|
Скачать 127.7 Kb.
|
![]() Составитель: М.А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»; И.А. Байкова, заведующая кафедрой психотерапии и медицинской психологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №7 от 27.02.2009г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.); Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.). ^ Изучение психосоматики направлено на освоение теории и прикладных аспектов психосоматических взаимоотношений при психических расстройствах и соматических заболеваниях, усвоение знаний психологических особенностей больных различными соматическими заболеваниями, обучение навыкам оценки психосоматических отношений у пациентов и методам проведения психокоррекционной работы с соматическими больными. Подготовка по данной дисциплине составляет значимую часть обучения по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело. Овладение основами психосоматики позволит специалистам медико-психологического профиля правильно организовывать диагностический процесс и проводить психотерапевтические, психокоррекционные и психофармакотерапевтические мероприятия в клинике соматических заболеваний и психических расстройств, что в существенной степени повысит качество их профессиональной деятельности. В программе дисциплины используются современные материалы по психосоматике, знания из психологии личности и медицинской (клинической) психологии. Освоение знаний и умений в области психосоматики базируется на полученных ранее знаниях по нормальной физиологии, психологии личности и общей и частной медицинской психологии. Типовая программа по дисциплине «Психосоматика» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 02.05.2008 г. № 40; типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.). Цели и задачи учебной дисциплины Цель: формирование компетентности в области общих и частных аспектов психосоматики в условиях профессиональной деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи. Задачи: изучить механизмы развития психосоматических расстройств; усвоить психосоматические и соматопсихические взаимоотношения при различных психических и соматических заболеваниях; освоить навыки оценки психологических особенностей больных различными соматическими заболеваниями; освоить навыки проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий с больными различными соматическими заболеваниями. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Психосоматика» определены образовательным стандартом по специальности 1-790105 Медико-психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода. В результате освоения дисциплины студент должен знать: классификацию психосоматических заболеваний; клинические проявления функциональных расстройств различных систем организма; психосоматические теории; психологические аспекты психосоматических заболеваний; нейрофизиологические основы психосоматических заболеваний; психологические особенности больных соматическими заболеваниями. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: диагностировать функциональные расстройства и психологические аспекты соматических заболеваний; проводить комплексное лечение психосоматических расстройств; оценивать психологические особенности у больных соматическими заболеваниями; осуществлять планирование психотерапевтических мероприятий и психофармакологического лечения психосоматических больных; проводить психоррекционную работу с больными соматического профиля. ^ Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: лекции; практические занятия; групповые тематические дискуссии по актуальным проблемам психосоматики; решение ситуационных задач; тестовый самоконтроль; проведение психологического исследования; подготовка рефератов; научно-исследовательская работа студентов (работа в СНО при кафедре). На изучение дисциплины «Психосоматика» образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено 86 учебных часов. Из них 60 аудиторных часов, в том числе лекций - 12 часов, практических - 48 часов. Форма текущей аттестации: зачет – 11 семестр. ^
^ 1. Общие основы психосоматики 1.1. Основные понятия и исторические аспекты психосоматики Общая характеристика психосоматической медицины. Определение и сущность понятия «психосоматика». Цели и задачи психосоматики. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения. Основные понятия и термины психосоматики. Классификация психосоматических расстройств и заболеваний. ^ Классификация психосоматических теорий и концепций. Психодинамические концепции. Поведенческие подходы к психосоматическим расстройствам. Психосоматические профили личности. Концепция алекситимии. Концепция десоматизации и ресоматизации. Теории стресса. Нейрофизиологические психосоматические концепции. Социально-психологические модели развития психосоматических расстройств. ^ Классификация функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы. Кардиалагии: клинические особенности, психологичесие аспекты. Психогенные аритмии: психологический анализ. Кардиофобии: клинические особенности, психологические аспекты. Вегето-сосудистая дистония, соматоформная вегетативная дисфункция: клинико-психологические аспекты, дифференциальная диагностика. ^ Психосоматические аспекты гипертонической болезни. Психосоматические аспекты ишемической болезни сердца. Психосоматические аспекты инфаркта миокарда. Соматопсихические проявления сердечно-сосудистых заболеваний. ^ Психофизиологические особенности дыхания. Психогенный кашель: клинические особенности, психологический анализ. Психогенная одышка: клиника, психологические аспекты. Психогенный гипервентиляционный синдром: клинические и психологические особенности. ^ Психосоматические аспекты бронхиальной астмы. Особенности личности больных бронхиальной астмой. Психосоматические аспекты хронических неспецифических заболеваний легких. ^ Психогенная тошнота и рвота: психологические механизмы и личностные особенности пациентов. Психогенные расстройства стула: психологические аспекты. Психогенные абдоминальные алгии: психологический механизм, особенности личности пациентов. Психогенные дискинезии: психологические аспекты. ^ Психологические аспекты питания и пищевого поведения. Нервная анорексия и булимия: психосоматические механизмы. Психологические механизмы психогенных нарушений глотания. ^ Психосоматические аспекты при язвенной болезни. Психосоматические взаимоотношения при неспецифическом язвенном колите. Болезнь Крона: психологические аспекты. ^ Переживание боли: социально-психологические аспекты. Психологическая адаптация к боли. Личностные особенности больных с хроническими болевыми синдромами. Психосоматические аспекты боли при различных неврологических и соматических заболеваниях. Психосоматические взаимоотношения при различных вариантах головной боли. ^ Психосоматические аспекты нейродермита. Личностные особенности больных нейродермитом. Психосоматические особенности псориаза. Психосоматические аспекты крапивницы. ^ Психосоматические взаимоотношения при ожирении. Психосоматические аспекты сахарного диабета. Личностные особенности больных сахарным диабетом. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения при нарушениях функции щитовидной железы. ^ Планирование психотерапевтического вмешательства при соматических заболеваниях. Принципы и особенности психокоррекционной и психотерапевтической работы с психосоматическими больными. Классификация методов и направлений психотерапии психосоматических расстройств. Особенности и принципы отношений с психосоматическими пациентами. ^ Рациональная психотерапия психосоматических расстройств. Релаксационные методы психотерапии. Телесно-ориентированная терапия. Гипнотерапия психосоматических нарушений. Психодинамическая психотерапия в психосоматике. Групповая психотерапия и психокоррекция психосоматических нарушений. Психофизиологические методы психотерапии в психосоматике. ^ Литература Основная:
Кристиан, М. Рад. - М: Гоэтар Медицина, 1999.- 376 с.
Минфина, 2007.- 216 с.
Соловьев, И.А. Новикова.– М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с. Дополнительная:
применение. Ф. Александер. - М.: Ин-т общегуманит. исследований,2006.-336 с.
2005. – 288 с.
больной на приеме у врача. Б. Любан-Плоцца, В. Пельдингер, Ф. Крегер. – СПб. : Изд. Психоневрологич. Института им. Бехтерева, 1994. – 246 с.
Сандомирский. – М.: Класс, 2005.- 592 с. ![]() |
![]() |
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Вопросы к квалификационному экзамену пояснительная записка Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования Королева Е. Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский... |
![]() |
В. А. Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии В. А. Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии... |
![]() |
Оглавление пояснительная записка Заведующий кафедрой неврологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга |