В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни





Скачать 74.04 Kb.
Название В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни
Дата 19.03.2013
Размер 74.04 Kb.
Тип Пояснительная записка



Составители:

В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

К.М.Бушма, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

В.Я.Родионов, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии c курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 16.04.2010 г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.);


Секцией по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 17.06.2010 г.)


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Анестезиология и реаниматология» является общепрофессиональной дисциплиной по специальности «Медико-диагностическое дело», которая способствует формированию представления у студентов о современных требованиях к проведению анестезии, профилактике осложнений в периоперационном периоде, комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, диагностике и интенсивной терапии критических состояний.

Роль дисциплины состоит в повышении уровня теоретической подготовки врачей лабораторной диагностики и приобретении ими практических навыков в области анестезиологии и реаниматологии, необходимых для формирования высокопрофессионального подхода к лабораторной диагностике жизнеугрожающих расстройств гомеостаза.

Изучение дисциплины «Анестезиология и реаниматология» базируется на знании ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для совершенствования уровня подготовки необходимо знание и понимание ранее изученных теоретических дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Патологическая физиология», «Биологическая химия».

Изложение и изучение вопросов анестезиологии и реаниматологии требует также знания целого ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность анестезиолого-реанимационной службы.

Типовая учебная программа по дисциплине «Анестезиология и реаниматология» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС РБ 1 – 79 01 04 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-001/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: сформировать у будущих врачей-специалистов систему знаний, умений и практических навыков, связанных с медицинской деятельностью в области анестезиологии и реаниматологии.

Задачи:

овладеть основополагающей информацией в области анестезиологии и реаниматологии;

выработать умение применять полученные знания для диагностики, лечения и профилактики наиболее частых осложнений анестезии, критических состояний;

овладеть умением проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях;

усовершенствовать знания по основам интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

принципы интенсивной терапии острой сердечно-дыхательной недостаточности;

уметь:

проводить основные реанимационные мероприятия;

выполнять простейшие врачебные манипуляции;

оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях.

^ Структура содержания учебной дисциплины

1. Анестезиология. Включает изучение физиологии боли, основ анестезиологии, характеристик методов обезболивания, вопросов диагностики, лечения и профилактики осложнений во время анестезии и в послеоперационном периоде.

2. Реаниматология. Предусмотрено изучение понятия о клинической, биологической и социальной смерти, основ комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения.

^ Методы обучения

Методами обучения являются:

лекции;

практические занятия;

учебно-исследовательская работа студентов.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение первичной документации (истории болезни, карты анестезии, протоколы интенсивной терапии и наблюдения, рентгенограммы, кардиограммы);

выбор рациональной тактики и метода анестезии;

выбор рациональной тактики интенсивной терапии;

подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины «Анестезиология и реаниматология» по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» отведено 54 часа. Из них – 30 аудиторных часов, в том числе лекций – 6 часов, практических занятий – 24 часа.

Форма текущей аттестации: зачет – 10 семестр.


^ Примерный тематический план



Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

1. Анестезиология

2

12

1.1. Физиология боли. Методы обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения

2

6

1.2. Понятие о предоперационной подготовке. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде

-

6

2. Реаниматология

4

12

2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации

-

6

2.2. Острая дыхательной недостаточность и острая недостаточность кровообращения – основы диагностики и интенсивной терапии

4

6

Всего часов

6

24



Содержание учебного материала

1. Анестезиология

1.1. Физиология боли. Методы обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения

Физиология боли. Этапы развития болевого ощущения: трансдукция (возникновение), трансмиссия (проведение), модуляция (изменение), перцепция (восприятие). Регионарная анестезия как метод воздействия на трансдукцию и трансмиссию боли. Понятие о местной, проводниковой, эпидуральной и спинальной анестезии. Общая анестезия как метод воздействия на модуляцию и перцепцию боли. Компоненты и основные отличия тотальной внутривенной и современной многокомпонентной сбалансированной анестезий.

^ 1.2. Понятие о предоперационной подготовке. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде

Предоперационная подготовка. Роль врача лабораторной диагностики в обнаружении и коррекции жизнеугрожающих расстройств гомеостаза (водно-электролитного, кислотно-щелочного, гемостатического). Оценка функционального состояния пациента по критериям Американского общества анестезиологов (ASA – American Society Of Anesthesiologists) и анестезиологического риска по критериям Американской ассоциации анестезиологов (AAA – American Anesthesiologists’ Association). Премедикация – компоненты, схемы введения. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и пищеварительной систем. Диагностика, лечение, профилактика.

2. Реаниматология

2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации

Терминальные состояния. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Патофизиологические аспекты умирания. Диагностика клинической смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации. Этапы реанимационных мероприятий: догоспитальный – элементарное поддержание жизни (шаги A, B, C), госпитальный (шаги D, E, F), окончательный – лечение постреанимационной болезни (шаги G, H, I).

^ 2.2. Острая дыхательной недостаточность и острая недостаточность кровообращения – основы диагностики и интенсивной терапии

Острая дыхательная недостаточность. Определение, классификация, клинические проявления. Лабораторные критерии диагностики (гипоксия, гиперкапния, гипокапния, респираторный ацидоз, респираторный и метаболический алкалоз). Принципы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности. Показания (в том числе, лабораторные) к переводу на искусственную вентиляцию легких.

Острая недостаточность кровообращения. Патофизиологические основы. Шок различной этиологии. Классификация, клинические проявления. Лабораторные критерии диагностики нарушений микроциркуляции (метаболический лактат-ацидоз). Принципы интенсивной терапии.

Информационная часть


Литература

Основная:

1. Анестезиология и реаниматология / Под ред. Долиной О.А - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.: ил.


Дополнительная:

2. Марини, Дж. Медицина критических состояний: пер. с английского / Дж. Марини, А.П. Уилер. – М.: Медицина, 2002. – 992 с.

3. Морган-мл., Дж. Э. Клиническая анестезиология: в 3 т. – Пер. с англ. под ред. А.А. Бунатяна, М. Цейтлина / Дж.Э. Морган-мл., Мэгид С. Михаил - М.: Бином-СПб,: Невский Диалект, 2003. – 3 т.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon Заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии Учреждения

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon «Лабораторная диагностика»
В. В. Воробьев, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения
К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения
С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения
М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon В. А. Овчинников, доцент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения
Е. И. Макшанова, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии Учреждения образования «Гродненский...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon Л. Б. Клюкина, руководитель Республиканского центра клинической цитологии гу «рнпц омр им. Н. Н.
В. А. Басинский, заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины Учреждения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы