Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность





Скачать 1.68 Mb.
Название Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
страница 1/12
А.А. Рагимов
Дата 06.03.2013
Размер 1.68 Mb.
Тип Образовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство здравоохранения Российской Федерации


Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов



Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова


«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

17 апреля 2001 г.




13 апреля 2001 г.



^ Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов



Специальность:
№ 040126.06 (040122.10) «Трансфузиология»



Москва - 2001


Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по клинической трансфузиологии (специальность 040122.10 (040126.06) – «трансфузиология») разработана коллективом кафедры клинической трансфузиологии факультета послевузовского профессионального образования Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова


Авторы:


  • Заведующий кафедрой,
    профессор, д.м.н. А.А. Рагимов

  • Заслуженный деятель науки,
    профессор, д.м.н. Г.И. Козинец

  • Академик РАМН, профессор, д.м.н. Е.А. Зотиков

  • Профессор, д.м.н. Н.Н. Калинин

  • Доцент, д.м.н. Г.Н. Захаров

  • Доцент, д.м.н. Ю.В. Никифоров

  • Доцент, к.м.н. С.А. Куликов

  • Доцент, к.м.н. А.В. Точенов

  • Доцент, к.м.н. Н.Г. Дашкова

  • Доцент, к.м.н. В.А. Максименко

  • Доцент, к.б.н. Г.Н. Щербакова

  • Ассистент, к.м.н. И.А. Крапивкин

  • Ассистент, к.м.н. Г.О. Лурье

  • Ассистент, к.м.н. И.Э. Байрамалибейли

  • Ассистент, к.м.н. Л.А. Соловьева


Рецензенты:


  • Директор Российского НИИ гематологии
    и трансфузиологии, заведующий кафедрой
    трансфузиологии и гематологии
    Санкт-Петербургского МАПО МЗ РФ,
    Главный гематолог МЗ РФ,
    член-корр. РАМН, профессор ^ Е.А. Селиванов




  • Заведующий кафедрой госпитальной
    хирургии Российского университета
    Дружбы Народов, профессор Ю.В. Таричко



^

I. Введение


Инфузионно-трансфузионная - терапия (ИТТ) занимает одно из ведущих мест при лечении больных в хирургии, реаниматологии, акушерстве и гинекологии, педиатрии. Вопросы рационального использования ИТТ в различных подразделениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и обеспечения безопасности донора и реципиента весьма актуальны для практического здравоохранения. Несмотря на внедрение в медицинскую практику принципов компонентной трансфузионной терапии, методов сбережения крови и бескровной хирургии, тенденцию к сокращению использования донорской крови и расширение показаний к аутогемотрансфузии, частота посттрансфузионных реакций и осложнений остается достаточно высокой. Анализ осложнений показывает, что число их и этиологическая структура за последние годы не претерпела существенных изменений.

В целях повышения качества трансфузиологической помощи населению в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей приказом № 172 МЗ РФ от 29.05.97 г была введена трансфузиология (специальность - 040126.06 и 040122.10), согласно Приложению № 1 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.07.99 г. она включена в раздел специальностей, требующих углубленной подготовки врачей терапевтических (040122) и хирургических (040126) специальностей. Подготовка по трансфузиологии, как специальности, требующей углубленной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей специальности с последующим допуском к должности трансфузиолога (Приложение № 2 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.07.99 г.).

Острая потребность практического здравоохранения в кадрах квалифицированных специалистов выдвигает на первый план задачу подготовки врача-трансфузиолога в системе послевузовского профессионального образования.

Отсутствие института первичной специализации предпологает предшествующий уровень образования по трансфузиологии в рамках знаний полученных в медицинском высшем учебном заведении по специальности “лечебное дело” с квалификацией - “врач”.

Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки по трансфузиологии гарантирует унифицированную подготовку квалифицированных специалистов для работы в должности трансфузиолога лечебно-профилактических учреждений с последующим непрерывным совершенствованием знаний и повышение практического и теоретического уровня на кафедрах (курсах) клинической трансфузиологии медицинских ВУЗов.
^

II. Пояснительная записка


Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки по трансфузиологии в связи с необходимостью быстрого устранения дефицита квалифицированных кадров в практическом здравоохранении предусматривает два основных пути подготовки специалистов: двухгодичную клиническую ординатуру (приказ № 23 от 17.02.93 “Об утверждении положения о клинической ординатуре”) с очной формой обучения продолжительностью 3456 часов и общее усовершенствование (Постановление Госкомвуза РФ №12 от 27.12.95 “Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов”) по специальности “Трансфузиология”, продолжительностью не менее 500 часов для перепрофилизации специалистов терапевтического и хирургического профиля.

Универсальность учебных планов 2-х годичной ординатуры обеспечивает подготовку молодых специалистов после интернатуры по терапии или хирургии с выдачей сертификата врача-трансфузиолога и последующим допуском к работе по специальности.

Переподготовка специалистов с соответствующим документом о специализации по терапии (специальность 040122) и хирургии (специальность 040126), на циклах общего усовершенствования (переподготовки) с очной или очно-заочной формой обучения позволит заметно ускорить и оптимизировать решение проблемы квалифицированных кадров для лечебно-профилактических учреждений практического здравоохранения.

Введение в систему подготовки трансфузиологов обучения на аттестационных (сертификационных) циклах циклах с очной, очно-заочной формой обучения, не менее 144 часов (Постановление Госкомвуза РФ № 13 от 27.12.95 “Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам”) для специалистов учреждений службы крови и врачей, обеспечивающих трансфузиологическую помощь в различных подразделениях ЛПУ (ОПК и кабинеты переливания крови, лечебного плазмафереза, центры детоксикации и др.), является в настоящее время не менее актуальной задачей. Оценка практических навыков специалиста, проходящего подготовку на аттестационном (сертификационном) цикле, проводится по результатам послевузовского, профессионального дополнительного образования и на основании представления с места основной работы специалиста.

Основная цель обучения в клинической ординатуре, на циклах общего усовершенствования и аттестационных (сертификационных циклах) - обеспечить учреждения практического здравоохранения дипломированными трансфузиологами с соответствующим документом специалиста по специальности 040126.06 и 040122.10 (трансфузиология), позволяющим работать в должности трансфузиолога (Приложение 2 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.08.99 “О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации”).

Вопросы рационального использования ИТТ в лечебно-профилактических учреждениях и обеспечение безопасности донора и реципиента требуют включения в стандарт циклов тематического усовершенствования (ТУ) по трансфузиологии для заведующих отделениями, врачей стационаров хирургического профиля, анестезиологов-реаниматологов, акушеров-гинекологов, травматологов-ортопедов, домашних врачей и других специалистов, непосредственно использующих в своей работе методы трансфузионной медицины (ИТТ, методы детоксикации и экстракорпорального очищения крови, парентерального питания), имеющих соответствующий документ специалиста по основной специальности и специальности, требующей углубленной подготовки и по роду своей деятельности не имеющих права отказать в трансфузиологической помощи. Цель обучения в рамках циклов тематического усовершенствования состоит в ознакомлении обучаемых с современным состоянием проблем трансфузионной медицины, экстракорпоральных методов гемокоррекции, вопросов организации службы крови и донорства, углубленном анализе трансфузиологических ошибок и осложнений, их профилактике и лечении и освоении необходимого минимума трансфузиологических навыков и умений. Согласно постановлению Госкомвуза РФ № 13 от 27.12.95, “Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам” тематические циклы, продолжительностью не менее 72-100 часов, могут проводиться в очной или очно-заочной форме с достаточным для усвоения предшествующим уровнем образования и с учетом стажа работы по специальности и квалификации специалиста.

Стандарт предусматривает, что высшее медицинское учебное заведение распологает современной материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической, теоретической подготовки и научно-исследовательской работы обучаемых, достаточными площадями (не менее 18 кв.м. на одного обучаемого) и библиотечный фонд не менее 125 единиц на одного обучаемого. Обучаемые должны быть обеспечены свободным доступом к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствущим полному курсу подготовки по специальности, наличием методических пособий и рекомендаций по всем разделам подготовки, а также наглядными пособиями, аудио видеоматериалами.

Учебный процесс подготовки специалиста трансфузиолога базируется на выделении 90 % времени на профессиональную подготовку. Клиническая подготовка, включая смежные специальности (Федеральный компонент стандарта), составляет 80 % учебного плана и 5 % отводится преподаванию смежных дисциплин. В числе смежных специальностей приоритетными в преподавании трансфузиологии являются реанимация и неотложная помощь, клиническая иммунология, клиническая и лабораторная диагностика. Предусмотренные в учебном плане подготовки врача-трансфузиолога в клинической ординатуре 8 недель работы по специальности в поликлинике пролонгирована на весь курс образовательно-профессиональной программы по 4 недели ежегодно. Вузовский раздел стандарта (национально-региональный компонент) занимает 10 % учебного времени, из которых 3 % отводится вопросам организации и экономики здравоохранения (управление и экономика здравоохранения, страховая медицина и юридические аспекты предоставления платных медицинских услуг, медицинская статистика и информатика) Блоки фундаментальных дисциплин (цитология, патофизиология, биохимия и биофизика) рассматриваются при анализе соответствующих разделов и проблем клинической трансфузиологии; суммарно составляя 7 % учебного плана . Допускаемая вариабельность вузовского компонента стандарта от 5 % до 10 % учебного времени позволяет обеспечить проведение элективов (курсов по выбору обучаемых).Организация элективов базируется на углубленной подготовке по избранным проблемам клинической трансфузиологии, повышении квалификации в вопросах лечебного плазм- и цитафереза, ультрафильтрации и диализа, сорбции и светомодификации крови освоении новых технологий.

Реализация подготовки специалистов-трансфузиологов предъявляет высокие требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Педагогические кадры должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой специальности, заниматься научно-исследовательской работой, обладать достаточным педагогическим опытом, стажем в работы в трансфузиологии не менее 5 лет, иметь ученую степень кандидата или доктора наук, причем процент докторов наук среди них должен быть не менее 10 % .

Стандарт предпологает, что рациональный подход к подготовке специалиста-трансфузиолога в 2-х годичной ординатуре молодых специалистов и перепрофилизации специалистов с основной специальностью 040122 (терапия) и 040126 (хирургия) на циклах общего усовершенствования (переподготовки) с последующим обучением на аттестационных (сертификационных) циклах специалистов службы крови и ЛПУ с опытом работы и квалификацией достаточной для работы в должности трансфузиолога в сочетании с широким спектром циклов тематического усовершенствования по важнейшим аспектам трансфузионной медицины обеспечит возможность постоянного совершенствования специалиста-трансфузиолога и повышения практического и теоретического уровня в процессе всей его производственной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040109
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040128
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040102
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача по специальности «аллергология...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040123
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием...
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность icon Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность
Образовательный стандарт профессионального образования по специальности «ультразвуковая диагностика»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы