|
Скачать 1.12 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ « УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б.Мандриков ____________ ____ 2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ Для специальности: « ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» - 060101 Факультет: ЛЕЧЕБНЫЙ КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ Курсы: четвертый, шестой Семестры: У11, У111, Х1, Х11 Внутренние болезни: У11 семестр – лекции 20 часов, практические занятия 75 часов + 49 час. сам. работы = 124 часа Внутренние болезни: ^ практические занятия 65 часов + 42 часа сам. работы = 107 часов Х1 семестр – практ. занятия 140 часов + 70 часов сам. работы = 210 часов Х11 семестр -практ. занятия 116 часов + 64 часа сам. работы = 180 часов Лекции в Х1 семестре – 12 часов ^ Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, программы по внутренним болезням для студентов высших медицинских учебных заведений, М.ВЦНМЦ, 1999 г. Ориентиром использования учебного материала служат квалификационная характеристика специалистов и характеристика врача-выпускника медицинского вуза по специальности 040100 « Лечебное дело». Индекс______________ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 29 августа 2007 года, протокол №1. ^ Одобрена цикловой методической комиссией лечебного факультета «_____» ____________ 2007 года Председатель ЦМК профессор Краюшкин С.И. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-го и 6-го КУРСОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА. Знания основ клинической медицины имеет выжное значение для подготовки врачей всех специальностей.При изучении внутренних болезней формируются основы клинического мышления,медицинской деонтологии, происходит владение умениями в обследовании больных и принятии решений о назначении необходимого лечения.Преподавание внутренних болезней осуществляется последовательно на кафедрах пропедевтики внутренних болезней,факультетской и госпитальной терапии. ^ 1.1. Цель обучения студентов 4-го курса лечебного факультета на кафедре факультетской терапии: дать знание этиологии и патогенеза, клинических проявлений основных заболеваний внутренних органов, закреплять и совершенствовать умения обследования терапевтического больного, формировать клиническое мышление ( умение на основе собранной информации о больном поставить развернутый клинический диагноз), научить использовать метод дифференциальной диагностики в пределах разбираемых нозологических форм. 1.2. ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. ^ По окончании изучения дисциплины студенты 4-го курса лечебного факультета должны уметь:
^
^ - проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения ( здоровых, больных, членов их семьи и коллективов), - диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования, - диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях, - лечение с использованием терапевтических и хирургических методов, - экспертиза трудоспособности больных, - судебно-медицинской экспертиза, - гигиеническое воспитание больных и членов их семей, - организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации, - медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, - самостоятельная работа с информацией ( учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками). Врач-выпускник должен уметь: - осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных, - диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе, - вести медицинскую документацию, - проводить судебно-медицинскую экспертизу, - оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения, -организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требования техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения,
^ Так как изучение внутренних болезней должно интегрироваться со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах, ниже приводится перечень дисциплин с указанием тем, усвоения которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины. ^ этика и деонтология в медицине, законы диалектического материализма в медицине с учетом особенностей больного организма. Анатомия человека: анатомия мышечно- и костно-суставной системы органов грудной клетки, брюшной полости, артериальных, венозных и лимфатических сосудов. ^ микроструктуры тканей, клеток организма человека. Химия и физколоидная химия: изучение микроэлементов различных металлов, играющих определенную биологическую роль в жизнедеятельности человека. Изучение буферных систем, поддерживающих гомеостаз. Физика: изучение фотобиологических процессов, изучение законов квантовой биофизики, механизм электрогенеза в клетках организма. Использование физических данных об электрогенезе. Значение пассивных электрических тканей и механизма действия электромагнитных полей по физиотерапии. Биохимия: основные процессы обмена веществ в организме для выявления нарушений белкового, углеводного и жирового обмена, основные биохимические показатели крови для оценки состояния белкового, углеводного, жирового обмена в организме. Знания об участии различных органов и систем в обмене веществ организма для выявления патологии печени, желудочно-кишечного тракта, почек, сердечно-сосудистой системы. ^ принципы функционирования органов и систем организма в норме и при физиологических возмущениях, обусловленных внешней или внутренней среды организма. Принципы нервной и гуморальной регуляции органов и систем организма. Физиологические основы адаптации организма к различным меняющимся факторам внешней среды. Микробиология: учение об инфекции и иммунитете, знания о роли инфекции в этиологии основных инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваниях. ^ основные положения учения об иммунитете для определения видов и форм его проявления ( включая современные представления о местном иммунитете), роль иммунитета в течении инфекционного процесса. Характеристика основных реакций гуморального иммунитета. ^ морфологические изменения при заболеваниях внутренних органов, различные клинико-анатомические варианты болезни. Осложнения при острых и хронических процессах – по всем нозологическим формам ( в соответствии с программой по внутренним болезням). ^ реактивность микроорганизма в развитии патологического процесса, функциональное изменение органов и систем при основных заболеваниях внутренних органов. ^ клинические методы обследования терапевтического больного. Лабораторно-инструментальные исследования больного ( термометрия, спирометрия, определение АД, венозного давления, скорости кровотока, желудочное и дуоденальное зондирование, анализ мокроты, крови, мочи, кала, исследование желудочного сока, снятие электрокардиограммы). Теоретические представления об основных лабораторных и инструментальных методах исследования, проводимых специалистами ( эндоскопия, радиоизотопное исследование, ЭКГ, ФКГ, эхокардиография, данные биопсии, стернальной пункции, исследование функции внешнего дыхания),основные клинические симптомы, характерные для заболеваний системы дыхания, кровообращения, пищеварения, болезней печени, почек, системы крови, опорно-двигательного аппарата и умения сгруппировать их в типичные синдромы. Излагать полученные при обследовании больного данные в виде истории болезни. Владеть основными методами ухода за больными и умение выполнять основные сестринские манипуляции. Фтизиопульмонология: диагностика туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клинического, рентгенологического обследования больного. Оценка туберкулиновых проб Манту и Пирке, на основании местных реакций, клинических, иммунологических тестов. ^ при рентгенологическом обследовании выявление заболеваний легких ( пневмония, эмфизема легких, пневмосклероз, ателектаз, рак легкого).Распознавание рентгенологически гипертрофии отделов сердца, изменения аорты. Выявление изменений, характерных для язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, хронических холециститов. При радиоизотопном исследовании выявление изменений, характерных для патологии щитовидной железы, печени, почек. Фармакология: фармакокинетика основных лекарственных препаратов, применяемых при основных заболеваниях внутренних органов. Показания к их назначению. Побочные действия лекарств. ^
Основным методом обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного под руководством преподавателя, работа в диагностических кабинетах (функциональная диагностика, рентгеновский кабинет, клиническая и биохимическая лаборатория), палатах интенсивного наблюдения, в поликлинике. Студенты участвуют в обходах больных с заведующей кафедрой и доцентами. ^ 2.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
^ Лекции для студентов 4-го курса:
^ Вводное занятие
^ 1. Структура терапевтического стационара. 2. Этические и деонтологические аспекты ведения терапевтических больных. 3. Схема и правила написания академической истории болезни. ^ 1. Ознакомление студентов с целями и задачами изучения внутренних болезней, эндокринологии и физиотерапии на IV курсе (45 мин). 2. Ознакомление студентов со структурой клинических баз кафедры и профильными терапевтическими отделениями (30 мин). 3. Ознакомление студентов с основными требованиями по написанию академической истории болезни (15 мин). 4. Подбор больных для курации (15 мин). 5. Курация больных (75мин). ^
^
КАРДИОЛОГИЯ Занятие № 1 Тема: Ревматическая лихорадка. ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению ревматической лихорадки. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного; -проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями; -схеме лечения ревматической лихорадки; -определить прогноз заболевания. ^ 1. Определение изучаемой нозологии. Этиология. 2. Роль В-гемолитического стрептококка (клинические, серологические и эпидемиологические доказательства). 3. Патогенез ревматической лихорадки. 4. Морфология различных стадий. 5. Классификация. 6. Клиническая картина основных проявлений ревматической лихорадки: полиартрит, ревмокардит (первичный и возвратный), перикардит, хорея, кожные проявления. 7. Клинико-лабораторные критерии активности процесса. 8. Варианты течения. 9. Дифференциальный диагноз (неревматический миокардит, миокардиодистрофии, кардиомиопатии). 10. Лечение ревматической лихорадки. Профилактика. ^ 1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 минут). 2. Разбор с демонстрацией больного с ревматизмом (45 минут). 3. Самостоятельная работа студентов (45 минут). 4. Разбор курируемых больных (45 минут). ^ 1. Курация тематических больных под контролем преподавателя. 2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов. 3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография). 4. Решение клинических и ситуационных задач. ^ 1.Обследование больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2.Оценить: - выявленные при обследование изменения со стороны различных органов и систем; - общий анализ крови и мочи; - содержание в сыворотке крови общего белка и белковых фракций, фибриногена, сиаловые кислоты, серомукоида, аминотрансфераз, ЛДГ, КФК; - серологическое исследование крови: титры энтигиалуронидазы, антистрептолизина-О, антистрептокиназы; 3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, эхокардиографию; 4. Назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных явлений. 5. Назначить медикаментозную терапию для проведения первичной и вторичной профилактики ревматической лихорадки. Занятие № 2 Тема: Митральные пороки сердца: Недостаточность митрального клапана. Стеноз митрального клапана. ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению митральных пороков сердца. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного, на основе знания основных причин ведущих к развитию порока, гемодинамических особенностей клинических проявлений, аускультативных критериев, данных ЭКГ, Эхо-КГ ; -проводить дифференциальный диагноз с заболеваниями сопровождающиеся шумами в области сердца; -обосновывать подход к лечению, определять тактику ведения больного с митральными пороками. -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения. ^ 1. Недостаточность митрального клапана. Этиология. Патогенез. Гемодинамические нарушения. 2. Клиническая картина митральной недостаточности. 3. Стадии течения митральной недостаточности. Диагноз. Дифференциальный диагноз. 4. Митральный стеноз. Этиология. Патогенез. Гемодинамические нарушения. 5. Клиническая картина митрального стеноза. 6. Стадии течения митрального стеноза. Значение инструментальных данных в диагностике. 7. Комбинированный митральный порок сердца. Выявление преобладания стеноза или недостаточности. 8. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца. 9. Причины декомпенсации пороков. Осложнения. Прогноз. 10. Лечение митральных пороков. Показания к оперативному лечению. 11. Оказание помощи при неотложных состояниях: пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких. ^ на контрольные вопросы (45 минут). 2. Демонстрация больного с пороком сердца (45 минут). 3. Самостоятельная работа студентов (45 минут). 4. Разбор курируемых больных (45 минут). ^ 1. Курация тематических больных под контролем преподавателя. 2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов. 3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, рентгенография). 4. Решение клинических и ситуационных задач. ^
3. Интерпретировать и использовать для диагностики митральных пороков сердца и их осложнений современные методы исследования ЭКГ, эхокардиографию, суточное мониторирование сердечного ритма. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: пароксизмальных нарушениях ритма, сердечной астме, отеке легких. 5. Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения. 6. Назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных явлений; рекомендовать немедикаментозную терапию. Занятие № 3 Тема: Аортальные пороки: Аортальная недостаточность. Аортальный стеноз. ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению аортальных пороков сердца. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного, на основе знания основных причин ведущих к развитию порока, аускультативных критериев, данных ЭКГ, Эхо-КГ ; -проводить дифференциальный диагноз с другими пороками сердца; -обосновывать подход к лечению, определять тактику ведения больного с аортальными пороками. -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения. ^ 1. Недостаточность аортального клапана. Этиология. Гемодинамические нарушения. 2. Клиническая картина аортальной недостаточности. 3. Аортальный стеноз. Этиология. Гемодинамические нарушения. 4. Клиническая картина аортального стеноза. 5.Значение инструментальных данных в диагностике пороков. Дифференциальный диагноз пороков. 6. Комбинированный аортальный порок сердца. Выявление преобладания стеноза или недостаточности. 7. Дифференциальная диагностика шумов в области сердца. 8. Лечение аортальных пороков. Показания к оперативному лечению. Течение. Осложнения. Прогноз. ^ 1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 минут). 2. Разбор с демонстрацией больного с пороком сердца (45 минут). 3. Самостоятельная работа студентов (45 минут). 4. Разбор курируемых больных (45 минут). ^ 1. Курация тематических больных под контролем преподавателя. 2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов. 3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ,ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография). 4. Решение клинических и ситуационных задач. ^
3. Интерпретировать и использовать для диагностики аортальных пороков сердца и их осложнений современные методы исследования ЭКГ, эхокардиографию, суточное мониторирование сердечного ритма. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких. 5. Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения. 6. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных явлений; рекомендовать немедикаментозную терапию. Занятие № 4 Тема: Инфекционный эндокардит. ^ Приобрести теоретические знания и освоить практические умения для диагностики и лечения инфекционного эндокардита (ИЭ). 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного, на основе знания основных причин ведущих к инфекционного эндокардита, клиники, аускультативных критериев, лабораторных данных, ЭКГ, Эхо-КГ ; -проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями; -обосновывать дифференцированный подход к лечению в зависимости от возбудителя инфекционного эндокардита. -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения ^ 1. Значение реактивности организма и особенностей возбудителя в возникновении ИЭ. 2. Пути инфицирования эндокарда. 3. Классификация ИЭ. 4. Клинические синдромы при ИЭ: - инфекционно-токсический, - кардиальный, - иммунный - тромбоэмболический 5.Лабораторные данные. Значение повторных посевов крови с целью выявления возбудителя процесса. 6. Особенности течения у лиц пожилого и старческого возраста, у наркоманов. 7. Диагностика и дифференциальная диагностика ИЭ. 8. Критерии диагноза ИЭ. Диагностические критерии ИЭ по Duke: большие (признаки поражения эндокарда и данные микробиологического исследования крови) и малые. Диагностическая оценка тромбоэмболического синдрома. 9. Лечение ИЭ: выбор антибиотиков, длительность терапии, показания к хирургическому лечению. 11. Профилактика обострений. 12. Неотложные состояния при ИЭ. ^ 1. Контроль подготовки к занятию (45 минут). 2. Клинический разбор больного (45 минут). - доклад куратора по утвержденной кафедрой схеме, - обследование больного, - обоснование диагноза и обсуждение лечения. 3. Самостоятельная работа студентов: курация больных в палатах, анализ методов лабораторного и инструментального обследования, решение клинических задач (45 минут). 4. Проверка усвоения темы по контрольным вопросам (45 минут). ^ 1. Курация тематических больных под контролем преподавателя. 2. Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов. 3. Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ,ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография). 4. Решение клинических и ситуационных задач. ^
- выявленные при обследование изменения со стороны различных органов и систем; - общий анализ крови и мочи; - содержание в плазме крови глюкозы (натощак), уровня сывороточных иммуноглобулинов, содержание в сыворотке крови общего холестерина, креатинина, мочевины; - результаты посева крови. 3. Интерпретировать и использовать для диагностики инфекционного эндокардита современные методы исследования ЭКГ, эхокардиографию, суточное мониторирование сердечного ритма. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: пароксизмальные нарушения ритма, сердечная астма, отек легких. 5. Определить показания к госпитализации больного и к проведению оперативного лечения. 6. Назначить медикаментозную терапию в зависимости от возбудителя ИЭ. зависимости от возбудителя. Занятие № 5 Тема: Гипертоническая болезнь (ГБ) ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению ГБ. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного; -проводить дифференциальный диагноз симптоматической артериальной гипертензии с гипертонической болезнью; -обосновывать дифференцированный подход к лечению; -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения. ^
^ контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больного ГБ (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).
студентов (45 мин.). ^ 1.Курация больных под контролем преподавателя. 2.Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, ЭКГ, рентгенограммами). Выписка рецептов. 3.Участие в проведении обследования пациента (ЭКГ, ЭХОКГ, УЗИ, рентгенография). 4.Решение клинических и ситуационных задач. ^ 1.Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2.Оценить: -выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем; -общий анализ крови и мочи, проба Нечипоренко, Зимницкого, Реберга; -содержание в плазме крови глюкозы (натощак); -содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, креатинина, мочевины, калия, натрия. 3.Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, эхокардиографию; суточное мониторирование артериального давления, исследование глазного дна. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: -неосложнённом гипертоническом кризе; -гипертоническом кризе, осложнённом сердечной астмой или отеком легких; -острой гипертонической энцефалопатии.
Занятие № 6 Тема: Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению атеросклероза, ишемической болезни сердца, стенокардии. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного; -проводить дифференциальный диагноз стенокардии с заболеваниями, сопровождающимися болью в грудной клетке (инфарктом миокарда, перикардитом, миокардитом, климактерической кардиопатией, расслаивающей аневризмой аорты, вегетососудистой дистонией, болезнями костей, суставов, мышц, плевритом, спонтанным пневмотораксом, тромбоэмболией лёгочной артерии, болезнями органов пищеварения, опоясывающим лишаём); -обосновывать дифференцированный подход к лечению; -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения. ^ 1. Эпидемиология и факторы риска атеросклероза и ИБС. 2. Патогенез и патоморфология атеросклеротического поражения сосудистой стенки. 3. Понятие об ишемической болезни сердца. 4. Классификация ИБС. 5. Клиническая картина стенокардии. Клинические формы стенокардии. 6. Диагностика атеросклероза и ИБС: ЭКГ, мониторинг ЭКГ, функциональные пробы, коронарография. 7. Лечение атеросклероза, основанное на принципах доказательной медицины. 8. Лечение стенокардии, основанное на принципах доказательной медицины. ^ контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.).
студентов (45 мин.). ^
^ 1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2. Оценить: -выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем; -общий анализ крови; -содержание в плазме крови глюкозы (натощак); -содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, аминотрансфераз. 3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиографию; коронарную ангиографию, рентгенографию, велоэргометрию, фармакологические тесты. 4. Оказать квалифицированную помощь при ангинозном статусе. 5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий, рекомендовать немедикаментозную терапию. 6. Составить программу реабилитации больного. Занятие № 7 Тема: Инфаркт миокарда (ИМ) ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению острого инфаркта миокарда. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного с указанием глубины поражения, локализации, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний; -проводить дифференциальный диагноз инфаркта миокарда с заболеваниями, сопровождающимися болью в грудной клетке (стенокардией, перикардитом, миокардитом, расслаивающей аневризмой аорты, болезнями костей, суставов, мышц, плевритом, спонтанным пневмотораксом, тромбоэмболией лёгочной артерии, болезнями органов пищеварения, опоясывающим лишаём); -определять тактику ведения больного на различных этапах лечения инфаркта миокарда (догоспитальном, госпитальном). -обосновывать дифференцированный подход к лечению; -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения. -знать физические, психологические, профессиональные и социально-экономические аспекты реабилитации. ^ 1. Инфаркт миокарда. Определение. Эпидемиология (распространенность, факторы риска). Патогенез.
^ контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.).
студентов (45 мин.). ^
^ 1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2. Оценить: -выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем; -общий анализ крови; -содержание в плазме крови глюкозы (натощак); -содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, аминотрансфераз, МБ-КФК. 3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, эхокардиографию; коронарную ангиографию, рентгенографию. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: -ангинозном статусе; -сердечной астме и отёке лёгких; -кардиогенном шоке; -фибрилляции желудочков, асистолии; -нарушениях сердечного ритма и проводимости. 5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий. 6. Составить программу реабилитации больного. Занятие № 8 Тема: Аритмии и блокады сердца ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению нарушений сердечного ритма и проводимости. 2. Задачи: Научить студентов: -выявлять нарушения ритма и устанавливать ведущий механизм их возникновения; -применять современную классификацию аритмий, формулировать развернутый диагноз; -проводить диагностику и дифференциальную диагностику нарушений ритма и проводимости на основе клинической картины и данных ЭКГ; -выявлять заболевания, послужившие причиной возникновения нарушений ритма и проводимости; -обосновывать дифференцированный подход к лечению. ^
3. Пароксизмальная тахикардия. Патогенез. Клиническая картина приступа пароксизмальной тахикардии. ЭКГ-признаки. Медикаментозная терапия во время приступа пароксизмальной тахикардии. Показания к электроимпульсной терапии. Профилактика приступов. Прогноз. 4. Мерцательная аритмия и трепетание предсердий. Патогенез. Классификация. Клиническая симптоматика. ЭКГ-признаки. Осложнения. Терапия пароксизмальной и постоянной формы мерцательной аритмии. Показания к электроимпульсной терапии. Ведение больных после восстановления ритма. Профилактика рецидивов мерцательной аритмии. Прогноз. 5. Фибрилляция желудочков. Патогенез. Клиника. ЭКГ-признаки. Терапия. Роль палат интенсивного наблюдения в предупреждении, диагностике и терапии фибрилляции желудочков. 6. Нарушения проводимости. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. ЭКГ-признаки. Изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости. Осложнения: синдром Морганьи-Эдемса-Стокса, сердечная недостаточность, нарушения ритма. Диагноз и дифференциальный диагноз. Лечение. Врачебная тактика при остро возникших нарушениях проводимости. Показания к временной кардиостимуляции. Показания к имплантации кардиостимуляторов. Прогноз. ^ контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.). 4. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков студентов (45 мин.). ^
^ 1.Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2.Оценить: -выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем; -общий анализ крови; -содержание в плазме крови глюкозы (натощак); -содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, аминотрансфераз, ТТГ, свободного Т4. 3.Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиографию; УЗИ щитовидной железы, рентгенографию. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: -клинической смерти: асистолии и фибрилляции желудочков; -атриовентрикулярной блокаде, синдроме Морганьи-Адамса-Стокса; -аритмическом коллапсе; -пароксизмальной тахикардии; -пароксизме мерцательной тахиаритмии 5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных побочных действий. Занятие № 9 Тема: Хроническая сердечная недостаточность ^ Освоение студентами теоретического материала и практических навыков по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению хронической сердечной недостаточности. 2. Задачи: Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного с учетом этиологических факторов, клинических проявлений, гемодинамических показателей; -обосновывать дифференцированный подход к лечению; -определить прогноз заболевания с учетом характера и тяжести течения. ^
^ контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больного по теме (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (45 мин.). 4. Разбор курируемых больных с проверкой практических навыков студентов (45 мин.). ^
^ 1. Обследовать больного (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследование, план проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2. Оценить: -выявленные при обследовании изменения со стороны различных органов и систем; -общий анализ крови; -содержание в плазме крови глюкозы (натощак); -содержание в сыворотке крови общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности, холестерина липопротеинов низкой плотности, триглицеридов, печёночных ферментов, мочевины, креатинина, электролитов, мочевой кислоты, С-реактивного белка, ТТГ, свободный Т4; -общий анализ мочи. 3. Интерпретировать и использовать для диагностики современные методы исследования: ЭКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, эхокардиографию; рентгенографию. 4. Оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях: сердечной астме и отёке лёгких. 5. Выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармокодинамики лекарств, предупреждение их нежелательных эффектов. ПУЛЬМОНОЛОГИЯ Занятие № 10 Тема: Пневмонии
- постановке и обоснованию диагноза пневмонии с учетом этиологических факторов, клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных. - научить составлять план обследования больного пневмонией с учетом клинических проявлений
^ 1. Определение пневмонии. 2. Основные патогенетические факторы развития пневмоний. 3. Классификация пневмоний: - по этиологии; - по патогенезу; - по клинико-морфологическим признакам; - по течению; - по пути развития. 4. Клиническая картина пневмонии в зависимости от вида возбудителя. 5.Пневмококковая пневмония. 6. Пневмония Фридлендера. 7. Гриппозные пневмонии, стафилококковые пневмонии. 8. Пневмонии, вызванные атипичными возбудителями: микоплазменные пневмонии, хламидийные пневмонии: особенности клиники. 9. Осложнения и исходы острых пневмоний. 10.Принципы лечения пневмоний. Антибактериальные препараты с доказанной эффективностью при внебольничных и внутрибольничных пневмониях. 11. Особенности течения и лечения затяжных пневмоний. 12. Принципы диспансерного наблюдения больных, перенесших пневмонию. ^ 1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больных с острыми пневмониями; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов, решение клинических задач (30 мин.). 4. Разбор курируемых больных (45 мин.). 5. Задание к следующему занятию (15 мин.). ^ 1.Курация больных под контролем преподавателя. 2.Работа с медицинской документацией (историей болезни, листом назначений, рентгенограммами, рентгенотомограммами). Выписка рецептов. 3.Участие в проведении обследования пациента: рентгенография органов грудной клетки, УЗИ плевральных полостей, ознакомление с методикой выполнения плевральной пункции). 4.Решение клинических и ситуационных задач. 5.Работа с рекомендованной медицинской литературой.
1.Обследовать больного с подозрением на пневмонию (сбор анамнеза, внешний осмотр, проведение физикального обследования, составление плана проведения лабораторного и инструментального обследования, алгоритм дифференциального диагноза). 2.Уметь оценить:
^
Научить студентов: - постановке и обоснованию диагноза ХБ с учетом клинических проявлений, лабораторных, рентгенологических данных и данных исследования ФВД. - составлению плана обследования больного ХБ с учетом клинических проявлений - принципам патогенетического лечения ХБ. 3. Вопросы, рассматриваемые на занятии:
4. План проведения занятия: 1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (30 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больных с хроническими бронхитами; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (30 мин.). 3.Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка клинических анализов и данных исследования ФВД (45 мин.). 4. Решение клинических задач вопросы (35 мин.). 5. Разбор курируемых больных вопросы (30 мин.). 7.Задание к следующему занятию (10 мин). ^
Занятие № 12 Тема: Бронхиальная астма
Научить студентов: 1. Постановке и обоснованию диагноза БА с учетом этиологических факторов, клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных. 2. Научить составлять план обследования больного БА с учетом клинических проявлений. 3. Изучить и освоить этиопатогенетическое лечение БА. ^
^ 1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больных с бронхиальной астмой; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов, курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов и результатов исследования ФВД, решение клинических задач (50 мин.). 4. Разбор курируемых больных (30 мин.). 5. Задание к следующему занятию (10 мин.). ^
5.Работа с медицинской литературой .
Занятие № 13 Тема: Абсцесс и гангрена легких. Рак легких. ^ усвоение студентами основных понятий по изучаемой теме и овладение практическими навыками по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению абсцессов, гангрены и рака легких. 2. Задачи: Научить студентов: 1. Постановке и обоснованию диагноза абсцесса и гангрены легких, рака легких с учетом клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных. 2. Составлять план обследования больного с абсцессом и гангреной легких, раком легких. 3. Основным принципам терапии больных с абсцессом и гангреной легких. ^
^ 1. Проверка подготовки к занятию-ответы на контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больных с абсцессом легких, раком легких; особенности жалоб, истории заболевания, объективных данных (45 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов, решение клинических задач. (45 мин.). 4. Разбор курируемых больных. (35 мин.). 5. Задание к следующему занятию. (10 мин.). ^
^
Занятие № 14 Тема: Бронхоэктатическая болезнь
1. Научить студентов постановке и обоснованию диагноза БЭБ с учетом клинических проявлений, лабораторных и рентгенологических данных. 2. Научить составлять план обследования больного с БЭБ. 3. Изучить основные принципы лечения БЭБ. ^
^ 1. Проверка подготовки к занятию - ответы на контрольные вопросы (45 мин.). 2. Разбор с демонстрацией больных с БЭБ: анализ жалоб, истории заболевания, объективных данных. (35 мин.). 3. Самостоятельная работа студентов: курация больных, чтение рентгенограмм, трактовка анализов, решение клинических задач. (45 мин.). 4. Разбор курируемых больных. (45 мин.). 5. Задание к следующему занятию. (10 мин.). ^
^
ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЯ Занятие №15 Тема: Хронический гастрит. Рак желудка.
Научить студентов: -распознавать заболевание на основании анамнеза, клинических данных, результатов обследования; -обосновывать диагноз заболевания у курируемого больного; -проводить дифференциальный диагноз с другими заболеваниями; -обосновать медикаментозную терапию с учетом клинического варианта заболевания; -определить прогноз заболевания. ^ 1. Определение изучаемой нозологии с позиций доказательной медицины. 2. Роль Helicobacter pylori (клинические, серологические, бактериологические и эпидемиологические доказательства). 3. Соотношение понятий «хронический гастрит» и «функциональная диспепсия». 4. Современная классификация ХГ и ФД. 5. Основные клинические синдромы ФД (болевой, диспепсический, вегетативных расстройств). 6. Алгоритм постановки диагноза ФД с учетом доказательной базы. 7. Дифференциальный диагноз органической и функциональной диспепсии. 8. Доказательная медикаментозная терапия ФД. Показания к санаторно-курортному лечению. 9. Рак желудка. Клиническая картина заболевания. 10. Лечение рака желудка. Профилактика. |