Рабочая программа
|

|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.СЕЧЕНОВА
Кафедра факультетской хирургии №2
ОДОБРЕНО
учебно-методической конференцией кафедры
«___»__________ 200 г., протокол №__
Заведующий кафедрой
факультетской хирургии №2
________________ /Шулутко А.М./
(подпись) (ФИО)
|
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Учебно-методического совета по специальности ^
(название)
«__» _________ 2010 г., протокол №__
Председатель УМС
________________ /И.М.Макеева/
(подпись) (ФИО)
|
^
«Общая хирургия»
(наименование)
по специальности: 060105 «Стоматология»
(номер, название)
Общая трудоемкость: __117__ учебных часов
В т.ч. аудиторных: ___78____
Лекции: __15__________
Занятия: __63__________
Форма итогового контроля: ____зачёт__
(экзамен, зачет)
Москва – 2010
ВВЕДЕНИЕ
В системе высшего медицинского образования «общая хирургия» наряду с пропедевтикой внутренних болезней, является одним из первых интегративных предметов, требующих наличия базовых знаний по теоретическим дисциплинам. Вместе с тем, общая хирургия как учебная дисциплина имеет сугубо клиническое значение, поскольку проблемы асептики и антисептики, кровотечений, трансфузиологии, хирургических инфекции встречаются в повседневной деятельности практически любого врача. Материал программы по общей хирургии распределяется таким образом, что студенты - будущие стоматологи - изучают данный предмет в объеме, необходимом врачу любой лечебной специальности. Преподавание общей хирургии на стоматологическом факультете должно проводиться с учетом специфики подготовки специалиста указанного профиля в соответствии с тематическими планами и исходя из количества часов учебного плана. Педагогической целью преподавания общей хирургии является выработка у студента навыков клинического применения знаний.
В соответствии с учебным планом общая трудоемкость составляет 117 часов, из которых 78 часов отводится на аудиторную работу (15 часов - лекции и 63 часа - практические занятия), а также 39 часов на внеаудиторную самостоятельную работу.
^ «Общая хирургия»
Общий модуль
ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ – это овладевание студентами основами клинического обследования больных хирургического профиля, знакомство с принципами хирургических методов лечения и семиотикой основных видов хирургических заболеваний; формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания (в том числе неотложного) в его типичном течении с обоснованием лечения и мероприятий профилактики, а также знание современных принципов оказания экстренной врачебной хирургической помощи при неотложных хирургических заболеваниях и состояниях.
^ - в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.Правила и методы асептики и антисептики;
2.Общие принципы диагностики, основные клинические проявления, этиологию, патогенез, классификацию гнойно-воспалительных процессов, опухолевых заболеваний, различных видов травм;
3.Основные принципы хирургического лечения больных и основные понятия о хирургической операции, раневом процессе;
4.Основные принципы и виды обезболивания, применяемые при лечении, диагностике заболеваний, показаниям и противопоказания к их применению.
5.Выявление у пациентов типичных симптомов и синдромов хирургических заболеваний в соответствии с перечнем неотложных состояний и заболеваний, включенных в программу.
^
1.Соблюдение правил асептики и антисептики при работе в отделениях стационара и амбулатории (обработка рук; одевание стерильного халата, шапочки, масок, перчаток; использование медицинского инструментария, перевязочного материала и пр.)
2. Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента с подозрением на наличие хирургической патологии:
●производить расспрос пациента и его родственников: выявлять жалобы, собирать анамнез жизни и болезни.
●производить осмотр и физикальное исследование больного с подозрением на хирургическую патологию; исследование местного статуса, определить вид раны и фазу раневого процесса.
●составлять план лабораторно-инструментального исследования больного.
●анализировать результаты лабораторных исследований крови (общий и биохимический анализ, посев крови), мочи (общий анализ), раневого содержимого на чувствительность флоры к антибиотикам.
●определить характер патологического процесса, лежащего в основе хирургического заболевания: воспаление, новообразование, повреждение, порок развития, наличие паразитов.
●изложить полученные при исследовании больного данные в виде разделов истории болезни хирургического больного с описанием местного статуса.
3.Постановка «рабочего диагноза», назначения лечения и профилактики при заболеваниях кожи и подкожной клетчатки: фурункул, пролежни, ожоги 1-2 степени, поверхностные раны.
4.Диагностика и оказание экстренной врачебной помощи детям и взрослым на догоспитальном этапе и определение тактики оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях:
-клиническая смерть, острая кровопотеря и кровотечения, травмы и переломы, травматический и анафилактический шок, электротравма, обширные ожоги и отморожения;
с выполнением следующих манипуляций:
-искусственная вентиляция легких простейшими способами и закрытый массаж сердца; временная остановка кровотечения, перевязка и тампонирование ран; наложение повязок на различные части тела; транспортная иммобилизация стандартными шинами и подручными средствами; внутривенное и инфузионное введение лекарственных средств; определение группы крови и резус-принадлежности; переливание крови и кровезаменителей.
5.Постановка предварительного диагноза с последующим направлением к врачу-хирургу при гнойных заболеваниях: карбункул, гидраденит, абсцессы, флегмоны, панариции; паротит гнойный, парапроктит; лимфаденит, лимфангит; язвы, гангрены, некрозы, свищи, остеомиелит; сепсис.
6.Решение деонтологических задач, связанных со сбором информации, лечением и профилактикой болезни, оказанием помощи пострадавшим и хирургическим больным.
7.Самостоятельная работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой - вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины "Общая хирургия" обучающийся должен владеть:
1.Правилами и методами асептики и антисептики;
2.Общими принципами диагностики, основные клинические проявления, этиологию, патогенез, классификацию гнойно-воспалительных процессов, опухолевых заболеваний, травм;
3.Основными принципами хирургического лечения больных и основные понятия о хирургической операции, раневом процессе;
4.Основными принципами и видами обезболивания, применяемые при лечении, диагностике заболеваний, изучаемых на кафедре, показаниям к их применению;
5.Методикой всестороннего клинического обследования хирургических больных
6.Умением обобщить полученные данные для установления предварительного диагноза, и выбора метода лечения хирургического заболевания.
^
Для освоения дисциплины "Общая хирургия" необходимо иметь базисные знания и изучение следующих дисциплин.
^
Уметь производить клиническое исследование больного, анализировать результаты лабораторных (общие анализы крови, мочи) и инструментальных (рентгенограммы) методов исследования
|
Для исследования хирургического больного
|
Знать правила составления и схему истории болезни
|
Для изложения данных, полученных при исследовании, в виде разделов истории болезни
|
^
Знать этиологию, патогенез и морфологическую картину воспаления, некроза, новообразований, ишемии
|
Для обоснования диагностики и лечения хирургической инфекции и расстройств кровообращения
|
Знать морфологическую картину стадий раневого процесса
|
Для обоснования диагностики вида раны и стадии раневого процесса, лечения ран
|
^
Знать причины и механизм развития воспаления, опухолевого роста, нарушений кровообращения; патофизиологию шока
|
Для диагностики и лечения хирургической инфекции, ран: изучения общих вопросов онкологии оказания неотложной помощи при критических состояниях
|
^
Знать строение кожи и ее производных
|
Для изучения вопросов термических поражений кожи, гнойных заболеваний кожи, заживления ран
|
Знать строение костной и мышечной ткани, микроскопической строение кости как органа
|
Для диагностики остеомиелита
|
Знать морфологический состав крови
|
Для изучения вопросов переливания крови
|
^
Знать группы крови, состав и функцию крови в организме
|
Для изучения вопросов переливания крови
|
Знать функцию кожи как органа
|
Для изучения ожогов
|
Знать функцию внешнего дыхания, его
показатели; теории сна, буферные системы крови
|
Для изучения основ анестезиологии
|
ФАРМАКОЛОГИЯ
Знать фармакогенетику и фармакодинамику антисептиков, антибиотиков, сульфаниламидов; веществ, влияющих на свертываемость крови; наркотических веществ и анестетиков
|
Для изучения вопросов лечения хирургической инфекции; оказания экстренной помощи; изучения вопросов обезболивания в хирургии
|
^
Знать виды и типы микроорганизмов
вызывающих воспаление: их физиологию, среду обитания, воздействие на организм
Знать основные положения теорий инфекции и иммунитета
|
Для формирования знаний правил асептики и антисептики и умения их использовать; для изучения вопросов профилактики и лечения хирургической инфекции
|
^
Знать основные закономерности осмотических явлений
|
Для изучения вопросов лечения ран, понятия сущности раневого процесса
|
Знать свойства буферных растворов, кислот, щелочей, галоидов, солей тяжелых металлов
|
Для изучения вопросов асептики и антисептики и лечения гнойных хирургических заболеваний
|
^
Знать биологические свойства ароматических соединений (фенол и его производные)
|
Для изучения вопросов асептики и антисептики
|
^
Тематический план лекций и занятий:
Тематический план лекций и занятий (практических, семинаров и пр.) составляется в виде таблицы с учетом затрат времени по разделам (модулям), где представлены названия всех тем и разделов с указанием количества учебных часов (кредитов), предусмотренных для их изучения.
№
|
^
(модуль)
|
Семестр
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)
|
^
|
Аудиторные занятия
|
Самостоя-тельная работа
|
Всего
(общая трудоём-кость)
|
Всего
|
Лекции
|
Занятия*
|
1
|
Асептика, антисептика
|
4
|
5
|
1
|
4
|
2
|
7
|
ЗАЧЕТ
|
2
|
Кровотечение, переливание крови
|
4
|
5
|
1
|
4
|
2
|
7
|
ЗАЧЕТ
|
3
|
Операция. До- и послеоперационный
период
|
4
|
3
|
1
|
2
|
3
|
6
|
ЗАЧЕТ
|
4
|
Общие вопросы травматологии
|
4
|
7
|
1
|
6
|
3
|
10
|
ЗАЧЕТ
|
5
|
Обезболивание в хирургии
|
4
|
5
|
1
|
4
|
2
|
7
|
ЗАЧЕТ
|
6
|
Ожоги, отморожения, электротравма
|
4
|
5
|
1
|
4
|
3
|
8
|
ЗАЧЕТ
|
7
|
Основы реанимации
|
4
|
3
|
1
|
2
|
2
|
5
|
ЗАЧЕТ
|
8
|
Рана и раневая инфекция
|
5
|
7
|
1
|
6
|
2
|
9
|
ЗАЧЕТ
|
9
|
Неспецифическая хирургическая инфекция
|
5
|
3
|
1
|
2
|
2
|
5
|
ЗАЧЕТ
|
10
|
Специфическая хирургическая инфекция
|
5
|
3
|
1
|
2
|
2
|
5
|
ЗАЧЕТ
|
11
|
Инфекция костей и суставов
|
5
|
2
|
-
|
2
|
2
|
4
|
ЗАЧЕТ
|
12
|
Анаэробная и гнилостная инфекция
|
5
|
2
|
-
|
2
|
3
|
5
|
ЗАЧЕТ
|
13
|
Нарушения артериального и венозного кровообращения
|
5
|
5
|
1
|
4
|
2
|
7
|
ЗАЧЕТ
|
14
|
Некрозы, гангрены, язвы, свищи
|
5
|
2
|
-
|
2
|
1
|
3
|
ЗАЧЕТ
|
15
|
Основы онкологии
|
5
|
4
|
-
|
4
|
2
|
6
|
ЗАЧЕТ
|
16
|
Симптомотология
|
5
|
12
|
4
|
8
|
2
|
14
|
ЗАЧЕТ
|
17
|
Медицинская документация, курация больных
|
5
|
2
|
-
|
2
|
4
|
6
|
ЗАЧЕТ
|
18
|
Организация хирургической службы
|
5
|
3
|
-
|
3
|
-
|
3
|
ЗАЧЕТ
|
ВСЕГО
|
78
|
15
|
63
|
39
|
117
|
ЗАЧЕТ
|
*К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д.
^
Цель изучения каждого модуля: овладение студентами навыками всестороннего клинического исследования хирургических больных по каждому из разделов и умению обобщить полученные данные для установления диагноза, проведения дифференциальной диагностики и выбора метода лечения.
Модуль I. Асептика и антисептика.
●Уметь:
Обрабатывать руки перед операцией по способам: Спасокукоцкого-Кочергина, первомуром; операционное поле по Гроссиху-Филончикову.
надевать в асептичных условиях стерильные маску, халат, перчатки
обрабатывать и утилизировать использованные одно- и многоразовые инструменты и материалы.
●Знать:
Способы обработки рук хирурга перед и в ходе операции в штатных и экстренных ситуациях.
Способы обработки операционного поля.
Меры экстренной профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами, сифилисом.
Способы подготовки и стерилизации различных хирургических, лечебных и диагностических материалов, инструментов и аппаратов.
Принципы устройства операционной, способы дезинфекции, способы стерилизации, их достоинства и недостатки.
Виды антисептики.
Классификацию антибиотиков, принципы антибиотикотерапии, пути введения антибиотиков, побочные эффекты антибиотикотерапии.
Схемы антибиотикопрофилактики при различных видах хирургических операций. Показания к антибиотикопрофилактике.
●Частные модули:
Методы стерилизации.
Методы дезинфекции.
Подготовка рук хирурга и операционного поля к операции. Приемы использования стерильного операционного белья.
Антисептика.
Биологическая антисептика.
Модуль II. Кровотечение и трансфузионная терапия.
●Уметь:
Определить вид, характер кровотечения, степень кровопотери.
Останавливать кровотечение пальцевым прижатием артерии на протяжении, наложением жгута, давящей повязки, шины со жгутом.
Определять групповую и резус принадлежность крови методом агглютинации, с использованием стандартных сывороток и цоликлонов.
Определять годность крови к переливанию.
●Знать:
Классификацию кровотечений.
Клиническую картину острой кровопотери.
Методы определения ОЦК, степени кровопотери.
Принципы лечения геморрагического шока.
Методы предварительной и окончательной остановки кровотечения
Химические и биологические методы остановки кровотечения.
Показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов. Способы и методы трансфузии.
Характеристики основных трансфузионных сред. Выбор трансфузионной среды.
Иммунологическую сущность определения групп крови по системам АВО, резус.
Методику проведения индивидуальной и биологической проб. Их интерпретация.
Осложнения при переливании крови.
Кровезамещающие жидкости. Классификация, показания к их применению.
Препараты для парентерального питания.
Расчет инфузионной программы при полном или частичном парентеральном питании.
●Частные модули:
Кровотечение. Классификация. Виды. Клиническая картина. Принципы и методы оценки кровопотери и ее клиническая значимость.
Методы остановки кровотечения.
Основы трансфузиологии.
Основы инфузиологии. Принципы парентерального питания.
Модуль III. Периоперационный период. Операция.
●Уметь:
Определять срочность операции, характер и длительность предоперационной подготовки.
На предложенной медицинской карте стационарного больного («истории болезни») определить: показания или противопоказания к операции, продолжительность предоперационного и раннего послеоперационного периодов.
На предложенном протоколе операции определить оперативный доступ, оперативный прием, вид анестезии.
●Знать:
Показания и противопоказания к хирургической операции.
Алгоритм подготовки больного к операции и анестезиологическому пособию.
Формальные (временные) границы предоперационного периода, операции, послеоперационного периода.
Классификацию операций по срочности выполнения, видам, объему.
Основные этапы хирургической операции, оперативный доступ и оперативный прием.
Этапы (части) послеоперационного периода.
Осложнения раннего послеоперационного периода, меры профилактики и лечения.
Показания к выписке больного из стационара.
Характеристики критических показателей деятельности основных органов и систем в послеоперационном периоде.
Виды и характер местных послеоперационных осложнений.
●Частные модули:
Предоперационный период.
Хирургическая операция. Виды операций. Оперативный доступ. Оперативный прием.
Послеоперационный период.
Модуль IV. Общие вопросы травматологии
●Уметь:
Проводить осмотр и физикальное обследование больных с закрытыми травматическими повреждениями.
Оказывать первую помощь пострадавшему с закрытой травмой.
Выбирать этап эвакуации в зависимости от характера и степени тяжести поражения при закрытой травме и при переломах.
Определить наличие, локализацию, вид перелома или вывиха, оказать первую помощь при переломе или вывихе.
Накладывать транспортно-иммобилизационные шины Дитерихса, Крамера, пневматическую.
Накладывать повязки: сходящуюся, расходящуюся, циркулярную, повязку Дезо, пращевидную повязку, восьмиобразную, «шапочку Гиппократа», повязку типа чепец.
Вправлять вывих плеча по Кохеру, вывих нижней челюсти.
Определять степень и промерную площадь термического, лучевого или химического поражения.
Оказать первую помощь при ожогах и отморожениях, выбрать вид и место эвакуации пораженного
●Знать:
Признаки и принципы диагностики и лечения растяжения и разрыва мягких тканей
Признаки и принципы диагностики и лечения закрытых повреждений головы, грудной клетки.
Признаки и принципы диагностики и лечения закрытой травмы живота.
Определение, классификацию переломов, виды смещения отломков, симптомы переломов, методы обследования больных с подозрением на переломы, методы штатной иммобилизации на догоспитальном этапе, методы консервативного и оперативного лечения переломов и вывихов, принципы выбора метода лечения.
Патофизиологические основы лучевых, химических и термических поражений.
Классификацию ожогов и отморожений.
Методы определения площади поражения.
Критерии, диагностику и методы обследования при ожоговой болезни.
Правила и последовательность оказания первой помощи при ожогах и отморожениях.
Методы комплексного лечения ожогов, ожоговой болезни и отморожений (а также их осложнений) в амбулаторных и стационарных условиях.
Критерии электротравмы. Клинические и патофизиологические признаки электротравмы. Первую помощь (в т.ч. реанимационные мероприятия) при электротравме, принципы лечения.
●Частные модули:
Обследование травматологического больного.
Раны. Патофизиология ран. Патогенез раневого процесса. Регенерация ран.
Десмургия.
Переломы, вывихи.
Закрытые повреждения мягких тканей. Травматический токсикоз
Ожоги, отморожения, электротравма.
Модуль V. Хирургическая инфекция, неспецифическая.
●Уметь:
Определить наличие, признаки и локализацию гнойно-воспалительного процесса.
Определить форму заболевания.
Определить стадию воспалительного процесса.
Обосновать показания к оперативному или консервативному методам лечения в конкретном случае.
Производить перевязку после вскрытия абсцесса или флегмоны.
Подбирать оптимальное лечение (в т.ч. антибактериальное) в конкретном случае.
Определять рекомендации по реабилитации больных.
●Знать:
Условия и факторы, предрасполагающие к развитию гнойно-воспалительных заболеваний, условия генерализации гнойных процессов.
Входные ворота инфекции при экзогенных и эндогенных источниках инфицирования.
Клинику гнойных заболеваний: абсцесса, флегмоны, фурункула, карбункула, лимфаденита и лимфангита, гидраденита, рожи, эризипелоида, мастита, панариция, парапроктита, неспецифического остеомиелита, сепсиса.
Принципы местного и общего лечения.
Принципы подбора антибиотикотерапии.
●Частные модули:
Этиология, патогенез, классификация хирургической инфекции.
Гнойные заболевания мягких тканей.
Гнойные заболевания железистых органов, лимфатических органов, сосудов.
Панариций.
Остеомиелит.
Гнойные заболевания серозных полостей.
Сепсис.
Модуль VI. Специфическая хирургическая инфекция.
●Уметь:
По клиническим, лабораторным и рентгенологическим признакам проводить дифференциальный диагноз хронического гематогенного остеомиелита и туберкулезного поражения костей.
При подозрении на поражение актиномицетом или палочкой сибирской язвы проводить дифференциально-диагностический поиск, с использованием анамнеза, клинических и лабораторных данных.
Определять факторы риска развития газовой гангрены
●Знать:
Клиническую картину, классификацию туберкулезного поражения костей, актиномикоза, сибирской язвы, газовой гангрены, факторы и условия, способствующие их возникновению, возможные осложнения.
Принципы лечения туберкулеза костей и кожной формы сибирской язвы.
Санитарно-эпидемиологические мероприятия при выявлении сибирской язвы, газовой гангрены. Принципы комплексного лечения газовой гангрены.
●Частные модули:
Туберкулез костей, суставов.
Актиномикоз. Хирургические аспекты.
Сибирская язва.
Газовая гангрена.
Модуль VII. Недостаточность крово- и лимфообращения.
●Уметь:
Проводить сбор анамнеза и физикальное обследование больных с подозрением на недостаточность крово/лимфооращения.
Составлять для больных с патологией вен план профилактики прогрессирования заболевания и развития осложнений.
Выявлять у больного признаки гангрены, некротических изменений, наличия свища.
●Знать:
Клинические проявления острой и хронической артериальной недостаточности, классификацию, принципы консервативного и оперативного лечения. Особенности клинического проявления облитерирующего эндартериита, атеросклероза, болезни Рейно, тромбангиита.
Первая помощь при острой артериальной непроходимости.
Этиология и патогенез варикозного расширения вен нижних конечностей.
Клиническую картину воспаления вен и лимфатических сосудов.
Принципы консервативного лечения и показания к оперативному лечению у больных с патологией вен и лимфатических сосудов.
Определение гангрены, некроза, язвы, свища, их классификацию и факторы, способствующие возникновению.
Клинические проявления и отличия сухой и влажной гангрены.
Показания, характер и вид оперативного пособия при установленном диагнозе гангрены.
Клинические проявления микроангиопатии при диабете. Критерии диабетической стопы. Методы обследования больных с язвенными поражениями кожных покровов. Осложнения трофических язв. Принципы консервативного и оперативного лечения трофических язв.
Классификацию, условия возникновения и патологическую анатомию свищей.
Клинические проявления свищей.
Принципы местного лечения, ухода и оперативного лечения свищей.
●Частные модули:
Недостаточность артериального кровообращения.
Недостаточность венозного, лимфатического оттока.
Некрозы, гангрены, язвы, свищи.
Модуль VIII. Основы онкологии.
●Уметь:
Собирать анамнез и проводить физикальное обследование онкологического больного.
●Знать:
Определение опухоли.
Теории возникновения опухолей, эпидемиология и статистика онкологических заболеваний.
Признаки и отличия доброкачественной и злокачественной опухоли.
Принципы и методы диагностики онкологических заболеваний.
Принципы и комплексного лечения опухолей.
Профилактика онкологических заболеваний.
Деонтология при работе с онкологическими больными.
●Частные модули:
Принципы диагностики опухолей.
Принципы лечения опухолей.
Модуль IX. Основы анестезиологии и реанимации.
●Уметь:
По клиническим признакам определять глубину наркоза.
Оказать первую помощь при осложнениях наркоза: рвоте, апноэ, гипоксии, синкопе, передозировке наркотических средств
Проводить дифференциальный диагноз гипоксии, асфиксии, коллапса, обморока, синкопе, шока, клинической и биологической смерти.
Проводить сердечно-легочную реанимацию.
Определять симптомы окончания сердечно-легочной реанимации.
Определять место внутрисердечной пункции.
●Знать:
Свойства наиболее распространенных наркотических средств, миорелаксантов и местных анестетиков.
Теории наркоза, виды наркоза, их преимущества и недостатки.
Осложнения различных видов наркоза, принципы лечения.
Оснащение стола анестезиолога.
Правила подготовки больного к наркозу.
Клинические проявления и хирургическое значение фаз наркоза.
Профилактика осложнений анестезиологического обеспечения хирургических операций.
Признаки терминальных состояний, критерии клинической и биологической смерти.
Последовательность и характер реанимационных мероприятий.
Основные фармакологические средства, применяемые при сердечно-легочной реанимации.
Признаки восстановления функций организма при сердечно-легочной реанимации.
●Частные модули:
Местная анестезия.
Внутривенный наркоз.
Ингаляционный наркоз. Нейролептаналгезия. Осложнения наркоза.
Неотложная помощь при критических состояниях организма. Шок. Виды шока. Виды терминальных состояний. Сердечно-легочная реанимация.
Модуль X. Основы трансплантологии. Пластическая и восстановительная хирургия.
●Уметь:
Определять общие показания к проведению трансплантологических операций.
Определять показания и противопоказания к проведению реконструктивных, пластических и восстановительных операций
●Знать:
Виды, типы трансплантологических вмешательств.
Показания и противопоказания к проведению трансплантации органов и тканей, проведению пластических, реконструктивных и восстановительных операций.
●Частные модули:
Виды пластических операций. Способы кожной пластики.
Основы органной и тканевой трансплантологии
Модуль XI. Хирургия паразитарных заболеваний.
●Уметь:
Выявлять основные симптомы органного поражения при гельминтозах, требующие хирургического лечения.
●Знать:
Возбудителей, их жизненные циклы и органную локализацию при аскаридозе, описторхозе, филяриозе, парагонимозе, фасциолезе.
●Частные модули:
Гельминтозы (эхинококкоз, аскаридоз, описторхоз, филяриоз, парагонимоз, фасциолез).
Хирургические аспекты, клинические проявления, распознавание гельминтозов.
Модуль XII. Пороки развития.
●Уметь:
Идентифицировать (по внешнему виду или описанию) пороки развития, требующие хирургического лечения.
●Знать:
1. Пороки развития, требующие хирургического лечения.
●Частные модули:
Пороки развития черепа, головного мозга, спинного мозга, позвоночника, конечностей.
Пороки развития лица, шеи, грудной клетки, органов грудной полости.
Врожденные пороки сердца.
Пороки развития живота, органов пищеварения, мочеполовой системы.
^
Литература:
1.Альбицкий В.Б. Хирургические болезни: Клинические лекции для субординаторов. Ч. 1-я. – Иваново: Талка, 1993. – 311с.
2.Альбицкий В.Б. Хирургические болезни: Клинические лекции для субординаторв. Ч. 2-я. – Иваново: Талка, 1993. – 303с.
3.Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Хирургия: Учебник для уч-ся мед. училищ. – 2-е изд., стереотип. – М.: Медицина, 1993. – 264с.
4.Гнатышак А.И. Общая клиническая онкология: (Уч. пособие для мед. ин-тов). – 2-е изд., переп. и доп. – Львов: Вица школа. Изд-во при Львовском гос. ун-те, 1988. – 238 (1) с.: ил.
5.Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. «Основы общего ухода за больными», М., 1999. - 240с.
6.Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для студентов мед. вузов – Геотар-Мед, 2006, 608с.
7.Граков Б.С. и др. Методы диагностики и интенсивной терапии в неотложной абдоминальной хирургии. (Граков Б.С., Лубенский Ю.М., Нихенсон Р.А.) – Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1992. – 236с.
8.Дронов А.Ф. и др. Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями: (Учеб. Пособие для педиатр. фак. мед. ин-тов). А.Ф. Дронов, А.И. Ленюшкин, Л.М. Кондратьева. – М.: Медицина. 1988. – 222, (2) с.: ил.
9.Краснов А.Ф. и др. Травматология: Учебник для врачей последипломной подготовки и студентов старших курсов. / Краснов А.Ф., Мирошниченко В.Ф., Котельников Г.П.; МЗ и мед. прак. России, Ассоциация травматологов и ортопедов России, СамГМУ. – М., 1995. – 455с.
10.Лапкин К.В., Пауткин Ю.Ф. Основы общей хирургии: Руководство к пр. занятиям для студентов 3-го курса мед. вузов. – М.: Изд-во Рост. ун-та дружбы народов, 1982. – 248с.
11.Макаренко Т.П., Харитонов Л.Г., Богданов А.В. Ведение больных хирургического профиля в послеоперационном периоде. – М.: Медицина. 1989. – 352с.
12.Михельсон В.А., Миневич А.З. Основы реаниматологии и анестезиологии: Учебник для учащихся мед. училищ. – М.: Медицина, 1992. – 368с.
13.Муратов С.Н. Хирургические болезни с уходом с больными: (Учебник для м/с отд-ний мед. уч-щ). – 2-е изд., переп. и доп. – М.: Медицина, 1981. – 336с.
14.Общая онкология: Руководство для врачей / (Н.П. Напалков и др.); Под ред. Н.П. Напалкова. – Л.: Медицина, 1989. – 646с.: ил.
15.Петров С.В. Общая хирургия. (учебник). – М.: 2007. – 750с.
16.Столяров В.А., Бирюкова Г.И. Хирургическая инфекция: Учебное пособие для студентов лечебного факультета Ш-IV курсов / СМИ им. Д.И. Ульянова. – Самара, 1992, 36с.
17.Стручков В.И. Хирургическая инфекция: Руководство для врачей / В.И. Стручков, В.К. Гостищев, Ю.В. Стручков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991. – 560с.
18.Хирургические болезни: Учебник для студентов мед. вузов. / Под ред. Кузина М.И., - 2-е изд., пер. и доп. – М.: Медицина, 1995. – 639с.
19.Шабад А.Л. Учебное пособие по урологии. – 3-е изд., переп. и доп. – М.: Медицина, 1990. – 286с.
20.Шапошников А.В. Послеоперационный период. Принципы и схемы. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ин-та, 1993. – 311с.
Материально-техническое обеспечение:
Специализированная мебель на каждую группу студентов: столы - 12шт, стулья – 12шт.
Доска аудиторная – 1 шт. на группу.
Цифровой видеопроектор – 1 шт.
Оверхед- 1 шт.
Ксерокс- 1 шт.
Сканер – 1 шт.
ЖК Монитор – 1 шт.
Кинофильмы учебные на видеокассетах – 5 шт.
Учебная литература
Таблицы – 6.
Фантом для отработки практических навыков по сердечно-легочной реанимации – 1.
Персональный компьютер -2 шт.
Комплект эластичных бинтов для отработки практических навыков по десмургии.
Электронная база рентгенограмм и фотографий по избранным темам,
Снимки УЗИ.
Условия реализации учебного процесса:
Занятия студентов проводятся в учебных аудиториях и классах, а также в операционных, перевязочных, процедурных кабинетах, у постели больного - в условиях I-IV хирургических отделений ГКБ №61 г.Москвы (клиника факультетской хирургии №2 ММА).
^ :
Курация больных в хирургическом и (или) приемном отделении. Решение ситуационных задач из методического руководства и тестовых сборников. Работа в перевязочной и операционной: ассистенция преподавателю при выполнении манипуляций и перевязок, ознакомление с работой хирургических отделений и вспомогательных лечебно-диагностических служб.
^ :
Написание рефератов по дополнительным источникам информации. Решение ситуационных задач и тестов при подготовке к практическим занятиям.
оценочные средства для текущего и рубежного контроля
^
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях путем выполнения тестовых заданий в письменной форме. Он позволяет оценить исходный уровень знаний и степень усвоения материала занятия. Учебники общей хирургии, с 1997г., в конце каждой главы (модуля), снабжены контрольными вопросами и заданиями в тестовой форме, см., например, учебник общей хирургии под ред. В.К.Гостищева 2006 г. (ИЗДАНИЕ IV) издательства ГЭОТАР-МЕДИА.
Пример контролирующих заданий.
^
1.Как называется реакция антиген-антитело при определении резус-фактора крови?
1) псевдоагглютинация;
2) панагглютинация;
3) изоагглютинация;
4) гетероагглютинация;
5) гомоагглютинация.
2.Ошибки при определении группы крови наиболее часто связаны с:
1) нарушением температурного режима реакции;
2) неправильным соотношением тестовых реактивов и крови;
3) использованием тестовых реактивов с истекшим сроком годности;
4) нарушением техники и несоблюдением времени протекания реакции;
5) нарушением всех перечисленных выше факторов.
3.Гемотрансфузионный и акушерский анамнез перед переливанием крови позволяет:
1) предотвратить возможные гемотрансфузионные осложнения;
2) экстренно подобрать донорскую кровь;
3) определить резус-принадлежность и группу крови больного;
4) выявить наследственные заболевания;
5) оформить историю болезни.
4.Укажите допустимые методы гемотрансфузий:
1) внутривенные, внутриартериальные, внутрикостные;
2) подкожные, внутривенные, внутриартериальные;
3) внутривенные, перидуральные, энтеральные;
4) внутривенные, подкожные, эндолимфатические;
5) внутриартериальные, внутрикостные, эндотрахеальные.
5.В исключительных случаях допустимо переливание крови О(I) группы реципиентам с кровью других групп, но количество переливаемой крови не должно быть более:
1) 100 мл;
2) 200 мл;
3) 300 мл;
4) 400 мл;
5) 500 мл.
Кроме этого, студент в конце каждого занятия демонстрирует освоенные практические навыки или сообщает результаты курации больного.
^
Рубежный (промежуточный) контроль знаний осуществляется в форме семинарского занятия - коллоквиума. В ходе такого занятия студенты выполняют на время блок тестовых заданий, затем демонстрируют практические навыки по изученному модулю (если таковые предусмотрены), наконец, собеседование с преподавателем по ситуационной задаче.
Примеры ситуационных задач. Тема «Переломы. Вывихи».
^
В клинику обратился больной с жалобами на боли в области правого плечевого сустава. Боли появились после игры в бадминтон. При осмотре вынужденное положение правой верхней конечности, головка плеча отсутствует на обычном месте и определяется в подмышечной области. При пассивных движениях отмечается ограничение подвижности конечности, сопровождающееся болями. Ваш предположительный диагноз? Какой метод исследования поможет верифицировать диагноз?
^
У больного клинико-рентгенологическая картина вывиха левого плеча после травмы. Травматолог произвел вправление вывиха по Кохеру. Как подтвердить правильность выполнения манипуляции и какие рекомендации нужно дать больному по дальнейшей реабилитации?
^
В клинику доставлен больной в бессознательном состоянии. При осмотре отмечается расширение зрачка на правом глазу. Кровоподтеки на лице и волосяной части головы. Дыхание прерывистое, пульс редкий, наполненный.
Ваш предварительный диагноз? Какие методы могут помочь поставить правильный диагноз?
^ - также проводится путем тестирования студентов по завершении всего курса общей хирургии.
Пример контролирующих заданий:
1. Абсолютным признаком перелома кости, выявляемым с помощью клинического исследования, является:
1. гиперемия кожи
2. бледность кожных покровов
3. костная крепитация
4. отек конечности
2. К группе хронических специфических хирургических заболеваний не относится:
1. внелегочной туберкулез
2. бруцеллез
3. сифилис костей и суставов
4. сибирская язва
5. актиномикоз
6. туляремия
3. Точка для проведения внутрисердечной пункции находится в:
1. IV межреберье слева у края грудины
2. VI межреберье слева у края грудины
3. IV межреберье справа у края грудины
4. V межреберье слева отступя 5 см от края грудины
ММА-СМК-Ф-031
|
|
Стр. из
|
Версия 2.0
|
|
|