогенетическое лечение пневмоний и развившихся осложнений

  2. Составить программу диспансерного наблюдения за больным после выписки из стационара.


^ Занятие № 11 Тема: Хронический бронхит

  1. Цель занятия: усвоение студентами основных понятий по изучаемой теме и овладение практическими навыками по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению хронического бронхита (ХБ).

  2. Задачи:

Научить студентов:

- постановке и обоснованию диагноза ХБ с учетом клинических проявлений, лабораторных, рентгенологических данных и данных исследования ФВД.

- составлению плана обследования больного ХБ с учетом клинических проявлений

- принципам патогенетического лечения ХБ.

3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Определение понятия «хронический бронхит».

  2. Соотношение понятий ХБ и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

  3. Классификация хронического бронхита: простой, гнойный, обструктивный, гнойно-обструктивный.

  4. Этиология и патогенез ХБ. Значение курения, инфекции, охлаждения, профессиональных и эндогенных факторов.

  5. Клиническая картина в зависимости от формы, стадии и фазы процесса.

  6. Течение и осложнения.

  7. Диагностические критерии различных форм ХБ.

  8. Лечение (антибактериальная, бронхолитическая, муколитическая и противокашлевая терапия).

  9. Физиотерапия и ЛФК.

  10. Прогноз. Трудовая экспертиза и трудоустройство. Профилактика.

4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (30 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больных с хроническими бронхитами; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (30 мин.).

3.Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка клинических анализов и данных исследования ФВД (45 мин.).

4. Решение клинических задач вопросы (35 мин.).

5. Разбор курируемых больных вопросы (30 мин.).

7.Задание к следующему занятию (10 мин).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, данными исследования ФВД). Выписка рецептов.

  3. Участие в проведении обследования пациента: рентгенография органов грудной клетки, ознакомление с методикой исследования ФВД).

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

  5. Работа с рекомендованной медицинской литературой.

  6. Практические навыки:

  1. Обследовать больного с подозрением на ХБ (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Уметь оценить:

  • выявленные при физикальном и инструментальном исследовании осложнения со стороны различных органов и систем

  • общий анализ крови и мокроты

  • степень острой и хронической дыхательной недостаточности

  • данные исследования ФВД.

  1. Интерпретировать и использовать для диагностики данные исследования ФВД (основные диагностические критерии ХОБЛ, оценка степени тяжести, результаты пробы с бронхолитиками).

  2. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

  • острой дыхательной недостаточности

  • бронхоастматическом состоянии

  1. Выбрать оптимальный вариант лечения в зависимости от тяжести заболевания и фазы течения

  2. Составить программу диспансерного наблюдения за больным ХБ.


Занятие № 12 Тема: Бронхиальная астма

  1. Цель занятия: усвоение студентами основных понятий по изучаемой теме и овладение практическими навыками по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению бронхиальной астмы (БА).

  2. Задачи:

Научить студентов:

1. Постановке и обоснованию диагноза БА с учетом этиологических факторов, клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных.

2. Научить составлять план обследования больного БА с учетом клинических проявлений.

3. Изучить и освоить этиопатогенетическое лечение БА.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Определение БА.

  2. Принципы классификации БА.

  3. Основные симптомы атопической и инфекционно-зависимой БА.

  4. Диагностические критерии бронхиальной астмы (основные и дополнительные).

  5. Астматический статус, диагностические критерии.

  6. Лечение больных с астматическим статусом и его профилактика.

  7. Лечение БА в межприступном периоде. Современная поэтапная медикаментозная терапия.

  8. Санаторно-курортное лечение.

  9. Профилактика. Прогноз. Трудоустройство.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больных с бронхиальной астмой; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов, курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов и результатов исследования ФВД, решение клинических задач (50 мин.).

4. Разбор курируемых больных (30 мин.).

5. Задание к следующему занятию (10 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, данными исследования ФВД). Выписка рецептов.

  3. Участие в проведении обследования пациента: рентгенография органов грудной клетки, ознакомление с методикой исследования ФВД).

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

5.Работа с медицинской литературой .

  1. Практические навыки:

  1. Обследовать больного с подозрением на БА (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Уметь оценить:

  • выявленные при физикальном и инструментальном исследовании изменения со стороны различных органов и систем

  • общий анализ крови и мокроты

  • степень острой и хронической дыхательной недостаточности

  • данные исследования ФВД.

  1. Интерпретировать и использовать для диагностики данные исследования ФВД (основные диагностические критерии БА, оценка степени тяжести, результаты пробы с бронхолитиками).

  2. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

  • острой дыхательной недостаточности

  • астматическом состоянии

  1. Выбрать оптимальный вариант лечения в зависимости от тяжести заболевания и фазы течения

  2. Составить программу диспансерного наблюдения за больным БА.


Занятие № 13 Тема: Абсцесс и гангрена легких. Рак легких.

^ 1. Цель занятия: усвоение студентами основных понятий по изучаемой теме и овладение практическими навыками по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению абсцессов, гангрены и рака легких.

2. Задачи:

Научить студентов:

1. Постановке и обоснованию диагноза абсцесса и гангрены легких, рака легких с учетом клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных.

2. Составлять план обследования больного с абсцессом и гангреной легких, раком легких.

3. Основным принципам терапии больных с абсцессом и гангреной легких.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Этиология и патогенез нагноительных заболеваний легких. Доказанные факторы риска развития рака легкого.

  2. Классификация рака легкого по стадиям. Центральный и периферический рак.

  3. Клинические проявления нагноительных заболеваний легких. Клиника рака легких, особенность клиники в зависимости от стадии, локализации и распространенности процесса. Симптомы нарушения бронхиальной проходимости, ателектазы. Осложнения.

  4. Современные методы диагностики абсцесса, гангрены, рака легких.

  5. Показания к хирургическому лечению при абсцессе, гангрене, раке легкого.

  6. Первичная и вторичная профилактика рака легкого.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию-ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больных с абсцессом легких, раком легких; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (45 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов, решение клинических задач. (45 мин.).

4. Разбор курируемых больных. (35 мин.).

5. Задание к следующему занятию. (10 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, рентгентомограммами).

  3. Участие в проведении обследования пациента: рентгенография органов грудной клетки, рентгентомография, методика сбора и лабораторного исследования мокроты.

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

  5. Работа с рекомендованной медицинской литературой.

^ 6.Практические навыки:

  1. Обследовать больного с подозрением на абсцесс, гангрену и рак легкого (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Уметь оценить:

  • выявленные при физикальном и инструментальном исследовании изменения со стороны различных органов и систем

  • общий анализ крови и мокроты

  • степень острой и хронической дыхательной недостаточности

  • данные рентгенологического исследования.

  1. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

  • острой дыхательной недостаточности

  • кровохарканье и легочном кровотечении

  • спонтанном пневмотораксе

  1. Составить программу диспансерного наблюдения за больными раком легких на различных стадиях заболевания.

Занятие № 14 Тема: Бронхоэктатическая болезнь

  1. Цель занятия: усвоение студентами основных понятий по изучаемой теме и овладение практическими навыками по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению бронхоэктатической болезни (БЭБ).

  2. Задачи:

1. Научить студентов постановке и обоснованию диагноза БЭБ с учетом клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных.

2. Научить составлять план обследования больного с БЭБ.

3. Изучить основные принципы лечения БЭБ.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Этиология и патогенез. Эндо- и перибронхиальный пути развития. Факторы, способствующие развитию бронхоэктазов: острая и хроническая пневмония, детские инфекции (корь, коклюш), хронические бронхиты, пороки развитии бронхов, врожденная предрасположенность, заболевания верхних дыхательных путей.

  2. Клиническая симптоматология. Диагностические критерии.

  3. Стадии течения.

  4. Роль оценки функции внешнего дыхания.

  5. Осложнения, их раннее выявление.

  6. Основные принципы лечения.

  • особенности диеты

  • антибактериальная терапия

  • средства. улучшающие дренаж бронхов (отхаркивающие средства, бронхолитические препараты, протеолитические ферменты)

  • постуральный дренаж, внутрибронхиальнан катетеризация, лечебная бронхоскопия

  • внутрибронхиальное введение лекарств

  • средства, повышающие сопротивляемость организма

  • оксигенотерапия

  • физиотерапия, дыхательная гимнастика

  • показания к хирургическому лечению

  • противорецидивное лечение

  • санаторно-курортное лечение. Профилактика обострений.

^ 4. План проведения занятия:

1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 мин.).

2. Разбор с демонстрацией больных с БЭБ: анализ жалоб, истории заболевания, объективных данных. (35 мин.).

3. Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов, решение клинических задач. (45 мин.).

4. Разбор курируемых больных. (45 мин.).

5. Задание к следующему занятию. (10 мин.).

^ 5. Самостоятельная работа:

  1. Курация больных под контролем преподавателя.

  2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, бронхограммами).

  3. Участие в проведении обследования пациента: рентгенография органов грудной клетки, бронхография, бронхоскопия, методика сбора и лабораторного исследования мокроты.

  4. Решение клинических и ситуационных задач.

  5. Работа с рекомендованной медицинской литературой.

^ 6.Практические навыки:

  1. Обследовать больного с подозрением на БЭБ (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза).

  2. Уметь оценить:

  • выявленные при физикальном и инструментальном исследовании изменения со стороны различных органов и систем

  • общий анализ крови и мокроты

  • степень острой и хронической дыхательной недостаточности

  • данные рентгенологического исследования.

  1. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях:

  • кровохарканье и легочном кровотечении

  1. Выбрать оптимальный вариант лечения в зависимости от тяжести заболевания и фазы течения

  2. Составить программу диспансерного наблюдения за больными БЭБ.


ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ


Занятие №15 Тема: Хронический гастрит. Рак желудка.

  1. Цель занятия: Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению хронического гастрита (ХГ) и рака желудка.

  2. Задачи:

Научить студентов:

-распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования;

-обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного;

-проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями;

-обосновать медикаментозную терапию с учетом клинического варианта заболевания;

-определить прогноз заболевания.

^ 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Определение изучаемой нозологии с позиций доказательной медицины.

2. Роль Helicobacter pylori (клинические, серологические, бактериологические и эпидемиологические доказательства).

3. Соотношение понятий «хронический гастрит» и «функциональная диспепсия».

4. Современная классификация ХГ и ФД.

5. Основные клинические синдромы ФД (болевой, диспепсический, вегетативных расстройств).

6. Алгоритм постановки диагноза ФД с учетом доказательной базы.

7. Дифференциальный диагноз органической и функциональной диспепсии.

8. Доказательная медикаментозная терапия ФД. Показания к санаторно-курортному лечению.

9. Рак желудка. Клиническая картина заболевания.

10. Лечение рака желудка. Профилактика.
  1   2   3   4   5   6   7

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины «внутренние болезни» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по дисциплине «Внутренние болезни»...
Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101(040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа по внутренним болезням для специальности 060101 ( 040100) лечебное дело факультет

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060101 лечебное дело

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины «поликлиническая терапия» для специальности 060101 (040100)

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи» для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины По подготовке специалиста с высшим медицинским образованием

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины «анатомия» специальность 060101. 65 «лечебное дело»

Рабочая программа учебной дисциплины по внутренним болезням для специальности: «лечебное дело» 060101 iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы