Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр icon

Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр





НазваниеМетодические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр
страница1/5
Дата05.03.2013
Размер1.05 Mb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ


АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА


Методические рекомендации к практическим занятиям


2 семестр





Минск БГМУ 2009

УДК 611–013 (075.8)

ББК 28.106 я 73

А 64


Рекомендовано Научно-методическим советом университета в качестве
методических рекомендаций 23.12.2009 г., протокол № 4


Составители: С. Д. Денисов, П. И. Лобко, П. Г. Пивченко, В. В. Руденок, М. И. Богданова, Л. А. Давыдова, Г. П. Дорохович, Г. Е. Конопелько, Л. Д. Чайка,
С. П. Ярошевич, Ю. А. Гусева, Н. А. Трушель


Рецензент доц. В. А. Манулик




А 64

Анатомия человека : метод. рекомендации к практ. зан. 2 семестр / сост.
С. Д. Денисов [и др.]. – Минск : БГМУ, 2009. – 79 с.

ISBN 978–985–528–098–0.

Приведены материалы по изучению вопросов строения внутренних органов и сердечно-сосудистой системы.

Предназначены для самостоятельной работы студентов 1-го курса лечебного, военно-меди-цинского факультетов и медицинского факультета иностранных учащихся.


УДК 611–013 (075.8)

ББК 28.106 я 73


ISBN 978–985–528–098–0 © Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2009




2 семестр


Протяженность семестра: 18 недель.

^ Количество учебных часов в семестре: 66.

Периодичность занятий: 2 занятия в неделю, продолжительность занятия — 2 часа.

Изучаемые разделы: «Внутренние органы», «Сердечно-сосудистая система».

Итоговое занятие: 9 неделя — «Внутренние органы»; 18 неделя — «Сердечно-сосудистая система».


^ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ


ЗАНЯТИЕ 1


Тема. Обзор органов пищеварительной системы. Полость рта. Губы, щеки. Твёрдое и мягкое нёбо.

Цель занятия. Сформировать общее представление о внутренних органах, принципах строения трубчатых (полых) и паренхиматозных органов, о строении пищеварительной системы в целом. Изучить строение стенок полости рта: губ, щёк, дна полости рта, твёрдого и мягкого нёба. Научить демонстрировать образования слизистой оболочки полости рта, нёба, мышц мягкого нёба и дна полости рта, зев и ограничивающие его структуры, нёбные миндалины.

^ Оснащение занятия: череп, нижняя челюсть, сагиттальный распил головы, музейные препараты, таблицы, эндоскопическая витрина, учебник, атлас, учебное пособие.

^ Методические указания. При изучении пищеварительной системы, прежде всего, необходимо ознакомиться с её строением в целом: обратить внимание на общий план строения пищеварительного трубки, значение различных ее отделов и связанных с ней пищеварительных желёз. При изучении полости рта необходимо обратить внимание на образования, формирующие её стенки, жировой комок щеки, структуры слизистой оболочки, расположенные в преддверии и собственно полости рта, анатомические образования, ограничивающие зев, локализацию нёбных миндалин. Чтобы показать на анатомическом препарате нёбные дужки, следует учесть, что нёбно-язычная дужка лучше видна, если оттянуть язык книзу, а нёбно-глоточная — при оттягивании кверху нёбной занавески. При изучении мышц мягкого нёба следует обратить внимание на их расположение и функцию, а также учесть, что мышца, напрягающая нёбную занавеску,
и мышца, поднимающая нёбную занавеску, начинаются от хрящевой
части слуховой трубы, причём первая располагается впереди второй.
Для улучшения усвоения материала рекомендуется посмотреть доступные образования ротовой полости у себя, используя зеркало.

^ Контрольные вопросы

  1. Какие органы называют внутренними? Приведите примеры паренхиматозных и трубчатых органов.

  2. Перечислите последовательно органы, относящиеся к пищеварительной системе. Назовите функции каждого из них.

  3. Опишите общий план строения стенки пищеварительного тракта.

  4. Чем образованы стенки полости рта?

  5. Какие образования входят в состав щёк?

  6. Какие отделы имеет полость рта? Чем они отделены друг от друга?

  7. Какие образования слизистой оболочки расположены в преддверии и на дне полости рта под языком?

  8. Назовите части нёба.

  9. Какие кости участвуют в образовании твердого нёба?

  10. Назовите структуры, относящиеся к мягкому нёбу.

  11. Назовите мышцы мягкого нёба, их локализацию, функции.

  12. При осмотре полости рта у больного обнаружено свисание мягкого нёба и отсутствие рефлекса на раздражение. Какие мышцы мягкого нёба парализованы?

  13. Что означает термин «зев»? Какие анатомические образования ограничивают его?

  14. Чем ограничена миндаликовая ямка? Чем она заполнена?

  15. Какую часть слизистой оболочки ротовой полости называют
    десной?

  16. В какую часть полости рта открывается проток околоушной слюнной железы? Какова проекция его устья относительно зубов?

^ Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) преддверие полости рта; 2) собственно полость рта; 3) верхняя/нижняя губа; 4) спайки губ; 5) уздечки верхней/нижней губы; 6) щека; 7) жировое тело щеки; 8) десна; 9) уздечка языка; 10) подъязычная складка; 11) подъязычный сосочек; 12) твёрдое нёбо; 13) шов нёба; 14) мягкое нёбо (нёбная занавеска); 15) нёбный язычок; 16) нёбно-язычная дужка;
17) нёбно-глоточная дужка; 18) миндаликовая ямка; 19) нёбная миндалина; 20) зев; 21) мышца, поднимающая нёбную занавеску; 22) мышца,
напрягающая нёбную занавеску; 23) мышца язычка; 24) нёбно-язычная мышца; 25) нёбно-глоточная мышца.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 266–272.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 479–489, 503–504.

  3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М. : Медицина, 1996. Т. 2. 263 с.

  4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер ; пер.
    с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок ; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск : Выш. шк., 1996. 464 с.

  5. Трушель, Н. А. Скелетотопия и голотопия органов грудной и брюшной полостей : учеб. пособие / Н. А. Трушель, С. И. Хилькевич. Минск : БГМУ, 2008. 27 с.

  6. Давыдова, Л. А. Контрольные вопросы для студентов по разделу «Спланхнология» / Л. А. Давыдова, О. Л. Жарикова, Л. Д. Чайка. Минск : БГМУ, 2004. 20 с.


ЗАНЯТИЕ 2


Тема. Зубы молочные и постоянные. Язык. Малые и большие слюнные железы: топография, строение.

^ Цель занятия. Изучить строение зубов, сроки и порядок прорезывания молочных и постоянных зубов. Научиться демонстрировать части
и поверхности зуба, узнавать зубы разной групповой принадлежности, получить представление о зубной формуле, физиологическом и патологическом прикусах. Изучить строение языка (части, поверхности, края, сосочки, мышцы), научиться демонстрировать образования слизистой оболочки дна полости рта (уздечка языка, подъязычные складки и сосочки). Изучить строение и топографию слюнных желез и их выводных протоков.

^ Оснащение занятия: верхняя и нижняя челюсти, препараты зубов, сагиттальный распил головы с отпрепарированными слюнными железами, анатомический препарат языка с гортанью, музейные препараты, таблицы, рентгенограммы зубов, учебник, атлас, учебное пособие.

^ Методические указания. При изучении строения зубов необходимо обратить внимание на общий план строения зуба (части, поверхности, ткани зуба), запись зубной формулы, признаки, характеризующие групповую принадлежность зуба, особенности строения молочных и постоянных зубов, сроки и порядок их прорезывания. Следует обратить внимание на структуры, обеспечивающие фиксацию зуба: периодонтальную связку (десмодонт), цемент корня, альвеолярную кость и десну; которые объединяют понятием «периодонт». Необходимо обратить внимание на соотношение зубных рядов при их спокойном смыкании, называемое прикусом. Следует учесть, что для физиологического прикуса характерны: контакт передних зубов, совпадение середины верхнего и нижнего зубных рядов, определенное соотношение вторых моляров, когда щёчные бугорки верхних располагаются кнаружи от одноименных бугорков нижних, в то время как при патологическом прикусе хотя бы один из этих признаков
отсутствует.

При изучении слизистой оболочки языка обратить внимание на место расположения и внешний вид сосочков языка, язычной миндалины, рекомендуется осмотреть свой язык, используя зеркало. При изучении мышц языка необходимо воспользоваться сагиттальным распилом головы и анатомическим препаратом языка с гортанью. Внутренние мышцы языка следует находить, учитывая направление волокон: на сагиттальном разрезе продольные и вертикальные мышечные пучки рассечены продольно,
а горизонтальные — поперечно. При изучении слюнных желез обратить внимание на их топографию, характер секрета, ход и топографию выводных протоков, расположение сплетения и ветвей лицевого нерва по отношению к околоушной железе.

Контрольные вопросы

  1. Назовите части зуба и ткани, образующие зуб.

  2. Назовите поверхности коронки зуба.

  3. Из каких отделов состоит полость зуба? Чем она заполнена?

  4. Перечислите структуры, входящие в состав периодонта.

  5. Назовите группы зубов и укажите количество зубов каждой группы.

  6. Укажите характерные признаки резцов, клыков, премоляров
    и моляров.

  7. Назовите количество, сроки и порядок прорезывания молочных зубов. Напишите их полную формулу. Назовите особенности молочных зубов.

  8. Назовите количество, сроки и порядок прорезывания постоянных зубов. Напишите их полную формулу.

  9. Что означает термин «прикус»? Опишите положение передних
    и задних зубов при физиологическом прикусе.

  10. На приём к стоматологу пришел больной с диагнозом: одонтогенный гайморит. Поражение каких зубов могло вызвать воспаление
    гайморовой пазухи?

  11. Назовите части языка, его поверхности.

  12. Что служит границей между телом и корнем языка?

  13. Где располагается слепое отверстие языка? Укажите его происхождение.

  14. Назовите сосочки языка и укажите места их локализации. Какие из них содержат вкусовые луковицы, а какие функционируют как тактильные органы?

  15. Назовите мышцы языка, укажите их функции.

  16. В результате кровоизлияния в мозг больной потерял способность выдвигать язык вперед. Функция, какой мышцы оказалась нарушенной?

  17. Перечислите группы малых слюнных желез.

  18. Где располагается околоушная слюнная железа? Опишите топографию её выводного протока.

  19. Где располагается поднижнечелюстная слюнная железа? Опишите ход её выводного протока.

  20. Где располагается подъязычная слюнная железа? Где открываются её выводные протоки?

  21. Перед пломбированием зуба врачу-стоматологу необходимо уменьшить поступление слюны в ротовую полость. Куда надо положить ватные тампоны, чтобы закрыть выводные протоки больших слюнных желез?

^ Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) зубы молочные, постоянные; 2) коронка, шейка, корень зуба;
3) полость зуба; 4) полость коронки; 5) канал корня зуба; 6) отверстие верхушки зуба; 7) ткани зуба: эмаль, дентин, цемент, пульпа зуба; 8) периодонтальная связка (десмодонт); 9) резцы; 10) клыки; 11) премоляры;
12) моляры; 13) язык и его части: тело, верхушка, корень, края, спинка, нижняя поверхность языка; 14) срединная и пограничная борозды языка; 15) слепое отверстие языка; 16) язычная миндалина; 17) сосочки языка: нитевидные, конусовидные, грибовидные, желобовидные, листовидные; 18) подбородочно-язычная мышца; 19) подъязычно-язычная мышца;
20) шилоязычная мышца; 21) верхняя/нижняя продольная мышца; 22) поперечная мышца языка; 23) вертикальная мышца языка; 24) околоушная железа; 25) околоушный проток; 26) поднижнечелюстная железа; 27) поднижнечелюстной проток; 28) подъязычная железа; 29) большой подъязычный проток; 30) малые подъязычные протоки;

на рентгенограммах: части зуба, полость коронки, канал корня зуба, периодонтальная связка, альвеола.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 272–289.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 490–503.

  3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М. : Медицина, 1996. Т. 2. 263 с.

  4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер ; пер.
    с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок ; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск : Выш. шк., 1996. 464 с.

  5. Трушель, Н. А. Скелетотопия и голотопия органов грудной и брюшной полостей : учеб. пособие / Н. А. Трушель, С. И. Хилькевич. Минск : БГМУ, 2008. 27 с.

  6. Давыдова, Л. А. Контрольные вопросы для студентов по разделу «Спланхнология» / Л. А. Давыдова, О. Л. Жарикова, Л. Д. Чайка. Минск : БГМУ, 2004. 20 с.


ЗАНЯТИЕ 3


Тема. Глотка: топография, строение. Глоточное лимфоидное кольцо. Пищевод: топография, строение. Рентгеноанатомия пищевода.

^ Цель занятия. Изучить строение и топографию глотки, научиться демонстрировать части глотки, образования, расположенные на её стенках, мышцы и фасции глотки, миндалины глоточного лимфоидного кольца. Изучить строение и топографию пищевода, его анатомические и физиологические сужения, рентгеноанатомию пищевода, научиться демонстрировать пищевод и его части.

^ Оснащение занятия: череп, сагиттальный распил головы, труп со вскрытой грудной клеткой и брюшной полостью, музейные препараты, муляжи, таблицы, рентгенограммы пищевода, эндоскопическая витрина, учебник, атлас, учебное пособие.

^ Методические указания. При изучении строения глотки (на сагиттальном распиле головы) следует обратить внимание на её скелетотопию и синтопию, заглоточное клетчаточное пространство и его связь с задним средостением, деление глотки на части, наличие отверстий в передней стенке глотки. Связь полости глотки с барабанной полостью, значение
и расположение миндалин глоточного лимфоидного кольца.

Необходимо обратить внимание на последовательность расположения оболочек глотки, глоточно-базилярную фасцию, формирующую мягкий скелет глотки, мышцы глотки. Для их изучения можно использовать музейные препараты.

Следует учесть функциональное назначение частей глотки и связанные с этим особенности строения стенки глотки на разных уровнях (неоднородность эпителиального покрова, наличие костной основы в верхних отделах глотки, выраженность глоточно-базилярной фасции).

При изучении пищевода обратить внимание на его топографию, деление на части, строение оболочек. Для изучения пищевода необходимо использовать труп, музейные препараты, сагиттальный распил головы
и препарат желудка. Изучая рентгенограммы пищевода, следует обратить внимание на расположение сужений и расширений, изгибы пищевода.

Контрольные вопросы

  1. Назовите части глотки. С какими полостями сообщается полость глотки и посредством каких отверстий?

  2. Перечислите оболочки, образующие стенку глотки.

  3. Назовите миндалины глоточного лимфоидного кольца, укажите их локализацию.

  4. У ребёнка наблюдается затруднённое носовое дыхание и снижение слуха. Разрастание каких миндалин может вызвать эти явления?

  5. Назовите мышцы глотки, укажите их локализацию, функции.

  6. На уровне, каких позвонков расположены части глотки, место
    перехода глотки в пищевод?

  7. Какие анатомические образования располагаются впереди глотки, сзади, латерально и сверху?

  8. Укажите длину пищевода. Назовите его части. На уровне, каких позвонков находится каждая из них?

  9. Какие оболочки входят в состав стенки пищевода? Укажите особенности строения каждой из них.

  10. Назовите анатомические образования, расположенные впереди, латерально и сзади каждой из частей пищевода.

  11. В каких отделах пищевода и на уровне, каких позвонков располагаются его сужения?

^ Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) глотка; 2) свод глотки; 3) носовая, ротовая, гортанная части глотки; 4) глоточная (аденоидная) миндалина; 5) глоточное отверстие слуховой трубы; 6) трубный валик; 7) трубная миндалина; 8) глоточно-базиляр-ная фасция; 9) шов глотки; 10) верхний, средний, нижний констрикторы глотки; 11) небно-глоточная мышца; 12) шилоглоточная мышца; 13) щёчно-глоточная фасция; 14) пищевод; 15) шейная, грудная, брюшная части пищевода; 16) сужения пищевода;

на рентгенограммах: части пищевода, его сужения и расширения.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 266–272.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 505–545.

  3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М. : Медицина, 1996. Т. 2. 263 с.

  4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер ; пер.
    с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок ; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск : Выш. шк., 1996. 464 с.

  5. Трушель, Н. А. Скелетотопия и голотопия органов грудной и брюшной полостей : учеб. пособие / Н. А. Трушель, С. И. Хилькевич. Минск : БГМУ, 2008. 27 с.

  6. Давыдова, Л. А. Контрольные вопросы для студентов по разделу «Спланхнология» / Л. А. Давыдова, О. Л. Жарикова, Л. Д. Чайка. Минск : БГМУ, 2004. 20 с.



ЗАНЯТИЕ 4


Тема. Области живота. Полость живота (брюшная полость), её стенки. Желудок: топография, строение. Рентгеноанатомия желудка.

^ Цель занятия. Составить представление о границах и областях живота, о брюшной полости и её стенках. Изучить строение, топографию (синтопию, скелетотопию и голотопию), рентгеноанатомию желудка,
варианты формы и положения желудка, связанные с конституциональными особенностями; научиться демонстрировать желудок, его части, отверстия, образования слизистой оболочки, сфинктеры.

^ Оснащение занятия: скелет, препараты: желудка, труп со вскрытой брюшной полостью, музейные препараты, муляж, планшеты, таблицы, рентгенограммы желудка, эндоскопическая витрина, учебник, атлас, учебное пособие.

^ Методические указания. Изучить области и границы живота, дать определение понятия «брюшная полость». Перечислить анатомические образования, входящие в состав стенок брюшной полости. Изучить понятия синтопия, скелетотопия и голотопия.

Приступая к изучению желудка, необходимо научиться располагать препарат относительно своего тела. Для этого сначала надо найти пилорическое (выходное) отверстие желудка, вокруг которого определяется утолщение мышечного слоя, а затем расположить орган таким образом, чтобы кардиальное (входное) отверстие находилось слева, сверху и несколько кзади, а пилорическое (выходное) — справа, внизу и спереди, при этом большая кривизна должна быть направлена вниз и влево, малая — вверх и вправо. Чтобы определить части желудка, надо принять во внимание, что его свод расположен выше кардиального отверстия, а условная граница между телом и пилорической частью соответствует угловой
вырезке малой кривизны. При изучении желудка необходимо обратить внимание на голотопию, скелетотопию и синтопию органа, строение его стенок и отношение к брюшине.

При изучении рентгеноанатомии следует обратить внимание на выделяемые рентгенологически отделы желудка, их положение и соотношение при различных формах органа, на контуры желудка, расположение
газового пузыря и сфинктеров.

^ Контрольные вопросы

  1. Назовите вертикальные и горизонтальные линии на поверхности тела человека, используемые для определения границ и областей туловища. Что служит ориентиром для проведения каждой из них?

  2. Назовите области живота и укажите их границы.

  3. Дайте определение понятия «брюшная полость». Перечислите анатомические образования, входящие в состав стенок брюшной полости.

  4. Какова вместимость желудка взрослого человека?

  5. Назовите отверстия, части, стенки и края желудка.

  6. Где располагается условная граница между телом и пилорической частью желудка?

  7. На какие отделы подразделяется пилорическая часть?

  8. Перечислите оболочки желудка.

  9. Какие образования расположены на поверхности и в толще слизистой оболочки желудка?

  10. При проведении фиброгастроскопии врач определил, что рельеф слизистой оболочки желудка не изменен. Какую форму имеют складки слизистой оболочки в кардиальном отделе, на кривизнах, стенках и в пилорическом отделе в норме?

  11. Перечислите слои мышечной оболочки желудка. Где расположен анатомический сфинктер желудка?

  12. Как располагается желудок по отношению к брюшине? Назовите связки брюшины, соединяющие желудок с соседними органами.

  13. У больного диагностировано опущение желудка. Какие связки желудка в этом случае подверглись растяжению?

  14. На какие области живота проецируется желудок в ненаполненном и наполненном состоянии?

  15. На уровне каких позвонков и хрящей, каких ребер располагаются входное и выходное отверстия желудка?

  16. С какими анатомическими образованиями соприкасаются стенки и края желудка?

  17. Что означает понятие «физиологический сфинктер» желудка,
    где он располагается?

  18. Назовите основные варианты формы и положения желудка.
    Каким типам телосложения они соответствуют?

^ Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) желудок; 2) передняя/задняя стенки; 3) малая/большая кривизна;
4) угловая вырезка; 5) кардиальное отверстие; 6) кардиальная часть;
7) свод и тело желудка; 8) пилорическая часть: привратниковая пещера, канал привратника; 9) отверстие привратника; 10) сфинктер привратника; 11) складки желудка; 12) заслонка привратника; 13) желудочные поля;
14) печеночно-желудочная связка; 15) желудочно-ободочную связка;
16) желудочно-селезёночную связка;

на рентгенограммах: части желудка (рентгенологические и анатомические), отверстия, сфинктеры.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 42–45, 295–303.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 516–524, 562–563.

  3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М. : Медицина, 1996. Т. 2. С. 263.

  4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер ; пер.
    с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок ; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск : Выш. шк., 1996. 464 с.

  5. Трушель, Н. А. Скелетотопия и голотопия органов грудной и брюшной полостей : учеб. пособие / Н. А. Трушель, С. И. Хилькевич. Минск : БГМУ, 2008. 27 с.

  6. Давыдова, Л. А. Контрольные вопросы для студентов по разделу «Спланхнология» / Л. А. Давыдова, О. Л. Жарикова, Л. Д. Чайка. Минск : БГМУ, 2004. 20 с.


ЗАНЯТИЕ 5


Тема. Тонкая кишка: топография, строение. Рентгеноанатомия тонкой кишки.

^ Цель занятия. Изучить особенности строения, топографию и отношение к брюшине различных отделов тонкой кишки. Составить представление о структурах, обеспечивающих процессы переваривания, всасывания, защитную функцию и моторику тонкой кишки. Научиться демонстрировать двенадцатиперстную кишку и её части, тощую и подвздошную кишку, брыжейку тонкой кишки, складки слизистой оболочки тонкой кишки, сосочки двенадцатиперстной кишки; изучить рентгеноанатомию тонкой кишки.

^ Оснащение занятия: анатомические препараты: двенадцатиперстная кишка с поджелудочной железой, отрезки тощей и подвздошной кишки, труп со вскрытой брюшной полостью, музейные препараты, муляж, планшеты, таблицы, рентгенограммы желудка, эндоскопическая витрина, учебник, атлас, учебное пособие.

^ Методические указания. При изучении тонкой кишки необходимо обратить внимание на её отделы, их отношение к брюшине, голотопию, скелетотопию и синтопию. Следует учесть, что нисходящую часть двенадцатиперстной кишки спереди пересекает корень брыжейки поперечной ободочной кишки, а горизонтальную часть — корень брыжейки тонкой кишки. В связи с этим демонстрация двенадцатиперстной кишки на трупе производится в несколько этапов. Вначале по утолщению в области привратника надо найти место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку и далее — верхнюю часть, верхний изгиб и начало нисходящей части кишки. Нижний отдел нисходящей части, нижний изгиб и начало горизонтальной части двенадцатиперстной кишки можно увидеть, если поднять кверху поперечную ободочную кишку с её брыжейкой. Чтобы увидеть оставшуюся часть двенадцатиперстной кишки и место её перехода в тощую, необходимо тонкую кишку с её брыжейкой переместить вправо.

Начало тощей кишки определяется по двенадцатиперстно-тощему изгибу, фиксированному к задней брюшной стенке слева от II поясничного позвонка. Граница между тощей и подвздошной кишкой не определяется, а место перехода подвздошной кишки в слепую располагается в правой подвздошной ямке.

Для демонстрации частей двенадцатиперстной кишки на анатомическом препарате следует разместить его в соответствии с расположением органов в теле. При осмотре слизистой оболочки следует обратить внимание на пилорическую заслонку, продольные складки, расположенные
в области ампулы двенадцатиперстной кишки, и циркулярные складки — на остальном её протяжении. Продольную складку и сосочки двенадцатиперстной кишки следует искать на медиальной стенке нисходящей части, в том месте, где она сращена с головкой поджелудочной железы; если
сосочки видны недостаточно чётко, их можно обнаружить, пальпируя
соответствующую область.

При изучении рентгеноанатомии тонкой кишки следует обратить внимание на форму ампулы, или «луковицы», положение частей и изгибов двенадцатиперстной кишки, варианты её формы, положение петель тощей и подвздошной кишки и рельеф слизистой оболочки тонкой кишки.

^ Контрольные вопросы

  1. Укажите длину тонкой кишки у взрослых людей, назовите её
    отделы. Какие из них относятся к брыжеечной части тонкой кишки?

  2. Укажите длину двенадцатиперстной кишки, назовите её части, опишите скелетотопию каждой из частей.

  3. Как называется начальный отдел двенадцатиперстной кишки?
    Какое направление имеют складки слизистой оболочки в этом отделе?

  4. Назовите образования слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки, на которых открываются выводные протоки поджелудочной железы и общий желчный проток. Укажите локализацию этих образований.

  5. Как покрыты брюшиной части двенадцатиперстной кишки?
    С какими анатомическими образованиями они граничат?

  6. Как называется и где располагается место перехода двенадцатиперстной кишки в тощую?

  7. Назовите варианты формы и положения двенадцатиперстной кишки.

  8. Перечислите оболочки тонкой кишки. Назовите слои её мышечной оболочки.

  9. Какие образования расположены на поверхности и в толще слизистой оболочки тонкой кишки?

  10. Чем представлены лимфоидные образования кишечной трубки?

  11. По каким признакам можно отличить тощую кишку от подвздошной кишки? Существует ли граница между этими отделами тонкой кишки?

  12. У больного наблюдается периодическое сдавливание двенадцатиперстной кишки корнем брыжейки тонкой кишки. Какой отдел двенадцатиперстной кишки при этом сдавливается?

^ Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) тонкая кишка и её отделы: двенадцатиперстная, тощая, подвздошная; 2) круговые складки; 3) кишечные ворсинки; 4) кишечные железы;
5) одиночные лимфоидные узелки; 6) групповые лимфоидные узелки;
7) ампула (луковица) двенадцатиперстной кишки; 8) верхняя, нисходящая, горизонтальная, восходящая части двенадцатиперстной кишки;
9) верхний/нижний изгибы двенадцатиперстной кишки; 10) двенадцатиперстно-тощекишечный изгиб; 11) продольная складка двенадцатиперстной кишки; 12) большой/малый сосочки двенадцатиперстной кишки;

на рентгенограммах: отделы тонкой кишки, части двенадцатиперстной кишки.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 303–309.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 526–535.

  3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М. : Медицина, 1996. Т. 2. 263 с.

  4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер ; пер.
    с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок ; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск : Выш. шк., 1996. 464 с.

  5. Трушель, Н. А. Скелетотопия и голотопия органов грудной и брюшной полостей : учеб. пособие / Н. А. Трушель, С. И. Хилькевич. Минск : БГМУ, 2008. 27 с.

  6. Давыдова, Л. А. Контрольные вопросы для студентов по разделу «Спланхнология» / Л. А. Давыдова, О. Л. Жарикова, Л. Д. Чайка. Минск : БГМУ, 2004. 20 с.


ЗАНЯТИЕ 6


Тема. Толстая кишка: топография, строение. Рентгеноанатомия
толстой кишки.

^ Цель занятия. Изучить отделы толстой кишки, их топографию и отношение к брюшине. Изучить строение стенки ободочной кишки, особенности строения и варианты положения слепой кишки и червеобразного отростка, проекцию червеобразного отростка на переднюю брюшную стенку, строение прямой кишки. Изучить рентгеноанатомию толстой кишки. Научиться демонстрировать отделы толстой кишки, анатомические образования, расположенные на наружной поверхности и на слизистой оболочке толстой кишки.

^ Оснащение занятия: труп со вскрытой брюшной полостью, анатомические препараты слепой кишки с червеобразным отростком («илеоцекальный угол»), отрезок ободочной кишки, музейные препараты, муляжи, планшеты, таблицы, рентгенограммы, эндоскопическая витрина, учебник, атлас, учебное пособие.

^ Методические указания. При изучении толстой кишки необходимо обратить внимание на её отличия от тонкой кишки по внешнему виду
и строению оболочек. Надо иметь в виду, что полулунные складки толстой кишки образованы всеми её оболочками и соответствуют на поверхности границам между соседними гаустрами. Следует обратить внимание на устройство илеоцекального клапана, отношение к брюшине различных отделов толстой кишки, их синтопию и голотопию, варианты положения слепой кишки и червеобразного отростка. Необходимо учесть, что место отхождения червеобразного отростка постоянно и соответствует точке на заднемедиальной поверхности слепой кишки, где соединяются все три ленты ободочной кишки. При изучении прямой кишки надо обратить внимание на её изгибы, деление на части, особенности строения оболочек, сильное развитие подслизистой основы, расположение геморроидального сплетения, произвольного и непроизвольного сфинктеров. На трупе со вскрытой брюшной полостью необходимо найти отделы толстой кишки, образования, расположенные на её поверхности (ленты ободочной кишки, гаустры ободочной кишки, сальниковые отростки), брыжейки червеобразного отростка, поперечной ободочной и сигмовидной кишки. Препарат слепой кишки следует правильно расположить относительно своего тела, при этом надо учесть, что участок подвздошной кишки должен подходить к слепой кишке слева, а червеобразный отросток отходить от неё сзади. Для изучения оболочек толстой кишки и строения илеоцекального клапана надо воспользоваться анатомическими и музейными препаратами слепой, ободочной и прямой кишки.

^ Контрольные вопросы

  1. Укажите длину толстой кишки, назовите её части. В какой области живота располагается каждая из них?

  2. Перечислите признаки, позволяющие отличить толстую кишку
    от тонкой кишки по внешнему виду.

  3. Назовите ленты ободочной кишки. Укажите их локализацию
    и место, где все три ленты соединяются.

  4. Перечислите оболочки толстой кишки. Укажите особенности строения слизистой и мышечной оболочек ободочной кишки.

  5. Как покрыты брюшиной различные части толстой кишки? Какие из них имеют брыжейку?

  6. В какой области живота располагается слепая кишки? С какими образованиями соприкасаются её стенки?

  7. Что представляет собой червеобразный отросток?

  8. Укажите основные варианты положения червеобразного отростка и локализацию его отверстия.

  9. Укажите проекцию основания червеобразного отростка на переднюю брюшную стенку?

  10. Больной с острым аппендицитом жалуется на боли в поясничной области справа. Чем обусловлена нетипичная локализация болей?

  11. Опишите строение илеоцекального клапана. Укажите его значение.

  12. Где располагается прямая кишка? Какие анатомические образования лежат спереди и сзади от прямой кишки (у мужчин, у женщин)?

  13. Назовите части, изгибы прямой кишки.

  14. Опишите особенности строения слизистой оболочки прямой кишки.

  15. Назовите сфинктеры прямой кишки и укажите их локализацию.

  16. Что представляет собой геморроидальная зона, где она расположена?

^ Перечень анатомических образований, которые студент должен назвать и показать на препаратах и наглядных пособиях:

1) толстая кишка и её части: слепая кишка, восходящая/поперечная/ нисходящая/сигмовидная ободочная кишка; прямая кишка; 2) ленты
ободочной кишки: брыжеечная, сальниковая, свободная; 3) гаустры
ободочной кишки; 4) сальниковые отростки; 5) илеоцекальное отверстие; 6) илеоцекальный клапан; 7) червеобразный отросток; 8) отверстие червеобразного отростка; 9) правый/левый изгиб ободочной кишки; 10) полулунные складки ободочной кишки; 11) крестцовый/промежностный изгиб прямой кишки; 12) ампула прямой кишки; 13) заднепроходный (анальный) канал; 14) задний проход; 15) внутренний/наружный сфинктер заднего прохода; 16) поперечные складки прямой кишки; 17) заднепроходные (анальные) столбы, пазухи, заслонки; 18) прямокишечное венозное сплетение;

на рентгенограммах: илеоцекальное отверстие, отделы толстой кишки, полулунные складки и гаустры.


^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Привес, М. Г. Анатомия человека / М. Г. Привес, Н. К. Лысенков, В. И. Бушкович. СПб., 2009. С. 309–316.

  2. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин. М., 2001. Т. 1. С. 535–547.

  3. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека / Р. Д. Синельников. М. : Медицина, 1996. Т. 2. 263 с.

  4. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека / Х. Фениш, В. Даубер ; пер.
    с англ. С. Л. Кабак, В. В. Руденок ; пер. под ред. С. Д. Денисова. Минск : Выш. шк., 1996. 464 с.

  5. Трушель, Н. А. Скелетотопия и голотопия органов грудной и брюшной полостей : учеб. пособие / Н. А. Трушель, С. И. Хилькевич. Минск : БГМУ, 2008. 27 с.

  6. Давыдова, Л. А. Контрольные вопросы для студентов по разделу «Спланхнология» / Л. А. Давыдова, О. Л. Жарикова, Л. Д. Чайка. Минск : БГМУ, 2004. 20 с.


ЗАНЯТИЕ 7


  1   2   3   4   5

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям 1 семестр

Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентв 3 курс 6 семестр
Методические рекомендации составлены с учетом профессиональной подготовки будущих врачей – стоматологов....
Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов 5 курс 10 семестр
Клиника, диагностика и лечение заболеваний височно-нижнечелюстных суставов, последствий челюстно-лицевых...
Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов...
Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр
Отражены вопросы клиники и этиологии заболеваний пародонта, и современные методы ортопедического...
Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодическИе рекомендации к практическим занятиям по эндокринологии

Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодическИе рекомендации к практическим занятиям по эндокринологии

Методические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр iconМетодическИе рекомендации к практическим занятиям по эндокринологии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы