ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра детских болезней
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов к практическому занятию
по пропедевтике детских болезней
Тема: Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков. Этапы становления статики, моторики. Развитие речи, эмоций и форм общения. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие. Понятие об умственной отсталости, энцефалопатии.
Утверждено на
кафедральном заседании
“_04__” _сентября_________ 2010 г.
протокол № __2_
Зав. кафедрой, профессор___________М.Я. Ледяев
Утверждено на учебно-методической комиссии
педиатрического факультета от 27.10.2010
Протокол №1
Составитель: доц. О.В. Степанова
_____________________________
“______” _______________ 2010 г.
Волгоград, 2010
^
К ТЕМЕ: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СТАТИКИ, МОТОРИКИ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ЭМОЦИЙ И ФОРМ ОБЩЕНИЯ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ПОНЯТИЕ ОБ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. ЭНЦЕФАЛОПАТИИ.
Продолжительность занятия – 4 часа.
^
1. Научиться оценивать особенности нервно-психического развития
здоровых детей различного возраста.
2. Отработать навыки обследования неврологического статуса ребенка для
оценки его нервно-психического состояния.
^
№
|
Этапы занятия
|
Время занятия
|
1.
|
Организационные мероприятия, определение конечной цели.
|
15 мин.
|
2.
|
Контроль исходного уровня знаний
|
30 мин.
|
3.
|
Работа студентов с больными: сбор анамнеза, осмотр ребенка с оценкой общего состояния, выявление основных неврологических синдромов, анализ медицинской документации и данных параклинического обследования больных, оценка НПР, статических, моторных функций, речи, эмоциональной сферы, форм общения, рефлексов, результатов спинномозговой пункции.
|
1 ч.
30 мин.
|
4.
|
Клинический разбор больных с преподавателем (оценка НПР, статических, локомоторных функций, неврологических синдромов, эмоциональной сферы, речи, клинико-лабораторных исследований).
|
1 ч.
15 мин.
|
5.
|
Контроль итогового уровня знаний.
|
30 мин.
|
III. Вопросы для самоконтроля и исходного уровня знаний.
Прилагается набор тестов.
^
№
|
Этапы деятельности
|
Средства деятельности
|
Критерии самоконтроля
|
1.
|
Установление психологического контакта с больным ребенком и родителями.
|
Соблюдение норм деонтологии, внимание, доброжелательность.
|
Адекватная реакция больного на осмотр, доброжелательность ухаживающей матери при беседе со студентами.
|
2.
|
Оценка развития коры головного мозга, подкорковых структур, спинного мозга, нервных волокон; факторов, влияющих на их развитие.
|
Беседа с матерью, другими родственниками, анализ родословной, сбор анамнеза для оценки неврологического статуса ребенка.
|
Сроки закладки нервной системы во внутриутробном периоде. Эволюция отдельных форм составляющих головной мозг, спинной мозг, нервной ткани. Особенности кровоснабжения мозга у детей. Особенности ликворного состава у детей различного возраста.
|
3.
|
Оценка развития органов чувств.
|
Беседа с матерью, анализ родословной, сбор анамнеза для оценки состояния зрения, слуха, обоняния, вкуса. Осмотр с целью исключения отклонений.
|
Сроки закладки и развития во внутриутробном периоде органов зрения, слуха, обоняния, вкуса. Совершенствование органов чувств в постнатальном периоде. Методика исследования зрения, слуха.
|
4.
|
Оценка рефлексов новорожденного, сроков формирования, угасания.
|
Беседа с матерью, сбор анамнеза для оценки неврологического статуса, объективное исследование для оценки рефлексов.
|
Безусловные рефлексы новорожденного:
1)стойкие пожизненные автоматизмы;
2) транзиторные рудиментарные рефлексы;
3) рефлексы, появляющиеся на определенном этапе жизни.
Сроки появления и угасания транзиторных рефлексов, автоматизмов и их оценка у курируемых больных.
|
5.
|
Оценка моторики ребенка, развития координации движений в возрастном аспекте. Оценка развития статики у детей 1 года жизни.
|
Беседа с матерью, сбор анамнеза, осмотр с целью оценки моторики, статики.
|
Развитие моторной деятельности плода, лабиринтные двигательные рефлексы. Экстрапирамидная система к рождению. Этап развития пирамидно-стриарной системы. Этап становления кортикальной системы. Пики двигательной активности на 1 году жизни:
1) 3-4 мес.
2) 7-8 мес.
3) 11-12 мес.(комплекс оживления, формирование бинокулярного зрения, начало ходьбы). Принцип сенсорно-моторных связей.
|
6.
|
Оценка развития эмоций у детей.
|
Беседа с матерью, сбор анамнеза, осмотр ребенка, беседа с ребенком.
|
Становление функций сенсорной системы, как функциональное созревание головного мозга. Этапы развития речи:
1) подготовительный;
2)этап «сенсорной речи»;
3) этап моторной речи.
|
7.
|
Критерии здоровья, группы здоровья.
|
Беседа с матерью, сбор анамнеза, осмотр ребенка, беседа с ребенком.
|
Неврологические нарушения у новорожденного (оценка рефлексов, НПР, речи, локомоторных функций). Детский церебральный паралич, опухоли ЦНС, поражения спинного мозга, расстройства чувствительности.
|
8.
|
Оценка нервно-психического развития, факторов, влияющих на него.
|
Беседа с матерью, сбор анамнеза, анализ родословной, объективное обследование, оценка неврологического статуса.
|
Неврологические синдромы: гипертензионный, гидроцефальный, гипертензионно-гидроцефальный, вегето-висцеральных нарушений, астено-вегетативный, минимальных двигательных дисфункций, миатонический. Психопатологические синдромы: дебильность, имбицильность, идиотия.
|
^
А.В. Мазурин, И.М. Воронцов «Пропедевтика детских болезней», М, 2010, стр. 82-135.
2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. М.: МЕДпресс-информ, 2007, стр. 80-99.
3. Пропедевтика детских болезней. [Электронный ресурс]: учебник для вузов/Под. ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
4. Кафедральные лекции.
|