|
Скачать 0.81 Mb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.СЕЧЕНОВАКафедра факультетской хирургии №2
^ “Хирургические болезни” (факультетская хирургия) (наименование) по специальности 060101 “лечебное дело” (номер, название) Общая трудоемкость: ^ 6 Лекции: 20 Занятия: 126 Форма итогового контроля: экзамен (экзамен, зачет) Москва – 2009 ВВЕДЕНИЕ Хирургические болезни составляют один из основных разделов врачебной специальности, целью которого является подготовка высококвалифицированного врача. Материал программы распределяется таким образом, что студенты изучают хирургические болезни в объеме, необходимом врачу любой специальности. Преподавание хирургических болезней на лечебном факультете должно проводиться с учетом специфики подготовки специалиста в соответствии с тематическими планами и исходя из часов учебного плана. На основании знаний нормальной, патологической и топографической анатомии, нормальной и патологической физиологии, симптоматологии хирургических заболеваний и овладения основными методами обследования хирургических больных, студент должен научиться использовать эти методы для диагностики хирургического заболевания в типичном варианте его течения, логического обоснования диагноза, дифференциальной диагностики, а также научиться принципам терапии, профилактики, реабилитации хирургических больных и оказания врачебной помощи при неотложных хирургических заболеваниях. Настоящая модульная рабочая программа по дисциплине «Хирургические болезни» представлена в виде совокупности отдельных модулей и модульных единиц, объединенных в общий модуль «Факультетская хирургия». Программа модернизирована в соответствии с современными тенденциями развития медицинского образования, современных достижений науки и техники, информационного обеспечения и методов контроля итоговой нагрузки студента. Новизна заключается в интеграции разделов учебных дисциплин в единый модуль, что дает более целостное понимание сути проблемы и возможностей ее решения. Целью является обучение студентов основным клиническим синдромам в типичном проявлении хирургических заболеваний на основе разработанной модульной программы, принципам синдромальной диагностики и основам клинического обследования хирургических больных на основе принципов доказательной медицины. В соответствии с обозначенной целью при разработке программы были решены следующие задачи: (1) на основе обязательной образовательной программы ГОС ВПО, квалификационной характеристики и сквозной программы по специальности «Лечебное дело», их унифицированного фрагмента «Хирургические болезни», раздел «Факультетская хирургия» разработана самостоятельная программа по модульному принципу, в которой больше времени уделяется самостоятельной работе студента; (2) составлена номенклатура модулей, в соответствии с перечнем заболеваний и состояний входящих в программу и синдромальным принципом; (3) конкретизировано представление о том, что студент должен знать и уметь после выполнения программы модуля; (4) конкретизированы текущий и рубежный контроль знаний и умений студента. В каждом из модулей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию модульной учебной программы, были выделены три раздела: (1) конечные цели обучения модуля, методы достижения и контроля этих целей; (2) номенклатура модулей и модульных единиц, их содержание, методическое обеспечение и методы контроля; (3) организационные формы реализации программы. Модульная рабочая программа содержит общие цели изучения курса, перечень необходимых умений и знаний для каждого раздела номенклатуры модулей, основное содержание модуля, информационные источники для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, описание материально–технического оснащения модуля, методики изучения и контроля различного уровня. Организационные формы реализации программы представлены в виде тематического плана лекций и практических занятий по номенклатуре модулей с указанием часов, выделяемых для их изучения. В соответствии с учебным планом общая трудоемкость составляет 219 часов, из которых 146 часов отводится на аудиторную работу (20 часов лекции и 126 часов практические занятия) и 73 часа на внеаудиторную самостоятельную работу. ^ «ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ» Общий модуль «ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ» ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА – формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания, в том числе ургентного, в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знания современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической помощи при неотложных хирургических заболеваниях. ^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
^
^ (по материалам к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических ВУЗОВ по специальности 060101 «Лечебное дело») ^ (по всем системам органов - злокачественные и доброкачественные) II. Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ Болезни щитовидной железы: эндемический зоб, диффузный токсический зоб, аденомы, рак, тиреоидит, гипотиреоз, микседема. Гипер- и гипопаратиреоз. ^ Врожденные пороки сердца: открытый артериальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки, тетрада Фалло, коарктация аорты. Болезни перикарда: тампонада сердца, травматические повреждения сердца. Расслаивающая аневризма аорты. Заболевания периферических артерий: эндартериит, атеросклероз, тромбоз, эмболия. Болезни вен: варикозная болезнь, тромбоз, тромбофлебит, хроническая венозная недостаточность. Болезни сосудов легких: тромбоз и эмболия легочной артерии, инфаркт легкого, легочная гипертензия, легочное сердце. ^ Инфекции легких: острый бронхит, пневмонии, абсцесс, гангрена, туберкулез. Обструктивные болезни легких: хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь; эмфизема легких; ателектаз, аспирация. Болезни плевры: плеврит, пневмоторакс, гемоторакс. ^ Болезни пищевода: рефлюксный эзофагит, грыжа диафрагмы, кардиоспазм. Болезни желудка: гастрит, язва желудка. Болезни кишечника: энтероколит, язва двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника, терминальный илеит (болезнь Крона), неспецифический язвенный колит, синдром мальабсорбции, аппендицит, кишечная непроходимость, тромбоз мезентеральных сосудов, дивертикулез, геморрой, трещины заднего прохода, парапроктит. Дисбактериоз. Желудочно-кишечные кровотечения. Грыжа: пищеводного отдела диафрагмы, белой линии живота, бедренная, паховая, пупочная, послеоперационная. Перитонит. Болезни поджелудочной железы: панкреатиты, муковисцидоз, гастринома (синдром Золлингера-Эллисона). Болезни печени и желчных путей: гепатиты, циррозы, эхинококкоз, альвеококкоз, абсцесс, печеночная недостаточность, желтухи; портальная гипертензия, асцит. Желчно-каменная болезнь, холециститы, холангит. Постхолецистэктомический синдром. Дискинезии желчных путей. ^ (пороки развития) (по всем системам и органам).
Анализ крови: общий; биохимический (глюкоза, общий белок и его фракции, билирубин, холестерин, холинэстераза, липопротеины высокой и низкой плотности, АСТ, АЛТ, щелочная фосфатаза, мочевина, креатинин, мочевая кислота, калий, натрий, кальций), биохимический скрининг на хромосомные аномалии и ВПР (АФП, бета-ХГЧ); иммунологический - титры противострептококковых антител, иммуноглобулины, реакция Вассермана; ВИЧ; бактериологический; коагулограмма (протромбиновое время, время кровотечения, АЧТВ, фибриноген, ПДФ, РКФМ, время рекальцификации, время фибринолиза); онкомаркеры. Анализ мочи: общий, по Нечипоренко, по Зимницкому, бактериологический. Анализ мокроты (общий, цитологический, бактериоскопический, бактериологический, анализ на микобактерии туберкулёза). Анализ кала (общий, на дисбактериоз, гельминты, простейшие, бактериологический). Анализ раневого содержимого на чувствительность микрофлоры к антибиотикам. Анализ цитологического и гистологического исследования материалов, полученных при биопсии или удалении органов. Рентгенологические методы исследования (обзорная рентгеноскопия- графия органов грудной и брюшной полости, рентгеноконтрастные методы исследования органов брюшной полости и желчевыводящих путей). УЗИ, КТ. Эндоскопические методы исследования (бронхоскопия, эзофагогастродуоденоскопия, колоноскопия, ректороманоскопия).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
^ Дисциплина “Хирургические болезни”, общий модуль (раздел) “Факультетская хирургия” относится к клиническим дисциплинам и является составной частью цикла “Хирургия”. Раздел “Факультетская хирургия” необходим для дальнейшего изучения раздела “Госпитальная хирургия”. Для освоения дисциплины “Хирургические болезни” необходимо иметь базисные знания и изучение следующих дисциплин. ^ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
^
УРОЛОГИЯ
^
^
ФАРМАКОЛОГИЯ
^
^
^
^
^
^
^
^
^
^
ФИЗИКА
^ Тематический план лекций и занятий
* К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д. ^ Номенклатура модулей Организационные формы реализации программы
Цель изучения каждого модуля: овладение студентами навыками всестороннего клинического исследования хирургических больных и умению обобщить полученные данные для установления диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выбора метода лечения. Модуль I: Заболевания пищеварительного тракта Модульные единицы: ^ 3.1. Заболевания ободочной кишки. Рак ободочной кишки. 3.2. Заболевания прямой кишки. Рак прямой кишки. 4. Острый аппендицит Модульная единица 1. Заболевания пищевода Содержание обучения Анатомия и физиология пищевода. Типичная рентгенологическая и эндоскопическая картина основных заболеваний. ^ Показания к экстирпации, гастростомии, лучевой и химиотерапии в зависимости от гистологической структуры, локализации и распространенности заболевания. Дивертикулы пищевода (Ценкера, Рокитанского, наддиафрагмальный). Кардиоспазм (пневмокардиодилятация, операция Геллера). Рефлюксная болезнь пищевода. Отличие скользящей и параэзофагеальной грыжи. Операция Ниссена. Лапароскопическая фундопликация. Пищевод Баррета. Рубцовая стриктура пищевода. Показания к бужированию и пластике. Повреждения пищевода. Синдром Борхава. ^ Основные источники информации: 1. Кузин М.И. «Хирургические болезни»: М. Медицина, 1995 стр. 257-293., (пищевод) 2. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Тесты и ситуационные задачи для программированного обучения по хирургическим болезням». М.1991г. стр. 80, 85 – 87. 3. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М., 2005., стр.116, 118-124. Дополнительные источники информации: 1. Черноусов А.Ф. Хирургия пищевода, М., 2000. 2. Р.М. Евтихов, М.Е. Путин, А.М. Шулутко «Клиническая хирургия», М., «ГЕОТАР-Медиа», 2005., стр. 349 – 373. – хирургические заболевания пищевода. Материально техническое обеспечение: Первое хирургическое отделение ГКБ №61. Электронная база рентгенограмм по заболеваниям пищевода. Видеоматериалы по заболеваниям пищевода. Набор инструментов для нехирургического лечения заболеваний пищевода. ^ : Написание рефератов по дополнительным источникам информации, Решение ситуационных задач и тестов при подготовке к занятиям. Сборник: «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М.2005.стр. 116, 118-124 ^ : Курация больных в первом хирургическом отделении. Решение ситуационных задач из методического руководства и тестовых сборников. Присутствие при рентгендиагностике и эндоскопии, работа в перевязочной и операционной. ^ : перед началом занятия контроль исходного уровня знаний студентов, в течении занятия тестовый контроль усвоения материала занятия и решение ситуационных задач из сборника 2005 г. |