ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА
ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
«СОГЛАСОВАНО»
Декан медико-биологического факультета
профессор _____________________
С.И. Карась
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор ________________
А.И. Венгеровский
|
^
для студентов, обучающихся по специальности
06 01 12 - Медицинская биохимия
Кафедра - патофизиологии
Факультет - медико-биологический
Курс - 5-й
Семестры - IX, X
Учебные часы по действующему учебному плану – 216 ч, из них:
лекции − 53 ч
практические занятия − 91 ч,
самостоятельная работа – 72 ч.
Зачет – IX семестр
Экзамен – Х семестр
^
Цель курса «Гематология»: научить студентов дифференцировать клетки крови и костного мозга по морфологическим и другим признакам в норме и при патологии, дать знания о причинах и механизмах развития болезней системы крови, обучить методам лабораторного исследования крови и костного мозга, диагностики гематологических заболеваний.
Курс «Гематология» для студентов, обучающихся по специальности 06 01 12 - Медицинская биохимия, состоит из двух частей – общей и частной гематологии.
^
Изучить строение и функции системы крови, схему и основы регуляции кроветворения, кинетику, морфологические, цито-, биохимические и функциональные особенности клеток крови.
Освоить методы исследования периферической крови, костного мозга, системы гемостаза.
Научиться дифференцировать клетки крови и костного мозга здоровых людей и лабораторных животных по морфологическим признакам.
Изучить механизмы и методы исследования свертывающей и противосвертывающей систем крови.
Задачи частной гематологии:
Изучить причины, механизмы, особенности клинико-лабораторной картины нарушений сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза.
Освоить принципы диагностики различных вариантов патологии сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза на примере решения ситуационных задач.
Изучить этиологию, патогенез, особенности клинико-лабораторной картины анемий, эритроцитозов, лейкоцитозов, лейкемоидных реакций, лейкопений, острых и хронических лейкозов, лимфом.
Изучить морфологию патологических форм эритроцитов и лейкоцитов, особенности картины периферической крови и костного мозга при гематологических заболеваниях.
Научиться дифференцировать бластные клетки крови и костного мозга по цитохимическим признакам.
Освоить принципы диагностики анемий, эритроцитозов, лейкоцитозов, лейкемоидных реакций, лейкопений, острых и хронических лейкозов, лимфом на примере решения ситуационных задач.
^
для студентов, обучающихся по специальности
06 01 12 - Медицинская биохимия
№ п/п
|
Название
|
Кол-во часов лекций
|
^
|
19
|
Тема 1.
|
Общие сведения о системе крови. Основные этапы развития гематологии. Характеристика системы крови человека и лабораторных животных. Эмбриональное кроветворение.
|
2
|
Тема 2.
|
Учение о стволовой кроветворной клетке. Теории кроветворения. Кинетика стволовых клеток. Современная схема кроветворения.
|
3
|
Тема 3.
|
Регуляция кроветворения.
|
2
|
Тема 4.
|
Морфофункциональная характеристика клеток красной крови в норме и при патологии. Кинетика эритрона. Эритроцит. Патологические формы эритроцитов.
|
2
|
Тема 5.
|
Морфофункциональная характеристика клеток белой крови в норме и при патологии. Кинетика лейкоцитов. Патологические формы лейкоцитов.
|
2
|
Тема 6.
|
Морфофункциональная характеристика тромбоцитов в норме и при патологии. Кинетика тромбоцитов. Понятие о гемостазе. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз (СТГ). Методы оценки функционального состояния СТГ.
|
2
|
Тема 7.
|
Коагуляционный гемостаз (КГ). Плазменные факторы свертывания. Методы оценки функционального состояния КГ.
|
2
|
Тема 8.
|
Геморрагические диатезы и синдромы. Тромбофилии.
|
2
|
Тема 9.
|
Противосвертываяющая система крови (антикоагулянты, система фибринолиза). ДВС-синдром.
|
2
|
^
|
34
|
Тема 10.
|
Анемии. Общие сведения (этиология, классификация, неспецифические и специфические клинико-лабораторные проявления).
|
2
|
Тема 11.
|
Постгеморрагические анемии (этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика).
|
2
|
Тема 12.
|
Наследственные гемолитические анемии (этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика).
|
2
|
Тема 13.
|
Приобретенные гемолитические анемии (этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика).
|
2
|
Тема 14.
|
Железодефицитная и железорефрактерная анемии. Этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.
|
2
|
Тема 15.
|
В12- и фолиево-дефицитные анемии. Этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.
|
2
|
Тема 16.
|
Гипо- и апластические анемии (этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика). Эритроцитозы.
|
2
|
Тема 17.
|
Лейкоцитозы и лейкемоидные реакции (этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика).
|
2
|
Тема 18.
|
Лейкопении (этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика).
|
2
|
Тема 19.
|
Лейкоз. Общие сведения (этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, принципы лабораторной диагностики).
|
2
|
Тема 20.
|
Классификация, дифференциальная клинико-гематологическая характеристика и лечение острых лейкозов.
|
2
|
Тема 21.
|
Классификация хронических лейкозов. Дифференциальная клинико-гематологическая характеристика, диагностика и лечение лимфопролиферативных хронических лейкозов.
|
2
|
Тема 22.
|
Дифференциальная клинико-гематологическая характеристика, диагностика и лечение миелопролиферативных хронических лейкозов.
|
2
|
Тема 23.
|
Злокачественные лимфомы. Этиология, классификация. Неходжкинские лимфомы (классификация, дифференциальная клинико-гематологическая характеристика).
|
2
|
Тема 24.
|
Лимфогранулематоз. Этиология, классификация, патогенез, клинико-гематологическая характеристика, диагностика, лечение.
|
2
|
Тема 25.
|
Переливание крови. Препараты крови и кровезаменяющие растворы. Осложнения при переливании крови. Лабораторная диагностика в трансфузиологии.
|
2
|
Тема 26.
|
Значение системы крови в диагностике и лечении негематологических заболеваний. Гематологические проявления ВИЧ-инфекции.
|
2
|
^
для студентов, обучающихся по специальности
06 01 12 - Медицинская биохимия
№ п/п
|
Название
|
Кол-во часов занятий
|
^
|
57
|
Тема 1.
|
Ведение в гематологию. Знакомство с аппаратурой, применяемой в гематологии. Правила забора крови у человека и лабораторных животных. Техника подготовки предметных стекол, приготовления, фиксации и окраски мазков периферической крови (практическая работа)
|
3
|
Тема 2.
|
Подсчёт эритроцитов. Гемоглобинометрия (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 3.
|
Определение величины гематокрита, индексов эритроцитов. Эритроцитометрия (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 4.
|
Окраска препаратов, подсчёт и изучение морфологии ретикулоцитов (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 5.
|
Определение осмотической резистентности и реакции оседания эритроцитов (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 6.
|
Определение общего количества лейкоцитов. Изучение морфологии лейкоцитов периферической крови (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 7.
|
Подсчёт лейкоцитарной формулы (практическая работа)
|
3
|
Тема 8.
|
Подсчёт и изучение морфологии тромбоцитов (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 9.
|
Итоговое занятие по теме: «Лабораторные методы исследования периферической крови»
|
3
|
Тема 10.
|
Методы забора костного мозга у человека и лабораторных животных. Подсчет общего количества миелокариоцитов. Приготовление, фиксация и окраска препаратов костного мозга (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 11.
|
Морфологические формы миелокариоцитов (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 12.
|
Подсчёт миелограммы (практическая работа)
|
3
|
Тема 13.
|
Подсчёт миелограммы (продолжение).
|
3
|
Тема 14.
|
Подсчёт миелограммы (продолжение).
|
3
|
Тема 15.
|
Подсчёт миелограммы (продолжение). Определение индексов костного мозга (контроль знаний, практическая работа)
|
3
|
Тема 16.
|
Итоговое занятие по теме: «Лабораторные методы исследования костного мозга».
|
3
|
Тема 17.
|
Учение о стволовой кроветворной клетке. Теории кроветворения. Регуляция гемопоэза. Номенклатура клеток крови (семинар)
|
3
|
Тема 18.
|
Свёртывающая и противосвёртывающая системы крови. Методы оценки функционального состояния сосудисто-тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза (семинар)
|
3
|
Тема 19.
|
Патология гемостаза (семинар, решение задач)
|
3
|
X семестр
|
34
|
Тема 20.
|
Патологические формы эритроцитов
|
2
|
Тема 21.
|
Анемии. Постгеморрагические анемии
|
2
|
Тема 22.
|
Гемолитические анемии
|
2
|
Тема 23.
|
Дефицитные анемии. Железорефрактерная анемия
|
2
|
Тема 24.
|
Гипо- и апластическая анемии. Эритроцитозы
|
2
|
Тема 25.
|
Итоговое занятие по теме: «Анемии, эритроцитозы»
|
2
|
Тема 26.
|
Патологические формы лейкоцитов
|
2
|
Тема 27.
|
Лейкоцитозы
|
2
|
Тема 28.
|
Лейкемоидные реакции
|
2
|
Тема 29.
|
Лейкопении. Аномалия Пельгера-Хьюета
|
2
|
Тема 30.
|
Итоговое занятие по теме: «Лейкоцитозы. Лейкемоидные реакции. Лейкопении»
|
2
|
Тема 31.
|
Лейкозы
|
2
|
Тема 32.
|
Острые лейкозы
|
2
|
Тема 33.
|
Цитохимическая характеристика бластных клеток при острых лейкозах
|
2
|
Тема 34.
|
Хронические лейкозы
|
2
|
Тема 35.
|
Итоговое занятие по теме: «Лейкозы»
|
2
|
Тема 36.
|
Лимфомы
|
2
|
^
ОБЩАЯ ГЕМАТОЛОГИЯ
ВВЕДЕНИЕ В ГЕМАТОЛОГИЮ
Исторические этапы развития гематологии в томской школе патофизиологов: вклад П.М. Альбицкого, А.В. Репрёва, Д.И. Тимофеевского, П.П. Авророва, А.Д. Тимофеевского, Д.И. Гольдберга, Е.Д. Гольдберга и В.В. Новицкого. Определение гематологии как дисциплины. Предмет и задачи гематологии. Основные и дополнительные разделы гематологии. Связь гематологии с другими науками. Понятие системы крови. Отличительные особенности крови. Функции крови: транспортная, регуляторная, защитная. Физико-химические показатели крови: удельный вес, осмотическое давление, онкотическое давление, вязкость крови, водородный показатель, химический состав. Эмбриональное кроветворение (характеристика основных периодов). Органы кроветворения у человека в постнатальном периоде развития. Органы кроверазрушения, понятие о ретикулоэндотелиальной системе. Особенности крови лабораторных животных.
^
Основные этапы истории развития учения о кроветворении. Теории кроветворения (полифелитическая, триалистическая, дуалистическая, умеренно-унитарная, унитарная). Структурная организация кроветворной системы. Современная схема кроветворения. Номенклатура клеток крови. Стволовая кроветворная клетка (СКК). Свойства СКК. Доказательства существования стволовых кроветворных клеток в организме. Полустволовые (частично детерминированные) кроветворные клетки, их свойства. Доказательства наличия в организме раздельных родоначальных клеток миелопоэза и лимфопоэза. Характеристика клеток, относящихся к классу коммитированных (унипотентных) клеток-предшественниц гемопоэза, бластных клеток крови, клеток миело- и лимфопоэза, относящихся к классу созревающих клеток. Зрелые клетки крови, их свойства. Виды регуляция гемопоэза. Теории пролиферации и дифференцировки СКК. Роль гемопоэзиндуцирующего микроокружения в регуляции процессов кроветворения. Понятие о гемопоэтинах. Классификация гемопоэтических факторов. Ранние гуморальные активаторы и ингибиторы миело- и лимфопоэза. Поздняя позитивная и негативная регуляция грануломоноцитопоэза. Функциональная характеристика грануломоноцито-поэтических факторов. Поздняя позитивная и негативная гуморальная регуляция мегакариоцитопоэза. Функциональные свойства ростовых факторов, стимулирующих пролиферацию и дифференцировку мегакариоцитов. Поздняя позитивная и негативная гуморальная регуляция эритропоэза. Эритропоэтин, механизмы его действия. Причины и последствия гипо- и гиперпродукции эритропоэтина в организме. Поздняя позитивная и негативная гуморальная регуляция Т- и В-лимфопоэза. Факторы дифференцировки нулевых (ни Т-, ни В-) лимфоцитов.
|