Проект
Перевод
ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
ЗАКОН
о контроле и профилактике туберкулеза
В целях установления юридических норм по контролю и профилактике туберкулеза, обеспечения защиты прав лиц, больных туберкулезом, обеспечения гарантированного и бесплатного доступа к противотуберкулезной медицинской помощи, а также для ознакомления общества с проблемами, связанными с предупреждением инфицирования туберкулезом, и на основании пункта r) части (3) статьи 72 Конституции Республики Молдова
Парламент принимает настоящий органический закон.
ГЛАВА I
^
Статья 1. Сфера регламентирования
Настоящий закон устанавливает правовые основы реализации государственной политики в области контроля и профилактики туберкулеза в Молдове в целях защиты здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 2. Правовая основа контроля и профилактики туберкулеза
Правовые основы контроля и профилактики туберкулеза состоят в Конституции, настоящем законе, других нормативных актах, а также в международных соглашениях, стороной которых Республика Молдова является.
Настоящий закон, другие законы и нормативные акты Республики Молдова не ограничивают права граждан на защиту от туберкулеза и оказание противотуберкулезной помощи.
Eсли международные соглашения, стороной которых Республика Молдова является, устанавливают другие нормы, чем содержащиеся в настоящем законе, применяются нормы международных соглашений.
^
Настоящий закон распространяется на граждан Республики Молдова, которым оказывается противотуберкулезная помощь, и на физических и юридических лиц, которые оказывают противотуберкулезную помощь на территории Республики Молдова.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются противотуберкулезной помощью согласно настоящему закону, другим законам и действующим нормативным актам.
^
В смысле настоящего закона используются следующие понятия:
туберкулез – специфическое социально обусловленное инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезной микобактерией (палочкой Коха), которое характеризуется обострениями, рецидивами и периодической ремиссией с преимущественным поражением легких. Заболевание чаще поражает социально уязвимые слои населения – беженцев, мигрантов, осужденных лиц, лиц без определенного места жительства, лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, ВИЧ- инфицированных и др.;
больной туберкулезом – больной с клиническими признаками, характерными для туберкулеза, подтвержденными бактериологическими и/или гистологическими и радиологическими исследованиями;
активная форма туберкулеза – туберкулез, эволюционный характер которого подтвержден клиническими, радиологическими и лабораторными исследованиями;
контагиозная форма туберкулеза – активная или хроническая форма туберкулеза с выделениями туберкулезных микобактерий или с деструкцией легких;
профилактика туберкулеза – комплекс медико-социальных и законодательных мер, направленных на предотвращение распространения туберкулеза;
очаг туберкулеза – место нахождения человека или животного, больного туберкулезом, в зоне которого возможно инфицирование других лиц, с которыми контактирует, имеет близкие отношения или работает больной, в том числе лица, ухаживающие за животным, больным туберкулезом;
первичная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая семейным врачом и его бригадой и являющаяся первичным звеном медицинской помощи и ухода;
противотуберкулезная медицинская помощь – комплекс медицинских, санитарно-гигиенических и противотуберкулезных мер, направленных на выявление, исследование и лечение, в том числе обязательное, а также на наблюдение и восстановление больного туберкулезом в стационарных и амбулаторных условиях, определенных настоящим законом и другими нормативными актами Республики Молдова;
специализированные противотуберкулезные медицинские учреждения – медико-санитарные учреждения, оказывающие противотуберкулезную помощь и осуществляющие меры по профилактике туберкулеза, а также ведомственные специализированные противотуберкулезные учреждения;
^ система мер по предупреждению и борьбе с туберкулезом, основанная на политиках, планах и действиях, утвержденных Правительством.
ГЛАВА II
Полномочия органов центрального и местного публичного управления в области контроля и профилактики туберкулеза
Статья 5. Полномочия Министерства здравоохранения в области
контроля и профилактики туберкулеза
Министерство здравоохранения осуществляет следующие полномочия в области контроля и профилактики туберкулеза:
разработка и внедрение государственной политики в области контроля и профилактики туберкулеза;
разработка и продвижение нормативных актов в области контроля и профилактики туберкулеза, разработка правил, норм, требований и государственных стандартов области контроля и профилактики туберкулеза;
определение порядка оказания противотуберкулезной помощи гражданам на территории Республики Молдова, разработка и организация системы оказания противотуберкулезной помощи;
мониторинг внедрения действующего законодательства в области контроля и профилактики туберкулеза подчиненными и ведомственными медико-санитарными учреждениями;
осуществление государственного санитарно-эпидемиологичес-кого контроля и организация деятельности по предупреждению и профилактике туберкулеза;
организация и проведение эпидемиологического мониторинга в области контроля и профилактики туберкулеза, в том числе посредством использования информационной системы;
разработка, утверждение и реализация специальных национальных программ в области контроля и профилактики туберкулеза;
обеспечение государственного контроля за приобретением, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических препаратов для ранней диагностики туберкулеза, а также лекарств для лечения туберкулеза, контроля качества, их эффективности и безопасности;
организация статистического медицинского учета в области контроля и профилактики туберкулеза;
осуществление других полномочий, предусмотренных юридическими нормами Республики Молдова, в области контроля и профилактики туберкулеза.
Статья 6. Полномочия органов местного публичного управления в
области контроля и профилактики туберкулеза
Органы местного публичного управления совместно с соответствующими территориальными органами здравоохранения и просвещения разрабатывают и выполняют территориальные программы по профилактике и контролю туберкулеза и организовывают постоянную информационно-воспитательную деятельность в сообществе по предупреждению распространения туберкулеза с представлением Министерству здравоохранения два раза в год информации о достигнутых результатах.
Органы местного публичного управления осуществляют меры по профилактике и борьбе с туберкулезом в пределах своей компетенции при поддержке компетентных органов.
^
ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА
Статья 7. Меры по профилактике туберкулеза
Финансирование программ по контролю и профилактике туберкулеза будет осуществляться за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, государственного бюджета, грантов и других средств в соответствии с действующим законодательством.
Руководители медико-санитарных учреждений совместно с экономическими агентами обеспечивают выполнение профилактических мер в области контроля и профилактики туберкулеза, включая периодический медицинский контроль работающих лиц и распространение информационных материалов по предупреждению передачи туберкулеза.
Повышение общественного сознания на национальном уровне обеспечивается посредством информационной, воспитательной, коммуникационной деятельности и деятельности по пропаганде в средствах массовой информации здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, сочувствия и отсутствия дискриминации.
Учебные заведения всех уровней обеспечивают распространение информационных материалов по предупреждению передачи туберкулеза и пропаганде здорового образа жизни.
Статья 8. Обучение в области предупреждения туберкулеза
Министерство просвещения и молодежи совместно с Министерством здравоохранения обязано на национальном уровне разработать и внедрить программы по информированию и воспитанию детей, подростков, молодежи в духе ответственного и безопасного поведения.
Воспитательные программы должны базироваться на принципах недискриминации, терпимого отношения к больным туберкулезом, уважения и гарантирования их прав.
Статья 9. Медицинский статистический учет в области
контроля туберкулеза
Национальный центр менеджмента в здравоохранении является ответственным за медицинский статистический учет в области контроля туберкулеза в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
Публичные и частные медико-санитарные учреждения обязаны представлять информацию о выявленных случаях туберкулеза Национальному центру менеджмента в здравоохранении и территориальным центрам превентивной медицины в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
Национальный центр менеджмента в здравоохранении представляет оперативную и статистическую информацию по контролю за туберкулезом Институту фтизиопульмонологии имени Кирилла Драганюка.
ГЛАВА IV
^
Статья 10. Организация противотуберкулезной помощи
Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и базируется на принципах соблюдения достоинства человека, конфиденциальности, бесплатности и доступности.
Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам в случае их добровольного обращения или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего закона, другими действующими законодательными и нормативными актами.
Противотуберкулезная помощь детям до 18 лет, физическим лицам, признанным недееспособными, оказывается с согласия их законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего закона, другими законодательными и нормативными актами Республики Молдова.
Статья 11. Оказание противотуберкулезной помощи
(1) Больные туберкулезом пользуются противотуберкулезной помощью в специализированных противотуберкулезных медицинских учреждениях, подчиненных Министерству здравоохранения, а также в муниципальных и ведомственных учреждениях.
(2) Лица, которые находились или находятся в контакте с больным туберкулезом, в обязательном порядке должны быть бесплатно обследованы и находиться под медицинским контролем в целях выявления туберкулеза и получать профилактическое противотуберкулезное лечение в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
Профилактическая противотуберкулезная вакцинация выполняется в обязательном порядке всем лицам, не имеющим медицинских противопоказаний, согласно национальному плану вакцинации, утвержденному Министерством здравоохранения.
В целях предупреждения распространения и раннего выявления туберкулеза все лица, поступающие на работу, проходят профилактическое медицинское обследование в порядке и в сроки, установленные Министерством здравоохранения.
В целях раннего выявления туберкулеза некоторые категории хронических больных, определенные Министерством здравоохранения, проходят ежегодное медицинское обследование.
Руководители публичных и частных медико-санитарных учреждений обязаны в течение 24 часов направить в территориальные медико-санитарные учреждения и центры превентивной медицины оперативную информацию о выявленных случаях туберкулеза в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
Департамент пенитенциарных учреждения Министерства юстиции постоянно вносит в Информационную систему по мониторизации и оценке туберкулеза данные об освобождении больных туберкулезом из мест лишения свободы.
Санитарно-ветеринарная служба, подведомственная Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности организует и осуществляет контроль за реализацией санитарно-ветеринарных мер по профилактике и лечению туберкулеза у животных с целью предупреждения заражения людей.
Выявление больных туберкулезом животных и выполнение мер по контролю и ликвидации очага туберкулеза в хозяйствах государственных и частных экономических агентов организуется и выполняется государственными санитарно-ветеринарными службами в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Реализация продукции из неблагополучных по туберкулезу животных хозяйств осуществляется в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами, установленными Министерством сельского хозяйства и пищевой промышленности. Порядок реализации продукции в каждом конкретном случае координируется с соответствующей территориальной государственной санитарно-эпидемиологической службой.
Государственные санитарно-эпидемиологические и санитарно-ветеринарные службы взаимно информируют друг друга о выявлении случаев туберкулеза у человека и животных.
Статья 12. Медицинское наблюдение больных туберкулезом
Наблюдение больных туберкулезом выполняется медико-санитарными учреждениями всех уровней в порядке, установленном Министерством здравоохранения.
Наблюдение больных туберкулезом проводится в обязательном порядке независимо от их согласия или согласия их законного представителя.
Решение о необходимости наблюдения за больными туберкулезом или о его прекращении принимается Медицинским консультативным советом при участии специалиста фтизиатра и отражается в медицинских документах, о чем в письменной форме информируется лицо, взятое под наблюдение.
Статья 13. Обследование и обязательное лечение
больных туберкулезом
В случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза проводятся противоэпидемические мероприятия на основании предписаний главных государственных санитарных врачей.
Больные с контагиозной формой туберкулеза, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим или намеренно уклоняющиеся от медицинского обследования на выявление туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решения судебной инстанции госпитализируются в специализированные фтизиопульмонологические учреждения для принудительного лечения.
Статья 14. Ликвидация очага туберкулезной инфекции
Ликвидация очага туберкулезной инфекции представляет собой комплекс противоэпидемических мероприятий, проводимых в очаге туберкулеза в целях ликвидации очага или максимально возможного ограничения распространения инфекции.
В этих целях больной с подтвержденной активной или контагиозной формой туберкулеза своевременно изолируется и получает лечение в условиях специализированных стационаров на весь период выделения туберкулезных микобактерий. Время госпитализации определяется по результатам лечения и контагиозностью больного.
Новорожденные из очага туберкулеза изолируются сроком на 2 месяца с момента вакцинации БЦЖ. Дети изолируются из очага туберкулеза для превентивного лечения в специализированные восстановительные учреждения.
Допуск к работе лиц с леченными формами активного туберкулеза в сферах, связанных с обслуживанием населения, осуществляется территориальной комиссией врачебной экспертизы жизнеспособности на основании заключений и рекомендаций медико-санитарных учреждений и главных государственных санитарных врачей соответствующей территории о трудоустройстве.
В очагах туберкулеза проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, медицинское обследование и наблюдение лиц, имевших контакты с инфицированными лицами, дезинфекция в порядке, установленном Министерством здравоохранения, с привлечением, по необходимости, санитарно-ветеринарной службы. Органы местного публичного управления, участковые инспектора, начальники постов и территориальные подразделения Министерства внутренних дел обязаны оказывать медико-санитарным службам помощь в выполнении противоэпидемических мер в очаге (по их просьбе).
Длительность наблюдения и критерии ликвидации очага туберкулеза устанавливаются Министерством здравоохранения.
ГЛАВА V
^
СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ
Статья 15. Права лиц, больных туберкулезом, состоящих на учете
Лица, состоящие на учете в связи с туберкулезом, при прохождении противотуберкулезного лечения имеют право на:
гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников и других лиц, участвующих в противотуберкулезной помощи;
получение в доступной форме информации о правах и обязанностях больных туберкулезом и лиц, состоящих на учете в связи с туберкулезом, и о характере заболевания, методах обследования и лечения;
диагностику и лечение в специализированных противотуберкулезных лечебных учреждениях в стационарных или в амбулаторных условиях, в зависимости от формы проявления заболевания и санитарно-эпидемиологических условий;
пребывание в специализированном противотуберкулезном медицинском учреждении на весь период прохождения обследования или лечения;
оказание медицинской помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемиологическим требованиям;
бесплатное медицинское и диагностическое обследование, химиотерапию, а также на медицинские препараты, необходимые для лечения.
Статья 16. Обязанности лиц, больных туберкулезом
Лица, состоящие на учете в связи с туберкулезом, и лица, больные туберкулезом, обязаны соблюдать:
а) рекомендации медицинского персонала;
b) внутренний распорядок противотуберкулезного лечебного учреждения во время лечения;
с) в общественных местах и в местах проживания больных туберкулезом санитарно-гигиенические требования, утвержденные Министерством здравоохранения.
ГЛАВА VI
^
Статья 17. Социальная защита лиц, больных туберкулезом
Временная нетрудоспособность больных туберкулезом устанавливается согласно действующему законодательству.
Граждане, временно потерявшие трудоспособность в связи с заболеванием туберкулезом, сохраняют за собой место работы (занимаемую должность) на срок, предусмотренный действующим законодательством.
На время нетрудоспособности, связанной с заболеванием туберкулезом, больным туберкулезом выдается пособие за счет государственного социального страхования в соответствии с законодательством о пособиях по временной нетрудоспособности и пособиях социального страхования.
Статья 18. Социальная защита медицинских и ветеринарных
работников и персонала, непосредственно участвующего
в оказании противотуберкулезной помощи
Медицинские и ветеринарные работники, а также другой персонал, непосредственно участвующий в оказании противотуберкулезной помощи, работники организаций по производству и хранению пищевых продуктов животного происхождения или уходу за больными туберкулезом домашними животными имеют право на:
а) социальное страхование по предупреждению, ограничению или устранению социальных рисков согласно действующему законодательству;
b) сокращение рабочего времени до 35 часов в неделю;
c) дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда (опасность заражения микобактерией туберкулеза) в соответствии с действующим законодательством.
^
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА В СОЦИАЛЬНО
УЯЗВИМЫХ ГРУППАХ
Статья 19. Дети и молодежь, болеющие туберкулезом
Дети и молодежь имеют право на консультативную помощь, адаптированную к их специфическим нуждам, с соблюдением всех правил, применяемых к взрослым.
Дети и молодежь, болеющие туберкулезом, имеют те же права, что и их сверстники, пользуются правом на социальную и юридическую помощь, на доступ к воспитательным программам по предупреждению туберкулеза, а также на уход и лечение, в котором они нуждаются.
Мероприятия по обучению и пропаганде ответственного и безопасного поведения для предотвращения заражения туберкулезом и информирование детей, не охваченных школьным образованием, проводятся в центрах для молодежи и детей и в других социальных учреждениях.
Статья 20. Профилактика туберкулеза среди военных
Министерство обороны, Министерство внутренних дел и Пограничная служба разрабатывают и внедряют эффективные программы по профилактике туберкулеза, направленные на пропаганду ответственного и безопасного поведения, стандарты минимальных знаний и включают эти программы в образовательный процесс личного состава.
Статья 21. Мероприятия по профилактике туберкулеза в
пенитенциарных учреждениях
Министерство юстиции обеспечивает:
обучение и подготовку персонала и осужденных по вопросам профилактики туберкулеза, формирования ответственного и безопасного поведения согласно положению о лечении и памятке осужденного, больного туберкулезом;
создание необходимых условий по ранней диагностике, направлению на лечение, санитарной профилактике, психологической помощи контингенту осужденных в целях снижения заболеваемости.
Статья 22. Предупреждение туберкулеза среди иммигрантов,
беженцев и лиц, ищущих убежища
Министерства, другие заинтересованные центральные административные органы, деконцентрированные и децентрализованные публичные санитарные службы разрабатывают и внедряют программы по профилактике туберкулеза, призванные развивать минимальные компетенции и знания о туберкулезе среди иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища, предоставляют им информационные материалы.
Министерство здравоохранения совместно с другими министерствами и центральными административными органами организует мероприятия по профилактике туберкулеза среди иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища.
Иммигранты, беженцы и лица, ищущие убежища, имеют право на лечение туберкулеза согласно закону.
^
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА О КОНТРОЛЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТУБЕРКУЛЕЗА
Статья 23. Юридическая ответственность за нарушение
законодательства о контроле и профилактике
туберкулеза
Нарушение законодательства Республики Молдова в области контроля и профилактики туберкулеза влечет дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.
Статья 24. Кассационные жалобы на действия и решения
медицинского и другого персонала, оказывающего
противотуберкулезную помощь
Действия и решения медицинского и другого персонала, оказывающего противотуберкулезную помощь, нарушившего права граждан во время оказания им противотуберкулезной помощи, могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 25.Возмещение ущерба, причиненного в период оказания
противотуберкулезной помощи
Ущерб, причиненный жизни или здоровью граждан во время оказания им противотуберкулезной помощи, возмещается в соответствии с действующим законодательством Республики Молдова.
ГЛАВА IX
^
Статья 26. Приведение нормативных актов в соответствие
с настоящим законом
С даты вступления в силу настоящего закона Правительству в 6-месячный срок;
представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;
привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.
^
Информационное письмо к проекту «Закона о контроле и профилактике туберкулёза»
В соответствии с распоряжением Высшего Совета Безопасности N 05/1-03-04 от 20 июля 2007 г. Министерство Здравоохранения совместно с другими заинтересованными органами, разработали проект Закона о контроле и профилактике туберкулёза в республике Молдова.
Значение разработки указанного проекта вызвано необходимостью
установления юридических рамок, касающихся контроля и профилактики
туберкулёза, обеспечения правовой защиты лиц болеющих туберкулёзом,
обеспечения гарантированного и бесплатного доступа к
противотуберкулёзный помощи, также и ознакомление общественности относительно информирования о туберкулёзе, эпидемиологической ситуации в настоящем, которая представляет выраженную (значительную) опасность для нации в целом.
В Республике Молдова туберкулёз менее чем за 15 лет из управляемой инфекции превратился в опасность эпидемии.
Настоящий проект Закона регламентирует мероприятия профилактики, лечения туберкулеза, права и обязанности относительно борьбы с туберкулезом и улучшения современной эпидемиологической ситуации.
Проект Закона о контроле и профилактике туберкулёза, определяет
основные понятия о туберкулёзе и составлен в соответствии с другими
действующими законами и нормативными актами, которые распространяются
на граждан Республики Молдова, которым оказывается медико-социальная
противотуберкулёзная помощь и применим как для физических и
юридических лиц, которые оказывают медико-социальную
противотуберкулёзную помощь, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Закон состоит из 9 глав и 26 статей:
Общее понятие;
Компетенция центральных и местных органов власти в вопросах контроля и профилактики туберкулёза;
Профилактика туберкулёза;
Лечение туберкулёза;
Права и обязанности лиц находящихся на учёте в связи с заболеванием туберкулёзом;
Социальная защита лиц, находящихся на учёте в связи с заболеванием туберкулёзом, медицинских работников, других работников занятых оказанием противотуберкулёзной помощи;
Предупреждение туберкулёза среди групп риска;
Ответственность за нарушение законодательства республики Молдова в отношении контроля и профилактики туберкулёза;
Заключение.
Уточнение компетентности органов центральной и местной публичной власти в отношении предупреждения распространения туберкулёза необходимо с целью противотуберкулёзной помощи и социальной защиты лиц, находящихся на учёте по поводу туберкулёза.
Настоящий проект Закона является органическим законом большого
значения, действие которого будет распространено на всех граждан
Республики Молдова и принятие которого будет следствием приведения в
действие существующего законодательства.
Уважаемые коллеги, убеждены, что новый проект будет регламентировать действия в отношении больных туберкулёзом в контексте Европейской конвенции по защите основных прав и свободы человека.
Содержание предложения к утверждению Закона и его принятие будет конкретизировано в нормативных подзаконных актах, которые будут устанавливать ясно и конкретно именно процедуру выявления больных, их обследования, решение вопросов необходимости принудительного лечения представителями медицинских учреждений, а также правил принятия решений судебных инстанций.
Только в результате активного и качественного сотрудничества можно достигнуть государственных целей в области народного здоровья.
Проект настоящего Закона был усовершенствован в соответствии с предложениями, проступившими от соответствующих министерств и завершен в соответствии с замечаниями Министерства Юстиции.
|