Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору icon

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору





Скачать 171.87 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору
Дата06.03.2013
Размер171.87 Kb.
ТипДокументы
Кабардино-Балкарский государственный университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное агентство по образованию

ГОУ высшего профессиоанального образования

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им Х.М. Бербекова»


"УТВЕРЖДАЮ"

Декан медицинского факультета

председатель УМСФ, доцент

_______________Захохов P.M. «____» _____________2008 г.

учебно-методический комплекс



Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии

Шифр и наименование дисциплины:^ ЭЛЕКТИВ «неонатология»

Статус дисциплины по выбору

Направление подготовки дипломированного специалиста 060101 – лечебное дело

^ Образовательная программа (специальность)

Форма обучения Очная

Всего часов по Госстандарту- 63 час

Объем дисциплины – 63час

Кредиты (1,75; 1,75)


Состав занятий и распределение по семестрам


Номера

семестров

Учебные занятия

Формы итоговой аттестации

Общий

объем

Аудиторные

Самостоят.работа

Рук. СРС

СРС

всего

лекции

практ

лабор










11

12

63

-

-

40

5

8




Всего

12

63







40

5

8

Зачет


Нальчик 2008


Учебно-методический комплекс составлен на основании « Программы по педиатрии для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений», утвержденной Управлением учебных заведений Минздрава Российской Федерации в 1996 г., в соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОСВПО); учебного плана медицинского факультета, составленного в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а также положения «Об организации учебного процесса в КБГУ с использованием системы зачетных единиц», утвержденного Решением Ученого Совета университета от 13.06.2006 г. (протокол №7).

Направление подготовки дипломированного специалиста 060101 –«лечебное дело». Квалификация выпускника – врач-лечебник. - М. 2000, утвержденного министерством образования Российской Федерации 04.01.2000 г.

Переработанный учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры детских болезней, акушерства и гинекологии _________2008 г.


«__» ______2008 г.


Зав. кафедрой,

Профессор М.Н. Якушенко


Утвержден Учебно-методическим Советом медицинского факультета


« « 2008 г.


председатель УМСФ,

доцент Р.М. Захохов


Дополнения и изменения в рабочей программе на ___________ учебный год.


В рабочую программу внесены изменения согласно новому плану на основании Типовой учебной программы по педиатрии, созданной во Всероссийском учебно-научно-методическом центре по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию Минздрава, утвержденной начальником Управления учебных заведений в ____году.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

«_____» _________200 г.

Зав. кафедрой (подпись)

Внесенные изменения

"Утверждаю"

Декан факультета,

P.M. Захохов


Структура занятий по элективу «неонатология»

Тема занятия

Часы


  1. Антенатальная патология

4

  1. Особенности клинического осмотра новорожденного.

4

  1. Гипоксия плода и асфиксия новорожденного, принципы первичной реанимационной помощи.

6

  1. Основные манипуляции, осуществляемые при интенсивной терапии новорожденных, алгоритм их выполнения.

4

  1. Респираторный дистресс синдром у новорожденных, клинические проявления, лечение. Искусственная вентиляция легких, ее виды, принципы проведения.

6

  1. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

6

  1. Родовая черепно-мозговая и спинальная травма, классификация, клиническая картина.

8

  1. Желтухи в периоде новорожденности, дифференциаьная диагностика, лечение.

4

  1. Особенности гемостаза в периоде новорожденности, основные причины геморрагических расстройств, способы их коррекции.

6

  1. Основные причины анемии в периоде новорожденности, дифференциальная диагностика, принципы терапии.

4

  1. Внутриутробные инфекции, клинические проявления в неонатальном периоде, принципы диагностики и лечения.

4

  1. Гнойно-воспалительные заболевания в периоде новорожденности. Сепсис, диагностика, лечение.

6

  1. Принципы инфузионной терапии и парентерального питания в периоде новорожденности.

6

  1. Итоговое занятие, оценка приобретенных знаний и навыков.

4
^

Всего часов


72



Тема №1

Антенатальная патология


Вопросы

  1. Причины патологии внутриутробного периода

  2. Задержка внутриутробного развития, клинические варианты

  3. Врожденные пороки развития, 4 типа по Жученко Л.А., 2001, основные причины их развития

  4. Диабетическая эмбриофетопатия

  5. Тиреотоксическая эмбриопатия

  6. Алкогольная эмбриофетопатия


Литература


  1. Основы перинатологии: Учебник /Под ред. Н.П. Шабалова и Ю.В. Цвелева. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: МЕДпресс–информ, 2002. – 576 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.1. – 607 с.

  3. Педиатрия. Под ред. Дж. Грефа. Пер. с англ. - М., практика, 1997. – 785 с.

  4. Педиатрия: Руководство / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - Кн. 7. – М.: Медицина, 2003. – С. 1–146.



Тема №2


Особенности клинического осмотра новорожденного.


Вопросы:

  1. Внешний осмотр.

  2. Оценка тургора тканей и эластичности кожи, состояния видимых слизистых оболочек.

  3. Пальпация головы, швов, большого, малого родничков, определение их размеров.

  4. Оценка мышечного тонуса, рефлексов периода новорожденности, сухожильных рефлексов, состояния черепно-мозговых нервов.

  5. Перкуссия и аускультация сердца и легких. Определение состояния пульса, симптома бледного пятна.

  6. Пальпация живота, печени, селезенки, почек, мочевого пузыря.


Литература:

  1. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.1. – 607 с.

  2. Педиатрия. Под ред. Дж. Грефа. Пер. с англ. - М., практика, 1997. – 785 с.

  3. Педиатрия: Руководство / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - Кн. 9. – М.: Медицина, 2002. – С. 1–146.

  4. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.11. – 640 с.



Тема №3


Гипоксия плода и асфиксия новорожденного, принципы первичной реанимационной помощи.


  1. Определение и причины гипоксии плода и асфиксии новорожденных.

  2. Патогенез гипоксии плода, асфиксии новорожденного.

  3. Оценка состояния новорожденного, родившегося в асфиксии.

  4. Понятие о кардио-респираторной депрессии.

  5. Основные принципы оказания первичной помощи новорожденным при асфиксии. Алгоритм ее оказания.


Литература:


  1. Асфиксия новорожденных/ Н.П. Шабалов, В.А. Любименко, А.Б. Пальчик, В.К. Ярославский. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 3-е изд. – 368 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.1. – 607 с.



Тема №4


Основные манипуляции, осуществляемые при интенсивной терапии новорожденных, алгоритм их выполнения.


Вопросы:


  1. Катетеризация периферических и центральных вен

  2. Постановка периферических линий

  3. Интубация трахеи

  4. Проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

  5. Использование назальных канюль системы СРАР

  6. Люмбальная пункция алгоритм выполнения

  7. Зондовое питание, методика проведения


Литература:

  1. Детская анестезиология и реаниматология: Учебник под ред. В.А. Михельсона, В.А. Гребенникова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2001. – 480 с.

  2. Фомичев В.Ф. Респираторная терапия у новорожденных: Практическое пособие. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 80 с.

  3. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.

  4. Красовская Т.В., Кобзева Т.Н. Хирургия новорожденных: диагностика и интенсивная терапия: Методические рекомендации. – 2-е изд. – М.: Издатель Мокеев, 2003. – 80 с.



Тема №5


Респираторный дистресс синдром у новорожденных, клинические проявления, лечение. Искусственная вентиляция легких, ее виды, принципы проведения.


Вопросы:


  1. Терминология, частота развития, основные причины развития.

  2. Патогенез СДР.

  3. Критерии диагностики.

  4. Основные осложнения при СДР.

  5. Пренатальный диагноз, критерии диагностики, профилактика.

  6. Дифференциальный диагноз.

  7. Лечение, принципы респираторной поддержки, заместительная терапия сурфактантом.

  8. Понятие о транзиторном тахипное новорожденных.

  9. Методы респираторной поддержки (назальный СРАР, принудительные и вспомогательные режимы ИВЛ, высокочастотная и осциляторная ИВЛ)


Литература:

  1. Фомичев В.Ф. Респираторная терапия у новорожденных: Практическое пособие. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 80 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.I. – 607 с.

  3. Детская анестезиология и реаниматология: Учебник под ред. В.А. Михельсона, В.А. Гребенникова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2001. – 480 с.

  4. Современная терапия в неонатологии: Справочник /Под ред. Н.П. Шабалова. – М.: МЕДпресс, 2000. – 262 с.

  5. Жетишев Р.А. Профилактика, диагностика и лечение респираторного дистресс синдрома (РДС) новорожденных. Методические рекомендации. Нальчик, 2008. – 42 с.



Тема №6


Гипоксическо-ишемическая энцефалопатия.


Вопросы:


  1. Терминология, частота развития.

  2. Классификация церебральной ишемии.

  3. Клиническая картина в зависимости от тяжести и локализации поражений.

  4. Особенности локализаций поражений у недоношенных детей.

  5. Перивентрикулярная лейкомаляция, клиническая картина.

  6. Отек головного мозга, лечение.

  7. Синдромы острого и восстановительных периодов перинатального поражения мозга, клиническая картина, лечение.


Литература:

  1. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга у новорожденных детей. – Спб.: Питер, 2000. – 236 с.

  2. Основы перинатологии: Учебник /Под ред. Н.П. Шабалова и Ю.В. Цвелева. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: МЕДпресс–информ, 2002. – 576 с.

  3. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.1. – 607 с.



Тема №7


Родовая черепно-мозговая и спинальная травма


Вопросы:


  1. Определение, предрасполагающие факторы.

  2. Клиническая картина травм мягких тканей, адипонекроза, повреждения и кровоизлияния в грудинно-ключично-сосцевидную мышцу, кровоизлияний под апоневроз.

  3. Локализация кровоизлияний в головной мозг при родовой черепно-мозговой травме.

  4. Клиническая картина родовой черепно-мозговой травмы в зависимости от локализации поражения.

  5. Клиническая картина родовой спинальной травмы, акушерские парезы и параличи.

  6. Лечение.


Литература:


  1. Основы перинатологии: Учебник / Под ред. Н.П. Шабалова и Ю.В. Цвелева. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: МЕДпресс–информ, 2002. – 576 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.1. – 607 с.

  3. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга у новорожденных детей. – Спб.: Питер, 2000. – 236 с.



Тема №8


Желтухи в периоде новорожденности, дифференциальная диагностика, лечение.


Вопросы:

  1. Желтухи вследствие повышенного образования билирубина (наследственные и приобретенные)

  2. Печеночные желтухи вследствие дефекта захвата, конъюгации билирубина, экскреции из гепатоцитов, инфекционные желтухи.

  3. Обструктивные (механические желтухи)

  4. Лабораторная и инструментальная диагностика.


Литература:

  1. Перинатальные инфекции: Практич. пособие /Под ред. А.Я. Сенчука, З.М. Дубоссарской. – М.: МИА, 2005. – 318 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.

  3. Педиатрия. Под ред. Дж. Грефа. Пер. с англ. - М., практика, 1997. – 785 с.

  4. Педиатрия: Руководство / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - Кн. 7. – М.: Медицина, 2003. – С. 1–146.



Тема №9


Особенности гемостаза в периоде новорожденности, основные причины геморрагических расстройств, способы их коррекции.


Вопросы:


  1. Физиология плазменно-коагуляционного и тромбоцитарного звеньев гемостаза

  2. Методы исследования системы гемостаза

  3. Геморрагическая болезнь новорожденных, причины, клиника, лечение

  4. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания, причины развития, диагностика, клинические стадии, лечение

  5. Наследственные и приобретенные тромбоцитопении, диагностика, лечение.

  6. Наследственные и приобретенные тромбоцитопатии, диагностика, лечение


Литература:


  1. Гемостаз. Физиологические механизмы, принципы диагностики основных форм геморрагических заболеваний. Учебное пособие /Под ред. Н.Н. Петрищева, Л.П. Папаян, СПб, 1999. – 116 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.1. – 607 с.

  3. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.

  4. Педиатрия: Руководство / Под ред. Р.Е. Бермана, В.К. Вогана. - Кн. 7. – М.: Медицина, 2003. – С. 1–146.


Тема №10


Основные причины анемии в периоде новорожденности, дифференциальная диагностика, принципы терапии.


Вопросы:


  1. Классификация анемий

  2. Постгеморрагические анемии, причины развития в периоде новорожденности

  3. Наиболее часто встречающиеся в неонатальном периоде гипопластические, апластические и дефицитные анемии

  4. Алгоритм диагностики анемий

  5. Терапия анемий, неотложная помощь при постгеморрагических анемиях.



Литература:

  1. Гематология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред.
    Н.А. Алексеева. – СПб.: Гиппократ, 1998. – 544 с.

  2. Папаян А.В., Жукова Л.Ю. Анемии у детей: Руководство для врачей. – СПб: Питер, 2001. – 384 с.

  3. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.

  4. Вуд М., Бани П. Секреты гематологии и онкологии: Пер. с англ. – М.: Издательство БИНОМ, 1997. – 560 с.

  5. Жетишев Р.А. Ранняя анемия недоношенных детей (механизмы регуляции эритропоэза, кроветворение плода и новорожденного, патофизиология анемии, методы ее терапии). /Учебное пособие/. Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2003. – 42 с.



Тема №11


Внутриутробные инфекции, клинические проявления в неонатальном периоде, принципы диагностики и лечения.


Вопросы:

  1. Этиология и патогенез внутриутробных инфекций

  2. Алгоритм обследования беременных из групп риска

  3. Факторы риска развития внутриутробной инфекции у ребенка

  4. Принципы лабораторной диагностики внутриутробных инфекций

  5. Частые формы внутриутробных инфекций (сифилис, цитомегаловирусная инфекция, герпес, ветряная оспа, хламидиоз, токсоплазмоз, вирусный гепатит В, С), клиника, лечение


Литература:


  1. Перинатальные инфекции: Практич. пособие /Под ред. А.Я. Сенчука, З.М. Дубоссарской. – М.: МИА, 2005. – 318 с.

  2. Цинзерлинг В.А, Мельникова В.Ф. Перинатальные инфекции (Вопросы патогенеза, морфологической диагностики и клинико-морфологических сопоставлений). Практическое руководство. СПб.: Элби СПб, 2002. – 352 с.

  3. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.



Тема №12


Гнойно-воспалительные заболевания в периоде новорожденности. Сепсис, диагностика, лечение.


Вопросы:


  1. Этиология гнойно-септических заболеваний у новорожденных.

  2. Формы локализованной гнойной инфекции, клиническая картина, лечение.

  3. Факторы риска развития сепсиса у новорожденных детей, основные звенья патогенеза, классификация.

  4. Клинические и лабораторные критерии диагностики сепсиса, понятие о системной воспалительной реакции.

  5. Осложнения сепсиса (язвенно-некротический энтероколит, ДВС-синдром), клиническая картина.

  6. Принципы лечения сепсиса и его осложнений.


Литература:

  1. Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В. Сепсис у детей. – М.: Издатель Мокеев, 2001. –369 с.

  1. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.

  2. Данилова Л.А. Анализ крови и мочи. – 3–е изд., перераб. и доп. – СПб.: Салит–Медкнига, 2000. – 128 с.



Тема №13


Принципы инфузионной терапии и парентерального питания в периоде новорожденности.


Вопросы:


  1. Пути введения инфузионных средств.

  2. Инфузионные среды.

  3. Физиологические потребности в воде, электролитах у новорожденных детей.

  4. Составление программы инфузионной терапии.

  5. Возможные осложнения при проведении инфузионной терапии.


Литература:

  1. Детская анестезиология и реаниматология: Учебник под ред. В.А. Михельсона, В.А. Гребенникова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Медицина, 2001. – 480 с.

  2. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 2004 – Т.II. – 640 с.

  3. Красовская Т.В., Кобзева Т.Н. Хирургия новорожденных: диагностика и интенсивная терапия: Методические рекомендации. – 2-е изд. – М.: Издатель Мокеев, 2003. – 80 с.



Тема №14




На последнем занятии проводится оценка приобретенных навыков и теоретических знаний путем тестирования и работы на муляже и решением ситуационных задач. Тесты и задачи прилагаются к программе электива.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс опд. В. 05 Психофизиология (указывается наименование и шифр дисциплины

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии (наименование дисциплины) для специальности

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная защита инвалидов (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)

Учебно-методический комплекс Кафедра детских болезней, акушерства и гинекологии Шифр и наименование дисциплины: электив «неонатология» Статус дисциплины по выбору iconУчебно-методический комплекс дисциплины физическая реабилитация (наименование дисциплины)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы