|
Скачать 126.73 Kb.
|
![]() Составители: М.А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; С.А. Бузук, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» Рецензенты: Кафедра психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»; ^ заведующая кафедрой психотерапии и медицинской психологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №7 от 27.02.2009г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №5 от 22.06.2009г.); Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №2 от 23.06.2009г.). ^ Изучение пограничных состояний направлено на освоение принципов и критериев диагностики, психологических концепций развития пограничных психических расстройств. Подготовка по данной дисциплине составляет значимую часть обучения по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело. Овладение основами пограничных состояний позволит компетентно проводить комплексную диагностику психических расстройств данной группы и организовывать эффективное взаимодействие с больными, что в существенной степени повысит качество профессиональной деятельности. В программе дисциплины используются современные материалы по психологии личности, патопсихологии, медицинской (клинической) психологии и психиатрии. Освоение знаний и умений в области пограничных состояний базируется на полученных ранее знаниях по дисциплинам «Психология личности», «Общая психология» и «Общая и частная медицинская психология». Типовая программа по дисциплине «Пограничные состояния» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г.; типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.). Цель и задачи учебной дисциплины Цель: формирование компетентности в области психологических аспектов и клинических проявлений пограничных психических расстройств в условиях профессиональной деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи. Задачи: освоение основ клинической диагностики пограничных состояний; усвоение психологических концепций развития пограничных психических расстройств; усвоение клинических критериев пограничных психических расстройств; формирование навыков установления терапевтического контакта и взаимодействия с больными пограничными психическими расстройствами. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Пограничные состояния» определены образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода. В результате освоения дисциплины студент должен знать: современные подходы к пониманию формирования пограничных нервно-психических расстройств; клинико-психологические аспекты невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств, расстройств личности; классификацию пограничных психических расстройств; клинические проявления и динамику течения различных форм пограничных состояний; принципы и методы клинической диагностики пограничных психических расстройств; принципы дифференциальной диагностики пограничных психических состояний. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: проводить диагностику и диффдиагностику пограничных нервно-психических расстройств; осуществлять клинико-психологический анализ развития пограничных расстройств у пациентов клиники; составлять клинико-психологическое описание пограничного расстройства у пациентов; проводить дифференциальную диагностику пограничных психических расстройств; устанавливать терапевтический контакт с больными пограничными психическими расстройствами. ^ Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: лекции; практические занятия; групповые тематические дискуссии по актуальным проблемам пограничных расстройств; решение ситуационных задач; тестовый самоконтроль; индивидуальная работа с пациентами; совместный разбор и анализ историй болезни курируемых больных; составление клинико-психологических заключений; подготовка рефератов. На изучение дисциплины «Пограничные состояния» образовательным образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено 100 учебных часов. Из них 68 аудиторных часов, в том числе лекций - 10 часов, практических - 58 часов. Форма текущей аттестации: зачет – 12 семестр. ^
^ 1. Общие аспекты пограничных психических расстройств Определение пограничных состояний. Исторические аспекты. Понятия «пограничное расстройство», «невротическое расстройство», «расстройство личности», «коморбидность». Признаки невротического поведения. Классификация пограничных психических расстройств. Общая психопатология пограничных расстройств. Основные клинические синдромы пограничной психиатрии. Общие этиологические факторы и патогенетические модели развития пограничных расстройств. Концепция стресс-диатеза. Общие закономерности течения пограничных психических состояний. ^ Определение тревожных расстройств. Основные особенности. Классификация тревожных расстройств. Тревога, страх, паника: определение, феноменология, дифференциальные признаки, модель Барлоу. Общая этиология тревожных расстройств. Модель стресс-диатеза. Генетические аспекты. Паническое расстройство: эпидемиология, клинические проявления, коморбидность. Паническое расстройство: биологические и психологические модели этиопатогенеза (биохимические модели, теория гиперсенситивности, модель Кларка, модель Барлоу, психофизиологическая модель Элерса-Марграфа, теория гипервентиляции, модель Бека-Эмери). Агорафобия: эпидемиология, клинические проявления. Психологические модели этиопатогенеза агорафобии: теория двух факторов, модель Гольдштейна-Чамблеса, нейробиологическая гипотеза Виттхена. ^ Генерализованное тревожное расстройство (ГТР): эпидемиология, клиника, генетические аспекты. Биологические и психологические модели этиопатогенеза ГТР (биохимические модели, психаналитическая модель, модель тревожного ожидания Барлоу, когнитивные аспекты ГТР, модель когнитивной уязвимости, функциональная роль вигильности). Социофобии: эпидемиология, генетические аспекты, клинические проявления. Психологические модели этиопатогенеза социофобий (модель когнитивной уязвимости, модель самопредставления, эволюционный подход Эмана, роль неконтролируемости, когнитивные аспекты). ^ Специфические (изолированные) фобии: клинические проявления, виды, эпидемиология. Этиопатогенетические модели изолированных фобий (физиологические особенности пациентов, модели классического и заместительного обусловливания, эффект инфляции, когнитивные аспекты, поведенческая заторможенность, подготовленность фобий). Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): эпидемиология, клинические проявления, типы, коморбидность. Генетические, биологические и психологические модели ОКР (психоаналитические, поведенческие, роль подготовленности, когнитивные факторы ОКР, нейропсихологическая дисфункция при ОКР, биохимические модели). ^ Сущность понятия «расстройство настроения». Нормальные изменения настроения. Классификация и эпидемиология депрессивных расстройств. Монополярная и биполярная депрессия: особенности. Клинические критерии депрессивного синдрома. Соматические симптомы депрессии. Клинические проявления легкого и умеренного депрессивного эпизода. Атипичные проявления депрессии. Суицидальные проявления при депрессии: клинико-психологический анализ. ^ Биологические и генетические модели этипопатогенеза депрессии. Половые особенности, коморбидность депрессии. Психосоциальные и психологические модели этиопатогенеза депрессии (роль стрессовых событий, модели стресс-диатеза депрессии, психодинамические теории, модель Ферстера, модель Левинсона, когнитивная теория Бека, гипотеза Акискала, модель выученной беспомощности Селигмана, депрессивный атрибутивный стиль, межличностные аспекты депрессии). Рекуррентное депрессивное расстройство: клинико-психологические особенности. Дистимия: сущность, клинические проявления. Циклотимия: сущность, клинические проявления. Смешанное тревожно-депрессивное расстройство: сущность, клинические особенности. Клинико-психологические взаимоотношения депрессии и тревоги. ^ Острая реакция на стресс: клинические проявления. Расстройство адаптации: сущность, клинические проявления. Клинические варианты расстройства адаптации. Психологические факторы этиопатогенеза расстройства адаптации. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): эпидемиология, клинические проявления. Биологические и психологические факторы этиопатогенеза ПТСР. Неврастения: сущность, этиопатогенетические модели, клинические проявления. ^ Исторические взгляды на этиопатогенез и сущность диссоциативных расстройств. Современные представления о клинико-психологической сущности диссоциативных расстройств. Классификация, генетические аспекты диссоциативных расстройств. Клинические проявления различных форм диссоциативных расстройств. Общая характеристика, классификация и генетические аспекты соматоформных расстройств. Соматизированное и недифференцированное соматоформное расстройство: клинические проявления. Ипохондрическое расстройство: клинико-психологическая оценка, клинические проявления. Соматоформная вегетативная дисфункция: типология, клинические проявления. Хроническое соматоформное болевое расстройство: особенности, клинические проявления. Этиопатогенетические факторы и модели соматоформных и диссоциативных расстройств (модели больного поведения, социально-когнитивные модели ипохондрии, влияние психосоциальных факторов, личностные и поведенческие модели, модель порочного круга, имитационное и манипулятивное поведение). ^ 6.1. Общие особенности и этиопатогенетические аспекты расстройств зрелой личности Определение и сущность понятий «акцентуация», «психопатия», «социопатия», «расстройства личности». Общая характеристика, эпидемиология и классификация расстройств личности. Общие клинические проявления расстройств личности. Биологические и психосоциальные аспекты формирования расстройств личности. ^ Параноидное расстройство личности: клинико-психологические проявления. Шизоидное расстройство личности: клинико-психологические проявления. Шизотипическое расстройство: клинико-психологические проявления. ^ 7.1. Расстройства зрелой личности кластера B Диссоциальное расстройство личности: клинико-психологические проявления. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности: типология, клинико-психологические проявления. Демонстративное расстройство личности: клинико-психологические проявления. ^ Ананкастное расстройство личности: клинико-психологические проявления. Тревожное расстройство личности: клинико-психологические проявления. Зависимое расстройство личности: клинико-психологические проявления. Нарцистическое расстройство личности: клинико-психологические проявления. Пассивно-агрессивное расстройство личности: клинико-психологические проявления. Системные взаимоотношения между различными типами расстройств личности. ^ Дифференциальная диагностика пограничных расстройств. Коморбидность пограничных психических расстройств. ^ Литература Основная:
Минека. – Спб.: Питер, 2004. – 1167 с.
Классификация психических и поведенческих расстройств. – Спб, 1994.
Питер, 2002. – 1312 с. Дополнительная:
Джекобсон. – М.:»Медпресс-информ», 2005. – 576 с.
Яничак, Дж.М. Дэвис, Ш.Х. Прескорн, Ф.Дж. Айд мл. – К.: Ника-Центр, 1999. – 728 с. ![]() |
![]() |
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования... |
![]() |
Вопросы к квалификационному экзамену пояснительная записка Заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования Королева Е. Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский... |
![]() |
В. А. Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии В. А. Карпюк, декан медико-психологического факультета, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии... |
![]() |
Оглавление пояснительная записка Заведующий кафедрой неврологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
Рекомендована к утверждению в качестве типовой С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный... |
![]() |
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга |