|
Скачать 108.76 Kb.
|
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудования Предмет: биология Тема: «Генетика групп крови» Продолжительность: 1 урок (40 минут) Класс: 10 Технологии: Компьютерная презентации в программе Power Point, компьютерный тест, модули ОМС (открытые образовательные модульные мультимедиа системы). В ходе создания материалов к уроку использовались следующие программные средства:
Аннотация. Этот урок – урок изучения нового материала в рамках программы 10 класса (глава «Основы генетики»). Но в начале я решила дополнить урок материалом 8 класса из курса анатомии, что необходимо для подготовки к ЕГЭ. Этот урок расширяет, углубляет знания учащихся о группах крови, привлечёт внимание благодаря использованию мультимедийных средств. В ходе урока использовались ЦОР нового поколения – ОМС по биологии (открытые образовательные модульные мультимедиа системы). Благодаря им уроки биологии становятся интересными и увлекательными, так как в трехмерной логической структуре ОМС теория изучается с помощью интерактивных мультимедиа информационных модулей (ЭУМ – И), практические навыки приобретаются в работе с виртуальными лабораториями, тренажерами по решению задач (ЭУМ – П), полученные знания проверяются с помощью разнообразных мультимедиа тестов и интерактивного задачника (ЭУМ – К). Один из важных моментов использования ИКТ на уроке – это работа учащихся на интерактивной доске: в интерактивном режиме учащиеся решают генетические задачи, находят соответствие между терминами и определениями к ним, с помощью модуля ОМС проводят практическую работу «Определение групп крови человека», умело используют информационный модуль ОМС для изучения нового материала. С помощью ПК ребята составляют мини – проект, используя программы Power Point, Paint. Для закрепления изученного материала учащиеся используют ресурсы сети Интернет и проводят тестирование on-line – режиме. Работа учащихся оценивается поэтапно и вносится в электронный журнал. ^ Цель урока: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека. Задачи:
познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественный аллелизм; расширить знания учащихся о группах крови человека о Rh-факторе.
пропагандирование донорства как гуманной акции спасения жизни людей.
развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач, через работу с научно-популярной литературой. Ход урока.
Слово учителя: сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа: «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» (древняя мудрость). Сегодня мы поговорим о наследовании групп крови у человека (слайд №1). Итак, тема нашего урока «Генетика групп крови». У каждого на парте лежат индивидуальные «Листы учащегося». По ходу изучения нового материала вы будете заполнять эти листы. Термин «группа крови» у всех на слуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Я предлагаю вам заполнить таблицу (слайд №2) (раздаточный материал)
В ходе сегодняшнего урока мы ответим на поставленные вами вопросы. Цель урока: дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека. ^
^ Кроме того, в плазме крови также содержатся особые белковые молекулы - антитела к тем антигенам, которые отсутствуют на эритроцитах. Их называют агглютинины (склеивающие) и обозначают a и b. Какие антитела присутствуют у людей разной группы крови? Оказалось, что стоит встретиться агглютиногену А с агглютинином а, как произойдёт склеивание эритроцитов – агглютинация (слайд 6 рисунок). - Как вы думаете, чем опасно склеивание эритроцитов? (комочки склеившихся эритроцитов могут закупорить капилляры, что опасно для жизни). Это и лежит в основе несовместимости крови при переливании. - Можно ли кровь II гр. перелить людям с III гр.? с I гр.? с IV гр.? ^ Используя таблицу групповых различий, сделайте схему совместимости групп крови при переливании (кровь, какой группы, куда можно вливать). Работа на ПК Защита работ на интерактивной доске ![]() образец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() II III ![]() ![]() IV ![]() Используя полученную схему, найдите соответствие между терминами и определением к ним: (слайд 9) – индивидуальная работа на интерактивной доске.
5) Понятие о резус - факторе. Слово учителя. Вместе с группой крови в медицинской практике обязательно проводят определение резус - фактора. Что же такое резус - фактор? ^ (модуль ОМС - информ.) Резус – фактор был открыт в 1940 г. Учёными К. Ландштейнером и И.Винером в крови обезьян макак – резусов, откуда и получила своё название. Резус – фактор является антигеном и расположен в эритроцитах. Было установлено, что 85% населения имеет резус – фактор, т. е. являются резус положительными (Rh+). У 15% этого фактора нет, они резус – отрицательные (Rh-). ^ Ребята, кто знает свою группу крови? А как же определяют группу крови в лаборатории? Проведём небольшую практическую работу «Определение группы крови у человека». 6) Практическая работа «Определение группы крови у человека». Работа на интерактивной доске (модуль ОМС – практический) Физкультминутка. 7) Значение знаний о группах крови (слайд № 10) Итак, ребята, давайте ответим на вопрос: для чего надо знать свою группу крови? ^ часто переливание крови является единственным способом спасти человеческие жизни. Знание групп крови необходимо для переливания крови. ^ : если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови. Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение: а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах б) определение отцовства. ^ : (слайд 11) «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?» Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, как же наследуются группы крови? ^ Слово учителя. Наследование групп крови несёт характер множественного аллелизма. Множественный аллелизм (генетический полиморфизм) - это когда за развитие одного признака отвечают несколько аллельных генов. Наследование групп крови определяется действием трех аллельных генов, обозначаемых А. В. О. Комбинируясь по два, эти гены дают шесть генотипов: АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО. Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируют над геном О, но друг друга не подавляют. ^ Генотип АА, АО - II группа Генотип ВВ ,ВО - III группа Генотип АВ - IV группа А теперь вернёмся к нашей задаче и ответим на поставленный вопрос. Решение задачи на интерактивной доске учащимся (слайд 13) Таким образом, у родителей с 1 и 4 группой крови могут родиться дети только с 2 и 3 группами крови. Занесём эти данные в таблицу (слайд №14) Таблица «НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ У ЧЕЛОВЕКА»
^ (модуль ОМС - практический) Мать имеет III группу крови, отец - IV группу крови. Какие группы крови можно ожидать у детей в такой семье? (занесение результатов в таблицу) ^
В заключение урока я предлагаю ещё раз вспомнить тему урока и вывести ПОПС – формулу. Вспомним, что означает ПОПС: (слайд №15) П – позиция (Я считаю, что…) О – обоснование (потому что…) П – пример (Например…) С – следствие (Поэтому…) Слово учителя. Французский писатель 19 века Э.Золя сказал: «Великая поэзия нашего века - это наука с удивительным расцветом своих открытий…». Сегодня на уроке мы показали, что благодаря великим открытиям науки мы можем проникнуть в самые сокровенные таинства природы. |