|
Скачать 44.78 Kb.
|
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра детских болезней МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическому занятию для студентов V курса медико-биологического факультета Тема: Методы исследования органов дыхания у детей. Особенности функциональных нарушений при пневмониях у детей различного возраста. Дыхательная недостаточность у детей. Синдром бронхиальной обструкции. Методы диагностики. Принципы терапии. “Утверждаю” Зав. кафедрой, профессор ____________________ М. Я. Ледяев “_25____” ____июня______________ 2012 г. протокол кафедрального совещания № _11____ Составитель: асс. к.м.н.Жукова Ю.А. _____________________________ “___17___” ______мая_________ 2012 г. Волгоград, 2012 Методические указания для студентов V курса медико-биологического факультета к практическому занятию по педиатрии. Тема: Методы исследования органов дыхания у детей. Особенности функциональных нарушений при пневмониях у детей различного возраста. Дыхательная недостаточность у детей. Синдром бронхиальной обструкции. Методы диагностики. Принципы терапии Место проведения: Детская больница №8, №2 Продолжительность: 5,3 часа. . Цель занятия: научиться:
В результате проведенного занятия Студент должен знать: Функциональные и морфологические особенности дыхательной системы у детей разного возраста и связанные с ними особенности методики исследования органов дыхания и специфику возрастной патологии; этиологию острого бронхита и острой пневмонии у детей разного возраста; клинические симптомы острого бронхита и острой пневмонии; лабораторные и рентгенологические критерии диагностики острой пневмонии; особенности бронхиальной астмы в детском возрасте; неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы и обструктивном бронхите, гипертермии у детей. Студент должен уметь: Выявлять симптомы одышки, интоксикации и токсикоза; провести перкуссию и аускультацию легких, оценить полученные данные; оценить гемограмму, рентгенограмму легких; результаты исследования функции внешнего дыхания. назначить этиотропную и патогенетическую терапию при острой пневмонии, бронхите; неотложную терапию при приступе бронхиальной астмы; проводить дифференциальный диагноз пневмонии с бронхитом, бронхиальной астмы с обструктивным бронхитом. Содержание самостоятельной работы: - Курация больных с острой пневмонией, бронхитом, бронхиальной астмой под контролем преподавателя. Сбор анамнеза с акцентом на сведения, позволяющие сделать заключение об исходной резистентности ребенка (перинатальный анамнез, характер вскармливания, перенесенные заболевания, аллергологический анамнез). - Осмотр ребенка с оценкой наличия фебрилитета, его продолжительности; функции дыхания (цвет кожных покровов, характер дыхания и частота, втяжение уступчивых мест грудной клетки при отсутствии симптомов обструкции, характер одышки). Оценка степени дыхательной недостаточности. - Оценка локальных симптомов (при проведении перкуссии легких – выявление укорочения звука, коробочный оттенок звука, при аускультации – ослабление дыхания в месте укорочения перкуторного звука, наличие постоянных мелкопузырчатых хрипов в зоне укорочения, сухих свистящих хрипов). Выявление симптомов токсикоза (гипертермия, нарушение состояния ЦНС, сердечно-сосудистой системы, симптомы гипоксии, парез кишечника). - Оценка гемограммы, чтение и интерпретация рентгенограмм легких. - Составление заключения по диагнозу на основании данных объективного обследования, результатов лабораторных и рентгенологических данных в соответствии с классификацией; проведение дифференциальной диагностики. - Составление плана лечения для курируемого больного. Методическое обеспечение: схема истории болезни, методическое пособие “Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка”. Литература: Основная литература: 1.Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.- М., 2009, 2010. 2.Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для медвузов в 2 т. – СПб., 2010. 3.Детские болезни [электронный ресурс] / под ред. А.А.Баранова – 2-е изд., - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 1008 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru. 4. Пропедевтика детских болезней [электронный ресурс]/ под. ред. А.С. Калмыковой. - М.: ГЕОТАР- Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru. Дополнительная литература: 1. Клиническая биохимия [электронный ресурс] /Под ред. В.А. Ткачука. - М.: ГЕОТАР- Медиа, 2008. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru. Контрольные вопросы для подготовки к занятию 1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей, связь с патологией. 2. Этиология острого бронхита и острой пневмонии у детей. 3. Классификация бронхитов и пневмонии у детей. 4. Клиника острой пневмонии у ребенка раннего и старшего возраста. 5. Критерии диагностики острого бронхита и острой пневмонии. 6. Дыхательная недостаточность у детей: определение, причины развития, классификация, степени, метаболическая характеристика. 7. Принципы лечения острого бронхита и острой пневмонии. Рациональный выбор антибиотикотерапии. 8. Бронхиальная астма в детском возрасте: этиология, классификация, клиника. 9. Понятие об обструктивном бронхите, клиника. 10.Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы и обструктивном бронхите. |