|
Скачать 154 Kb.
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Ведёт ЛОБАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА) Патологическая психология (отклонения, нарушения) Клиническая психология Патопсихология Дефектология Специальная психология (переименовали в более не уничижающий) Специальная психология – это область психологической науки, которая изучает людей с отклонениями в физиологическом или психическом развитии, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы. Объект – люди, с ограниченными возможностями здоровья. Задачи Специальной психологии
Проблемы развития аномалий
3. Предупредить заболевания (патологии): Пренатальный период: УЗИ, тройной анализ крови (гормональный фон), пункция околоплодных вод (рассматривают).
Натальный период:
Постнатальный период (до 1 года):
ЮНЕСКО И ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) ведут статистику умственно отсталых.
Категории людей с нарушенным развитием
Специальная психология выделяет отрасли:
Теоретическая база Специальной психологии Л.С. Выгодский: Положения:
1). ^ (первичный) – на его базе формируются 2). Вторичные дефекты – (социально обусловленные) обязательно останутся сохранные функции. 3. Положение о зоне актуального (знания, умения, навыки) и ближайшего (зона освоения в ближайшем будущем) развития. Чем выраженней нарушения, тем уже зона ближайшего развития. Лубовский В.И.
Лебединский В.В. Обобщил все положения, учения и создал «Учение о дизонтогенезе» (нарушение индивидуального развития врожденный или приобретенный). 4 фактора влияющих на нарушения:
Олигофрения – малоумие. Деменция - отставание умственного развития. Важно учитывать те или иные сензитивные периоды (Никогда не восстанавливаются). Длительность цикла формирования той или иной функции. Чем короче цикл формирования, тем меньше вероятность, что функция пострадает.
6 вариантов нарушенного развития:
22.04. Правила, методы и принципы обследования 4 принципа обследования: 1. Принцип комплексности – характеристики, жалобы (почему он пришел на обследование):
Справочник: «Регистр лекарственных средств» Видаль. Для того, чтобы:
2. Надо смотреть аномалии в динамике 3 тенденции динамики:
3. Принцип системного анализа нарушений (см. «Структуру дефекта» выше). 4. Правило количественно-качественного анализа (выше).
Практика и технология проведения исследования
В присутствии «взрослого» нужно ограничивать их оценочную деятельность и у ребенка предотвращать попытку получить помощь «взрослого». ^ - 10 минут на «выброс» энергии перед занятием, а «взрослого» повыспрашивать пока что. Обследование: 1. Этап: Нейтральная беседа (5-10 мин.)
2. Рисунок (недолго) – чтобы расслабить пациента: различные методики
Спрашивать в процессе что, как, для чего? он рисует - для сокращения времени. 3. Исследование объема и темпа слухоречевого запоминания – насколько он запомнит наши дальнейшие инструкции: Методики: Запоминание двух групп слов (Семаго). 4. Исследование понятийного развития: Методики: Классификация предметов:
5. (Расслабляющий) Исследование пространственного анализа и синтеза:
6. Исследование пространственных и временных представлений: по часам без циферблата
Корректурные пробы:
8. Исследование эмоциональной сферы личности человека:
9. Исследование моторики общей и мелкой:
Мелкая моторика: У взрослых:
У детей:
10. Исследование мнестической деятельности (памяти): а также интеллекта, мышления:
Посмотреть ассоциативные связи и их адекватность. 11. Методика опосредованного запоминания Леонтьева: Набор карточек; слово; выбрать из карточек ту картинку, которая потом поможет вспомнить слово. Если были затруднения в узнавании, в определении у испытуемого - имеет смысл проводить исследования гностических функций. Методики: нейропсихологические исследования. 12. Исследования всех форм мышления:
Методики:
«Дефектология» «Олигофренопедагогика»
Финал: дать оценку работе. Сутеев «Детские картинки» (для детей). НАРУШЕНИЯ I. Опорно-двигательного аппарата: - это 5-7 % населения К ним относят заболевания ЦНС:
90% ДЦБ - нарушение ОДА 6 новорожденных на 1000 больны ДЦП Триада расстройств:
ДЦП – приобретенное нарушение (не наследственное). 60% - патологии при родах
30% - заболевания пренатального периода:
В пренатальный период более 400 факторов может привести к ДЦП. 10 случаев из 100 на остальные болезни. Структура двигательного дефекта при ДЦП:
Взаимосвязи психических и двигательных нарушений не наблюдается. Характеристика нарушений при ДЦП: 1. Нарушения мышечного тонуса
2. Ограничение или невозможность произвольных движений – парез (парэз) – паралич. 3. Наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений
или тремор.
Норма: у младенцев: сжатые кулачки, ножки прижаты, голова лежит (не поднимает) – у больных гипертонус. 5 форм ДЦП: 1. 60% - спстическая диплегия – болезнь Литля. - повреждение рук и ног (конечностей). Спастика в локтевых и коленных суставах => срощение (контрактура).
2. Двойная гемиплегия – выраженный, тяжелый.
3. Гиперкенетическая форма - наличие насильственных непроизвольных движений. Как правило:
4. Гемипаретическая форма – поражение мозга (нарушено либо правое, либо левое полушарие).
5. Атонически – астоическая форма – поражение мозжечка (координация, равновесие).
Общие психологические особенности у больных с нарушением ОДА:
^ В 1977 году в НИИ дефектологии начали заниматься изучением аутизма, ранее это заболевание рассматривалось как шизофрения. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ – мутация генов, хромосом; теорий много, но единственно верной нет. Мальчиков примерно в 4-5 раз больше чем девочек/от 4х до 16ти человек на 10000 населения/. ^ –возникает с рождения –особенности зрительных контактов/взгляд мимо, сквозь, избегают «глаза в глаза»/ -специфический комплекс оживления/на любой предмет, но не на близкого/, слабая реакция на свет, звук, погремушку. Редко улыбается –изменённое отношение к близким/малая потребность в общении/, отсутствие позы готовности, неприятие, когда его берут на руки –непереносимость ухода матери/неприятие/ -любовь к стереотипным движениям, сосание пальца –раннее развитие речи, но дети не коммуникативные –эхололия/непривязанность речи/ -развитие чтения/схематичность, энциклопедии/ -наличие страхов/80% аутистов/, но они неадекватны, парадоксальны; звуковые страхи –отсутствие чувства самосохранения, не формируется негативный опыт –характерен феномен тождества/привязанность к правилам, режиму/ -снижение витальных/жизненных/ потребностей с младенчества, безразличие к себе –своеобразие общей моторики/шарканье, опущенная голова, вычурные позы и движения, заламывание рук, закидывание головы, имитация двигательных расстройств; может быть реакцией на окружение/ -игра не формируется, чаще стереотипные игры, действие ради действия, а не игры –интеллект не находит отражение в жизни, в практике. Таких детей нельзя полностью вылечить, можно только социализировать и научить жить в обществе, но любая непредвиденная ситуация может привести к регрессу, всё, чему научили исчезнет. ^ Тотальное и необратимое нарушение познавательной активности вследствие нарушения, поражения ЦНС/олигофрения, деменция/. ОЛИГОФРЕНИЯ Олигофрения – состояние, возникающее до 2х лет, не является диагнозом, это состояние, причины которого разные. Характеризуется признаками: а/дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях б/затруднённая восприимчивость к новому, плохая обучаемость. ^ 1.Лёгкая – ДЕБИЛЬНОСТЬ – недоразвитие высших форм психических процессов. Обучаемы, социально адаптируемы, профессионально ориентируемы. 2.Средняя – ИМБИЦИЛЬНОСТЬ – таких детей пытаются учить, элементы грамоты, счёта. 3.Тяжелая – ИДИОТИЯ – мышление не сформировано, эту категорию учить невозможно. ^ 1.Неосложнённая олигофрения. Недоразвитие мышления, речи 2.Олигофрения, осложненная нейродинамическими нарушениями. Преобладание возбуждения или торможения. 3.Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением. Неадекватные эмоциональные реакции, потеря контроля со стороны мышления, агрессия, непредсказуемость. Противопоказание для приёма в любое учреждение. 4.Олигофрения, осложненная дефектами анализаторов. Нарушение зрения, слуха, движения. 5.Олигофрения, с выраженным лобным недоразвитием/имбицилы, идиоты/. ^ –нарушение восприятия/замедленность, суженность объема восприятия, затруднённое восприятие схожих предметов, непонимание света-тени, оттенков, цветов, воспринимают род, а не вид/, инактивность восприятия/общее узнавание/. –недоразвитие мышления, плохая память, конкретность и слабость общения, непоследовательность мышления, слабость регулирующей роли мышления, некритичность. Проявляется с первых месяцев жизни, сначала неврологическим диагнозом, затем спецификой развития в первый год развития: -запаздывание комплекса оживления –слабость эмоциональных реакций –задержка формирования речи –неспособность понимания инструкций/понимание в конкретной бытовой ситуации/ -в игре долгий период манипуляций с предметом/верчение, кручение/, нелепый характер игры, не формируется сюжетно-ролевая игра, только процессуальная. ^ Очень бурное развитие научно-технического прогресса. Изначально не выявлены задержки следовательно трудности в развитии. ЗАДЕРЖКИ – замедленный темп формирования одно, нескольких или всех психических функций. Это может быть компенсировано в результате лечения, учения, обучения. Лечение нужно проводить до 4х лет, точный диагноз ставят в 4-5 лет. Диагноз ЗПР связан с неврологией, лечат именно это в первые годы жизни. КЛАССИФИКАЦИЯ/К.С.ЛЕБЕДИНСКАЯ/ 1.Конституциональная задержка. ЗПР связана с особенностями наследственного формирования высших психических функций. Инфантилизм /психический, психофизический: физическое и психическое состояние/. Комплекс оживления вовремя. 2.Соматогенная задержка/сомато-тело, генная-происхождение/. Задержка, которая вызвана тяжелыми или соматическими заболеваниями/почки, астма, диабет, щитовидная железа/,нахождение в больнице, ограничение жизнедеятельности, из-за здоровья, а не из-за интеллекта снижены представления об окружающем мире. Необходимо создать адекватные условия обучения. Дети стеничные, истощаемые, выраженные задержки отражаются на состоянии памяти/защитный механизм памяти – всё забывают/. 3.Психогенная задержка. Задержка в развитии вызвана психотравмирующими факторами/свадьба, развод, скандалы/. Воздействие психотравмирующего фактора после 7ми лет тяжело преодолевается, устраняется. 4.Органические задержки психического развития. Связаны с поражением ЦНС, поражения выплёскиваются на ранних стадиях развития. Варианты тяжести – от лёгких до тяжелых. Задержка комплекса оживления, похожий на умственную отсталость. ^ Формируется с опозданием, примерно к 8ми годам. Органические задержки преодолимы, но интеллект будет невысоким. Учёба – нарушения но типу восприятия, плохо дифференцирует объекты, тяжело даётся пространственно-временная ориентация. Чем-то похожи на олигофренов, но это преодолимо. Речь – важна смысловая сторона, фонетика, грамматика /только дифференцировка звука/, падежи, окончания, склонения – то, что сложно усвоить. Нарушения слуха, зрения. Нарушения речи/ клиническая и психологическая классификация/. Ронолалия – волчья пасть или заячья губа. ЦНС в этом случае в порядке; передаётся по наследству через поколение. 75% глухоты – приобретённая форма. Прививки от кори, паротита могут вызвать глухоту. |