Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию





Скачать 100.12 Kb.
Название Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию
Дата 06.05.2013
Размер 100.12 Kb.
Тип Методические указания
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЪЯ УКРАИНЫ

Винницкий национальный медицинский университет

им. М.И.Пирогова


Утверждено”

на методическом совещании

кафедры фтизиатрии с курсом

клинической аллергологии и иммунологии

Заведующий кафедры

профессор Б.М.Пухлик


_________________________

(подпись)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

НО ДЛЯ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ



^ Учебная дисциплина

Фтизиатрия

Модуль №1

Фтизиатрия

Тема занятия

Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Осложнение ТБЛ: кровохарканье, легочные кровотечения, спонтанный пневмоторакс (СП), легочная недостаточность (ЛН), хроническое легочное сердце (ХРЛ), ателектаз, амилоидоз. Защита истории болезни курированных больных.

Курс

4-й

Факультет

Медицинский



Винница – 2008



  1. ^ Актуальность темы:


ФКТ – составляет 8 – 10% среди больных ТБЛ в Украине. Все эти больные выделяют МБТ, 92 – 95% среди них с резистентными штаммами МБТ к основным АМБП. Эти больные основной источник распространенных резистентных МБТ среди больных из ВДТБ.

Усложненный ТБЛ встречают в 20 – 25% больных из ХТБ, РТБ, ВДТБ. Сами драматичные среди осложнений – легочные кровотечения и кровохарканья. Спонтанный пневмоторакс, ЛН, ХЛС, амилоидоз внутренних органов, ателектазы.

  1. ^ Учебные цели:


Задача преподавателя – воспитывать у студентов правильного этического поведения у кровати больной с ХТБ и усложненным ходом ТБЛ.


При участии преподавателя студенты должны:


  1. Ознакомиться с методом сбора жалоб и анамнестических данных. Методикой клинического обследования больных на ТБЛ по органам и системах.

  2. Выучить значение вспомогательных методов обследования.

  3. Усвоить этапы диагностического процесса.

  4. Выучить патогенез некоторых осложнений ТБЛ.

  5. Выучить безотлагательные состояния в фтизиопульмонологии.




  1. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)




Названия предыдущих дисциплин

Получены навыки

1. Анатомия человека

Общий план строения легких.

Строение оболочек стенки воздушноносительных путей.

2. Нормальная физиология

Значение дыхания для организма.

Вентиляция легких и альвеол, ее неравномерность в разных отделах легких.

3. Патологическая физиология

Общая патология, патология внешнего дыхания. Пути проникновения и распространения микобактерий в организме человека.

4. Микробиология, вирусология и

иммунология

Учение об инфекционном процессе. Микобактерии (возбудитель туберкулеза), его строение, свойства, резистентность. Виды МБТ и их эпидемиологическое значение.

5. Фармакология

Фармакокинетика лекарственных средств. Противотуберкулезные антибиотики и химиопрепараты, классификация, дозы, методы введения.

6. Общая гигиена

Понятие о профессиональных вредности и профессиональные заболевания. Рост заболеваемости на туберкулез среди медицинских работников. Основы рационального питания, физического воспитания и закалки в профилактике туберкулеза.

7. Патологическая анатомия

Туберкулез. Этиология, патогенез. Производительное гранульоматозное воспаление. Строение специфической гранульоми при туберкулезе. Строение стенки каверны.

8. Рентгенология.

Методика чтения рентгенограмм ОКГ, томограмм, КТГ, рентгенополиграм.


4. Задание для самостоятельного труда во время подготовки к занятию.


    1. Перечень основных сроков, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:




Срок

Определение

1. Жалобы у больных туберкулезом.

Синдром туберкулезной интоксикации.

Бронхо – плевро – легочный синдром.

Жалобы связаны с поражением других органов и систем.

2. Характеристика каверны.

Кольцеобразное образование которое характеризуется:

- размерами или диаметром в см;

- толщиной стенки полости;

- наличием или отсутствием содержания в полости.

3. Легочные кровотечения.

Выделение за сутки больше 50 мл крови.

4. Спонтанный пневмоторакс характеризуется:

1. Наличием воздуха между висцеральнымы и париетальными листками плевры

2. Коллапсом легкого.

3. Смещением органов средостения в противоположную сторону.




    1. Теоретические вопросы к занятию:

  1. Что такое фиброзный – кавернозный туберкулез.

  2. Причины возникновения фиброзного – кавернозного туберкулеза легких.

  3. Основные данные при клиническом обследовании органов дыхания: обзор, пальпация, перкусия, аускультация.

  4. Вспомогательные методы обследования у больных с фиброзно-кавернозным туберкулезом их интерпретация: лабораторные методы, рентгенологические методы, инструментальные методы, функциональные методы.

  5. Патогенез легочных кровотечений и кровохарканий у больных из ТБЛ.

  6. Патогенетические механизмы, которые возникают при спонтанных пневмотораксах.

  7. Неотложная помощь больным с легочными кровотечениями.

  8. Неотложная помощь больным со спонтанным пневмотораксом.




    1. Практические занятия, которые выполняются при подготовке к занятию:

^ 4.3.1. Заполнить таблицу:


Задание

Эталон ответа

1. Чем характеризуется фиброзно – кавернозный туберкулез легких?




2. Какие причины возникновения фиброзно-кавернозного туберкулеза легких.




3. Какие жалобы включает синдром туберкулезной интоксикации.




4. Какие жалобы включает бронхо – плевро-легочный синдром.




5. В чем заключается симптом Рубинштейна и механизм его возникновения.




6. В чем заключается симптом „бронхиального и амфоричного дыхания”.




7. В чем заключается симптом „уменьшения гемоторакса” у больных с фиброзно-кавернозным туберкулезом легких.




8. Какая причина резистентности МБТ у больных с фиброзно-кавернозным туберкулезом легких.




9. Патогенетические механизмы возникновения легочных кровотечений и кровохарканий у больных из ТБЛ.




10. Что такое аневризмы Раунсмунсена?




11. Какие сосуды в легких могут приводить к гемораргии.



12. Какие анатомические причины возникновения спонтанных пневмотораксов.



13. Лечение больных с легочными кровотечениями в зависимости от патогенетических механизмов их возникновения.





^ 4.3.2. Решить тестовые задания:


  1. Сколько сегментов в верхней частице левого легкого?

А. Десять

В. Три

С.* Пять

2. Что такое каверна в легких?

А. Затемненная

В. Округла тень

С. Просветленная

Д. *Кольцеподобное образование


3.Що такое кровохарканье?

А. Выделения больше 100 мл крови за сутки

В. * Выделение до 50 мл крови за сутки

С. Выделения больше 50 мл крови за сутки


4. Назовите основной рентгенологически метод обследования для выявления каверны в легких?

А. Флюорография

В. Обзорная рентгенография

С. *Томография

Д. Бронхография


^ 5. Практические задания, которые выполняются на занятие:

5.1. Провести сбор жалоб, анамнеза болезни, анамнеза жизни больного, фиброзно-кавернозным туберкулезом.


    1. Провести обзор, пальпацию, перкусию и аускультацию органов грудной клетки.

    2. Провести объективное обследование других органов.

    3. Провести интерпретацию лабораторных методов обследования.

    4. Провести интерпретацию инструментальных и функциональных методов.

    5. Описать обзорную рентгенограмму органов грудной клетки и томограммы у больных с фиброзно -кавернозным ТБЛ и спонтанными пневмотораксами.

    6. При возможности, под контролем преподавателя, выполнить плевральную пункцию



^ 6. Материалы для самоконтроля и конечного уровня усвоения материала:


№№

Задание

Ответ

1.

При обследовании больного обнаружено резкое смещение трахеи вправо от средней линии. Кем описан симптом и какие процессы его вызывают?




2.

У больного внезапно возникли боли в грудной клетке, одышка, которая постепенно усиливается. Какое рентгенологически обследование необходимо сделать?




3.

У больного при клиническом обследовании обнаружено участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. Выбухание междуреберных пролежней, снижения дыхательных шумов. Что Вы ожидаете увидеть на рентгенограмме органов грудной клетки?




4.

Какие слои имеет стенка каверны у больных с фиброзно-кавернозным туберкулезом легких?




5.

Сколько месяцев(дней) необходимо для определения чувствительности МБТ к АМБП?




6.

Какие патологические процессы ведут к смещению средостение в сторону поражения?




7.

Какие патологические процессы ведут к смещению органов средостение в противоположную сторону?




8.

Назовите основные рентгенологически симптомы при спонтанном пневмотораксе?




9.

Назовите сосуды малого и большого круга кровообращения, которые могут давать легочные кровотечения?




10.

Какие АМБП относятся к АМБП II-го ряду?




11.

Какие патогенетические механизмы возникновения легочных кровотечений и кровохарканий у больных из ВДТБ, РТБ, ХТБ?




12.

Назовите виды спонтанных пневмотораксов?




13.

Какие изменения на ЭКГ характерные для ХЛС?




14.

Какие изменения на спирограмме у больных с фиброзно-кавернозным туберкулезом?




15.

Какие изменения слизевой бронхов и трахеи возникают у больных с фиброзно-кавернозным ТБЛ?




16.

Какие изменения в мочи характерные для амилоидоза почек?






Литература.


Основная


1. Фтизиатрия. Учебник /Под. Ред. проф. В.И.Петренко. – Винница: „Новая книга”, 2006.- 503 с.

2. Фтизиатрия. Учебник /Под. Ред. акад.. А.Я. Циганенко, проф. С.И.Зайцевой. – Х.: Факт, 2004. - 390 с.

3. Савула М.М., Ладный А.Я. Туберкулез /Учебник. – Тернополь: Укрмедкнига”, 1999.-323 с.


Дополнительная литература:


4. Фтизиатрия: учебно-методическое пособие. Сборник заданий для тестового контроля знаний /Под. Ред. В.Ф. Москаленко, В.И. Птренко.- Винница: Новая книга, 2005. – 296 с.

5. Туберкулез / Под. ред. проф. Асмолова O.K. - Одесса, 2002. -275 с.

6.Туберкулез внелегочной локализации / Ю.И. Фещенко, И.Г. Ильницкий, В.М. Мельник, О.В. Панасик. Под. ред. Ю.И. Фещенка, И.Г. Ильницкого. - Киев: Логос, 1998. -376 с.

7.Савула М.М., Ладний О.Я., Кравченко Н.С., Сливка Ю.И. Дифференциальная диагностика заболеваний легких и плевры. - Тернополь: "Укрмедкнига", 2000. - 223с.

8.Перельман М.И., Корякин В.А., Богадельникова Й.В. - Фтизиатрия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - Г.: ОАО "Издательство "Медицина", 2004. - 520 с.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому (семинарскому

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому (семинарскому

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому (семинарскому

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания студентам ІV курса медицинского факультета для самостоятельной работы при подготовке

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические указания студентам ІV курса медицинского факультета для самостоятельной работы при подготовке

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию icon Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы