ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
кафедра детских болезней
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов к практическому занятию
по пропедевтике детских болезней
Тема: Методика исследования костной и мышечной систем. Пропорции телосложения, изменения с возрастом. Семиотика поражений костной и мышечной систем. Допустимые физические нагрузки детей различного возраста.
Утверждено на
кафедральном заседании
“_04__” _сентября_________ 2010 г.
протокол № __2_
Зав. кафедрой, профессор___________М.Я. Ледяев
Утверждено на учебно-методической комиссии
педиатрического факультета от 27.10.2010
Протокол №1
Составитель: асс., к.м.н. Ю.А. Жукова
_____________________________
“______” _______________ 2010 г.
Волгоград, 2010
^
К ТЕМЕ: Методика исследования костной и мышечной систем. Пропорции телосложения, изменения с возрастом. Семиотика поражений костной и мышечной систем. Допустимые физические нагрузки детей различного возраста.
Продолжительность занятия: 4 часа.
-
Цель занятия:
Научиться технике исследования костной и мышечной систем у детей.
Научиться оценивать анатомо-физиологические особенности костной и мышечной систем у детей.
Научиться выявлять семиотику поражения костной и мышечной систем у детей.
^
Прилагается набор вопросов.
III. Схема ориентировочной основы деятельности студентов по теме.
№№
|
Этапы
деятельности
|
Средства
деятельности
|
Критерии самоконтроля
|
1.
|
Установление психологического контакта с больным ребенком и родителями.
|
Соблюдение норм деонтологии, внимание, доброжелательность.
|
Адекватная реакция больного на осмотр, доброжелательность ухаживающей матери при беседе со студентами.
|
2.
|
Оценка морфологических особенностей мышечной системы у детей.
|
Беседа с матерью, сбор анамнеза для оценки состояния мышечной системы, анализ родословной. Базисные знания по гистологии, анатомии.
|
Масса мыщц у детей меньше взрослых, быстрый прирост после рождения. Преобладание гипертонуса сгибателей у новорожденного. Изменение гистологической структуры миофибрил, формирование соединительнотканного каркаса - эндомизия, перимизия. Рецепторный аппарат мышц. Повышенная чувствительность к ацетилхолину, снижение к электрическому току.
|
3.
|
Оценка функцион. Особенностей мышечной системы в различные возрастные периоды (электровозбудимость, хронаксия, механическая возбудимость).
|
Базисные знания по физиологии, гистологии, анатомии.
|
Постоянная мышечная активность теплопродукция, участие в анаболических процессах. Показатели хронаксии по сравнению со взрослыми. Биохимический состав мыщц ( фетальный миозин, сниженная АТФ- азная, высокая холинэстеразная активность). ). Развитие мыщц в возрастном аспекте, гармоничность движений. Физ. упражнения, как стимулятор нормального развития ребенка.
|
4.
|
Оценка особенностей исследования мышечного тонуса, силы ребенка различного возраста.
|
Осмотр, расспрос, пальпация, определение активных и пассивных движений, рефлексов.
|
При осмотре внимание на степень развития мыщц, атрофию, параличи, парезы, врожденные аномалии. 3 степени развития мыщц: слабое, среднее, хорошее. Сила мыщц, оценка с помощью динамометра. Работоспособность- эргографов, эргомет ров. Мышечный тонус - гипотония, гипертонус, оценка у детей до I года и старше.
|
5.
|
Семиотика мышечной гипер-гипотонии.
|
- « - « - « -« -
|
Мышечная атрофия- врожденная и приобретенная 1-ая, 2-ая. Причины - длительная неподвижность, хронические инфекции, иммобилизация, медикаментозная. Гипотония - врожд. миопатия, рахит, параличи. Гипертония физиологическая. Миотония, миопатия, миастения, параличи и парезы мыщц.
|
6.
|
Особенности эмбриогенеза костной ткани, морфологических особенностей, особенностей строения надкостницы, крово снабжения костей.
|
Базисные знания по гистологии, биохимии, анатомии.
|
Остеогенез - дермальный, хондральный. Состояние костной ткани к рождению, эпи - и энхондральное окостенение. 3 стадии костеобразования: I создание белковой матрицы, формирование центров кристаллизации, перемодулирование. Активность надкостницы, формирование костных выступов. Интенсивное кровоснабжение до 2-х лет.
|
7.
|
Оценка костного возраста. Появление ядер окостенения сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, закрытия большого и малого родничков, швов.
|
Осмотр, сбор анамнеза, пальпация, оценка данных исследования.
|
Костный возраст – уровень биологического развития. Появление точек окостенения в возрастном аспекте. Закладка зубов. Порядок прорезывания и формула молочных зубов, постоянных зубов. Сроки закрытия родничков, швов. Методика определения размеров родничков, состояния краев, формы прикуса
|
8.
|
Оценка особенностей строения костей черепа, грудной клетки, конечностей.
|
- « - « - « -« -
|
Оценка соответствия биологического и костного возраста. Формы черепа: долихоцефалия, мезокрания, брахикрания. Сколиоз, степени. Форма конечностей, аномалии развития, многопалость, синдактилия, отсутствие конечностей. Плоскостопие, степени. Оценка движений в конечностях. Дисплазия суставов. Рен-логическое исследование костей
|
9.
|
Оценка костных изменений при рахите, особенности фосфорно-кальциего обмена у детей.
|
- « - « - « -« -
|
Причины рахита: нарушения питания, баланса Са и Р, недостаточность вит.Д2, нарушение КОС и т.д.
Нормальные показатели Са и Р в крови. Суточная потребность Р и Са, вит. Д для правильного развития детей.
|
10.
|
Оценка методов физического воспитания детей.
|
Сбор анамнеза, осмотр, пальпация, оценка объема движений.
|
Комплекс массажа и гамнастики у детей до 1 года. Физическая зарядка - как основа гармоничного развития детей.
|
^
А.В. Мазурин, И.М. Воронцов «Пропедевтика детских болезней», М, 2010, стр.265-281.
Кафедральные лекции.
3. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. М.: МЕДпресс-информ, 2007, стр. 165-181.
4. Пропедевтика детских болезней. [Электронный ресурс]: учебник для вузов/Под. ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
|