|
Скачать 0.86 Mb.
|
В.Ф. Гусакова, Л.М. Сафронова. Неотложные состояния в педиатрии. 1996 год. Стр. НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПЕДИАТРИИ Деятельность медсестры при судорожном синдроме у детей I. Теоретические вопросы. Характеристика состояния. Судороги - это непроизвольные сокращения мышц, частичные или общие, различные по интенсивности, продолжительности, распространенности, носящие приступообразный характер. Появляются в результате повышения внутричерепного давления и отека мозга. Судороги могут быть клоническими (непроизвольные движения), тоническими (напряжение мышц, вытягивание конечностей), смешанными - тонико-клоническими. ^ Высокая температура (фебрильные судороги). Органические поражения мозга у детей (нарушение мозгового кровообращения при родах, эписиндром). Спазмофилия (эклампсия). Воспалительные заболевания мозга (менингит). Коматозные состояния (диабетическая кома) и многие другие. ^
^ Анамнез заболевания (со слов матери) и жалобы. Пример (то, что говорит мать и на что жалуется ребенок). Появляется общее беспокойство ребенка, повышенная раздражительность, плач детей. Старшие дети жалуются на головную боль, тошноту, озноб, чувство страха, ощущение жара. В тяжелых случаях дети теряют сознание. Жалобы (основные):
Анамнез заболевания (исходя из примера): со слов матери при повышении температуры у ребенка выше 38,5 градусов Цельсия появляются судороги. ^ Пример. Ребенок может быть в сознании или без сознания. Температура повышена. Положение вынужденное - голова запрокинута назад или повернута в сторону. Иногда наблюдаются отдельные судорожные подергивания мышц лица, конечностей. Руки и ноги вытягиваются. Зрачки расширены. Дыхание аритмичное. АД колеблется, постепенно снижается. Цианоз кожи. Возможно побледнение кожи. Пульс частый. Может быть непроизвольное мочеотделение и отхождение кала. Данные объективного обследования (основные - как пример):
Шаг 2. Окончательный сестринский диагноз - судорожный синдром. Шаг 3. План по оказанию помощи. Общие мероприятия:
Обязательные действия. Независимо от причины основные действия медсестры при судорогах у детей:
Целевые действия. 1. Судороги. Для снятия судорог приготовить 0,01%-ый раствора реланиума (седуксен, деазепам) - 0,1-0,2 мл на 1 кг массы (0,1-0,2 мл/кг); действие препарата от 30 мин до 2 час. ^ - сонливость, снижение АД, остановка дыхания; противопоказан при нарушении функции печени, почек; в стационаре необходимо иметь препараты: дроперидол, оксибутират натрия (ГОМК). 2. Отек мозга. ^ : приготовить 1%-ый раствора лазикса - 0,02 мг/кг, 10-20%-ый раствор маннитола, сухую плазму. 3. Гипоксия мозга. Устранение гипоксии мозга - свежий воздух, дача увлажненного кислорода. 4. Нарушение гемодинамики. Восстановление гемодинамики. По показаниям приготовить растворы: 20%-ый глюкозы, 0,06%-ый коргликона, 10%-ый глюконата кальция, преднизолона. Шаг 4. Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения. Шаг 5. После выполнения плана по оказанию помощи больному медсестра снова оценивает состояние ребенка. Пример. После выведения ребенка из приступа судорог он нуждается в госпитализации в отделение интенсивной терапии (требуется постоянное наблюдение за больным). ^ . Ребенок сонлив, может быть непроизвольное мочеиспускание (сонливость - последствие гипоксии, непроизвольное мочеиспускание - последствия поражения периферической нервной системы). Необходимо дать оценку дыханию, пульсу, цвету кожи^ ). Больного должен наблюдать невропатолог. Он может назначить фенобарбитал с целью предотвращения новых судорог, которые могут повториться при гипертермии на фоне любого инфекционного заболевания. ********** Деятельность медсестры при гипертермическом синдроме ^ Характеристика состояния. Гипертермический синдром - это патологическое состояние, которое сопровождается нарушением терморегуляции, теплопродукции и теплоотдачи, повышением температуры выше 38 градусов Цельсия. Воздействие токсинов, вирусов, воспалительных явлений на мозг вызывает повышение теплообразования. Теплоотдача в организме происходит тремя основными путями:
При гипертермическом синдроме можно выделить гипертермическую реакцию - розовую гипертермию, наблюдаемую при инфекционных заболеваниях (это адекватная защитная реакция организма на заболевание), и истинный гипертермический синдром, протекающий по типу "бледной гипертермии", при котором происходит спазм периферических сосудов и уменьшение кровотока крови в коже. Все сказанное можно представить в виде таблицы. ^ Адекватная защитная реакция организма. Наблюдается при инфекционных заболеваниях. Теплоотдача увеличивается. ^ Неадекватная реакция организма. Происходит спазм сосудов и уменьшение кровотока в коже. Теплоотдача уменьшается. Причинами гипертермии могут быть:
^ Жалобы ребенка и анамнез заболевания (в анамнезе заболевания - длительность гипертермии). ^ Незначительное ухудшение самочувствия, головная боль, у старших детей - озноб при подъеме температуры. Бледная гипертермия Самочувствие страдает, слабость, озноб. ^ Розовая гипертермия Температура повышена (выше 38 градусов Цельсия), кожные покровы розовые, влажные, пульс учащен (10 ударов на каждый градус повышения температуры), одышка незначительная (1-2 дыхания на каждый градус повышения температуры). ^ Температура быстро повышается. Кожа бледная. Конечности холодные. Акроцианоз. Ребенок возбужден. Выражена судорожная готовность или судороги у детей раннего возраста. ^ План по оказанию помощи. Общие мероприятия. Розовая гипертермия Не требует специального лечения. Давать обильное питье, чай с малиной, медом. Можно подвесить холод над головой. Положить влажный комперсс на лоб. Раздеть ребенка. ^ При угрозе судорог необходимо снижать температуру, давая ребенку (по назначению врача) препараты парацетамол в таблетках или в виде раствора, аналгин в свечах или в виде инъекции вместе с димедролом, цефекон в свечах в возрастных дозировках. Препараты назначаются отдельно или в сочетании (последовательно). ^ Для снятия спазма сосудов кожи вводят в/м пипольфен, разводя его 1:1 в растворе новокаина 0,25-0,5%. В результате снимается беспокойство, озноб, исчезает мраморность кожи. После снятия спазма периферических сосудов кожу ребенка растирают до покраснения 50%-ым раствором спирта или столовым уксусом. Можно использовать емкости с холодной водой, положив их на область крупных сосудов. При тяжелом гипертермическом состоянии литические смеси с повторением их введения каждые 4-6 часов и проводят дезинтоксикационную терапию в/в. Группа препаратов: АНТИПИРЕТИКИ.
Группа препаратов: АНТИГИСТАМИННЫЕ.
Группа препаратов: НЕЙРОЛЕПТИКИ.
Группа препаратов: ГОРМОНАЛЬНЫЕ.
Группа препаратов: МОЧЕГОННЫЕ.
Группа препаратов: ДЕЗИНТОКСИКАЦИОННЫЕ.
Шаг 4. Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения. Шаг 5. Наблюдение за больным. 1. Измерять температуру каждые 3-4 часа. 2. Ухаживать за кожей и слизистыми. 3. Переодевать (по необходимости). 4. Следить за мочеотделением (цвет, кратность). Производится постоянная корректировка плана с учетом состояния больного. ********** Деятельность медсестры при острой дыхательной недостаточности ^ Характеристика состояния. Острая дыхательная недостаточность - это состояние организма ребенка, при котором не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания. Различают острую и хроническую дыхательную недостаточность. При острой дыхательной недостаточности организм не обеспечивается кислородом, задерживается выделение углекислого газа из клеток и тканей. ^ Асфиксия, отек легкого, круп, апноэ. Дополнительная информация. Составляющие процесса дыхания. В процессе дыхания выделяют: 1) вентиляцию легких; 2) кровоток; 3) клеточное дыхание. ^ Гипоксия - недостаток кислорода в тканях. Гиперкапния - избыток углекислого газа. Апноэ - остановка дыхания. Асфиксия - отсутствие дыхания (дословный перевод - "отсутствие пульса"). Асфиксия - это симптомокомплекс, в основе которого лежит недостаток кислорода в крови и тканях. Антенатальный - дородовый. Интранатальный - в периоде родов. Причины дыхательной недостаточности. 1. Асфиксия новорожденных. 2. Синдром дыхательных расстройств у новорожденных. 3. Круп при ОРВИ и других инфекционных заболеваниях. 4. Пневмония. 5. Бронхиальная астма. 6. Инородные тела дыхательных путей. 7. Ожоговый круп. 8. Врожденные пороки сердца. 9. Поражение ЦНС. Все перечисленные причины приводят к нарушению вентиляции легких и, как следствие, к гипоксии головного мозга. ^ 1. Изменение характера дыхания (тахипноэ или брадипноэ). 2. Одышка (изменение частоты, глубины и ритма дыхания с затруднением вдоха, выдоха или того и другого). 3. Втяжение уступчивых мест грудной клетки. 4. Изменение цвета кожи (местный или общий цианоз). 5. Кашель. Анамнез (зависит от причины, вызвавшей дыхательную недостаточность) У новорожденных в анамнезе Антенатальные факторы:
Интранатальные факторы:
У старших Заболевания органов дыхания. Инородные тела в дыхательных путях. Заболевания сердца. Объективные данные Будут зависеть от возраста больного и причины ОДН (острой дыхательной недостаточности). ^ Оценка состояния ребенка является исходной информацией для постановки сестринского диагноза, принятия решений и действий медсестры. При принятии решений главными являются три симптома:
Эти симптомы являются главными для всех синдромов, приводящих к ОДН. Шаг 3. План по оказанию помощи. Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить проходимость дыхательных путей. Проводятся независимо от причин. Освобождение дыхательных путей 1. Придать ребенку правильное положение. 2. Отсосать содержимое изо рта, носа, трахеи. Восстановление дыхания 1. После освобождения дыхательных путей дать увлажненный кислород любым способом. 2. При необходимости проводить искусственное дыхание изо рта в нос и рот (у грудных детей) или через мешок АМБУ (для всех детей). Поддержание кровообращения 1. Ввести лекарственные препараты по назначению врача. Лекарственные препараты - бронхоспазмолитики. 2. При необходимости проводить непрямой массах сердца. Шаг 4. Зависит от синдрома. Оказание помощи рассматривается отдельно для каждого синдрома. Шаг 5. Наблюдение за больным при проведении общих мероприятий. При оказании помощи следить за:
^ Деятельность медсестры при синдроме крупа у детей I. Теоретические вопросы. Характеристика состояния. Круп - это острое воспаление гортани со стенозом. В основе лежит отек слизистой гортани, спазм мышц, сужение голосовой щели в области подсвязочного пространства. Может быть ложным и истинным (при дифтерии). Синдром крупа проявляется в виде одышки, кашля, охриплости голоса. Причины крупа. 1. ОРВИ (грипп, парагрипп). 2. Корь. 3. Ветряная оспа. 4. Дифтерия. Все перечисленные причины приводят к отеку слизистой гортани, спазму мышц, сужению голосовой щели в области подсвязочного пространства. ^ 1. Кашель (грубый, лающий, глухой, сиплый, "петушиный"). 2. Осиплость голоса, вплоть до афонии (стойкая потеря голоса). 3. Затруднение дыхания (возникает чаще ночью, к утру). Анамнез Состояние крупа возникает на фоне заболеваний (см. причины возникновения крупа). Объективные данные Синдромы объективного статуса (состояния) - то, что увидит сестра. Будут зависеть от степени стеноза гортани:
Примечание. Состояние в сторону утяжеления меняется очень быстро и может протекать с признаками тяжелой дыхательной недостаточности. Шаг 2. Окончательный сестринский диагноз - синдром крупа. Шаг 3. План по оказанию помощи. Общие мероприятия. Цель мероприятий: уменьшить отек гортани и улучшить отхождение слизи. Оказание помощи зависит от причины, тяжести заболевания и места нахождения ребенка. Мероприятия:
Примечание. Оказание помощи начинается на догоспитальном этапе (отвлекающая терапия, ингаляция, теплое питье). Шаг 4. ^ Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения. Примечание. При истинном крупе (дифтерийном) - самой опасной форме крупа - без введения антитоксической противодифтерийной сыворотки выздоровление невозможно. Сыворотка вводится только в стационаре. Шаг 5. Наблюдение за больным при проведении общих мероприятий. См. дыхательную недостаточность. ^ Деятельность медсестры при апноэ I. Теоретические вопросы. Характеристика состояния. Апноэ - остановка дыхания. Развивается острое кислородное голодание. Причины апноэ. 1. Внутриутробная травма у недоношенных (поражение дыхательного центра у недоношенных). 2. Асфиксия. 3. Аспирация инородных тел. 4. Коклюш (мокрота становится инородным телом). 5. Ларингоспазм (спазмофилия). ^ Жалобы ребенка. Ребенок перестает дышать, синеет. Данные объективного обследования ребенка. Ребенок не дышит, кожа становится цианотичной, пена на губах. Могут появиться судороги. Приступ заканчивается глубоким вдохом с характерным звуком ("и-и-и"). ^ План по оказанию помощи. Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить проходимость дыхательных путей. Мероприятия:
Примечание. Дети до года подлежат госпитализации. ^ . Приготовить 0,5%-ый раствор седуксена и 2%-ый раствор лазикса и вводить лекарства по назначению врача. Примечание. Седуксен - спазмолитик, лазикс - мочегонный препарат (для уменьшения отека гортани). ^ Наблюдение за ребенком и оценка состояния. Проводится непрерывно по принципу "оценка-решение-действие". ^ 1. Кормить ребенка малыми порциями с учетом АФО ЖКТ (несостоятельность гастрального свинктера - при кашле возможна рвота). При переполненном желудке поднимается диафрагма и усиливается дыхательная недостаточность. 2. Следить за цветом кожи, дыханием, пульсом. ^ Деятельность медсестры при отеке легких I. Теоретические вопросы. Характеристика состояния. Отек легких - это проникновение жидкой части крови в просвет альвеол и вспенивание ее при смешивании с воздухом. В результате отека легких развивается острая дыхательная недостаточность. Причины отека легких. 1. Тяжелое течение пневмонии. 2. Бронхиальная астма. 3. Анафилактический шок. 4. Пороки сердца (см. левожелудочковую недостаточность). 5. Заболевания почек (общие отеки). ^ Жалобы ребенка. Появляется резкое беспокойство ребенка, чувство страха. Развивается удушье с нарастанием одышки. ^ Положение вынужденное. Дыхание клокочущее. Кашель с пенистой розоватой мокротой. Появляется диффузный цианоз, холодный липкий пот. Пульс слабый, частый. Температура чаще повышена. ^ План по оказанию помощи. Общие мероприятия. Цель мероприятий: восстановить просвет альвеол. Мероприятия:
Целевые действия. Приготовить шприцы, капельницы, лекарственные препараты. Лекарственные препараты (доза - по назначению врача):
Ограничение притока крови к легким 1. Наложить венозные жгуты на три конечности попеременно на 20-30 минут. 2. Провести горячую ножную ванну. 3. Положение больного - полусидячее с опущенными конечностями (дает застой крови в конечностях и ограничивает приток крови к легким). Шаг 4. Оказания помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения. Шаг 5. Наблюдение за ребенком и оценка состояния. Проводится непрерывно по принципу "оценка-решение-действие". ********** ^ Сосудистая недостаточность - это нарушение кровообращения, связанное с понижением артериального давления. Различают три формы:
Далее рассматриваются перечисленные три формы. ********** Деятельность медсестры при обмороке ^ Характеристика состояния. Обморок - это кратковременная потеря сознания, обусловленная острой недостаточностью кровообращения головного мозга и развитием ишемии головного мозга. ^ Термины (используются далее по теме). Ишемия - малокровие головного мозга, связанное с нарушением кровообращения, причиной которого является спазм сосудов головного мозга. Парацентез - прокол барабанной перепонки. Причины обморока. 1. Страх. 2. Испуг. 3. Боль. 4. Вид крови. 5. Быстрый переход из горизонтального в вертикальное положение. 6. Усиленное дыхание. 7. Тугой воротничок. 8. Парацентез (у детей). Все перечисленные причины могут вызвать острое малокровие мозга. ^ В предобморочном состоянии 1. Головокружение. 2. Чувство дурноты. 3. Ощущение слабости, усталости. 4. Ослабление внимания. 5. Затруднение речи. 6. Холодный пот. 7. Потемнение в глазах. 8. Тошнота. 9. Зевота. Во время обморока 1. Чувство жара в лице и шее. 2. Резкая слабость. 3. Потемнение в глазах. 4. Потеря сознания от нескольких секунд до 1-2 минут. Данные объективного обследования Зависят от глубины и длительности обморока. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Обильное слюноотделение. Зрачки вначале сужены, а затем расширены. Дыхание угнетено. АД снижается. Пульс слабый. Теряется сознание. Могут возникнуть судорожные подергивания мышц лица, конечностей. Через несколько секунд или минут (иногда после непроизвольного мочеиспускания или акта дефекации) сознание восстанавливается, пульс улучшается. Это состояние нередко сопровождается тошнотой, рвотой, профузным потом. ^ План по оказанию помощи. Общие мероприятия. Цель мероприятий: привести к норме кровообращение головного мозга. Проводятся независимо от причин:
Примечание. При глубоком обмороке приготовить препараты, возбуждающие сосудодвигательный и дыхательный центры - улучшается дыхание и восстанавливается тонус сосудов (кардиамин и 10%-ый раствор кофеина). Провести массаж конечностей (усиление кровотока). ^ Зависят от глубины обморока. Шаг 4. Оказание помощи. Медсестра выполняет все намеченные общие мероприятия и врачебные назначения. Шаг 5. Наблюдение за больным после обморока. 1. Напоить крепким чаем, кофе (восстанавливается тонус сосудов). 2. Дать рекомендации:
********** |