|
Скачать 278.24 Kb.
|
Проект Спортивно – оздоровительных мероприятий «День Здоровья» Пояснительная записка Здоровье важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач нашего государства. Установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый проект нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональное питание школьников. Одним из трех направлений деятельности образовательного учреждения по формированию культуры здоровья и безопасного поведения является проведение Дней Здоровья. Это массовые спортивные мероприятия, в которых участвуют школьники разного возраста, педагоги, а также родители обучающихся. Сроки проведения Дней здоровья – 1 раз в месяц Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки здоровья содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей. Основной формой проведения Дней Здоровья должны стать командно – эстафетные игры, в которых смогут принять участие команды смешенного состава, игры содержащие оздоровительное направление, театрализованные постановки о здоровье, беседы о здоровье, КВН. Для того чтобы уроки Дней здоровья стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия. В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Учитывая, что, ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Уроки о пище, питании проводятся в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды). На уроках Здоровья отметки не выставляются. На поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети включались в обсуждение разных вопросов, я не реагирую отрицательно на их ответы. Доброжелательно выслушиваю их ответы, не показывая свое неприятие позиции ребенка даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре и добрых поступках, словах и в тоже время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами. Каждый урок Здоровья должен приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на урок Здоровья снова. ^ Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, с законами бытия.
^ Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. ^
1 тур: культура поведения, человек и окружающий мир. 2 тур: культура общения, человек и его здоровье.
Содержание программы здоровья Сентябрь. При благоприятной погоде в сентябре День здоровья следует проводить на открытом воздухе. В его программу могут быть включены: пешие прогулки и туристические походы с различными эстафетами, соревнования по ориентированию, подвижные и спортивные игры, прыжки, метания, круговые эстафеты, конкурсы силачей. ^ 1-2 классы: бег на 30м.; прыжки в длину; метание в цель с расстояния 3-5 м и на дальность: подвижные игры «Прыжки по кочкам», «К своим флажкам», «Кто дальше бросит», «Перестрелка», «Удочка», «Веревочка под ногами» и другие игры по выбору детей и учителя. ^ : бег на 30м, прыжки, метание теннисного мяча в цель и на дальность; подвижные игры «Пятнашки маршем», «В четыре стойки», «снайперы» и другие спортивные игры. Октябрь. Осенний кросс «Золотая осень» и подвижные игры. ^ 1-2 классы: кросс на 500 м; передача мяча в колоннах; подвижные игры «Пятнашки», «Вызов номеров», «Охотники и утки», «Совушка», «Волк во рву», «Перекати быстрее» и др. ^ кросс на 1000 м; Конкурс футболистов, подвижные игры «Снайперы», «Круговая лапта», «Передал – садись», «Мяч через сетку», «Эстафета парами», «Обстрел чужого поля» и др. Ноябрь. Во второй четверти в содержание Дней Здоровья включены гимнастические упражнения школьной программы, эстафеты, различные состязания в ловкости, силе и подвижные и спортивные игры. ^ 1-2 классы: игры «Борьба за флажок», «Гонки электричек», «Переправа»,эстафеты «Бегуны», «Прыгуны», преодоление препятствий; ^ : перетягивание каната, ведение мяча с попаданием в корзину, турнир по пионерболу; эстафеты, игры; «Мяч капитану», «Посади картофель», «Двумя мячами через сетку», «Бег в мячах», «Подай и попади» и др. Декабрь. Катание на санках, лыжах, игры, соревнования. Примерное содержание по классам: ^ : конкурс «Кто лучше выполнит упражнения утренней гимнастики , физкультурной минутки». Игры по выбору учащихся. 3-4 классы: конкурс между командами классов на лучшее проведение упражнений коллективной гимнастической разминки, эстафеты с мячами. ^ Игры «Пройди и не задень», «Шире круг», «Лучший лыжник», Штурм высоты». . спуск на лыжах в парах; . эстафеты с санками; ^ ; гонки на 700м. 3-4 классы; гонки на 1 км. Март. «Забавы на санках». Примерное содержание праздника. Гонки на санках; Гонки в парах; Катание парами на санках; ^ Примерное содержание; . Соревнование по бегу на короткие дистанции, по прыжкам в высоту, по метанию мяча. Проведение подвижных игр «Салки», «Мяч среднему», «Вышибало» пионербол». Катание, соревнование на роликах. ^ Цель этого мероприятия – формирование мотивации здорового образа жизни. Ведущий. Здравствуйте - это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте. На первый взгляд, - это самое обыкновенное слово. Но в нем все; и свет улыбки, и радость встречи, и тепло рукопожатия, и пожелание здоровья. Говоря «Здравствуйте!» мы желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. Так давайте, приветствуйте друг друга (педагоги встают в 2 круга: внутренний и внешний, идут по кругу в разном направлении, по сигналу стоп приветствуют друг друга Ведущий. Наша сегодняшняя встреча посвящена Здоровью. Что же такое Здоровье? Ответы педагогов. ^ Это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – самое большое богатство. Здоровье – это счастье. У тебя впереди рабочий день. Постарайся сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелай себе удачи с помощью поглаживаний. В начале обними себя руками и пожелай себе удачи. Затем положи руку на шею и погладь себя, затем погладь себя по голове, поднимая руки с шеи на голову, опусти их на лицо, погладь себя по лицу. Представьте, что перед вами зеркало, загляни в него, ты видишь веселую девочку, которой хочется погримасничать, покривляться, построить рожицы. ^ Ведущий. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Надо следить за своим физическим состоянием. Не заниматься самолечением. Правильно питаться. Регулярно чистить зубы. Спать не менее 7-8 часов в сутки. Заниматься спортом, закаляться. ^ Упрись в землю ногами, Потянись к небу руками, Воздуха чистого вдохни, И мысленно болезни отгони. Ведущий. И так надо помнить….. Здоровье не все, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует! Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать. Здоровье - не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие. Здоровье – способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности. Здоровье – это культура человеческих отношений. Здоровье – социальная культура человека. Здоровье – это образ жизни. Здоровье – капитал его можно приумножить, а можно прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им! Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно. Здоровье - любовь и бережное отношение к природе. Ведущий. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом. Давайте вспомним их. Педагоги идут по кругу берут жетоны по которым распределяются на команды: «Ловкие» и «Быстрые». Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки. Побеждает команда ответ которой стал последним. ^ Здоровье дороже золота. Кто в 20 лет не здоров, в 30 – не умен, в 40 – не богат, тому век таким не бывать. Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест. Чистота - половина здоровья. Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – все потерял. Больному все горько. С больной головы да на здоровую. В добром здравии и хворать хорошо. Болен лечись, а здоров берегись. Не каждый больной кто стонет. ^ Игра – разминка. Раз, два, три, четыре. Меня грамоте учили: И писать и читать, И на лошади скакать. ( По кругу выложены обручи, их меньше чем участников игры, Игроки передвигаются по кругу, выполняя задание). «Шаг коня» - согнув руки в локтях, ладони вниз, высоко поднимают колени, доставая ими до ладоней, двигаются по кругу. «Поворот» - двигаются в обратную сторону. «Рысь» - бегут. «шаг коня» - переход на ходьбу. «По местам» - разбегаются, стараясь, занять кружок. Ведущий. Успешность вашей работы во многом зависит от того, насколько хорошо вы себя чувствуете. Педагоги должны бережно относиться к собственному здоровью и помнить, что они входят в группу риска по различным профессиональным заболеваниям. Вы много времени проводите на ногах, часто вынуждены находиться в статической позе. Из за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Все это может спровоцировать различные заболевания. Чтобы этого избежать, необходимо чередовать работу с активным отдыхом. Возьмите за правило выполнять вместе с детьми разминку, подвижные игры. ^ Кто дольше прокрутит обруч. Кто дольше простоит в позе «ласточка». «Эстафета зверей» (Играющие в командах принимают названия зверей: «медведи», «зайцы», «лисы», звери услышав свое название бегут к финишу и возвращаются в команду, кто быстрей). Профессия обязывает Вас много говорить не только в помещениях, но и во время прогулки с детьми. Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Необходимо выполнять дыхательные упражнения для укрепления мышц гортани.
Работа с детьми и их родителями зачастую связана с психологическими нагрузками. Поэтому к профессиональным заболеваниям педагогов относятся болезни сердечно – сосудистой системы, быструю утомляемость, нервно – психические заболевания. Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным энергией, расслабиться и снять симптомы утомления может точечный массаж. ^ Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеемся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Больше двигайтесь, чаще бывайте на свежем воздухе, учитесь управлять эмоциями, поддерживайте друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье ^ Мы отправляемся в путешествие. На каждой остановке проведем на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять.
1.что возьмешь с собой в баню? Выбери. На столике лежат : Чистые майка, трусы, полотенце, ножницы, нитка, иголка, стакан, мыло, мочалка.
Зубная щетка, паста, стакан, футляр для щетки.
Таз, вода, мыло, мочалка, полотенце. Игра: «Кто быстро и чисто постирает носовой платок». Станция «Неосторожность» ( оказание первой помощи при несчастных случаях).
Игра: «Перенеси вдвоем товарища на руках». Станция «Опрятная» Викторина: Как стирают носки? ( с двух сторон). Чем отличается уход за нательным бельем от ухода за верхней одеждой7 Как ухаживать за волосами? Как ухаживать за обувью? ( показать как следует чистить кожаную обувь). Правила ухода за верхней одеждой. ( Почистить брюки). Игра: «Подмети пол» Станция «За столом или приятного аппетита»
Игра: «Кто тише». Станция «Будь внимателен и осторожен»
^ ( по команде «каролла», «волга», «джип» выезжают автомобили из гаража). Вот и закончилось наше путешествие в «Страну Здоровья» ^ (урок соревнование) Дорогие ребята, члены жюри, педагоги, зрители. Напоминаем вам правила игры. Мы задаем вопросы а от вас ждем правильных ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 5 очков. Победителей ждут призы. ^
Пока, здорово, здравствуйте, привет, доброе утро.
Позовите Машу. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу. Здравствуйте, позовите Машу. Здравствуйте, извините, пожалуйста, Маша дома?
Можно войти. Я войду. Извините, можно войти.
Пропустите меня, я выхожу. Разрешите пройти. Извините можно пройти. Веселая эстафета с воздушным шариком. Человек и его здоровье
Физиология, анатомия, зоология.
Чтобы сохранять и укреплять здоровье; Чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться; Чтобы умело использовать свои возможности.
Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий. Горбатый, бледный, хилый, низкий. Стройный, сильный, ловкий, статный.
Соревнование «передай ленту» Круговая эстафета из 5 препятствий. День Здоровья для детей. Цель этого мероприятия – формирование мотивации здорового образа жизни. Ведущий. Здравствуйте - это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте. На первый взгляд, - это самое обыкновенное слово. Но в нем все; и свет улыбки, и радость встречи, и тепло рукопожатия, и пожелание здоровья. Говоря «Здравствуйте!» мы желаем человеку быть здоровым, крепким, сильным. Так давайте, приветствуйте друг друга (педагоги встают в 2 круга: внутренний и внешний, идут по кругу в разном направлении, по сигналу стоп приветствуют друг друга Ведущий. Наша сегодняшняя встреча посвящена Здоровью. Что же такое Здоровье? Ответы детей ^ Это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – самое большое богатство. Здоровье – это счастье. У тебя впереди учебный день. Постарайся сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелай себе удачи с помощью поглаживаний. В начале обними себя руками и пожелай себе удачи. Затем положи руку на шею и погладь себя, затем погладь себя по голове, поднимая руки с шеи на голову, опусти их на лицо, погладь себя по лицу. Представьте, что перед вами зеркало, загляни в него, ты видишь веселую девочку или мальчика которые хотят погримасничать, покривляться, построить рожицы. ^ Ведущий. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Надо следить за своим физическим состоянием. Не заниматься самолечением. Правильно питаться. Регулярно чистить зубы. Спать не менее 7-8 часов в сутки. Заниматься спортом, закаляться. ^ Упрись в землю ногами, Потянись к небу руками, Воздуха чистого вдохни, И мысленно болезни отгони. Ведущий. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом. Давайте вспомним их. Педагоги идут по кругу берут жетоны по которым распределяются на команды: «Ловкие» и «Быстрые». Члены команд поочередно называют пословицы и поговорки. Побеждает команда ответ которой стал последним. ^ Здоровье дороже золота. Кто в 20 лет не здоров, в 30 – не умен, в 40 – не богат, тому век таким не бывать. Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест. Чистота - половина здоровья. Деньги потерял – ничего не потерял, здоровье потерял – все потерял. Больному все горько. С больной головы да наздоровую. В добром здравии и хворать хорошо. Болен лечись, а здоров берегись. Не каждый больной кто стонет. ^ Игра – разминка. Раз, два, три, четыре. Меня грамоте учили: И писать и читать, И на лошади скакать. ( По кругу выложены обручи, их меньше чем участников игры, Игроки передвигаются по кругу, выполняя задание). «Шаг коня» - согнув руки в локтях, ладони вниз, высоко поднимают колени, доставая ими до ладоней, двигаются по кругу. «Поворот» - двигаются в обратную сторону. «Рысь» - бегут. «шаг коня» - переход на ходьбу. «По местам» - разбегаются, стараясь, занять кружок. Ведущий. Успешность вашей учебы во многом зависит от того, насколько хорошо вы себя чувствуете. Вы должны бережно относиться к собственному здоровью и помнить. Вы много времени проводите на ногах, часто вынуждены находиться в статической позе. Из за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Все это может спровоцировать различные заболевания. Чтобы этого избежать, необходимо чередовать работу с активным отдыхом. Возьмите за правило выполнять разминку, подвижные игры. ^ Кто дольше прокрутит обруч. Кто дольше простоит в позе «ласточка». «Эстафета зверей» (Играющие в командах принимают названия зверей: «медведи», «зайцы», «лисы», звери услышав свое название бегут к финишу и возвращаются в команду, кто быстрей). Чтобы ваше горлышко было крепким и не болело, выполняйте гимнастику.
. Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным энергией, расслабиться и снять симптомы утомления может точечный массаж. ^ Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продлевает жизнь. Когда мы смеемся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Больше двигайтесь, чаще бывайте на свежем воздухе, учитесь управлять эмоциями, поддерживайте друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье. ^ (игра – путешествие) Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в город Чистоты и Порядка. Приглашаю всех в наш автобус, садитесь поскорее. ^ Здесь живут люди, которые перестали следить за чистотой и порядком. Они перестали умываться, чистить зубы, мыть ноги. Ногти их «черным бархатом обшиты». Ребята на станции Грязнулька перестали посещать парикмахерскую. Представляете, в кого они превратились? Ученые определили, что волосы живут от 2 до 4 лет, за это время они успевают вырасти на 12 – 15 см. Чтобы волосы были здоровыми, чистыми, за ними нужно ухаживать, прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от грязи и пыли. Не реже одного раза в неделю голову следует мыть горячей водой с мылом или шампунем. Расскажите, как вы соблюдаете личную гигиену? Игра: «Подмети пол», «Кто быстрее оденет фартук». Ребята, запомните нехитрые правила, чтобы не стать жителем станции Грязнулька.
^ Станция Грязнулька и город Лентяйск находятся близко друг от друга. Люди, проживавшие в них, дружные соседи, потому что между ними много общего. Ребята, как вы думаете, чем они похожи? Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтает об этом Емеля из стихотворения. ^ Чтоб не знать в учебе риска, нужна ручка самописка, Чтобы буквы не учить, должны книги говорить. Чтобы тело чистым было в дом само приходит мыло: ^ И тогда бы все Емели долго спали, пили, ели, В телевизоры глядели, да бока на печке грели. Ребята, а среди нас есть такие Емели? Игра: « Посадка и сбор картофеля», «Рыбаки и рыбки». Некоторые мальчики и девочки забывают хорошее и важное правило: «У каждой вещи должно быть свое место». К этому следует приучать себя с детства. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать много различных дел. Порядок необходимо соблюдать во всем: портфель не должен валяться на полу; мокрые туфли нельзя ставить в ящик, не просушив их; кожуре от апельсина, оберткам от конфет не место на полу. В уголке школьника тетради и книги должны лежать в определенном порядке. Тогда не надо будет ничего искать – все всегда под рукой. ^ На этом полустанке живут очень любопытные люди. Взрослые и дети любят читать книги, они с удовольствием участвуют в конкурсах и викторинах. Школьники здешней школы предлагают вам вспомнить пословицы, поговорки о чистоте и порядке. . Чистота – лучшая красота. . Чистота – залог здоровья. . Чисто жить – здоровым быть. . Чистая вода для хворобы – беда. . Не думай быть нарядным, а думай быть приятным. Загадки: Волосистой головой, в рот она влезает ловко И считает зубы там по утрам и вечерам. Гладко, душисто, моет чисто. Нужно, чтоб у каждого было, что, ребята --- Лег в карман и караулю, реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос. Целых 25 зубков, для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком. Вроде нежная на вид, но не просит пищи, По одежде пробежит, она станет чище. Мудрец в нем видит мудреца, Глупец – глупца, баран- барана, Овцу в нем видела – овца, а обезьяну – обезьяна. ^ Айболит: Добрый день. Друзья! Вести КВН буду я современный Айболит. Надеюсь, что мои лекарства – остроумие и находчивость – помогут вам в столь интересной борьбе за здоровье. - команды, готовы ли начать состязание? Приветствие команд
Если трудно, если надо, все ребята скажут да. Пораженье иль победа – Это вовсе не беда. Если нужно, если надо. Все ребята скажут да. Очень добрыми глазами посмотри на нас, жюри.
Мы участвуем сейчас в КВНе первый раз. Все привыкли мы к порядку, утром делаем зарядку. Все на лад идет тогда: и работа , и игра. В КВН играть хотим , и быть может победим. Разминка. Команды задают вопросы друг другу.
Номер от команды – прочитать стих о здоровье (домашнее задание) Жюри подводит итоги. ^ Командам было дано задание – выучить правила дорожного движения. От выполнения этих правил часто зависит и здоровье. ^ Даются две одинаковые легковые машины, нитка длиной 5 м. Кто быстрее приблизит машину к себе, наматывая нитку на палочку, Не путая нитку и дорогу. Тот лучший шофер. ^ Сейчас узнаем, кто из вас самый сильный? Вы будете надувать шарики. Чей шар быстрее лопнет, тот самый сильный. Шуточный номер - частушки (домашнее задание) Конкурс капитанов. Кто быстрее и культурнее съест яблоко, тот и победит. ^ У каждого на груди в круге нарисованы разные предметы – по 10 в каждой команде. Очки --------глаза Башмак ----ноги Солнце -----шляпа Кран -------руки Нос ----------носовой платок Ногти -------ножницы Зубная щетка – зубная паста Лохматая голова ---- расческа Щетка ----- таз с водой Спящий человек ---будильник Нужно найти себе пару из другой команды и пожать руку друг другу. Айболит Дорогие ребята, спасибо вам за участие в нашем КВН. Будьте всегда чистыми, аккуратными, здоровыми. Подведение итогов. Награждение команд. ^ На нашем лице имеются мимические мышцы. Они отличаются от двигательных мышц тем, что одним концом присоединены к костям черепа, а другим — к коже лица. Мимические мышцы сжимают или растягивают губы, закрывают и открывают глаза, сдвигают брови и т. д. В зависимости от состояния мышц лицо может быть хмурым или удивленным, улыбающимся или печальным. Когда мы улыбаемся, хмуримся, глотаем пищу, насвистываем или напеваем какой-то мотив, мышцы лица сокращаются или расслабляются. Различные группы мышц работают вместе или выполняют противоположные действия. Задача корригирующей гимнастики состоит не в том, чтобы сделать мышцы лица более сильными, а добиться умения расслаблять мимические мышцы. Она должна помочь предотвратить появление морщин, ослабить резкость мимических складок, разгладить лицо, убрать излишки жировых отложений. Каждую мышцу можно исправить путем направленных усилий во время соответствующих упражнений. В зависимости от того, что мы хотим исправить в нашем лице, надо заставлять работать определенные мышцы нужным образом. Рассмотрим связь некоторых мышц с выражением лица. Например, круговая мышца рта сжимает губы. При крепко сжатых губах лицо приобретает выражение решительности, строгости. Если губы приоткрыты, мышца расслаблена, лицо теперь выглядит вялым, равнодушным или самодовольным. Одновременно с круговой мышцей рта нередко сокращается мышца, сжимающая щеки (при свисте, пыхтении, надувании щек, смехе). Обиженное выражение лицу придает выдвинутая вперед мышца подбородка Лобная мышца поднимает брови, придает лицу выражение внимания или удивления. Мышца треугольной формы опускает уголки рта, придает лицу выражение иронии, презрения. При плаче работают лобные мышцы, глазные, носовая и треугольная мышцы. Носогубные мышцы придают лицу выражение отвращения, возмущения. Воздействие упражнений на мышцы должно быть целенаправленным. Гимнастика — это не простое гримасничание. Делая гимнастические упражнения, надо представлять их связь с конкретными мышцами лица. Гимнастика лица включает упражнения для губ, щек, глаз. Большое значение имеет продолжительность упражнений, их регулярность и систематичность. На занятия достаточно отводить 5—7 минут в день. Упражнения надо выполнять неторопливо, спокойно, лучше сидя на стуле с прямой спинкой, при этом спина должна быть прямой, подбородок выше уровня плеч. ^ 1. Вдохните глубоко: через нос, расширив ноздри; надуйте щеки и с силой делайте выдох толчками через сомкнутые губы. Повторите три-четыре раза. 2. То же самое, удерживая на месте углы рта указательными пальцами. 3. Сделайте вдох через нос и с силой толчками выдыхайте через левый уголок рта, надув левую щеку. Затем то же самое повторите для правой щеки. Упражнение повторите 3—4 раза. 4. Надуйте щеки, перекатывайте воздух с левой стороны на правую и обратно. Эти упражнения заставляют работать мышцы щек, расправляют вертикальные складки около рта. 5. Приоткройте и затем сомкните губы, не разжимая челюстей. Повторите 5—6 раз. 6. Произнесите звуки «а», «и», «о», «ы» пять—шесть раз. Это упражнение, как и предыдущее, позволяет разгладить морщины на верхней губе. 7. Приложите ладони к щекам, указательные и безымянные пальцы наложите на уголки глаз. Средними пальцами слегка придавите верхние веки открытых глаз. Зажмуривайте с силой глаза, противодействуя этому средними пальцами. Повторите 4—5 раз. 8. Плотно сомкните веки на пять секунд, затем широко откройте глаза на те же 5 секунд, не морща при этом лоб. Повторите 3—4 раза. 9. Не поворачивая головы, следите глазами за медленно качающимся маятником. Каждые 10 секунд закрывайте глаза и считайте до 3. Проделайте такое упражнение 5—6 раз. 10. Производите медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся два раза в одну и два раза в другую сторону. Повторите 2—4 раза. 11. Держа голову прямо и неподвижно, поднимите глаза вверх до отказа (лоб не морщить), а затем вниз. В верхнем и нижнем положении удерживайте глаза по 2 секунды, после чего закройте глаза на 3 секунды. Повторите 3—4 раза. 12. Быстро считая до 10, моргайте веками на каждый счет, а через 3 секунды отдыха с закрытыми глазами делайте то же. Повторите 3—6 раз. Упражнения для глаз улучшают кровоснабжение глазных мышц и тканей вокруг глаз. 13. Поверните голову вправо, затем влево до отказа и опустите ее на грудь, сделав выдох и расслабив мышцы. Это упражнение обеспечивает прилив крови к лицу. Упражнение повторите 2—3 раза. Программа корригирующей гимнастики должна быть строго индивидуальна. Вы должны разработать ее сами после того как решите, какие дефекты хотите удалить, какие мышцы желаете расслабить. Корригирующую гимнастику надо выполнять в свободной одежде после гигиенической общей гимнастики, утром перед умыванием или вечером перед сном, но можно и в любые свободные часы. ^ Шея требует такого же тщательного ухода, как и лицо, потому что кожа шеи стареет раньше и быстрее и больше выдает возраст. Очень важно дольше сохранить ее эластичность, не допускать появления морщин, двойного подбородка и других деформаций. К сожалению, многие к уходу за кожей шеи обычно приступают позже, чем за кожей лица, когда время уже упущено. А ведь при хорошем состоянии лица плохо ухоженная шея особенно бросается в глаза. Распределение подкожного жира с возрастом меняется. На шее раньше образуются жировые отложения. Поэтому систематический и правильный уход за шеей надо начинать с молодых лет так же, как и за лицом. Следует учитывать, что преждевременное ослабление шейных мышц способствует образованию двойного подбородка. Он образуется при нерегулярном и избыточном питании, сидячей работе с опущенной головой, а также от чтения в постели, сне на высокой подушке, ходьбе с опущенной головой. Кожа под подбородком от тяжести жировых отложений провисает. Наибольшее влияние на состояние кожи и укрепление мышц шеи оказывает гимнастика. Она служит главным профилактическим средством против старения кожи, улучшает кровообращение в области шеи. Корригирующую гимнастику шеи лучше делать утром, предварительно смазав шею жирным кремом. ^ 1. Откинуть голову назад до предела и накрыть верхнюю губу нижней, затем спокойно опустить голову вперед, коснувшись подбородком груди (4—6 раз). 2. Медленно повернуть голову вправо, а затем влево. Через 4—6 плавных поворотов перейти к быстрым (8—10.раз). 3. Плавно повернуть голову в сторону и поднять вверх (4 раза в каждую сторону). 4. Повернуть голову в сторону и коснуться подбородком плеча, не поднимая плеч (по 4 раза в каждую сторону). 5. Наклонить голову вправо, коснуться ухом плеча, затем влево (4—6 раз). 6. Поворачивать («катать») голову по часовой стрелке вниз, вправо, назад, влево, вниз. То- же против часовой стрелки (6—10 раз в каждую сторону). 7. Вытянуть шею вперед, подбородок поднять вверх, затем подать шею назад, прижав подбородок (4—6 раз). 8. Положить ладони на затылок, сцепив пальцы. Опустить голову. Небольшими рывками откидывать голову назад, преодолевая сопротивление рук (4— 6 раз). 9. Положите локти на стол, а кисти рук одну на другую, обопритесь на них подбородком, затем руками поднимайте голову вверх, преодолевая сопротивление головы- После этого, нажимая подбородком на кисти рук, опустите их вниз. Повторите упражнение 4—6 раз. Через 10—12 дней занятий гимнастикой количество повторений каждого упражнения следует увеличить в два раза и затем довести до 30—40 повторений. Не надо форсировать резкость и частоту движений вначале. Если почувствуете усталость или легкое головокружение, сделайте передышку и через некоторое время возобновите упражнения. Вместе с тем спать лучше на плоской подушке, не читать лежа. Человек выглядит моложе, если он держит выше голову и следит за своей осанкой. |