Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации
|
|

|
Серия: Библиотечка председателя первичной
профсоюзной организации вуза
|
|
|
|
^
ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ
^
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Программа «Здоровье студентов и преподавателей ИГЭУ…..
|
2
|
2.
|
Примерный план мероприятий к программе «Здоровье студентов и преподавателей» (для ИГЭУ)…………………….
|
6
|
3.
|
Программа «Профилактики аддиктивного поведения у студентов ИГЭУ» ……………………………………………..
|
9
|
4.
|
Программа работы службы психотерапевтической помощи студентам ……………………………………………………….
|
19
|
5.
|
Программа «Коммуникативно-презентативного тренинга для студентов ИГЭУ»…………………………………………....
|
21
|
6.
|
Положение о медицинском центре ………………………….
|
29
|
7.
|
Организационная модель работы медицинского центра ИГЭУ…………………………………………………………….
|
34
|
8.
|
Автоматизированный информационный комплекс (АИК)
«Здоровье студентов и преподавателей ИГЭУ» …………….. ……………………..
|
40
|
9.
|
Должностные инструкции руководящих работников
Центра медицинского обслуживания …………………………
|
45
|
1. ПРОГРАММА
^
Цель программы: профилактика заболеваемости, инвалидности, смертности, социальной дезадаптации студентов и работников ИГЭУ, совершенствование медицинской и психологической, защиты, создание условий для управления здоровьем студенческой молодежи.
^
Эффективность работы медицинского Центра и осуществление программы «Здоровье студентов и преподавателей Ивановского государственного энергетического университета» напрямую зависит от степени финансового обеспечения и скоординированности действий Центра с ректоратом вуза и с Федеральным агентством РФ, профсоюзными организациями работников и студентов вуза.
Средства, выделенные на финансовое обеспечение "Программы", предполагается использовать на следующие виды деятельности:
разработка теоретических и практических основ формирования здоровья студентов и преподавателей;
обоснование принципов профилактики отклонений в состоянии здоровья молодежи, медицинской, психологической, экологической, социальной реабилитации;
проблемные научные исследования;
разработка предложений для устойчивого функционирования системы мониторинга состояния здоровья студенчества и преподавателей ИГЭУ и факторов среды, его определяющих;
обоснование принципов укрепления здоровья студентов с учетом
условий, влияющих на формирование их физического, психического,
репродуктивного здоровья и социального поведения;
издательская деятельность, развитие международных связей.
Оценка медико-социальной эффективности программы.
Реализация программы позволит:
разработать комплексную адекватную оценку и прогноз состояния здоровья студентов и работников ИГЭУ;
создать систему комплексной профилактики заболеваний и реабилитации студентов и преподавателей при имеющихся изменениях в состоянии здоровья;
обеспечить раннее выявление расстройств репродуктивного здоровья и адекватную реабилитацию при функциональных и органических поражениях репродуктивной сферы;
оптимизировать организационные формы медико-социальной и медико-психологической помощи студентам ИГЭУ;
создать условия для повышения уровня медико-социальной адаптации студентов, страдающих наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
усовершенствовать организационные и научные основы физического воспитания и занятий студентов спортом;
обосновать новые формы организации летнего отдыха студентов, работников;
обосновать новые подходы к формированию потребности в здоровом образе жизни.
Раздел 1 Характеристика состояния здоровья студентов
-
Изучение заболеваемости студентов ИГЭУ (по обращаемости в Центр ИГЭУ).
Первичная заболеваемость
Распространенность заболеваний
Госпитализированная заболеваемость
Инфекционная заболеваемость
Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями (туберкулез, онкологические и кожно-венерические заболевания).
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Заболеваемость, приводимая к получению студентами академических отпусков.
-
Изучение заболеваемости студентов по данным углубленных медицинских осмотров.
Организация медицинских (диспансерных) осмотров врачами специализированной бригады: терапевтом, хирургом, неврологом, отоларингологом, окулистом, гинекологом, дерматовенерологом, стоматологом, эндокринологом, урологом, психотерапевтом.
Проведение лабораторных исследований: анализы крови, мочи и др.
Проведение параклинических исследований: флюрография ,ЭКГ и др.
Организация консультативных приемов профессоров, доцентов, ассистентов клинических кафедр ИвГМА.
Стационарное обследование и лечение студентов в условиях профильных клинических больниц.
Изучение распространенности нарушений репродуктивного здоровья среди девушек-студенток и факторов, влияющих на их формирование.
Изучение и оценка особенностей заболеваемости студентов в зависимости от пола, возраста, факультета.
Анализ достоверности медицинских справок предъявляемых студентами о нетрудоспособности.
Изучение и анализ динамики заболеваемости студентов во время их обучения в ВУЗе.
Изучение и оценка заболеваемости студентов-иностранцев, обучающихся в ВУЗе.
Организация и оценка качества комплексных медицинских осмотров студентов-иностранцев с применением лабораторных методов исследования на СПИД, малярию, HbsAg, гельминты.
Раздел 2. Факторы, формирующие состояние здоровья студентов
Анализ и оценка санитарно-гигиенических условий проживания студентов.
Температурный режим в общежитиях .
Плотность расселения по комнатам в общежитиях.
Санитарно-гигиеническое состояние бытовых помещений общежитий (кухонь, душевых, сушилок и т.п.)
Условия проживания студенческих семей.
-
Анализ и оценка организации учебного процесса в ИГЭУ.
Санитарно-гигиенические условия обучения студентов.
Учебный режим, рациональность распределения учебной нагрузки.
Физическая и психологическая адаптация студентов к напряженному ритму учебного процесса.
Изучение материальной обеспеченности студентов и их семей.
Анализ и оценка организации питания студентов.
Изучение влияния психологического микроклимата в студенческих коллективах на состояние здоровья студентов.
Изучение распространенности в студенческой среде вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков) и ее динамика в процессе обучения в ВУЗе.
-
Изучение и оценка физической активности студентов.
Занятия физической культурой в рамках учебных программ в ИГЭУ.
Занятия физкультурой и спортом во вне учебное время.
Раздел 3. Система организационных, лечебно-профилактических и
оздоровительных мероприятий.
Оптимизация работы вузовского здравпункта как 1-го звена Медицинского Центра ИГЭУ на основании исследования мнений студентов и оценки медико-социальной эффективности организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, проводимых здравпунктом ИГЭУ.
Материально-техническая поддержка здравпункта (ремонт, приобретение необходимого оборудования).
-
Совершенствование работы Медицинского Центра ИГЭУ по оказанию лечебно-профилактической помощи студентам и преподавателям.
-
Разработка комплексного подхода к взаимодействию Медицинского Центра ИГЭУ с ЛПУ, осуществляющими медицинское обеспечение студентов и преподавателей ИГЭУ.
Создание на базе студенческого санатория-профилактория медицинского Центра, в котором возможно проводить комплексные профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия для студентов и преподавателей вуза с целью охраны их здоровья.
Оценка существующих медицинских показаний и противопоказаний к поступлению в вузы и разработка предложений о пересмотре требований к состоянию здоровья абитуриентов и внесении изменений в нормативно-методические документы, регламентирующие порядок медицинского отбора.
Разработка организационно-административных мероприятий по обеспечению достоверности медицинских справок абитуриентов с целью улучшения медико-профилактического обслуживания студентов-первокурсников.
-
Совершенствование форм и методов диспансеризации студентов.
-
Автоматизация статистического учета деятельности медицинского Центра ИГЭУ, дающая возможность объективного и оперативного анализа состояния здоровья студенческого контингента и оценки медико-социальной эффективности лечения и реабилитации.
Разработка и формирование автоматизированного банка данных на каждого студента ИГЭУ, а в дальнейшем и на каждого преподавателя.
Разработка банка стандартов лечебно-профилактической помощи студентам и преподавателям с применением компьютерных программ, проводящих статистический анализ данных, получаемых при автоматизированной обработке первичных медицинских документов, заполняемых в любой поликлинике.
Разработка и обоснование реабилитационного маршрута студентов, страдающих хроническими заболеваниями, и студентов-инвалидов.
-
Совершенствование работы по охране репродуктивного здоровья студенток и молодых преподавателей женщин.
Организация консультативных приемов ведущих специалистов кафедры акушерства и гинекологии ИвГМА.
Оптимизация работы по борьбе с абортами - пропаганда новейших методов контрацепции при обращении в медицинский Центр ИГЭУ за гинекологической медицинской помощью, при плановых профилактических осмотрах студентов, а также организация консультативных приемов по вопросам адекватной контрацепции.
Совершенствование взаимодействия работы Медицинского Центра ИГЭУ с другими учреждениями, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь районными женскими консультациями, родильными домами, гинекологическими стационарами и клиникой НИИ материнства и детства, консультациями Брак и семья, Центрами планирования семьи и репродукции.
-
Оптимизация работы по ранней диагностике и лечению туберкулеза у студентов ИГЭУ.
Приобретение ультразвукового аппарата и открытие в Медицинском Центре кабинета функциональной диагностики.
-
Улучшение психотерапевтической помощи студентам .
Оценка существующей психологической помощи и обоснование предложений по ее совершенствованию.
Открытие в медицинском Центре ИГЭУ кабинетов психологической разгрузки и аутотренинга.
Выделение площадей для открытия на базе студенческого санатория-профилактория медицинского Центра ИГЭУ:
консультативно диагностического отделения,
лечебно-реабилитационного отделения .
-
Совершенствование взаимодействия Медицинского Центра ИГЭУ с администрацией вуза: ректоратом, деканатами, профкомами.
Внесение в учебный план обязательного времени для прохождения студентами периодических профилактических осмотров, флюорографии, прививок.
Совершенствование организации рационального питания студентов.
Обеспечение совместно с профкомами вузов санаторно-курортного обслуживания студентов и преподавателей, страдающих хроническими заболеваниям.
Совершенствование системы комплексного оздоровления студенческой молодежи – медицинский Центр, вуз, загородный спортивно-оздоровительный лагерь на Рубском озере, санаторно-курортное лечение.
-
Совершенствование форм, средств и методов формирования здорового образа жизни студентов, преподавателей.
Разработка предложений по введению в учебные программы вузов предметов, пропагандирующих здоровый образ жизни, расширяющих знания студентов в области физической, психической и сексуальной культуры, а также позволяющих формировать устойчивые стереотипы безопасного поведения в отношении табака, алкоголя и психоактивных веществ.
^
мероприятий к программе «Здоровье студентов и преподавателей»
(для ИГЭУ)
№
|
^
|
Срок исполнения
|
Исполнители
|
Отметка о выполнении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
^
|
|
|
|
1.
|
Совместные заседания ученого совета вуза и медицинского Центра о состоянии здоровья студентов и преподавателей. «Здоровый образ жизни – как основа первичной профилактики в оздоровительной деятельности в вузе»
|
В течение года
|
Ректорат, профкомы работников и студентов, Центр
|
|
2.
|
Анкетирование с целью изучения:
- факторов, влияющих на состояние здоровья;
- быта, досуга, питания студентов, преподавателей;
- отношение к ЗОЖ, вредным привычкам;
- оценка качества мед.помощи.
|
В течение года
|
Главный врач, зам.гл.врача по лечебной работе Центра совместно с профкомами
|
|
3.
|
«Круглый стол» с участием представителей профкомов, деканов,студентов, юристов, психологов, наркологов, специалистов по вопросам ВИЧ.
|
3-квартал года.
|
Главный врач Центра
|
|
4.
|
Выступления в средствах массовой информации вуза о проблемах здоровья студенческой молодежи.
|
В течение года
|
Главный врач Центра
|
|
5.
|
Работа кабинета психологической и психотерапевтической помощи студентам на базе Центра.
|
В течение года
|
Врач психотерапевт
|
|
6.
|
Конкурс на лучшего пропагандиста ЗОЖ среди студентов
|
К Дню мед.работника (июнь )
|
Главный врач, профком студентов
|
|
7.
|
Планомерное оказание материально-технической помощи со стороны вуза в оснащении современной компьютерной техникой Центра
|
В течение года
|
Главный врач Центра
|
|
8.
|
Добиваться повышения ответственности студентов, преподавательского состава за состояние своего здоровья путем:
- использования СМИ, публикаций в вузовской газете;
- проведение дискуссионного клуба по вопросам ЗОЖ в общежитиях;
- поощрения студентов, ведущих ЗОЖ.
|
В течение года
|
Главный врач Центра, врачи-специалисты, профкомы
|
|
9.
|
Проведение мониторинга состояния здоровья студентов по факультетам
|
В течение года
|
Главный врач Центра, врачи-специалисты, информационно-аналитическая служба Центра
|
|
|
^
|
|
|
|
1.
|
Охватить «Д» наблюдением всех выявленных больных
|
В течение года
|
Медицинский Центр
|
|
2.
|
Обеспечить поэтапную систему оздоровления: отделения Центра-санаторно-курортное лечение
|
Постоянно
|
Медицинский Центр, профкомы
|
|
3
|
Обеспечить экстренную госпитализацию больных
|
В течение года
|
Медицинский Центр
|
|
4
|
Проводить анализ заболеваемости с ВУТ, принимать меры к ее снижению.
|
1 раз в квартал
|
Медицинский Центр, профкомы
|
|
5.
|
Проводить анализ эффективности лечебных мероприятий. Определить группу ДЧБ.
|
1 раз в месяц
|
Медицинский Центр
|
|
6.
|
Проводить отбор больных на сан.кур.лечение
|
В течение года
|
Медицинский Центр, профкомы
|
|
7.
|
Распределить студентов по физкультурным группам,определить группу студентов на оздоровление на базах отдыха, в спортивно-оздоровительных лагерях.
|
Август-сентябрь, далее в течение года
|
Медицинский Центр, кафедра физ.воспитания, профком студентов
|
|
8.
|
Мед. обеспечение спортивных соревнований, проводимых в вузах.
|
В течение года
|
Фельдшер здравпункта
|
|
9.
|
Проводить анализ оформления академических отпусков
|
1 раз в квартал
|
Медицинский Центр, деканаты
|
|
10.
|
Проводить анализ лечебно-оздоровительных мероприятий и всех видов профилактической работы
|
1 раз в квартал
|
Медицинский Центр, студенческий профкомы
|
|
|
^
|
|
|
|
1.
|
Организовать уголки «Здоровый образ жизни» в общежитиях
|
В течение года
|
Студ.советы, профкомы
|
|
2.
|
Проводить лекции, радиолекции, беседы по пропаганде ЗОЖ
|
В течение года
|
Студ.советы, профкомы, врачи-специалисты.
|
|
3.
|
Организовать цикл лекций по предупреждению ЗППП
|
В течение года
|
Врачи-специалисты
|
|
4.
|
Опубликовывать статьи в вузовскую многотиражку на темы:
- спорт и здоровье;
- о режиме дня студента;
- о вреде курения, наркомании;
- о вен. заболеваниях, СПИДе;
- о вирусных гепатитах;
- о гриппе и ОРВИ;
- как сохранить здоровье и молодость и др. темы
|
В течение года
|
Врачи-специалисты
|
|
5.
|
Организовать праздник здоровья.
|
2 квартал
|
Ректорат, Медицинский Центр, студенческий профком
|
|
6.
|
Привлекать студентов к спортивно-массовым мероприятиям
|
Постоянно
|
Кафедра физ. воспитания, профкомы
|
|
7.
|
Подготовить санактив из числа студентов для проведения Дня донора, для борьбы с курением
|
В течение года
|
Медицинский Центр, студенческий профком
|
|
|
^
|
|
|
|
1.
|
Анализ инфекционной заболеваемости и профилактика инфекционных заболеваний в вузе
|
1 раз в квартал
|
Зам. гл. врача, врачи-специалисты
|
|
2.
|
Анализ противотуберкулезной помощи и профилактика ТВС в вузе. Прививочная работа
|
2 раза в год
|
Зам. гл. врача, врачи-специалисты, фельдшер здравпункта
|
|
3.
|
Анализ состояния онкозаболеваемости в вузе
|
1 раз в год
|
Зам. гл. врача, врачи-специалисты, фельдшер здравпункта
|
|
|
^
|
|
|
|
1.
|
Обеспечить бесперебойное функционирование всех подразделений Медицинского Центра.Ежегодно включать необходимые мероприятия для каждого конкретного подразделения
|
В течение года
|
Главный врач Центра
|
|
Ректор С.В. Тарарыкин
Главный врач Медицинского центра А.В. Иванова
Председатель профкома студентов и аспирантов М.М. Вохмякова
ПРОГРАММА
«Профилактики аддиктивного поведения у студентов ИГЭУ»
По всей России продолжается рост объёмов поступления наркотических веществ на рынок и их доступность. Стремительное распространение наркомании среди молодёжи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Это: системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, физиологические и психологические особенности подросткового возраста, а также особенности современной молодёжной субкультуры (культ кумиров, мода на наркотики, миф об относительной безопасности «лёгких» или вовлекающих наркотиков) обеспечивают рекламу наркотиков и снижают порог страха перед их применением. Психоактивные вещества становятся атрибутом тусовочной субкультуры, средством инициации и способом вхождения в референтную группу, знаком принятия ценностей этой группы. Проблема усугубляется криминогенной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Кроме того, наркотики приносят ощутимый вред не только тем, кто их употребляет, но и их близким, окружению, обществу в целом.
Наркоманию можно рассматривать как социально «заразное» заболевание. Основной акцент должен ставится на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на сохранение физического, психического и социального здоровья, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной среды.
Первичная профилактика считается более эффективной, чем вторичная и третичная. Простого информирования молодёжи о последствиях употребления наркотиков недостаточно. Необходима организация новых форм работы в системе первичной профилактики наркозависимости.
Так, психопрофилактическую работу с молодёжью необходимо начинать одновременно с повышением эффективности группы сопровождения (педагогов, психологов, медицинских работников, родителей), формируя у них знания, навыки и социально адаптивные стратегии поведения
Медицинские работники в силу своей профессии должны владеть эффективными стратегиями по решению проблем химической зависимости, а также осуществления профилактики зависимости от ПАВ. Готовность врачей к данной работе рассматривается как элемент профессиональной компетентности, грамотности.
Наркомания является не столько медицинской проблемой, сколько социальной, педагогической, духовной, культурной и т.д. Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения -родителей, педагогов, психологов, медицинских и социальных работников - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - врачи, учителя, школьные психологи, инспектора ИДН и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того, чтобы их обучить новым формам поведения, сформировк стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строит^ свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.
Отсюда, в структуре образования (в до- и последипломном) возникла необходимость ввести циклы занятий по профилактике зависимостей от ПАВ. А проводниками основных знаний, умений и навыков осуществления профилактической работы, призваны стать медицинские работники, которые в свою очередь должны быть компетентными по основным вопросам химической зависимости.
Цикл семинаров и практический занятий, рекомендуемый для медицинских работников вуза
Наркоситуация в России и Ивановской области. Зависимость как био-психо-социо-духовная проблема.
Основные группы ПАВ, признаки их употребления. Тактика поведения педагога при обнаружении употребления ПАВ учащимися школы. Правовые, юридические аспекты в отношении наркотических веществ.
Специфика подросткового возраста. Девиантное, аддиктивное поведение подростка. Мифы о наркотиках.
Типы семейного воспитания. Дисфункциональная семья, как фактор риска. Понятие созависимости.
Осознание когнитивных механизмов зависимости. Стресс и проблемо-разрешающее поведение.
Современные модели профилактики зависимости. Системный и комплексный подходы в профилактике.
Модель проведения профилактических занятий с учащимися школы, колледжа.
Роль педагогов, психологов во внедрении системы профилактики зависимости от ПАВ в учреждениях образования, создании и поддержке добровольческого антинаркотического движения.
^ рекомендуемый для проведения с родителями подростков -
«Тренинг родительской компетентности»
Осознание степени эмоциональной вовлеченности в жизнь ребенка, феномен созависимости. Работа с методикой «Шкала созависимости».
Типы семейного воспитания. Дисфункциональная семья как фактор риска.
Специфика подросткового возраста. Девиантное, аддиктивное поведение подростка. Наркозависимость - как био-психо-социо-духовная проблема.
Основные группы ПАВ, признаки их употребления, последствия злоупотребления. Тактика поведения родителей при обнаружении употребления ПАВ ребенком.
Семейные стрессы и поведение, направленное на их преодоление (семейное проблемо-преодолевающее поведение).
Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.
Оказание профессиональной медико-психологической, психотерапевтической и наркологической помощи нуждающимся в этом родителям.
Проведение психологического консультирования и семейной психотерапии.
Выявление родителей-лидеров, подготовка их как группы сопровождения добровольческого антинаркотического движения.
|