Скачать 119.42 Kb.
|
Ермакова Елена Сергеевна Специальная психология 15.01.2006. СП - отрась псих науки, кот изучает людей с отклонениями от нормального психического и физического развития, обусловл. врожденными / приобретенными нарушениями в формировании НСистемы или других органов. Цель СП - выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом развития и обучения лиц с отклонениями и их возможностями. Задачи: - выявление общих и специфических закономерностей и псих развития в сравнении с нормальными - собственное развитие познавательной деятельности - закономерностей различия личности - разработка диагностических методик и способов диагностики - интеграция и интегрированное обучение - обоснование методов воздействия на психическое развитие детей Принципы СП 1. пр. СИСТЕМНОСТИ корр профилакт и развивающ задач - уровень благополучия - уровень риска - уровень актуальных трудностей развития 2. пр. ЕДИНСТВА диагностики и коррекции 3. пр. НОРМАТИВНОСТИ развития Характеристики возр. нормы: - особенность соц ситуации развития - соответствие норме - Ур. сформированности псих новообразований данного возр этапа - Ур. развития ведущей деятельности: общение матери --- предметная память --- ролевая игра --- общение со сверстниками --- учебно-професс --- трудовая 4. пр. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ - стратегия проведения координационной работы пути и способы ее реализации 5. пр. ИНТЕГРАЦИИ усилий соц. окружения 6. пр. Комплексного исп методов, приемов корр развития деятельности. Понятие СП Возрастная норма развития - средний показатель развития большой группы псих и физ здоровых детей, случайно отобранных, соотв статистической норме. ^ - расхождение с нормой в поведении и несоотв уровня развития ребенка в системе предъявл ему соц требования. Дисгармония развития - несбалансированность псих процессов, свойств и качеств, обуслов неустойчивостью и противоречивостью личности и нарушающее социализацию и индивидуализацию. Коррекция развития - система психич и физ мер напр на развитие ребенка в нормальное русло ^ 1… Выготский - Об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями - теория психич развития аномального детства. Идея - специальное воспитание подчинено социальному. 2… СП в работах отечественных дефектологов 3… Н. Найри - теория нормализации - люди с особыми потребностями Не приспособление к соц условиям а на своих условиях кот общество принимает и учитывает. ^ Дефект и его виды Д - недостаток, нарушение, повреждение, потеря или отсутствие какого-либо органа/ф-ии. По происхождению Органические Д - нарушение , отсуствтие, недостаток какого либо органа или его части. - генерализированные д - отсутствует весь орган - изолированные д - слепота, глухота… Причины: - наслесдственность - болезни, травмы плода - травмы ребенка Функциональные д - нарушение ф-ии органа/организма без нарушения ткани органа. Причина - социализация. Темповые д - особый вид, проявл. в нарушении ТЕМПА. Возникает явление АСИНХРОНИЗАЦИИ развития - дисгармоничное развитие проявляется в 3-х видах: - РЕТАРДАЦИЯ - замедление развития (ЗПР, олигофрения) или отдельных ф-ий - патологическая АКСЕЛЕРАЦИЯ - ускорение отдельных ф-ий - сочетание ретардации и акселерации ^ 3 аспекта определения: - статистическая норма - ф-ая норма - зона ближайшего развития - идеальная норма - образец НР - оптимальный с т.з. общего Ур развития соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка. Отклонение О - обозначение расхождения с нормой развития ^ - несоответствие Ур развития и поведения ребенка системе предъ ему соц требований и ожиданий не выходящие за пределы низкой статистической нормы и НЕобусловлен дефектом. Виды О в Норме: - ЗАПАЗДЫВАНИЕ - снижение темпа развития: - тотальный - порциональный - НАРУШЕНИЕ - формирование негативных личностных комплексов несовместимых с соц нормами ^ - несоответствия уровня развтия и поведениЯ ребенка в сист предъ требований и ожиданий, выход за пределы низкой статистической нормы и обуславл дефектом (или их сочетанием). ЛЕБЕДИНСКИЙ - систематизировал на основе главных качеств нарушения:
Структура дефекта Выготский - Первичный дефект может быть дефектом ОРГАНИЧЕСКИМ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и/или ТЕМПОВЫМ. Вторичный д - последствие первичного, влекущего изменение с психике, возникает в ходе развития ребенка с первичным Д, если соц окружение не КОМПЕНСИРУЕТ первичный. Механизм формирования вторичных дефектов 1. правоцируют ф-ии непосредственно связанные с поврежденной первичным д 2. характерен для ф-ий кот во время поведения находились в СЕНСИТИВНОМ периоде 3. Соц. депривация - затрудняет психическое развитие 4. личностные реакции на первичный дефект - игнорирование - вытеснение - компенсация - сверхомпенсация Сложный Д - комбинированный Д первого порядка. 16.01.2006. Причины откланения в развитии (ОВР) - воздействие на организм внешнего/внутреннего неблагоприятного фактора, кот определяет специфику поражения. Отклонения: врожденные и приобретенные. Врожденные имеют 2 причины: - наследственные генетические поражения - факторы, кот воздействуют на ребенка в перинатальном периоде - факторы, вызывающ заболевание матери в период беременности - окушерская патология - влияние химических веществ и различных видов излучения. Приобретенные: Родовые - вызв развитием и послеродовыми травмами ребенка - ЧМозговая травма, асфиксия. Послеродовые: - заболевания перенесенные до 2-3 лет - ЧМозговые травмы - депривация: - интеллектуальная - социальная - сенсорная ^ - развитие нарушенное дефектом Своеобразие дисонтогенеза зависит от времени воздействия первичного дефекта и его степенью компенсацией и особенностями ребенка. ^ с особыми нарушениями Специальное и интегрированное обучение Специальное/ коррекционное образование в РФ представлено 8-ю типами школ и 15 типами спец обучения. 1. для глухих детей 2. для слабослышащих и поздно оглохших: 2.1. с легким недоразвитием речи 2.2. с глубоким недоразвитием речи 3. для детей с нарушением зрения 0,04-0,08 до 4. для слабовидящих детей и детей с косоглазием 0,5-0,04 до 5. логопедические школы для детей с речевой патологией 5.1. с общим недоразвитием речи - ОНР 5.2. с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи 6. с нарушением ОДА 7. с задержанным развитием 8. с умственной отсталостью Реабилитация - компенсация абилитация - полноценное развитие 2 формы совместного обучения: 1. интернальная - с различными откланениями 2. экстернальная - совместно со здоровыми детьми, 3 модели: 2.1. комбинированная интеграция 1/3 детей 2.2. частичная интергация - на часть дня 2.3. временная интеграция - отдельные мероприятия ******************************************************************** психологическая характеристика людей с ТОТАЛЬНЫМ недоразвитием олигофрения - УМ отсталость.-- в результате наследственных факторов или раннего поражения мозга. Особенности: * затрагивает все псих ф-ии: - память нарушена специфически - механическое запоминание лучше смыслового - мышление нарушено тотально и равномерно - отсутствие волевых усилий, импульсивность - внушаемость, несамостоятельность * иерархия недоразвития - более поздние ВПФ страдают сильнее * характерны пороки развития: - органы перцепции, губы, десна, глаза. Причины: - врожденные - 25% - забол беременной - лекарства - наркотики - несовпадение резус факторов крови - сифилис Степени олигофрении: - IQ - 71 и выше - норма - 50-70 - незначительная умственная отсталость, затруднение в обучении - дебильность - 35-49 - умеренная УО, трудности в обучении - имбицил - 25-34 - тяжелая УО, значит трудности в обучении - идиотия - 20 и ниже - глубокая УО - глубокая идиотия. --------------------------------- ^ нет реакции на окружение, не умеет сидеть/ходить/стоять. речь отсутствует, не реагирует, реагирует на интонацию. Познават деят отсутств. Легко возникает злоба, снижена болевая чувствительность, нет навыков самообслуживания. --------------------------------- ИДИОТИЯ передвигаются, могут усвоить навыки самообслуживания, речь - несколько слов. --------------------------------- ИМБИЦИЛЬНОСТЬ замедление темпа развития с младенчества. Сенсомоторика с большой задержкой. Речь простая, до 300 сов. Память - хорошая механическая. Логическая отсутствует, Мышление слабое. Обобщение и абстракция - недоступны. Внушаемы, слепо подражают окр. >>>>>>> Обучение в шк 8 типа. --------------------------------- ДЕБИЛЬНОСТЬ отставание в младенчестве, моторика на 0,5 года, Ярко проявл при решении ЛОГИЧЕСКИХ задач, Механическая память - хорошая. Недостат произвол поведения. Внушаемы, некритичны к своим способностям, НЕ МОГУТ ПЕРЕНЕСТИ приобретенный опыт в НОВЫЕ УСЛОВИЯ. ТРУДНООБУЧАЕМЫ, овладевают профф, необходимо псих сопровождение. >>>>>>>> сперва в обыч д/с а потом в ШК 8 типа. ******************************************************************** психологическая характеристика людей с ^ - замедление темпа псих развития, в виде недост общего запаса знаний, навыков, мышления. //// - большая зона ближайшего развития - сохранена ОБУЧАЕМОСТЬ //// - возможен перенос усвоенного опыта ///////////// Типы ЗПР: --------------------------------- ^ ЗПР конституционального происхождения - встреч у других членов семьи, Задержка и в физическом плане - отстает и в росте и в весе. Круг интересов - ИГРА. Мотивация из прошлого периода детства. Слабо дифференцирована САМООЦЕНКА. Сохр познавательная сфера. >>>>>>>>>> Первые классы в ШК 7 типа, восстановить ЭМ ВОЛ сферу и в СОШ. --------------------------------- ^ затрагивает ЭМ вол сферу, черты ОРГАНИЧЕСКОГО поражения НСистемы. Инертность псих процессов, неловкость в моторике, ЭМ незрелость, низкая произвольность, неспособность к волевому усилию, не могут орг свою деятельность. ОБУЧАЕМ. >>>>>>>>>> в Шк 7, корр тревожности, орг. своей деятельности. возм в СОШ. --------------------------------- ^ задержка ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ сферы. В анамнезе отмечают патологические факторы - внутриутроб/после утроб развития. Внимание - надостаточно, снижено распределение и переключение. Замедление темпа моторики, координации, задержка речевого развития, дефф произношения. ОНР - общее недоразвитие речи. ОСМЫСЛЕННАЯ память лучше механической. ОБРАЗНЫЙ интеллект выше логического. ОБУЧАЕМ. импульсивны, расторможены, НЕ СФОРМИРОВАНА САМООЦЕНКА, Критика затруднена. к 10-12 годам - ОЛИГОФРЕНОПОДОБНЫЙ синдром. С минимально-мозговой дисфункцией. >>>>>>>>>>> В шк 7 типа а не в класс ЗПР, в СОШ при раннем лечении. --------------------------------- ^ Здоров ЦНС. частые соматические заболевания - истощение НС, эм лабильность, плаксивость, САМООЦЕНКА ЗАНИЖЕНА, страхи, ритуалы. Память и интеллект в границах возрастной нормы. >>>>>>>>>>> Обуч в СОШ санаторного типа. --------------------------------- ^ Здоров ЦНС. но воспитан в неблагоприятных условиях. возникает соц незрелость, наруш системы интересов, не хватает умений/навыков, но в хозяйстве - ОК. работоспособные. Память, внимание и интеллект в норме. ОБУЧАЕМЫ, страдает ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ. >>>>>>>>>> в класс ЗПР , далее в СОШ. ******************************************************************** психологическая характеристика людей с ^ - возникает при патологическом воздействии на мозг ПОСЛЕ 2-3 лет. когда ведущие ф-ии сформировались. При ее запуска развивается ДЕМЕНЦИЯ в 3-х видах: - органическая деменция - ГМ, болезнь, травма - шизофреническая деменция - эпилептическая деменция ОБЪЕМ повреждения: --------------------------------- ^ после повреждения мозаичность познавательной деятельности: - ЭМ дичносное развитие до грубых личностных изменений - специф орп поражением и компенсацией >>>>>>>>>> познавательное развитие, если нет, то переход в ДИФФУЗНОЕ --------------------------------- ^ - наруш регул поведения, контроля, темпа, - снижение критичности, адекватности - неуст ЭМ сферы, аффекты - сохр пространственные ф-ии, наруш ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ деятельности - распад ВПФ и деменция. >>>>>>>>> система реабилит мер мед, пед, псих. Обучение в ШК санаторного типа или домашнее. ******************************************************************** психологическая характеристика людей с ^ - асинхронизация развтия отдельных ф-ых систем. 3 ТИПА: --------------------------------- Ранний детский аутизм синдром Каннера - неравномерное развитие психики с нарушеием межличностного восприятия и общения. РДА набл до 1-го года. Не возникает КОМПЛЕКС оживления, не ФИКСИР ВЗГЛЯД на лице. фиксир на предметах. Своеобразное развитие момторики. На руках ВЯЛЫЙ/НАПРЯЖЕННЫЙ. Хотьба запаздывает, своеобразная - подпрыгивающая, на носочках. 1 гр. - тяжелая - полевое поведение, лицо - глубокий покой, страх - в позе эмбриона в угол. 2 гр. сохранение ПОСТОЯНСТВА, отказ от пищи. стереотипные движения на стимуляцию органов чувств. 3 гр. имеется речь с агроматизмами.нарушение местоимений, пугливость. агрессия без мотивации. 4 гр. способ к ОБЩЕНИЮ, речь с агроматизмами, чрезмерная потребность в защите. Тревожны, брезгливые. >>>>>>>>>> нежелателен разрыв с МАТЕРЬЮ, мать и лечит. холдинг-терапия, дельфино-терапия. --------------------------------- ИР КОГНИТИВНОГО типа искажение интеллектуального и моторного развития. вычурность движений, застывание, «ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ», сверх ценные интересы не по взрасту. рисование схем, Интеллект можт быть высоко развит. ЭМ ХОЛОДНОСТЬ, избегают прикосновений, высокие ВПФ и ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ. >>>>>>>> домашнее обучение с элементами интеграции в среду сверстников. --------------------------------- Мозаичный вариант - сочетание ЭМ и когнитивного типов, сезонного характера, лечение и коррекция соотв ЭМОЦ, типу. |