Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр icon

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр





НазваниеМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр
страница1/15
Дата13.02.2013
Размер1.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ

Государственное образовательное учреждение ВПО


Северо-Осетинская государственная

медицинская академия


Кафедра ортопедической стоматологии


ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА.


Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов

4 курс 8 семестр


Владикавказ, 2007


Утверждено на заседании ЦКМС ГОУ ВПО СОГМА

протокол № _____ от _____


Методические рекомендации составлены с учетом профессиональной подготовки будущих врачей – стоматологов. Отражены вопросы клиники и этиологии заболеваний пародонта, и современные методы ортопедического лечения с использованием съемных и несъемных конструкций протезов, современных стекловолоконных шинирующих систем


Составители: зав. кафедрой, д.м.н., Дзгоева М.Г

доцент Цаликова Н.А

к.м.н., доцент Хетагуров С.К.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 1

^

1. Тема занятия:


Болезни пародонта. Классификация. Этиология. Патогенез. Задачи ортопедического лечения. Основные симптомы пародонтитов. Определение нозологических форм заболеваний пародонта - очагового пародонтита (травматический узел) и генерализованного пародонтита.

^

2. Цель занятия:


Ознакомиться с понятием "пародонт зуба", болезнями пародонта. Рассмотреть классификации заболеваний пародонта. Изучить этиологию и патогенез. Определить задачи ортопедического лечения. Разобрать основные симптомы пародонтитов - очагового и генерализованного.


^ Студент должен знать:


- этиологию, патогенез и основные клинические симптомы заболеваний пародонта

- задачи ортопедического лечения болезней пародонта.


^ Студент должен уметь:


- собрать анамнез, выделить признаки, характерные для заболеваний пародонта;

- составить план основных и вспомогательных методов исследований (опрос, осмотр, зондирование, дентальная рентгенография, ортопантомография и др.)

- интерпретировать полученные данные;

- самостоятельно составить план лечения;

- заполнить необходимую документацию (история болезни).


^ Студент должен ознакомиться:

а) С классификацией заболеваний пародонта.

б) С методикой обследования пациентов с заболеваниями пародонта.

в) С основными симптомами заболеваний пародонта.

^

3. Структура практического пятичасового занятия (200 минут)





Этапы занятия

Оборудование,

учебные пособия

Время


1. Организационный момент

Академический журнал

3 минуты

2. Проверка домашнего задания, опрос

Вопросник, учебные задачи, плакаты.

40 минут

3. Объяснение учебного материала, демонстрация на больном.

Плакаты, слайды, компьютерные демонстрации, истории болезни, пациенты.

40 минут

4. Самостоятельная работа студентов: обследование больного с полным отсутствием зубов, заполнение истории болезни.

Больной, истории болезни.

110 минут

5. Обобщение занятия




5 минут

6. Задание на дом.




2 минуты



4. Вопросы для повторения:


1. Стадии эмбрионального развития пародонта.

2. Кровоснабжение и иннервация пародонта.

3. Строение пародонта.

4. Основные жалобы при заболеваниях пародонта.

5. Дифференциальная диагностика различных форм заболеваний пародонта.


^ 5. Вопросы для контроля знаний:


1. Что входит в понятия пародонта зуба и болезней пародонта?

2. Классификация заболеваний пародонта.

3. Этиология и патогенез заболеваний пародонта.

4. Задачи ортопедического лечения заболеваний пародонта.

5. Основные симптомы заболеваний пародонта.

6. Определение нозологических форм заболеваний пародонта - очагового пародонтита (травматический узел) и генерализованного пародонтита.

^

6. Краткое содержание занятия.


1. Понятие «пародонт».

2. Классификация заболеваний пародонта.

3. Общие этиологические факторы заболеваний пародонта.

4. Основные клинические симптомы пародонтитов.

5. Задачи ортопедического лечения пародонтитов.

6. Определение понятий локализованного и генерализованного пародонтитов.


Понятие "пародонт" объединяет комплекс анатомических образований: десну, периодонт, костную ткань альвеолы и цемент корня зуба, имеющих общие источники иннервации и кровоснабжения, составляющих единое целое, связанных общностью функции и происхождения.

В собирательное понятие "болезни пародонта" входят заболевания, при которых поражается комплекс тканей пародонта.

Заболевания тканей пародонта являются одним из основных массовых поражений зубо-челюстной системы.

Болезни пародонта по своему происхождению, механизму развития, клиническому течению довольно разнообразны. Одни заболевания протекают преимущественно с проявлением хронического или острого и подострого воспаления, другим присущи дистрофические изменения. В пародонте могут одновременно развиваться глубокие воспалительные, деструктивные и дистрофические процессы, а также заболевания, которые носят опухолевый или опухолеподобный характер.

Такое разнообразие форм и характера течения обусловило создание классификации болезней пародонта.

Первую попытку создания единой классификации в 30-е годы двадцатого столетия предприняла Международная организация по изучению болезней пародонта (АРМА). Основу ее составила классификация немецкого исследователя Вески. Главное ее достоинство - четкое описание клинических проявлений каждой из существующих форм заболеваний пародонта, а недостаток - многообразие терминов, которые не всегда раскрывают патогенетическую суть заболевания.

В 40-50-е годы в нашей стране широко пользовались классификациями, разработанными А.И. Евдокимовым, И.Г. Лукомским, И.О. Новиком, Е.Е. Платоновым, Я.С. Пеккером, позже появилась классификация ММСИ, Н.Ф. Данилевского, Г.Д. Овруцкого, I Ленинградского медицинского института и др.

Решением XVI пленума Всесоюзного научного общества стоматологов (1983) утверждена классификация болезней пародонта для применения в научной, педагогической и лечебной работе. В ее основу положен нозологический принцип, который использует ВОЗ.

^ Классификация болезней пародонта.

1 - Гингивит - воспаление десны, обусловленное неблагоприятным воздействием местных и общих факторов и протекающее без нарушения целостности зубодесневого соединения.

^ Форма: катаральный, гипертрофический, язвенный.

Тяжесть, легкая, средняя, тяжелая.

Течение: острый, хронический, обострившийся, ремиссия.

Распространенность: локализованный, генерализованныи.

2 - Пародонтит - воспаление тканей пародонта, характеризующееся прогрессирующей деструкцией периодонта и кости.

^ Тяжесть: легкая, средняя, тяжелая.

Течение: острый, хронический, обострившийся (в том числе абсцедирующий), ремиссия.

Распространенность: локализованный, генерализованныи.

3 - Пародонтоз - дистрофическое поражение пародонта.

^ Тяжесть: легкая, средняя, тяжелая.

Течение: хроническое, ремиссия.

Распространенность: генерализованный.

4 - Идиопатические заболевания с прогрессирующим лизисом тканей пародонта (синдром Папийона-Лефевра, гистиоцитоз X, гаммаглобулинемия, сахарный диабет (некомпенсированный) и др.).

^ 5 - Пародонтомы - опухоли и опухолеподобные процессы в пародонте.

Основным преимуществом классификации является дифференцированный подход к различным заболеваниям тканей пародонта в соответствии с клинико-морфологическими особенностями патологического процесса: воспаление, дистрофия, опухоли.

К I и II группам заболеваний отнесены патологические процессы тканей пародонта, определяющиеся обязательным проявлением в них классических признаков воспаления: экссудации, альтерации и пролиферации.

В I группу включены многочисленные заболевания, которые поражают лишь мягкие ткани пародонта; II группу составляет пародонтит, при котором в процесс вовлекается весь комплекс пародонта: десна, периодонт, альвеолярная кость (отросток), ткани зуба.

III группу составляет пародонтоз - генерализованный дистрофический процесс всех тканей пародонта.

В IV группе объединены процессы в пародонте, сопровождающие ряд общих заболеваний в организме.

Дифференциальный метод, положенный в основу этой классификации, учитывает также и этиологические факторы каждого заболевания, что способствует выбору оптимального, строго индивидуализированного комплекса для эффективного лечения и профилактики болезней пародонта. Выбору необходимого диапазона комплекса лечебных мероприятий способствует также принятая в классификации однотипность определения основных симптомов каждого заболевания: форма, тяжесть, клиническое течение, распространенность.

Большинство исследователей относит заболевания пародонта, в частности пародонтит, к полиэтиологическим, развивающимся под влиянием местных факторов, общих факторов (эндогенных) и сочетанного воздействия местных и общих факторов на фоне измененной реактивности организма.

Ведущее место в заболеваниях тканей пародонта принадлежит следующим факторам: плохой гигиенический уход полости рта, курение табака и наркотических веществ, профессиональные вредности, вредные производства, возникновение в полости рта эффекта гальванизма. К местным факторам можно отнести патогенную флору в полости рта, изменение местной иммунологической ситуации, образование бактериальных токсинов (кариозные полости, хронический тонзиллит и др.), различные виды нарушений артикуляционного равновесия (синдром Годона), образование над- и поддесневых отложений, нависающие края пломб, некачественное изготовление зубных протезов, аномалии положения и форм зубов, патологии прикуса, хроническая травма и перегрузка зубов.

^ К общим этиологическим факторам можно отнести:

- гормональные нарушения и заболевания (сахарный диабет, синдром трисомии С, синдром Папийона-Лефевра, нарушения гипофизарно-адреналовой системы);

- нарушения метаболических процессов, сопровождающиеся генерализованным поражением сосудистой сети всего организма, приводящие к микроангиопатиям в пародонте (гипертоническая болезнь, атеросклероз, инфекционные заболевания).

К общим этиологическим факторам можно отнести заболевания нервной системы (эпилепсия, парафункции и др.), заболевания крови, генетическую предрасположенность и наследственные болезни, аллергические заболевания, выраженные общие дистрофические процессы, снижающие иммунитет и приводящие к изменению защитных сил организма.

Одной из причин заболеваний пародонта является дефицит витаминов С, В6 А, Е, и др.

Определенную роль в этиологии и патогенезе заболеваний пародонта играют заболевания желудочно-кишечного тракта.

В последнее время большое внимание уделяется иммунологическим аспектам в развитии болезней пародонта.

С ортопедической точки зрения определенный интерес в этиологии пародонтитов представляет хроническая микротравма пародонта или функциональная перегрузка. Под микротравмой понимают многократное однотипное механическое воздействие на зуб сил жевательного давления, превышающих пределы физиологического сопротивления тканей пародонта. Под воздействием этих сил не происходит повреждения анатомической целостности пародонта, но возникают нарушения функционального состояния его тканей. Эти нарушения проявляются в сосудистой системе периодонта, костной ткани и десны и со временем трансформируются в воспалительно-дистрофическую реакцию.

Различают микротравму (перегрузку), обусловленную влиянием силы, необычной по частоте и продолжительности воздействия, характеру, направлению и величине. Увеличение нагрузки на зуб и частичное изменение направлений ее действия возникает при изготовлении коронок, вкладок, пломб, мостовидных протезов, завышающих окклюзионные контакты. Наибольшая по направлению нагрузка развивается при применении опорно-удерживающего кламмера или аттачмена, а также при бруксизме. Во всех этих ситуациях пародонт отдельных зубов или групп зубов попадает в новые условия функционирования, что обуславливает развитие разнообразных компенсаторно-приспособительных реакций. Со временем наступает истощение компенсаторных механизмов, что приводит к развитию воспалительно-деструктивных процессов. Развитие воспалительного процесса под влиянием нарушений функции жевания начинается с изменений в сосудах периодонта с переходом через внутрикостные сосуды на ткани десны.


^ Задачи ортопедического лечения.

Целью ортопедического лечения пародонтитов является устранение или ослабление функциональной перегрузки пародонта, которая на определенной стадии развития болезни является одним из главных патогенетических факторов, определяющих течение пародонтита. Устранение или уменьшение функциональной перегрузки ставит пародонт в новые условия, при которых дистрофия развивается медленнее. Тем самым течение болезни изменяется в лучшую сторону, а терапевтические мероприятия становятся более эффективными.

Для того, чтобы уменьшить функциональную перегрузку и облегчить пародонту выполнение его функций, необходимо:

1) вернуть зубной системе утраченное единство и превратить зубы из отдельно действующих элементов в неразрывное целое;

2) принять меры к правильному распределению жевательного давления среди оставшихся зубов и разгрузить зубы с наиболее пораженным пародонтом за счет зубов, у которых он лучше сохранился;

3) предохранить зубы от травмирующего действия горизонтальной перегрузки;

4) при частичной потере зубов, кроме того, необходимо протезирование.

Основными симптомами пародонтитов являются:

- гингивит (воспаление слизистой оболочки десны);

- исчезновение десневой борозды, нарушение связи эпителиального прикрепления с кутикулярным слоем эмали, частичное или полное исчезновение круговой связки зуба;

- наличие зубного камня и мягкого налета;

- кровоточивость десен;

- образование пародонтальных карманов и гибель части периодонтальных волокон;

- гноетечение или выделение серозной жидкости из пародонтальных карманов;

- визуально определяемая ретракция десневого края;

- патологическая подвижность зубов (I - III степени);

- резорбция костной ткани стенок альвеол;

- изменение окклюзионной поверхности в результате смещения зубов: повороты и наклоны зубов, образование трем, диастем;

- образование преждевременных контактов на окклюзионной поверхности некоторых зубов;

- абсцедирование при обострениях.

^ Характер и степень выраженности этих симптомов определяется:

1) этиологическими факторами (их сочетанием);

2) длительностью заболевания;

3) состоянием зубных рядов (видом прикуса, наличием дефектов, патологической стираемостью и др.);

4) гигиеническим состоянием полости рта;

5) компенсаторными возможностями организма и зубо-челюстной системы.

^ Локализованная (очаговая) форма пародонтита, или травматический узел характеризуется поражением пародонта в области одного или нескольких зубов. Причиной его развития являются местные повреждающие факторы: механическая травма, химические и физические повреждения. Часто заболевание возникает в результате постоянной травмы нависающими краями пломб при дефектах пломбирования, неправильно изготовленной коронкой или мостовидным протезом (в результате завышения высоты прикуса или изготовления без контакта с зубами-антагонистами (дисфункция тканей пародонта) и т.д.). Пародонтит могут вызывать обильные зубные отложения, перегрузка отдельных зубов при аномалиях прикуса, положения и формы отдельных зубов.

Локализоваванная форма пародонтита, или травматический узел - участок зубного ряда с наибольшим проявлением функциональной недостаточности. Травматический узел по локализации бывает фронтальный, сагиттальный, фронто-сагиттальный, парасагиттальныи и перекрестный. Он может быть одиночным и множественным.

^ Генерализованный пародонтит - развивается при длительном хроническом течении процесса, нередко на фоне общих заболеваний. При этом поражается вся зубочелюстная система. Основными симптомокомплексами, присущими генерализованному пародонтиту, являются симптоматический гингивит, образование пародонтальных карманов, прогрессирующая резорбция альвеолярной кости, образование травматической окклюзии. Выраженность этих признаков зависит от тяжести патологического процесса.

Основными рентгенологическими признаками генерализованного пародонтита являются различная степень деструкции кортикального слоя, резорбция межальвеолярных перегородок, остеопороз губчатого вещества альвеолярной кости, умеренное расширение периодонтальной щели.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

плохо
  1
отлично
  4
Ваша оценка:

Похожие:

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим
Самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическим занятиям по ортопедической стоматологии
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов 5 курс 10 семестр
Клиника, диагностика и лечение заболеваний височно-нижнечелюстных суставов, последствий челюстно-лицевых...
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентв 3 курс 6 семестр
Методические рекомендации составлены с учетом профессиональной подготовки будущих врачей – стоматологов....
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов к практическим
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и самостоятельной подготовки студентов...
Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям 1 семестр

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации к практическим занятиям 2 семестр

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов 4 курс 8 семестр iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы