Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 327.14 Kb.
Название Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата 22.03.2013
Размер 327.14 Kb.
Тип Рабочая программа

Рабочая программа






Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.СЕЧЕНОВА




Кафедра факультетской хирургии №2



ОДОБРЕНО

учебно-методической конференцией кафедры
«___»__________ 200 г., протокол №__


Заведующий кафедрой
факультетской хирургии №2

________________ /Шулутко А.М./

(подпись) (ФИО)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Учебно-методического совета по специальности ^ 060105
(номер)
Стоматология

(название)

«__» _________ 2010 г., протокол №__

Председатель УМС

________________ /И.М.Макеева/

(подпись) (ФИО)



^

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ



«Общая хирургия»

(наименование)


по специальности: 060105 «Стоматология»
(номер, название)



Общая трудоемкость: __117__ учебных часов

В т.ч. аудиторных: ___78____

Лекции: __15__________

Занятия: __63__________

Форма итогового контроля: ____зачёт__

(экзамен, зачет)


Москва – 2010


ВВЕДЕНИЕ

В системе высшего медицинского образования «общая хирургия» наряду с пропедевтикой внутренних болезней, является одним из первых интегративных предметов, требующих наличия базовых знаний по теоретическим дисциплинам. Вместе с тем, общая хирургия как учебная дисциплина имеет сугубо клиническое значение, поскольку проблемы асептики и антисептики, кровотечений, трансфузиологии, хирургических инфекции встречаются в повседневной деятельности практически любого врача. Материал программы по общей хирургии распределяется таким образом, что студенты - будущие стоматологи - изучают данный предмет в объеме, необходимом врачу любой лечебной специальности. Преподавание общей хирургии на стоматологическом факультете должно проводиться с учетом специфики подготовки специалиста указанного профиля в соответствии с тематическими планами и исходя из количества часов учебного плана. Педагогической целью преподавания общей хирургии является выработка у студента навыков клинического применения знаний.

В соответствии с учебным планом общая трудоемкость составляет 117 часов, из которых 78 часов отводится на аудиторную работу (15 часов - лекции и 63 часа - практические занятия), а также 39 часов на внеаудиторную самостоятельную работу.


^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Общая хирургия»


Общий модуль

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ это овладевание студентами основами клинического обследования больных хирургического профиля, знакомство с принципами хирургических методов лечения и семиотикой основных видов хирургических заболеваний; формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания (в том числе неотложного) в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знание современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической помощи при неотложных хирургических заболеваниях и состояниях.


^ КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ - в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1.Правила и методы асептики и антисептики;

2.Общие принципы диагностики, основные клинические проявления, этиологию, патогенез, классификацию гнойно-воспалительных процессов, опухолевых заболеваний, различных видов травм;

3.Основные принципы хирургического лечения больных и основные понятия о хирургической операции, раневом процессе;

4.Основные принципы и виды обезболивания, применяемые при лечении, диагностике заболеваний, показаниям и противопоказания к их применению.

5.Выявление у пациентов типичных симптомов и синдромов хирургических заболеваний в соответствии с перечнем неотложных состояний и заболеваний, включенных в программу.


^ В результате освоения дисциплины "Общая хирургия" обучающийся должен уметь выполнять совокупность следующих видов деятельности:

1.Соблюдение правил асептики и антисептики при работе в отделениях стационара и амбулатории (обработка рук; одевание стерильного халата, шапочки, масок, перчаток; использование медицинского инструментария, перевязочного материала и пр.)

2. Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента с подозрением на наличие хирургической патологии:

●производить расспрос пациента и его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и болезни.

●производить осмотр и физикальное исследование больного с подозрением на хирургическую патологию; исследование местного статуса, определить вид раны и фазу раневого процесса.

●составлять план лабораторно-инструментального исследования больного.

●анализировать результаты лабораторных исследований крови (общий и биохимический анализ, посев крови), мочи (общий анализ), раневого содержимого на чувствительность флоры к антибиотикам.

●определить характер патологического процесса, лежащего в основе хирургического заболевания: воспаление, новообразование, повреждение, порок развития, наличие паразитов.

●изложить полученные при исследовании больного данные в виде разделов истории болезни хирургического больного с описанием местного статуса.

3.Постановка «рабочего диагноза», назначения лечения и профилактики при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки: фурункул, пролежни, ожоги 1-2 степени, поверхностные раны.

4.Диагностика и оказание экстренной врачебной помощи детям и взрослым на догоспитальном этапе и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях:

-клиническая смерть, острая кровопотеря и кровотечения, травмы и переломы, травматический и анафилактический шок, электротравма, обширные ожоги и отморожения;

с выполнением следующих манипуляций:

-искусственная вентиляция легких простейшими способами и закрытый массаж сердца; временная остановка кровотечения, перевязка и тампонирование ран; наложение повязок на различные части тела; транспортная иммобилизация стандартными шинами и подручными средствами; внутривенное и инфузионное введение лекарственных средств; определение группы крови и резус-принадлежности; переливание крови и кровезаменителей.

5.Постановка предварительного диагноза с последующим направлением к врачу-хирургу при гнойных заболеваниях: карбункул, гидраденит, абсцессы, флегмоны, панариции; паротит гнойный, парапроктит; лимфаденит, лимфангит; язвы, гангрены, некрозы, свищи, остеомиелит; сепсис.

6.Решение деонтологических задач, связанных со сбором информации, лечением и профилактикой болезни, оказанием помощи пострадавшим и хирургическим больным.

7.Самостоятельная работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач.


В результате освоения дисциплины "Общая хирургия" обучающийся должен владеть:

1.Правилами и методами асептики и антисептики;

2.Общими принципами диагностики, основные клинические проявления, этиологию, патогенез, классификацию гнойно-воспалительных процессов, опухолевых заболеваний, травм;

3.Основными принципами хирургического лечения больных и основные понятия о хирургической операции, раневом процессе;

4.Основными принципами и видами обезболивания, применяемые при лечении, диагностике заболеваний, изучаемых на кафедре, показаниям к их применению;

5.Методикой всестороннего клинического обследования хирургических больных

6.Умением обобщить полученные данные для установления предварительного диагноза, и выбора метода лечения хирургического заболевания.


^ МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Для освоения дисциплины "Общая хирургия" необходимо иметь базисные знания и изучение следующих дисциплин.


^ ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Уметь производить клиническое исследование больного, анализировать результаты лабораторных (общие анализы крови, мочи) и инструментальных (рентгенограммы) методов исследования

Для исследования хирургического больного

Знать правила составления и схему истории болезни

Для изложения данных, полученных при исследовании, в виде разделов истории болезни

^ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Знать этиологию, патогенез и морфологическую картину воспаления, некроза, новообразований, ишемии

Для обоснования диагностики и лечения хирургической инфекции и расстройств кровообращения

Знать морфологическую картину стадий раневого процесса

Для обоснования диагностики вида раны и стадии раневого процесса, лечения ран

^ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Знать причины и механизм развития воспаления, опухолевого роста, нарушений кровообращения; патофизиологию шока

Для диагностики и лечения хирургической инфекции, ран: изучения общих вопросов онкологии оказания неотложной помощи при критических состояниях

^ ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ

Знать строение кожи и ее производных

Для изучения вопросов термических поражений кожи, гнойных заболеваний кожи, заживления ран

Знать строение костной и мышечной ткани, микроскопической строение кости как органа

Для диагностики остеомиелита

Знать морфологический состав крови

Для изучения вопросов переливания крови

^ НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Знать группы крови, состав и функцию крови в организме

Для изучения вопросов переливания крови

Знать функцию кожи как органа

Для изучения ожогов

Знать функцию внешнего дыхания, его

показатели; теории сна, буферные системы крови

Для изучения основ анестезиологии

ФАРМАКОЛОГИЯ

Знать фармакогенетику и фармакодинамику антисептиков, антибиотиков, сульфаниламидов; веществ, влияющих на свертываемость крови; наркотических веществ и анестетиков

Для изучения вопросов лечения хирургической инфекции; оказания экстренной помощи; изучения вопросов обезболивания в хирургии

^ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ

Знать виды и типы микроорганизмов

вызывающих воспаление: их физиологию, среду обитания, воздействие на организм

Знать основные положения теорий инфекции и иммунитета

Для формирования знаний правил асептики и антисептики и умения их использовать; для изучения вопросов профилактики и лечения хирургической инфекции

^ ОБЩАЯ ХИМИЯ

Знать основные закономерности осмотических явлений

Для изучения вопросов лечения ран, понятия сущности раневого процесса

Знать свойства буферных растворов, кислот, щелочей, галоидов, солей тяжелых металлов

Для изучения вопросов асептики и антисептики и лечения гнойных хирургических заболеваний

^ БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Знать биологические свойства ароматических соединений (фенол и его производные)

Для изучения вопросов асептики и антисептики



^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план лекций и занятий:

Тематический план лекций и занятий (практических, семинаров и пр.) составляется в виде таблицы с учетом затрат времени по разделам (модулям), где представлены названия всех тем и разделов с указанием количества учебных часов (кредитов), предусмотренных для их изучения.






^ Раздел

дисциплины


(модуль)

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успевае-мости

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Всего

(общая трудоём-кость)

Всего

Лекции

Занятия*

1

Асептика, антисептика

4

5

1

4

2

7

ЗАЧЕТ

2

Кровотечение, переливание крови

4

5

1

4

2

7

ЗАЧЕТ

3

Операция. До- и послеоперационный

период

4

3

1

2

3

6

ЗАЧЕТ

4

Общие вопросы травматологии

4

7

1

6

3

10

ЗАЧЕТ

5

Обезболивание в хирургии

4

5

1

4

2

7

ЗАЧЕТ

6

Ожоги, отморожения, электротравма

4

5

1

4

3

8

ЗАЧЕТ

7

Основы реанимации

4

3

1

2

2

5

ЗАЧЕТ

8

Рана и раневая инфекция

5

7

1

6

2

9

ЗАЧЕТ

9

Неспецифическая хирургическая инфекция

5

3

1

2

2

5

ЗАЧЕТ

10

Специфическая хирургическая инфекция

5

3

1

2

2

5

ЗАЧЕТ

11

Инфекция костей и суставов

5

2

-

2

2

4

ЗАЧЕТ

12

Анаэробная и гнилостная инфекция

5

2

-

2

3

5

ЗАЧЕТ

13

Нарушения артериального и венозного кровообращения

5

5

1

4

2

7

ЗАЧЕТ

14

Некрозы, гангрены, язвы, свищи

5

2

-

2

1

3

ЗАЧЕТ

15

Основы онкологии

5

4

-

4

2

6

ЗАЧЕТ

16

Симптомотология

5

12

4

8

2

14

ЗАЧЕТ

17

Медицинская документация, курация больных

5

2

-

2

4

6

ЗАЧЕТ

18

Организация хирургической службы

5

3

-

3

-

3

ЗАЧЕТ

ВСЕГО

78

15

63

39

117

ЗАЧЕТ

*К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения каждого модуля: овладение студентами навыками всестороннего клинического исследования хирургических больных по каждому из разделов и умению обобщить полученные данные для установления диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выбора метода лечения.


Модуль I. Асептика и антисептика.

Уметь:

  1. Обрабатывать руки перед операцией по способам: Спасокукоцкого-Кочергина, первомуром; операционное поле по Гроссиху-Филончикову.

  2. надевать в асептичных условиях стерильные маску, халат, перчатки

  3. обрабатывать и утилизировать использованные одно- и многоразовые инструменты и материалы.


Знать:

  1. Способы обработки рук хирурга перед и в ходе операции в штатных и экстренных ситуациях.

  2. Способы обработки операционного поля.

  3. Меры экстренной профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами, сифилисом.

  4. Способы подготовки и стерилизации различных хирургических, лечебных и диагностических материалов, инструментов и аппаратов.

  5. Принципы устройства операционной, способы дезинфекции, способы стерилизации, их достоинства и недостатки.

  6. Виды антисептики.

  7. Классификацию антибиотиков, принципы антибиотикотерапии, пути введения антибиотиков, побочные эффекты антибиотикотерапии.

  8. Схемы антибиотикопрофилактики при различных видах хирургических операций. Показания к антибиотикопрофилактике.


Частные модули:

  1. Методы стерилизации.

  2. Методы дезинфекции.

  3. Подготовка рук хирурга и операционного поля к операции. Приемы использования стерильного операционного белья.

  4. Антисептика.

  5. Биологическая антисептика.



Модуль II. Кровотечение и трансфузионная терапия.

Уметь:

  1. Определить вид, характер кровотечения, степень кровопотери.

  2. Останавливать кровотечение пальцевым прижатием артерии на протяжении, наложением жгута, давящей повязки, шины со жгутом.

  3. Определять групповую и резус принадлежность крови методом агглютинации, с использованием стандартных сывороток и цоликлонов.

  4. Определять годность крови к переливанию.


Знать:

  1. Классификацию кровотечений.

  2. Клиническую картину острой кровопотери.

  3. Методы определения ОЦК, степени кровопотери.

  4. Принципы лечения геморрагического шока.

  5. Методы предварительной и окончательной остановки кровотечения

  6. Химические и биологические методы остановки кровотечения.

  7. Показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов. Способы и методы трансфузии.

  8. Характеристики основных трансфузионных сред. Выбор трансфузионной среды.

  9. Иммунологическую сущность определения групп крови по системам АВО, резус.

  10. Методику проведения индивидуальной и биологической проб. Их интерпретация.

  11. Осложнения при переливании крови.

  12. Кровезамещающие жидкости. Классификация, показания к их применению.

  13. Препараты для парентерального питания.

  14. Расчет инфузионной программы при полном или частичном парентеральном питании.


Частные модули:

  1. Кровотечение. Классификация. Виды. Клиническая картина. Принципы и методы оценки кровопотери и ее клиническая значимость.

  2. Методы остановки кровотечения.

  3. Основы трансфузиологии.

  4. Основы инфузиологии. Принципы парентерального питания.



Модуль III. Периоперационный период. Операция.

Уметь:

  1. Определять срочность операции, характер и длительность предоперационной подготовки.

  2. На предложенной медицинской карте стационарного больного («истории болезни») определить: показания или противопоказания к операции, продолжительность предоперационного и раннего послеоперационного периодов.

  3. На предложенном протоколе операции определить оперативный доступ, оперативный прием, вид анестезии.


Знать:

  1. Показания и противопоказания к хирургической операции.

  2. Алгоритм подготовки больного к операции и анестезиологическому пособию.

  3. Формальные (временные) границы предоперационного периода, операции, послеоперационного периода.

  4. Классификацию операций по срочности выполнения, видам, объему.

  5. Основные этапы хирургической операции, оперативный доступ и оперативный прием.

  6. Этапы (части) послеоперационного периода.

  7. Осложнения раннего послеоперационного периода, меры профилактики и лечения.

  8. Показания к выписке больного из стационара.

  9. Характеристики критических показателей деятельности основных органов и систем в послеоперационном периоде.

  10. Виды и характер местных послеоперационных осложнений.


Частные модули:

  1. Предоперационный период.

  2. Хирургическая операция. Виды операций. Оперативный доступ. Оперативный прием.

  3. Послеоперационный период.



Модуль IV. Общие вопросы травматологии

Уметь:

  1. Проводить осмотр и физикальное обследование больных с закрытыми травматическими повреждениями.

  2. Оказывать первую помощь пострадавшему с закрытой травмой.

  3. Выбирать этап эвакуации в зависимости от характера и степени тяжести поражения при закрытой травме и при переломах.

  4. Определить наличие, локализацию, вид перелома или вывиха, оказать первую помощь при переломе или вывихе.

  5. Накладывать транспортно-иммобилизационные шины Дитерихса, Крамера, пневматическую.

  6. Накладывать повязки: сходящуюся, расходящуюся, циркулярную, повязку Дезо, пращевидную повязку, восьмиобразную, «шапочку Гиппократа», повязку типа чепец.

  7. Вправлять вывих плеча по Кохеру, вывих нижней челюсти.

  8. Определять степень и промерную площадь термического, лучевого или химического поражения.

  9. Оказать первую помощь при ожогах и отморожениях, выбрать вид и место эвакуации пораженного


Знать:

  1. Признаки и принципы диагностики и лечения растяжения и разрыва мягких тканей

  2. Признаки и принципы диагностики и лечения закрытых повреждений головы, грудной клетки.

  3. Признаки и принципы диагностики и лечения закрытой травмы живота.

  4. Определение, классификацию переломов, виды смещения отломков, симптомы переломов, методы обследования больных с подозрением на переломы, методы штатной иммобилизации на догоспитальном этапе, методы консервативного и оперативного лечения переломов и вывихов, принципы выбора метода лечения.

  5. Патофизиологические основы лучевых, химических и термических поражений.

  6. Классификацию ожогов и отморожений.

  7. Методы определения площади поражения.

  8. Критерии, диагностику и методы обследования при ожоговой болезни.

  9. Правила и последовательность оказания первой помощи при ожогах и отморожениях.

  10. Методы комплексного лечения ожогов, ожоговой болезни и отморожений (а также их осложнений) в амбулаторных и стационарных условиях.

  11. Критерии электротравмы. Клинические и патофизиологические признаки электротравмы. Первую помощь (в т.ч. реанимационные мероприятия) при электротравме, принципы лечения.


Частные модули:

  1. Обследование травматологического больного.

  2. Раны. Патофизиология ран. Патогенез раневого процесса. Регенерация ран.

  3. Десмургия.

  4. Переломы, вывихи.

  5. Закрытые повреждения мягких тканей. Травматический токсикоз

  6. Ожоги, отморожения, электротравма.



Модуль V. Хирургическая инфекция, неспецифическая.

Уметь:

  1. Определить наличие, признаки и локализацию гнойно-воспалительного процесса.

  2. Определить форму заболевания.

  3. Определить стадию воспалительного процесса.

  4. Обосновать показания к оперативному или консервативному методам лечения в конкретном случае.

  5. Производить перевязку после вскрытия абсцесса или флегмоны.

  6. Подбирать оптимальное лечение (в т.ч. антибактериальное) в конкретном случае.

  7. Определять рекомендации по реабилитации больных.


Знать:

  1. Условия и факторы, предрасполагающие к развитию гнойно-воспалительных заболеваний, условия генерализации гнойных процессов.

  2. Входные ворота инфекции при экзогенных и эндогенных источниках инфицирования.

  3. Клинику гнойных заболеваний: абсцесса, флегмоны, фурункула, карбункула, лимфаденита и лимфангита, гидраденита, рожи, эризипелоида, мастита, панариция, парапроктита, неспецифического остеомиелита, сепсиса.

  4. Принципы местного и общего лечения.

  5. Принципы подбора антибиотикотерапии.


Частные модули:

  1. Этиология, патогенез, классификация хирургической инфекции.

  2. Гнойные заболевания мягких тканей.

  3. Гнойные заболевания железистых органов, лимфатических органов, сосудов.

  4. Панариций.

  5. Остеомиелит.

  6. Гнойные заболевания серозных полостей.

  7. Сепсис.



Модуль VI. Специфическая хирургическая инфекция.

Уметь:

  1. По клиническим, лабораторным и рентгенологическим признакам проводить дифференциальный диагноз хронического гематогенного остеомиелита и туберкулезного поражения костей.

  2. При подозрении на поражение актиномицетом или палочкой сибирской язвы проводить дифференциально-диагностический поиск, с использованием анамнеза, клинических и лабораторных данных.

  3. Определять факторы риска развития газовой гангрены


Знать:

  1. Клиническую картину, классификацию туберкулезного поражения костей, актиномикоза, сибирской язвы, газовой гангрены, факторы и условия, способствующие их возникновению, возможные осложнения.

  2. Принципы лечения туберкулеза костей и кожной формы сибирской язвы.

  3. Санитарно-эпидемиологические мероприятия при выявлении сибирской язвы, газовой гангрены. Принципы комплексного лечения газовой гангрены.


Частные модули:

  1. Туберкулез костей, суставов.

  2. Актиномикоз. Хирургические аспекты.

  3. Сибирская язва.

  4. Газовая гангрена.



Модуль VII. Недостаточность крово- и лимфообращения.

Уметь:

  1. Проводить сбор анамнеза и физикальное обследование больных с подозрением на недостаточность крово/лимфооращения.

  2. Составлять для больных с патологией вен план профилактики прогрессирования заболевания и развития осложнений.

  3. Выявлять у больного признаки гангрены, некротических изменений, наличия свища.


Знать:

  1. Клинические проявления острой и хронической артериальной недостаточности, классификацию, принципы консервативного и оперативного лечения. Особенности клинического проявления облитерирующего эндартериита, атеросклероза, болезни Рейно, тромбангиита.

  2. Первая помощь при острой артериальной непроходимости.

  3. Этиология и патогенез варикозного расширения вен нижних конечностей.

  4. Клиническую картину воспаления вен и лимфатических сосудов.

  5. Принципы консервативного лечения и показания к оперативному лечению у больных с патологией вен и лимфатических сосудов.

  6. Определение гангрены, некроза, язвы, свища, их классификацию и факторы, способствующие возникновению.

  7. Клинические проявления и отличия сухой и влажной гангрены.

  8. Показания, характер и вид оперативного пособия при установленном диагнозе гангрены.

  9. Клинические проявления микроангиопатии при диабете. Критерии диабетической стопы. Методы обследования больных с язвенными поражениями кожных покровов. Осложнения трофических язв. Принципы консервативного и оперативного лечения трофических язв.

  10. Классификацию, условия возникновения и патологическую анатомию свищей.

  11. Клинические проявления свищей.

  12. Принципы местного лечения, ухода и оперативного лечения свищей.


Частные модули:

  1. Недостаточность артериального кровообращения.

  2. Недостаточность венозного, лимфатического оттока.

  3. Некрозы, гангрены, язвы, свищи.



Модуль VIII. Основы онкологии.

Уметь:

  1. Собирать анамнез и проводить физикальное обследование онкологического больного.


Знать:

  1. Определение опухоли.

  2. Теории возникновения опухолей, эпидемиология и статистика онкологических заболеваний.

  3. Признаки и отличия доброкачественной и злокачественной опухоли.

  4. Принципы и методы диагностики онкологических заболеваний.

  5. Принципы и комплексного лечения опухолей.

  6. Профилактика онкологических заболеваний.

  7. Деонтология при работе с онкологическими больными.


Частные модули:

  1. Принципы диагностики опухолей.

  2. Принципы лечения опухолей.



Модуль IX. Основы анестезиологии и реанимации.

Уметь:

  1. По клиническим признакам определять глубину наркоза.

  2. Оказать первую помощь при осложнениях наркоза: рвоте, апноэ, гипоксии, синкопе, передозировке наркотических средств

  3. Проводить дифференциальный диагноз гипоксии, асфиксии, коллапса, обморока, синкопе, шока, клинической и биологической смерти.

  4. Проводить сердечно-легочную реанимацию.

  5. Определять симптомы окончания сердечно-легочной реанимации.

  6. Определять место внутрисердечной пункции.


Знать:

  1. Свойства наиболее распространенных наркотических средств, миорелаксантов и местных анестетиков.

  2. Теории наркоза, виды наркоза, их преимущества и недостатки.

  3. Осложнения различных видов наркоза, принципы лечения.

  4. Оснащение стола анестезиолога.

  5. Правила подготовки больного к наркозу.

  6. Клинические проявления и хирургическое значение фаз наркоза.

  7. Профилактика осложнений анестезиологического обеспечения хирургических операций.

  8. Признаки терминальных состояний, критерии клинической и биологической смерти.

  9. Последовательность и характер реанимационных мероприятий.

  10. Основные фармакологические средства, применяемые при сердечно-легочной реанимации.

  11. Признаки восстановления функций организма при сердечно-легочной реанимации.


Частные модули:

  1. Местная анестезия.

  2. Внутривенный наркоз.

  3. Ингаляционный наркоз. Нейролептаналгезия. Осложнения наркоза.

  4. Неотложная помощь при критических состояниях организма. Шок. Виды шока. Виды терминальных состояний. Сердечно-легочная реанимация.



Модуль X. Основы трансплантологии. Пластическая и восстановительная хирургия.

Уметь:

  1. Определять общие показания к проведению трансплантологических операций.

  2. Определять показания и противопоказания к проведению реконструктивных, пластических и восстановительных операций


Знать:

  1. Виды, типы трансплантологических вмешательств.

  2. Показания и противопоказания к проведению трансплантации органов и тканей, проведению пластических, реконструктивных и восстановительных операций.


Частные модули:

  1. Виды пластических операций. Способы кожной пластики.

  2. Основы органной и тканевой трансплантологии



Модуль XI. Хирургия паразитарных заболеваний.

Уметь:

  1. Выявлять основные симптомы органного поражения при гельминтозах, требующие хирургического лечения.


Знать:

  1. Возбудителей, их жизненные циклы и органную локализацию при аскаридозе, описторхозе, филяриозе, парагонимозе, фасциолезе.


Частные модули:

  1. Гельминтозы (эхинококкоз, аскаридоз, описторхоз, филяриоз, парагонимоз, фасциолез).

  2. Хирургические аспекты, клинические проявления, распознавание гельминтозов.

Модуль XII. Пороки развития.

Уметь:

  1. Идентифицировать (по внешнему виду или описанию) пороки развития, требующие хирургического лечения.


Знать:

1. Пороки развития, требующие хирургического лечения.


Частные модули:

  1. Пороки развития черепа, головного мозга, спинного мозга, позвоночника, конечностей.

  2. Пороки развития лица, шеи, грудной клетки, органов грудной полости.

  3. Врожденные пороки сердца.

  4. Пороки развития живота, органов пищеварения, мочеполовой системы.



^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература:

1.Альбицкий В.Б. Хирургические болезни: Клинические лекции для субординаторов. Ч. 1-я. – Иваново: Талка, 1993. – 311с.

2.Альбицкий В.Б. Хирургические болезни: Клинические лекции для субординаторв. Ч. 2-я. – Иваново: Талка, 1993. – 303с.

3.Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия: Учебник для уч-ся мед. училищ. – 2-е изд., стереотип. – М.: Медицина, 1993. – 264с.

4.Гнатышак А.И. Общая клиническая онкология: (Уч. пособие для мед. ин-тов). – 2-е изд., переп. и доп. – Львов: Вица школа. Изд-во при Львовском гос. ун-те, 1988. – 238 (1) с.: ил.

5.Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. «Основы общего ухода за больными», М., 1999. - 240с.

6.Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для студентов мед. вузов – Геотар-Мед, 2006, 608с.

7.Граков Б.С. и др. Методы диагностики и интенсивной терапии в неотложной абдоминальной хирургии. (Граков Б.С., Лубенский Ю.М., Нихенсон Р.А.) – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992. – 236с.

8.Дронов А.Ф. и др. Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями: (Учеб. Пособие для педиатр. фак. мед. ин-тов). А.Ф. Дронов, А.И. Ленюшкин, Л.М. Кондратьева. – М.: Медицина. 1988. – 222, (2) с.: ил.

9.Краснов А.Ф. и др. Травматология: Учебник для врачей последипломной подготовки и студентов старших курсов. / Краснов А.Ф., Мирошниченко В.Ф., Котельников Г.П.; МЗ и мед. прак. России, Ассоциация травматологов и ортопедов России, СамГМУ. – М., 1995. – 455с.

10.Лапкин К.В., Пауткин Ю.Ф. Основы общей хирургии: Руководство к пр. занятиям для студентов 3-го курса мед. вузов. – М.: Изд-во Рост. ун-та дружбы народов, 1982. – 248с.

11.Макаренко Т.П., Харитонов Л.Г., Богданов А.В. Ведение больных хирургического профиля в послеоперационном периоде. – М.: Медицина. 1989. – 352с.

12.Михельсон В.А., Миневич А.З. Основы реаниматологии и анестезиологии: Учебник для учащихся мед. училищ. – М.: Медицина, 1992. – 368с.

13.Муратов С.Н. Хирургические болезни с уходом с больными: (Учебник для м/с отд-ний мед. уч-щ). – 2-е изд., переп. и доп. – М.: Медицина, 1981. – 336с.

14.Общая онкология: Руководство для врачей / (Н.П. Напалков и др.); Под ред. Н.П. Напалкова. – Л.: Медицина, 1989. – 646с.: ил.

15.Петров С.В. Общая хирургия. (учебник). – М.: 2007. – 750с.

16.Столяров В.А., Бирюкова Г.И. Хирургическая инфекция: Учебное пособие для студентов лечебного факультета Ш-IV курсов / СМИ им. Д.И. Ульянова. – Самара, 1992, 36с.

17.Стручков В.И. Хирургическая инфекция: Руководство для врачей / В.И. Стручков, В.К. Гостищев, Ю.В. Стручков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991. – 560с.

18.Хирургические болезни: Учебник для студентов мед. вузов. / Под ред. Кузина М.И., - 2-е изд., пер. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 639с.

19.Шабад А.Л. Учебное пособие по урологии. – 3-е изд., переп. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 286с.

20.Шапошников А.В. Послеоперационный период. Принципы и схемы. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ин-та, 1993. – 311с.


Материально-техническое обеспечение:

  1. Специализированная мебель на каждую группу студентов: столы - 12шт, стулья – 12шт.

  2. Доска аудиторная – 1 шт. на группу.

  3. Цифровой видеопроектор – 1 шт.

  4. Оверхед- 1 шт.

  5. Ксерокс- 1 шт.

  6. Сканер – 1 шт.

  7. ЖК Монитор – 1 шт.

  8. Кинофильмы учебные на видеокассетах – 5 шт.

  9. Учебная литература

  10. Таблицы – 6.

  11. Фантом для отработки практических навыков по сердечно-легочной реанимации – 1.

  12. Персональный компьютер -2 шт.

  13. Комплект эластичных бинтов для отработки практических навыков по десмургии.

  14. Электронная база рентгенограмм и фотографий по избранным темам,

  15. Снимки УЗИ.


Условия реализации учебного процесса:

Занятия студентов проводятся в учебных аудиториях и классах, а также в операционных, перевязочных, процедурных кабинетах, у постели больного - в условиях I-IV хирургических отделений ГКБ №61 г.Москвы (клиника факультетской хирургии №2 ММА).


^ Виды учебной деятельности студента:

Курация больных в хирургическом и (или) приемном отделении. Решение ситуационных задач из методического руководства и тестовых сборников. Работа в перевязочной и операционной: ассистенция преподавателю при выполнении манипуляций и перевязок, ознакомление с работой хирургических отделений и вспомогательных лечебно-диагностических служб.


^ Внеаудиторная самостоятельная работа студента:

Написание рефератов по дополнительным источникам информации. Решение ситуационных задач и тестов при подготовке к практическим занятиям.


оценочные средства для текущего и рубежного контроля


^ ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Текущий контроль осуществляется на практических занятиях путем выполнения тестовых заданий в письменной форме. Он позволяет оценить исходный уровень знаний и степень усвоения материала занятия. Учебники общей хирургии, с 1997г., в конце каждой главы (модуля), снабжены контрольными вопросами и заданиями в тестовой форме, см., например, учебник общей хирургии под ред. В.К.Гостищева 2006 г. (ИЗДАНИЕ IV) издательства ГЭОТАР-МЕДИА.


Пример контролирующих заданий.

^ ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


1.Как называется реакция антиген-антитело при определении резус-фактора крови?

1) псевдоагглютинация;

2) панагглютинация;

3) изоагглютинация;

4) гетероагглютинация;

5) гомоагглютинация.


2.Ошибки при определении группы крови наиболее часто связаны с:

1) нарушением температурного режима реакции;

2) неправильным соотношением тестовых реактивов и крови;

3) использованием тестовых реактивов с истекшим сроком годности;

4) нарушением техники и несоблюдением времени протекания реакции;

5) нарушением всех перечисленных выше факторов.


3.Гемотрансфузионный и акушерский анамнез перед переливанием крови позволяет:

1) предотвратить возможные гемотрансфузионные осложнения;

2) экстренно подобрать донорскую кровь;

3) определить резус-принадлежность и группу крови больного;

4) выявить наследственные заболевания;

5) оформить историю болезни.


4.Укажите допустимые методы гемотрансфузий:

1) внутривенные, внутриартериальные, внутрикостные;

2) подкожные, внутривенные, внутриартериальные;

3) внутривенные, перидуральные, энтеральные;

4) внутривенные, подкожные, эндолимфатические;

5) внутриартериальные, внутрикостные, эндотрахеальные.


5.В исключительных случаях допустимо переливание крови О(I) группы реципиентам с кровью других групп, но количество переливаемой крови не должно быть более:

1) 100 мл;

2) 200 мл;

3) 300 мл;

4) 400 мл;

5) 500 мл.

Кроме этого, студент в конце каждого занятия демонстрирует освоенные практические навыки или сообщает результаты курации больного.


^ РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Рубежный (промежуточный) контроль знаний осуществляется в форме семинарского занятия - коллоквиума. В ходе такого занятия студенты выполняют на время блок тестовых заданий, затем демонстрируют практические навыки по изученному модулю (если таковые предусмотрены), наконец, собеседование с преподавателем по ситуационной задаче.


Примеры ситуационных задач. Тема «Переломы. Вывихи».


^ ВОПРОС №1

В клинику обратился больной с жалобами на боли в области правого плечевого сустава. Боли появились после игры в бадминтон. При осмотре вынужденное положение правой верхней конечности, головка плеча отсутствует на обычном месте и определяется в подмышечной области. При пассивных движениях отмечается ограничение подвижности конечности, сопровождающееся болями. Ваш предположительный диагноз? Какой метод исследования поможет верифицировать диагноз?


^ ВОПРОС №2

У больного клинико-рентгенологическая картина вывиха левого плеча после травмы. Травматолог произвел вправление вывиха по Кохеру. Как подтвердить правильность выполнения манипуляции и какие рекомендации нужно дать больному по дальнейшей реабилитации?


^ ВОПРОС №3

В клинику доставлен больной в бессознательном состоянии. При осмотре отмечается расширение зрачка на правом глазу. Кровоподтеки на лице и волосяной части головы. Дыхание прерывистое, пульс редкий, наполненный.

Ваш предварительный диагноз? Какие методы могут помочь поставить правильный диагноз?


^ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ - также проводится путем тестирования студентов по завершении всего курса общей хирургии.


Пример контролирующих заданий:

1. Абсолютным признаком перелома кости, выявляемым с помощью клинического исследования, является:

1. гиперемия кожи

2. бледность кожных покровов

3. костная крепитация

4. отек конечности


2. К группе хронических специфических хирургических заболеваний не относится:

1. внелегочной туберкулез

2. бруцеллез

3. сифилис костей и суставов

4. сибирская язва

5. актиномикоз

6. туляремия


3. Точка для проведения внутрисердечной пункции находится в:

1. IV межреберье слева у края грудины

2. VI межреберье слева у края грудины

3. IV межреберье справа у края грудины

4. V межреберье слева отступя 5 см от края грудины


ММА-СМК-Ф-031




Стр. из

Версия 2.0







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Учебно-методический комплекс Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Календарно-тематический план Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное
И структура специальности. История развития стоматологии. Этика и деонтология в стоматологии. Кафедра...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Самостоятельная работа − 40 ч Экзамен − семестр государственное образовательное учреждение высшего

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon «Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская медицинская...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Программы курсов Кольцов М. И. «Криминалистика» Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Структура стоматологической поликлиники. Ортопедическое отделение, врачебные кабинеты и зуботехническая
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ государственное образовательное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы