Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 474.21 Kb.
Название Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата 03.05.2013
Размер 474.21 Kb.
Тип Программа

Рабочая программа






Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ имени И.М.СЕЧЕНОВА




Кафедра факультетской хирургии №2



ОДОБРЕНО

учебно-методической конференцией кафедры
«__» __________ 200__ г., протокол №__


Заведующий кафедрой
факультетской хирургии №2

________________ /Шулутко А.М./

(подпись) (ФИО)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Учебно-методического совета по специальности _060105_
(номер)
__Стоматология____
(название)

«__» _________ 200__ г., протокол №__

Председатель УМС

________________ /И.М.Макеева/

(подпись) (ФИО)



^

Рабочая программа ДИСЦИПЛИНЫ



ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ХИРУРГИЯ

(наименование)


по специальности __060105 Стоматология_____
(номер, название)


Общая трудоемкость: __148__ учебных часов

В т.ч. аудиторных: ___99____

Лекции: __16__________

Занятия: __83__________

Форма итогового контроля: ____экзамен_

(экзамен, зачет)


Москва – 2010


ВВЕДЕНИЕ


Программа разработана на основе программы «ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, ХИРУРГИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ И МАССОВЫХ ПОРАЖЕНИЙ» для студентов стоматологического факультета по специальности: 060105 «Стоматология» (Авторы профессор Брискин Б.С. и Федоров В.П. - кафедра хирургических болезней ММСУ им. Н.А. Семашко).

Утверждена Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию и Управлением учебных заведений Минздрава РФ – 1996 г.


^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА формирование умения постановки диагноза хирургического заболевания (в том числе ургентного) в его типичном течении, оказывать первую врачебную помощь при развитии осложнений, угрожающих жизни больного и решать вопросы о месте обследования и лечения пациента с признаками общих заболевания.


^ КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН уметь выполнять совокупность следующих видов деятельности

1. Выявлять синдромы, требующие неотложной помощи;

2. Диагностировать заболевания, осложнившиеся развитием синдрома, включающего симптоматику со стороны челюстно-лицевой области;

3. Оказывать первую врачебную помощь при развитии осложнений, угрожающих жизни больного;

4. Решать вопросы о месте обследования и лечения больного с признаками общих заболеваний.


^ ПЕРЕЧЕНЬ СОСТОЯНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ

(По материалам к итоговой Государственной аттестации выпускников медицинских

и фармацевтических ВУЗОВ по специальности 060105 «Стоматология»)
^

А. Соматические заболевания


I. Новообразования (по всем системам органов — злокачественные и доброкачественные)

II. Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ

Болезни щитовидной железы (тиреоидит, микседема). Гипер- и гипопаратиреоз.

^ III. Болезни системы кровообращения

Заболевания периферических артерий: атеросклероз, тромбоз, эмболия. Болезни вен: варикозная болезнь, тромбоз, тромбофлебит, хроническая венозная недостаточность, легочные эмболии.

Особенности оказания стоматологической помощи при болезнях системы кровообращения.

^ IV. Болезни органов дыхания.

Инфекции легких: бронхит, пневмония, туберкулез.

Особенности оказания стоматологической помощи при болезнях органов дыхания.

^ V. Болезни органов пищеварения.

Болезни пищевода (эзофагит), желудка и 12-перстной кишки (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь, рак, полипоз), кишечника (аппендицит, кишечная непроходимость).

Желудочно-кишечные кровотечения. Перитонит. Болезни поджелудочной железы (панкреатит).

Болезни печени и желчных путей (гепатиты, желтухи). Желчно-каменная болезнь, холециститы.

Особенности оказания стоматологической помощи при болезнях органов пищеварения.

^ VI. Врожденные аномалии (пороки развития) - по всем системам органов.

VII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, неклассифицированные в других рубриках (экстремальные и терминальные состояния)


^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

(По материалам к итоговой Государственной аттестации выпускников медицинских

и фармацевтических ВУЗОВ по специальности 060105 «Стоматология»)
^

Общеврачебные умения

Врач-стоматолог должен уметь


1. Обследовать больного по всем органам и системам.

2. Оценить выявленные при обследовании больного изменения.

3. Оценить показатели частоты дыхания, сердцебиения, артериального давления.

4. Выполнить промывание желудка.

5. Выполнить клизму очистительную, лекарственную, сифонную.

6. Выполнить подкожную, внутримышечную, внутривенную инъекции.

7. Остановить носовое кровотечение (передняя тампонада).

8. Остановить наружное кровотечение путем: - пальцевого прижатия сосуда, - наложения давящей повязки, - наложения жгута.

9. Наложить разные виды повязок.

10. Наложить эластичный бинт на нижнюю конечность.

11. Наложить согревающий компресс.

12. Выполнить обработку пролежней.

13. Выполнить перевязку чистой и гнойной ран.

14. Собрать набор инструментов, материалов, медикаментов для первичной хирургической обработки раны.

15. Выполнить иммобилизацию при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей, позвоночника путем использования: - подручных средств, - транспортных шин.

16 .Выполнить иммобилизацию при переломе позвоночника и костей таза.

17. Выполнить искусственное дыхание "рот в рот" и с помощью мешка Амбу или других портативных аппаратов.

18. Выполнить закрытый массаж сердца.

19. Оказать врачебную помощь при обмороке, коллапсе, при солнечном и тепловом ударах, при отравлениях, при утоплении.

20. Оказать врачебную помощь при диабетических комах.

21. Оказать врачебную помощь при приступе почечной колики.

22. Оказать врачебную помощь при укусах животными, змеями и насекомыми.

23. Оказать врачебную помощь при электротравме, ожоге и отморожении.

24. Оказать врачебную помощь при шоке разного генеза.

25. Оказать врачебную помощь при острых аллергических реакциях.

26. Оказать врачебную помощь при остром нарушении мозгового кровообращения.

27. Владеть методикой чтения рентгенограмм.

28. Оценить показатели:

- кожно-аллергических проб,

- лабораторных исследований,

- биохимических исследований,

- морфологических исследований,

- физиологических и электрофизиологических исследований.

29. Оформить типовую медицинскую документацию.


Требования

к квалификационной характеристике врача – стоматолога (выпускника стоматологического факультета) по «Хирургическим болезням»:


^ 1. Должен знать: патогенез хирургических заболеваний, острых и хронических; принципы и тактику лечения, место его проведения.

2. Уметь
: осуществлять осмотр хирургического больного.

^ Выявлять симптомы: острого аппендицита, острого холецистита, прободной язвы желудка, кровотечений желудочно-кишечного тракта, острого панкреатита, ущемленной наружной грыжи живота, кишечной непроходимости, перитонита.

Оценить: развернутый общий анализ крови; основные данные биохимического исследования крови, коагулограмму, анализ мочи клинический; обзорные рентгенографические исследования органов грудной и брюшной полостей.

^ Оказать первую врачебную помощь: при ранениях (травмах) органов грудной и брюшной полостей (наложить асептическую, окклюзионную повязку), конечностей (остановить кровотечение, провести иммобилизацию); черепно-мозговой травме (асептическая повязка, фиксация языка, интубация, трахеостомия).

Определить: группу крови, резус-принадлежность, проводить пробы на совместимость, признаки трансфузиологических осложнений.


^ МЕСТО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Дисциплина “Хирургические болезни, ВПХ (хирургия повреждений и массовых поражений)” относится к клиническим дисциплинам и является составной частью цикла “Хирургия”. Для ее освоения необходимы базисные знания и изучение следующих дисциплин:


^ ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ

Уметь диагностировать заболевания внутренних органов (см. КХ).


Для дифференциальной диагностики хирургических болезней и определения тактики хирургического лечения болезней внутренних органов.

^ АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

Уметь диагностировать гинекологические заболевания (см. КХ).

Знать анатомо-физиологические особенности организма беременной женщины, родильницы, роженицы.

Для диагностики хирургических заболеваний у женщин

УРОЛОГИЯ

Уметь диагностировать заболевания мочеполовой системы (см. КХ).

Для дифференциальной диагностики хирургических болезней

^ ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Уметь физикальными методами обследовать хирургического больного. Уметь соблюдать правила асептики и антисептики при работе в хирургическом стационаре

Для проведения обследования хирургического больного

Уметь диагностировать наружное и внутреннее кровотечение (массивное).

Для определения тактики хирургического лечения больного

^ ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ

Уметь на рентгенограммах выявлять основные рентгенологические признаки патологии органов грудной, брюшной полостей, органов

малого таза.

Для диагностики хирургических заболеваний и неотложных состояний

Уметь диагностировать на рентгенограммах плевральный выпот, пневмоторакс, симптом "ниши", чаши Клойбера, свободный газ в брюшной полости, конкременты в желчном пузыре, переломы костей различной локализации.

Для диагностики хирургических болезней и неотложных состояний

Знать диагностические возможности современных методов лучевой диагностики (ангиография, томография, компьютерная томография, сканирование, УЗИ).

Для составления плана лабораторно-инструментального исследования больного.

ФАРМАКОЛОГИЯ

Знать пути введения лекарств в организм, их классификацию; фармакокинетику и фармакодинамику основных препаратов групп

Лекарственных веществ: противовоспалительные, гормоны, гемостатики, транквилизаторы, аналгетики, диуретики, сердечные средства, биостимуляторы, плазмозаменители, антиагреганты.

Для определения тактики лечения хирургического больного

^ ОБЩАЯ ГИГИЕНА С ЭКОЛОГИЕЙ

Знать влияние различных факторов внешней среды на организм человека.

Для профилактики хирургических заболеваний и обоснования их этиологии


^ МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ, ИММУНОЛОГИЯ

Знать основные положения учения об инфекции; морфологию и физиологию патогенных кокков.

Для обоснования этиологии гнойных и воспалительных хирургических заболеваний обоснования тактики их лечения.

Уметь производить забор патологического материала для бактериологических исследований.

Для лабораторной диагностики хирургических болезней

^ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Знать роль и значение причин, условий и реактивных свойств организма в возникновении, развитии и исходе болезни;

причины и механизмы повреждения клеток, местного нарушения кровообращения, воспаления, нарушений обмена веществ.

Знать патологическую физиологию дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, желез внутренней секреции; патофизиологические механизмы шока.

Для обоснования патогенеза хирургических болезней

^ НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Знать учение И.П.Павлова об условных рефлексах; принципы саморегуляции организма в целом; закономерности работы органов дыхания пищеварения, выделения, желез внутренней секреции; физиологические константы этой деятельности.

Для анализа результатов клинического (физикального) и лабораторно-инструментальных методов исследования хирургического больного.

^ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Знать морфологическую картину воспаления, исходы воспаления нарушений кровообращения и лимфообращения; опухолей.

Знать морфологическую характеристику заболеваний внутренних органов хирургического профиля (см. конечные цели).

Для обоснования патогенеза хирургических заболеваний, их симптомов.

^ ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ И ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Знать деление тела человека на области, границы областей; особенности топографии областей груди, живота, шеи, таза; топографию внутренних органов этих областей (проекции на поверхность, голотопия, синтопия, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток).

Уметь давать топографо-анатомическое

обоснование проявлению, локализации

и распространению патологических

процессов (воспаление, опухоли, грыжи, нарушения кровообращения)

Для постановки диагноза и назначения хирургического лечения.

Знать основные термины и понятия оперативной хирургии. Классификации хирургических операций (по оперативному приему, по месту производства операции, по показаниям, по целям).

Знать принципы выбора и этапы типовых хирургических операций.

Для назначения хирургического лечения.

Уметь производить на моделях элементарные оперативные действия: разъединение мягких тканей, соединение мягких тканей, манипуляции для временной и окончательной остановки кровотечения в ране, дренирование плевральной полости.

Для производства операций на пациенте и экстренной помощи больному.

^ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Знать строение внутренних органов (пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и желез внутренней секреции), сердечно-сосудистой системы.

Для определения состояния анатомической нормы при исследовании больного; для описания общего и местного статуса в истории болезни

^ ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ

Знать гистологическое строение эндокринных желез, серозных оболочек, желудка, толстой и тонкой кишок, печени, желчных путей, легких бронхов, сосудистой стенки (вены и артерии).

Для оценки данных цитологического и гистологического исследования биопсийного материала.

^ БИОЛОГИЯ С ЭКОЛОГИЕЙ

Знать современные концепции биосферы и экосистемы.

Для обоснования этиологии хирургических заболеваний человека.

Знать биологию индивидуального развития, особенности старости как этапа онтогенеза.

Для обоснования тактики хирургического лечения пожилых больных.

Знать основные законы генетики, роль внешней среды в возникновении наследственных заболеваний.

Для определения этиологии наследственных заболеваний

^ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Знать свойства ферментов, основные этапы обмена липидов, аминокислот, сахаров, биохимию питания, пищеварения; регуляцию обмена веществ; механизм действия гормонов.

Для анализа данных лабораторных исследований; объяснения механизма патогенеза хирургических заболеваний

ФИЗИКА

Знать физические принципы устройства приборов волоконной оптики (эндоскопы) и ультразвуковых диагностических приборов.

Для выбора метода инструментального исследования больно го и анализа данных этих исследований.



^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план лекций и занятий


№ п/п

Раздел
дисциплины
(модуль)

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости










Аудиторные занятия

Самост. работа

Всего

(Общая трудоём-кость)




Всего

Лекции

Занятия*

I

^ Заболевания пищеварительного тракта и ГБС

6
















тест

I.1

Заболевания пищевода

6

5 ч

1 ч

4 ч

2 ч

7 ч

тест

I.2

Заболевания желудка (язвенная болезнь, рак)

6

4 ч

1 ч

3 ч

2 ч

6 ч

тест

I.3


Заболевания ободочной и прямой кишки, острый аппендицит

6

4 ч

1 ч

3 ч

2 ч

6 ч

тест


I.4

Заболевания печени и желчных путей. ЖКБ. Острый холецистит

6

5 ч

1 ч

4 ч

2 ч

7 ч

тест

I.5

Заболевания поджелудочной железы. Острый панкреатит

6

5 ч

1 ч

4 ч

2 ч

7 ч

тест

II

^ Заболевания щитовидной железы

6

6 ч

1 ч

5 ч

2 ч

8 ч

тест

III

^ Заболевания молочной железы

6

6 ч

1 ч

5 ч

2 ч

8 ч

тест

IV

^ Заболевания легких, плевры и средостения

7
















тест

IV.1


Неспецифические заболевания легких и плевры

7

4 ч

1 ч


3 ч

6 ч

10 ч


тест


IV.2


Рак легкого.

Заболевания средостения



7

5 ч

-

5 ч

4 ч

9 ч

тест


V

^ Острая и хроническая окклюзия кровеносных сосудов

7
















тест

V.1

Заболевания артерий

7

3 ч

1 ч

2 ч

1 ч

4 ч

тест

V.2

Заболевания вен

7

4 ч

-

4 ч

1 ч

5 ч

тест

VI

^ Неотложные состояния в хирургии

7
















тест

VI.1

Перитонит

7

5 ч

1 ч

4 ч

2 ч

7 ч

тест

VI.2

Кишечная непроходимость

7

5 ч

-

5 ч

2 ч

7 ч

тест

VI.3

Желудочно-кишечные кровотечения

7

3 ч

-

3 ч

2 ч

5 ч

тест

VII

Грыжи

7

3 ч

-

3 ч

2 ч

5 ч

тест

VIII

ВПХ

7



















VIII.1

Основы организации хирургической помощи в чрезвычайных ситуациях и в действующей армии

7

2 ч

-

2 ч

1 ч

3 ч

тест

VIII.2

Огнестрельные ранения

7

2 ч

-

2 ч

1 ч

3 ч

тест

VIII.3

Инфекционные осложнения боевых повреждений

7

3 ч

1 ч

2 ч

1 ч

4 ч

тест

VIII.4

Кровотечение и кровопотеря

7

3 ч

1 ч

2 ч

1 ч

4 ч

тест

VIII.5

Травматический шок. Синдром длительного раздавливания

7

3 ч

1 ч

2 ч

1 ч

4 ч

тест

VIII.6

Ранения и закрытые повреждения головы и шеи

7

3 ч

1 ч

2 ч

1 ч

4 ч

тест

VIII.7

Ранения и закрытые повреждения груди

7

3 ч

1 ч

2 ч

2 ч

5 ч

тест

VIII.8

Ранения и закрытые повреждения живота, таза и тазовых органов

7

3 ч

-

3 ч

2 ч

5 ч

тест

VIII.9

Методы лечения переломов

7

3 ч

1 ч

2 ч

1 ч

4 ч

тест

VIII.

10


Закрытые повреждения конечностей.

Огнестрельные повреждения конечностей и суставов

7

4 ч

-

4 ч

3 ч

7 ч

тест

VIII.

11

Комбинированные радиационные и химические повреждения

7

3 ч

-

3 ч

1 ч

4 ч

тест




ВСЕГО




99

16

83

49

148

тест

* К видам занятий относятся: консультации, семинары, практические занятия, клинико-практические занятия, лабораторные, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа) и т.д.


Содержание дисциплины


^ КРОВОТЕЧЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

Причины кровотечений из верхних отделов пищеварительного тракта. Дифференциальная диагностика. Клинические и лабораторные признаки. Методы распознавания причины кровотечения. Эзофагогастродуоденоскопия.

^ Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как основная причина кровотечений. Другие осложнения язвенной болезни (перфорация, пенетрация, сужение выходного отдела желудка, озлокачествление). Показания к операции, основные виды хирургического лечения (ушивание, резекция желудка и др.).

Влияние стоматологических заболеваний на развитие и течение язвенной болезни. Возможные изменения в полости рта при язвенной болезни.

^ Рак желудка. Основное клиническое проявление. Ранние признаки рака желудка. Рентгенологические и инструментальные принципы диагностики. Показания к операции и объем оперативного вмешательства.

Кровотечения из нижних отделов пищеварительного тракта, причины (доброкачественные и злокачественные опухоли прямой кишки), методы диагностики. Основные принципы хирургического лечения.

^ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЖЕЛТУХА

Желчнокаменная болезнь. Этиология и патогенез камнеобразования, связь с заболеваниями полости рта. Клинические проявления и диагностика. Современные методы исследования больных (УЗИ, рентгеноконтрастное исследование, ретроградная холангиопанкреатикография, компьютерная томография). Показания к операции, объем оперативного вмешательства. Альтернативные малоинвазивные вмешательства, эндоскопические операции.

^ Опухоли печени. Первичные и метастатические, опухоли желчного пузыря и желчных протоков.

Опухоли поджелудочной железы, хронический индуративный панкреатит.

Современные инструментальные методы исследования. Показания к радикальным и паллиативным хирургическим вмешательствам.

^ НЕПРОХОДИМОСТЬ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

Причины непроходимости пищевода (инородные тела, рубцовые стриктуры, кардиоспазм, доброкачественные и злокачественные опухоли).

Симптом дисфагии, виды дисфагии. Основные виды исследования пищевода (рентгеноконтрастное исследование, эзофагоскопия).

Консервативные (бужирование, кардиодилатация) и оперативные методы лечения. Гастроскопия. Понятие о замещении пищевода кишечными и желудочными трансплантатами.

Перфорация пищевода. Медиастинит. Методы диагностики и лечения.

^ Сужение выходного отдела желудка, признаки, методы диагностики и оперативного лечения.

Непроходимость кишечника. Классификация. Диагностическая и механическая непроходимость. Клиника, диагностика и лечение. Принципы предоперационной подготовки. Характер изменений в кишечнике при странгуляционной непроходимости, признаки жизнеспособности кишки.

^ Ущемленные грыжи как причина странгуляционной непроходи­мости. Общее понятие о грыжах живота. Виды грыж, основные симпто­мы. Оперативные методы лечения. Осложнения грыж (воспаление, невправимость, ущемление). Особенности и объем операции при ущем­ленных грыжах.

^ ГНОЙНАЯ ИНФЕКЦИЯ ОРГАНОВ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ

Острый аппендицит. Этиология, патогенез, патологическая анатомия. Клиническая и морфологическая классификация. Клиника и диагностика. Дифференциальная диагностика. Особенности течения острого аппендицита у детей, стариков и беременных женщин. Роль лапароскопии в диагностике острого аппендицита. Показания к операции, техника аппендэктомии. Осложнения острого аппендицита (аппендикулярный инфильтрат, ограниченные гнойники, перитонит). Современные установки госпитализации и лечения больных острым аппендицитом.

^ Острый холецистит. Клиника и диагностика. Выбор сроков оперативного вмешательства, его объем. Осложнения острого холецистита. Острый гнойный холангит.

Острый панкреатит. Этиология, патогенез, классификация (отечная и деструктивная формы). Диагностика. Осложнения острого панкреатита. Принципы лечения различных форм острого панкреатита.

Перитонит. Определение понятия, классификация. Основные источники острого гнойного перитонита (воспаление органов брюшной полости, перфорации и разрывы полых органов, некрозы органов брюшной полости). Клиника и дифференциальная диагностика. Современные принципы оперативных вмешательств и проведения комплексной терапии (роль дренирования брюшной полости и зондовой декомпрессии кишечника, антибактериальная терапия, детоксикация, коррекция иммунных нарушений). Послеоперационные перитониты, причины, диагностика, показания к повторным операциям.

^ ГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ И ПЛЕВРЫ

Особенности анатомического строения бронхов и легких. Значение дренажной функции бронхов. Роль рентгеновского исследования и бронхоскопии. Роль курения в возникновении бронхолегочных заболеваний. Связь хронических заболеваний бронхов и легких с патологическими процессами в полости рта.

^ Бронхоэктатическая болезнь. Этиология, патогенез. Клиника и диагностика. Показания и объем оперативных вме­шательств.

Абсцессы легкого острые и хронические. Клиника и диагностика. Показания и объем оперативных вмешательств. Гангрена легкого.

^ Эмпиема плевры острая и хроническая. Этиология и патогенез. Клинические симптомы и диагностика. Консервативные и оперативные методы лечения.

Спонтанный пневмоторакс. Причины, основные клинические симптомы, острая дыхательная недостаточность. Рентгеновская диагностика и торакоскопия. Принципы лечения.

^ РАК ЛЕГКОГО

Патологическая анатомия. Центральный и периферический рак легкого. Клиника и диагностика. Возможности и направления ранней диагностики рака легкого. Рентгенологические и инструментальные методы исследования.

Основные пути лимфогенного и гематогенного метастазирования. Дифференциальная диагностика лимфогенных метастазов на шее. Комбинированное лечение рака легкого (оперативное, лучевая и химиотерапия).

^ ЗАБОЛЕВАНИЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗ

Зоб (эндемический, спорадический). Тиреотоксический зоб (диффузный и узловой). Этиология. Патогенез. Клиника и диагностика заболеваний щитовидной железы. Значение УЗИ и радионуклидных методов. Дифференциальная диагностика заболеваний щитовидной железы и кист шеи, методы обследования, показания к операции (виды операций).

Тиреоидиты и струмиты. Рак щитовидной железы.

Краткие анатомо-физиологические данные о молочной железе. Острый гнойный мастит, основные причины возникновения, роль лактостаза и инфекции. Клиника, диагностика, лечение. Показания и объем оперативных вмешательств.

Дисгормональные заболевания молочной железы. Патогенез, клиника и диагностика дисгормональных заболеваний и доброкачественных опухолей. Значение профилактических осмотров, маммографии и пункционной биопсии в дифференциальной диагностике. Показания и оперативные методы лечения.

^ Рак молочной железы. Частота заболевания и предрасполагающие причины. Пути метастазирования. Стадии рака молочной железы, клиника и диагностика. Оперативные и комбинированные методы лечения.

^ ОСТРАЯ И ХРОНИЧЕСКАЯ ОККЛЮЗИЯ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

Варикозная болезнь нижних конечностей. Этиология и патогенез. Клиника первичного расширения вен. Методы определения проходимости глубоких и коммуникантных вен и состояния венозных клапанов. Показания и выбор метода оперативного вмешательства. Тромбофлебиты и флеботромбозы. Определенные понятия. Клиника и диагностика. Илеофеморальный тромбоз. Консервативное и оперативное лечение. Варикозные и трофические язвы нижних конечностей.

^ Окклюзионные поражения артерий конечностей. Облитерирующий эндартериит и атеросклеротический тромбангиит. Современные методы исследования артерий (клинические, функциональные, допплерография, ангиография).

Клинические стадии заболевания. Симптомы и диагностика. Консервативные методы лечения. Показания к оперативным методам лечения и их характеристика.

Диабетическая ангиопатия. Патогенез. Методы лечения.


^ ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ХИРУРГИЯ

(хирургия повреждений и массовых поражений)

Организация хирургической помощи (при массовых поражениях)

Понятие о войне как "травматической эпидемии" (Н.И.Пирогов). Особенности повреждений при массовых поражениях. Основные принципы оказания хирургической помощи раненым и пострадавшим. Очередность оказания хирургической помощи. Этапное лечение раненых.

^ Раны военного времени

Классификация ран. Патогенез раневого процесса. Осложнения и их профилактика. Первичная хирургическая обработка ран. Понятие о ранней, отсроченной и поздней первичной хирургической подготовке. Первичный, первично-отсроченный и провизорный швы, показания к их применению и необходимые условия. Вторичный шов ранний и поздний. Показания к применению вторичных швов. Осложнения ран гнойной инфекцией, особенности патогенеза. Сепсис и гнойно-резорбтивная лихорадка. Анаэробная инфекция. Лечение на этапах эвакуации.

Столбняк: этиология, патогенез, клиника, диагностика. Причины летальности. Профилактика. Лечение.

^ Ранения крупных кровеносных сосудов

Общие и местные симптомы. Первая помощь. Понятие о временной и окончательной остановке кровотечения. Этапное лечение. Геморрагический шок. Принципы восполнения кровопотери на этапах медицинской эвакуации.

^ Огнестрельные и неогнестрельные повреждения конечностей

Клиника, диагностика, осложнения. Оказание первой помощи. Лечение на этапах медицинской эвакуации.

^ Травматический шок

Патогенез. Фазы шока. Диагностика фаз травматического шока. Первая помощь и лечение на этапах медицинской эвакуации.

Синдром длительного раздавливания

Патогенез травматического токсикоза. Стадии, клиника, диагностика. Причины летальности. Первая помощь. Лечение на этапах эвакуации.

^ Повреждения и ранения шеи

Симптоматика. Клиника и диагностика в зависимости от повреж­дений различных органов. Первая помощь.

Закрытые и открытые повреждения черепа и головного мозга

Диагностика сотрясения, ушиба и сдавления головного мозга. Особенности течения раневого процесса в головном мозге. Отек мозга, профилактика и лечение на этапах медицинской эвакуации.

^ Закрытые и открытые повреждения груди

Травматический пневмоторакс и его виды. Виды открытого пневмоторакса. Патогенез. Клиника. Клапанный пневмоторакс. Патогенез. Симптоматология напряженного пневмоторакса. Первая помощь в очаге поражения и первая врачебная помощь. Лечение на этапах медицинской эвакуации.

Повреждения и ранения груди с гемотораксом. Патогенез. Симптомы. Осложнения. Первая помощь в очаге поражения. Лечение на этапах медицинской эвакуации.

^ Закрытые и открытые повреждения живота

Классификация. Проникающие ранения. Клинические признаки повреждения паренхиматозных органов брюшной полости. Признаки повреждения полых органов. Клиника, диагностика, осложнения, причины летальности. Первая помощь в очаге поражения. Лечение на этапах медицинской эвакуации.

Ранения и закрытые повреждения почек. Клиника, диагностика. Лечение на этапах медицинской эвакуации. Внутрибрюшные и внебрюшные повреждения и ранения мочевого пузыря. Клиника, диагностика, осложнения. Лечение на этапах медицинской эвакуации.

^ Переломы костей таза

Виды переломов, клиника, диагностика, осложнения. Переломы костей таза с повреждениям тазовых органов. Диагностика. Первая помощь.

^ Термические ожоги

Классификация ожогов. Патогенез ожоговой болезни, стадии. Ожоги напалмом. Первая помощь при ожогах. Лечение на этапах медицинской эвакуации.

^ Комбинированные повреждения

Понятие, виды комбинированных повреждений. Особенности течения ран, загрязненных боевыми отравляющими веществами. Особенности течения ран, загрязненных радиоактивными веществами. Первая помощь. Лечение на этапах медицинской эвакуации.


^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПРОГРАММЫ

Студент должен уметь:

1. Выполнить клиническое обследование хирургического больного.

2. Выполнить обработку рук перед операцией.

3. Свернуть из марли салфетку, тампон, шарик.

4. Извлечь из бикса материал.

5. Надеть стерильный халат.

6. Надеть стерильные перчатки.

7. Надеть стерильную маску.

8. Собрать дренаж по Бюлау.

9. Собрать систему для струйного переливания крови.

10. Собрать систему для капельного переливания крови.

11. Определить группу предлагаемой крови.

12. Провести пробу на индивидуальную совместимость крови.

13. Провести пробу на совместимость крови по резус-фактору.

14. Определить годность крови в ампуле.

15. Выполнить инструментальную перевязку раны.

16. Оценить годность стандартной сыворотки для определения группы крови.

17. Продемонстрировать технику наложения жгута Эсмарха при артериальном кровотечении.

18. Пальцевое прижатие артерии.

19. Наложить давящую повязку на кровоточащую рану.

20. Наложить резиновый бинт при венозном кровотечении.

21. Вправление вывиха плеча по Кохеру и нижней челюсти на муляже.

22. Вправление вывиха плеча по Джанелидзе на муляже.

23. Наложение шины Дитерихса.

24. Наложение шины Крамера и гипсовой повязки.

25. Наложение повязки Дезо.

26. Наложение повязки "чепец" и пращевидной повязки при переломе нижней челюсти.

27. Повязка на палец кисти, голеностопный и коленный суставы и др.

28. Собрать принадлежности для интубации и выполнить интубацию через рот на муляже, а также осуществить закрытый массаж сердца.

29. Выполнить внутримышечные и подкожные инъекции и внутри­венные вливания лекарственных средств.

30. Снятие швов.

31. Выполнить катетеризацию мочевого пузыря.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, ОСВОЕНИЕ КОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ СТУДЕНТА, ВЫПУСКАЕМОГО КАФЕДРОЙ ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

1. Оценка анализов крови, мочи, мокроты.

2. Определение группы крови и резус-принадлежность.

3. Венепункция, венесекция (типичные места выполнения) (на муляже).

4. Собрать систему для переливания крови.

5. Проведение проб при переливании крови.

6. Обследование органов грудной клетки.

7. Чтение рентгенограмм грудной клетки.

8. Оценка функциональных исследований органов дыхания.

9. Собрать систему для пункции плевры.

10. Контроль за работой дренажей в плевральной полости.

11. Обследование живота (осмотр, виды пальпации).

12. Пальпация живота.

13. Исследование грыжи.

14. Пальцевое исследование прямой кишки (на муляже).

15. Чтение рентгенограмм живота.

16. Выполнение лечебных клизм (виды, необходимое оснащение).

17. Исследование желудочного сока (методика, оценка данных).

18. Дуоденальное зондирование (методика, оценка данных).

19. Катетеризация мочевого пузыря (методика, осложнения).

20. Обследование периферических артерий.

21. Обследование вен нижних конечностей.

22. Чтение ангиограмм.

23. Бинтование конечностей эластичным бинтом.

24. Обследование щитовидной железы.

25. Обследование молочной железы.

26. Иммобилизация верхней конечности подручными средствами.

27. Иммобилизация верхней конечности штатными средствами.

28. Иммобилизация нижней конечности подручными средствами.

29. Иммобилизация нижней конечности штатными средствами.

30. Техника наложения повязок на голову.

31. Техника наложения повязок на шею.

32. Техника наложения повязок на верхнюю конечность.

33. Техника наложения повязок на нижнюю конечность.

34. Техника наложения повязок на туловище.

35. Окклюзионные повязки.

36. Временная остановка кровотечения.

^ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ ДОЛЖЕН НАПРАВИТЬ БОЛЬНОГО НА СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ

1. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (анемия, отрыжка, тухлый запах из ротовой полости).

2. Рак желудка (синдром малых признаков).

3. Желчнокаменная болезнь (язык с желтым налетом, срыгивание с желчью).

4. Заболевание пищевода (дисфагия).

5. Кишечная непроходимость (запоры, вздутие живота).

6. Панкреатит (вздутие живота, отрыжка воздухом, боли в эпигастрии).

7. Ущемление грыжи (боли в области грыжевого выпячивания, рвота).

8. Острый холецистит, острый аппендицит (локализация острой боли, лихорадка, диспепсия).

9. Гнойные заболевания легких и плевры (лихорадка, отхождение гнойной мокроты, боли в грудной клетке).

10. Рак легкого (сухой кашель, кровохарканье, боль в грудной клетке).

11. Заболевания щитовидной и молочной желез (зоб, опухоли молочной железы).

12. Заболевания сосудов (отек конечностей, боли в мышцах, синдром "перемежающейся хромоты").


ЛЕКЦИИ по курсу ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ И ВПХ

1. Хирургическое лечение осложнений язвенной болезни. – Шулутко А.М.

2. Рак желудка. – Шулутко А.М.

З. Желчнокаменная болезнь. Острый холецистит. Осложнения. – Агаджанов В.Г.

4. Острый панкреатит. – Агаджанов В.Г.

5. Грыжи живота. - Антропова Н.В.

6. Острая кишечная непроходимость. – Шулутко А.М.

7. Острый аппендицит. Особенности течения и лечения – Моисеев А.Ю.

8. Перитонит. – Шулутко А.М.

9. Гнойные заболевания легких и плевры. – Ясногородский О.О.

10. Рак легкого. – Ясногородский О.О.

11. 0кклюзионные заболевания сосудов. - Крылов А.Ю.

12. Заболевания молочных желез. – Шулутко А.М.

13. Раны и раневая инфекция – ВПХ – Агаджанов В.Г.

14. Черепно-мозговая травма – ВПХ – Агаджанов В.Г.

15. Травматический шок – ВПХ – Агаджанов В.Г.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ по курсу ХИРУРГИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ВПХ

^ КРОВОТЕЧЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

  1. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

  2. Рак желудка

  3. Опухоли ободочной и прямой кишки

  4. Геморрой

  5. Варикозное расширение вен пищевода и желудка

^ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЖЕЛТУХА

  1. Желчнокаменная болезнь

  2. Опухоли поджелудочной железы

  3. Опухоли печени и внепеченочных желчных путей

^ НЕПРОХОДИМОСТЬ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

  1. Заболевания пищевода

  2. Стеноз выходного отдела желудка

  3. Кишечная непроходимость

  4. Грыжи живота и их ущемление

^ ГНОЙНАЯ ИНФЕКЦИЯ БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ

  1. Острый аппендицит

  2. Острый холецистит

  3. Острый панкреатит

  4. Перитонит

ГНОЙНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ И ПЛЕВРЫ

  1. Бронхоэктатическая болезнь

  2. Абсцесс легкого

  3. Гангрена легкого

  4. Эмпиема плевры

  5. Спонтанный неспецифический пневмоторакс

^ РАК ЛЕГКОГО

ЗАБОЛЕВАНИЯ КРУПНЫХ ЖЕЛЕЗ

  1. Щитовидная железа (тиреоидиты и струмиты, зоб, рак щитовидной железы)

  2. Молочная железа:

  3. Мастит

  4. Дисгормональные заболевания

  5. Рак молочной железы

^ ОСТРАЯ ХРОНИЧЕСКАЯ ОККЛЮЗИЯ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ

  1. Варикозная болезнь

  2. Тромбофлебит

  3. Облитерирующий тромбангиит

  4. Облитерирующий атеросклероз


Военно-полевая хирургия (хирургия повреждений и массовых поражений)

  1. Организация хирургической помощи раненым и пострадавшим

  2. Раны военного времени и раневая инфекция

  3. Ранения крупных кровеносных сосудов

  4. Огнестрельные и неогнестрельные повреждения конечностей

  5. Травматический шок и синдром длительного сдавленна

  6. Повреждения и ранения шеи

  7. Закрытые и открытые повреждения черепа и головного мозга

  8. Закрытые и открытые повреждения груди

  9. Закрытые и открытые повреждения живота и таза

  10. Термические ожоги

  11. Комбинированные повреждения


Учебно-методическое обеспечение

Основные источники информации:

1. Кузин М.И. «Хирургические болезни»: М. Медицина, 2002

2. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Тесты и ситуационные задачи для программированного обучения по хирургическим болезням». М.1991г.

3. В.С. Савельев, А.М. Шулутко и др. «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М., 2005.

4. А.М. Шулутко, В.Г. Агаджанов «Учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий студентов по теме: «Заболевания печени и желчных путей».2006 г – электронный вариант.

5. А.М. Шулутко «Заболевания молочной железы». Методическое пособие, 2009 г.

6. Г.И.Лукомский. «Неспецифические эмпиемы плевры» М.1976 г., стр. 198 – 205 Патофизиологическая концепция лечения.

7. А.М. Шулутко, Н.А.Саакян «Учебно – методическое пособие для самостоятельных занятий студентов по теме: «Заболевания легких и плевры».2006 г – электронный вариант.

^ 8. Шулутко А.М., Овчинников А.А., Ветшев П.С. «Рабочий диагноз» в трудных хирургических заболеваниях М.2003 г.,

9
. А.М. Шулутко, А.Ю.Крылов: «Учебно – методическое пособие для самостоятельных занятий студентов по теме: «Нарушения артериального и венозного кровообращения нижних конечностей».2006 г – электронный вариант.

10. Клиническая хирургия. Национальное руководство под редакций В.С. Савельева, 209-2010 г.

11. Шапошников Ю.Г., Маслов В.И. Военно-полевая хирургия. Осн.– М.: Медицина, 1995.– 431 с.


Дополнительные источники информации:

1. Черноусов А.Ф. Хирургия пищевода, М., 2000.

2. Р.М. Евтихов, М.Е. Путин, А.М. Шулутко «Клиническая хирургия», М., «ГЕОТАР-Медиа», 2005.

3. Юдин С.С. Этюды желудочной хирургии. М.1955.

4. Федоров В.Д. Проктология М. 1984.

5. Колесов В.И. Острый аппендицит. М. 1959 г.

6. Ротков И.Л. Диагностические и тактические ошибки при остром аппендиците. М. 1980

7. Ш.Шерлок, Дж.Дули «Заболевания печени и желчных путей» Москва, 2002

8. С.А. Дадвани, П.С. Ветшев, А.М.Шулутко, М.И.Прудков «Желчнокаменная болезнь». Москва, 2000

9. «Руководство по хирургии желчных путей» Под редакцией Э.И.Гальперина, П.С. Ветшева. ВИДАР 2006.

10.Р.М.Евтихов, В.А.Журавлев, А.М.Шулутко и др. Механическая желтуха. Хронический панкреатит. Москва-Иваново-Киров, 1999.

11. А.П. Калинин, Н.А. Майстренко, П.С. Ветшев. Хирургическая эндокринология.

12. И. Дегрелль. «Атлас заболеваний молочной железы», издательство академии наук. Венгрии, Будапешт, 1977 г.

13. М.А. Гриппи. «Патофизиология легких», М., БИНОМ, 1997 г.

^ 14. Покровский А.В. «Заболевания аорты и ее ветвей». М., Медицина, 1979 г. – 328с.

15.
Евдокимов А.Г., Тополянский В.Д. «Болезни артерий и вен». М., Высшая школа,1999г.


Материально техническое обеспечение:

  1. Специализированная мебель на одну группу: стулья – 12шт. на группу.

  2. Мультимедийный видеопроектор – 2 шт.

  3. Оверхед- 1 шт.

  4. Ксерокс - 2 шт.

  5. Сканер – 2 шт.

  6. Монитор – 1 шт. на группу

  7. Кинофильмы учебные на электронных носителях – 20.

  8. Учебно-методическая литература на электронных и печатных носителях – 70.

  9. Таблицы – 14.

  10. Персональный компьютер – 1 на группу.

  11. Стенды учебные – 5.

  12. Комплект хирургических атласов – 10.

  13. Электронная база рентгенограмм.

  14. Комплект эластичных бинтов для отработки практических навыков по ВПХ.


Занятия проводятся на базе 4-х хирургических отделений (2-х общехирургических отделений со специализированными флебологическими и эндокринологическими койками, отделения хирургической инфекции, отделения торакальной хирургии), отделения эндоскопии, консультативно-диагностического флебологического центра 61 ГКБ. В распоряжении кафедры также имеется два лекционных зала с учебными досками и негатоскопами.


^ Условия реализации учебного процесса


Внеаудиторная самостоятельная работа студента:


Написание рефератов по дополнительным источникам информации. Решение ситуационных задач и тестов при подготовке к занятиям. Сборник: «Типовые тестовые задания и ситуационные задачи по хирургическим болезням для программированного обучения и контроля знаний студентов высших медицинских учебных заведений». М.2005.стр. 116, 118-124

^ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Варианты задач и тестовых заданий для текущего и промежуточного контроля.

2. Экзамен тестовый. Экзаменационные тесты, 2 варианта по 100 вопросов каждый.

^ Примеры задач для текущего контроля знаний студентов

Задача №1

Больная, 68 лет, поступила в хирургическое отделение в экстренном порядке спустя 3 суток от начала заболевания с жало­бами на постоянные боли во всех отделах живота, многократную рвоту, задержку стула и неотхождение газов; на наличие в правой паховой области болезненного, опухолевидного выпячивания; на подъем t тела до 38 ° С. Заболевание началось с появления в пра­вой паховой области опухолевидного, болезненного выпячивания. В последующем развился описанный симптомокомплекс, клиника заболевания прогрессировала.

Объективно: состояние больной тяжелое. Кожный покров бледно-розовый. В легких везикулярное дыхание, ослабленное в нижних отделах. Хрипов нет. Пульс 100 в 1 минуту, ритмичный, слабого наполнения. АД - 110/70. Тоны сердца приглушены. Язык сухой, обложен у корня коричневым налетом. Живот вздут, болез­ненный при пальпации во всех отделах. Симптомы раздражения брюшины слабоположительные. Аускультативно выслушиваются единичные кишечные шумы с "металлическим" оттенком. Опреде­ляется "шум плеска". Стула не было 2 дня, газы не отходят. В пра­вой паховой области определяется опухолевидное образование до 5 см в диаметре. Кожа над ним гиперемирована, отечна, повышена кожная 1°. При пальпации образование резко болезненное, плотно-эластической консистенции, с размягчением в центре.

Какой диагноз следует поставить в данном случае? Этиопатогенез данной патологии? Классификация заболевания? Объем об­следования больной в данном случае? Тактика лечения данного заболевания? Объем медицинской помощи и особенности опера­тивного пособия в конкретном случае? Послеоперационное веде­ние больной?

Задача №2

Больной, 38 лет, обратился к врачу с жалобами на увеличе­ние в объеме правой половины мошонки. Заболевание началось 1 год назад с появления опухолевидного образования у корня мо­шонки. Со временем образование увеличилось, спустилось в мошонку. Стали возникать боли при физической нагрузке. Общее со стояние больного без особенностей. Правая половина мошонки увеличена в размерах до 12 х8х6 см. Образование определяется как стоя, так и в положении лежа, в брюшную полость не вправля­ется. Консистенция плотноэластическая. Перкуторно - тимпанит. Наружное кольцо пахового канала слева - не расширено, справа - четко не определяется. Семенной канатик не пальпируется.

О каком заболевании можно думать? Классификация заболе­вания? Анатомические особенности, определяющие возникновение данного заболевания? Предрасполагающие и производящие факто­ры возникновения данного заболевания? С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику? Что нужно сделать для уточнения диагноза? Тактика лечения? С какими ос­ложнениями можно встретиться на операции и в послеоперацион­ном периоде?

Задача №3

Больной, 32 лет, обратился к врачу с жалобами на "тупые" боли в эпигастральной области и за грудиной, обычно возникающие после еды, а также при работе нагнувшись. На высоте болево­го приступа иногда возникает рвота, чувство нехватки воздуха. Симптомы заболевания появились полгода назад, имеют тенден­цию к прогрессированию. При осмотре: Кожные покровы бледно-розовые, обычной влажности. В легких везикулярное дыхание, зна­чительно ослаблено в нижних отделах левого легкого. Там же не­четко выслушиваются кишечные шумы. ЧДД - 18 в 1 минуту. Пульс - 76 в 1 минуту, ритмичный. АД - 130/80 мм. рт. ст. Тоны сердца приглушены, ритмичные. На передней брюшной стенке ру­бец от срединной лапаротомии, выполненной, со слов больного, год назад по поводу проникающего в брюшную полость ножевого ранения. Живот не вздут, мягкий, при пальпации безболезненный во всех отделах. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень по краю реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул регулярный, оформлен. Мочеиспускание свободное, безболезненное.

О каком заболевании можно думать? Классификация данно­го заболевания? Вариабельность клинической картины в зависимо­сти от различия в этиопатогенезе? Какие методы исследования подтвердят Ваш диагноз? Какие могут развиться осложнения? Ме­тоды лечения данного заболевания?


^ ТЕСТОВЫЙ ЭКЗАМЕН


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ЕГО АНАЛИЗ

Тестовый экзамен с применением вопросов множественного выбора имеет явные преимущества по сравнению с устным. Во-первых, он проводится для всего потока в один день, во-вторых, психологические нагрузки отвечающих значительно меньше, чем при устном ответе, в-третьих, тестовый экзамен позволяет провести анализ с применением математических выкладок, что объективно характеризует ориентацию студентов в изучаемом предмете.

^ Для проведения экзамена необходимо как минимум 2 варианта экзаменационных работ, каждый из которых состоит из 100 вопросов. Для подготовки и ответа выделяется 3 часа. Каждый из вариантов содержит одинаковое количество вопросов по различным темам. Структура вариантов может быть составлена следующим образом: 1—10-й вопросы выделены для общей тематики; 11—22-й вопросы относятся к патологии заболеваний легких; 23—27-й — заболевания щитовидной железы; 28—30-й — заболевания молоч­ной железы; 31—42-й—заболевания пищевода и желудка; 43—52-й—патология желчного пузыря и поджелудочной железы; 53—57-й—патология червеобразного отростка; 58—67-й—вопросы острой кишечной непроходимости и перитонита; 68—77-й— патология ободочной и прямой кишок; 78—87-патология сосудов; 88—92-й—грыжи и 93—100-й—ВПХ. Естественно, структура вариантов может быть иной в зависимости от научной направленности кафедры. Каждые 3—4 года приходится создавать новые варианты, так как старые часто становятся достоянием студенческой аудитории, что приводит к потере объективности тестов. Наличие на кафедре банка вопросов по различным заболеваниям значительно упрощает эту трудоемкую процедуру.

^ Матрицей для математического анализа является общий лист с цифровым перечислением всех 100 вопросов и пунктов а, б, в, г, д, один из которых, являющийся, по мнению экзаменующегося, правильным, зачеркивается. На контрольный лист накладывается трафарет на котором в виде кружочка или крестика наносится правильный ответ. Эти трафареты хранятся в сейфе у наиболее ответственного лица кафедры и раздаются преподавателям непосредственно перед проверкой работ. В связи с тем, что окончательный ответ однозначен, количество ошибок может быть от 1 до 100. Целью математического анализа экзаменационной сессии является установление компетентности студентов в вопросах хирургии. Математический анализ начинается с подсчета в каждой работе количества ошибок. Это один из самых трудоемких моментов технической обработки материала. Сводное количество ошибок, деленное на число отвечающих, дает среднюю ошибку. Этот показатель позволяет ориентировочно судить о результате экзаменационной сессии, сравнить его с соответствующими результатами в предыдущие годы. Подобное же вычисление в каждом варианте характеризует степень их трудности для студента. Средняя ошибка каждого варианта, так же как и средняя ошибка курса, выраженные графически в сопоставлении с данными по нескольким сессиям, наглядно отражают степень подготовленности потока и трудность вариантов для отвечающих в настоящем году. Анализ экзаменационных работ в зависимости от количества ошибок является стабильным и достаточно информативным. Традиционно выделены следующие работы: от 1 до 20 ошибок, от 21 до 30, от 31 до 40, и от 41 и больше. Процентное соотношение этих работ детально характеризует ориентацию студентов в изучаемом предмете, позволяет выделить число неуспевающих и отличников. Подобное же вычисление проводится в каждом варианте, что дополнительно характеризует эти варианты по степени трудности.

^ Конечным этапом анализа экзаменационной сессии по выявлению знаний студентов является определение коэффициента неосведомленности студентов, вычисляемого по формуле:

Общее количество ошибок по теме (варианту)
КН = ---------------------------------------------------------------------------------
Количество вопросов в теме (варианте) х число отвечающих

Не претендуя на математическую обоснованность, коэффициент неосведомленности позволяет не только выявить общую ориентированность студентов в хирургии и трудность каждого варианта для отвечающих, но и, что более важно, определить осведомленность студентов по каждой теме в отдельности. Например, по заболеваниям периферических сосудов в варианте А допущено 129 ошибок 36 отвечающим.

В этом варианте данной патологии уделено 10 вопросов. Следовательно:
КН = 0,36

Сопоставляя величины КН по каждой теме, можно выделить наиболее и наименее информативные из них и сделать соответствующие выводы. Более полная характеристика знаний студента может быть получена при сравнении результатов экзаменационной сессии с успеваемостью в течение года, так как различные причины (болезнь учащегося, прогулы, непосещение лекций) найдут отражение в экзаменационных ответах на эту тему.

Важным аспектом анализа экзаменационных вариантов является выявление качества составленных вопросов — валидность экзаменационных тестов.

^ Пример задания из вариантов для тестового контроля

Определите симптомы гипокортицизма, сопутствующие тиреотоксическому зобу: 1) эозинофилия; 2) симтом Еленека; 3) симпто­мы Греффе и Мебиуса; 4) гиперплазия лимфоидного аппарата; 5) увеличенное пульсовое давление.
Выберите правильную комбинацию ответов:
А) 1,2,4; Б) 2,4, 5; В) 3,4,5; Г) 4,5; Д) все ответы верны.


^ Пример ситуационной экзаменационной задачи

Больной 40 лет жалуется на затрудненное прохождение твердой пищи по пищеводу при глотании. В анамнезе: год назад по ошибке выпил неизвестную жидкость, за врачебной помощью не обращался, лечился самостоятельно.

^ 1.Ваш предварительный диагноз?

А. кардиоспазм

Б. терминальный рефлюкс-эзофагит

В. рак пищевода

Г. рубцовая стриктура пищевода

Д. синдром Мелори-Вейса

^ 2.Наиболее информативные диагностические методы для уточнения диагноза и тактики лечения? (выберите правильную комбинацию ответов: А-если верно 1,2,3; Б-если верно 1,3; В-если верно 2,4; Г-если верно 4; Д-все верно)

1. КТ средостения

2. R-графия пищевода и желудка

3. эзофагогастроскопия

4. рН- метрия

5. УЗИ органов брюшной полости

^ 3.Перечислите ранние способы профилактики послеожоговых рубцовых стриктур пищевода: (выберите правильную комбинацию ответов: А-если верно 1,2,3; Б-если верно 1,3; В-если верно 2,4; Г-если верно 4; Д-все верно)

1. раннее кормление

2. в/м введение лидазы

3.в/м введение кортикостероидов (кортизон, преднизолон)

4. бужирование пищевода ( с 9-11 суток)

5. прием микстуры (анестезин,5% р-р новокаина, антибиотик, оливковое масло)

^ 4.Основным методом лечения послеожоговых рубцовых стриктур пищевода является:

А. консервативное лечение: спазмолитики, диета

Б. бужирование пищевода

В. пластика пищевода

Г. кардиомиотомия

Д. операция Добромыслова-Торека


3. Укажите перелом таза с нарушением тазового кольца: а) перелом лонной кости; б) перелом лобковых костей с двух сторон; в) перелом обеих седалищных костей; г) перелом лонной и седалищной костей с одной стороны; д) перелом крыла подвздошной кости.

1) а

2) б

3) в

4) г

5) д









ММА-СМК-Ф-031




Стр. из

Версия 2.0







Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Учебно-методический комплекс Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Календарно-тематический план Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное
И структура специальности. История развития стоматологии. Этика и деонтология в стоматологии. Кафедра...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Самостоятельная работа − 40 ч Экзамен − семестр государственное образовательное учреждение высшего

Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon «Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская медицинская...
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Программы курсов Кольцов М. И. «Криминалистика» Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon Структура стоматологической поликлиники. Ортопедическое отделение, врачебные кабинеты и зуботехническая
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ государственное образовательное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы