Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека





Скачать 0.77 Mb.
Название Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека
страница 1/4
Дата конвертации 24.03.2013
Размер 0.77 Mb.
Тип Примерная программа
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа дисциплины "Анатомия и физиология" является одним ив модулей в цикле общепрофессиональных дисциплин, предназначенных для специальности 0401 Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 «Сестринское дело» (базовый уровень образования), и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Анатомия и физиология" и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника.

Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию.

Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его час­тей, а также психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в про­цессе индивидуального развития человека. Все вышеизложенное дает студенту целостное представление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздо­ровлению системы, с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия.

Данная программа ставит задачи:

1. Студенты должны иметь представления:

  • о жизненно-важных потребностях человека;

  • об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, ме­ханизме кодирования в центральной нервной системе;

  • о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, протекающих в организме;

  • о топографии органов и систем организма.

^ 2. Студенты должны знать:

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;

  • периоды антропогенеза;

  • строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функ­цией в норме;

  • морфо-функциональные закономерности процессов адаптации организма и психи­ческой деятельности человека.

^ 3. Студенты должен уметь:

  • применять знания анатомической номенклатуры, а также физиологические поня­тия и термины;

  • опознавать основные структуры человеческого организма на различных видах анатомических препаратов, муляжах, таблицах и атласах, соотносить их располо­жение на живом человеке;

  • владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать нормальные показатели констант внутренней среды организма;

  • произвести микроскопию разновидностей органов и тканей.

Данная примерная программа базируется на функциональном принципе преподавания анатомии человека, который представляется наиболее органичным и правильным с точки зрения анализа процессов, происходящих в организме человека. В этой связи изменен под­ход к рассмотрению ряда разделов и тем, изучение которых основано на топографическом принципе.

С точки зрения анализа жизнедеятельности организма человека и отдельных его час­тей как совокупности психических, соматических и вегетативных функций, их взаимосвязи, регуляции и приспособления к внешней среде представлялось целесообразным принять логическую, рациональную последовательность преподавания ряда разделов и тем дисциплины. На наш взгляд, необходимо расширить преподавание теоретической части некоторых разделов в соответствии с на­учными разработками и фактами, установленными за период времени, прошедший с момента выхода предыдущей программы.

Программа рассчитана на 180 часов аудиторного времени (в том числе 100 часов теоретических занятий и 80 часов – практических и лабораторных) и состоит из 13 разделов, включающих содержание тем, подлежащих изучению. Для самостоятельной работы студентов рекоменду­ется выделить внеаудиторное время в объеме 30%.

С учетом профиля отделения программа позволяет рассматривать обучение меди­цинской сестры, прежде всего, с точки зрения учения об организме человека как динамиче­ской саморегулирующейся открытой функциональной системы, для оценки деятельности которой требуется понимание сущности строения и механизмов регуляции отдельных орга­нов и тканей. При этом обретает новые формы методическая подготовка студентов.

Стремительно меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью постоянно адаптироваться к ним, выявлять возможности адаптации и рационально скорреги-ровать деятельность здорового человека. Настоящая программа позволяет весьма сущест­венно приблизиться и к решению данной непростой задачи, направленной на грамотную ин­терпретацию уровня здоровья, выявив и обрисовав в этом процессе роль медицинской сест­ры.

Весь курс проводится в виде теоретических занятий (лекций, семинаров), практических занятий и лабораторных работ. Лекции призваны расширить и дополнить материал учебника, интегрировать восприятие различных разделов курса.

На семинарах традиционно осуществляется проверка усвоения теоретического материала, разъясняются наиболее сложные для восприятия разделы.

Предлагаемые в программе практические занятия лабораторные занятия закрепляют теоретиче­ские знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции. Необходимо особо отметить существенную важность наполнения таких занятий многоплановыми по своей сути работами, среди которых дифференцируются как морфоло­гические, так и физиологические.

К числу первых относятся изучение анатомических препаратов, в том числе и «влажных»; оценка нативных макро- и микропрепаратов органов и тканей человека, а также рекомендуется участие студентов в препарировании трупного материала. При изучении ряда тем предполагается посещение Анатомического музея на базе кафедр нормальной и патологической анатомии соответствующего медицинского ВУЗа или учреждения.

Практические занятия и лабораторные работы физиологической направленности призваны обу­чить студентов основам методов оценки функциональной активности органов и систем че­ловека, а также анализу ряда психосоматических функций с использованием инструменталь­ных и аппаратных методик.

В качестве закрепления приобретенных в процессе занятия знаний и умений исполь­зуются ситуационные задачи, приведенные в «Приложении к программе», позволяющие не только воссоздать какой-либо процесс, протекающий в организме, но и дать возможность творчески продумать и оценить возможные пути реализации поставленной перед аудитори­ей задачи.

С целью повышения творческой активности студентов программой предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов наряду с обязательной учебной литера­турой и разнообразный наглядно-методический обучающий материал, а также современные технологические установки, позволяющие визуализировать и улучшить восприятие учебного материала.

В процессе обучения студент должен получить базовое образование, обеспечивающее преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства.

При изучении дисциплины на II курсе в 3 и 4 семестрах рекомендуется проведе­ние обязательной контрольной работы. Вопросы дисциплины включены в комплексный экзамен по итогам II курса.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

всего

лабор. работы

практич. занятия













^ Раздел 1. Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека


4








1.1. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека


2








1.2. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии


2








Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии


8


2


4


2.1. Основы цитологии. Клетка


4


1


2


2.2. Основы гистологии. Ткани


4


1


2


Раздел 3. Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении. Процесс движения


22


3


9


3.1. Общие вопросы анатомии и физиологии аппарата движения человека


4








3.2. Морфофункциональная характеристика черепа и аппарата движения головы


4





2


3.3. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения туловища


6


1


3


3.4. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения верхних и нижних конечностей


8


2


4


Раздел 4. Процесс кровообращения и лимфообращения


20


3


5


4.1. Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы


2








4.2. Анатомия и физиология сердца




6


1


1

4.3. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения

2








4.4. Артерии и вены большого круга кровообращения


7


2


2














4.5. Функциональная анатомия лимфатической системы


3





2


Раздел 5. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма


30


2


12


5.1. Нервный механизм физиологической регуляции


2








5.2. Функциональная анатомия спинного мозга


4


1


1


5.3. Спинномозговые нервы


2





2


5.4. Функциональная анатомия головного мозга. Механизмы удовлетворения потребности в сне


4





2


5.5. Черепные нервы


2


1


1


5.6. Вегетативная нервная система


4





2


5.7. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем


2








5.8. Сенсорные системы организма. Виды анализаторов. Органы чувств


4





2


5.9. Железы внутренней секреции




6





2

Раздел 6. Анатомо-физиологические аспекты высшей нервной (психической) деятельности



6

1

1

Раздел 7. Процесс дыхания


10

2

2

7.1. Анатомо-физиологические аспекты потребности дышать


4







7.2. Анатомия и физиология органов дыхания

6

2

2



Раздел 8. Анатомо-физиологические аспекты потребности есть и пить



26



3



9


8.1. Общие вопросы анатомии и физиологии процесса питания и пищеварительного аппарата


4








8.2. Анатомия и физиология органов пищеварительного канала


6





4


8.3. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез


6





2


8.4. Физиология пищеварения


4


1


1


8.5. Обмен веществ и энергии в организме


6


2


2














^ Раздел 9. Процесс терморегуляции


6


2


2


Раздел 10. Анатомо-физиологические аспекты потребности выделять


12


1


3


11.1. Общие вопросы анатомии и физиологии процесса выделения и выделительной системы человека.


6








11.2. Анатомия и физиология мочевой системы.


6


1


3


Раздел 11. Процесс репродукции. Анатомо-физиологические аспекты сексуальной потребности человека


10





4


11.1. Общие вопросы анатомии и физиологии процесса репродукции


4








11.2. Анатомия и физиология мужской и женской половой системы


6





4


Раздел 12. Внутренняя среда организма. Кровь


14


4


2


12.1. Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови


6


2





12.2. Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови, донорство


8


2


2


Раздел 13. Процесс защиты организма от воздействия внешней и внутренней среды


12





4


13.1. Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности


6





2


13.2. Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунологической защиты организма



6






2



ВСЕГО



180


23


57

^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ВВЕДЕНИЕ


Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки.

Анатомия человека относится к числу морфологических дисциплин. Это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение.

Анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, изучение отдельного органа или группы органов, их внутреннего строения.

Современная анатомия является функциональной, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.

Анатомия человека служит фундаментом ряда биологических дисциплин: антропологии, гистологии, цитологии, эмбриологии, генетики, физиологии.

Физиология – наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его систем и органов. Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций.

Физиология рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на них факторов внешней среды.

Физиология изучает как видимую, феноменологическую сторону явлений, так и их физиологические механизмы.

Физиология – это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами – наблюдением и экспериментом.

В условиях острого и хронического эксперимента на животных изучаются физиологические механизмы функционирования и взаимодействия органов и систем целостного организма.

Изучая жизненные процессы и устанавливая их закономерности, физиология открывает широкие перспективы для осознанного вмешательства в эти процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении.

Таким образом, обе дисциплины интегрируют накопленные знания и опыт, позволяют изучать органы и ткани человека, а также осуществляемые ими функции во взаимодействии и в аспекте удовлетворения потребностей человека.

Раздел 1.


^ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКИ,

ИЗУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ

УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА


Тема 1.1.

Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека


Студент должен

иметь представление

  • о положении человека в природе,

  • о взаимодействии организма человека с внешней средой,

  • о периодах онтогенеза: пренатальном и постнатальном,

  • о роли внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма,

  • о классификации потребностей человека по А. Маслоу,

  • о процессе самоудовлетворения потребностей организма.

знать

  • присущие человеку закономерности жизни,

  • многоуровневость организма человека,

  • определение потребностей,

  • способы удовлетворения потребностей,

  • структуры, удовлетворяющие потребности.

уметь

  • сформулировать потребности,

  • классифицировать потребности по А. Маслоу.


Содержание учебного материала

Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой; рефлекторный характер активного отражения, психическое отражение.

Периоды онтогенеза – пренатальный (эмбриогенез и плацентарный) и постнатальный (новорожденности, грудной возраст, период молочных зубов, препубертатный, пубертатный, молодого, зрелого, пожилого, старческого возраста и долгожителей).

Причины возникновения потребностей. Роль внутренней среды, нервной и кровеносной систем в превращении потребностей клеток в потребности целого организма.

Факторы, влияющие на удовлетворение потребностей.

Иерархия потребностей по А. Маслоу. Взаимосвязь психосоциальных и биологических потребностей человека.

Присущие человеку закономерности жизни: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция, способы реализации этих закономерностей: обмен веществ и энергии, раздражимость, биологическая целесообразность, гомеостаз, репродукция, наследственность.

Многоуровневость организма человека – молекулярный уровень, клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Функциональное единство структур (гуморальное, нервное) на основе прямой и обратной связи.

Способы удовлетворения потребностей – самоудовлетворение и удовлетворение с посторонней помощью. Структуры, удовлетворяющие потребности человека – основные и вспомогательные, регуляторные.


Тема 1.2.

Человек как предмет изучения анатомии и физиологии


Студент должен

иметь представление

  • о предмете анатомии и физиологии, их взаимной связи и месте в ряду медицинских дисциплин,

  • о связи структуры и функции,

  • о понятиях: норма, аномалия, жизнь и здоровье,

  • об анатомической номенклатуре.

знать

  • части тела человека,

  • системы органов,

  • полости тела,

  • основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле,

  • основные анатомические термины,

  • предмет изучения физиологии,

  • основные физиологические термины,

  • конституцию,

  • морфологические типы конституции.

уметь

  • применять анатомическую и физиологическую терминологию.


Содержание учебного материала

Анатомия и физиология как медицинские науки. Связь с другими предметами. Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины: функция, процесс, механизм, регуляция, раздражение, раздражитель, возбудимость, возбуждение, реакция, рефлекс, адаптация, метаболизм, работоспособность, утомляемость, мотивация.

Части тела, отделы головы, туловища, конечностей; системы органов. Полости тела человека, в которых расположены органы, заполненные жидкостями, сообщающиеся с внешней средой. Оси, плоскости тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. Конституция. Факторы определяющие конституцию человека. Морфологические типы конституции (гиперстенический, астенический, нормостенический).


Рекомендуемые виды внеаудиторной работы студентов

  1. Составление словаря терминов по тексту книги.

  2. Составление схемы иерархии потребностей по А. Маслоу.

  3. Зарисовка схемы частей тела человека.

  4. Зарисовка плоскостей и осей движения тела, условных линий для определения положения органов.



Раздел 2.

^ ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ


Тема 2.1.

Основы цитологии. Клетка


Студент должен

иметь представление

  • о видоспецифичности клеток,

  • о дифференцировке, росте и размножении клеток.

знать

  • строение микроскопа,

  • определение клетки,

  • строение клетки,

  • функции клетки,

  • химический состав клетки,

  • жизненный цикл клетки,

  • возбудимые клетки,

  • обмен веществ в клетке.

уметь

  • распознавать на таблицах и в атласе структурные элементы клетки,

  • отличать разновидности клеток (нервная, мышечная, секреторная, иммунная и т.д.) при микроскопии.


^ Содержание учебного материала

Клетка – определение, строение (клеточная мембрана, мембранный транспорт, строение и функции органоидов, митохондрий, эндоплазматической сети, лизосом, аппарата Гольджи, клеточного центра). Ядро – строение (кариолемма, кариоплазма, виды, функции хромосом), функции. Специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения (трофические, пигментные, экскреторные).

Химический состав клетки – неорганические вещества (вода, кислоты, основания, соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК.

Обмен веществ и энергии в клетке, биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Возбудимые клетки, адекватные и неадекватные раздражители; возбуждение, торможение, порог возбуждения. Потенциал покоя и потенциал действия. Характерные функции клеток в состоянии возбуждения.



Тема 2.2.

Основы гистологии. Ткани
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Комплекс знаний и перечень практических навыков по общей стоматологии для студентов 2 курса стоматологического
По завершению занятий на 4-ом семестре, студенты 2-го курса стоматологического факультета должны...
Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Восстановление функции всех жизненно важных систем и органов

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon А: восстановление функции всех жизненно важных систем и органов

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Логопедическая коррекция у детей с дцп. Формирование жизненно важных физиологических функций

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Перечень практических навыков, которыми должны владеть студенты умение на уровне самостоятельного

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Перечень практических навыков, которыми должны владеть студенты умение на уровне самостоятельного

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Впериод беременности и грудного вскармливания потребность организма женщины во многих жизненно важных

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon Во время оски студенты должны демонстрировать коммуникативные навыки согласно нижеуказанным алгоритмам:

Данная программа ставит задачи: Студенты должны иметь представления : о жизненно-важных потребностях человека icon 2. Общие принципы оказания первой помощи на борту судна
Восстановление жизненно важных функций: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина