|
Скачать 84.24 Kb.
|
Содержание
Вопросы для самоконтроля по теме занятияГенеалогический анамнез Объективные данные Время приема или проведения патронажа Рекомендуемая литература по теме занятия |
Методические рекомендации для студентов 6 курса педиатрического факультета Практическое занятие Тема: «Хронические расстройства питания (ХРП) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» Актуальность темы обусловлена:
Цель: подготовить студентов для выполнения комплексных индивидуальных профилактических мероприятий детям из группы риска по развитию хронических расстройств питания (ХРП); своевременному выявлению этих состояний, проведению дифференциальной диагностики, оздоровительных, лечебных мероприятий и последующей диспансеризации в амбулаторных условиях. Продолжительность занятия: 6 часов. Оснащение занятия:
Место проведения занятия: учебная комната, кабинет здорового ребенка, кабинет педиатра или посещение ребенка на дому. Вопросы для повторения:
^ I.По базисным знаниям: 1. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки у детей грудного и раннего возраста, способствующие развитию ХРП. 2. Антропометрическое и клиническое обследование ребенка. 3. Методы оценки физического развития и состояния трофики тканей у детей грудного и раннего возраста. 4. Вскармливание детей первого года жизни. Принципы рационального питания. 5.Хронические расстройства питания: классификация, предрасполагающие и причинные факторы, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз 6.Комплексная оценка состояния здоровья, группы здоровья (генеалогический анамнез, оценка физического развития и др.). 7..Вопросы медицинской этики и деонтологии в работе врача с родственниками ребенка с ХРП. II.По теме, планируемой на обсуждение: 1. Факторы риска и профилактика развития дистрофий у детей. 3. Особенности вскармливания детей из группы риска и с хроническим расстройством питания. 4.Алгоритм обследования ребенка с целью уточнения характера дистрофии. 5. Тактика ведения детей с хроническим расстройством питания на педиатрическом участке. Показания к госпитализации детей с ХРП. 6. Расчет и коррекция питания детям, с учетом степени тяжести, в различные периоды дистрофии. 7. Лечение и диспансеризация детей, имеющих дистрофию, на педиатрическом участке. 8. Критерии эффективности диспансеризации. 9.Оформление медицинской документации (уч. форм 112/у). Формы контроля и самоконтроля: 1.Учебная ситуационная задача с эталоном ответов. На профилактическом приеме у участкового педиатра девочка 2 мес. 27 дней Данные скрининг обследования: Длина 57см Масса 4600г Температура 36,40С Окр. головы 38,5см ЧСС 122 в 1 минуту Окр. грудной клетки 38см ЧД 40 в 1 минуту Большой родничок 1,5 х 1,5 см. Малый родничок закрыт. Малые аномалии развития не Звукореактивный тест в поликлинике выявлены. не определялся. След от вакцинации БЦЖ - папула 6мм. Нервно-психическое развитие: Аз - 2 мес., Ас - 2 мес., До - 3 мес., Э - 3 мес., Ра - 2 мес. Поведение: беспокойная; сон - неглубокий, часто просыпается; аппетит - сосет с жадностью. Заключение по анамнезам: Социальный анамнез: родители молодые и здоровые, специального образования не имеют. Проживают в однокомнатной квартире вместе с дедушкой ребенка по линии матери. Материальная обеспеченность низкая. ^ полностью сведений собрать не удалось. Биологический анамнез: Родилась от первой беременности, протекавшей с токсикозом 2 половины. При сроке гестации 32 недели женщина перенесла бронхит, лечилась симптоматическими средствами. Роды в срок. Девочка закричала сразу. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Масса тела при рождении 3200, длина 51см. Из родильного дома выписана на 5 сутки в удовлетворительном состоянии. Вакцинация БЦЖ и гепатит сделаны в родильном доме. Период новорожденности протекал без патологии. Последний раз на приеме у педиатра была в возрасте одного месяца. До настоящего времени находится на естественном вскармливании. Мама кормит через 3 часа, ребенок перерывы между кормлениями не выдерживает. Ничем не болела. Гуляют по 2 часа в день, массаж и гимнастику делают нерегулярно. Витамин Д получает по 500 единиц ежедневно. В 1 месяц осмотрена неврологом - органических изменений со стороны ЦНС нет; другими специалистами не осмотрена. Параклинического обследования не проводилось. ^ при осмотре ребенок беспокоен, плачет. Кожные покровы чистые, бледные с мраморным рисунком. Подкожно-жировой слой развит недостаточно на туловище и конечностях; толщина подкожно-жировой складки под углом лопатки 0,5см. Тургор тканей несколько снижен. Слизистые чистые, бледноваты. Зев спокойный. Дыхание через нос не затруднено, при аускультации пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. Живот немного увеличен в объеме, мягкий, безболезненный. Печень на 2см выступает из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, желтого цвета с кислым запахом. Мочится 4 раза в день. Рефлекс Бауэра, Моро, автоматической ходьбы не вызываются. Тонический шейный и поисковый рефлексы угасают. Хватательный и подошвенный рефлексы вызываются хорошо. Задание 1.Сформулировать диагноз, дать комплексную оценку здоровья. 2.Оценить имеющиеся факторы риска и их направленность 3.Назвать причины возникновения данного состояния. 4.Определить объем параклинического обследования ребенку. 5.Назначить необходимое лечение. 6.Оценить возможность проведения профилактических прививок. 7.Вычислить индекс Эрисмана, дать его характеристику. Эталон ответа 1.Сформулировать, дать комплексную оценку здоровья. Диагноз: ХРП, гипотрофия постнатальная, I степени, экзогенная (алиментарная), период прогрессирования. НПР - II группа, 2 степень. Часть показателей (3) у ребенка соответствует 2 месяцам, т.е. отставание на 1 эпикризный срок - II группа, 3 показателя отстают, значит 2 степень. Моторное развитие соответствует возрасту ребенка. Физическое развитие дефицит массы степени. Группа здоровья III Группы риска по развитию патологии ЦНС, ВУИ, рахиту, анемии, частым заболеваниям. 3.Контрольный итоговый тест в виде ситуационных заданий. План самостоятельной работы на практическом занятии. Цель самостоятельной работы: овладеть навыками наблюдения и лечения ребенка из группы риска по развитию ХРП или с дистрофией на основании комплексной оценки здоровья.; оформить медицинскую документацию. Студент принимает пациента в кабинете врача педиатра или кабинете здорового ребенка, или проводит патронаж на дому. ^ 2 часа. Порядок проведения самостоятельной работы – см. схему. Схема протокола обследования и записи в ф.№112 ребенка с хронически расстройством питания. 1. Дата обследования. 2. Фамилия, имя, отчество пациента, возраст, дата рождения. 3. № участка, адрес. 4. Данные скрининг – обследования на момент курации. 5. Заключение по социальному, биологическому и генеалогическому анамнезам на основании анализа истории развития или беседы с мамой. 6. Выявить и перечислить факторы риска, способствующие развитию данного состояния. 7. Жалобы и данные объективного обследования на момент курации. 8. Оценить динамику массы тела и результаты параклинического обследования по данным амбулаторной карты. 9. Дать комплексную оценку состояния здоровья, определить группу здоровья и группу риска. 10. Дать профилактические, оздоровительные и лечебные рекомендации на момент осмотра ребенка, определить тактику дальнейшего наблюдения. 11. Наметить тактику лечения и сроки контроля за эффективностью лечения. 12. Наметить план дальнейшей диспансеризации. В результате изучения данной темы а) студент должен знать: 1. Распространенность и структуру ХРП у детей грудного и раннего возраста. 2. Факторы риска развития ХРП. 3. Объем клинических - (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и т.д.) и параклинических - (копрограмма, общий и биохимический анализы крови, кал на микропейзаж и т.д. исследований для диагностики дистрофий на этапе поликлиники. 4.Организацию вскармливания детей из группы риска по развития дистрофий и принципыорганизации рационального питания детей с ХРП различной степени тяжести. 5.Организационные, профилактические, лечебные и оздоровительные мероприятия детям с дистрофиями на этапе поликлиники. Показания к госпитализации детей с ХРП. 6. Критерии эффективности диспансеризации и лечения. 7. Организацию иммунопрофилактических мероприятий детям, перенесших ХРП. б) студент должен уметь: 1.Собирать и оценивать социальный, генеалогический и биологический анамнезы. 2.Сделать комплексную оценку состояния здоровья детей грудного возраста и раннего возраста. 3. Организовать профилактические мероприятия детям из группы риска по развитию ХРП. 4. Составить план обследования ребенка, имеющего дистрофию (ХРП), на этапе поликлиники. 5. Назначить профилактические лечебно-оздоровительные мероприятия детям, страдающим ХРП, на педиатрическом участке. 6. Составить план диспансеризации и реабилитации детей с ХРП. 7. Составить индивидуальный план профилактических прививок детям перенесшим ХРП. 8.Овладеть навыками деонтологического общения с родителями и родственниками ребенка. 9. Оформлять документацию (уч. форма № 112 ) 10. Уметь выписать рецепты на сульфат железа (актиферрин), комплекс железа гидроксида с полимальтозой (феррум Лек), симетикон (эспумизан), панкреатин (креон), диосмектит (смекта), токоферола ацетат (витаминЕ). ^ Основная: 1.Типовые тестовые задания для итоговой аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 040200 «Педиатрия». – М., 2001,2004,2006. 2.Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб, Фолиант, 2001 – 926с 3.Руководство по амбулаторно – поликлинической педиатрии. – М.; ГЕОТАР – МЕДИА,2006 – 608. 4.Организация профилактической медицинской помощи в детской поликлинике. Оценка уровня здоровья ребенка. Ярославль, 1999 – 97. 5. Профилактическая медицинская помощь в детской поликлинике.№347. – Ярославль.; Аверс плюс, 2007, - 184с. Дополнительная: 1.Энциклопедия лекарств (РЛС), электронная версия, - М., 2008 2.Н.П. Шабалов Детские болезни, - СПб 2006г. |