Скачать 0.77 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа дисциплины "Анатомия и физиология" является одним ив модулей в цикле общепрофессиональных дисциплин, предназначенных для специальности 0401 Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 «Сестринское дело» (базовый уровень образования), и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Анатомия и физиология" и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию. Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, а также психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека. Все вышеизложенное дает студенту целостное представление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия. Данная программа ставит задачи: 1. Студенты должны иметь представления:
^
^
Данная примерная программа базируется на функциональном принципе преподавания анатомии человека, который представляется наиболее органичным и правильным с точки зрения анализа процессов, происходящих в организме человека. В этой связи изменен подход к рассмотрению ряда разделов и тем, изучение которых основано на топографическом принципе. С точки зрения анализа жизнедеятельности организма человека и отдельных его частей как совокупности психических, соматических и вегетативных функций, их взаимосвязи, регуляции и приспособления к внешней среде представлялось целесообразным принять логическую, рациональную последовательность преподавания ряда разделов и тем дисциплины. На наш взгляд, необходимо расширить преподавание теоретической части некоторых разделов в соответствии с научными разработками и фактами, установленными за период времени, прошедший с момента выхода предыдущей программы. Программа рассчитана на 180 часов аудиторного времени (в том числе 100 часов теоретических занятий и 80 часов – практических и лабораторных) и состоит из 13 разделов, включающих содержание тем, подлежащих изучению. Для самостоятельной работы студентов рекомендуется выделить внеаудиторное время в объеме 30%. С учетом профиля отделения программа позволяет рассматривать обучение медицинской сестры, прежде всего, с точки зрения учения об организме человека как динамической саморегулирующейся открытой функциональной системы, для оценки деятельности которой требуется понимание сущности строения и механизмов регуляции отдельных органов и тканей. При этом обретает новые формы методическая подготовка студентов. Стремительно меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью постоянно адаптироваться к ним, выявлять возможности адаптации и рационально скорреги-ровать деятельность здорового человека. Настоящая программа позволяет весьма существенно приблизиться и к решению данной непростой задачи, направленной на грамотную интерпретацию уровня здоровья, выявив и обрисовав в этом процессе роль медицинской сестры. Весь курс проводится в виде теоретических занятий (лекций, семинаров), практических занятий и лабораторных работ. Лекции призваны расширить и дополнить материал учебника, интегрировать восприятие различных разделов курса. На семинарах традиционно осуществляется проверка усвоения теоретического материала, разъясняются наиболее сложные для восприятия разделы. Предлагаемые в программе практические занятия лабораторные занятия закрепляют теоретические знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции. Необходимо особо отметить существенную важность наполнения таких занятий многоплановыми по своей сути работами, среди которых дифференцируются как морфологические, так и физиологические. К числу первых относятся изучение анатомических препаратов, в том числе и «влажных»; оценка нативных макро- и микропрепаратов органов и тканей человека, а также рекомендуется участие студентов в препарировании трупного материала. При изучении ряда тем предполагается посещение Анатомического музея на базе кафедр нормальной и патологической анатомии соответствующего медицинского ВУЗа или учреждения. Практические занятия и лабораторные работы физиологической направленности призваны обучить студентов основам методов оценки функциональной активности органов и систем человека, а также анализу ряда психосоматических функций с использованием инструментальных и аппаратных методик. В качестве закрепления приобретенных в процессе занятия знаний и умений используются ситуационные задачи, приведенные в «Приложении к программе», позволяющие не только воссоздать какой-либо процесс, протекающий в организме, но и дать возможность творчески продумать и оценить возможные пути реализации поставленной перед аудиторией задачи. С целью повышения творческой активности студентов программой предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов наряду с обязательной учебной литературой и разнообразный наглядно-методический обучающий материал, а также современные технологические установки, позволяющие визуализировать и улучшить восприятие учебного материала. В процессе обучения студент должен получить базовое образование, обеспечивающее преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства. При изучении дисциплины на II курсе в 3 и 4 семестрах рекомендуется проведение обязательной контрольной работы. Вопросы дисциплины включены в комплексный экзамен по итогам II курса. ^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
^ ВВЕДЕНИЕ Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Анатомия человека относится к числу морфологических дисциплин. Это наука о форме и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка). Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, изучение отдельного органа или группы органов, их внутреннего строения. Современная анатомия является функциональной, поскольку она рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Анатомия человека служит фундаментом ряда биологических дисциплин: антропологии, гистологии, цитологии, эмбриологии, генетики, физиологии. Физиология – наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его систем и органов. Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на них факторов внешней среды. Физиология изучает как видимую, феноменологическую сторону явлений, так и их физиологические механизмы. Физиология – это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами – наблюдением и экспериментом. В условиях острого и хронического эксперимента на животных изучаются физиологические механизмы функционирования и взаимодействия органов и систем целостного организма. Изучая жизненные процессы и устанавливая их закономерности, физиология открывает широкие перспективы для осознанного вмешательства в эти процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении. Таким образом, обе дисциплины интегрируют накопленные знания и опыт, позволяют изучать органы и ткани человека, а также осуществляемые ими функции во взаимодействии и в аспекте удовлетворения потребностей человека. Раздел 1. ^ ИЗУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Студент должен иметь представление
знать
уметь
Содержание учебного материала Положение человека в природе. Взаимодействие организма человека с внешней средой; рефлекторный характер активного отражения, психическое отражение. Периоды онтогенеза – пренатальный (эмбриогенез и плацентарный) и постнатальный (новорожденности, грудной возраст, период молочных зубов, препубертатный, пубертатный, молодого, зрелого, пожилого, старческого возраста и долгожителей). Причины возникновения потребностей. Роль внутренней среды, нервной и кровеносной систем в превращении потребностей клеток в потребности целого организма. Факторы, влияющие на удовлетворение потребностей. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Взаимосвязь психосоциальных и биологических потребностей человека. Присущие человеку закономерности жизни: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция, способы реализации этих закономерностей: обмен веществ и энергии, раздражимость, биологическая целесообразность, гомеостаз, репродукция, наследственность. Многоуровневость организма человека – молекулярный уровень, клетка, ткань, орган, система органов, аппарат. Функциональное единство структур (гуморальное, нервное) на основе прямой и обратной связи. Способы удовлетворения потребностей – самоудовлетворение и удовлетворение с посторонней помощью. Структуры, удовлетворяющие потребности человека – основные и вспомогательные, регуляторные.
Студент должен иметь представление
знать
уметь
Содержание учебного материала Анатомия и физиология как медицинские науки. Связь с другими предметами. Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины: функция, процесс, механизм, регуляция, раздражение, раздражитель, возбудимость, возбуждение, реакция, рефлекс, адаптация, метаболизм, работоспособность, утомляемость, мотивация. Части тела, отделы головы, туловища, конечностей; системы органов. Полости тела человека, в которых расположены органы, заполненные жидкостями, сообщающиеся с внешней средой. Оси, плоскости тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. Конституция. Факторы определяющие конституцию человека. Морфологические типы конституции (гиперстенический, астенический, нормостенический). Рекомендуемые виды внеаудиторной работы студентов
Раздел 2. ^
Студент должен иметь представление
знать
уметь
^ Клетка – определение, строение (клеточная мембрана, мембранный транспорт, строение и функции органоидов, митохондрий, эндоплазматической сети, лизосом, аппарата Гольджи, клеточного центра). Ядро – строение (кариолемма, кариоплазма, виды, функции хромосом), функции. Специализированные органоиды (миофибриллы, нейрофибриллы, жгутики, реснички, ворсинки), включения (трофические, пигментные, экскреторные). Химический состав клетки – неорганические вещества (вода, кислоты, основания, соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ), их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК. Обмен веществ и энергии в клетке, биосинтез белка. Жизненный цикл клетки. Возбудимые клетки, адекватные и неадекватные раздражители; возбуждение, торможение, порог возбуждения. Потенциал покоя и потенциал действия. Характерные функции клеток в состоянии возбуждения.
|