|
Скачать 464.62 Kb.
|
На правах рукописи ТАРАСЕНКО Екатерина Сергеевна ОСОБЕННОСТИ И НАРУШЕНИЯ СНА У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА 14.01.08 – Педиатрия Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Москва-2011 Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения и социального развития России. ^ Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Борис Моисеевич Блохин кандидат медицинских наук, доцент ^ Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор Василий Михайлович Делягин доктор медицинских наук, профессор ^ Ведущая организация: ФГБУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России» Защита диссертации состоится «___»_________ 2012 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 208.050.01 при ФНКЦ "ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ, ОНКОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ" Минздравсоцразвития России, по адресу: 117997 г. Москва, Ленинский проспект, 117/2 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФНКЦ "ДЕТСКОЙ ГЕМАТОЛОГИИ, ОНКОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ" Минздравсоцразвития России, по адресу: 117997 г. Москва, Ленинский проспект, 117/2 и на сайте www.niidg.ru Автореферат разослан «___»_________2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор медицинских наук, профессор В.М. Чернов ^ Актуальность темы В настоящее время отмечается высокая распространенность нарушений сна (синдром инсомнии) в детской популяции. По данным крупномасштабного опроса у детей грудного возраста нарушения сна отмечаются в 6% случаев, а среди детей раннего возраста в 11% случаев (National Sleep Foundation, 2004). В исследовании Lam P. (2003) отмечено, что нарушения сна, диагностированные у детей до 1 года, имеют склонность к хронизации в 32% случаев. Показано, что последствиями хронической патологии сна являются: синдром гиперактивности с дефицитом внимания (Melendres M.C. и соавт., 2004), агрессивное, девиантное поведение (Owens J.A. и соавт., 2008), снижение способности к обучению (Gozal D., 1998) Выявлено негативное влияние нарушений сна на рост и развитие ребенка (Nieminen P., 2002; Tikotzky L., 2010). Качество жизни родителей, чей ребенок страдает нарушением сна, неизбежно снижается (Hiscock H., 2001; Mindell J.A., 2009). Одним из осложнений нарушений сна у детей грудного и раннего возраста является синдром внезапной смерти младенца в кроватке (Guilleminault C. и соавт., 1983). Синдром апноэ сна и изменения сердечного ритма, приводящие к синдрому внезапной смерти, выше среди детей с низкой продолжительностью сна (Franco P. и соавт., 2003; Franco P. и соавт., 2004). Существуют международные исследования норм детского сна, однако результаты сильно варьируют в зависимости от культурно-этнических особенностей обследуемой популяции (Iglowstein I., 2003; Mindell J.A. и соавт., 2010). По данным работ J.A Mindell (2010) нормативы показателей сна различны в США, Европе и Юго-Восточной Азии. Для определения патологии сна необходимо четко ориентироваться в возрастных нормах сна, так как длительность ночного и дневного сна, количество ночных пробуждений заметно изменяются с возрастом. Одной из важных задач педиатрической службы является достижение полноценного сна у детей. Диагностика расстройств сна на ранних стадиях у детей грудного и раннего возраста затруднена в связи с отсутствием стандартизированного способа выявления данной патологии в амбулаторной практике врача-педиатра. Для диагностики нарушений сна в настоящее время используется метод полисомнографии (Kushida C.A. и соавт., 2005). Полисомнография считается объективным исследованием, но оно может быть проведено только в условиях стационара, так как требует специализированного оборудования и дальнейшей расшифровки полученных данных специалистом-сомнологом (Левин Я.И., 2007). По данным международных исследований отсутствие своевременной диагностики синдрома инсомнии и синдрома апноэ сна в амбулаторной педиатрической практике приводит к увеличению числа детей с тяжелыми расстройствами сна, нуждающихся в госпитализации (Meltzer L.J. и соавт., 2010). В связи с этим, возникает необходимость разработки методов ранней диагностики нарушений сна, учитывающих особенности сна детей грудного и раннего возраста, которые могли бы быть использованы в качестве педиатрического скрининга на догоспитальном этапе (Owens J.A., 2011). ^ Разработать раннюю диагностику нарушений сна у детей грудного и раннего возраста в амбулаторной педиатрической практике. Задачи исследования
^ Впервые в отечественной педиатрической практике разработана Новая медицинская технология: «Способ балльно-рейтинговой оценки нарушений сна», которая позволяет с помощью балльно-рейтинговой системы выявить 3 группы детей:
Данный способ диагностики учитывает динамику показателей сна, характерную для детей 0-4 лет в отечественной популяции. Разработан «Способ диагностики синдрома инсомнии у детей в возрасте от 2 недель до 4 лет», позволяющий проводить скрининг ранней патологии сна в условиях поликлиники, вследствие оптимизации техники и удобства применения. Создана оригинальная комплексная анкета оценки сна, позволившая провести исследование основных показателей и особенностей сна детей грудного и раннего возраста. Разработаны рекомендации по организации гигиены сна и формированию позитивных ассоциаций засыпания с учетом особенностей сна российских детей путем организации регулярного режима сна и бодрствования, формирования определенного ритуала укладывания, что ведет к развитию способности ребенка к самоуспокоению в кроватке. Получены количественные характеристики продолжительности суточного, ночного и дневного сна, времени засыпания и пробуждения, длительности засыпания и количество ночных пробуждений у детей 0-4 лет. Определены типичные для данной популяции привычки сна и ассоциации засыпания: засыпание в присутствии взрослого, сон в одной комнате с взрослыми. Выявлена распространенность нарушений сна среди детей 0-4 лет. Определено, что для детей с нарушениями сна характерно наличие негативных ассоциаций засыпания и длительная их персистенция. Выявлены факторы, ассоциированные с нарушениями сна: социальные (неполная семья, развод родителей, хроническая стрессовая ситуация в семье), особенности акушерского анамнеза матери (угроза прерывания беременности) и перинатального анамнеза ребенка (потребность в проведении реанимационных мероприятий в роддоме), а также особенности преморбидного фона (перенесенный общий наркоз, кишечная инфекция в грудном или раннем возрасте, гипертензионно-гидроцефальный синдром в анамнезе). Показано негативное влияние проблем сна ребенка на психоэмоциональное матери. Предложены нормативы сна для здоровых (не имеющих проблем со сном) детей грудного и раннего возраста в отечественной популяции, включающие в себя показатели продолжительности суточного сна, ночного и дневного сна, длительности засыпания и количества ночных пробуждений. ^
Положения, выносимые на защиту
^ Результаты исследования, оригинальная комплексная анкета оценки сна, разработанная Новая медицинская технология: «Способ балльно-рейтинговой оценки нарушений сна», изобретение: «Способ диагностики синдрома инсомнии у детей в возрасте от 2 недель до 4 лет», рекомендации по организации здорового сна ребенка внедрены в практическую работу ПКД ГМУ Управления Делами Президента РФ (гл. врач к.м.н. Н.Б. Троицкая), в детскую поликлинику №81 Юго-Западного Округа г. Москвы (гл. врач Е.М. Гилилова), используются при проведении семинаров на кафедре поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи (зав. кафедрой, д.м.н., проф. Б.М. Блохин) ГБОУ ВПО РНИМУ Минздравсоцразвития России. ^ Материалы диссертационной работы доложены и обсуждены на совместном заседании кафедры поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи, кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНИМУ Минздравсоцразвития России и сотрудников ДГП №10. Публикации По материалам диссертации опубликовано 16 печатных работ. Основные положения диссертации доложены на конференции «Сон и сновидения у детей» (2009 г. Москва), XVI Российском национальном конгрессе «Человек и Лекарство» (2009 г. Москва), II Ежегодной конференции «Актуальные вопросы в педиатрии и детской хирургии» (2010г. Москва), VII Всероссийской конференции "Актуальные проблемы сомнологии" (2010 г. Москва), II International Congress “Current issues in pediatric critical care and simulation training programs (2010, Moscow), Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Аktualni vymozenosti vedy - 2011». (2011г. Прага). ^ Работа состоит из введения, 4 глав: обзора литературы, описания материалов и методов, результатов собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, приложений 1,2,3, списка литературы, который содержит 172 источника (24 отечественных и 148 зарубежных). Диссертация изложена на 138 страницах машинописного текста, иллюстрирована 45 таблицами, 5 рисунками. ^ Работа выполнена на кафедре поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНИМУ Минздравсоцразвития России. ^ Клиническое обследование включило 500 человек. Набор детей для участия в исследовании проводился с использованием метода стратифицированной рандомизации: в случайном порядке, выбирались дети от 0 до 4 лет до достижения необходимого количества человек в каждой возрастной подгруппе (по 100 человек в возрасте 0,5-5 месяцев, 6-11 месяцев, 12-23 месяцев, 24-35 месяцев, 36-47 месяцев). При наличии в семье 2-х и более детей подходящего возраста, в исследование включался только один ребенок. Распределение детей в общей группе: 249 девочек (49,8%) и 251 мальчик (50,2%). ^ С помощью разработанной нами оригинальной комплексной анкеты оценки сна состоящей из 110 вопросов проведен опрос. Для оценки наличия депрессии у матери использовалась Эдинбургская шкала постнатальной депрессии (Edinburgh Postnatal Depression Scale). При разработке способа балльно-рейтинговой оценки нарушений сна и способа диагностики синдрома инсомнии использовался кластерный анализ выявленных в исследовании показателей сна. ^ Обработка полученных в ходе исследования данных проводилась в программе “Statistica for Windows v.6.0.“ (StatSoft Inc., 2000). При оценке популяционных показателей продолжительности сна указаны значения медианы, 25 и 75 процентиля. При оценке остальных особенностей сна используются средние значения (M) ± среднеквадратическое отклонение ( ![]() ^ Определение характеристик сна у детей грудного и раннего возраста В исследовании особенностей и нарушений сна у детей грудного и раннего возраста была проведена оценка суточной продолжительности сна с учетом возрастной динамики. У детей 0,5-5 месяцев суточная продолжительность сна составляет 14,0 (13,0-15,25) часов, 6-11 месяцев – 13,0 (12,5-14,0) часов, 12-23 месяцев - 12,2 (12,0-13,0) часов, 24-35 месяцев – 12,0 (11,5-13,0), 36-47 месяцев – 12,0 (11,0-12,5) часов (рис. 1). Максимальная продолжительность сна отмечается в группе детей первого полугодия (0,5-5 мес.), затем она постепенно уменьшается и начинает стабилизироваться в возрасте 1-4 лет. На первом году жизни отмечается выраженная динамика снижения времени сна в сутки, далее изменения показателей сна менее заметны. Достоверных отличий показателей суточного сна у мальчиков и девочек не отмечалось. ![]() ![]() Рисунок 1. Динамика сна в 24 часа Рисунок 2. Динамика ночного сна Длительность ночного сна в подгруппе детей 0,5-5 месяцев составляет 9,0 (8,0-10,0) часов, в 6-11 месяцев – 10,0 (9,0-10,5) часов, 12-23 месяцев – 10,0 (10,0-11,0) часов, 24-35 месяцев – 10,0 (10,0-11,0), 36-47 месяцев – 10,0 (9,5-11,0) часов (рис. 2). Минимальные показатели ночного сна отмечаются на 1-м полугодии жизни, так как в этот период большую часть времени занимает дневной сон. О стабилизации показателей ночного сна на втором году жизни свидетельствует сужение допустимых границ нормы: если на первом полугодии тренд девиации значений продолжительности ночного сна между 25 и 75 процентилем составляет 2 часа, то к 3-4 годам данная разница занимает 1 час. Динамика дневного сна обратно пропорциональна ночному сну. По данным нашего исследования ребенок спит днем в возрасте 0,5-5 месяцев - 5,0 (4,0-6,0) часов, при этом отмечается в среднем 3 эпизода дневного сна. На втором полугодии жизни - 3,5 (3,0-4,0) часов за 2-3 эпизода дневного сна, с переходом к одноразовому сну к году, который составляет около 2,0 (2,0- 2,7) часов. В 3-4 год длительность дневного сна почти не меняется и составляет 2,0 (1,5-2,0) (рис. 3). ![]() Рисунок 3. Динамика дневного сна Проведено исследование длительности засыпания ребенка после выключения света в комнате. Нами выявлено постепенное увеличение продолжительности засыпании с возрастом. Наименьшее время засыпания отмечается у детей 0,5-5 месяцев - 15,2 (13,0-17,4) минут и 6-11 месяцев 20,8 (18,2-23,3) минут, что связано с более быстрым истощением центральной нервной системы за период бодрствования, по сравнению детьми 1-4 лет. В 12-23 месяца - 23,5 (20,6-26,4), 24-35 месяца - 27,8 (23,9-31,7), 36-47 месяцев - 26,7 (22,8-30,6). Достоверных различий у мальчиков и девочек не выявлено. После года среднее время засыпания находится в диапазоне 20-30 минут, однако, большинство детей в каждой из возрастных подгрупп, засыпают в пределах 20 минут (табл. 1). Таблица 1. Структура показателей времени засыпания по возрастным подгруппам
Отмечается тенденция к удлинению засыпания на 3 –м году жизни, что согласуется с результатами исследований National Sleep Foundation Infant Sleep Poll (2005). Однако, продолжительность засыпания в США заметно короче по сравнению с полученными нами данными, что может быть связано с отсутствием отечественных рекомендаций по формированию ритуала укладывания и окружения сна ребенка. Данную особенность сна российских детей необходимо учитывать при диагностике развития нарушений сна, в частотности синдрома инсомнии. Одной из ведущих жалоб родителей на сон ребенка можно считать частые ночные пробуждения. Мы провели исследование количества ночных пробуждений для определения возрастной динамики и формулировки критериев нормы данного показателя в структуре детского сна. Выявлена следующая закономерность: дети 0,5-5 месяцев просыпаются в среднем 1,6 (1,4-1,9) раз в течение ночи, 6-11 месяцев - 1,7 (1,4-2,0) раз, 12-23 месяцев - 1,4 (1,1-1,7) раз, 24-35 месяцев -1,1 (0,8-1,4) , 36-47 месяцев - 0,6 (0,4-0,7) раз за ночь. Чаще всего просыпаются ночью и требуют внимания родителей дети первого года жизни, что обусловлено режимом кормления ребенка в этом возрасте. Снижение количества ночных пробуждений происходит в основном после 2 лет. На 4 году жизни абсолютное большинство детей (93%) ночью либо не просыпается, либо пробуждается однократно. Таким образом, можно определить следующие нормативные показатели для отечественной популяции: для детей до 1 года характерны 2-3 пробуждения в течение ночи, в 1-2 года - 1-2 пробуждения, в 3-4 года – не более 1 пробуждения, когда ребенку требуется внимание родителей. ^ Определены наиболее выражение особенности засыпания и сна, повторения которых ребенок зачастую требует и при ночном пробуждении. Позитивные ассоциации засыпания (способность к самоуспокоению в кроватке) в обследуемой популяции встречалась всего у 5% детей 0 – 4 лет. Отмечается высокая распространенность негативных ассоциаций засыпания: 354 (70,8%) детей в исследуемой популяции засыпают исключительно в присутствии родителей, 159 (32%) – засыпают только при кормлении грудью или из бутылочки, 117 (23%) – при укачивании на руках, 72 (14,4%) – при укачивании в кроватке. Негативные ассоциации засыпания отмечаются в основном на первом году жизни с постепенным снижением к 2-3 летнему возрасту. Привычка к засыпанию в присутствии взрослого в исследуемой популяции сохраняется до 3-4 летнего возраста у 55% детей. Исследована привычка к определенному окружению сна (место, где ребенок обычно проводит большую часть ночи). Выявлено, что наиболее распространенной привычкой является сон в одной комнате с взрослым (68,4%) и совместный сон в постели (17%). В отдельной комнате в своей кровати спят лишь 9,4% детей. В одной комнате с сибсом спят 4,4% детей. Независимо от возрастной подгруппы доля детей, спящих в одной комнате с родителями, остается практически неизменной. Причем максимальной она становится не у детей 1-го года жизни, а в 3-й возрастной подгруппе. Это, по-видимому, связано с тем, что на 1-м году жизни большая часть (до ¼) младенцев спит вместе с родителями в постели (23% на первом полугодии и 28% на втором), на 2-м же году жизни им выделяется отдельная кроватка в той же комнате. Заметное увеличение доли детей, спящих в отдельной комнате, наблюдается на 3-4 годах жизни, в этом же периоде отмечается заметное уменьшение количества ночных пробуждений, когда ребенок требует помощи родителей для дальнейшего засыпания. ^ По результатам обследования 500 детей, на основании жалоб родителей, в соответствии с II Международной классификацией расстройств сна (2005 г.), была сформирована группа детей с нарушениями сна, состоящая из 109 (21,8%) человек, из них 57 (22,7%) мальчиков и 52 (20,9%) девочки. Выявлено, что в возрасте 0,5-5 месяцев расстройства сна наблюдались у 17% российских детей, 6 - 23 месяцев - у 22% детей, 24-47 месяцев – у 24% детей. Следует отметить, что доля детей с нарушением сна постепенно увеличивается с возрастом. Значимых различий по половому признаку не было. Исследована структура жалоб родителей на сон ребенка в общей группе (500 детей). Оценка частоты жалоб проводилась по 5 бальной шкале: каждую ночь, часто (несколько раз в неделю), иногда (1 раз в неделю), редко, никогда. В табл. 2 приведены результаты с учетом частоты встречаемости жалоб каждую ночь или несколько раз в неделю. Таблица 2. Структура жалоб родителей на сон ребенка
Наиболее часто родители жаловались на ритмичные движения при засыпании ребенка (например, сосание соски), проявления избыточной двигательной активности и повышенной потливости во сне. Жалобы на храп и апноэ во сне встречались достаточно редко. Парасомнии (сноговорение, снохождение, ночные страхи, бруксизм) в группе детей от 0 до 4 лет отмечались редко, поскольку дебют этих нарушений обычно относится к более позднему возрасту. Проведено сравнение характеристик сна у детей с нарушениями сна (группа I) и с нормальным сном (группа II). Достоверные различия показателей были получены в отношении времени засыпания, продолжительности дневного и суточного сна, количества ночных пробуждений (табл. 3). На основании полученных данных, можно утверждать, что дети с нарушениями сна отличаются длительным засыпанием (30 минут и более), так же отмечается укорочение дневного сна, уменьшение длительности сна в сутки и увеличение количества ночных пробуждений (2 и более). Таблица 3. Сравнение характеристик сна у детей с нарушениями сна и с нормальным сном в общей группе
Для более точной оценки динамики показателей сна было проведено сравнение показателей сна между I и II группой детей в соответствии с возрастными подгруппами (табл. 4). Таблица 4. Сравнение характеристик сна по возрастным подгруппам
* - различия достоверны при p<0,05 В соответствии с приведенными данными можно утверждать, что для детей с нарушениями сна (группа I) характерна следующая возрастная динамика показателей сна. У детей первого полугодия жизни отмечается укорочение суточного сна (13,2 часа) и длительное засыпание (> 20 минут). У детей второго полугодия – укорочение суточного сна (12,8 часа), длительное засыпание (> 20 минут) и частые ночные пробуждения (> 3). На 2-м году жизни ребенка нарушения сна появляются частыми ночными пробуждениями (> 2). На 3-м году жизни отмечается увеличение времени засыпания (> 40 минут) в сочетании с частыми пробуждениями (> 2). На 4-м году жизни выявляется длительное засыпание (> 30 минут) и частые пробуждения (> 1 раза) в течение ночи. Таким образом, у детей с нарушениями сна отмечается увеличение времени засыпания, достигающее максимума на 3 году жизни, количество же ночных пробуждений максимально на втором полугодии жизни. По количеству сна достоверные отличия между хорошо и плохо спящими детьми были отмечены только на первом году жизни. Исследованы позитивные и негативные привычки засыпания в общей группе и в подгруппах детей с наличием и отсутствием нарушений сна. Выявлено, что у детей в общей группе с нарушением сна (109 человек) достоверно чаще встречается привычка засыпать в присутствии взрослого (83% против 67% детей с нормальным сном). Значимых различий по половому признаку не отмечалось. Проведен анализ частоты встречаемости определенных привычек засыпания у детей с нарушениями сна и без таковых по возрастным подгруппам (табл. 5). Таблица 5. Сравнение привычек засыпания у детей по возрастным подгруппам
* - различия достоверны при p<0,05 У детей первого полугодия жизни, имеющих нарушения сна, достоверно чаще встречалась привычка засыпать в обязательном присутствии взрослого (100% против 78%). То же касалось и детей самой старшей возрастной подгруппы - 4 год жизни (79% против 47%). Привычка засыпать при кормлении чаще встречалась у детей с нарушениями сна на 3 году жизни (29% против 11%). Засыпание исключительно при укачивании в кроватке чаще встречается у детей с нарушениями сна на 4-м году жизни (20,8% против 1,3%). Описанные выше особенности засыпания с учетом возраста ребенка следует учитывать при диагностике инсомнии, так как при закреплении данных ассоциаций засыпания к 2 годам ребенок не способен к инициации сна без помощи родителей, что способствует развитию расстройства сна. С первых дней жизни у ребенка начинают формироваться привычки ко сну в определенном месте и окружении, при их изменении ребенок отказывается продолжать спать самостоятельно после ночного пробуждения. Было проведено сравнение частоты встречаемости определенных привычек сна у детей из I и II групп, с учетом их возрастной динамики (табл. 6). Достоверных различий по половому признаку не отмечалось. Таблица 6. Сравнение привычек сна у детей нарушениями сна и без нарушений, по возрастным подгруппам
* - различия достоверны при p<0,05 Выявлено, что дети с нарушениями сна на 3-м году жизни предпочитают спать большую часть ночи в постели с родителями (25% против 9%). Не выявлено достоверных отличий относительно привычки сна в одной комнате с родителями в своей кровати, что связано с высокой частотой встречаемости данного показателя в обеих группах. По мнению Mindell J.A. сон родителей и ребенка в одной комнате следует относить к негативным привычкам. Проведено сравнение психологических особенностей дневного поведения у детей с наличием (гр. I) и отсутствием нарушений сна (гр. II) (табл. 7). Таблица 7. Сравнение психологических особенностей детей с нарушениями сна и без нарушений
Полученные данные свидетельствуют о снижении качества жизни ребенка на фоне патологии сна. Выявлено, что дети с нарушениями сна днем чаще кажутся вялыми, чрезмерно активными, раздражительными, капризными, уставшими, потливыми, нервными, несчастными, плаксивыми в течение дня и реже выглядят радостными. При оценке дневного поведения детей в обеих группах по возрасту отмечено, что более всего страдает дневное поведение в подгруппах детей 0,5-5 месяцев и 36-47 месяцев. Все дети с нарушениями сна выглядят менее радостными, однако, если в грудном возрасте преобладает вялое поведение, то к 4 годам отмечается большая склонность к проявлению повышенной двигательной активности. ^ Проведено сравнение антропометрических, анамнестических и клинических данных детей с нарушением сна и без нарушений. Исследованы особенности преморбидного фона у детей в I и II группах: показатели раннего развития, наличие перинатальной патологии, наличие неврологической патологии, перенесенные заболевания. Проанализировано наличие влияния акушерского анамнеза матери, социальных факторов, психоэмоционального климата в семье, на развитие нарушений сна у ребенка. Выявлены факторы, ассоциированные с нарушениями сна (табл.8). Таблица 8. Факторы, ассоциированные с нарушениями сна у детей
Отмечена тенденция к более частой встречаемости атопического дерматита в группе детей с расстройствами сна, однако различия не достоверны (11,9% против 9,2%). Значимых различий в обеих группах не выявлено по показателям: уровень образования матери ребенка, профессия, находилась ли мать в отпуске по уходу за ребенком. Полученные данные следует учитывать при диагностике нарушений сна и формировании групп риска по развитию данной патологии. По данным рада международных работ (Hiscock H., 2001; Mindell J.A., 2009) взаимосвязь депрессии матери и нарушений сна ребенка требуют дополнительного анализа. В связи с чем, нами проведена оценка эмоционального состояния матерей детей из I и II групп (табл.9). Выявлены достоверные отличия: у матерей не имеющих признаков депрессии чаще встречаются дети с нормальным сном; риск развития и наличие депрессии у матери выше в группе детей с нарушением сна. Таблица 9. Оценка наличия депрессии у матерей из I и II групп
^ Для оценки структуры расстройств сна нами были выделены наиболее частые нарушения сна (наблюдаемые каждую или почти каждую ночь). Проведен сравнительный анализ полученных показателей у детей из I и II группы (табл. 10). Таблица 10. Типы расстройств сна у детей 0-4 лет
В выявленной структуре расстройств сна в I группе детей по сравнению с II группой преобладают частые ночные пробуждения 89(82%), длительное засыпание вечером 73(67%), трудности укладывания вечером 70(64%) и сонливость/усталость в дневное время 43(39%). У детей с нарушением сна вышеуказанные проблемы встречаются достоверно чаще, чем в группе детей с удовлетворительным сном. При оценке структуры расстройств сна по возрастным подгруппам выявлены значимые (p<0,05) отличия групп I и II (табл.11). Таблица 11. Типы расстройств сна с учетом динамики по возрастным подгруппам
Наиболее выражены проблемы сна у детей второго полугодия и 3-4 лет жизни, что может быть связанно с формированием и закреплением в дальнейшем негативных ассоциаций засыпания. Представленные в табл.11 показатели можно использовать в качестве критериев расстройств сна при проведении диагностики инсомнии на ранних этапах у детей грудного и раннего возраста, а так же для определения групп риска по развитию данной патологии. ^ С целью определения критериев нормы особенностей детского сна, была выделена группа детей, у которых врачом-сомнологом не было выявлено проблем сна. В эту группу вошло 99 детей (19,8%). Из них 13 (13%) составили дети первого полугодия,12(12%) – второго полугодия, 21(21%) - второго года жизни, 21(21%) – двух лет, 32(32%) – дети от 3 до 4 лет. Характеристики сна детей данной группы приведены в табл. 12, предложенные показатели нормы и ее границ приводятся по медиане, 25 и 75 процентилям. Таблица 12. Нормативы сна у детей грудного и раннего возраста
На основании полученных результатов исследования показателей сна в группе детей от 0 до 4 лет нами был разработан «Способ балльно-рейтинговой оценки нарушений сна у детей грудного и раннего возраста». Учитывались следующие показатели:
Предложенный способ диагностики с высоким уровнем достоверности (98,5%) позволил провести диагностику нарушений сна, выявить детей с удовлетворительным качеством сна, сформировать группу риска по развитию нарушений сна. Разработанный нами «Способ диагностики синдрома инсомнии у детей в возрасте от 2 недель до 4 лет» был использован врачем-педиатром для скрининга сна в поликлинических условиях. Полученные нами данные были подтверждены полисомнографией в 92% случаев. Выводы
^
Список сокращений МКРС II – Международная классификация расстройств сна 2005г. ESPD (Edinburgh Postnatal Depression Scale) – Эдинбургская шкала постнатальной материнской депрессии |