|
Скачать 0.58 Mb.
|
![]() Авторы: заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В.А. Басинский; доцент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Н.И. Прокопчик Рецензенты: заведующая кафедрой патологической анатомии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Л.В. Мартемьянова; начальник учреждения здравоохранения «Гродненское областное патологоанатомическое бюро», кандидат медицинских наук М.Г.Зубрицкий Рекомендована к утверждению: Методической комиссией лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 2 июня 2009 г.) Методической комиссией педиатрического факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 26 мая 2009 г.) Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 22 июня 2009 г.) ![]() ОГЛАВЛЕНИЕ
^ Программа интернатуры по патологической анатомии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.01.2009 г. № 1 «Об установлении сроков прохождения интернатуры и утверждении Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры» и планом прохождения интернатуры по специальности «Патологическая анатомия», утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь 14 мая 2009 г. Интернатура осуществляется в организациях здравоохранения Республики Беларусь, определенных приказом Министерства здравоохранения в качестве баз интернатуры. Прохождение интернатуры, как правило, осуществляется с 1 августа текущего года до 30 июня следующего года. Интернатура по патологической анатомии утверждена Министром здравоохранения Республики Беларусь для выпускников лечебного и педиатрического факультетов медицинских университетов. Цель интернатуры, как начального элемента в процессе подготовки врача-патологоанатома, состоит в совершенствовании практической подготовки выпускников медицинских университетов, повышении их профессионального уровня и приобретение умений самостоятельной деятельности в качестве врача-патологоанатома. Задачи интернатуры: - овладение техникой проведения аутопсий с оформлением документации (протокола вскрытия, патологоанатомического диагноза, клинико-анатомического эпикриза, врачебного свидетельства о смерти, экстренных извещений о впервые выявленном инфекционном или онкологическом заболевании); - овладение основами исследования и микроскопической диагностики биопсийного и операционного материала; - приобретение навыков клинико-анатомического анализа, участия в работе клинико-анатомических конференций и лечебно-контрольных комиссий; - ознакомление с основами гистохимического и иммуногистохимического методов исследования материала; - овладение знанием правовой базы профессии врача-патологоанатома и норм медицинской этики. ^ обеспечивает в пределах своей компетенции: - организацию проведения интернатуры; - выполнение программы интернатуры в полном объеме; - издание приказа о зачислении выпускников высших медицинских учебных заведений на должность врача-интерна с указанием срока прохождения интернатуры и о назначении руководителей врача-интерна; - предоставление врачу-интерну жилья на период прохождения интернатуры; - утверждение индивидуальных планов интернатуры, контроль их выполнения; - условия, необходимые для выполнения индивидуального плана интернатуры; - направление врача-интерна в иные организации здравоохранения и учреждения образования в соответствии с индивидуальными планами интернатуры; - контроль соблюдения врачами-интернами правил внутреннего распорядка, установленных в организациях здравоохранения; - выдачу врачу-интерну на период прохождения интернатуры спецодежды и средств индивидуальной защиты; - условия для получения необходимых данных для подготовки отчета об интернатуре; - предоставление врачу-интерну возможности пользоваться нормативными правовыми и иными актами Республики Беларусь, имеющимися в организации здравоохранения; - ежегодное подведение итогов интернатуры и внесение предложений в высшие медицинские учебные заведения по дальнейшему совершенствованию организации интернатуры. ^ - отвечает за профессиональную подготовку врача-интерна; - совместно с врачом-интерном разрабатывает индивидуальный план подготовки и представляет его на утверждение руководителю базы интернатуры; - оказывает врачу-интерну повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний и навыков; - организует и контролирует работу врача-интерна в соответствии с индивидуальным планом подготовки; - обучает врача-интерна безопасным методам и приемам работы, проводит с ним инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда; - составляет характеристику врача-интерна (характеристика должна отражать степень готовности врача-интерна, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, активность в выполнении заданий, деловых и коммуникативных качеств). ^ - контролировать проведение интернатуры; - оказывать методическую и консультативную помощь врачам-интернам, руководителям баз интернатуры и руководителям врачей-интернов; - проводить текущую аттестацию врачей-интернов (с выездом на базы интернатуры) не менее двух раз в год в сроки, устанавливаемые высшим медицинским учебным заведением; - представлять отчет об итогах интернатуры на заседании кафедры (совета факультета). ^ - врач-интерн несёт ответственность за результаты выполненной работы в соответствии с действующим законодательством; - врач-интерн допускается к медицинской деятельности под контролем руководителя, отвечающего за его профессиональную подготовку; - практическая деятельность врача-интерна во время прохождения интернатуры устанавливается в пределах 50% от нормы, определённой для врачей-патологоанатомов, работающих в организациях здравоохранения Республики Беларусь. Увеличение практической нагрузки врачу-интерну свыше норм, установленных планом, не допускается; - врачам-интернам запрещается работа на врачебных должностях на условиях совместительства и сверх установленной продолжительности рабочего времени; - врач-интерн пользуется всеми правами и льготами, установленными для работающих в организациях здравоохранения, являющихся базой интернатуры; - врач-интерн может быть направлен руководителем базы интернатуры в другие организации здравоохранения и медицинские учреждения образования с целью выполнения в полном объёме индивидуального плана интернатуры; - при наличии обоснованных уважительных причин врач-интерн вправе обратиться для изменения базы интернатуры в высшее медицинское учебное заведение. Врач-интерн обязан: - прибыть на базу интернатуры в срок, не позднее указанной в направлении в интернатуру даты; - предоставить в кадровую службу базы интернатуры следующие документы: направление в интернатуру, диплом об образовании с приложением к нему, паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность, 2 фотографии 3x4 см, военный билет (при его наличии), трудовая книжка (при ее наличии); - в полном объеме выполнять задания, предусмотренные планом, программой интернатуры и индивидуальным планом врача-интерна, а также обязанности, определенные должностной инструкцией; - работать над повышением своего профессионального уровня; - выполнять требования правил внутреннего распорядка, установленных в организации здравоохранения; - изучать и строго соблюдать инструкции по вопросам охраны труда и производственной санитарии; - вести дневник врача-интерна; - составить отчет по установленной форме; - соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии. В обязанности врача-интерна входит самостоятельное проведение вскрытий с оформлением необходимой документации, участие в работе клинико-анатомических конференций, работа в гистологической и иммуногистохимической лаборатории, микроскопическая диагностика по биопсийному и операционному материалу. Врачи-интерны знакомятся с вопросами организации патологоанатомической службы, привлекаются к составлению годовых отчетов отделений, учатся правильному оформлению медицинской документации по специальности (свидетельства о смерти, протоколы вскрытия, экстренные извещения). Освоение вопросов общей и частной патологической анатомии является обязательным и проводится в специализированных отделениях или отделах бюро (отдел онкоморфологии, отдел детской патологии, инфекционной и т.д.), кафедрах патологической анатомии. Обучение осуществляется строго в соответствии с планом и программой подготовки в интернатуре. При подготовке врачей-интернов для специализированных подразделений в их план могут быть внесены разделы специальной подготовки. ^
^ 1.Общие разделы по специальности 1.1. Организация патологоанатомической службы в Республике Беларусь Организация патологоанатомической службы в Республике Беларусь. Основы законодательства республики Беларусь о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, директивные, нормативные, методические документы по специальности, правовые вопросы деятельности врача-патологоанатома. Организация работы врача-патологоанатома. Этика и деонтология в патологической анатомии. Юридическое значение и правила ведения медицинской документации. Изучение инструкций, приказов и методических писем, издаваемых органами здравоохранения по патологоанатомической службе и морфологической диагностике. Знакомство с международной классификацией болезней. Оформление и хранение документации по секционному и биопсийному разделам работы, по организационным и хозяйственно-материальным вопросам. Организация архива биопсийного и секционного материала. Правила заполнения экстренного извещения о впервые выявленном инфекционном заболевании, а также – онкологическом заболевании. Современные информационные технологии в системе здравоохранения и в патологоанатомической службе. Медицинские технологии. Контроль уровня качества технологий, примененных при оказании медицинской помощи. Модели конечных результатов. Регистры, их использование в медицине и здравоохранении. Онкорегистр, регистр лиц, пострадавших при аварии ЧАЭС. Техника безопасности в работе патологоанатомического отделения. 1.2. Практические приемы работы врача-интерна по вскрытиям, с биопсийным и операционным материалом Организация и проведение патологоанатомических вскрытий. Оценка клинической информации об исследуемых объектах, осмотр и вскрытие трупа. Порядок вскрытия и общие технические приемы вскрытия по Абрикосову, Шору и другие методы вскрытия. Особенности вскрытия трупов при различных заболеваниях терапевтического и хирургического профиля, от карантинных и особо опасных инфекций. Особенности вскрытия новорожденных и мертворожденных плодов. Правила забора секционного материала для бактериологического, вирусологического, биохимического и других исследований. Специальные методы диагностики у секционного стола: проба на воздушную эмболии, проба на наличие воздуха в плевральных полостях, вскрытие при подозрении на тромбоэмболию легочной артерии, раздельное взвешивание сердца (определение желудочного индекса) и др. Оформление протокола вскрытий, карты вскрытия. Макроскопическое и микроскопическое описание органов и тканей. Правила оформления врачебного свидетельства о смерти, патологоанатомического диагноза и клинико-анатомического эпикриза. Основное заболевание; комбинированное основное заболевание. Смертельные осложнения. Фоновые и сопутствующие заболевания. Сличение клинического и патологоанатомического диагнозов с выявлением причин диагностических ошибок. Категории расхождения диагнозов. Порядок выдачи умерших без вскрытия. Организация работы клинико-анатомических конференций и лечебно-контрольных комиссий. Техника приготовления музейных макропрепаратов. Организация исследования биопсийного и операционного материала. Правила направления и приема материала на патогистологическое исследование. Срочные патогистологические исследования. Макроскопическое описание и вырезка биопсийного и операционного материала. Порядок микроскопического описания биоптата и формулировки патогистологического диагноза. Фиксация и проводка материала; заливка в парафин, целлоидин; метод декальцинации; особенности работы на микротомах. Приготовление основных реактивов и красителей, применяемых в работе патогистологической лаборатории. Основные гистологические и гистохимические окраски: гематоксилином-эозином, пикрофуксином по ван Гизону, на жир, эластику, железо, ШИК-реакция и др. Ознакомление с современными методами морфологического исследования: гистохимия, иммуногистохимия, электронная и люминесцентная микроскопия. 1.3. Патологическая анатомия ^ Общие закономерности и разновидности общепатологических процессов. Сущность, причины, механизмы развития, разновидности дистрофий и некрозов, их исходы. Особенности макро- и микроскопической диагностики различных видов дистрофий и некроза ^ Общие и местные расстройства крово- и лимфообращения, их взаимосвязь и морфологические проявления. Артериальное и венозное полнокровие. Малокровие. Морфология обменных нарушений в тканях при ишемии. Кровотечения, кровоизлияния, геморрагический диатез. Тромбоз, эмболия, инфаркт. Причины, патогенез. Тромбоэмболический синдром; тромбоэмболия легочной артерии. Коагулопатии. Диссеминированное внутрисосудистое свертывание. Патологическая анатомия шока. 1.3.3. Воспаление Причины, виды, основные морфологические признаки, классификация воспаления и его исходы. Макро- и микроскопическая диагностика различных видов банального экссудативного и продуктивного воспаления. Классификация гранулематозного воспаления. Макро- и микроскопическая диагностика туберкулеза, сифилиса, проказы, склеромы, сапа. ^ Иммуноморфология и иммунопатология, их содержание. Морфологическая характеристика основных иммунопатологических процессов. Методы иммуноморфологического исследования. Реакция гиперчувствительности немедленного и замедленного типа; их морфология. Аутоиммунные болезни: этиология, механизмы развития, классификация, морфологическая характеристика. Первичные (врожденные) и вторичные иммунодефицитные состояния. СПИД, этиология, патогенез, морфология. ^ Морфологические проявления компенсаторных и приспособительных реакций; стадии развития; роль в патогенезе болезней. Компенсация и декомпенсация, макро- и микроскопическая диагностика. Регенерация: физиологическая, репаративная, патологическая; частные формы регенерации. Гипертрофия, гиперплазия, атрофия, организация, заживление ран: этиология, морфологическая характеристика, исходы. 1.3.6.Опухоли Этиология, патогенез, классификация, морфологическая характеристика доброкачественных и злокачественных новообразований различного гистогенеза. Гистологическая номенклатура опухолей. Дифференцировка опухолей. Иммуногистохимическое исследования в диагностике опухолей. Особенности патогистологического исследования биопсийного и операционного материала при новообразованиях. ^ |
![]() |
Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования «Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий |
![]() |
Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка |
![]() |
Пояснительная записка урок №27 6 класс |