Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей





Скачать 292.88 Kb.
Название Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей
Дата конвертации 03.04.2013
Размер 292.88 Kb.
Тип Программа дисциплины
ФЕДЕРЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Утверждаю

Проректор (декан факультета)

___________________________

«_____»_____________ 2008 года


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.04. Гистология с основами эмбриологии


1. Цели и задачи дисциплины

Курс ставит своей целью дать знания студентам о клеточном и тканевом уровнях организации животных и человека, об основных этапах пренатального онтогенеза человека. Курс нацелен на формирование и развитие у будущих педагогов научного мировоззрения, умения использовать приобретенные знания в широком контексте наук о человеке.

Задачи:

  1. сформировать целостное представление о достижениях современной гистологии и эмбриологии;

  2. изучить морфофункциональную организацию основных типов тканей: эпителиальных, тканей внутренней среды, мышечных, нервной;

  3. изучить межклеточные и межтканевые взаимодействия, гистогенез и регенерацию всех типов тканей;

  4. сформировать представления об изменениях тканей в онто- и филогенезе, о формировании систем органов в процессе эмбрионального развития, о влиянии факторов среды на клетки и ткани, о причинах аномалий в развитии тканей и органов.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения дисциплины студенты обязаны:

  1. знать общие принципы организации и функционирования тканей, происхождение тканей в онто- и филогенезе, межклеточные и межтканевые взаимодействия и значение тканевого уровня организации в эволюции многоклеточных животных;

  2. знать морфологическую и функциональную классификацию тканей человека и животных, их общие и частные характеристики, строение и функции;

  3. иметь представления об основных этапах пренатального онтогенеза животных и человека;

  4. освоить навыки работы со световым микроскопом, с гистологическими препаратами;

  5. уметь зарисовывать участки тканей с гистологических препаратов;

  6. уметь определять типы тканей человека и животных по гистологическим препаратам, микрофотографиям или рисункам тканей.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


2

Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

17

17

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

34

34

Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

49

49

Курсовая работа







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

зачет

зачет


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Лек­ции


Практи­ческие занятия или се­минары

Лабораторные занятия

1

Клеточный и тканевой уровень орга­низации животных и человека. Основ­ные типы тка­ней. Клетки и межкле­точное вещество.

2




2

2

Функциональная морфология эпите­лиальных тканей: покровный и желе­зистый эпите­лий. Строение, функции, классификация. Строение и классифи­кация желез. Измене­ния тканей в оно- и филогенезе. Влияние факторов сре­ды на клетки и ткани. Гистоге­нез и ре­генерация тканей.

3




4

3

Функциональная морфология тканей вну­тренней среды (соединительных тканей): строение, функции, класси­фикация. Изме­нения тканей в оно- и филогенезе. Влияние факторов среды на клетки и ткани. Гистоге­нез и реге­нерация тканей.

4




9

4

Функциональная морфология мышеч­ных тканей: строение, классификация, функции. Изменения тканей в оно- и филогенезе. Влияние факторов среды на клетки и ткани. Гистогенез и реге­нерация тканей.

2




4

5

Функциональная морфология нервной тка­ни. Нейроны, их структура, класси­фикации. Нейроглия: классификация, строение и функции. Изме­нения ткани в оно- и филогенезе. Влияние факто­ров среды на клетки и ткань. Гистоге­нез и регенерация ткани.

2




3

6


Периоды эмбрионального развития. Взаимосвязь онто- и филогенеза в про­цессе развития. Основные черты раз­вития анамний и амниот. Адаптация к условиям окружающей среды в про­цессе развития. Формирование систем органов в эм­бриональный период. Становление функциональных систем в процессе раз­вития. Особенности пренатального раз­вития человека. Формирование и функ­ционирование системы мать-плод. Взаимодействие клеток, тканей и ор­ганов в процессе развития. Гистогенез, органогенез, системогенез.

3




10

7

Причины аномалий в развитии тканей и органов. Критические периоды раз­вития. Влия­ние факторов внешней и внутренней среды на эмбриогенез. Тератогенез.

1




2




Итого

17




34



4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Клеточный и тканевой уровень орга­низации животных и человека. Основ­ные типы тка­ней. Клетки и межкле­точное вещество. Клетка, популяции клеток, клеточные производные (симпласты и синцитии), межклеточные контакты, межклеточное вещество. Основ­ные типы тка­ней: эпителиальная, ткани внутренней среды, мышечная, нервная. Общие принципы организации тканей. Предмет и задачи гистологии и эмбриологии. Организм человека и животных – целостная система, включающая несколько уровней организации живой материи: клетки - ткани – морфофункциональные единицы органов – органы – системы органов. Методы исследований в гистологии и эмбриологии.

  2. Функциональная морфология эпители­альных тканей: покровный и желези­стый эпите­лий. Строение, функции, классификация. Строение и классифи­кация желез. Измене­ния тканей в оно- и филогенезе. Влияние факторов сре­ды на клетки и ткани. Гистоге­нез и ре­генерация тканей. Принципы морфофункциональной организации эпителиального пласта. Особенности структуры эпителиальных клеток, виды и функции межклеточных контактов в эпителии. Структура и функции базальной мембраны. Классификация эпителиев. Регенерация эпителиев. Производные эпителиев: ногти и волосы. Железистый эпителий. Классификация желез. Особенности морфофункциональной организации и регенерации экзо- и эндокринных желез. Секреторный цикл железистых клеток. Типы секреции. Источники эмбрионального развития, онтогенетические изменения эпителиев. Влияние факторов внешней среды на морфофункциональную организацию эпителиев.

  3. Функциональная морфология тканей вну­тренней среды (соединительных тканей): строение, функции, класси­фикация. Изме­нения тканей в оно- и филогенезе. Влияние факторов среды на клетки и ткани. Гистоге­нез и реге­нерация тканей. Общая характеристика тканей внутренней среды, особенности строения и классификация тканей внутренней среды. Мезенхима – зародышевая соединительная ткань: структура, источники развития и производные. Кровь и лимфа: состав и функции. Плазма и клетки крови (особенности строения форменных элементов, функции). Лейкоцитарная формула. Общая характеристика кроветворения (красный костный мозг, лимфатические узлы – кроветворные органы; стволовые и полустволовые клетки крови. Понятие о колониеобразующих единицах. Регуляция гемопоэза). Собственно соединительные ткани: разновидности, функции, развитие. Клетки собственно соединительной ткани: взаимодействие клеток, функции, регенерация. Межклеточное вещество: происхождение, структура, химический состав, функциональное значение и возрастные изменения аморфного и волокнистого компонентов. Соедини­тельные ткани со специальными свойствами: ретикулярная, жировая, пиг­ментная. Скелетные соединительные ткани: общие закономерности морфо­функциональной организации и источники происхождения. Строение, функ­ции и классификация хрящевых тканей. Регенерация, гистогенез и возраст­ные изменения хрящевых тканей. Влияние условий жизни на структуру хря­ща. Надхрящница. Костная ткань. Грубоволокнистая и пластинчатая кость. Клетки костной ткани: остеогенные клетки, остеобласты, остеоциты, остеокласты (структура, функции и происхождение). Особенности структур­ной и функциональной организации межклеточного вещества различных ви­дов кости. Остеон – морфофункциональная единица пластинчатой кости. Надкостница. Строение кости как органа. Регенерация кости, рост кости в длину и толщину. Взаимодействие костной, хрящевой и плотной волокни­стой соединительной тканей в организме.

  4. Функциональная морфология мышеч­ных тканей (МТ): строение, класси­фикация, функции. Изменения тканей в оно- и филогенезе. Влияние фак­торов среды на клетки и ткани. Гистогенез и реге­нерация тканей. Класси­фикация и морфофункциональная характеристика МТ. Закономерности формирования мышечной ткани в онто- и филогенезе. Локализация в орга­низме различных видов мышечных тканей. Соматическая поперечно-полоса­тая МТ. Мышечное волокно – структурно-функциональная единица попереч­но-полосатой МТ. Строение саркомера. Мышечное сокращение. Строение мышцы как органа. Гладкая мышечная ткань: строение и функция. Особенно­сти строения и функционирования пласта гладкомышечных клеток, межкле­точные контакты. Сердечная мышечная ткань: микроскопическое и элек­тронно-микроскопическое строение. Виды кардиомиоцитов, их функции. Взаимодействие мышечной, соединительной и нервной тканей. Роль иннерва­ции в развитии и поддержании структурной целостности мышц. Регенерация мышечной ткани.

  5. Функциональная морфология нервной тка­ни. Нейроны, их структура, класси­фикации. Нейроглия: классификация, строение и функции. Измене­ния ткани в оно- и филогенезе. Влияние факто­ров среды на клетки и ткань. Гистоге­нез и регенерация ткани. Общая характеристика нервной ткани. Нейроны: морфологическая, функциональная, цитохимическая клас­сификация. Строение нейронов. Роль мембраны и специфических органои­дов в осуществлении функций нейронов. Дендриты и аксоны. Афферентные и эфферентные нервные окончания: виды, строение и функции. Строение мя­котных и безмякотных нервных волокон, их функциональные особенности. Нейронная организация нервной системы. Нейроглия: классификация, строе­ние и функции. Макроглия (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) и микроглия. Взаимоотношения нейронов и нейроглии. Происхождение и раз­витие нейроглии. Гистогенез нервной ткани. Влияние токсических веществ на морфофункциональную организацию нервной ткани.

  6. Периоды эмбрионального развития. Взаимосвязь онто- и филогенеза в про­цессе развития. Основные черты раз­вития анамний и амниот. Адап­тация к условиям окружающей среды в про­цессе развития. Формирова­ние систем органов в эм­бриональный период. Становление функциональ­ных систем в процессе раз­вития. Особенности пренатального раз­вития человека. Формирование и функ­ционирование системы мать-плод. Взаи­модействие клеток, тканей и ор­ганов в процессе развития. Гистогенез, органогенез, системогенез. Эмбриология. Гаметогенез. Современные пред­ставления о происхождении половых клеток в онтогенезе. Образование и ми­грация первичных половых клеток в гонады и их последующая дифференци­ровка. Структура и функция половых клеток. Сперматогенез: продолжитель­ность и стадии. Функциональная роль клеток Сертоли в сперматогенезе. Оогенез: периоды, их продолжительность и возрастные особенности. Сравни­тельная характеристика сперматогенеза и оогенеза. Оплодотворение. Общая характеристика процесса оплодотворения. Виды оплодотворения и биологи­ческое значение. Стадии оплодотворения: дистантное взаимодействие, кон­такт и слияние гамет, кортикальная реакция и образование оболочки оплодо­творения. Физиологическая моно- и полиспермия. Активация яйца, особен­ности его метаболизма. Естественный и искусственный партеногенез, андро­генез. Особенности эмбрионального развития млекопитающих и человека. Виды и причины дробления. Особенности клеточных циклов в период дроб­ления. Типы и механизмы дробления. Возникновение однояйцовых близне­цов, полиэмбриония. Образование бластулы у животных с разным типом дробления. Общая характеристика процессов гаструляции, образование заро­дышевых листков, образование осевых (хорды, нервной трубки и т.д.) орга­нов. Дифференцировка и сегментация мезодермы. Образование вторичной полости тела. Приспособления к развитию в наземных условиях и вну­триутробному развитию. Формирование и основные функции внезародыше­вых органов: амниона, желточного мешка, аллантоиса, серозы и хориона. Формирование плаценты. Типы плацент. Понятие о плацентарном барьере, его структуре и функции. Периоды беременности. Особенности ранних ста­дий развития зародыша. Характеристика плодного периода. Функциональная система «мать-плод»: взаимодействие между плодом и материнским орга­низмом у человека. Изменения плаценты в процессе внутриутробного разви­тия.

  7. ^ Причины аномалий в развитии тканей и органов. Критические периоды развития. Влия­ние факторов внешней и внутренней среды на эмбриоге­нез. Тератогенез. Влияние внешних и внутренних факторов на оплодотворе­ние. Влияние внешней и внутренней среды на процессы гаструляции и за­кладки осевых органов. Критические периоды внутриутробного развития че­ловека. Пороки развития, возникающие в связи с наследственными заболева­ниями и влиянием факторов внешней среды. Меры профилактики и преду­преждения наследственных заболеваний и пороков развития.


^ 5. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

1

Клетка, популяции клеток, клеточные производные (сим­пласты и синцитии), межклеточные контакты, межкле­точное вещество. Знакомство с основными типами тка­ней.

2

2

Эпителиальные ткани: покровный эпителий.

3

2

Эпителиальные ткани: железистый эпителий.

4

3

Ткани внутренней среды: кровь (кровь человека и лягуш­ки). Плазма и клетки крови.

5

3

Рыхлая волокнистая соединительная ткань. Плотная во­локнистая соединительная ткань (сухожилия и связки).

6

3

Соединительные ткани со специальными свойствами: жи­ровая, пигментная, ретикулярная.

7

3

Скелетные ткани: хрящевая ткань (гиалиновый хрящ ре­бра, эластический хрящ уха и волокнистый хрящ позво­ночного диска).

8

3

Скелетные ткани: костная ткань (берцовая кость в про­дольном и поперечном разрезе).

9

3

Мышечные ткани (гладкая мышечная ткань в продольном и поперечном разрезе, поперечно-полосатая мышечная ткань языка кролика).

10

4

Мышечные ткани (сердечная мышечная ткань).

11

5

Нервная ткань (препараты поперечных срезов спинного мозга).

12

5

Нервная ткань (мякотные и безмякотные волокна в про­дольном и поперечном разрезе).

13

6

Гаметогенез: сперматогенез и овогенез. Оплодотворение.

14

6

Стадии эмбриогенеза: бластула, гаструла, закладка осе­вых органов.

15

6

Формирование и основные функции внезародыше­вых ор­ганов: амниона, желточного мешка, аллантоиса, серозы и хориона.

16

6

Плацента. Формирование плаценты. Типы плацент.

17

7

Критические периоды развития. Влия­ние факторов внеш­ней и внутренней среды на эмбриоге­нез.


^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Каюмова, Е. А. Гистология с основами эмбриологии : практикум / Е. А. Каюмова. - Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 71 с.

б) дополнительная литература:

  1. Атлас по гистологии : учебное пособие / под ред. А. С. Пуликова, Т. Г. Брюховец. - Ростов-на-Дону [и др.] : Феникс, 2006. - 125 с.

  2. Атлас по гистологии : учебное пособие / Н. А. Мусиенко [и др.] ; под ред. Н. А. Мусиенко. - М. : Академический проект, 2006. - 117 с.

  3. Волкова, О.В. Основы гистологии с гистологической техникой : учебник для медицинских училищ / О. В. Волкова, Ю. К. Елецкий. - Изд. 2-е, пере­раб. и доп. - М. : Медицина,1982. - 303 с.

  4. Возрастная гистология : учебное пособие для вузов / [сост. : А. С. Пули­ков и др.] ; под ред. А. С. Пуликова. - Ростов-на-Дону [и др.] : Феникс [и др.], 2006. - 172 с.

  5. Гунин, А. Г. Гистология : в таблицах и схемах : учебное пособие для вузов / А. Г. Гунин. - М. : Медицинское информационное агентство, 2005. - 188 с.

  6. Гистология : учебник для вузов / под ред. : Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юри­ной. - Изд. 4-е, перераб., доп. - М. : Медицина, 1989. - 670 с.

  7. Голиченков, В. А. Эмбриология : учебник для вузов / В. А. Голиченков, Е. А. Иванов, Е. Н. Никерясова. - М. : Академия, 2004. - 218 с.

  8. Молекулярная биология клетки : [монографии] : в 5 т. / Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис [и др.] ; пер. с англ. А. И. Грагерова [и др.] ; под ред. Г. П. Георгиева. - М. : Мир. Т. 1- 4. - 1987.

  9. Практикум по эмбриологии : учебное пособие / В. А. Голиченков [и др.] ; под ред. : В. А. Голиченкова, М. Л. Семеновой. - М. : Академия, 2004.-204 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Видеофильмы по гистологии и эмбриологии (на СD-, DVD-дисках), тесто­вые задания промежуточного и текущего контроля знаний. (Обучающие СD-, DVD-диски по дисциплине имеются на кафедре медико-биологических дисци­плин ТГПУ).


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ, специализированная аудитория (учебно-мето­дический кабинет «Анатомический музей») 35, корп. 5 ТГПУ. Микроскопы ла­бораторные. Средства ухода за оптическими приборами. Наборы гистологиче­ских препаратов по общей и частной гистологии, эмбриологии.

^ 8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Изучение дисциплины «Гистология с основами эмбриологии» предполагает рассмотрение основной части теоретического материала в ходе лекционного изложе­ния и лабораторных занятий. Самостоятельная работа предусматривает использова­ние различных источников информации (учебников, специальной литературы, материа­лов периодической печати, монографий и т.п.). В процессе изучения курса широко ис­пользуются демонстрационные материалы, представленные в том числе и на электрон­ных носителях; связь с преподавателем при необходимости и в ходе индивидуальной работы может осуществляться по электронной почте.

Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Содержа­ние лекций определяется рабочей программой курса. Основные типы лек­ций, используемые при изучении дисциплины: вводный (ведение в дисциплину, введение в тему), информационно-демонстрационный, проблемно-информаци­онный с элементами дискуссии, обзорный.

Основной целью лабораторных работ является установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории, визуализа­ция теоретического материала. Лабораторные работы призваны обучать студентов на­выкам профессиональной деятельности, умению анализировать полученные результа­ты, позволяют осуще­ствлять контроль самостоятельной работы студентов по освое­нию курса. Так, после изучения каждой темы проводится текущий контроль знаний, как правило в форме тестирования с использованием заданий, разра­ботанных преподавателем. Результаты тестировании учитываются при промежуточной аттестации.

В качестве самостоятельного изучения отдельных вопросов дисциплины (в основном — вопросов частной гистологии) студентам предлагается подго­товить рефераты или компьютерные презентации тем.


8.2. Методические указания для студентов

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для само­стоятельной работы

Вопросы предназначены для индивидуальной работы студента с литерату­рой при изучении тем дисциплины, не вошедших в лекционный курс, а также во­просов, неполно раскрытых во время аудиторных занятий. Контрольные вопро­сы способствуют расширению кругозора студента и готовят его к успешной сда­че зачета.

  1. Содержание и задачи современной гистологии, эмбриологии, их значение в биологии. Основные этапы развития гистологии. Характеристика основ­ных отечественных гистологических школ в ХIХ веке. История отече­ственной эмбриологии и её основоположники.

  2. Современный период в развитии гистологии и эмбриологии. Видные отече­ственные морфологические школы. Методы исследования в гистологии и эмбриологии. Современные методы объективной качественной и количе­ственной оценки гистологических препаратов. Задачи и методы эмбриоло­гии. Сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбриональ­ного развития человека. Онто - и филогенез.

  3. Типы яйцевых клеток. Филогенетическая обусловленность появления вто­рично изолецитальных яйцевых клеток у млекопитающих и человека.

  4. Сперматогенез и овогенез. Сравнительная характеристика.

  5. Особенности развития ранних стадий зародыша млекопитающих. Дробле­ние, образование трофобласта и эмбриобласта. Процесс гаструляции, об­разование провизорных органов и их значение. Функциональное значение провизорных органов (зародышевых оболочек) человека: амниотической оболочки, желточного пузырька, аллантоиса и хориона. Дифференцировка последнего на гладкий и ворсинчатый. Связь зародыша с телом матери у млекопитающих и человека. Типы плацент. Плацента человека.

  6. Генетическая и морфофункциональная классификация тканей. Возраст­ные особенности, изменения тканей.

  7. Особенности строения желёз различного происхождения.

  8. Лейкоцитарная формула и её особенности на разных этапах онтогенеза.

  9. Этапы кроветворения в эмбриональном и постэмбриональном периодах развития и их биологическое значение. Взаимоотношения стромальных и кроветворных элементов.

  10. Эритропоэз и тромбоцитопоэз в эмбриональном и постнатальном перио­дах. Лейкоцитопоэз в эмбриональном и постнатальном периодах.

  11. Макрофагическая система организма. Роль отечественных учёных (И.И.мечников, А.А.Максимов, А.А.Заварзин, В.Г.Елисеев) в развитии учения о соединительных тканях.

  12. Участие клеток крови и соединительной ткани в иммунных реакциях ор­ганизма. Макрофаги, Т -, В-лимфоциты, плазматические клетки. Их строе­ние, функциональное значение.

  13. Костные ткани, их гистогенез регенерация и возрастные изменения.

  14. Структурные основы мышечного сокращения, регенерация мышечной тка­ни.

  15. Гистогенез и регенерация тканевых элементов нервной системы.

  16. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Строение и функции. Процесс миелинизации.

  17. Нервные окончания. Классификация и морфофункциональная характери­стика.


8.2.2. Примерная тематика рефератов (видеопрезентаций)

  1. Основные этапы эмбриогенеза человека. Создание фонда муляжей эмбрио­логических, схем.

  2. Разработка пакета заданий, контролирующих знания школьников и студен­тов по гистологии, эмбриологии.

  3. Применение компьютерных технологий в преподавании гистологии и эм­бриологии (разработка видеоматериалов на электронных носителях).

  4. Этапы кроветворения в эмбриональном и постэмбриональном периодах развития и их биологическое значение. Взаимоотношения стромальных и кроветворных элементов.

  5. Эритропоэз и тромбоцитопоэз в эмбриональном и постнатальном перио­дах.

  6. Лейкоцитопоэз в эмбриональном и постнатальном периодах.

  7. Чувствительные нервные узлы, локализация, строение и связи.

  8. Спинной мозг, развитие, строение, функции и регенерация. Собственный аппарат.

  9. Строение периферического нерва. Регенерация нерва после повреждения.

  10. Мозжечок. Строение и функции. Нейронный состав коры мозжечка. Аф­ферентные и эфферентные волокна. Межнейрональные связи. Нейроглия мозжечка.

  11. Кора большого мозга. Строение и функция. Цито - и миелоархитектоника коры. Гематоэнцефалический барьер. Возрастные изменения.

  12. Органы чувств, их классификация. Понятие об анализаторах и их основ­ных отделах. Морфофункциональная характеристика рецепторного аппа­рата.

  13. Органы вкуса и обоняния. Их развитие, строение цитофизиология рецеп­ции.

  14. Органы зрения. Источник развития. Передняя стенка глаза (роговица, ра­дужка), хрусталик, цилиарное тело.

  15. Органы зрения. Источник развития. Задняя стенка глаза. Гистофизиология фоторецепторных клеток.

  16. Органы слуха и равновесия. Источник развития. Строение и Функциональ­ное значение. Строение рецепторных отделов. Цитофизиология рецепции. Возрастные изменения.

  17. Сердечно-сосудистая система. Классификация сосудов, развитие, общий план строения. Влияние гемодинамических условий на строение сосудов. Принцип иннервации. Регенерация сосудов.

  18. Артерии. Классификация, функции, строение. Взаимосвязь структуры ар­терий и гемодинамических условий, возрастные изменения.

  19. Вены, классификация. Строение. Взаимосвязь структуры вены и гемодина­мических условий. Возрастные изменения.

  20. Сосуды микроциркуляторного русла. Артериолы, капилляры, венулы. Их строение и функциональная характеристика.

  21. Лимфатические сосуды и лимфатические капилляры. Особенности их строения и функции.

  22. Сердце. Источник развития. Строение оболочек сердца. Васкуляризация. Проводящая система сердца. Регенерация. Возрастные изменения.

  23. Органы кроветворения и иммуногенеза. Общая морфофункциональная ха­рактеристика. Основные этапы развития кроветворения в онтогенезе чело­века.

  24. Красный костный мозг, развитие, строение и функциональное значение. Регенерация.

  25. Центральные и периферические органы лимфоидной системы. Тимус, раз­витие, строение, функции. Возрастная и акцидентальная инволюция тиму­са. Регенерация.

  26. Лимфатические узлы. Развитие, строение, функции, Т -, В-зоны.

  27. Селезёнка. Развитие, строение и функциональное значение. Особенности внутриорганного кровообращения.

  28. Лимфоидный аппарат пищеварительной и дыхательной систем. Строение, развитие и функциональное значение миндалин, лимфатических узлов.

  29. Эндокринная система (органы и клетки с эндокринными функциями). Морфофункциональная характеристика и классификация.

  30. Эпифиз. Развитие, строение и функции.

  31. Гипофиз. Источники развития. Строение, кровообращение и гистофизио­логия. Связь гипофиза с гипоталамической областью мозга и с другими эн­докринными железами (принцип обратной связи).

  32. Щитовидная и околощитовидная железы, их развитие, строение, гистофи­зиология и значение для организма. Возрастные особенности.

  33. Надпочечники. Источник развития. Строение, гистофизиология коркового и мозгового вещества. Связь надпочечников с гипофизом и ЦНС. Возраст­ные особенности (эмбриональный и постэмбриональный периоды).

  34. Общий план строения стенки пищеварительного канала. Ротовая полость. Развитие, общая характеристика слизистой оболочки. Губа. Язык. Дёсны. Щека.

  35. Слюнные железы. Их классификация. Развитие и строение.

  36. Зубы. Их развитие, строение и регенерация. Возрастные изменения.

  37. Особенности слизистой оболочки пищеварительного канала в различных отделах. Понятие об эндокринном аппарате желудочно-кишечного тракта. АПУД система.

  38. Гистофизиология пищевода.

  39. Желудок. Общая морфофункциональная характеристика. Источники раз­вития. Особенности строения различных отделов, гистология желёз. Ин­нервация. Возрастные изменения.

  40. Тонкая кишка. Источник развития. Строение и функции. Гистофизиология системы крипта-ворсинка и её участие в полостном, пристеночном и вну­триклеточном пищеварении. Иннервация.

  41. Толстая кишка. Червеобразный отросток. Источники их развития. Строе­ние и функции. Лимфоидная ткань кишечника, её строение, значение.

  42. Поджелудочная железа. Строение и гистофизиология экзо - и эндокринно­го отдела железы.

  43. Печень. Источники развития. Особенности строения и кровообращения. Строение печёночной дольки. Гистофизиология гепацитов и печёночной пластинки. Возрастные особенности. Желчный пузырь. Его строение, зна­чение.

  44. Дыхательная система. Общая морфофункциональная характеристика. Воз­духоносные пути. Строение и функции трахеи и бронхов различного ка­либра.

  45. Лёгкие, источники развития. Общая морфофункциональная характеристи­ка, лёгочный ацинус. Строение стенки альвеол. Воздушно-кровяной ба­рьер. Особенности кровообращения легкого. Регенерация. Возрастные из­менения.

  46. Кожа и её производные (волосы, ногти, железы). Источники их развития. Строение, функции и регенерация. Особенности строения кожи в различ­ных участках тела. Возрастные изменения кожи.

  47. Почки. Источники и основные этапы развития. Строение, функции и кро­вообращение почек. Гистофизиология нефрона. Юкстагломерулярный комплекс. Возрастные изменения.

  48. Почки. Строение и функции корковых и околомозговых нефронов.

  49. Мочевыводящие пути. Морфофункциональная характеристика мочеточ­ников и мочевого пузыря.

  50. Яичко (семенник) и придаток. Развитие, строение и возвратные изменения. Сперматогенез и эндокринная Функция яичка.

  51. Вспомогательные железы мужской половой системы. Строение и функции предстательной железы. Возрастные изменения.

  52. Яичник. Развитие, строение и возрастные изменения. Овогенез. Яичник как орган внутренней секреции. Циклические изменения в яичнике в период половой зрелости организма.

  53. Матка. Яйцевод. Влагалище. Развитие, строение, циклические изменения и гормональная регуляция менструального цикла.

  54. Молочная железа. Развитие, строение и функции. Возрастные изменения.


8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Содержание и задачи современной гистологии, эмбриологии, их значение в биологии.

  2. Основные этапы развития гистологии. Характеристика основных отече­ственных гистологических школ в ХIХ веке. История отечественной эм­бриологии и её основоположники.

  3. Современный период в развитии гистологии и эмбриологии. Видные отече­ственные морфологические школы.

  4. Методы исследования в гистологии и эмбриологии.

  5. Основные принципы и этапы приготовления гистологических препаратов. Современные методы объективной качественной и количественной оценки гистологических препаратов.

  6. Задачи и методы эмбриологии. Сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбрионального развития человека. Онто - и филогенез.

  7. Типы яйцевых клеток. Филогенетическая обусловленность появления вто­рично изолецитальных яйцевых клеток у млекопитающих и человека.

  8. Сперматогенез и овогенез. Сравнительная характеристика. Строение поло­вых клеток человека, их роль в передаче генетической информации.

  9. Этапы эмбриогенеза. Оплодотворение. Зигота как одноклеточный заро­дыш. Типы дробления.

  10. Гаструляция. Основные способы гаструляции. Зародышевые листки и их дифференцировка.

  11. Особенности развития ранних стадий зародыша млекопитающих. Дробле­ние, образование трофобласта и эмбриобласта. Процесс гаструляции, об­разование провизорных органов и их значение.

  12. Ранние стадии развития человека. Образование зародышевого пузырька, провизорных органов. Особенности гаструляции.

  13. Функциональное значение провизорных органов (зародышевых оболочек) человека: амниотической оболочки, желточного пузырька, аллантоиса и хориона. Дифференцировка последнего на гладкий и ворсинчатый.

  14. Связь зародыша с телом матери у млекопитающих и человека. Типы пла­цент. Плацента человека.

  15. Понятие о тканях. Определение. Классификация.

  16. Эпителиальная ткань. Общая характеристика. Топография. Генетическая и морфофункциональная классификация. Строение различных эпителиев. Регенерация.

  17. Железистый эпителий. Принцип строения и классификация желёз. Источ­ники развития, морфология секреторного цикла. Особенности строения желёз различного происхождения.

  18. Соединительные ткани. Общая характеристика. Классификация, источни­ки развития. Функциональное значение. Регенерация. Соотношения кле­точных элементов и межклеточного вещества в различных видах соедини­тельной ткани. Возрастные изменения.

  19. Мезенхима.

  20. Кровь. Плазма и форменные элементы крови, их классификация. Понятие о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их значение. Регенерация. Гемо­грамма детей.

  21. Эритроциты и тромбоциты. Строение, количество и функциональное зна­чение.

  22. Лейкоциты и их классификация. Морфофункциональная характеристика. Лейкоцитарная формула и её особенности на разных этапах онтогенеза.

  23. Этапы кроветворения в эмбриональном и постэмбриональном периодах развития и их биологическое значение. Взаимоотношения стромальных и кроветворных элементов.

  24. Эритропоэз и тромбоцитопоэз в эмбриональном и постнатальном перио­дах.

  25. Лейкоцитопоэз в эмбриональном и постнатальном периодах.

  26. Строение волокнистой соединительной ткани, её разновидностей и функ­циональное значение. Клеточные элементы и основное вещество.

  27. Соединительные ткани со специальными свойствами (ретикулярная, жиро­вая, пигментная, слизистая). Их строение и функциональное значение.

  28. Клеточные элементы рыхлой соединительной ткани и их участие в защит­ных реакциях организма. Макрофагическая система организма. Роль отечественных учёных (И.И.мечников, А.А.Максимов, А.А.Заварзин, В.Г.Елисеев) в развитии учения о соединительных тканях.

  29. Участие клеток крови и соединительной ткани в иммунных реакциях орга­низма. Макрофаги, Т -, В-лимфоциты, плазматические клетки. Их строе­ние, функциональное значение.

  30. Хрящевые и костные ткани, их классификация, строение, изменение под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

  31. Костные ткани, их гистогенез регенерация и возрастные изменения.

  32. Мышечные ткани. Морфофункциональная характеристика. Классифика­ция и источники развития, строение и функциональное значение. Регенера­ция мышечных тканей.

  33. Гладкая мышечная ткань. Источник развития, топография, гистофизиоло­гия и регенерация.

  34. Поперечно-полосатая мышечная ткань скелетного типа, её разновидности, развитие, строение. Структурные основы мышечного сокращения, регене­рация.

  35. Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань. Особенности строения сердечной мышцы. Гистогенез, регенерация.

  36. Нервная ткань. Общая морфофункциональная характеристика. Гистогенез и регенерация тканевых элементов нервной системы.

  37. Нейроны, их морфологическая и функциональная классификация. Роль клеточной мембраны в образовании и проведении нервного импульса.

  38. Нейроглия. Классификация, развитие, строение и функции.

  39. Миелиновые и безмиелиновые нервные волокна. Строение и функции. Процесс миелинизации.

  40. Нервные окончания. Классификация и морфофункциональная характери­стика. Синапсы, их строение.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032400 (0500102.65) «Биология».


Программу составил:


кандидат биологических наук,

доцент кафедры медико-биологических дисциплин __________ Е.А. Каюмова


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры медико-биологических дисциплин, протокол № 1 от 29.08.2008 г.


Зав. кафедрой МБД _____________ С.В. Низкодубова

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией Института профессиональной подготовки ТГПУ

Председатель методической комиссии ИПП___________ О.А. Батурина


Согласовано:

Директор ИПП________________ Е.А. Каюмова

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Программа дисциплины опд. Ф. 10, Дпп. Дс. 02 Клиника интеллектуальных нарушений томск 2008 Цели и

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Рабочая программа дисциплины Гистология с основами эмбриологии объем учебной нагрузки и виды отчетности

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102.

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Программа дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Рабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (опд. Ф. 06)» Цели

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Рабочая программа дисциплины гистология, эмбриология, цитология для специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Рабочая программа дисциплины Морфология: анатомия человека, гистология, цитология Для специальности
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии
Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Аннотация программы учебной дисциплины «Первая медицинская помощь» Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс ставит своей icon Аннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина