В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни





Скачать 102.71 Kb.
Название В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни
Дата 19.03.2013
Размер 102.71 Kb.
Тип Пояснительная записка



Составители:

В.В.Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

К.М.Бушма, ассистент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

О.Т. Прасмыцкий, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 16.04.2010 г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 10.06.2010 г.);


Секцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 3 от 17.06.2010 г.)


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка медицинских сестер с высшим образованием проводится на базе среднего специального медицинского образования. Основы знаний по дисциплине «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии», приобретенные ранее, в действующей системе подготовки медицинских сестер значительно дополняются и совершенствуются.

Роль дисциплины в системе высшего медицинского образования состоит в повышении уровня теоретической подготовки медицинских сестер, приобретении специальных практических навыков работы в анестезиологии и интенсивной терапии, что положительно сказывается на качестве оказываемой медицинской помощи.

Изучение дисциплины «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии» базируется на знании ряда естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Для совершенствования уровня подготовки необходимо знание и понимание ранее изученных теоретических дисциплин «Анатомия человека», «Нормальная физиология», «Патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)», «Биологическая химия».

Изложение и изучение вопросов анестезиологии и реаниматологии требует также знания целого ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность анестезиолого-реанимационной службы.

Типовая учебная программа по дисциплине «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» (ОС РБ 1 – 79 01 06 – 2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь от 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79-003/тип.).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: сформировать у будущих специалистов систему знаний, умений и практических навыков, связанных с медицинской деятельностью в области анестезиологии и реаниматологии.

Задачи:

овладеть основополагающей информацией в области анестезиологии и реаниматологии;

выработать умение применять полученные знания для диагностики, лечения и профилактики наиболее частых осложнений анестезии, критических состояний;

овладеть умением проводить сердечно-легочную реанимацию при терминальных состояниях;

усовершенствовать знания по основам интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности и острой недостаточности кровообращения.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

основы безопасной общей и регионарной анестезии;

комплекс реанимационных мероприятий при терминальных состояниях;

содержание сестринского процесса в реанимации;

уметь:

оказать неотложную медицинскую помощь больным в критических состояниях;

проводить контроль за состоянием жизненных функций организма;

выполнять сестринские вмешательства в анестезиологии и реанимации;

осуществлять уход за больными в отделении реанимации.

^ Структура содержания учебной дисциплины

1. Анестезиология. Включает изучение организации анестезиолого-реанимационной службы, обязанностей среднего медицинского персонала, физиологии боли, основ анестезиологии, характеристик методов обезболивания, вопросов диагностики, лечения и профилактики осложнений во время анестезии и в послеоперационном периоде.

2. Реаниматология. Предусмотрено изучение понятия о клинической, биологической и социальной смерти, комплексной легочно-сердечной реанимации, постреанимационной болезни, принципов коррекции острой дыхательной недостаточности и недостаточности кровообращения, организации неотложной медицинской помощи больным в критических состояниях, мониторинга и контроля состояния жизненных функций организма, сестринского процесса в интенсивной терапии, основ ухода за реанимационными больными.

^ Методы обучения

Методами обучения являются:

лекции;

практические занятия;

учебно-исследовательская работа студентов.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов включает:

изучение первичной документации (истории болезни, карты анестезии, протоколы интенсивной терапии и наблюдения, рентгенограммы, кардиограммы);

выбор рациональной тактики и метода анестезии;

выбор рациональной тактики интенсивной терапии;

подготовку рефератов в целях усвоения и углубления знаний по каждому из разделов дисциплины.

Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса, выполнения письменных контрольных заданий, защиты рефератов в процессе практических занятий.

На изучение дисциплины «Анестезиология с интенсивной терапией и сестринское дело в интенсивной терапии» по специальности 1 – 79 01 06 «Сестринское дело» отведено 165 часов. Из них – 92 аудиторных часа, в том числе лекций – 18 часов, практических занятий – 74 часа.

Форма текущей аттестации: зачет – 8 семестр.

^ Примерный тематический план



Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

1. Анестезиология

8

36

1.1. Организация анестезиолого-реанимационной службы. Сестринский процесс в интенсивной терапии

2

6

1.2. Физиология боли. Выбор метода обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения

2

6

1.3. Подготовка к операции и анестезии. Премедикация

-

6

1.4. Методы общей анестезии (современная многокомпонентная сбалансированная, тотальная внутривенная)

2

6

1.5. Методы регионарной анестезии (местная, проводниковая, эпидуральная, спинальная)

-

6

1.6. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде

2

6

2. Реаниматология

10

38

2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации

-

6

2.2. Острая дыхательная недостаточность – основы интенсивной терапии

2

7

2.3. Острая недостаточность кровообращения – основы интенсивной терапии

2

7

2.4. Сепсис. Классификация. Интенсивная терапия

2

6

2.5. Комы. Диагностика, интенсивная терапия

2

6

2.6. Острые отравления. Общие принципы диагностики и интенсивной терапии

2

6

Всего часов

18

74



Содержание учебного материала

1. Анестезиология

1.1. Организация анестезиолого-реанимационной службы. Сестринский процесс в интенсивной терапии

Организация службы анестезиологии и реаниматологии в Республике Беларусь. Анестезиолого-реанимационное отделение, организация работы, функциональные обязанности среднего медицинского персонала. Сестринский процесс в интенсивной терапии. Мониторинг и контроль состояния жизненных функций организма. Основы ухода за реанимационными больными.

^ 1.2. Физиология боли. Выбор метода обезболивания в зависимости от уровня блокады болевого ощущения

Физиология боли. Этапы развития болевого ощущения: трансдукция (возникновение), трансмиссия (проведение), модуляция (изменение), перцепция (восприятие). Регионарная анестезия как метод воздействия на трансдукцию и трансмиссию боли. Общая анестезия как метод воздействия на модуляцию и перцепцию боли.

^ 1.3. Подготовка к операции и анестезии. Премедикация

Предоперационная подготовка. Оценка функционального состояния пациента по критериям Американского общества анестезиологов (ASA – American Society Of Anesthesiologists) и анестезиологического риска по критериям Американской ассоциации анестезиологов (AAA – American Anesthesiologists’ Association). Роль медицинской сестры в профилактике аспирационного синдрома (дренирование желудка, прием Селлика). Премедикация – компоненты, схемы введения.

^ 1.4. Методы общей анестезии (современная многокомпонентная сбалансированная, тотальная внутривенная)

Общая анестезия. Классификация (современная многокомпонентная сбалансированная, тотальная внутривенная). Компоненты общей анестезии. Аппаратура для наркоза и искусственной вентиляции легких. Мониторинг и контроль состояния жизненно важных функций организма во время анестезии. Методика ведения карты обезболивания.

^ 1.5. Методы регионарной анестезии (местная, проводниковая, эпидуральная, спинальная)

Показания и противопоказания к регионарной анестезии. Сферы применения. Преимущества и недостатки по сравнению с общей. Техника выполнения. Осложнения. Роль медицинской сестры в диагностике и профилактике жизнеугрожающих осложнений спинальной и эпидуральной анестезии (высокого спинального блока, гнойно-септических состояний).

^ 1.6. Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде

Осложнения во время анестезии и в послеоперационном периоде со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и пищеварительной систем. Диагностика, лечение, профилактика.

2. Реаниматология

2.1. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации

Терминальные состояния. Понятие о клинической, биологической и социальной смерти. Патофизиологические аспекты умирания. Диагностика клинической смерти. Основы комплексной сердечно-легочной и мозговой реанимации. Этапы реанимационных мероприятий: догоспитальный – элементарное поддержание жизни (шаги A, B, C), госпитальный (шаги D, E, F), окончательный – лечение постреанимационной болезни (шаги G, H, I).

^ 2.2. Острая дыхательной недостаточность – основы интенсивной терапии

Острая дыхательная недостаточность. Определение, классификация, клинические проявления. Принципы интенсивной терапии острой дыхательной недостаточности. Показания к переводу на искусственную вентиляцию легких. Основы респираторного ухода.

^ 2.3. Острая недостаточность кровообращения – основы интенсивной терапии

Острая недостаточность кровообращения. Патофизиологические основы. Шок различной этиологии. Классификация, клинические проявления. Принципы интенсивной терапии. Инотропные лекарственные средства (дофамин, норадреналин, добутамин) – показания к применению, дозировки, методики введения (внутривенно капельно, внутривенно дозатором).

^ 2.4. Сепсис. Классификация. Интенсивная терапия

Сепсис. Классификация (синдром системного воспалительного ответа, сепсис, тяжелый сепсис, септический шок). Клинические критерии диагноза. Тактика интенсивной терапии. Применение методов иммунокоррекции и экстракорпоральной детоксикации при тяжелом сепсисе.

^ 2.5. Комы. Диагностика, интенсивная терапия

Кома – определение, классификация, диагностика (шкала ком Глазго). Принципы интенсивной терапии коматозных состояний (ликвидация причины, контроль внутричерепного давления, респираторная поддержка, гемодинамическая и нутритивная поддержка). Роль медицинской сестры в профилактике гнойно-септических и тромбоэмболических осложнений интенсивной терапии коматозных состояний.

^ 2.6. Острые отравления. Общие принципы диагностики и интенсивной терапии

Современные подходы к диагностике и интенсивной терапии острых отравлений. Осмотр места происшествия и пострадавшего, анамнез. Первичная медицинская помощь: элементарное поддержание жизни, техника промывания желудка (особенности у бессознательных пациентов). Желудочно-кишечное очищение, форсированный диурез, антидотная терапия, коррекция водно-электролитных расстройств. Экстракорпоральная детоксикация при острых отравлениях – показания, выбор методики.


Информационная часть


Литература

Основная:

1. Анестезиология и реаниматология / Под ред. Долиной О.А - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.: ил.


Дополнительная:

2. Лужников, Е.А. Клиническая токсикология / Е.А. Лужников. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1999. – 416 с.

3. Марини, Дж. Медицина критических состояний: пер. с английского / Дж. Марини, А.П. Уилер. – М.: Медицина, 2002. – 992 с.

4. Морган-мл., Дж. Э. Клиническая анестезиология: в 3 т. – Пер. с англ. под ред. А.А. Бунатяна, М. Цейтлина / Дж.Э. Морган-мл., Мэгид С. Михаил - М.: Бином-СПб,: Невский Диалект, 2003. – 3 т.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon Заведующая кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом анестезиологии и реаниматологии Учреждения

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon «Лабораторная диагностика»
В. В. Воробьев, доцент кафедры анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения
К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения
С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения
М. Р. Конорев, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом факультета повышения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon В. А. Овчинников, доцент кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения
Е. И. Макшанова, заведующая кафедрой общей гигиены и экологии Учреждения образования «Гродненский...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon Л. Б. Клюкина, руководитель Республиканского центра клинической цитологии гу «рнпц омр им. Н. Н.
В. А. Басинский, заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины Учреждения...
В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения

В. В. Спас, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский уни icon К. Н. Угляница, заведующий кафедрой онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы