|
Скачать 332.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР БАШКИРСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо Подготовили: Бикбаева Н.Ф., Орлова А.В., ОМО ГУЗ РВФД Уфа, 2011 Как известно, фундамент здоровья закладывается в юные годы. В настоящее время диапазон отклонений в состоянии здоровья учащихся столь велик, что вызывает серьезную озабоченность медиков и педагогов. Забота о здоровье детей и подростков неотделима от развития физкультуры и спорта. Проблема физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Таких учащихся чаще всего освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает и без того ограниченную двигательную активность. В результате гиподинамии снижаются функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды, возрастает заболеваемость. Необходимо внедрить физкультуру в режим дня учащихся, воспитать здоровую привычку к самостоятельным занятиям физической культурой. Всех учащихся на основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии распределяют для занятий физкультурой на три группы: основную, подготовительную и специальную. Справка о назначении специальной медицинской группы (особенно подгруппы В) заверяется ВКК соответствующего лечебного учреждения. Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании «Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденного приказом министра здравоохранения СССР № 986-от 4 ноября 1977 г., а также на основании приказа Минздрава России от 20.08.2001 г. N 337, приложение N 5. ^ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ Программа обязательна для выполнения всеми медицинскими организациями, осуществляющими контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой независимо от ведомственной подчиненности и организационно - правовой формы.
Врача - педиатра или терапевта; Врачей - специалистов: окулиста, стоматолога, оториноларинголога, хирурга, гинеколога; При наличии показаний проводятся консультации других специалистов; 2. Антропометрия; 3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности; 4. Флюорография органов грудной клетки; 5. Электрокардиография; 6. Общий анализ крови; 7. Общий анализ мочи; 8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования; 9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается на руки пациенту врачебное заключение, включающее в себя: - оценку состояния здоровья; - заключение о физическом развитии по существующим стандартам; - допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная); - рекомендации по проведению иных лечебно - профилактических мероприятий. ^ Основная — учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, при достаточной физической подготовленности. Физическая нагрузка для учащихся основной группы дается в полном объеме:
Подготовительная — лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Допустимая физическая нагрузка в подготовительной группе:
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе. Специальная — учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы. Занятия по физической культуре с учащимися этой группы должны проводиться по специально разработанным учебным программам. В них введены преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика. Полностью исключены лазанья по канату, подтягивания, акробатические упражнения. Расширена программа в группе упражнений по воспитанию правильной осанки, на создание и укрепление мышечного корсета спины и живота. Примечание. В отдельных случаях при выряженных нарушениях функции опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных нарушениях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного заведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактическне учреждения. Резких, четко очерченных границ между группами не существует. Это заставляет врача решать вопрос об отнесении учащегося в ту или иную группу сугубо индивидуально, выясняя не только степень функциональных нарушений организма, но и уровень физической подготовленности. При распределении учащихся на медицинские группы в каждом отдельном случае решают вопрос о том, какому объему физических нагрузок и нормативным требованиям, установленным для каждой из групп, соответствуют функциональные возможности организма юноши или девушки. Перевод из одной медицинской группы в другую производят после дополнительного обследования. Дети с нарушением осанки и со сколиозом 1 степени могут заниматься физкультурой в основной группе, а также посещать спортивные секции. Однако, выбор вида спорта, кратность занятий необходимо согласовать с врачом. ^ перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, детской поликлиники передаются учителям физкультуры. Директор школы должен оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а так же освобожденные от физкультуры систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или в детской поликлинике. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений, учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет врач вместе с учителем физкультуры при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Наполняемость специальных медицинских групп –10 -15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут. В зависимости от количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, они комплектуются или по классам или по возрастам (младшие 6-10 лет, средние – 11-13 лет, старшие 14-17 лет). При значительном количестве учащихся специальной медицинской группы со сколиозом рекомендуется создание групп корригирующей гимнастики, основная задача которых – формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости. Дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа Б) занимаются лечебной физкультурой при детских поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах. В зависимости от тяжести и характера заболевания, учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов. Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство. Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменением глазного дна и др.). Для подгруппы А нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти и довести интенсивность нагрузки до 140-150 ударов в минуту в основной части урока к концу четверти. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 ударов в минуту считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 ударов в минуту не целесообразна, так как большинство занимающихся в спецмедгруппах страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам. Для подгруппы Б двигательные режимы проводятся при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года, так именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения, не предъявляя ослабленному организму повышенных требований. Занятия (урок) в специальной медицинской группе строятся по стандартной схеме (подготовительная, основная, заключительная), однако в отличие от обычных уроков, имеют свои принципиальные особенности. В подготовительной части урока (до 20 минут) выполняются общеразвивающие упражнения, чередуясь с дыхательными, которые проводятся в среднем и медленном темпе. В основной части урока (20-22 минуты) занимающиеся овладевают двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений предусматривает разностороннее развитие в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и координации движений. Задача заключительной части урока привести (3-5 минут) привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, частоту сердечных сокращений. По окончании занятия учащийся не должен чувствовать себя усталым. Двигательный режим этой группы рекомендуется проводить при частоте пульса от 120 до 150 ударов в минуту. Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд, или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту. Если в результате проведенной пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25-30% , то функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее. Систематически проводится ортостатическая проба. Результаты тестов и проб должны быть отражены в личной карте учащегося. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) во время учебных занятий по физическому воспитанию учащихся позволяют изучить соответствие характера, объема, интенсивности используемых физических упражнений состоянию здоровья и функциональным возможностям занимающихся. Рекомендуемые сроки проведения ВПН – 1 раз в месяц. Оценка двигательной активности детей на занятиях проводится путем вычисления с помощью хронометража общей и моторной плотности, определения физиологической кривой. ^ определяется отношением полезного времени (выполнение упражнений плюс объяснения, перестроения, показ, подготовка и уборка спортивного инвентаря) к общей продолжительности занятий и выражается в процентах. Общая плотность должна быть не менее 80-90%. ^ – отношение времени, потраченного на выполнение упражнений к общей продолжительности занятий, выраженное в процентах. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять 70-80%, а в младших возрастных группах иногда может составлять 60-80%. ^ – это графическое изменение частоты сердечных сокращений во время физкультурных занятий, упражнений. Она дает представление об интенсивности выполняемой ребенком работы. Частота сердечных сокращений при нагрузке средней интенсивности колеблется от 130-160 ударов в минуту. При частоте пульса менее 130 ударов в минуту физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, при увеличении частоты сердечных сокращений более 160 ударов в минуту - выше средней интенсивности. Физиологическая кривая пульса считается «хорошей», если процент увеличения частоты пульса в основной части урока по сравнению с исходным составляет 70-100%, «удовлетворительной» - 30-60%, «неудовлетворительной» - менее 25% и более 100%. Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма. Необходимо иметь в виду, что целый ряд заболеваний, характеризующихся локальным нарушением функций, сопровождается общими расстройствами, в определенной мере ослабляющими состояние всего организма. В качестве примера такого заболевания может быть приведен тонзиллит (ангина), при котором воспалительный процесс в миндалинах сопровождается общей интоксикацией организма, причем, как правило, ухудшается функциональное состояние сердечной мышцы. Необходимо учитывать, что при одном и том же заболевании в зависимости от его тяжести и наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, клиническая картина может существенно отличаться. Особого внимания заслуживают осложнения, повреждающие деятельность сердца, печени, легких, почек. Необходимой составной частью обследования учащегося должно быть выяснение степени физической, подготовленности и особенностей приспособляемости организма к физическим нагрузкам. Такое обследование наиболее квалифицированно может осуществить педагог. Получаемые им данные наряду с показателями проводимых врачом функциональных проб с дозированными физическими нагрузками позволяют дать общую оценку состояния здоровья. Особое внимание обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: так как объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения. Важным разделом функционального обследования учащихся с нарушением состояния здоровья является исследование состояния центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Нередко после перенесенных инфекционных заболеваний, повреждений опорно-двигательного аппарата и других нарушений, требующих длительного постельного режима, функция центральной нервной системы резко ослабляется. Возникает астения или астено-невротический синдром, которые проявляются в повышенной утомляемости, замедленном восстановлении реакций кровообращения и дыхания после физических напряжений. У таких учащихся уже при расспросе выясняются жалобы на плохой сон; раздражительность, резкие, не всегда мотивированные смены настроения, нередко головные боли и т. д. При описанных нарушениях необходимо всеми доступными педагогу средствами создать положительный эмоциональный; фон во время занятий, вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах. Для характеристики заболевания важно определить его стадию (острая, подострая, хроническая), характер течения (затихающее, прогрессирующее, с частыми рецидивами и т. п.). Обязательным условием занятий физическим воспитанием учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальным группам, должна быть немедленная и неукоснительная санация обнаруженных у них очагов хронической инфекции. Это хронический тонзиллит, гайморит, хронический холецистит и кариес. Следует иметь в виду, что малейшая перегрузка, возникающая при неправильном дозировании физических нагрузок, которая обычно не сказывается на состоянии здоровья, при наличии очага хронической инфекции может оказаться фактором, провоцирующим заболевание. При врачебном обследовании кроме выяснения причин заболевания оценивают их связи с внешними условиями: условиями жизни, особенностями питания, жилищными условиями, бытовой и учебной нагрузкой, психологическим климатом, в котором живет и развивается учащийся. Направление учащегося в специальную медицинскую группу производит врач при обследовании в начале учебного года, если у учащегося имеются стойкие нарушения в состоянии здоровья после ранее перенесенного заболевания. Если же учащийся перенес заболевание в течение учебного года, то на основании результатов обследования и диагноза он может быть временно освобожден от занятий физкультурой, а затем направлен в специальную медицинскую группу. ^ : - сбор анамнестических данных, в которых выясняют сведения, характеризующие заболевание, особенности его развития и течения; - физкультурный анамнез, в котором учитывают занятия учащегося физическими упражнениями и спортом, их длительность, переносимость физических нагрузок, достигнутые спортивные результаты, а также проведение врачебно-педагогического контроля, позволяющего изучать реакции организма на те реальные физические нагрузки, с которыми учащийся сталкивается в процессе физического воспитания. - физикальное исследование органов и систем, с помощью которого выясняют состояние внутренних органов и делают функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - лабораторные исследования (анализ крови и мочи); - функциональные диагностические исследования (рентгенологическое и электрокардиографическое исследование, УЗИ, ЭХО КГ, и др. Однако, несмотря на обширный комплекс применяемых методов исследования, в ряде случаев при определении медицинской группы требуется повторное обследование и динамические наблюдения. Направление учащихся на основании перенесенных ими заболеваний в специальную медицинскую группу чаще всего является временным и лишь редко (обычно в случае врожденных дефектов или произведенных оперативных вмешательств, приводящих к стойким структурным изменениям в организме) постоянным. Решающее значение в этом отношении имеет характер и клиническое течение заболевания. В качестве ориентира для направления учащихся, перенесших заболевания, в соответствующую медицинскую группу целесообразно использовать рекомендации, разработанные па основе данных ряда исследователей по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья (табл. 1). ^ отклонениях в состоянии здоровья
Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы у юношей и девушек наиболее многочисленную группу составляют в настоящее время различные по длительности, характеру и интенсивности проявления ревматического процесса. Нередко наблюдаются длительные, часто рецидивирующие формы с наличием того или иного поражения клапанного аппарата сердца, с преобладанием недостаточности митрального клапана. Гораздо реже встречается сужение левого предсердно-желудочкового отверстия и поражение клапанов аорты. При недостаточности митрального клапана определение медицинской группы производят с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия аритмий сердца и признаков сужения левого предсердно-желудочкового отверстия, активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовленности. Так, при отсутствии признаков активности ревматического процесса и поражения миокарда учащегося можно определить в специальную группу не ранее чем через 10—12 месяцев после острой атаки, в подготовительную группу — при тех же клинических данных и достаточной физической подготовленности через 2 года после атаки. При часто рецидивирующем ревматическом процессе у юношей и девушек с недостаточностью митрального клапана необходимо назначать в периоды ремиссий занятия лечебной физкультурой, которые проводятся в лечебно-профилактических учреждениях. Другие приобретенные пороки сердца прогностически менее благоприятны, протекают с нарушениями гемодинамики и ведут к гипертрофии и последующей дистрофии миокарда. При этих пороках резко ограничивают физические напряжения. Распределяют учащихся по медицинским группам или назначают занятия лечебной физкультурой в зависимости от наличия признаков активности ревматического процесса, изменений миокарда и переносимости нагрузок. Учащихся с врожденными пороками сердца (дефект межпредсердной или межжелудочковой перегородки, незаращение артериального протока) без выраженных признаков перегрузки правого желудочка можно зачислять в специальную группу. После хирургических вмешательств при пороках сердца определение юношей и девушек в ту или иную медицинскую группу зависит от функционального состояния преимущественно малого круга кровообращения, степени анатомических изменений, особенностей ритма сердца и пр. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита. прогрессирующей дистрофии миокарда, цирротических изменений в других органах, дополнительной деструкции клапанного аппарата и др. Этим учащимся назначают преимущественно занятия лечебной физкультурой. При наличии стойких хронических заболеваний, протекающих с изменениями миокарда, ограничиваются занятиями в специальной группе в благоприятных гигиенических условиях. Особого внимания требуют учащиеся, страдающие бронхиальной астмой. Нарушение дыхания с затруднением фазы выдоха мешает им удовлетворительно справляться с быстрыми по темпу упражнениями. В этих случаях более целесообразно назначать процедуры лечебной физкультуры. При распределении по группам для занятий физическими упражнениями юношей и девушек с хроническими болезнями органов дыхания и преддверно-улиткового органа следует руководствоваться характером заболевания, степенью нарушения дыхательной функции, состоянием слуха и общим состоянием организма. Так, при частичном отсутствии носового дыхания (сужение носовых ходов, катаральные, субатрофические, атрофические процессы, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, синехии в полости носа и др.) учащегося можно определить в подготовительную группу. При полном отсутствии носового дыхания, дистрофических явлениях, распространении процесса на глотку, гортань назначают занятия в специальной группе. При серозных, катаральных гайморитах и фронтитах можно назначать занятия в подготовительной группе, при гнойных и смешанных формах гайморитов, фронтитов и рецидивирующих после операции заболеваниях околоносовых пазух носа — в специальной. При заболеваниях гортани, протекающих с нарушением дыхания, голосообразования, даже при наличии достаточной физической подготовленности юношей и девушек зачисляют в специальную группу. Учащихся с хроническими гнойными воспалениями среднего уха, как правило, определяют в специальную группу, особенно при двустороннем поражении. Занятия в подготовительной группе могут быть назначены при неосложненном одностороннем мезотимпаните, при малоизмененной слуховой функции. Так, при хронических негнойных (катаральные, адгезивные) воспалениях среднего уха с нарушением проходимости слуховой трубы рекомендуются занятия в подготовительной или специальной группе в зависимости от степени нарушения слуховой функции. Важным критерием при этом является острота слуха. При уменьшении восприятия шепотной речи до 3 м могут быть назначены занятия в подготовительной группе, при тугоухости и двусторонних поражениях, как правило, — в специальной группе. Заболевания внутреннего уха (лабиринтиты, лабиринтопатии и др.) протекают с нарушением функции вестибулярного анализатора (расстройство равновесия, появление головокружения, тошноты, рвоты и др.) При этих заболеваниях следует назначать преимущественно занятия лечебной физкультурой. При редких и незначительных носовых кровотечениях, при общем хорошем состоянии здоровья можно заниматься в основной или подготовительной группах (в зависимости от физической подготовленности), при частых носовых кровотечениях — в специальной группе. В специальную группу входят также учащиеся, больные ревматизмом, в межприступном периоде (если после очередной атаки прошло 8—12 месяцев), при нормальной картине крови и хороших объективных данных. В эту группу зачисляют юношей и девушек после миокардита, возникшего в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, а также учащихся с врожденными или приобретенными пороками сердца. К этой же группе должны быть отнесены и учащиеся, у которых стойко повышено артериальное давление. В специальную группу включают также юношей и девушек с другими заболеваниями, вызывающими необходимость значительно ограничить физическую нагрузку (после истощения, спровоцированного туберкулезной интоксикацией, при значительном отставании в физическом развитии и плохой физической подготовленности; после острых желудочно-кишечных заболеваний с явлениями истощения; через 5—6 месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита). К этой же группе относят учащихся, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но которые не могут заниматься по общей программе из-за дефектов опорно-двигательного аппарата (имеющие анкилозы, контрактуры, резкую атрофию мышц после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов; остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночного столба II и III степени). При направлении юноши или девушки в специальную группу врач ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и состоянии здоровья учащегося, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количество учащихся специальной группы будет незначительным. Полное освобождение юношей и девушек от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяют строго индивидуально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма. В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний используют следующую ориентировочную схему {табл. 2). Таблица 2. ^
Индивидуальные медицинские осмотры учащихся специальной группы проводят обязательно после каждого заболевания, а также по мере надобности в порядке врачебного контроля за влиянием занятий физическими упражнениями на организм учащихся. Принадлежность к той или иной медицинской группе — ситуация временная и может, а часто и должна быть пересмотрена при очередном осмотре врача. Перевод учащегося из специальной медицинской группы в подготовительную, а затем и в основную, естествен и необходим. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда учащийся, освоившись с нагрузками специальной группы, привыкает к ним и длительное время (нередко несколько лет) занимается в этой группе. Необходимо периодически менять методику занятий и, по возможности, повышать физические нагрузки, выполняемые учащимся, чтобы обеспечить повышение адаптации его организма к возрастающим требованиям. Важнейшее условие физического воспитания в специальных группах—не упустить ни единого дня для полноценного использования современных, научно обоснованных методов занятий, в строгом соответствии с возможностями организма, Использованная литература:
|