МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
________________________________________________________________
Ф едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА»
________________________________________________________________
-
-
-
-
-
-
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Т.В. Маркелова
«_____» ___________2011
|
^
Наименование дисциплины Возрастная физиология и психофизиология
По специальности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям)
По профилю подготовки Полиграфия
Факультет Принтмедиа технологий
Кафедра Материаловедение
Москва, 2011 г.
Учебно-методический комплекс «Возрастная физиология и психофизиология» (Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 050501.65 Профессиональное обучение (полиграфия) (цикл общепрофессиональных дисциплин) – Москва, 2011.
^
Рецензент: Кубрушко П.Ф. докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогки и психологии МГАУ им. В.П. Горячкина.
^
(дата) ____________ 2011 г, протокол № .
Зав. кафедрой ______________/ /
Одобрена Советом факультета _________________________________
(дата) ____________ 2011 г, протокол № .
Председатель ______________/ /
Содержание
УТВЕРЖДАЮ 1
Проректор по учебной работе 1
______________Т.В. Маркелова 1
Содержание 3
1. Цели и задачи дисциплины: 4
2. Место дисциплины в структуре ООП: математический и естественнонаучный цикл. 5
3. Требования к результатам освоения дисциплины. 6
4. Объем дисциплины и виды учебной работы 7
5. Содержание дисциплины 8
5.1. Содержание разделов дисциплины 8
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 9
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий 10
6. Практические занятия (семинары) 11
7. Примерная тематика курсовых работ (проектов): 13
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 13
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: 14
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 14
11. Формы контроля оценки знаний студентов 19
12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: 21
12.1 Учебно-методические разработки 21
12.2 Терминологический минимум 21
12.3 Требования к зачету 21
12.4 Вопросы для подготовки к зачету 22
12.5 Тестовые задания 25
Индекс по учебному плану
|
Цикл
|
Компонент
|
Базовая часть
|
Вариативная часть
|
По выбору студента
|
ОПД.Ф.2
|
Гуманитарный и социальный
и экономический цикл
|
|
|
|
Математический и естественнонаучный цикл
|
+
|
|
|
Профессиональный цикл
|
|
|
|
^
|
Курс
|
Семестр
|
Трудоемкость дисциплины в часах
|
Форма
итогового
контроля
|
Всего часов
|
Аудиторных часов
|
Лекции
|
Семинарские (практически) занятия
|
Лабораторные занятия
|
Курсовая
работа
(проект)
|
Самостоятельная работа
|
Очная
|
3
|
6
|
100
|
51
|
17
|
34
|
-
|
-
|
49
|
зачет
|
^
Цель учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов профессионально-педагогической специальности с основами возрастной физиологии и психофизиологии подростков и юношей для создания ими в будущем соответствующих условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся.
Задачи изучения дисциплины:
формирование у студентов знаний о механизмах осуществления физиологических и психофизиологических процессов человеческого организма;
изучить закономерности возрастных изменений физиологических функций;
изучить строение и работу нервной системы человека, видов рефлексов, их значение;
изучить роль физиологии и психофизиологии в профессионально–педагогической деятельности.
^
Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология» относится к федеральному компоненту основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения по специальности 050501.65 (полиграфия).
Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология» изучается на 3 курсе в 6. Ее изучение является базой для отработки профессиональных навыков по дисциплинам: «Психология профессионального образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы», «Педагогические технологии», «Методика профессионального обучения».
^
В результате изучения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» студент должен:
Знать:
основы строения, механизмы функционирования и закономерности развития физиологических систем организма (опорно–двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной, эндокринной, нервной);
физиологические основы высшей нервной деятельности, механизмы психических процессов и состояний.
Уметь:
давать оценку гигиеническим условиям обучения учащихся;
определять причины неудовлетворительного психофизиологического состояния обучающихся;
определять и создавать гигиенически правильный режим обучения, отдых и питание учащихся.
Владеть: навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований в области профессионального образования с использованием современных программных средств и информационных технологий.
^
Таблица 1
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
5
|
6
|
|
|
^
|
51
|
|
+
|
|
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лекции
|
17
|
|
+
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
17
|
|
+
|
|
|
Семинары (С)
|
17
|
|
+
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
|
-
|
|
|
^
|
49
|
|
+
|
|
|
В том числе:
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
|
-
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
|
-
|
|
|
Реферат
|
|
|
|
|
|
^
|
+
|
|
+
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет)
|
+
|
|
+
|
|
|
Общая трудоемкость, час
|
100
|
|
+
|
|
|
^
Таблица 2
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Человек как целостная биологическая система. Возрастная периодизация физиологического развития организма.
|
Значение физиологических знаний учащихся для работы педагога. Общие закономерности роста и развития организма. Взаимосвязь физиологических и психических процессов развития организма (3 часа).
|
2.
|
Физиология нервной системы.
|
Основные системы физиологических функций организма. Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы (4 часа).
|
3.
|
Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе.
|
Психофизиология сенсорных процессов. Общие свойства сенсорных систем. Зрительная, слуховая, вестибулярная, соматосенсорная, обонятельная, вкусовая, висцеральная системы. Основные количественные характеристики сенсорных систем человека (4 часа).
|
4.
|
Психофизиология познавательных процессов.
|
Психофизиология памяти, внимания, эмоций, мышления, воображения. Временная организация памяти. Эмоции как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Проблемы внимания в системной психофизиологии (4 часа).
|
5.
|
Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.
|
Психофизиология научения. Психофизиологические и биологические теории научения. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда. Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся (4 часа).
|
6.
|
Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма.
|
Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности. Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение содержания профессиональной деятельности (4 часа).
|
7.
|
Биоритмы и биоритмология.
|
Биоритмы человека, их значение для работоспособности и здоровья. ''Совы'' и ''жаворонки'', особенности их обучения. ''Зоны риска'' человека в индивидуальном годовом цикле (3 часа).
|
8.
|
Гигиена трудового обучения и производительности труда.
|
Гигиенические требования к воздушной среде в учебных заведениях. Возрастные особенности органов дыхания. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности. Гигиенические требования к детской одежде, обуви (4 часа).
|
9.
|
Состояние здоровья и работоспособность учащихся.
|
Понятие о здоровье. Режим труда и отдыха учащихся. Инфекционные заболевания, их профилактика (4 часа).
|
^
Таблица 3
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
1.
|
Психология профессионального образования
|
1.1
|
1.2
|
2.1
|
3.1
|
4.1
|
5.1
|
|
|
2.
|
Общая и профессиональная педагогика
|
1.1
|
1.2
|
4.1
|
4.2
|
5.2
|
|
|
|
3.
|
Педагогические технологии
|
1.2
|
1.3
|
1.4
|
|
|
|
|
|
4.
|
Методика воспитательной работы
|
1.1
|
1.7
|
1.8
|
|
|
|
|
|
5.
|
Методика профессионального обучения
|
1.1
|
1.2
|
3.1
|
|
|
|
|
|
^
Таблица 4
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
зан.
|
Лаб.
зан.
|
Семин.
|
СРС
|
Всего
час.
|
1.
|
Человек как целостная биологическая система. Возрастная периодизация физиологического развития организма.
|
1
|
1
|
-
|
2
|
6
|
10
|
2.
|
Физиология нервной системы.
|
2
|
3
|
-
|
1
|
5
|
11
|
3.
|
Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе.
|
2
|
-
|
-
|
4
|
5
|
11
|
4.
|
Психофизиология познавательных процессов.
|
2
|
3
|
-
|
1
|
5
|
11
|
5.
|
Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.
|
2
|
2
|
-
|
1
|
6
|
11
|
6.
|
Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
6
|
12
|
7.
|
Биоритмы и биоритмология.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
6
|
12
|
8.
|
Гигиена трудового обучения и производительности труда.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
5
|
11
|
9.
|
Состояние здоровья и работоспособность учащихся.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
5
|
11
|
^
Таблица 5
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
1.
|
Человек как целостная биологическая система. Возрастная периодизация физиологического развития организма.
|
Практическое занятие № 1. Значение физиологических знаний учащихся для работы педагога.
|
1
|
Семинар № 1. Общие закономерности роста и развития организма.
|
1
|
Семинар № 2. Взаимосвязь физиологических и психических процессов развития организма
|
1
|
2.
|
Физиология нервной системы.
|
Практическое занятие № 2. Типы высшей нервной деятельности.
|
1
|
Практическое занятие № 3. Значение и физиология нервной системы человека.
|
1
|
Практическое занятие № 4. Строение и функции Центральной нервной системы.
|
1
|
Семинар № 3. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности.
|
1
|
3.
|
Психофизиологические функции и их развитие в онтогенезе.
|
Семинар № 4. Психофизиология сенсорных процессов.
|
4
|
4.
|
Психофизиология познавательных процессов.
|
Практическое занятие № 5. Психофизиология памяти.
|
1
|
Практическое занятие № 6. Психофизиология эмоций.
|
1
|
Практическое занятие № 7. Психофизиология внимания.
|
1
|
Семинар № 5. Психофизиология сознания. Психофизиология бессознательного.
|
1
|
5.
|
Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.
|
Практическое занятие № 8. Психофизиология профессиональной деятельности.
|
1
|
Практическое занятие № 9. Психофизиология научения.
|
1
|
Семинар № 6. Работоспособность в различные периоды развития организма учащихся.
|
1
|
6.
|
Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма.
|
Практическое занятие № 10. Управление движениями.
|
2
|
Семинар №7. Управление движениями.
|
2
|
7.
|
Биоритмы и биоритмология.
|
Практическое занятие № 11. Режим дня подростков и юношей.
|
2
|
Семинар № 8. Биоритмы и биоритмология.
|
2
|
8.
|
Гигиена трудового обучения и производительности труда.
|
Практическое занятие № 12. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
|
2
|
Семинар № 9. Гигиенические требования к оборудованию учебных заведений.
|
2
|
9.
|
Состояние здоровья и работоспособность учащихся.
|
Практическое занятие № 13. Возрастные особенности органов пищеварения.
|
2
|
Семинар № 10. Обмен веществ и энергия. Гигиена питания.
|
2
|
^
курсового проектирования не предусмотрено.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. 3-е изд., стер.; Зеер Э.Ф.; 2009; Academia; 978-5-7695-5833-7
Методика профессионального обучения. Схемы, таблицы, комментарии: учеб.пособие для вузов /И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, Ю.В. Осколкова, В.С. Локтина. – Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2010. – 148 с.
б) дополнительная литература:
Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд. ''Феникс'', 1997.–736 с. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России в ХIХ-начале ХХ веков: Смена парадигм. – М. 2008. – 240 с.;
Психология и педагогика. / Под ред. Б.А. Спасенников. Архангельск. 2009. – 354 с.;
Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 2008. – 288 с.
Айсмонтас Б.Б. Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе// Психологическая наука и образование. 2009. – 60 с.;
Научно-практический журнал "Открытое образование", М. 2010 г.;
Психологическая наука и образование. Журнал для психологов, педагогов, управленцев образования. Учредители: Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж. Гл. ред.: действительный член РАО, профессор В.В.Рубцов.
в) программное обеспечение: Электронный учебник: «Психология и педагогика» Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович, Москва, 2010.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: интернет-ресурсы
^
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Методические рекомендации для преподавателей
Наиболее эффективным средством развития и активизации творческой деятельности студентов является самостоятельная работа. Роль самостоятельной работы студентов в их познавательной деятельности очень велика. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
^
Интеллектуальные ценности культуры. Понятие умственного труда, его особенности – самоценность, осмысленность, творческий характер, продуктивность. Основные принципы культуры умственного труда – отношение к авторитетам с позиции «почтительной независимости», уважение чужого труда и достижений, самостоятельность и самокритичность, системность и диалектичность, уважение к «вечным» вопросам жизни, уважительность к тем, к кому обращены результаты этого труда.
^
Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе – Закон об образовании, Государственный стандарт направления/ специальности, Учебный план специальности, Рабочий план, Программа курса и рабочая программа курса, учебно-методический комплекс дисциплины. Понятие методики преподавания – ее роль в учебном процессе.
^
Связь методики преподавания с педагогикой и дидактикой. Основные принципы педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании человека – научность, логичность, доказательность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность обучения, наглядность, ясность и живость изложения, учет особенностей аудитории. Предмет методики преподавания – закономерности преподавания и изучения какой-либо науки, формы и методы, приемы и средства преподавания. Функции методики преподавания культурологии.
^
Методика преподавания как система знаний – знаний коренных положений и содержания преподаваемой науки и знаний наиболее эффективных способов их раскрытия. Методологическое значение целостного, концептуального видения содержания культурологии для раскрытия и изложения разделов и тем науки. Методологическое значение знаний культурологии для формирования мировоззрения и научного способа осмысления проблем общественной жизни. Связь культурологических знаний с практикой человека. Логические основы методики преподавания – принципы научности, доказательности, проверяемости, сочетания логического и исторического подходов, анализа и синтеза, дедукции и индукции. Роль примеров и аналогий. Психологические основы методики преподавания – учет психологической атмосферы в аудитории, умение установить контакт и взаимопонимание с нею, наиболее эффективные формы взаимодействия с обучаемыми, психологические качеств преподавателя и внешние приемы, влияющие на образовательный процесс – голос, интонации, жесты, стиль ведения занятия. Основные ошибки и нарушения требований методики преподавания.
^
Место и роль лекции в учебном процессе. Преимущества и ограниченности лекционного курса. Функции лекции – информационная, общеобразовательная, мировоззренческая, логико-методологическая и методическая. Виды лекций – учебно-программная, проблемная, обзорная, установочная. Разновидности лекций, связанные с характером изложения материала – лекция-сообщение, лекция-размышление, лекция-импровизация. Факторы, повышающие эффективность лекционного курса. Методика подготовки и чтения лекции. Этапы работы – сбор материала, составление плана и структуры, анализ и отбор материала, составление текста, подборка дополнительных приемов. Стиль изложения материала.
^
Место и роль семинара в учебном процессе. Назначение и функции семинарского занятия. Разновидности и функции семинарских занятий – развернутая беседа по плану; доклады и их обсуждение; семинар-опрос; обсуждение письменных работ, заранее написанных и прочитанных; теоретическая конференция; письменная контрольная работа; ролевая игра, «семинар-пресс-конференция». Подготовка семинарам преподавателя – выбор тем, выносимых на семинары, разработка заданий – планов семинарских занятий, литературу для изучения материала, методических советов, составление методической разработки проведения семинара, изучение студенческой группы и отдельных студентов. Вступительное и заключительное слово, приемы активизации работы обучаемых на семинаре.
^
Формы работы, активизирующие самостоятельную работу студентов – консультации, коллоквиумы, контрольные работы. Консультации и их организация – групповые и индивидуальные, предварительные, текущие, итоговые (предъэкзаменационные). Коллоквиумы – групповые и индивидуальные. Коллоквиумы по темам, выносимым на самостоятельное изучение и коллоквиумы для обсуждения отдельных наиболее сложных проблем и разделов науки. Коллоквиумы- собеседования с задолжниками и отстающими студентами. Зачеты как элемент педагогического процесса и форма контроля усвоения материала. Виды и формы проведения зачетов. Экзамен – завершающий этап изучения курса, придающий всему материалу курса целостность и завершенность. Подготовка к экзамену преподавателя – составление вопросов и билетов, составление дополнительных вопросов, проведение консультации. Организация и проведение экзаменов – в письменной или устной форме, по билетам или без билетов, с использованием вспомогательных средств обучения или без. Психологическая обстановка на экзамене. Дифференцированный подход к студентам на экзамене с учетом их текущей работы и успеваемости. Определение оценки.
^
Самостоятельная работа студента на лекции – как слушать и записывать лекцию. Самостоятельная работа при подготовке к семинарскому занятию – как собрать материал, обработать его, как читать и конспектировать литературу, как составить конспект выступления на занятии. Работа студентов над написанием курсовых и дипломных работ – этапы работы, содержание, итоги. Принципы организации и проведения НИРС – научно-образовательных кружков, секций, рабочих групп по исследованию определенных проблем – «проблемных групп». Методика подготовки научного доклада на конференции. Методика подготовки работы к публикации. Процедура защиты дипломной работы как завершения одного этапа образования и вступления в следующий.
^
Экзамен – завершающий этап в изучении материала курса. Значение экзамена для систематизации всего учебного материала и его целостного усвоения. Виды экзаменов – вступительные и квалификационные (итоговые). Формы экзамена – письменные или устные, по билета, без билетов, с подготовкой одного из вопросов заранее, с использованием конспектов или без. Подготовка к экзамену преподавателя – составление основных и дополнительных вопросов, билетов, проведение консультации, объявление процедуры экзамена. Нравственно-психологическая обстановка вокруг экзамена и на нем. Дифференцированный подход к студентам на экзамене с учетом их текущей работы и успеваемости. Проблема определения оценки. Факторы и критерии ее вынесения – что ответил, что сказал, что не сказал и на что не ответил, как сказал и ответил – полно, всесторонне, фактически верно или ошибочно, что при этом продемонстрировал – понимание, знания, умения – и в какой степени. Дополнительные уточняющие вопросы. Методика проведения переэкзаменовки.
^
Основные и вспомогательные средства в преподавании культурологических дисциплин. Вспомогательные технические средства обучения и их роль в учебном процессе – иллюстративные материалы и средства наглядности, плакаты, открытки, репродукции, фотографии, каталоги музеев, слайды. Использование телевидения, видеофильмов, аудиозаписей в учебном процессе. Использование художественной литературы и произведений искусства в преподавании культурологических дисциплин.
^
Основная методическая документация на кафедре, обеспечивающая образовательный процесс – протоколы заседания кафедры, учебно-методических секций и объединений, учебный план специальности, государственный образовательный стандарт, учебный план кафедры – распределение учебной нагрузки между преподавателями, план специализации, тематика курсовых и дипломных работ и распределение научного руководства студентами между преподавателями, план заседания кафедры, документация по НИР, учебные и рабочие программы курсов, учебно-методические комплексы по их обеспечению, учебные пособия и методическая литература в помощь студентам. Работа учебно-методических комиссий, секций, объединений. Работа учебно-методических лабораторий при кафедре.
^
Место и роль данной темы в рамках своего курса, значение темы, на каком материале раскрывается тема, основная структура и разделы рассматриваемой темы, план проведения занятий, обоснование его логики и последовательности раскрытия темы, основная идея, способы ее обоснования выводы. Литература, используемая для разработки и рекомендуемая студентам.
^
По результатам каждого семинарского занятия выставляются оценки (баллы) текущего контроля. Для самоконтроля знаний по дисциплине студент должен отвечать на вопросы и задания к семинарским занятиям, тесты и контрольные вопросы к зачету или к экзамену.
Для допуска к зачету или экзамену студент должен накопить необходимое количество баллов за счет участия в различных формах самостоятельной работы (подготовка сообщений, участие в дискуссиях, круглых столах, деловых играх и т.д., выполнение текущего тестирования, написание реферата).
Итоговой формой контроля, предусмотренной учебным планом является: экзамен.
Условия накопления баллов и критерии оценки:
посещение лекций – 1 балл за лекцию (2 часа).
участие в семинарах 1 балл.
подготовка сообщения - 5 баллов.
участие в дискуссиях на семинарских занятиях – 1 балл.
промежуточное тестирование (10 тестов) – в зависимости от результата 1 балл (от 50 до 70% правильных ответов) , 2 балла (от 80 до 100 % ответов).
В случае отсутствия на семинаре студент должен выполнить тесты по пройденным темам – не менее 5 тестов.
Итоговая форма контроля – экзамен – от 10 до 20 баллов в зависимости от результата: 10 баллов (от 50 до 70% правильных ответов), 20 баллов (от 80 до 100% ответов).
Допуск к зачету – положительные результаты текущего тестирования (не менее 10 баллов) и не менее 40 баллов в общей сложности.
Форма «отработки» (в случае длительного пропуска занятий) – подготовка реферата (20 баллов за реферат).
^
Таблица 6
Форма контроля
|
Минимальное для аттестации количество баллов
|
Максимальное количество баллов
|
Посещение лекций (1 балл)
|
3
|
7
|
Участие в семинаре (1 балл)
|
7
|
14
|
Сообщение на семинарском занятии (5 баллов)
|
-
|
15
|
Участие на семинаре в активных формах самостоятельной работы (1 балл)
|
-
|
14
|
Тестирование текущее - 10 тестов (до 2 баллов за тест); минимальное количество - 5 тестов
|
10
|
20
|
Экзамен – не менее 50 % правильных ответов (от 1 до 2 баллов)
|
10
|
20
|
Подготовка реферата
|
-
|
20
|
Всего
|
40
|
100
|
^
Практикум по физиологии. Методические рекомендации для студ. инж. пед. факультетов. Авторы: Е.Е. Лысенко, Т.П. Коваленок. М.: изд. Моск. гос. агроуниверс., 1999.–32 с.
Неустроев Г.Н., Звонарев С.Г. Методические указания к лабораторно-практическим работам по возрастной физиологии и психофизиологии. Челябинск. –ЧГАУ, 2003.–40с.
Фолии для кодоскопа – 100 шт по темам психофизиологии.
^
Общая физиология клетки. Интегративная функция. Физиология мышц. Сенсорная физиология. Нервная и гуморальная регуляция. Кровь и кровообращение. Дыхание. Энергетический баланс. Питание, пищеварение, выделение. Обмен веществ. Рефлекс. Рецептор. Нейрон. Научение и память. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности. Нейронные коды памяти. Психофизиология внимания. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности. Реакция организма и возрастные периоды. Опорно-двигательный аппарат и его нарушение. Учебная мебель для учащихся-подростков. Мебель для компьютерных классов. Функции органов пищеварения. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Витамины и их значение.
^
Требования к экзамену определены в соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утвержденным решением ученого совета МГУП.
Для допуска к экзамену необходимо выполнить и успешно сдать отчеты по всем лабораторным работам, а также выполнить весь объем самостоятельной индивидуальной работы и прослушать курс лекций по общей психологии.
На экзамене проставляется:
Оценка "Отлично" если студент обладает глубокими и прочными знаниями программного материала; при ответе продемонстрировал исчерпывающие, последовательные и логически стройные изложения; правильно сформулировал понятия и закономерности по вопросу; использовал примеры из дополнительной литературы и практики; сделал вывод по излагаемому материалы; знает авторов - исследователей (ученых) по данной программе.
Оценка "хорошо" если студент обладает достаточно полным знанием программного материала; его ответ представляет грамотное изложение учебного материала по существу; отсутствует существенные неточности в формулировании понятий; правильной применены теоретические положения, подтвержденные примерами; сделан вывод.
Оценка "удовлетворительно", если студент имеет общие знание основного материала без усвоения некоторых существенных положений; формулирует основные понятия некоторой неточностью; затрудняется в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.
Оценка "неудовлетворительно", если студент не знает значительную часть программного материала; допустил существенные ошибки в процессе изложения; не умеет выделить главное и сделать вывод; приводит ошибочные определения.
^
Предмет и задачи курса «Возрастная физиология и психофизиология». Значение психофизиологических знаний для педагога.
Основные закономерности физиологического развития человека в онтогенезе.
Современная схема возрастной периодизации. Акселерация и ретардация.
Методы оценки физического развития и состояния здоровья учащихся.
Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у учащихся ''Осанка, виды осанки'' (сколиозы, кифозы, плоскостопие). Причины возникновения нарушений, методы предупреждения.
Рефлекс как основа нервной деятельности. Физиологическая основа рефлекса, рефлекторная дуга. Рефлекторное кольцо.
Координация нервных процессов в Центральной нервной системе (конвергенция, иррадиация, индукция, доминанта).
Устройство и работа нервной клетки человека.
Особенности координации нервных процессов у детей и подростков.
Условные рефлексы. Физиологические механизмы и условия образования условных рефлексов.
Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.
Торможение условного рефлекса. Виды торможений. Значение знаний процессов торможения условных рефлексов для организации учебно-воспитательного процесса.
Учение А.А. Ухтомского о доминанте и его значение в управлении познавательной деятельностью обучаемых.
Динамический стереотип, механизм его формирования и роль в процессе обучения и воспитания учащихся.
Образование и длительное сохранение условно-рефлекторных связей, как основа обучения и развития памяти.
Возрастные особенности памяти. Теории памяти. Роль памяти в процессе обучения.
Эмоции. Психофизиологический механизм эмоций. Роль эмоций в воспитании и обучении учащихся.
Речь, психофизиологические механизмы ее формирования. Сигнальные системы. Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Высшая нервная деятельность. Типы В.Н.Д. Возрастные этапы развития В.Н.Д.
Возрастные особенности зрительного аппарата. Профилактика нарушения зрения у учащихся.
Возрастные особенности слухового аппарата. Профилактика нарушения слуха у учащихся.
Проблемы внимания в системной психофизиологии.
Психофизиология научения. Психофизиологические теории научения.
Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда.
Психофизиологические компоненты работоспособности учащихся.
Психофизиологические детерминанты адаптации человека к условиям деятельности учащихся.
Влияние состояния здоровья учащихся на их работоспособность и освоение профессии.
Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.
Биоритмы человека и их взаимодействие с окружающей средой.
Магнитные бури и магниточувствеительность организма.
Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений.
Возрастные особенности органов дыхания.
Гигиенические требования к детской одежде, обуви.
Понятие о здоровье, Режим труда и отдыха учащихся.
Инфекционные заболевания учащихся и их профилактика.
Гигиенические требования к составлению расписания учащихся.
Возрастные особенности развития скелета и его отделов.
Возрастные особенности мышечной системы.
Мышечный тонус, мышечная масса и сила мышц подростков.
Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы.
Координация движений. Выработка двигательных навыков учащихся в профессиональной деятельности.
Школьная мебель. Подбор и расстановка мебели. Рабочая поза учащихся.
Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоции как основу темпераментов.
Основные концепции сознания. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.
Сознание, общение и речь.
Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Системная психофизиология научения.
Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.
Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.
Особенности реакций организма подростков на физическую нагрузку.
Возрастные особенности органов пищеварения.
Обмен веществ и энергия в подростковом возрасте.
Питание учащихся и гигиенические требования к его организации.
Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.
Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова в изучении функций коры головного мозга.
Методы изучения высшей нервной деятельности.
Функциональная ассиметрия полушарий и бессознательное.
Индикаторы сознаваемого и неосознаваемого восприятия.
Соматосенсорная система. Кожная рецепция.
Обонятельная система. Кодирование обонятельной информации.
Восстановление памяти методами напоминания и ознакомления.
Основные положения теории активной памяти.
Сон и сновидения.
Гигиена письма и чтения.
Система кровообращения.
Кровь и ее значение для человека.
Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики.
Закономерности роста и развития учащихся.
Возрастные особенности электроэнцефалограммы детей и подростков.
Вегетативная нервная система и ее особенности.
Учение А.А. Ухтомского о доминанте.
Концепция функциональной системы П.К. Анохина.
Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности.
Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.
Фазы работоспособности и ее дневная периодичность.
Витамины и их значение для растущего организма учащихся.
^
Игнорирование биологических причин дефектного развития психики может привести к тяжелейшим……….. просчётам.
Сердце играет роль…………….
Почки выделяют конечные……………
Лёгкие осуществляют…………….. организма.
Назовите возрастные периоды развития человека, подставляя вместо прописных букв строчные, обозначающие периоды:
1 – 10 дней
10 дней до 1 года.
1 – 3 года.
4 – 7 лет.
8 – 12 лет – мальчики, 8 – 11 лет – девочки.
13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет – девочки.
17 – 21 – юноши, 16 – 20 – девушки.
юношеский возраст;
второе детство;
подростковый возраст;
новорожденный;
грудной;
раннее детство;
первое детство.
Выделите элементы центральной нервной системы человека:
нервы;
кора больших полушарий;
старая кора;
таламус;
мозжечок;
нейрон;
рецептор;
анализатор;
нервный импульс.
Напишите пропущенные слова: нервы, несущие импульсы к ЦНС называются ………….., а к периферии ……………..
Выберите функции для левого полушария головного мозга…………., правого полушария……………………..
чтение;
образ;
письмо;
счёт;
пространственное представление;
логическая память;
интуиция;
музыка;
речь;
творческое мышление;
По общим свойствам сенсорных систем: проставьте ответы буквами физиологические основания (найдите соответствие):
зрительная;
слуховая;
вестибулярная;
соматосенсорная;
обонятельная;
вкусовая;
висцеральная.
ухо;
глаза;
нос;
язык;
вестибулярный аппарат;
кожа, скелетно-мышечный аппарат;
блуждающий, чревной и тазовый нервы.
Выберите и поставьте нужную букву для ответа на поставленный вопрос. След памяти можно разрушить, если:
прерывается процесс консолидации;
ещё не консолидировался или консолидировался частично;
нет последовательной смены состояний следа памяти;
неправильно выбрано место приложения стимула.
Какому принципу подчиняется влияние эмоций на поведение обучаемых:
подчинено принципу максимализации положительных эмоций;
подчинено принципу минимализации отрицательных эмоций;
подчинено принципу максималимзации положительных эмоций и минимизации отрицательных;
подчиняется отношению человека к своему эмоциональному состоянию.
Что такое внимание?
динамическая характеристика протекания познавательной деятельности;
самостоятельный психологический процесс;
фильтр, где происходит выделение по физическим свойствам одного из сигнальных каналов.
отражение таких межсистемных отношений, которые обеспечивают эффективность деятельности.
Определите современное теоретическое представление о научении:
организация эффекторной активности и внутреннего контроля;
когнитивное обучение через пробы и ошибки;
реорганизация индивидуального опыта;
процесс приобретения нового опыта поведения и соотвествующих ему внутренних ментальных репрезентаций.
Напишите пропущенные слова: с позиции системного подхода психическое и физиологическое в обеспечении и детерминации деятельности неразрывно…………..
Какие параметры играют решающее значение при профотборе для экстремальных ситуаций?
Для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряжённости, решающее значение имеют:
«концентрируемость» нервных процессов;
реакци индивида на некоторые особые ситуации;
врождённые свойства нервной системы;
«прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.
Чем характеризуется стадия оптимальной работоспособности человека?
стабильными параметрами деятельности и организма;
оптимальностью психофизиологических затрат человека;
состоянием функционального комфорта;
устойчивостью рабочего состояния.
Расставьте по порядку уменьшения саморегуляции состояний работоспособности работников следующих стилей психической деятельности:
гармоничный стиль (экстраверт с высокой энергетикой;
экономный стиль (интороверт с низкой энергетикой;
накопительный стиль с эрготронным реагированием;
затратный стиль (экстраверт с трофотронным реагированием).
Вставьте пропущенные слова: способность человека к выполнению конкретной………………… в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание……. Как основной составляющей надёжности человека.
В какое время наиболее активны следующие органы человека:
желудок;
тонкий кишечник;
почки;
печень;
сердце
7 – 9;
11 – 13;
13 – 15;
17 – 19;
1 – 3.
Вставьте пропущенное слово: человек, ложащийся спать в 22 часа, получает………….. отдых.
Определите частоту ритма в Герцах у следующих видов ритмов:
гамма-ритм;
бета-ритм;
альфа-ритм;
тетта- ритм;
дельта-ритм
1-4 ГЦ;
4-8 ГЦ;
8-13 Гц;
14-30 Гц;
≥ 30 Гц.
При каких условиях наблюдаются физиологические сдвиги в организме обучаемых?
при повышении концентрации углекислого газа до 0,03%4
при падении содержания кислорода с 20 до 17 %;
при уменьшении температуры воздуха в учебном помещении с 18 до 16 °С.
при повышении влажности воздуха в помещении от 30 до 50 %.
Избыток какого газа прежде всего сказывается на работе мозга и его регуляторных центров:
углекислого газа;
угарного газа;
бытового газа;
метана.
Вместо точек вставьте слово в следующем предложении: одежда и обувь, соотвествующая требованиям гигиены, а также отвечающие принятым стандартам, способствуют сохранению здоровья и улучшают…….. состояние обучаемых.
Расположите по порядку стадии работоспособности человека:
прогрессивное снижение работоспособности;
врабатываемость;
полная компенсация;
оптимальная работоспособность;
конечный
Поставьте возраст критических периодов, в которых особенно быстро развиваются двигательные или умственные функции:
обучение языку;
быстрота движений;
мышечная сила;
общая выносливость;
профессиональные навыки, внимание.
6- 7 лет;
до 5 лет;
10- 14 лет;
13 – 16 лет;
16 лет и старше.
Запишите недостающие слова в следующих предложениях: вспышка инфекционных заболеваний обычно наступает…………………….; это объясняется ослаблением барьерной функции…………..
Протокол
согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 201 / 201 учебный год
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
|
Кафедра
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
|
Принятое решение
(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
на 201 / 201 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
« »____________________201 г.
Заведующий кафедрой ___________________/ /
_______________________________________________________
Внесенные изменения утверждаю
Проректор по учебной работе
_______________Т.В. Маркелова
«_____»___________201 г.
|