Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon

Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники»





Скачать 84.24 Kb.
Название Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники»
Дата 22.03.2013
Размер 84.24 Kb.
Тип Занятие
Методические рекомендации для студентов 6 курса педиатрического факультета

Практическое занятие

Тема: «Хронические расстройства питания (ХРП) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники»

Актуальность темы обусловлена:

  • ростом группы риска и высокой распространенностью ХРП у детей грудного и раннего возраста;

  • профилактической направленностью деятельности участкового врача, своевременностью формирования групп риска, устранению или минимизации факторов риска;

  • важностью своевременной диагностики морфофункциональных отклонений у детей с ХРП с целью раннего назначения профилактических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий (коррекция питания, проведение адекватной терапии и т.д.), и предотвращения негативного влияния дистрофий на заболеваемость, рост и развитие детей;

  • необходимостью наблюдения за детьми с ХРП в условиях поликлиники и оценки эффективности диспансеризации.

Цель: подготовить студентов для выполнения комплексных индивидуальных профилактических мероприятий детям из группы риска по развитию хронических расстройств питания (ХРП); своевременному выявлению этих состояний, проведению дифференциальной диагностики, оздоровительных, лечебных мероприятий и последующей диспансеризации в амбулаторных условиях.

Продолжительность занятия: 6 часов.

Оснащение занятия:

  • Истории развития детей с ХРП (ф. № 112/у).

  • Стандарты физического развития детей и подростков.

  • Классификация ХРП.

  • Справочник “Видаль - лекарственные препараты в России”.

  • Паспорт участка.

  • Папка методических рекомендаций по теме занятия.

  • Календарь профилактических прививок.

  • Схема протокола обследования ребенка с ХРП.

Место проведения занятия:

учебная комната, кабинет здорового ребенка, кабинет педиатра или посещение ребенка на дому.

Вопросы для повторения:

  • Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки детей грудного и раннего возраста.

  • Особенности обмена у детей грудного и раннего возраста и состояния трофики тканей

  • Оценка физического развития детей грудного и раннего возраста.

  • .Факторы, способствующие развитию ХРП у детей в различные возрастные периоды.

  • Клинические и параклинические критерии диагностики дистрофий: (гипотрофия, паратрофия): этиология, патогенез, классификация, клиника, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  • Особенности ХРП у недоношенных детей.

  • Вскармливание детей грудного и раннего возраста. Расчет и коррекция питания.

  • Значение ухода и физического воспитания для детей грудного и раннего возрастадля развития и роста.

  • Особенности санитарно-просветительной и воспитательной работы с семьей ребёнка из группы риска по развитию ХРП и с дистрофией.

^ Вопросы для самоконтроля по теме занятия:

I.По базисным знаниям:

1. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки у детей грудного и раннего возраста, способствующие развитию ХРП.

2. Антропометрическое и клиническое обследование ребенка.

3. Методы оценки физического развития и состояния трофики тканей у детей грудного и раннего возраста.

4. Вскармливание детей первого года жизни. Принципы рационального питания.

5.Хронические расстройства питания: классификация, предрасполагающие и причинные факторы, патогенез, клиника, дифференциальный диагноз

6.Комплексная оценка состояния здоровья, группы здоровья (генеалогический анамнез, оценка физического развития и др.).

7..Вопросы медицинской этики и деонтологии в работе врача с родственниками ребенка с ХРП.

II.По теме, планируемой на обсуждение:

1. Факторы риска и профилактика развития дистрофий у детей.

3. Особенности вскармливания детей из группы риска и с хроническим расстройством питания.

4.Алгоритм обследования ребенка с целью уточнения характера дистрофии.

5. Тактика ведения детей с хроническим расстройством питания на педиатрическом участке. Показания к госпитализации детей с ХРП.

6. Расчет и коррекция питания детям, с учетом степени тяжести, в различные периоды дистрофии.

7. Лечение и диспансеризация детей, имеющих дистрофию, на педиатрическом участке.

8. Критерии эффективности диспансеризации.

9.Оформление медицинской документации (уч. форм 112/у).

Формы контроля и самоконтроля:

1.Учебная ситуационная задача с эталоном ответов.

На профилактическом приеме у участкового педиатра девочка 2 мес. 27 дней

Данные скрининг обследования:

Длина 57см

Масса 4600г Температура 36,40С

Окр. головы 38,5см ЧСС 122 в 1 минуту

Окр. грудной клетки 38см ЧД 40 в 1 минуту

Большой родничок 1,5 х 1,5 см.

Малый родничок закрыт.

Малые аномалии развития не Звукореактивный тест в поликлинике

выявлены. не определялся.

След от вакцинации БЦЖ - папула 6мм.

Нервно-психическое развитие:

Аз - 2 мес., Ас - 2 мес., До - 3 мес., Э - 3 мес., Ра - 2 мес.

Поведение: беспокойная; сон - неглубокий, часто просыпается; аппетит - сосет с жадностью.

Заключение по анамнезам:

Социальный анамнез: родители молодые и здоровые, специального образования не имеют. Проживают в однокомнатной квартире вместе с дедушкой ребенка по линии матери. Материальная обеспеченность низкая.

^ Генеалогический анамнез: полностью сведений собрать не удалось.

Биологический анамнез: Родилась от первой беременности, протекавшей с токсикозом 2 половины. При сроке гестации 32 недели женщина перенесла бронхит, лечилась симптоматическими средствами. Роды в срок. Девочка закричала сразу. Оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Масса тела при рождении 3200, длина 51см. Из родильного дома выписана на 5 сутки в удовлетворительном состоянии. Вакцинация БЦЖ и гепатит сделаны в родильном доме. Период новорожденности протекал без патологии. Последний раз на приеме у педиатра была в возрасте одного месяца. До настоящего времени находится на естественном вскармливании. Мама кормит через 3 часа, ребенок перерывы между кормлениями не выдерживает. Ничем не болела. Гуляют по 2 часа в день, массаж и гимнастику делают нерегулярно. Витамин Д получает по 500 единиц ежедневно. В 1 месяц осмотрена неврологом - органических изменений со стороны ЦНС нет; другими специалистами не осмотрена. Параклинического обследования не проводилось.

^ Объективные данные: при осмотре ребенок беспокоен, плачет. Кожные покровы чистые, бледные с мраморным рисунком. Подкожно-жировой слой развит недостаточно на туловище и конечностях; толщина подкожно-жировой складки под углом лопатки 0,5см. Тургор тканей несколько снижен. Слизистые чистые, бледноваты. Зев спокойный. Дыхание через нос не затруднено, при аускультации пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. Живот немного увеличен в объеме, мягкий, безболезненный. Печень на 2см выступает из-под края реберной дуги по средне-ключичной линии. Стул 1 раз в день, кашицеобразный, желтого цвета с кислым запахом. Мочится 4 раза в день. Рефлекс Бауэра, Моро, автоматической ходьбы не вызываются. Тонический шейный и поисковый рефлексы угасают. Хватательный и подошвенный рефлексы вызываются хорошо.

Задание

1.Сформулировать диагноз, дать комплексную оценку здоровья.

2.Оценить имеющиеся факторы риска и их направленность

3.Назвать причины возникновения данного состояния.

4.Определить объем параклинического обследования ребенку.

5.Назначить необходимое лечение.

6.Оценить возможность проведения профилактических прививок.

7.Вычислить индекс Эрисмана, дать его характеристику.

Эталон ответа

1.Сформулировать, дать комплексную оценку здоровья.

Диагноз: ХРП, гипотрофия постнатальная, I степени, экзогенная (алиментарная), период прогрессирования.

НПР - II группа, 2 степень. Часть показателей (3) у ребенка соответствует 2 месяцам, т.е. отставание на 1 эпикризный срок - II группа, 3 показателя отстают, значит 2 степень. Моторное развитие соответствует возрасту ребенка.

Физическое развитие дефицит массы степени.

Группа здоровья III

Группы риска по развитию патологии ЦНС, ВУИ, рахиту, анемии, частым заболеваниям.

3.Контрольный итоговый тест в виде ситуационных заданий.

План самостоятельной работы на практическом занятии.

Цель самостоятельной работы: овладеть навыками наблюдения и лечения ребенка из группы риска по развитию ХРП или с дистрофией на основании комплексной оценки здоровья.; оформить медицинскую документацию. Студент принимает пациента в кабинете врача педиатра или кабинете здорового ребенка, или проводит патронаж на дому.

^ Время приема или проведения патронажа 2 часа.

Порядок проведения самостоятельной работы – см. схему.

Схема протокола обследования и записи в ф.№112 ребенка с хронически расстройством питания.

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя, отчество пациента, возраст, дата рождения.

3. № участка, адрес.

4. Данные скрининг – обследования на момент курации.

5. Заключение по социальному, биологическому и генеалогическому анамнезам на основании анализа истории развития или беседы с мамой.

6. Выявить и перечислить факторы риска, способствующие развитию данного состояния.

7. Жалобы и данные объективного обследования на момент курации.

8. Оценить динамику массы тела и результаты параклинического обследования по данным амбулаторной карты.

9. Дать комплексную оценку состояния здоровья, определить группу здоровья и группу риска.

10. Дать профилактические, оздоровительные и лечебные рекомендации на момент осмотра ребенка, определить тактику дальнейшего наблюдения.

11. Наметить тактику лечения и сроки контроля за эффективностью лечения.

12. Наметить план дальнейшей диспансеризации.

В результате изучения данной темы

а) студент должен знать:

1. Распространенность и структуру ХРП у детей грудного и раннего возраста.

2. Факторы риска развития ХРП.

3. Объем клинических - (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и т.д.) и параклинических - (копрограмма, общий и биохимический анализы крови, кал на микропейзаж и т.д. исследований для диагностики дистрофий на этапе поликлиники.

4.Организацию вскармливания детей из группы риска по развития дистрофий и принципыорганизации рационального питания детей с ХРП различной степени тяжести.

5.Организационные, профилактические, лечебные и оздоровительные мероприятия детям с дистрофиями на этапе поликлиники. Показания к госпитализации детей с ХРП.

6. Критерии эффективности диспансеризации и лечения.

7. Организацию иммунопрофилактических мероприятий детям, перенесших ХРП.

б) студент должен уметь:

1.Собирать и оценивать социальный, генеалогический и биологический анамнезы.

2.Сделать комплексную оценку состояния здоровья детей грудного возраста и раннего возраста.

3. Организовать профилактические мероприятия детям из группы риска по развитию ХРП.

4. Составить план обследования ребенка, имеющего дистрофию (ХРП), на этапе поликлиники.

5. Назначить профилактические лечебно-оздоровительные мероприятия детям, страдающим ХРП, на педиатрическом участке.

6. Составить план диспансеризации и реабилитации детей с ХРП.

7. Составить индивидуальный план профилактических прививок детям перенесшим ХРП.

8.Овладеть навыками деонтологического общения с родителями и родственниками ребенка.

9. Оформлять документацию (уч. форма № 112 )

10. Уметь выписать рецепты на сульфат железа (актиферрин), комплекс железа гидроксида с полимальтозой (феррум Лек), симетикон (эспумизан), панкреатин (креон), диосмектит (смекта), токоферола ацетат (витаминЕ).

^ Рекомендуемая литература по теме занятия:

Основная:

1.Типовые тестовые задания для итоговой аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 040200 «Педиатрия». – М., 2001,2004,2006.

2.Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. СПб, Фолиант, 2001 – 926с

3.Руководство по амбулаторно – поликлинической педиатрии. – М.; ГЕОТАР – МЕДИА,2006 – 608.

4.Организация профилактической медицинской помощи в детской поликлинике. Оценка уровня здоровья ребенка. Ярославль, 1999 – 97.

5. Профилактическая медицинская помощь в детской поликлинике.№347. – Ярославль.; Аверс плюс, 2007, - 184с.

Дополнительная:

1.Энциклопедия лекарств (РЛС), электронная версия, - М., 2008

2.Н.П. Шабалов Детские болезни, - СПб 2006г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Диагностика и диспансерное наблюдение детей с онкологическими и гема-тологическими заболеваниями
Диагностика и диспансерное наблюдение детей с онкологическими и гема-тологическими заболеваниями...
Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Тарасенко екатерина Сергеевна особенности и нарушения сна у детей грудного и раннего возраста

Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Вопросы экзаменационных билетов по дисциплине: «Сестринское дело в дерматовенерологии»
Сестринский процесс (с/п) при чесотке. Мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение
Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Медико-социальные мероприятия по снижению инвалидности у детей раннего возраста в Республике Башкортостан

Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Влияние преморбидного фона на клиническое течение острых бронхитов у детей раннего возраста
Целью нашей работы явилось изучение особенностей течения острых бронхитов у детей раннего возраста,...
Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon А. Ю. Ратнер первым в детской неврологии обратил внима­ние на нарушения работы ствола мозга. Вего

Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Особенности течения туберкулеза у детей раннего возраста и факторы, способствующие его развитию,

Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Образовательная программа «Детский сад 2100» для детей раннего возраста (2-3 года)
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания...
Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Вопросы для подготовки
Дизентерия. Этиология, эпидемиология. Патогенез, клинические проявления токсикоза при дизентерии....
Тема: «Хронические расстройства питания (хрп) у детей грудного и раннего возраста. Диспансерное наблюдение, профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия в условиях детской поликлиники» icon Тема Структура и организация работы детской поликлиники (ДП). Профилактическая работа педиатра

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы