|
Скачать 74.04 Kb.
|
![]() Составители: В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; К.М.Бушма, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»; В.Я.Родионов, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии c курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 16.04.2010 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 4 от 17.06.2010 г.) ^ «Анестезиология и реаниматология» является общепрофессиональной дисциплиной по специальности «Медико-диагностическое дело», которая способствует формированию представления у студентов о современных требованиях к проведению анестезии, профилактике осложнений в периоперационном периоде, комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, диагностике и интенсивной терапии критических состояний. Роль дисциплины состоит в повышении уровня теоретической подготовки врачей лабораторной диагностики и приобретении ими практических навыков в области анестезиологии и реаниматологии, необходимых для формирования высокопрофессионального подхода к лабораторной диагностике жизнеугрожающих расстройств гомеостаза. Изучение дисциплины «Анестезиология и реаниматология» базируется на знании ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для совершенствования уровня подготовки необходимо знание и понимание ранее изученных теоретических дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Патологическая физиология», «Биологическая химия». Изложение и изучение вопросов анестезиологии и реаниматологии требует также знания целого ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность анестезиолого-реанимационной службы. Типовая учебная программа по дисциплине «Анестезиология и реаниматология» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОС РБ 1 – 79 01 04 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40; типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-001/тип.). Цель и задачи учебной дисциплины Цель: сформировать у будущих врачей-специалистов систему знаний, умений и практических навыков, связанных с медицинской деятельностью в области анестезиологии и реаниматологии. Задачи: овладеть основополагающей информацией в области анестезиологии и реаниматологии; выработать умение применять полученные знания для диагностики, лечения и профилактики наиболее частых осложнений анестезии, критических состояний; овладеть умением проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях; усовершенствовать знания по основам интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения. ^ Студент должен знать: принципы интенсивной терапии острой сердечно-дыхательной недостаточности; уметь: проводить основные реанимационные мероприятия; выполнять простейшие врачебные манипуляции; оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях. ^ 1. Анестезиология. Включает изучение физиологии боли, основ анестезиологии, характеристик методов обезболивания, вопросов диагностики, лечения и профилактики осложнений во время анестезии и в послеоперационном периоде. 2. Реаниматология. Предусмотрено изучение понятия о клинической, биологической и социальной смерти, основ комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации, интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения. ^ Методами обучения являются: лекции; практические занятия; учебно-исследовательская работа студентов. Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов включает: изучение первичной документации (истории болезни, карты анестезии, протоколы интенсивной терапии и наблюдения, рентгенограммы, кардиограммы); выбор рациональной тактики и метода анестезии; выбор рациональной тактики интенсивной терапии; подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий. На изучение дисциплины «Анестезиология и реаниматология» по специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» отведено 54 часа. Из них – 30 аудиторных часов, в том числе лекций – 6 часов, практических занятий – 24 часа. Форма текущей аттестации: зачет – 10 семестр. ^
Содержание учебного материала 1. Анестезиология 1.1. Физиология боли. Методы обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения Физиология боли. Этапы развития болевого ощущения: трансдукция (возникновение), трансмиссия (проведение), модуляция (изменение), перцепция (восприятие). Регионарная анестезия как метод воздействия на трансдукцию и трансмиссию боли. Понятие о местной, проводниковой, эпидуральной и спинальной анестезии. Общая анестезия как метод воздействия на модуляцию и перцепцию боли. Компоненты и основные отличия тотальной внутривенной и современной многокомпонентной сбалансированной анестезий. ^ Предоперационная подготовка. Роль врача лабораторной диагностики в обнаружении и коррекции жизнеугрожающих расстройств гомеостаза (водно-электролитного, кислотно-щелочного, гемостатического). Оценка функционального состояния пациента по критериям Американского общества анестезиологов (ASA – American Society Of Anesthesiologists) и анестезиологического риска по критериям Американской ассоциации анестезиологов (AAA – American Anesthesiologists’ Association). Премедикация – компоненты, схемы введения. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и пищеварительной систем. Диагностика, лечение, профилактика. 2. Реаниматология 2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации Терминальные состояния. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Патофизиологические аспекты умирания. Диагностика клинической смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации. Этапы реанимационных мероприятий: догоспитальный – элементарное поддержание жизни (шаги A, B, C), госпитальный (шаги D, E, F), окончательный – лечение постреанимационной болезни (шаги G, H, I). ^ Острая дыхательная недостаточность. Определение, классификация, клинические проявления. Лабораторные критерии диагностики (гипоксия, гиперкапния, гипокапния, респираторный ацидоз, респираторный и метаболический алкалоз). Принципы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности. Показания (в том числе, лабораторные) к переводу на искусственную вентиляцию легких. Острая недостаточность кровообращения. Патофизиологические основы. Шок различной этиологии. Классификация, клинические проявления. Лабораторные критерии диагностики нарушений микроциркуляции (метаболический лактат-ацидоз). Принципы интенсивной терапии. Информационная часть Литература Основная: 1. Анестезиология и реаниматология / Под ред. Долиной О.А - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.: ил. Дополнительная: 2. Марини, Дж. Медицина критических состояний: пер. с английского / Дж. Марини, А.П. Уилер. – М.: Медицина, 2002. – 992 с. 3. Морган-мл., Дж. Э. Клиническая анестезиология: в 3 т. – Пер. с англ. под ред. А.А. Бунатяна, М. Цейтлина / Дж.Э. Морган-мл., Мэгид С. Михаил - М.: Бином-СПб,: Невский Диалект, 2003. – 3 т. ![]() ![]() |