Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности icon

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности





Скачать 418.97 Kb.
НазваниеРабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности
Дата25.03.2013
Размер418.97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»

________________________________________________________________


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова


«_____» ___________2011



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология

По специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям)

По профилю подготовки Полиграфия

Факультет Принтмедиа технологий

Кафедра Материаловедение


Москва, 2011 г.

Учебно-методический комплекс «Возрастная физиология и психофизиология» (Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 050501.65 Профессиональное обучение (полиграфия) (цикл общепрофессиональных дисциплин) – Москва, 2011.


^ Разработчик: Ценч Ю.С. кан. пед. наук, доцент


Рецензент: Кубрушко П.Ф. докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогки и психологии МГАУ им. В.П. Горячкина.


^ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Материаловедение»

(дата) ____________ 2011 г, протокол № .


Зав. кафедрой ______________/ /


Одобрена Советом факультета _________________________________

(дата) ____________ 2011 г, протокол № .


Председатель ______________/ /


Содержание


УТВЕРЖДАЮ 1

Проректор по учебной работе 1

______________Т.В. Маркелова 1

Содержание 3

1. Цели и задачи дисциплины: 4

2. Место дисциплины в структуре ООП: математический и естественнонаучный цикл. 5

3. Требования к результатам освоения дисциплины. 6

4. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

5. Содержание дисциплины 8

5.1. Содержание разделов дисциплины 8

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 9

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 10

6. Практические занятия (семинары) 11

7. Примерная тематика курсовых работ (проектов): 13

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 13

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 14

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 14

11. Формы контроля оценки знаний студентов 19

12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 21

12.1 Учебно-методические разработки 21

12.2 Терминологический минимум 21

12.3 Требования к зачету 21

12.4 Вопросы для подготовки к зачету 22

12.5 Тестовые задания 25


Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

Вариативная часть

По выбору студента

ОПД.Ф.2

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл

+







Профессиональный цикл













^ Форма

Обучения

Курс

Семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

работа

(проект)

Самостоятельная работа

Очная

3

6

100

51

17

34

-

-

49

зачет



^

1. Цели и задачи дисциплины:



Цель учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов профессионально-педагогической специальности с основами возрастной физиологии и психофизиологии подростков и юношей для создания ими в будущем соответствующих условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся.


Задачи изучения дисциплины:

  • формирование у студентов знаний о механизмах осуществления физиологических и психофизиологических процессов человеческого организма;

  • изучить закономерности возрастных изменений физиологических функций;

  • изучить строение и работу нервной системы человека, видов рефлексов, их значение;

  • изучить роль физиологии и психофизиологии в профессионально–педагогической деятельности.



^

2. Место дисциплины в структуре ООП: математический и естественнонаучный цикл.


Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология» относится к федеральному компоненту основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения по специальности 050501.65 (полиграфия).

Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология» изучается на 3 курсе в 6. Ее изучение является базой для отработки профессиональных навыков по дисциплинам: «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы», «Педагогические технологии», «Методика профессионального обучения».

^

3. Требования к результатам освоения дисциплины.


В результате изучения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» студент должен:

Знать:

  • основы строения, механизмы функционирования и закономерности развития физиологических систем организма (опорно–двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной, эндокринной, нервной);

  • физиологические основы высшей нервной деятельности, механизмы психических процессов и состояний.

Уметь:

  • давать оценку гигиеническим условиям обучения учащихся;

  • определять причины неудовлетворительного психофизиологического состояния обучающихся;

  • определять и создавать гигиенически правильный режим обучения, отдых и питание учащихся.

Владеть: навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований в области профессионального образования с использованием современных программных средств и информационных технологий.


^

4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Таблица 1

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6







^ Аудиторные занятия (всего)

51




+







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17




+







Практические занятия (ПЗ)

17




+







Семинары (С)

17




+







Лабораторные работы (ЛР)

-




-







^ Самостоятельная работа (всего)

49




+







В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)

-




-







Расчетно-графические работы

-




-







Реферат
















^ Другие виды самостоятельной работы

+




+







Вид промежуточной аттестации (зачет)

+




+







Общая трудоемкость, час

100




+









^

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины


Таблица 2

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Человек как целостная биологическая система. Возрастная периодизация физиологического развития организма.

Значение физиологических знаний учащихся для работы педагога. Общие закономерности роста и развития организма. Взаимосвязь физиологических и психических процессов развития организма (3 часа).

2.

Физиология нервной системы.


Основные системы физиологических функций организма. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы (4 часа).

3.

Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе.


Психофизиология сенсорных процессов. Общие свойства сенсорных систем. Зрительная, слуховая, вестибулярная, соматосенсорная, обонятельная, вкусовая, висцеральная системы. Основные количественные характеристики сенсорных систем человека (4 часа).

4.

Психофизиология познавательных процессов.

Психофизиология памяти, внимания, эмоций, мышления, воображения. Временная организация памяти. Эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Проблемы внимания в системной психофизиологии (4 часа).

5.

Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.


Психофизиология научения. Психофизиологические и биологические теории научения. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда. Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся (4 часа).

6.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма.

Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение содержания профессиональной деятельности (4 часа).

7.

Биоритмы и биоритмология.

Биоритмы человека, их значение для работоспособности и здоровья. ''Совы'' и ''жаворонки'', особенности их обучения. ''Зоны риска'' человека в индивидуальном годовом цикле (3 часа).

8.

Гигиена трудового обучения и производительности труда.

Гигиенические требования к воздушной среде в учебных заведениях. Возрастные особенности органов дыхания. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности. Гигиенические требования к детской одежде, обуви (4 часа).

9.

Состояние здоровья и работоспособность учащихся.

Понятие о здоровье. Режим труда и отдыха учащихся. Инфекционные заболевания, их профилактика (4 часа).
^

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


Таблица 3

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Психология профессионального образования

1.1

1.2

2.1

3.1

4.1

5.1







2.

Общая и профессиональная педагогика

1.1

1.2

4.1

4.2

5.2










3.

Педагогические технологии

1.2

1.3

1.4
















4.

Методика воспитательной работы

1.1

1.7

1.8
















5.

Методика профессионального обучения

1.1

1.2

3.1


















^

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


Таблица 4

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Всего

час.

1.

Человек как целостная биологическая система. Возрастная периодизация физиологического развития организма.

1

1

-

2

6

10

2.

Физиология нервной системы.

2

3

-

1

5

11

3.

Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе.

2

-

-

4

5

11

4.

Психофизиология познавательных процессов.

2

3

-

1

5

11

5.

Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.

2

2

-

1

6

11

6.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма.

2

2

-

2

6

12

7.

Биоритмы и биоритмология.

2

2

-

2

6

12

8.

Гигиена трудового обучения и производительности труда.

2

2

-

2

5

11

9.

Состояние здоровья и работоспособность учащихся.

2

2

-

2

5

11



^

6. Практические занятия (семинары)


Таблица 5

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Человек как целостная биологическая система. Возрастная периодизация физиологического развития организма.

Практическое занятие № 1. Значение физиологических знаний учащихся для работы педагога.

1

Семинар № 1. Общие закономерности роста и развития организма.

1

Семинар № 2. Взаимосвязь физиологических и психических процессов развития организма

1

2.

Физиология нервной системы.

Практическое занятие № 2. Типы высшей нервной деятельности.

1

Практическое занятие № 3. Значение и физиология нервной системы человека.

1

Практическое занятие № 4. Строение и функции Центральной нервной системы.

1

Семинар № 3. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности.

1

3.

Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе.

Семинар № 4. Психофизиология сенсорных процессов.

4

4.

Психофизиология познавательных процессов.

Практическое занятие № 5. Психофизиология памяти.

1

Практическое занятие № 6. Психофизиология эмоций.

1

Практическое занятие № 7. Психофизиология внимания.

1

Семинар № 5. Психофизиология сознания. Психофизиология бессознательного.

1

5.

Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.

Практическое занятие № 8. Психофизиология профессиональной деятельности.

1

Практическое занятие № 9. Психофизиология научения.

1

Семинар № 6. Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.

1

6.

Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма.

Практическое занятие № 10. Управление движениями.

2

Семинар №7. Управление движениями.

2

7.

Биоритмы и биоритмология.

Практическое занятие № 11. Режим дня подростков и юношей.

2

Семинар № 8. Биоритмы и биоритмология.

2

8.

Гигиена трудового обучения и производительности труда.

Практическое занятие № 12. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

2

Семинар № 9. Гигиенические требования к оборудованию учебных заведений.

2

9.

Состояние здоровья и работоспособность учащихся.

Практическое занятие № 13. Возрастные особенности органов пищеварения.

2

Семинар № 10. Обмен веществ и энергия. Гигиена питания.

2



^

7. Примерная тематика курсовых работ (проектов):


курсового проектирования не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) основная литература:

  • Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. 3-е изд., стер.; Зеер Э.Ф.; 2009; Academia; 978-5-7695-5833-7

  • Методика профессионального обучения. Схемы, таблицы, комментарии: учеб.пособие для вузов /И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, Ю.В. Осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2010. – 148 с.


б) дополнительная литература:

  • Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд. ''Феникс'', 1997.–736 с. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России в ХIХ-начале ХХ веков: Смена парадигм. – М. 2008. – 240 с.;

  • Психология и педагогика. / Под ред. Б.А. Спасенников. Архангельск. 2009. – 354 с.;

  • Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 2008. – 288 с.

  • Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе// Психологическая наука и образование. 2009. – 60 с.;

  • Научно-практический журнал "Открытое образование", М. 2010 г.;

  • Психологическая наука и образование. Журнал для психологов, педагогов, управленцев образования. Учредители: Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж. Гл. ред.: действительный член РАО, профессор В.В.Рубцов.

в) программное обеспечение: Электронный учебник: «Психология и педагогика» Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович, Москва, 2010.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: интернет-ресурсы

^

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


компьютер, проектор, нормативная документация

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


Методические рекомендации для преподавателей

Наиболее эффективным средством развития и активизации творческой деятельности студентов является самостоятельная работа. Роль самостоятельной работы студентов в их познавательной деятельности очень велика. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.


^ Тема 1. Общие принципы культуры умственного труда. Понятие методической работы и методики преподавания.

Интеллектуальные ценности культуры. Понятие умственного труда, его особенности – самоценность, осмысленность, творческий характер, продуктивность. Основные принципы культуры умственного труда – отношение к авторитетам с позиции «почтительной независимости», уважение чужого труда и достижений, самостоятельность и самокритичность, системность и диалектичность, уважение к «вечным» вопросам жизни, уважительность к тем, к кому обращены результаты этого труда.


^ Тема 2. Культура труда педагога.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе – Закон об образовании, Государственный стандарт направления/ специальности, Учебный план специальности, Рабочий план, Программа курса и рабочая программа курса, учебно-методический комплекс дисциплины. Понятие методики преподавания – ее роль в учебном процессе.


^ Тема 3. Предмет, содержание и функции методики преподавания психологии профессионального обучения.

Связь методики преподавания с педагогикой и дидактикой. Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека – научность, логичность, доказательность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность обучения, наглядность, ясность и живость изложения, учет особенностей аудитории. Предмет методики преподавания – закономерности преподавания и изучения какой-либо науки, формы и методы, приемы и средства преподавания. Функции методики преподавания культурологии.


^ Тема 4. Методологические, логические и психологические основы методики преподавания психологии профессионального обучения.

Методика преподавания как система знаний – знаний коренных положений и содержания преподаваемой науки и знаний наиболее эффективных способов их раскрытия. Методологическое значение целостного, концептуального видения содержания культурологии для раскрытия и изложения разделов и тем науки. Методологическое значение знаний культурологии для формирования мировоззрения и научного способа осмысления проблем общественной жизни. Связь культурологических знаний с практикой человека. Логические основы методики преподавания – принципы научности, доказательности, проверяемости, сочетания логического и исторического подходов, анализа и синтеза, дедукции и индукции. Роль примеров и аналогий. Психологические основы методики преподавания – учет психологической атмосферы в аудитории, умение установить контакт и взаимопонимание с нею, наиболее эффективные формы взаимодействия с обучаемыми, психологические качеств преподавателя и внешние приемы, влияющие на образовательный процесс – голос, интонации, жесты, стиль ведения занятия. Основные ошибки и нарушения требований методики преподавания.


^ Тема 5. Формы преподавания – лекция. Функции, виды и задачи лекции. Методика подготовки и чтения лекции.

Место и роль лекции в учебном процессе. Преимущества и ограниченности лекционного курса. Функции лекции – информационная, общеобразовательная, мировоззренческая, логико-методологическая и методическая. Виды лекций – учебно-программная, проблемная, обзорная, установочная. Разновидности лекций, связанные с характером изложения материала – лекция-сообщение, лекция-размышление, лекция-импровизация. Факторы, повышающие эффективность лекционного курса. Методика подготовки и чтения лекции. Этапы работы – сбор материала, составление плана и структуры, анализ и отбор материала, составление текста, подборка дополнительных приемов. Стиль изложения материала.


^ Тема 6. Формы преподавания – семинар. Разновидности семинарских занятий и их методическое обеспечение.

Место и роль семинара в учебном процессе. Назначение и функции семинарского занятия. Разновидности и функции семинарских занятий – развернутая беседа по плану; доклады и их обсуждение; семинар-опрос; обсуждение письменных работ, заранее написанных и прочитанных; теоретическая конференция; письменная контрольная работа; ролевая игра, «семинар-пресс-конференция». Подготовка семинарам преподавателя – выбор тем, выносимых на семинары, разработка заданий – планов семинарских занятий, литературу для изучения материала, методических советов, составление методической разработки проведения семинара, изучение студенческой группы и отдельных студентов. Вступительное и заключительное слово, приемы активизации работы обучаемых на семинаре.


^ Тема 7. Другие виды аудиторной работы преподавателя.

Формы работы, активизирующие самостоятельную работу студентов – консультации, коллоквиумы, контрольные работы. Консультации и их организация – групповые и индивидуальные, предварительные, текущие, итоговые (предъэкзаменационные). Коллоквиумы – групповые и индивидуальные. Коллоквиумы по темам, выносимым на самостоятельное изучение и коллоквиумы для обсуждения отдельных наиболее сложных проблем и разделов науки. Коллоквиумы- собеседования с задолжниками и отстающими студентами. Зачеты как элемент педагогического процесса и форма контроля усвоения материала. Виды и формы проведения зачетов. Экзамен – завершающий этап изучения курса, придающий всему материалу курса целостность и завершенность. Подготовка к экзамену преподавателя – составление вопросов и билетов, составление дополнительных вопросов, проведение консультации. Организация и проведение экзаменов – в письменной или устной форме, по билетам или без билетов, с использованием вспомогательных средств обучения или без. Психологическая обстановка на экзамене. Дифференцированный подход к студентам на экзамене с учетом их текущей работы и успеваемости. Определение оценки.


^ Тема 8. Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента на лекции – как слушать и записывать лекцию. Самостоятельная работа при подготовке к семинарскому занятию – как собрать материал, обработать его, как читать и конспектировать литературу, как составить конспект выступления на занятии. Работа студентов над написанием курсовых и дипломных работ – этапы работы, содержание, итоги. Принципы организации и проведения НИРС – научно-образовательных кружков, секций, рабочих групп по исследованию определенных проблем – «проблемных групп». Методика подготовки научного доклада на конференции. Методика подготовки работы к публикации. Процедура защиты дипломной работы как завершения одного этапа образования и вступления в следующий.


^ Тема 9. Экзамен и его роль в учебном процессе.

Экзамен – завершающий этап в изучении материала курса. Значение экзамена для систематизации всего учебного материала и его целостного усвоения. Виды экзаменов – вступительные и квалификационные (итоговые). Формы экзамена – письменные или устные, по билета, без билетов, с подготовкой одного из вопросов заранее, с использованием конспектов или без. Подготовка к экзамену преподавателя – составление основных и дополнительных вопросов, билетов, проведение консультации, объявление процедуры экзамена. Нравственно-психологическая обстановка вокруг экзамена и на нем. Дифференцированный подход к студентам на экзамене с учетом их текущей работы и успеваемости. Проблема определения оценки. Факторы и критерии ее вынесения – что ответил, что сказал, что не сказал и на что не ответил, как сказал и ответил – полно, всесторонне, фактически верно или ошибочно, что при этом продемонстрировал – понимание, знания, умения – и в какой степени. Дополнительные уточняющие вопросы. Методика проведения переэкзаменовки.

^ Тема 10. Средства преподавания.

Основные и вспомогательные средства в преподавании культурологических дисциплин. Вспомогательные технические средства обучения и их роль в учебном процессе – иллюстративные материалы и средства наглядности, плакаты, открытки, репродукции, фотографии, каталоги музеев, слайды. Использование телевидения, видеофильмов, аудиозаписей в учебном процессе. Использование художественной литературы и произведений искусства в преподавании культурологических дисциплин.


^ Тема 11. Научно-методическая работа на кафедре.

Основная методическая документация на кафедре, обеспечивающая образовательный процесс – протоколы заседания кафедры, учебно-методических секций и объединений, учебный план специальности, государственный образовательный стандарт, учебный план кафедры – распределение учебной нагрузки между преподавателями, план специализации, тематика курсовых и дипломных работ и распределение научного руководства студентами между преподавателями, план заседания кафедры, документация по НИР, учебные и рабочие программы курсов, учебно-методические комплексы по их обеспечению, учебные пособия и методическая литература в помощь студентам. Работа учебно-методических комиссий, секций, объединений. Работа учебно-методических лабораторий при кафедре.


^ Тема 12. Анализ и обсуждение методических разработок лекций и семинарских занятий, сделанных студентами по курсу психологии профессионального обучения.

Место и роль данной темы в рамках своего курса, значение темы, на каком материале раскрывается тема, основная структура и разделы рассматриваемой темы, план проведения занятий, обоснование его логики и последовательности раскрытия темы, основная идея, способы ее обоснования выводы. Литература, используемая для разработки и рекомендуемая студентам.

^

11. Формы контроля оценки знаний студентов


По результатам каждого семинарского занятия выставляются оценки (баллы) текущего контроля. Для самоконтроля знаний по дисциплине студент должен отвечать на вопросы и задания к семинарским занятиям, тесты и контрольные вопросы к зачету или к экзамену.

Для допуска к зачету или экзамену студент должен накопить необходимое количество баллов за счет участия в различных формах самостоятельной работы (подготовка сообщений, участие в дискуссиях, круглых столах, деловых играх и т.д., выполнение текущего тестирования, написание реферата).

Итоговой формой контроля, предусмотренной учебным планом является: экзамен.


Условия накопления баллов и критерии оценки:

  • посещение лекций – 1 балл за лекцию (2 часа).

  • участие в семинарах 1 балл.

  • подготовка сообщения - 5 баллов.

  • участие в дискуссиях на семинарских занятиях – 1 балл.

  • промежуточное тестирование (10 тестов) – в зависимости от результата 1 балл (от 50 до 70% правильных ответов) , 2 балла (от 80 до 100 % ответов).


В случае отсутствия на семинаре студент должен выполнить тесты по пройденным темам – не менее 5 тестов.

Итоговая форма контроля – экзамен – от 10 до 20 баллов в зависимости от результата: 10 баллов (от 50 до 70% правильных ответов), 20 баллов (от 80 до 100% ответов).

Допуск к зачету – положительные результаты текущего тестирования (не менее 10 баллов) и не менее 40 баллов в общей сложности.

Форма «отработки» (в случае длительного пропуска занятий) – подготовка реферата (20 баллов за реферат).


^ Балльная структура оценки:

Таблица 6

Форма контроля

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное количество баллов

Посещение лекций (1 балл)

3

7

Участие в семинаре (1 балл)

7

14

Сообщение на семинарском занятии (5 баллов)

-

15

Участие на семинаре в активных формах самостоятельной работы (1 балл)

-

14

Тестирование текущее - 10 тестов (до 2 баллов за тест); минимальное количество - 5 тестов

10

20

Экзамен – не менее 50 % правильных ответов (от 1 до 2 баллов)

10

20

Подготовка реферата

-

20

Всего

40

100
^




12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

12.1 Учебно-методические разработки


  • Практикум по физиологии. Методические рекомендации для студ. инж. пед. факультетов. Авторы: Е.Е. Лысенко, Т.П. Коваленок. М.: изд. Моск. гос. агроуниверс., 1999.–32 с.

  • Неустроев Г.Н., Звонарев С.Г. Методические указания к лабораторно-практическим работам по возрастной физиологии и психофизиологии. Челябинск. –ЧГАУ, 2003.–40с.

  • Фолии для кодоскопа – 100 шт по темам психофизиологии.
^

12.2 Терминологический минимум


Общая физиология клетки. Интегративная функция. Физиология мышц. Сенсорная физиология. Нервная и гуморальная регуляция. Кровь и кровообращение. Дыхание. Энергетический баланс. Питание, пищеварение, выделение. Обмен веществ. Рефлекс. Рецептор. Нейрон. Научение и память. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейронные коды памяти. Психофизиология внимания. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Реакция организма и возрастные периоды. Опорно-двигательный аппарат и его нарушение. Учебная мебель для учащихся-подростков. Мебель для компьютерных классов. Функции органов пищеварения. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Витамины и их значение.

^

12.3 Требования к зачету


Требования к экзамену определены в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утвержденным решением ученого совета МГУП.

Для допуска к экзамену необходимо выполнить и успешно сдать отчеты по всем лабораторным работам, а также выполнить весь объем самостоятельной индивидуальной работы и прослушать курс лекций по общей психологии.

На экзамене проставляется:

Оценка "Отлично" если студент обладает глубокими и прочными знаниями программного материала; при ответе продемонстрировал исчерпывающие, последовательные и логически стройные изложения; правильно сформулировал понятия и закономерности по вопросу; использовал примеры из дополнительной литературы и практики; сделал вывод по излагаемому материалы; знает авторов - исследователей (ученых) по данной программе.

Оценка "хорошо" если студент обладает достаточно полным знанием программного материала; его ответ представляет грамотное изложение учебного материала по существу; отсутствует существенные неточности в формулировании понятий; правильной применены теоретические положения, подтвержденные примерами; сделан вывод.

Оценка "удовлетворительно", если студент имеет общие знание основного материала без усвоения некоторых существенных положений; формулирует основные понятия некоторой неточностью; затрудняется в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.

Оценка "неудовлетворительно", если студент не знает значительную часть программного материала; допустил существенные ошибки в процессе изложения; не умеет выделить главное и сделать вывод; приводит ошибочные определения.

^

12.4 Вопросы для подготовки к зачету


  1. Предмет и задачи курса «Возрастная физиология и психофизиология». Значение психофизиологических знаний для педагога.

  2. Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе.

  3. Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация.

  4. Методы оценки физического развития и состояния здоровья учащихся.

  5. Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у учащихся ''Осанка, виды осанки'' (сколиозы, кифозы, плоскостопие). Причины возникновения нарушений, методы предупреждения.

  6. Рефлекс как основа нервной деятельности. Физиологическая основа рефлекса, рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.

  7. Координация нервных процессов в Центральной нервной системе (конвергенция, иррадиация, индукция, доминанта).

  8. Устройство и работа нервной клетки человека.

  9. Особенности координации нервных процессов у детей и подростков.

  10. Условные рефлексы. Физиологические механизмы и условия образования условных рефлексов.

  11. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.

  12. Торможение условного рефлекса. Виды торможений. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса.

  13. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью обучаемых.

  14. Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся.

  15. Образование и длительное сохранение условно-рефлекторных связей, как основа обучения и развития памяти.

  16. Возрастные особенности памяти. Теории памяти. Роль памяти в процессе обучения.

  17. Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся.

  18. Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

  19. Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития В.Н.Д.

  20. Возрастные особенности зрительного аппарата. Профилактика нарушения зрения у учащихся.

  21. Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся.

  22. Проблемы внимания в системной психофизиологии.

  23. Психофизиология научения. Психофизиологические теории научения.

  24. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда.

  25. Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся.

  26. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности учащихся.

  27. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии.

  28. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

  29. Биоритмы человека и их взаимодействие с окружающей средой.

  30. Магнитные бури и магниточувствеительность организма.

  31. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений.

  32. Возрастные особенности органов дыхания.

  33. Гигиенические требования к детской одежде, обуви.

  34. Понятие о здоровье, Режим труда и отдыха учащихся.

  35. Инфекционные заболевания учащихся и их профилактика.

  36. Гигиенические требования к составлению расписания учащихся.

  37. Возрастные особенности развития скелета и его отделов.

  38. Возрастные особенности мышечной системы.

  39. Мышечный тонус, мышечная масса и сила мышц подростков.

  40. Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы.

  41. Координация движений. Выработка двигательных навыков учащихся в профессиональной деятельности.

  42. Школьная мебель. Подбор и расстановка мебели. Рабочая поза учащихся.

  43. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоции как основу темпераментов.

  44. Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.

  45. Сознание, общение и речь.

  46. Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Системная психофизиология научения.

  47. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.

  48. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

  49. Особенности реакций организма подростков на физическую нагрузку.

  50. Возрастные особенности органов пищеварения.

  51. Обмен веществ и энергия в подростковом возрасте.

  52. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации.

  53. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.

  54. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функций коры головного мозга.

  55. Методы изучения высшей нервной деятельности.

  56. Функциональная ассиметрия полушарий и бессознательное.

  57. Индикаторы сознаваемого и неосознаваемого восприятия.

  58. Соматосенсорная система. Кожная рецепция.

  59. Обонятельная система. Кодирование обонятельной информации.

  60. Восстановление памяти методами напоминания и ознакомления.

  61. Основные положения теории активной памяти.

  62. Сон и сновидения.

  63. Гигиена письма и чтения.

  64. Система кровообращения.

  65. Кровь и ее значение для человека.

  66. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики.

  67. Закономерности роста и развития учащихся.

  68. Возрастные особенности электроэнцефалограммы детей и подростков.

  69. Вегетативная нервная система и ее особенности.

  70. Учение А.А. Ухтомского о доминанте.

  71. Концепция функциональной системы П.К. Анохина.

  72. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности.

  73. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

  74. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.

  75. Фазы работоспособности и ее дневная периодичность.

  76. Витамины и их значение для растущего организма учащихся.



^

12.5 Тестовые задания


  1. Игнорирование биологических причин дефектного развития психики может привести к тяжелейшим……….. просчётам.




  1. Сердце играет роль…………….




  1. Почки выделяют конечные……………




  1. Лёгкие осуществляют…………….. организма.




  1. Назовите возрастные периоды развития человека, подставляя вместо прописных букв строчные, обозначающие периоды:

  1. 1 – 10 дней

  2. 10 дней до 1 года.

  3. 1 – 3 года.

  4. 4 – 7 лет.

  5. 8 – 12 лет – мальчики, 8 – 11 лет – девочки.

  6. 13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет – девочки.

  7. 17 – 21 – юноши, 16 – 20 – девушки.

  1. юношеский возраст;

  2. второе детство;

  3. подростковый возраст;

  4. новорожденный;

  5. грудной;

  6. раннее детство;

  7. первое детство.




  1. Выделите элементы центральной нервной системы человека:

  1. нервы;

  2. кора больших полушарий;

  3. старая кора;

  4. таламус;

  5. мозжечок;

  6. нейрон;

  7. рецептор;

  8. анализатор;

  9. нервный импульс.




  1. Напишите пропущенные слова: нервы, несущие импульсы к ЦНС называются ………….., а к периферии ……………..




  1. Выберите функции для левого полушария головного мозга…………., правого полушария……………………..

  1. чтение;

  2. образ;

  3. письмо;

  4. счёт;

  5. пространственное представление;

  6. логическая память;

  7. интуиция;

  8. музыка;

  9. речь;

  10. творческое мышление;




  1. По общим свойствам сенсорных систем: проставьте ответы буквами физиологические основания (найдите соответствие):

  1. зрительная;

  2. слуховая;

  3. вестибулярная;

  4. соматосенсорная;

  5. обонятельная;

  6. вкусовая;

  7. висцеральная.

  1. ухо;

  2. глаза;

  3. нос;

  4. язык;

  5. вестибулярный аппарат;

  6. кожа, скелетно-мышечный аппарат;

  7. блуждающий, чревной и тазовый нервы.




  1. Выберите и поставьте нужную букву для ответа на поставленный вопрос. След памяти можно разрушить, если:

  1. прерывается процесс консолидации;

  2. ещё не консолидировался или консолидировался частично;

  3. нет последовательной смены состояний следа памяти;

  4. неправильно выбрано место приложения стимула.




  1. Какому принципу подчиняется влияние эмоций на поведение обучаемых:

  1. подчинено принципу максимализации положительных эмоций;

  2. подчинено принципу минимализации отрицательных эмоций;

  3. подчинено принципу максималимзации положительных эмоций и минимизации отрицательных;

  4. подчиняется отношению человека к своему эмоциональному состоянию.




  1. Что такое внимание?

  1. динамическая характеристика протекания познавательной деятельности;

  2. самостоятельный психологический процесс;

  3. фильтр, где происходит выделение по физическим свойствам одного из сигнальных каналов.

  4. отражение таких межсистемных отношений, которые обеспечивают эффективность деятельности.




  1. Определите современное теоретическое представление о научении:

  1. организация эффекторной активности и внутреннего контроля;

  2. когнитивное обучение через пробы и ошибки;

  3. реорганизация индивидуального опыта;

  4. процесс приобретения нового опыта поведения и соотвествующих ему внутренних ментальных репрезентаций.




  1. Напишите пропущенные слова: с позиции системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно…………..




  1. Какие параметры играют решающее значение при профотборе для экстремальных ситуаций?

Для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряжённости, решающее значение имеют:

  1. «концентрируемость» нервных процессов;

  2. реакци индивида на некоторые особые ситуации;

  3. врождённые свойства нервной системы;

  4. «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.




  1. Чем характеризуется стадия оптимальной работоспособности человека?

  1. стабильными параметрами деятельности и организма;

  2. оптимальностью психофизиологических затрат человека;

  3. состоянием функционального комфорта;

  4. устойчивостью рабочего состояния.




  1. Расставьте по порядку уменьшения саморегуляции состояний работоспособности работников следующих стилей психической деятельности:

  1. гармоничный стиль (экстраверт с высокой энергетикой;

  2. экономный стиль (интороверт с низкой энергетикой;

  3. накопительный стиль с эрготронным реагированием;

  4. затратный стиль (экстраверт с трофотронным реагированием).




  1. Вставьте пропущенные слова: способность человека к выполнению конкретной………………… в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание……. Как основной составляющей надёжности человека.




  1. В какое время наиболее активны следующие органы человека:

  1. желудок;

  2. тонкий кишечник;

  3. почки;

  4. печень;

  5. сердце

  1. 7 – 9;

  2. 11 – 13;

  3. 13 – 15;

  4. 17 – 19;

  5. 1 – 3.




  1. Вставьте пропущенное слово: человек, ложащийся спать в 22 часа, получает………….. отдых.




  1. Определите частоту ритма в Герцах у следующих видов ритмов:

  1. гамма-ритм;

  2. бета-ритм;

  3. альфа-ритм;

  4. тетта- ритм;

  5. дельта-ритм

  1. 1-4 ГЦ;

  2. 4-8 ГЦ;

  3. 8-13 Гц;

  4. 14-30 Гц;

  5. ≥ 30 Гц.




  1. При каких условиях наблюдаются физиологические сдвиги в организме обучаемых?

  1. при повышении концентрации углекислого газа до 0,03%4

  2. при падении содержания кислорода с 20 до 17 %;

  3. при уменьшении температуры воздуха в учебном помещении с 18 до 16 °С.

  4. при повышении влажности воздуха в помещении от 30 до 50 %.




  1. Избыток какого газа прежде всего сказывается на работе мозга и его регуляторных центров:

  1. углекислого газа;

  2. угарного газа;

  3. бытового газа;

  4. метана.




  1. Вместо точек вставьте слово в следующем предложении: одежда и обувь, соотвествующая требованиям гигиены, а также отвечающие принятым стандартам, способствуют сохранению здоровья и улучшают…….. состояние обучаемых.




  1. Расположите по порядку стадии работоспособности человека:

  1. прогрессивное снижение работоспособности;

  2. врабатываемость;

  3. полная компенсация;

  4. оптимальная работоспособность;

  5. конечный




  1. Поставьте возраст критических периодов, в которых особенно быстро развиваются двигательные или умственные функции:

  1. обучение языку;

  2. быстрота движений;

  3. мышечная сила;

  4. общая выносливость;

  5. профессиональные навыки, внимание.

6- 7 лет;

до 5 лет;

10- 14 лет;

13 – 16 лет;

16 лет и старше.


  1. Запишите недостающие слова в следующих предложениях: вспышка инфекционных заболеваний обычно наступает…………………….; это объясняется ослаблением барьерной функции…………..

Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 201 / 201 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4






























































































































































^ Дополнения и изменения в рабочей программе

на 201 / 201 учебный год


В рабочую программу вносятся следующие изменения:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

« »____________________201 г.


Заведующий кафедрой ___________________/ /

_______________________________________________________


Внесенные изменения утверждаю


Проректор по учебной работе

_______________Т.В. Маркелова

«_____»___________201 г.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная физиология и психофизиология

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconМетодические указания по самостоятельному изучению дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология»

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301.

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая программа учебная дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена (наименование)

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Специальность

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология, патология и гигиена направление подготовки

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем» од. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая программа дисциплины «Физиология вегетативных функций» од. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные

Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология По специальности iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Её изучение является одним из этапов формирования педагога (бакалавра, магистра) в педагогическом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы