Конспект урока по биологии в 6 классе
Тема урока : «Дыхание животных»
Место урока : третий урок в теме « Дыхание»
Тип урока: урок новых знаний
Цель урока: расшить и углубить знания о дыхании у животных, выяснить значимость и строение органов у дыхания у животных.
Образовательные задачи урока:
Актуализировать знания об основных признаках живых организмов, значении дыхания как одного из свойств живых организмов.
Изучить типы дыхания у животных, принцип строения органов дыхания
Развивающие задачи:
Продолжить работу над развитием умений различать типы дыхания
Продолжить работу над развитием умений слушать, выделять главное
Развивать умения решать проблемные вопрсы
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,
Продолжить работу над развитием умений устанавливать внутри- и межпредметные связи для раскрытия причин
Развитие познавательного интереса к предмету через организацию работы с дополнительной литературой.
Воспитательные задачи урока:
Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством обучения составления учебного конспекта по ходу усвоения научной информации.
Формирование мировоззренческих представлений о познаваемости явлений и процессов, протекающих в живых организмах.
С Т Р У К Т У Р А У Р О К А
^
|
Формы, методы, приемы;
Цель применения
|
I-й этап урока - Организационный.
Цель этапа: подготовить учащихся к активной совместной деятельности.
Подготовка учащихся к восприятию новой темы, доведение до учащихся целей урока.
^
-каковы отличительные признаки живого организма? (питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение)
^
- почему?
- в чем сущность дыхания? ( в результате дыхания освобождается энергия, которая используется на все процессы жизнедеятельности)
сегодня мы закрепим знания о дыхании и изучим особенности дыхания животных. Откройте тетради и запишите тему урока.
Нам предстоит рассмотреть такие вопросы как:
1. типы дыхания у животных
2. принцип строения органов дыхания ( трахей, жабр,легких)
3. Роль крови в доставке кислорода и удалении углекислого газа.
II-й этап урока. Изучение новых знаний.
Цель этапа: изучить типы дыхания и принцип строения органов дыхания.
Животный мир очень разнообразен, представлен одноклеточными и многоклеточными животными, которые обитают в разных средах: водной, наземной, воздушной, почвенной. В процессе длительного исторического развития животные приспособились получать такой необходимый им кислород с помощью специальной системы органов – дыхательной. Возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.
На предыдущем уроке группа ребят получила опережающее задание по теме.
^
Проблемный вопрос: Почему кишечнополостные не живут в грязной воде?
Трахейное дыхание
Проблемный вопрос: Почему у насекомых, имеющих трахейное дыхание, кровеносная система не переносит кислород, а только питательные вещества?
Жаберное дыхание
^ : Зачем зимой на водоемах во льду делают лунки?
Кожное дыхание
Проблемный вопрос: Кожное дыхание есть и человека. А у лягушки оно развито лучше. Почему?
Итак, мы познакомились с разными типами дыхания у животных. Заполним обобщающую таблицу.
Самостоятельная работа с учебником: стр.75-76
Тип дыхания
|
|
|
клеточное
|
|
|
трахейное
|
|
|
жаберное
|
|
|
легочное
|
|
|
кожное
|
|
|
Валеологическая разминка:
1.упражнения на снятие утомления с плечевого пояса.
2.С кистей рук.
3.на снятие напряжения с глаз.
III-й этап урока. Рефлексия.
Итак, мы познакомились с разными типами дыхания у животных. Дыхание – одно из отличительных признаков живого. Дышат и растения и животные.
- В чем сходство дыхания растений и животных?
- Почему дыхание – важный признак всего живого?
^
тема: “Дыхание у животных”
1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:
а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.
2. Органы дыхания рыб:
а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.
3. Для майского жука характерно дыхание:
а) клеточное;
б) кожное;
в) трахейное.
4. Большинство наземных животных дышит при помощи:
а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.
5. У лягушки в дыхании принимает участие:
а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.
6. Жаберное дыхание характерно для:
а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.
7. Лёгочное дыхание характерно для:
а) одноклеточных организмов;
б) зверей;
в) насекомых
.
V-этап урока. Подведение итогов работы учащихся.
VI-й этап урока. Объяснение домашнего задания.
Задание для учащихся,получившим «5»: Подумать над вопросом: Почему у некоторых животных бесцветная кровь, у некоторых голубая, а у большинства – красная?
Ост. –стр.75-76
|
Вступительная беседа.
Демонстрация слайда №2
Постановка цели позволяет осуществить мотивацию работы на уроке.
Слайд 2,3.
^
Фронтальная беседа
слайды №4, 5, 6,7
.
Закрепление знаний .
Цель: развитие умений выделять главное в тексте,
Тест с обратной связью с использованием интерактивного оборудования
интегрированные дети получают индивидуальные карточки
Карточка к теме « Дыхание животных»
У животных органы дыхания очень разнообразны. У водных животных – это … . Жабры - … . ….. …. . Жабрами дышат … , … , … .У рыб жабры - … . У насекомых дыхательная система представлена … . Они … все тело. …. - органы дыхания наземных животных. Они имеют вид - … …. . Внутренняя поверхность легких увеличивается во много раз из-за … … . Кожное дыхание развито у … . Одноклеточные организмы, кишечнополостные, черви дышат … … . При дыхании происходит … . При дыхании в организм поступает … , а выделяется … . Кислород необходим для …. веществ .
.
Анализ ответов, выставление оценок.
Проверка правильности заполнения опорного конспекта
Демонстрация слайда №14.
|
|