Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности





Скачать 119.42 Kb.
Название Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности
Дата конвертации 06.03.2013
Размер 119.42 Kb.
Тип Документы
Ермакова Елена Сергеевна

Специальная психология

15.01.2006.

СП - отрась псих науки, кот изучает людей с отклонениями от нормального психического и физического развития, обусловл. врожденными / приобретенными нарушениями в формировании НСистемы или других органов.

Цель СП - выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом развития и обучения лиц с отклонениями и их возможностями.

Задачи:

- выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными

- собственное развитие познавательной деятельности

- закономерностей различия личности

- разработка диагностических методик и способов диагностики

- интеграция и интегрированное обучение

- обоснование методов воздействия на психическое развитие детей

Принципы СП

1. пр. СИСТЕМНОСТИ корр профилакт и развивающ задач

- уровень благополучия

- уровень риска

- уровень актуальных трудностей развития

2. пр. ЕДИНСТВА диагностики и коррекции

3. пр. НОРМАТИВНОСТИ развития

Характеристики возр. нормы:

- особенность соц ситуации развития - соответствие норме

- Ур. сформированности псих новообразований данного возр этапа

- Ур. развития ведущей деятельности: общение матери --- предметная память --- ролевая игра --- общение со сверстниками --- учебно-професс --- трудовая

4. пр. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ - стратегия проведения координационной работы пути и способы ее реализации

5. пр. ИНТЕГРАЦИИ усилий соц. окружения

6. пр. Комплексного исп методов, приемов корр развития деятельности.

Понятие СП

Возрастная норма развития - средний показатель развития большой группы псих и физ здоровых детей, случайно отобранных, соотв статистической норме.

^ Отклонение в развитии - расхождение с нормой в поведении и несоотв уровня развития ребенка в системе предъявл ему соц требования.

Дисгармония развития - несбалансированность псих процессов, свойств и качеств, обуслов неустойчивостью и противоречивостью личности и нарушающее социализацию и индивидуализацию.

Коррекция развития - система психич и физ мер напр на развитие ребенка в нормальное русло

^ Основные научные теории СП

1… Выготский - Об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями - теория психич развития аномального детства. Идея - специальное воспитание подчинено социальному.

2… СП в работах отечественных дефектологов

3… Н. Найри - теория нормализации - люди с особыми потребностями Не приспособление к соц условиям а на своих условиях кот общество принимает и учитывает.

^ Норма и отклонение в развитии человека

Дефект и его виды

Д - недостаток, нарушение, повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа/ф-ии.

По происхождению

Органические Д - нарушение , отсуствтие, недостаток какого либо органа или его части.

- генерализированные д - отсутствует весь орган

- изолированные д - слепота, глухота…

Причины:

- наслесдственность

- болезни, травмы плода

- травмы ребенка

Функциональные д - нарушение ф-ии органа/организма без нарушения ткани органа. Причина - социализация.

Темповые д - особый вид, проявл. в нарушении ТЕМПА. Возникает явление АСИНХРОНИЗАЦИИ развития - дисгармоничное развитие проявляется в 3-х видах:

- РЕТАРДАЦИЯ - замедление развития (ЗПР, олигофрения) или отдельных ф-ий

- патологическая АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение отдельных ф-ий

- сочетание ретардации и акселерации

^ Норма развития

3 аспекта определения:

- статистическая норма

- ф-ая норма - зона ближайшего развития

- идеальная норма - образец

НР - оптимальный с т.з. общего Ур развития соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка.

Отклонение

О - обозначение расхождения с нормой развития

^ О в норме - несоответствие Ур развития и поведения ребенка системе предъ ему соц требований и ожиданий не выходящие за пределы низкой статистической нормы и НЕобусловлен дефектом.

Виды О в Норме:

- ЗАПАЗДЫВАНИЕ - снижение темпа развития:

- тотальный

- порциональный

- НАРУШЕНИЕ - формирование негативных личностных комплексов несовместимых с соц нормами

^ Отклонение в патологии - несоответствия уровня развтия и поведениЯ ребенка в сист предъ требований и ожиданий, выход за пределы низкой статистической нормы и обуславл дефектом (или их сочетанием).


ЛЕБЕДИНСКИЙ - систематизировал на основе главных качеств нарушения:

  1. Качество нарушений

    1. отставание в развитии

      1. тотальное недоразвитие - общее недоразвитие всех ВПФ, ранее время поражения до 2-3 лет (олигофр, ум отсталость)

      2. задержанное развитие - замедление темпа развития познавательной и ЭМ сферы, выход за пределы возр норм, сохр. ф-ии достаточно развитые.

    2. поломка отдельных ф-ий

      1. поврежденное развитие - после 2-3 лет в рез патологического воздействия на мозг - болезнь, травма. Влечет грубый регресс ВПФ вплоть до приобретенного слабоумия - деменция.

      2. дефицитарное развитие - развитие в условиях тяжелого нарушения отдельных систем (зрения, слух, ОДА - ДЦП)

    3. асинхронизация

      1. искаженное развитие - развитие в условиях иной последовательности развертывания ВПФ по сравнению с нормой. Ф-ии развертываются ускорено и не подтягивают другие.

      2. дисгармоничное развитие - врожденное/рано приобретенное диспропорциональное развитие психики в ее ЭМ-Волевой сфере

        1. психопатия

        2. патология личности

Структура дефекта

Выготский - Первичный дефект может быть дефектом ОРГАНИЧЕСКИМ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и/или ТЕМПОВЫМ.

Вторичный д - последствие первичного, влекущего изменение с психике, возникает в ходе развития ребенка с первичным Д, если соц окружение не КОМПЕНСИРУЕТ первичный.

Механизм формирования вторичных дефектов

1. правоцируют ф-ии непосредственно связанные с поврежденной первичным д

2. характерен для ф-ий кот во время поведения находились в СЕНСИТИВНОМ периоде

3. Соц. депривация - затрудняет психическое развитие

4. личностные реакции на первичный дефект

- игнорирование

- вытеснение

- компенсация

- сверхомпенсация

Сложный Д - комбинированный Д первого порядка.


16.01.2006.

Причины откланения в развитии (ОВР)

- воздействие на организм внешнего/внутреннего неблагоприятного фактора, кот определяет специфику поражения.

Отклонения: врожденные и приобретенные.

Врожденные имеют 2 причины:

- наследственные генетические поражения

- факторы, кот воздействуют на ребенка в перинатальном периоде

- факторы, вызывающ заболевание матери в период беременности

- окушерская патология

- влияние химических веществ и различных видов излучения.

Приобретенные:

Родовые - вызв развитием и послеродовыми травмами ребенка - ЧМозговая травма, асфиксия.

Послеродовые:

- заболевания перенесенные до 2-3 лет

- ЧМозговые травмы

- депривация:

- интеллектуальная

- социальная

- сенсорная

^ Дисонтогенез и его особенности

- развитие нарушенное дефектом

Своеобразие дисонтогенеза зависит от времени воздействия первичного дефекта и его степенью компенсацией и особенностями ребенка.

^ Психологическая характеристика детей

с особыми нарушениями

Специальное и интегрированное обучение

Специальное/ коррекционное образование в РФ представлено 8-ю типами школ и 15 типами спец обучения.

1. для глухих детей

2. для слабослышащих и поздно оглохших:

2.1. с легким недоразвитием речи

2.2. с глубоким недоразвитием речи

3. для детей с нарушением зрения 0,04-0,08 до

4. для слабовидящих детей и детей с косоглазием 0,5-0,04 до

5. логопедические школы для детей с речевой патологией

5.1. с общим недоразвитием речи - ОНР

5.2. с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи

6. с нарушением ОДА

7. с задержанным развитием

8. с умственной отсталостью

Реабилитация - компенсация

абилитация - полноценное развитие

2 формы совместного обучения:

1. интернальная - с различными откланениями

2. экстернальная - совместно со здоровыми детьми, 3 модели:

2.1. комбинированная интеграция 1/3 детей

2.2. частичная интергация - на часть дня

2.3. временная интеграция - отдельные мероприятия

********************************************************************

психологическая характеристика людей с

ТОТАЛЬНЫМ недоразвитием

олигофрения - УМ отсталость.-- в результате наследственных факторов или раннего поражения мозга. Особенности:

* затрагивает все псих ф-ии:

- память нарушена специфически - механическое запоминание лучше смыслового

- мышление нарушено тотально и равномерно

- отсутствие волевых усилий, импульсивность

- внушаемость, несамостоятельность

* иерархия недоразвития - более поздние ВПФ страдают сильнее

* характерны пороки развития:

- органы перцепции, губы, десна, глаза.

Причины:

- врожденные - 25% - забол беременной - лекарства - наркотики - несовпадение резус факторов крови - сифилис

Степени олигофрении:

- IQ - 71 и выше - норма

- 50-70 - незначительная умственная отсталость, затруднение в обучении - дебильность

- 35-49 - умеренная УО, трудности в обучении - имбицил

- 25-34 - тяжелая УО, значит трудности в обучении - идиотия

- 20 и ниже - глубокая УО - глубокая идиотия.

---------------------------------

^ Глубокая ИДИОТИЯ

нет реакции на окружение, не умеет сидеть/ходить/стоять. речь отсутствует, не реагирует, реагирует на интонацию. Познават деят отсутств. Легко возникает злоба, снижена болевая чувствительность, нет навыков самообслуживания.

---------------------------------

ИДИОТИЯ

передвигаются, могут усвоить навыки самообслуживания, речь - несколько слов.

---------------------------------

ИМБИЦИЛЬНОСТЬ

замедление темпа развития с младенчества. Сенсомоторика с большой задержкой. Речь простая, до 300 сов.

Память - хорошая механическая. Логическая отсутствует, Мышление слабое. Обобщение и абстракция - недоступны. Внушаемы, слепо подражают окр.

>>>>>>> Обучение в шк 8 типа.

---------------------------------

ДЕБИЛЬНОСТЬ

отставание в младенчестве, моторика на 0,5 года, Ярко проявл при решении ЛОГИЧЕСКИХ задач, Механическая память - хорошая.

Недостат произвол поведения.

Внушаемы, некритичны к своим способностям, НЕ МОГУТ ПЕРЕНЕСТИ приобретенный опыт в НОВЫЕ УСЛОВИЯ.

ТРУДНООБУЧАЕМЫ, овладевают профф, необходимо псих сопровождение.

>>>>>>>> сперва в обыч д/с а потом в ШК 8 типа.

********************************************************************

психологическая характеристика людей с

^ ЗАДЕРЖКОЙ развития

- замедление темпа псих развития, в виде недост общего запаса знаний, навыков, мышления. //// - большая зона ближайшего развития

- сохранена ОБУЧАЕМОСТЬ //// - возможен перенос усвоенного опыта ///////////// Типы ЗПР:

---------------------------------

^ ГАРМОНИЧЕСКИЙ психофизический инфантилизм

ЗПР конституционального происхождения - встреч у других членов семьи, Задержка и в физическом плане - отстает и в росте и в весе.

Круг интересов - ИГРА. Мотивация из прошлого периода детства.

Слабо дифференцирована САМООЦЕНКА.

Сохр познавательная сфера.

>>>>>>>>>> Первые классы в ШК 7 типа, восстановить ЭМ ВОЛ сферу и в СОШ.

---------------------------------

^ ОРГАНИЧЕСКИЙ инфантилизм

затрагивает ЭМ вол сферу, черты ОРГАНИЧЕСКОГО поражения НСистемы. Инертность псих процессов, неловкость в моторике, ЭМ незрелость, низкая произвольность, неспособность к волевому усилию, не могут орг свою деятельность. ОБУЧАЕМ.

>>>>>>>>>> в Шк 7, корр тревожности, орг. своей деятельности. возм в СОШ.

---------------------------------

^ ЦЕРЕБРАЛЬНО-органические ЗПР

задержка ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ сферы. В анамнезе отмечают патологические факторы - внутриутроб/после утроб развития.

Внимание - надостаточно, снижено распределение и переключение. Замедление темпа моторики, координации, задержка речевого развития, дефф произношения.

ОНР - общее недоразвитие речи.

ОСМЫСЛЕННАЯ память лучше механической. ОБРАЗНЫЙ интеллект выше логического. ОБУЧАЕМ. импульсивны, расторможены, НЕ СФОРМИРОВАНА САМООЦЕНКА, Критика затруднена. к 10-12 годам - ОЛИГОФРЕНОПОДОБНЫЙ синдром.

С минимально-мозговой дисфункцией.

>>>>>>>>>>> В шк 7 типа а не в класс ЗПР, в СОШ при раннем лечении.

---------------------------------

^ СОМАТОГЕННЫЕ ЗПР

Здоров ЦНС.

частые соматические заболевания - истощение НС, эм лабильность, плаксивость, САМООЦЕНКА ЗАНИЖЕНА, страхи, ритуалы.

Память и интеллект в границах возрастной нормы.

>>>>>>>>>>> Обуч в СОШ санаторного типа.

---------------------------------

^ Педагогическая и микросоциальная ЗАПУЩЕННОСТЬ

Здоров ЦНС.

но воспитан в неблагоприятных условиях. возникает соц незрелость, наруш системы интересов, не хватает умений/навыков, но в хозяйстве - ОК. работоспособные. Память, внимание и интеллект в норме. ОБУЧАЕМЫ, страдает ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ.

>>>>>>>>>> в класс ЗПР , далее в СОШ.

********************************************************************

психологическая характеристика людей с

^ ПОВРЕЖДЕННЫМ развитием

- возникает при патологическом воздействии на мозг ПОСЛЕ 2-3 лет.

когда ведущие ф-ии сформировались.

При ее запуска развивается ДЕМЕНЦИЯ в 3-х видах:

- органическая деменция - ГМ, болезнь, травма

- шизофреническая деменция

- эпилептическая деменция

ОБЪЕМ повреждения:

---------------------------------

^ Локально-поврежденное развитие

после повреждения мозаичность познавательной деятельности:

- ЭМ дичносное развитие до грубых личностных изменений

- специф орп поражением и компенсацией

>>>>>>>>>> познавательное развитие, если нет, то переход в ДИФФУЗНОЕ

---------------------------------

^ Диффузно-поврежденное развитие

- наруш регул поведения, контроля, темпа,

- снижение критичности, адекватности

- неуст ЭМ сферы, аффекты

- сохр пространственные ф-ии, наруш ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ деятельности

- распад ВПФ и деменция.

>>>>>>>>> система реабилит мер мед, пед, псих. Обучение в ШК санаторного типа или домашнее.

********************************************************************

психологическая характеристика людей с

^ ИСКАЖЕННЫМ развитием

- асинхронизация развтия отдельных ф-ых систем. 3 ТИПА:

---------------------------------

Ранний детский аутизм

синдром Каннера - неравномерное развитие психики с нарушеием межличностного восприятия и общения. РДА набл до 1-го года.

Не возникает КОМПЛЕКС оживления, не ФИКСИР ВЗГЛЯД на лице. фиксир на предметах. Своеобразное развитие момторики. На руках ВЯЛЫЙ/НАПРЯЖЕННЫЙ. Хотьба запаздывает, своеобразная - подпрыгивающая, на носочках.

1 гр. - тяжелая - полевое поведение, лицо - глубокий покой, страх - в позе эмбриона в угол.

2 гр. сохранение ПОСТОЯНСТВА, отказ от пищи. стереотипные движения на стимуляцию органов чувств.

3 гр. имеется речь с агроматизмами.нарушение местоимений, пугливость. агрессия без мотивации.

4 гр. способ к ОБЩЕНИЮ, речь с агроматизмами, чрезмерная потребность в защите. Тревожны, брезгливые.

>>>>>>>>>> нежелателен разрыв с МАТЕРЬЮ, мать и лечит. холдинг-терапия, дельфино-терапия.

---------------------------------

ИР КОГНИТИВНОГО типа

искажение интеллектуального и моторного развития. вычурность движений, застывание, «ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ», сверх ценные интересы не по взрасту. рисование схем,

Интеллект можт быть высоко развит. ЭМ ХОЛОДНОСТЬ, избегают прикосновений, высокие ВПФ и ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ.

>>>>>>>> домашнее обучение с элементами интеграции в среду сверстников.

--------------------------------- Мозаичный вариант

- сочетание ЭМ и когнитивного типов, сезонного характера, лечение и коррекция соотв ЭМОЦ, типу.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Задачи Специальной психологии Изучение общих и специфических закономерностей развития аномального

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Задачи : Фундаментальной задачей предмета «Радиобиология» является вскрытие общих закономерностей
Учебные часы по Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской...
Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Упражнения для развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного возраста с диагнозом «детский

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Особенности профилактики ревматического процесса и инфекционного эндокардита, антикоагулянтной терапии,

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Радиофизика раздел физики, занимающийся изучением общих закономерностей генерации, передачи, приема,

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon 1. Предмет психиатрии задачи, отрасли
Задачи: изуч-е происх-я и сущности псих заб-й, их клин проявл-й, лечения и проф-ки + првед-е экспертиз...
Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon 1 Память в системе познавательной деятельности 6

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Задачи логопедических пунктов основными задачами деятельности учителей-логопедов логопедических пунктов

Задачи: выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными собственное развитие познавательной деятельности icon Мышление сфера псих деятельности, которая занимается опосредованием, обработкой поступающей информации

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина