Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо





Скачать 332.1 Kb.
Название Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо
Дата 24.03.2013
Размер 332.1 Kb.
Тип Документы
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР

БАШКИРСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ


Рекомендации по определению медицинской группы

для занятий физкультурой в школе


Информационное письмо


Подготовили: Бикбаева Н.Ф., Орлова А.В., ОМО ГУЗ РВФД


Уфа, 2011


Как известно, фундамент здоровья закладывается в юные годы. В настоящее время диапазон отклонений в состоянии здоровья учащихся столь велик, что вызывает серьезную озабоченность медиков и педагогов.

Забота о здоровье детей и подростков неотделима от развития физкультуры и спорта. Проблема физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Таких учащихся чаще всего освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает и без того ограниченную двигательную активность. В результате гиподинамии снижаются функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды, возрастает заболеваемость.

Необходимо внедрить физкультуру в режим дня учащихся, воспитать здоровую привычку к самостоятельным занятиям физической культурой.

Всех учащихся на основании дан­ных о состоянии здоровья и физическом развитии рас­пределяют для занятий физкультурой на три группы: основную, подготовительную и специальную. Справка о назначении специальной медицинской группы (особенно подгруппы В) заверяется ВКК соответствующего лечебного учреждения.

Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании «Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденного приказом министра здравоохранения СССР № 986-от 4 ноября 1977 г., а также на основании приказа Минздрава России от 20.08.2001 г. N 337, приложение N 5.


^ ПРОГРАММА МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

Программа обязательна для выполнения всеми медицинскими организациями, осуществляющими контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой независимо от ведомственной подчиненности и организационно - правовой формы.

  1. Врачебный осмотр:

Врача - педиатра или терапевта;

Врачей - специалистов: окулиста, стоматолога, оториноларинголога, хирурга, гинеколога;

При наличии показаний проводятся консультации других специалистов;

2. Антропометрия;

3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;

4. Флюорография органов грудной клетки;

5. Электрокардиография;

6. Общий анализ крови;

7. Общий анализ мочи;

8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;

9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается на руки пациенту врачебное заключение, включающее в себя:

- оценку состояния здоровья;

- заключение о физическом развитии по существующим стандартам;

- допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная);

- рекомендации по проведению иных лечебно - профилактических мероприятий.


^ Медицинская ха­рактеристика групп

Основная — учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначитель­ными отклонениями, при до­статочной физической подготовленности. Физическая нагрузка для учащихся основной группы дается в полном объеме:

  • занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме;

  • занятия в одной из спортив­ных секций;

  • участие в соревнованиях и сдача возрастных нормативов физической подготовки.

Подготовительная — ли­ца с недостаточным физи­ческим развитием и слабо физически подготовленные без отклонений или с незна­чительными отклонениями в состоянии здоровья.

Допустимая физическая нагрузка в подготовительной группе:

  • занятия по учебным программам, физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований;

  • дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности;

  • отсрочка сдачи возрастных нормативов физической подготовки.

Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе.

Специальная — учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы.

Занятия по физической культуре с учащимися этой группы должны проводиться по специально разработанным учебным программам. В них введены преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика. Полностью исключены лазанья по канату, подтягивания, акробатические упражнения. Расширена программа в группе упражнений по воспитанию правильной осанки, на создание и укрепление мышечного корсета спины и живота.

Примечание. В отдельных случаях при выряженных нарушениях функции опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных наруше­ниях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного за­ведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактическне учреждения.

Резких, четко очерченных границ между группами не существует. Это заставляет врача решать вопрос об от­несении учащегося в ту или иную группу сугубо индиви­дуально, выясняя не только степень функциональных на­рушений организма, но и уровень физической подготов­ленности. При распределении учащихся на медицинские группы в каждом отдельном случае реша­ют вопрос о том, какому объему физических нагрузок и нормативным требованиям, установленным для каждой из групп, соответствуют функциональные возможности организма юноши или девушки.

Перевод из одной медицинской группы в дру­гую производят после дополнительного обследования.

Дети с нарушением осанки и со сколиозом 1 степени могут заниматься физкультурой в основной группе, а также посещать спортивные секции. Однако, выбор вида спорта, кратность занятий необходимо согласовать с врачом.

^ Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.

Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, детской поликлиники передаются учителям физкультуры. Директор школы должен оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы.

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а так же освобожденные от физкультуры систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или в детской поликлинике. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений, учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет врач вместе с учителем физкультуры при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

Наполняемость специальных медицинских групп –10 -15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут. В зависимости от количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, они комплектуются или по классам или по возрастам (младшие 6-10 лет, средние – 11-13 лет, старшие 14-17 лет). При значительном количестве учащихся специальной медицинской группы со сколиозом рекомендуется создание групп корригирующей гимнастики, основная задача которых – формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости. Дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа Б) занимаются лечебной физкультурой при детских поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах.

В зависимости от тяжести и характера заболевания, учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменением глазного дна и др.).

Для подгруппы А нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти и довести интенсивность нагрузки до 140-150 ударов в минуту в основной части урока к концу четверти.

Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 ударов в минуту считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 ударов в минуту не целесообразна, так как большинство занимающихся в спецмедгруппах страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам.

Для подгруппы Б двигательные режимы проводятся при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года, так именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения, не предъявляя ослабленному организму повышенных требований.

Занятия (урок) в специальной медицинской группе строятся по стандартной схеме (подготовительная, основная, заключительная), однако в отличие от обычных уроков, имеют свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока (до 20 минут) выполняются общеразвивающие упражнения, чередуясь с дыхательными, которые проводятся в среднем и медленном темпе.

В основной части урока (20-22 минуты) занимающиеся овладевают двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений предусматривает разностороннее развитие в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и координации движений.

Задача заключительной части урока привести (3-5 минут) привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, частоту сердечных сокращений. По окончании занятия учащийся не должен чувствовать себя усталым.

Двигательный режим этой группы рекомендуется проводить при частоте пульса от 120 до 150 ударов в минуту.

Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд, или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту. Если в результате проведенной пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25-30% , то функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее. Систематически проводится ортостатическая проба. Результаты тестов и проб должны быть отражены в личной карте учащегося.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) во время учебных занятий по физическому воспитанию учащихся позволяют изучить соответствие характера, объема, интенсивности используемых физических упражнений состоянию здоровья и функциональным возможностям занимающихся. Рекомендуемые сроки проведения ВПН – 1 раз в месяц. Оценка двигательной активности детей на занятиях проводится путем вычисления с помощью хронометража общей и моторной плотности, определения физиологической кривой.

^ Общая плотность определяется отношением полезного времени (выполнение упражнений плюс объяснения, перестроения, показ, подготовка и уборка спортивного инвентаря) к общей продолжительности занятий и выражается в процентах. Общая плотность должна быть не менее 80-90%.

^ Моторная плотность – отношение времени, потраченного на выполнение упражнений к общей продолжительности занятий, выраженное в процентах. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять 70-80%, а в младших возрастных группах иногда может составлять 60-80%.

^ Физиологическая кривая – это графическое изменение частоты сердечных сокращений во время физкультурных занятий, упражнений. Она дает представление об интенсивности выполняемой ребенком работы. Частота сердечных сокращений при нагрузке средней интенсивности колеблется от 130-160 ударов в минуту. При частоте пульса менее 130 ударов в минуту физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, при увеличении частоты сердечных сокращений более 160 ударов в минуту - выше средней интенсивности. Физиологическая кривая пульса считается «хорошей», если процент увеличения частоты пульса в основной части урока по сравнению с исходным составляет 70-100%, «удовлетворительной» - 30-60%, «неудовлетворительной» - менее 25% и более 100%.

Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма. Необходимо иметь в виду, что целый ряд заболеваний, характеризующихся локальным нарушением функций, сопровождается общими расстрой­ствами, в определенной мере ослабляющими состояние всего организма. В качестве примера такого заболева­ния может быть приведен тонзиллит (ангина), при котором воспалительный процесс в миндалинах сопровожда­ется общей интоксикацией организма, причем, как правило, ухудшается функциональное состояние сердечной мышцы.

Необходимо учитывать, что при одном и том же заболевании в зависимо­сти от его тяжести и наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, клиническая картина может существенно отличаться. Особого внимания заслуживают осложнения, повреждающие деятельность сердца, печени, легких, почек.

Необходимой составной частью обследования учащегося должно быть выяснение степени физической, подготовлен­ности и особенностей приспособляемости организма к физическим нагрузкам. Такое обследование наиболее квалифицированно может осуществить педагог. Получаемые им данные наряду с показателями проводимых вра­чом функциональных проб с дозированными физическими нагрузками позволяют дать общую оценку состояния здоровья. Особое внимание обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: так как объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения.

Важным разделом функционального обследования учащихся с нарушением состояния здоровья является исследование состояния центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Нередко после перенесенных ин­фекционных заболеваний, повреждений опорно-двига­тельного аппарата и других нарушений, требующих дли­тельного постельного режима, функция центральной нервной системы резко ослабляется. Возникает астения или астено-невротический синдром, которые проявляются в повышенной утомляемости, замед­ленном восстановлении реакций кровообращения и дыхания после физических напряжений. У таких учащихся уже при расспросе выясняются жалобы на плохой сон; раздражительность, резкие, не всегда мотивированные смены настроения, нередко головные боли и т. д.

При опи­санных нарушениях необходимо всеми доступными педагогу средствами создать положительный эмоциональный; фон во время занятий, вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах.

Для характеристики заболевания важ­но определить его стадию (острая, подострая, хрониче­ская), характер течения (затихающее, прогрессирующее, с частыми рецидивами и т. п.).

Обязательным условием занятий физическим воспитанием учащихся, отнесенных по состоянию здо­ровья к специальным группам, должна быть немедлен­ная и неукоснительная санация обнаруженных у них оча­гов хронической инфекции. Это хронический тонзиллит, гайморит, хронический холецистит и кариес.

Следует иметь в виду, что малейшая перегрузка, возникающая при неправильном дозировании физических нагрузок, которая обычно не сказывается на состоянии здоровья, при наличии очага хронической инфекции может ока­заться фактором, провоцирующим заболевание.

При врачебном обследовании кроме выяснения при­чин заболевания оценивают их связи с внешними усло­виями: условиями жизни, особенностями питания, жи­лищными условиями, бытовой и учебной нагрузкой, пси­хологическим климатом, в котором живет и развивается учащийся.

Направление учащегося в специальную медицинскую группу производит врач при обследовании в начале учебного года, если у учащегося имеются стойкие нару­шения в состоянии здоровья после ранее перенесенного заболевания. Если же учащийся перенес заболевание в течение учебного года, то на основании результатов обследования и диагноза он может быть временно освобожден от заня­тий физкультурой, а затем направлен в специальную медицинскую группу.

^ Врачебное обследование, служащее основанием для определения учащихся в специальную медицинскую группу включает:

- сбор анамнестических данных, в которых выясняют сведения, характеризующие заболевание, особенности его разви­тия и течения;

- физкультурный анамнез, в котором учитыва­ют занятия учащегося физическими упражнениями и спортом, их длительность, переносимость физических на­грузок, достигнутые спортивные результаты, а также проведение врачебно-педагогического контроля, позволяющего изучать реакции организма на те реальные физические нагрузки, с которыми учащийся сталкивается в процессе физического воспитания.

- физикальное исследование органов и систем, с помощью которого выясняют состояние внутренних ор­ганов и делают функциональные пробы сердечно-сосу­дистой и дыхательной систем;

- лабораторные исследования (анализ крови и мочи);

- функциональные диагностические исследования (рентгенологическое и электрокардиографическое иссле­дование, УЗИ, ЭХО КГ, и др.

Однако, несмотря на обширный комплекс применяемых методов исследования, в ряде случаев при определении медицинской группы требуется повторное обследование и динамические наблюдения.

Направление учащихся на основании перенесенных ими заболеваний в специальную медицинскую группу чаще всего является временным и лишь редко (обычно в случае врожденных дефектов или произведенных опера­тивных вмешательств, приводящих к стойким структур­ным изменениям в организме) постоянным. Решающее значение в этом отношении имеет характер и клиниче­ское течение заболевания.

В качестве ориентира для направления учащихся, пе­ренесших заболевания, в соответствующую медицинскую группу целесообразно использовать рекомендации, раз­работанные па основе данных ряда исследователей по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья (табл. 1).

^ Таблица 1.

Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых


отклонениях в состоянии здоровья

Заболевание, стадия







Медицинская группа




Занятия лечебной физкультурой

основная

подготовительная

специальная

Поражение миокарда Реконвалесценция после перенесенного рев­матического миокардита


При хорошем общем состоянии здоровья через

2 года после, пере­несенного заболевания


Не ранее чем че­рез 1 год после пере­несенного заболева­ния при отсутствии клинических призна­ков поражения серд­ца и суставов


Не ранее чем через 8—10 месяцев после пе­ренесенного заболевания при отсутствии явлений, свидетельствующих об активности процесса или недостаточности крово­обращения


В остром перио­де и в первые ме­сяцы после перенесенного заболе­вания


Инфекционно-аллергические миокардиты


При хорошем общем состоянии через 12 месяцев после окончания острого периода поражения сердца

Не ранее чем через 6 месяцев при отсут­ствии клинических признаков


Через 2 месяца после перенесенного заболева­ния


По индивидуальным показани­ям в период за­болевания и в пер­вые два месяца после него

Поражение клапанного аппарата сердца

Недостаточность мит­рального клапана




-

Не ранее чем через 2 года после стихания активного ревмати­ческого процесса, при хорошей реакции на физическую нагрузку, после успешных за­нятий физическими упражнениями в спе­циальной группе


Не ранее чем через 10—12 месяцев но окон­чании острого и подострого эндокардита, при отсутствии явлений ак­тивности ревматическо­го процесса и недоста­точности кровообраще­ния


В первые меся­цы после острого периода, а при недостаточности кро­вообращения или признаках актив­ности ревматичес­кого процесса постоянно


Митральный стеноз, поражение клапанов аорты, комбинированные клапанные пороки сердца



-

Строго индиви­дуально

Строго индивиду­ально

Строго индивидуально

Врожденная сердечно­сосудистая патология. Врожденные пороки без цианоза и признаков не­достаточности кровооб­ращения



-


-


При отсутствии при­знаков перегрузки пра­вого желудочка и гемодинамическнх расстройств


Строго индиви­дуально при нали­чии перегрузки правого желудоч­ка и гемодинамических расстройст­вах


Послеоперационный пе­риод после хирургичес­ких вмешательств по по­воду порока сердца




-



-

Строго индивидуаль­но при условии пред­шествующих успешных занятий не менее 1 года лечебной физкультурой


В до- и после­операционном периоде в течение 1 года после опе­рации


Неревматические кардиопатии


После снятия с диспансерного учета


По истечении I го­да после обострений болезненного процесса


Через 1—2 месяца пос­ле нормализации темпе­ратуры


По индивидуальным показани­ям после нормали­зации температу­ры на протяжении 1—2 месяцев, пос­ле чего переводят в специальную группу

Хроническая пневмо­ния (I, II, III стадии)


I стадия — при длительной ремис­сии не менее 1 года


I стадия — через 1—2 месяца после обострения при отсут­ствии остаточных яв­лений обострения


I стадия — при оста­точных явлениях обо­стрения; II стадия — через 1—2 месяца после обострения;

III стадия — при отсут­ствии явлений дыхатель­ной и сердечно-сосуди­стой недостаточности, нормальной температуре не ранее чем через 1— 2 месяца после обостре­ния при условии пред­шествующих занятий ле­чебной физкультурой

В III стадии, а также во все ста­дии заболевания в течение 2 меся­цев после обостре­ния


Бронхиальная астма


Через 2 года по­сле последнего приступа, при хо­рошем состоянии здоровья


Не раньше чем че­рез I год после по­следнего приступа, при отсутствии вто­ричных изменений в легких и явлений ды­хательной недоста­точности в покое и при физических на­грузках


При отсутствии явле­ний дыхательной недо­статочности в покое, если приступы протекают не­тяжело и бывают не ча­ще I—2 раз в год. Заня­тия строить с учетом ме­тодики лечебной физ­культуры при этом заболевании

При частых вто­ричных изменени­ях в легких при явлениях дыха­тельной или сер­дечно-сосудистой недостаточности


Операция на легких по поводу хронических неспецифических заболе­ваний легких

Лобэктомия и сегмен­тарная резекция легкого





Через I год после операции при нор­мальном течении по­слеоперационного пе­риода, при отсутст­вии рецидивов заболевания, явлений дыхательной и сердечно­сосудистой недоста­точности, при хоро­шей адаптации па за­нятиях в специальной группе или в кабине­те лечебной физкуль­туры

Через 4—6 месяцев после операции при нор­мальном течении после­операционного периода, при отсутствии дыхатель­ной или сердечно-сосу­дистой недостаточности, при удовлетворительной адаптации к физической нагрузке, а также при отсутствии рецидивов за­болевания


При нормаль­ном течении после­операционного пе­риода рекомендо­вать занятия в ка­бинете лечебной физкультуры по месту жительства в течение не ме­нее 4—-6 месяцев


Удаление легкого


-

-

Не ранее чем через 1 год при условии нор­мального течения после­операционного периода, отсутствии рецидивов заболеваний и явлений дыхательной и сердечно­сосудистой недостаточ­ности, при условии хо­рошей переносимости занятий лечебной физ­культурой

По месту жи­тельства следует настоятельно ре­комендовать сразу после выписки из стационара в те­чение 1 года


Туберкулез легких


При туберкулез­ной интоксикации без очаговых по­ражений и при от­сутствия дыха­тельной недоста­точности


При благоприятно текущем послеопера­ционном очаговом процессе и отсутствии дыхательной недоста­точности (пне обост­рений)


При благоприятно те­кущем и компенсирован­ном или субкомпенсированном процессе и дыха­тельной недостаточности I степени


Решается индивидуально


Хронические болезни дыхательных путей


Через 6—9 ме­сяцев занятий в подготовительной группе при хоро­шем общем состоя­нии


Через 6 месяцев после последнего обо­стрения при хорошем общем состоянии


При частых обостре­ниях заболеваний, но от­сутствии дыхательной не­достаточности


Систематические занятии при явле­ниях дыхательной недостаточности


Хронический гастрит,

энтерит, колит

Через I год после

последнего обострения при хорошем состоянии здоровья

Через 6 месяцев

после обострения при

отсутствии вторичных

изменений

При удовлетворительном общем состоянии,

при отсутствии обострений в течение 2 месяцев

При нерезко выраженных признаках истощения или

интоксикации

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки



Через 1 год после

окончания лечения

при хорошем общем

состоянии

Через 6 месяцев после

окончания лечения, устранившего клинические

проявления болезни

При отсутствии

кровоточивости

или появляющейся резкой боли, вызывающей необходимость в сис­тематическом ле­чении

Хронический

пиелонефрит

_



При компенсированной

На период лечения







почечной функции через 1 год после перио­да обострения и при от­сутствии существенных изменений в состоянии сердечно-сосудистой системы

временное прекращение за­нятий. Назначают при компенсиро­ванной почечной функции, вне пе­риода обострения или умеренном по­вышении артери­ального давления или при недоста­точности кровооб­ращения 1 степе­ни

Эндокринные заболевания

Индивндуально при легких и не­значительных на­рушениях, хоро­шем физическом развитии и высо­кой работоспособ­ности (через пол­года после заня­тий в подготови­тельной группе)

При легких и незначительных нару­шениях, если физи­ческое развитие и ра­ботоспособность соот­ветствуют возрасту


При умеренно выра­женных нарушениях, вле­кущих за собой отстава­ние в физическом разви­тии (низкое, очень низ­кое), с недостаточной или чрезмерной массой тела по сравнению с воз­растными стандартами при отсутствии других эндокринных нарушений

При резких нарушениях


Операции по поводу грыжи паховой, бедрен­ной, аппендицита, переломов костей

Не ранее чем че­рев 3 месяца заня­тий в подготови­тельной группе при хорошем общем состоянии


Через полгода пос­ле занятий в специ­альной группе


Индивидуально на про­тяжении полугода после прекращения занятии ле­чебной физкультурой


В послеопера­ционном периоде в течение 1—3 ме­сяцев


Сколиозы и нарушения осанки


-

При нарушениях осанки, вызванных недостатками орга­низации учебного и домашнего режима. Желательны дополни­тельные к обычным урокам занятия кор­ригирующей гимна­стикой

При сколиозах I и II степени дополнительные занятия в кабинете лечебной физкультуры и выполнение «домашних заданий» по корригирующим

уп­ражнениям

При сколиозах III степени (после рахита и др.), при юношеском кифозе и некоторых дру­гих нарушениях осанки — по наз­начению врача-ор­топеда

Врожденные и приобре­тенные деформации опор­но-двигательного аппарата


При отсутствии нарушения дви­гательной функции

При нерезко выра­женных нарушениях двигательной функ­ции


Решают индивидуально.


При существен­ных нарушениях двигательных функций


Параличи, парезы, гиперкинезы после заболеваний нервной системы (энцефалит, менингит, церебральные детские параличи, полиомиелит)

-

-

Решают индивидуально

Систематичес­кие занятия

Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки

Противопока-

за­ны занятия плава­нием, а при час­тых обострениях и лыжами

При отсутствии

на­рушений функции слуха

При гнойных процес­сах

То же

Аномалия рефракции

Менее ±3,0 D с остротой зрения 0,5 и выше без коррекции. При остроте зрения 0,5 и выше только с коррекцией

Менее ±3 D при

остроте зрения ниже 0,5 с коррекцией.

От ±3 D до ±6 D независимо от остроты зрения

±6 D и более независимо от остроты зрения. При наличии изменений глазного дна и помутне­ния стекловидного тела обязательно заключение офтальмолога

Не назначают

Заболевания слезного аппарата, сопровождаю­щиеся слезотечением

Противопоказа­ны (или ограни­чены) занятия на воздухе

Решают индивиду­ально

Решают индивидуаль­но

То же


Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы у юно­шей и девушек наиболее многочисленную группу состав­ляют в настоящее время различные по длительности, характеру и интенсивности проявления ревматического процесса. Нередко наблюдаются длительные, часто ре­цидивирующие формы с наличием того или иного пора­жения клапанного аппарата сердца, с преобладанием не­достаточности митрального клапана. Гораздо реже встречается сужение левого предсердно-желудочкового отверстия и поражение клапанов аорты.

При недостаточности митрального клапана определе­ние медицинской группы производят с учетом поражения миокарда, наличия или отсутствия аритмий сердца и признаков сужения левого предсердно-желудочкового от­верстия, активности ревматического процесса, а также в зависимости от уровня физической подготовленности. Так, при отсутствии признаков активности ревматичес­кого процесса и поражения миокарда учащегося можно определить в специальную группу не ранее чем через 10—12 месяцев после острой атаки, в подготовительную группу — при тех же клинических данных и достаточной физической подготовленности через 2 года после атаки. При часто рецидивирующем ревматическом процессе у юношей и девушек с недостаточностью митрального клапана необходимо назначать в периоды ремиссий за­нятия лечебной физкультурой, которые проводятся в лечебно-профилактических учреждениях.

Другие приобретенные пороки сердца прогностически менее благоприятны, протекают с нарушениями гемодинамики и ведут к гипертрофии и последующей дистро­фии миокарда. При этих пороках резко ограничивают физические напряжения. Распределяют учащихся по ме­дицинским группам или назначают занятия лечебной физкультурой в зависимости от наличия признаков ак­тивности ревматического процесса, изменений миокарда и переносимости нагрузок.

Учащихся с врожденными пороками сердца (дефект межпредсердной или межжелудочковой перегородки, незаращение артериального протока) без выраженных признаков перегрузки правого желудочка можно зачис­лять в специальную группу.

После хирургических вмешательств при пороках сердца определение юношей и девушек в ту или иную медицинскую группу зависит от функционального состо­яния преимущественно малого круга кровообращения, степени анатомических изменений, особенностей ритма сердца и пр. Следует учитывать возможность рецидивов ревмокардита. прогрессирующей дистрофии миокарда, цирротических изменений в других органах, дополнитель­ной деструкции клапанного аппарата и др.

Этим учащимся назначают преимущественно занятия лечебной физкультурой. При наличии стойких хронических забо­леваний, протекающих с изменениями миокарда, ограничиваются занятиями в специальной группе в благопри­ятных гигиенических условиях.

Особого внимания требуют учащиеся, страдающие бронхиальной астмой. Нарушение дыхания с затруднени­ем фазы выдоха мешает им удовлетворительно справляться с быстрыми по темпу упражнениями. В этих слу­чаях более целесообразно назначать процедуры лечебной физкультуры.

При распределении по группам для занятий физиче­скими упражнениями юношей и девушек с хроническими болезнями органов дыхания и преддверно-улиткового органа следует руководствоваться характером заболева­ния, степенью нарушения дыхательной функции, состоянием слуха и общим состоянием организма.

Так, при частичном отсутствии носового дыхания (су­жение носовых ходов, катаральные, субатрофические, атрофические процессы, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, синехии в полости носа и др.) учащегося можно определить в подготовительную группу. При полном отсутствии носового дыхания, дист­рофических явлениях, распространении процесса на глотку, гортань назначают занятия в специальной груп­пе. При серозных, катаральных гайморитах и фронтитах можно назначать занятия в подготовительной группе, при гнойных и смешанных формах гайморитов, фронти­тов и рецидивирующих после операции заболеваниях околоносовых пазух носа — в специальной.

При заболеваниях гортани, протекающих с нарушением дыхания, голосообразования, даже при наличии достаточной физической подготовленности юношей и девушек зачисляют в специальную группу.

Учащихся с хроническими гнойными воспалениями среднего уха, как правило, определяют в специальную группу, особенно при двустороннем поражении. Занятия в подготовительной группе могут быть назначены при неосложненном одностороннем мезотимпаните, при малоизмененной слуховой функции. Так, при хронических негнойных (катаральные, адгезивные) воспалениях среднего уха с нарушением проходимости слуховой тру­бы рекомендуются занятия в подготовительной или специальной группе в зависимости от степени нарушения слуховой функции. Важным критерием при этом явля­ется острота слуха. При уменьшении восприятия шепотной речи до 3 м могут быть назначены занятия в подго­товительной группе, при тугоухости и двусторонних по­ражениях, как правило, — в специальной группе.

Заболевания внутреннего уха (лабиринтиты, лабиринтопатии и др.) протекают с нарушением функции вес­тибулярного анализатора (расстройство равновесия, по­явление головокружения, тошноты, рвоты и др.) При этих заболеваниях следует назначать преимущественно занятия лечебной физкультурой.

При редких и незначительных носовых кровотечениях, при общем хорошем состоянии здоровья можно за­ниматься в основной или подготовительной группах (в зависимости от физической подготовленности), при час­тых носовых кровотечениях — в специальной группе.

В специальную группу входят также учащиеся, больные ревматизмом, в межприступном периоде (если после очередной атаки прошло 8—12 месяцев), при нормальной картине крови и хороших объективных данных. В эту группу зачисляют юношей и девушек после миокардита, возникшего в связи с перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, а также учащихся с врожденными или приобретенными пороками сердца. К этой же группе должны быть отнесены и учащиеся, у которых стойко повышено артериальное давление.

В специальную группу включают также юношей и де­вушек с другими заболеваниями, вызывающими необхо­димость значительно ограничить физическую нагрузку (после истощения, спровоцированного туберкулезной ин­токсикацией, при значительном отставании в физическом развитии и плохой физической подготовленности; после острых желудочно-кишечных заболеваний с явлениями истощения; через 5—6 месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

К этой же группе относят учащихся, для которых фи­зическая нагрузка не представляет опасности, но кото­рые не могут заниматься по общей программе из-за дефектов опорно-двигательного аппарата (имеющие анкилозы, контрактуры, резкую атрофию мышц после трав­матических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвиж­ности суставов; остаточные явления полиомиелита, а так­же выраженную деформацию позвоночного столба II и III степени).

При направлении юноши или девушки в специальную группу врач ставит в известность преподавателя физ­культуры о недостатках в физическом развитии и состо­янии здоровья учащегося, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в какой дозировке будут ему полезны и необходимы. При таком подходе количе­ство учащихся специальной группы будет незначитель­ным.

Полное освобождение юношей и девушек от занятий физическими упражнениями может носить только вре­менный характер. Сроки возобновления занятий физическими упраж­нениями в этих случаях определяют строго индивиду­ально с учетом состояния здоровья и функционального состояния систем организма.

В практике врачебного контроля при определении сроков возобновления заня­тий физическими упражнениями после острых и инфек­ционных заболеваний используют следующую ориенти­ровочную схему {табл. 2).

Таблица 2.

^ Примерные сроки возобновления групповых занятий физическими упражнениями после некоторых острых заболеваний

Заболевание

От начала посещения

учебного заведения после болезни

Примечание

Ангина

2—4 недели

В последующий период избегать охлаждения (лыжи, плавание)

Бронхит, ОРВИ

1—3 недели

-

Отит острый

2—4 недели

-

Пневмония

1—2 месяца

-

Плеврит

1—2 месяца

-

Грипп

2—4 недели

-

Острые инфекционные заболевания

1—2 месяца

При удовлетворительных результатах функциональной пробы серд­ца (20 приседаний)

Острый пиелонефрит

2 месяца

-

Гепатит вирусный

8—12 месяцев

-

Аппендицит

(после операции)

1—2 месяца

-

Перелом костей

1—3 месяца

Обязательно продолжение лечебной гимнас­тики, начатой в период лечения

Сотрясение мозга

2 месяца и более, до 1 года

В зависимости от тяжести состояния и ха­рактера травмы


Индивидуальные медицинские осмотры учащихся спе­циальной группы проводят обязательно после каждого заболевания, а также по мере надобности в порядке врачебного контроля за влиянием занятий физическими уп­ражнениями на организм учащихся.

Принадлежность к той или иной медицинской группе — ситуация временная и может, а часто и должна быть пересмотрена при оче­редном осмотре врача. Перевод учащегося из специаль­ной медицинской группы в подготовительную, а затем и в основную, естествен и необходим. Нельзя считать нор­мальной ситуацию, когда учащийся, освоившись с на­грузками специальной группы, привыкает к ним и дли­тельное время (нередко несколько лет) занимается в этой группе. Необходимо периодически менять методику занятий и, по возможности, повышать физические нагрузки, выполняемые учащимся, чтобы обеспе­чить повышение адаптации его организма к возрастаю­щим требованиям.

Важнейшее условие физического воспита­ния в специальных группах—не упустить ни единого дня для полноценного использования современных, на­учно обоснованных методов занятий, в строгом соответствии с воз­можностями организма,


Использованная литература:

  1. Э.Г. Булич «Физическое воспитание в специальных медицинских группах, Москва, «Высшая школа», 1986 год, с. 58-73.

  2. Кириченко Ю.Н , Семибратов А.Р., Алексееико Л.А. - Практическое пособие по врачебному контролю за физическим воспитанием детей и подростков. -Краснодар, 1988 г. - 136 с. 2,

  3. Макарова Г.А. - Практическое руководство для спортивных врачей. Ростов-на-Дону, 2002г. - 80с.

  4. Методическое пособие по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп. Казань, 2003 г. - 62с.

  5. Тихвинский СБ. - Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников, М, 1980 г.

  6. Фаттахова Л.С., Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников, Методические рекомендации, 2007г, 11с.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо грипп а/h1N1 и вызванная им пневмония у Беременных. Этиотропная и респираторная

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо для врачей лпу хмао

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon «21» мая 2008 г Информационное письмо. Питательные смеси для энтерального питания

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо для врачей лпу ханты – Мансийского автономного округа Югры

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо для врачей лпу хмао югры Лабораторные исследования биохимической лаборатории

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо icon Информационное письмо

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы