Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения





Скачать 168.79 Kb.
Название Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения
Михаил Басков
Дата 11.03.2013
Размер 168.79 Kb.
Тип Документы
«Остров насекомых»


Цель: углубить представления учащихся о взаимосвязях в живой природе.

Задачи:

– обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза;

– способствовать развитию воображения;

– воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап: Объявление названия и цели мероприятия. Если более 6 учащихся, то разбивка на команды, выбор капитана и названия команды, если 6 и менее, то индивидуально (каждый играет сам за себя).

1. Придумайте, нарисуйте и дайте названия насекомым, живущим на острове, где кроме них нет никаких других живых существ. Должны обязательно быть все компоненты биоценоза.

^ 2. Каждая команда рассказывает о своем острове и показывает рисунок.

Подведение итогов.
Лучшая команда та, которая смогла наиболее полно представить компоненты биоценоза и экологические связи в нем.


«Старая сказка на новый лад»

Прослушайте сказку и назовите экологические проблемы.

Колобок. Автор Михаил Басков

Жили – были дед и баба. Не то, чтобы на самом деле дед и баба, однако же, выглядели они в свои двадцать пять на все сто (лет, а не процентов). Говорит как-то дед бабе:

– Испеки-ка ты мне, баба, колобок.

– Да ты что, старый? – Всплеснула баба ластами, - Из чего печь-то? Ты когда последний раз муку видел?

– А ты обои от стен отдери, мы ведь их на мучной клейстер клеили.

Отодрала баба обои от стен, соскребла клейстер, добавила белка соевого, заменитель сахара, и ароматизаторы, идентичные натуральным. Испекла-таки колобок – не низок не высок. С футбольным мячом, пожалуй, не сравнится, но с пинг-понговый шарик – точно будет. А дед и такому рад. Всем хорош оказался колобок, только запах от него шёл отвратительный. Положил дед Колобок на окошко.

– Ты чего, старый задумал? – спросила его баба.

– Да вот – проветриться его выставил. Уж больно дух от него нехорош.

– Совсем сдурел! Он же там дымом пропитается. Закрой окно!

Но было поздно. Колобок соскочил с подоконника, скатился по мусорной куче с четырнадцатого этажа и был таков.

Катится Колобок по дороге, песенку напевает (что-то из репертуара Филиппа Киркорова), а вокруг красота! Банки, бутылки, драные ботинки, осколки, обломки, объедки, опилки и прочие отходы человеческой жизнедеятельности. А уж вода в реке так и переливается всеми цветами нефтяной плёнки!

Откуда ни возьмись – навстречу заяц. Испугался Колобок и закричал:

– Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою. Про Зайку.

– Не нужна мне твоя песенка. – Ответил заяц. – И ты мне не нужен. Я теперь хищник. Заяц – секач!

– Да как же ты до такой жизни докатился?

– Это ты докатился, а я – допрыгался. Мутация, понимаешь ли! Каждый приспосабливается, как может.

– Так ты теперь и волка не боишься? – спросил Колобок.

– Какого волка? Все волки давно вымерли. – Ответил заяц и поскакал дальше – на охоту.

Катится Колобок дальше, а навстречу ему другой, такой же колобок.

– Привет, брат колобок! – воскликнул Колобок.

– Я не колобок. Я ёжик. – Обиделся ёжик.

– Да какой же ты ёжик? Ни головы, ни ножек, одна иголка, да и та фиолетовая!

– Фиолетовая, зато – ядовитая. – Буркнул ёжик. – Поживи с моё в таких условиях – посмотрим, что с тобой будет.

Ёжик пошёл своей дорогой, а Колобок – дальше покатился. Катился – катился и докатился до леса. Лес как лес – одних пеньков три гектара. В лесу жила лиса. Лиса была хитрая. Она вовремя построила себе глубокую, укреплённую бетоном нору, где и пережила последний Катаклизм, практически не изменившись. Колобок не понравился лисе, но другой еды в лесу не было. «Ведь едят же это люди» - подумала лиса, съела Колобка и умерла.

Вот, ведь, до чего мы докатились!


^ Открытый урок на тему «Грибы»

Цель: Сформировать представление о роли грибов в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

1. актуализировать знания и расширить представления о плесневых грибах, съедобных и ядовитых шляпочных грибах.

Развивающие:

1. способствовать развитию устной речи;

Воспитательная:

  1. способствовать формированию мотивации соблюдения гигиены;

  2. воспитывать активную жизненную позицию;

  3. воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и конкретно к грибам.

Коррекционные:

1. способствовать развитию устной речи;

  1. способствовать повышению познавательной активности.

Технологии: проблемного обучения

Формы и методы работы: Беседа, сообщения учащихся. Письменная работа на заранее заготовленных листах. Практическая работа. Рассматривание муляжей грибов, фотографий, рисунков в учебнике. Игра «Сбор грибов».

Демонстрации: 1. Коллекция муляжей съедобных грибов. 2. Фотографии грибов. 2. Натуральные препараты плесневых грибов: Мукор и Пеницилл. 4 Фотографии поражений человека грибковыми заболеваниями. Фото стопы и ногтей.

Ход урока.

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку: на парте должны быть учебник, дневник, тетрадь, очки. Садитесь.

2. ^ Объявление темы. Постановка цели урока. Тема нашего сегодняшнего урока «Грибы». Мы с вами послушаем ваши сообщения о грибах. Обратите внимание на свою речь, постарайтесь отвечать полным ответом.

Главные вопросы, на которые мы должны ответить – «Грибы – друзья или враги человека?» И «Как надо себя вести, чтобы грибы были нашими друзьями?»

Чтобы ответить на эти вопросы, я вам выдам лист, на котором изображен злой и добрый гриб. По ходу урока вы запишите в добрый гриб примеры, положительного значения грибов в жизни человека (гриб-друг), а в злой гриб примеры, отрицательного значения грибов для человека (гриб враг).

3. Беседа. Грибы окружают нас повсюду. А вы сами, где встречали грибы?

В почве, на деревьях, на продуктах, споры грибов рассеяны в воздухе, они живут даже в нас самих. Разнообразие грибов очень велико сегодня мы поговорим только о нескольких группах грибов.

Начнем с плесневых грибов. Об одном из них расскажет … Послушайте сообщение, и решите пеницилл является другом или врагом человека?

4. Сообщение учащегося «Пеницилл»

^ 5. Демонстрация натурального препарата Плесневых грибов Пр.р. Рассмотрите грибы с помощью лупы. А вот как выглядит этот гриб под микроскопом, рисунок на странице учебника 25.

Нобелевская премия по физиологии и медицине 1945 года присуждена Александру Флемингу (Английский ученый) за открытие пенициллина.

В России пенициллин спас многих наших солдат в Великую отечественную войну.

Пеницилл друг или враг человека? Друг. Запись: Изготовление антибиотиков

6. ^ Рассказ учителя с элементами беседы. Плесневые грибы разлагают остатки растений и животных, очищая при этом планету. Оказывается, плесневые грибы могут приносить и вред человеку, повреждая его дома и продукты питания. Чаще всего это происходит во влажных и непроветриваемых помещениях. (запись: повреждение строений, порча продуктов)

– А вы ребята, как поступаете, если на продуктах образовалась плесень? Выкидываете их или съедаете?

– Нельзя хранить и есть продукты с плесенью, надо обязательно переваривать (если варенье).

Споры могут попасть в организм человека, вызывая различные заболеваниямикозы.

Одно из страшных распространенных заболеваний человека, вызванное грибами – микозы кожи ног, рук и ногтей. Постепенно это заболевание может поразить все органы человека. Пятая часть населения Земли страдает им. Вылечить микоз очень трудно. Знаменитый актер Андрей Миронов умер от глубокого микоза.

^ 7. Демонстрация фотографий стоп и ногтей человека.

8. Беседа
Споры и клетки грибов рассеяны повсюду. Особенно часто заражение происходит в общественных местах, где люди ходят босиком: душ, баня. Как ими не заразиться? Давайте вместе сформулируем правила: Ответьте, пожалуйста, на вопросы: (вопросы выдать каждому на парту)

1) Как вы думаете, можно ли носить тесную обувь?

2) Можно ли долго ходить в кроссовках, резиновых сапогах?

3) Сколько раз в неделю следует мыть ноги?

4) Как надо вытирать ноги?

5) Каким полотенцем?

6) Когда необходимо мыть руки?

7) Как часто необходимо менять носки и колготки?

8) Можно ли носить чужую обувь?

  1. не носить долго тесную обувь, кроссовки, резиновые сапоги

  2. мыть ноги каждый день, тщательно вытирая их, ежедневно менять носки. Не допускать потливости стоп (если ноги потеют мыть каждый день холодной водой с мылом).

  3. чаще мыть руки.

  4. не носить чужую обувь и не вытираться чужими полотенцами

Соблюдение этих простых правил гигиены не позволит грибкам поселиться на наших ногах и руках.

Вывод: Плесневые грибы могут стать человеку злейшими врагами и даже привести к его мучительной гибели, но могут и наоборот спасать жизнь (пеницилл, например), то есть они и друзья и враги.

^ 9. Гимнастика для глаз

10. Работа с учебником
. А теперь рассмотрим грибы, с которыми каждый из вас, я уверена, встречался в лесу. Это шляпочные грибы. Откройте учебник на стр.21 учебника рассмотрите рисунок строения шляпочного гриба.

12. Какие же бывают шляпочные грибы? Об этом нам расскажет …..

Сообщение учащегося «Съедобные и ядовитые грибы».

^ 11. Демонстрация муляжей и фотографий съедобных и ядовитых грибов.

12. Беседа начало
. Шляпочные грибы бывают смертельно ядовиты (какие ядовитые грибы вы знаете?). Как же отличить ядовитые грибы от съедобных?

Самые типичные признак ядовитости – белые пластинки, «юбочка» на ножке гриба, чехол в основании ножки, слишком яркая окраска (алый, фиолетовый, черный, серо-белый цвет)

15. Беседа продолжение. Сформулируем вместе основные правила сбора грибов.

- Где можно собирать грибы? 1. вдали от дорог и предприятий

- Какие грибы можно собирать? 2. собирать только знакомые грибы маленькие и крепенькие, если сомневаетесь в грибе лучше не брать

- Как нужно собирать грибы? 3. осторожно срезать ножом или выкручивать, не повреждая почвенную грибницу

- Сколько грибов можно собирать? 4. сколько сможете переработать

- Что делать с ядовитыми грибами? 5. нельзя пинать и топтать грибы, (мухоморы едят лесные животные, например, лоси, можно использовать в народной медицине).

^ 16. Игра «Сбор грибов».

Сейчас мы на время представим себя грибниками и пойдем в лес.

Из предложенных грибов за 2 минуты соберите в корзинку знакомые съедобные.

Проверка, что в корзине (можно попросить одну команду доставать грибы из корзины и называть их, а другую следить, все ли грибы выбраны правильно и дополнить, если чего-то не хватает или взяты лишние или поменяться корзинами и проверить друг друга).

17. Ребята теперь вы можете ответить на вопрос урока? Грибы – друзья или враги человека? …От кого это зависит?

На листе с грибами запись: +изготовление антибиотиков, +разложение остатков растений и животных, +употребление в пищу, использование в народной медицине.

-повреждение строений, - порча продуктов, - заболевания человека, -ядовитые грибы.

Вывод. Жизнь человека очень тесно связана с грибами. Друзья они или враги решать нам самим. Зависит это от нашего поведения.

18. Кто сегодня подготовил самое интересное сообщение?

Кто старался отвечать полным ответом?

Выставление оценок, работа с дневником. Дз. стр 20-22. Вокруг нас очень много грибов и информацию о них можно найти в литературе и в Интернете.


Открытый урок на тему: «Лишайники – симбиотические организмы»

Задачи: образовательные:

  1. раскрыть особенности лишайников как симбиотических организмов;

  2. повторить характеристики царств: Прокариоты, Грибы, Растения (только водоросли);

  3. показать роль лишайников в природе и жизни человека.

воспитательная:

экологическое воспитание (влияние чистоты воздуха на рост лишайников, лишайники в цепях питания);

развивающая:

создать условия для развития речи, внимания и памяти;

коррекционные:

  1. способствовать коррекции формирования представлений о живых объектах;

  2. создать условия для развития тактильной, обонятельной чувствительности, использования остаточного зрения.

^ Тип урока: изучение нового материала.

Технология: личностно-развивающего обучения.

Ход урока:

Орг. момент. Сегодняшний урок мы посвятим изучению организмов, которые не случайно называют изумительной выдумкой природы. О них говорится в легенде, которую я сейчас прочитаю. Подумайте, могло ли быть такое на самом деле. В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок. Утром, когда солнце стало накалять землю, неожиданно поднялся ветер. Люди увидели как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто еще мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Что это была за манна? В конце урока мы ответим на этот вопрос.

Сегодня мы поговорим о лишайниках – особой группе симбиотических организмов. Тема: Лишайники симбиотические организмы. А вы представляете себе лишайники? Какие они? Гуляя по лесу, обращали ли вы на них свое внимание? Цель нашего урока выяснить почему лишайники называют «изумительной выдумкой природы?». На уроке у нас будет три главных героя лишайники, грибы и водоросли.

^ Основная часть:

    1. актуализация знаний

Что растет в лесу кроме растений, и о чем мы говорили с вами на последних уроках? Грибы. Лишайники это родные братья грибов не даром они относятся к одному царству живой природы. Что вы уже знаете о грибах? Послушайте сообщение и подумайте, какими особыми свойствами они обладают?

сообщение «Грибы». Устная оценка ответа.

Грибы состоят из гифов, они гетеротрофны, быстро растут.

На пути нам встречается озеро. Какие растения живут в воде? Водоросли. Давайте послушаем Алену и ответим на вопрос: Чем водоросли отличаются от грибов?

сообщение «Зеленые водоросли». Устная оценка ответа.

Водоросли фотосинтезируют они автотрофы – строят органические вещества на свету.

2) беседа

Могла бы водоросль жить на суше? Почему?

А грибы могли бы жить на голых камнях? Почему?

Чем гриб и водоросль могли бы поделиться друг с другом, чтобы жить на камнях?

3) работа с рисунком.

В лишайнике гриб и водоросль живут как единое целое. Посмотрите на рисунок. Где, по вашему мнению, гриб, а где водоросль (домик или жилец). А теперь на правый рисунок. Подпишите клетки водоросли и гифы гриба. Какие функции в теле лишайника могут выполнять гриб, а какие водоросль? Сказать вслух, а потом подписать

Лишайники благодаря такому удивительному строению обладают особыми не характерными для грибов и водорослей в отдельности свойствами. Это позволяет им поселяться там, где не выживает никакое растение. Могут жить везде и в Антарктиде и на раскаленных камнях пустынь, застывшей лаве, кирпичах, бронзовых памятниках, старинных пушках, фарфоре, стекле. Не боятся они ничего кроме ….грязного воздуха. Лишайники являются индикаторами чистого воздуха – биоиндикаторами – живые организмы по которым можно определить состояние окружающей среды. Но очень медленно растут.

4) рассказ с демонстрацией фотографий и образцов лишайников. В карельских лесах и тундрах растет много видов лишайников. Рассмотрите фотографии и образцы лишайников. Самый знаменитый из них неправильно называемый оленьим мхом кладония или ягель. Самый распространенный в городах лишайник называется гипогимния, покрывает кору деревьев. Но особенно много их вдали от городов, в заповедниках и национальных парках, где воздух чист. Например, ризокарпон растет на камнях, образуя красивые пятна. Выберите из предложенных слов названия лишайников. Давайте еще раз прочитаем и постараемся запомнить сложные названия лишайников: Кладония, гипогимния, ризокарпон.

5) ^ Работа в тетради и сообщение.

Посмотрите на тему Лишайники симбиотические организмы.

Что же такое симбиоз? Прослушайте сообщение и запишите определение в тетрадь

Сообщение «Симбиоз»

Можем ли мы поставить тире в теме нашего урока?

Тело лишайника называется ТАЛЛОМ это симбиоз водоросли и гриба.

В тетради Водоросли + Гриб

Лишайник – это симбиоз водоросли и гриба.

Прочитаем еще раз новые термины и названия: Биоиндикатор, таллом, симбиоз

6) ^ Чтение рассказа по ролям.

Важную роль играют лишайники в природе и жизни человека. Вместе прочитаем рассказ, постараемся читать выразительно. Выясним в чем роль лишайников?

Стадо оленей, вдоволь наевшись свежего ягеля, с шумным плеском зашло в озеро, спасаясь от гнуса. Старый саам Тойво устало присел на камень и начал разводить костерок. Его внук, снял тюки с вьючного оленя и присоединился к деду.

- Дедушка, а зачем олени в воду ушли?

- А ты сам подумай, Хоро, - Кругом комары, мошка – куда же оленям деваться. Вот постоят в воде, отдохнут, а как проголодаются – снова выйдут ягель щипать.

- А почему ягель называют оленьим мхом? Ведь олени могут есть траву, кусты….Не обязательно же – именно ягель!

- А где они возьмут траву и кусты зимой? А ягель олени всегда из-под снега добудут.

- Да, плохо пришлось бы оленям, если бы ягеля не было.

- Если бы не было ягеля, Хоро, то не было бы ни травы, ни кустов, ни оленей. Да и нас с тобой тоже.

- Это как же – не было бы.

- А вот послушай. Давно это было.… Давным-давно, когда на Земле ещё не было человека, в далёких южных землях не было ничего, кроме голых камней. Почти как сейчас на далёком севере, только ещё пустыннее. Ни трава, ни деревья не росли на камнях. Растениям нужна земля и вода, а земли-то и не было. Зато воды было – хоть отбавляй. Дождей там было больше, чем у нас снега. И вот однажды, на камнях появился ягель. Откуда он взялся – никто не знает. Ничего ему для жизни не надо было, кроме воды и Солнца. Вот и покрылись голые камни ягелем, как у нас в тундре.

- Дедушка, а почему мы всё время кочуем? Сколько лет живу – ещё ни разу на одном месте оленей не пасли.

- Ты ещё мало живёшь. Я-то здесь уже в седьмой раз. Сам подумай – олени ягель повыщипают, - что дальше есть будут?

- Новый нарастет….


В чем роль лишайников в природе и жизни человека: корм оленям, создают почву, индикаторы чистоты воздуха. Очень ранимы и медленно растут. Поэтому по лесу надо ходить очень осторожно, ведь каждый ваш след это рана, которая будет заживать десятки лет

7) ^ Вывод. Можно сказать, что лишайник это изумительная выдумка природы? Могла ли быть манна небесная на самом деле? Современные ученые считают, что речь идет о комочках лишайника аспициллии съедобной.


8) ^ Практическая работа в парах.

Изучите коллекцию «Жизненные формы лишайников» и на выданной схеме напишите названия лишайников соответствующей жизненной формы. Накипные (ризокарпон), листоватые (гипогимния), кустистые (кладония)


9) ^ Д.з. стр30-31 выписать особые свойства лишайников.


10) Подведение итогов работы и выставление оценок


Сообщения, пр.р., чтение.


Учебно-исследовательская работа: «Оценка экологического состояния комнатного растения» (1).

^ Учебно-исследовательская работа: «Оценка декоративности комнатных растений» (2-5).


Инструктивные карты.


^ 1.   Соотношение размеров растения и вазонов (горшка, кашпо и т.п.)

все вазоны соответствуют размеру растений

+2

большая часть вазонов соответствуют размеру растений

+1

большая часть вазонов не соответствуют размеру растений

-1

все (почти все) вазоны не соответствует размеру растений

-2




^ 2.   Количество комнатных растений в помещении

 

оптимальное (зависит от размеров и назначения помещения, от размеров растений)

+2

количество растений превышает оптимальное или требуется добавить небольшое количество растений

+1

одиночные крупные привлекающие внимание растения

+1

недостаточное количество растений в помещении или растений слишком много

-1

единичные небольшие растения в большом помещении

-2




^ 3.   Разнообразие комнатных растений в помещении

при оптимальном количестве растений в помещении наблюдается видовое их разнообразие, количество растений одного вида не превышает нескольких экземпляров

+2

при оптимальном количестве растений в помещении наблюдается разнообразие групп растений (суккуленты, красивоцветущие, с разнообразными листьями, с прямостоячими и свисающими стеблями, крупные и мелкие и т.п.)

+2

при оптимальном количестве растений в помещении наблюдается их сравнительно небольшое видовое разнообразие, отдельные виды растений превалируют над другими по количеству экземпляров

+1

при оптимальном количестве растений в помещении наблюдается сравнительно небольшое разнообразие групп растений (суккуленты, красивоцветущие, с разнообразными листьями, с прямостоячими и свисающими стеблями, крупные и мелкие и т.п.)

+1

при оптимальном количестве растений в помещении наблюдается низкое видовое разнообразие растений

-1

при оптимальном количестве растений в помещении наблюдается низкое разнообразие форм растений

-1

наблюдается однообразие растений в помещении (растения 1-3 видов, 1-2 групп)

-2




^ 4. Разнообразие местоположения растений

наблюдается 56 вариантов размещения растений (на полу, на подоконниках, на столе, подвешены к потолку, на подставке, на шкафах, на стене, в простенках между окнами, у доски)

+2

наблюдается 34 варианта размещения растений

+1

имеются необычные варианты размещения (в аквариуме, бутылке, террариуме, на необычной подставке, в форме зеленой стены и т.п.)

+1

наблюдается однообразие размещения растений

(2 варианта)

-1

наблюдается однообразие размещения растений

(1 вариант)

-2




^ 5.   Сочетаемость растений

имеются специально созданные цветочные композиции

+2

растения сгруппированы по размерам и форме во всех местах их расположения (на подоконнике, в простенке, на стене, на шкафу, на полках и т.п.)

+2

растения сгруппированы по размерам и форме в отдельных местах их расположения

+1

одиночные растения расположены так, что привлекают внимание своей формой и размерами

+1

сочетаемость растений слабо прослеживается

-1

растения расположены беспорядочно

-3

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи: Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Дыхание»; Развивающая

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи: Научить учащихся распознавать виды кровотечения, оказывать первую помощь при повреждении

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи урока : Образовательные: Обобщить знания о защите млекопитающих животных от перегревания и

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи: Углубить и расширить биохимические знания учащихся о витаминах

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи: Способствовать сплочению коллектива через включение всех учащихся и старших членов семьи

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи урока: а предметные: расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине;

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи : Сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи: Продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах. Раскрыть понятие «гомеостаз»

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Обобщить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; познакомить с разнообразием

Задачи: обобщить знания учащихся о компонентах биоценоза; способствовать развитию воображения icon Задачи работы: Изучить роль комнатных растений; Составить перечень растений, полезных для здоровья

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы