|
Скачать 102.71 Kb.
|
![]() Составители: В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; К.М.Бушма, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; О.Т. Прасмыцкий, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 16.04.2010 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.); Секцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 17.06.2010 г.) ^ Подготовка медицинских сестер с высшим образованием проводится на базе среднего специального медицинского образования. Основы знаний по дисциплине «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии», приобретенные ранее, в действующей системе подготовки медицинских сестер значительно дополняются и совершенствуются. Роль дисциплины в системе высшего медицинского образования состоит в повышении уровня теоретической подготовки медицинских сестер, приобретении специальных практических навыков работы в анестезиологии и интенсивной терапии, что положительно сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи. Изучение дисциплины «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии» базируется на знании ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для совершенствования уровня подготовки необходимо знание и понимание ранее изученных теоретических дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)», «Биологическая химия». Изложение и изучение вопросов анестезиологии и реаниматологии требует также знания целого ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность анестезиолого-реанимационной службы. Типовая учебная программа по дисциплине «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1 – 79 01 06 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40; типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-003/тип.). Цель и задачи учебной дисциплины Цель: сформировать у будущих специалистов систему знаний, умений и практических навыков, связанных с медицинской деятельностью в области анестезиологии и реаниматологии. Задачи: овладеть основополагающей информацией в области анестезиологии и реаниматологии; выработать умение применять полученные знания для диагностики, лечения и профилактики наиболее частых осложнений анестезии, критических состояний; овладеть умением проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях; усовершенствовать знания по основам интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения. ^ Студент должен знать: основы безопасной общей и регионарной анестезии; комплекс реанимационных мероприятий при терминальных состояниях; содержание сестринского процесса в реанимации; уметь: оказать неотложную медицинскую помощь больным в критических состояниях; проводить контроль за состоянием жизненных функций организма; выполнять сестринские вмешательства в анестезиологии и реанимации; осуществлять уход за больными в отделении реанимации. ^ 1. Анестезиология. Включает изучение организации анестезиолого-реанимационной службы, обязанностей среднего медицинского персонала, физиологии боли, основ анестезиологии, характеристик методов обезболивания, вопросов диагностики, лечения и профилактики осложнений во время анестезии и в послеоперационном периоде. 2. Реаниматология. Предусмотрено изучение понятия о клинической, биологической и социальной смерти, комплексной легочно-сердечной реанимации, постреанимационной болезни, принципов коррекции острой дыхательной недостаточности и недостаточности кровообращения, организации неотложной медицинской помощи больным в критических состояниях, мониторинга и контроля состояния жизненных функций организма, сестринского процесса в интенсивной терапии, основ ухода за реанимационными больными. ^ Методами обучения являются: лекции; практические занятия; учебно-исследовательская работа студентов. Организация самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов включает: изучение первичной документации (истории болезни, карты анестезии, протоколы интенсивной терапии и наблюдения, рентгенограммы, кардиограммы); выбор рациональной тактики и метода анестезии; выбор рациональной тактики интенсивной терапии; подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий. На изучение дисциплины «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии» по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» отведено 165 часов. Из них – 92 аудиторных часа, в том числе лекций – 18 часов, практических занятий – 74 часа. Форма текущей аттестации: зачет – 8 семестр. ^
Содержание учебного материала 1. Анестезиология 1.1. Организация анестезиолого-реанимационной службы. Сестринский процесс в интенсивной терапии Организация службы анестезиологии и реаниматологии в Республике Беларусь. Анестезиолого-реанимационное отделение, организация работы, функциональные обязанности среднего медицинского персонала. Сестринский процесс в интенсивной терапии. Мониторинг и контроль состояния жизненных функций организма. Основы ухода за реанимационными больными. ^ Физиология боли. Этапы развития болевого ощущения: трансдукция (возникновение), трансмиссия (проведение), модуляция (изменение), перцепция (восприятие). Регионарная анестезия как метод воздействия на трансдукцию и трансмиссию боли. Общая анестезия как метод воздействия на модуляцию и перцепцию боли. ^ Предоперационная подготовка. Оценка функционального состояния пациента по критериям Американского общества анестезиологов (ASA – American Society Of Anesthesiologists) и анестезиологического риска по критериям Американской ассоциации анестезиологов (AAA – American Anesthesiologists’ Association). Роль медицинской сестры в профилактике аспирационного синдрома (дренирование желудка, прием Селлика). Премедикация – компоненты, схемы введения. ^ Общая анестезия. Классификация (современная многокомпонентная сбалансированная, тотальная внутривенная). Компоненты общей анестезии. Аппаратура для наркоза и искусственной вентиляции легких. Мониторинг и контроль состояния жизненно важных функций организма во время анестезии. Методика ведения карты обезболивания. ^ Показания и противопоказания к регионарной анестезии. Сферы применения. Преимущества и недостатки по сравнению с общей. Техника выполнения. Осложнения. Роль медицинской сестры в диагностике и профилактике жизнеугрожающих осложнений спинальной и эпидуральной анестезии (высокого спинального блока, гнойно-септических состояний). ^ Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и пищеварительной систем. Диагностика, лечение, профилактика. 2. Реаниматология 2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации Терминальные состояния. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Патофизиологические аспекты умирания. Диагностика клинической смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации. Этапы реанимационных мероприятий: догоспитальный – элементарное поддержание жизни (шаги A, B, C), госпитальный (шаги D, E, F), окончательный – лечение постреанимационной болезни (шаги G, H, I). ^ Острая дыхательная недостаточность. Определение, классификация, клинические проявления. Принципы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности. Показания к переводу на искусственную вентиляцию легких. Основы респираторного ухода. ^ Острая недостаточность кровообращения. Патофизиологические основы. Шок различной этиологии. Классификация, клинические проявления. Принципы интенсивной терапии. Инотропные лекарственные средства (дофамин, норадреналин, добутамин) – показания к применению, дозировки, методики введения (внутривенно капельно, внутривенно дозатором). ^ Сепсис. Классификация (синдром системного воспалительного ответа, сепсис, тяжелый сепсис, септический шок). Клинические критерии диагноза. Тактика интенсивной терапии. Применение методов иммунокоррекции и экстракорпоральной детоксикации при тяжелом сепсисе. ^ Кома – определение, классификация, диагностика (шкала ком Глазго). Принципы интенсивной терапии коматозных состояний (ликвидация причины, контроль внутричерепного давления, респираторная поддержка, гемодинамическая и нутритивная поддержка). Роль медицинской сестры в профилактике гнойно-септических и тромбоэмболических осложнений интенсивной терапии коматозных состояний. ^ Современные подходы к диагностике и интенсивной терапии острых отравлений. Осмотр места происшествия и пострадавшего, анамнез. Первичная медицинская помощь: элементарное поддержание жизни, техника промывания желудка (особенности у бессознательных пациентов). Желудочно-кишечное очищение, форсированный диурез, антидотная терапия, коррекция водно-электролитных расстройств. Экстракорпоральная детоксикация при острых отравлениях – показания, выбор методики. Информационная часть Литература Основная: 1. Анестезиология и реаниматология / Под ред. Долиной О.А - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.: ил. Дополнительная: 2. Лужников, Е.А. Клиническая токсикология / Е.А. Лужников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1999. – 416 с. 3. Марини, Дж. Медицина критических состояний: пер. с английского / Дж. Марини, А.П. Уилер. – М.: Медицина, 2002. – 992 с. 4. Морган-мл., Дж. Э. Клиническая анестезиология: в 3 т. – Пер. с англ. под ред. А.А. Бунатяна, М. Цейтлина / Дж.Э. Морган-мл., Мэгид С. Михаил - М.: Бином-СПб,: Невский Диалект, 2003. – 3 т. ![]() |