М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент icon

М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент





Скачать 127.7 Kb.
НазваниеМ. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
М.А. Ассанович
Дата02.04.2013
Размер127.7 Kb.
ТипПояснительная записка


Составитель:

М.А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»;

И.А. Байкова, заведующая кафедрой психотерапии и медицинской психологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №7 от 27.02.2009г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.).


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение психосоматики направлено на освоение теории и прикладных аспектов психосоматических взаимоотношений при психических расстройствах и соматических заболеваниях, усвоение знаний психологических особенностей больных различными соматическими заболеваниями, обучение навыкам оценки психосоматических отношений у пациентов и методам проведения психокоррекционной работы с соматическими больными. Подготовка по данной дисциплине составляет значимую часть обучения по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело. Овладение основами психосоматики позволит специалистам медико-психологического профиля правильно организовывать диагностический процесс и проводить психотерапевтические, психокоррекционные и психофармакотерапевтические мероприятия в клинике соматических заболеваний и психических расстройств, что в существенной степени повысит качество их профессиональной деятельности.

В программе дисциплины используются современные материалы по психосоматике, знания из психологии личности и медицинской (клинической) психологии.

Освоение знаний и умений в области психосоматики базируется на полученных ранее знаниях по нормальной физиологии, психологии личности и общей и частной медицинской психологии.

Типовая программа по дисциплине «Психосоматика» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.).

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель: формирование компетентности в области общих и частных аспектов психосоматики в условиях профессиональной деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи.

Задачи:

изучить механизмы развития психосоматических расстройств;

усвоить психосоматические и соматопсихические взаимоотношения при различных психических и соматических заболеваниях;

освоить навыки оценки психологических особенностей больных различными соматическими заболеваниями;

освоить навыки проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий с больными различными соматическими

заболеваниями.


^ Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психосоматика» определены образовательным стандартом по специальности 1-790105 Медико-психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

классификацию психосоматических заболеваний;

клинические проявления функциональных расстройств различных систем организма;

психосоматические теории;

психологические аспекты психосоматических заболеваний;

нейрофизиологические основы психосоматических заболеваний;

психологические особенности больных соматическими заболеваниями.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

диагностировать функциональные расстройства и психологические аспекты соматических заболеваний;

проводить комплексное лечение психосоматических расстройств;

оценивать психологические особенности у больных соматическими заболеваниями;

осуществлять планирование психотерапевтических мероприятий и психофармакологического лечения психосоматических больных;

проводить психоррекционную работу с больными соматического профиля.

^ Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

групповые тематические дискуссии по актуальным проблемам

психосоматики;

решение ситуационных задач;

тестовый самоконтроль;

проведение психологического исследования;

подготовка рефератов;

научно-исследовательская работа студентов (работа в СНО при

кафедре).

На изучение дисциплины «Психосоматика» образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено 86 учебных часов. Из них 60 аудиторных часов, в том числе лекций - 12 часов, практических - 48 часов.

Форма текущей аттестации: зачет – 11 семестр.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

занятий

1

2

3

1. Общие основы психосоматики

2

8

1.1.Основные понятия и исторические аспекты психосоматики

2

4

1.2. Психосоматические теории и концепции

4

^ 2. Психосоматические аспекты сердечно-сосудистых заболеваний

2

7

2.1. Функциональные психосоматические нарушения сердечно-сосудистой системы

2

4

2.2. Психосоматические взаимоотношения при сердечно-сосудистых заболеваниях

3

^ 3. Психосоматические аспекты заболеваний органов дыхания

-

6

3.1. Функциональные нарушения дыхательной системы

-

3

3.2.Психосоматические взаимоотношения при заболеваниях органов дыхания

-

3

^ 4.Психосоматические аспекты желудочно-кишечных заболеваний

2

7

4.1.Функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта

2

2

4.2. Психосоматические аспекты нарушений пищевого поведения

2

4.3.Психосоматические взаимоотношения при заболеваниях органов пищеварения

3

^ 5. Психосоматические аспекты боли

2

6

6. Психосоматические аспекты кожных и эндокринных заболеваний

2

6

6.1. Психосоматические взаимоотношения при кожных заболеваниях

2

3

6.2. Психосоматические взаимоотношения при эндокринных заболеваниях

3

1

2

3

^ 7. Психокоррекционные и психотерапевтические подходы в психосоматике

2

8

7.1. Общие принципы и подходы в психотерапии психосоматических нарушений

2

2

7.2. Методы психотерапии и психоррекции психосоматических расстройств

6

Всего:

12

48



^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Общие основы психосоматики

1.1. Основные понятия и исторические аспекты психосоматики

Общая характеристика психосоматической медицины. Определение и сущность понятия «психосоматика». Цели и задачи психосоматики. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения. Основные понятия и термины психосоматики. Классификация психосоматических расстройств и заболеваний.

^ 1.2. Психосоматические теории и концепции

Классификация психосоматических теорий и концепций. Психодинамические концепции. Поведенческие подходы к психосоматическим расстройствам. Психосоматические профили личности. Концепция алекситимии. Концепция десоматизации и ресоматизации. Теории стресса. Нейрофизиологические психосоматические концепции. Социально-психологические модели развития психосоматических расстройств.

^ 2. Психосоматические аспекты сердечно-сосудистых заболеваний

2.1. Функциональные психосоматические нарушения сердечно-сосудистой системы

Классификация функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы. Кардиалагии: клинические особенности, психологичесие аспекты. Психогенные аритмии: психологический анализ. Кардиофобии: клинические особенности, психологические аспекты. Вегето-сосудистая дистония, соматоформная вегетативная дисфункция: клинико-психологические аспекты, дифференциальная диагностика.

^ 2.2. Психосоматические взаимоотношения при сердечно-сосудистых заболеваниях

Психосоматические аспекты гипертонической болезни. Психосоматические аспекты ишемической болезни сердца. Психосоматические аспекты инфаркта миокарда. Соматопсихические проявления сердечно-сосудистых заболеваний.

^ 3. Психосоматические аспекты заболеваний органов дыхания

3.1 Функциональные нарушения дыхательной системы

Психофизиологические особенности дыхания. Психогенный кашель: клинические особенности, психологический анализ. Психогенная одышка: клиника, психологические аспекты. Психогенный гипервентиляционный синдром: клинические и психологические особенности.

^ 3.2 Психосоматические взаимоотношения при заболеваниях органов дыхания

Психосоматические аспекты бронхиальной астмы. Особенности личности больных бронхиальной астмой. Психосоматические аспекты хронических неспецифических заболеваний легких.

^ 4. Психосоматические аспекты желудочно-кишечных заболеваний

4.1 Функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта

Психогенная тошнота и рвота: психологические механизмы и личностные особенности пациентов. Психогенные расстройства стула: психологические аспекты. Психогенные абдоминальные алгии: психологический механизм, особенности личности пациентов. Психогенные дискинезии: психологические аспекты.

^ 4.2. Психосоматические аспекты нарушений пищевого поведения

Психологические аспекты питания и пищевого поведения. Нервная анорексия и булимия: психосоматические механизмы. Психологические механизмы психогенных нарушений глотания.

^ 4.3. Психосоматические взаимоотношения при заболеваниях органов пищеварения

Психосоматические аспекты при язвенной болезни. Психосоматические взаимоотношения при неспецифическом язвенном колите. Болезнь Крона: психологические аспекты.

^ 5. Психосоматические аспекты боли

Переживание боли: социально-психологические аспекты. Психологическая адаптация к боли. Личностные особенности больных с хроническими болевыми синдромами. Психосоматические аспекты боли при различных неврологических и соматических заболеваниях. Психосоматические взаимоотношения при различных вариантах головной боли.

^ 6. Психосоматические аспекты кожных и эндокринных заболеваний

6.1. Психосоматические взаимоотношения при кожных заболеваниях

Психосоматические аспекты нейродермита. Личностные особенности больных нейродермитом. Психосоматические особенности псориаза. Психосоматические аспекты крапивницы.

^ 6.2. Психосоматические взаимоотношения при эндокринных заболеваниях

Психосоматические взаимоотношения при ожирении. Психосоматические аспекты сахарного диабета. Личностные особенности больных сахарным диабетом. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения при нарушениях функции щитовидной железы.

^ 7. Психокоррекционные и психотерапевтические подходы в психосоматике

7.1. Общие принципы и подходы в психотерапии психосоматических нарушений

Планирование психотерапевтического вмешательства при соматических заболеваниях. Принципы и особенности психокоррекционной и психотерапевтической работы с психосоматическими больными. Классификация методов и направлений психотерапии психосоматических расстройств. Особенности и принципы отношений с психосоматическими

пациентами.

^ 7.2. Методы психотерапии и психоррекции психосоматических расстройств

Рациональная психотерапия психосоматических расстройств. Релаксационные методы психотерапии. Телесно-ориентированная терапия. Гипнотерапия психосоматических нарушений. Психодинамическая психотерапия в психосоматике. Групповая психотерапия и психокоррекция психосоматических нарушений. Психофизиологические методы психотерапии в психосоматике.


^ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Литература

Основная:

  1. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина. В. Бройтигам, П.

Кристиан, М. Рад. - М: Гоэтар Медицина, 1999.- 376 с.

  1. Королева, Е. Г. Психосоматика. Е.Г. Королева. - Минск: ИВЦ

Минфина, 2007.- 216 с.

  1. Сидоров, П.И. Психосоматическая медицина. П.И. Сидоров, А.Г.

Соловьев, И.А. Новикова.– М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.

Дополнительная:

  1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и

применение. Ф. Александер. - М.: Ин-т общегуманит. исследований,2006.-336 с.

  1. Кулаков, С.А. Основы психосоматики. С.А. Кулаков. - СПб.: Речь,

2005. – 288 с.

  1. Любан-Плоцца, Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический

больной на приеме у врача. Б. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер. – СПб. : Изд. Психоневрологич. Института им. Бехтерева, 1994. – 246 с.

  1. Сандомирский, М. Психосоматика и телесная психотерапия. М.

Сандомирский. – М.: Класс, 2005.- 592 с.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconМ. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования

М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconВопросы к квалификационному экзамену пояснительная записка
Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconО. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования
Королева Е. Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconЗаведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения
С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconВ. А. Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии
В. А. Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconОглавление пояснительная записка
Заведующий кафедрой неврологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный...
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconА. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы