|
Скачать 312.95 Kb.
|
1. Предмет и задачи общей психофизиологии. Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии Предмет — физиологические основы психической деятельности и поведения человека. Наиболее близка к психофизиологии – физиологическая психология – наука, возникшая в конце XIX в. Как раздел экспериментальной психологии. Предметов физиологической психологии явл. Изучение отдельных физиологических функций. Теоретико-эксперементальные основы этого направления представляет теория функциональных систем Анохина (1968)(см. билет 8), в соответствии с которой единстве психических и физиологических процессов в функциональных системах организма обеспечивает достижение полезного, приспособительного результата его деятельности. С идеей функциональных систем непосредственно связан принцип саморегуляции психологических процессов, сформулированной Бернштейном (1963). В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, иминоемой системной психофизиологией. Таким образом ясно, что изучение психофизиологии в отличие от физиологической психологии тесно связана идеями системности психики. Сознание – эмерджентное свойство мозга. То есть оно является результатом взаимодействия множества нервных процессов, образующих систему. Задача психофизиологии – изучить физиологические проявления психики в контексте мозга как системы. 2. Предмет и задачи основных разделов психофизиологии. Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Результаты исследований в области общей психофизиологии – фундамент всех отраслей психофизиологической науки.
^ . Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации псих деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов. 3. История становления психофизиологии как науки. 1. в начале XIX века Н.Массиас предложил термин «психофизиология». Термин использовался обозначения исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.) 2. В. Вундт ввел термин "физиологическая психология" для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации. 3. 1973 г. Лурия выделил психофизиологию как самостоятельную науку. Предметом психофизиологии по Лурии служит поведение человека или животного (но в отличие от этологии поведение в экспериментальных услоавиях). При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология — это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности 4. В 1982 г. в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация 5. Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие ХХ в. "Десятилетием мозга" Интенсивное развитие новой техники физиологического эксперимента (в основном ЭЭГ) открыло широкие перспективы для экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Стали также чаще использовать микроэлектродную технику. Совеременная психофизиология как наука о физиологических основах псих деятельности и поведения представляет область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, нейропсихологию и системную психофизиологию. Она включает 3 самостоятельные части: общую, возрастную и дифференциальную. 4. Психофизиологическая проблема и варианты ее решения. ^ заключается в решении вопроса о соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме (теле). В такой формулировке она составляет основное содержание предмета психофизиологии. Её стоит отличать от психофизической проблемы, заключающейся в определении места психического (сознания, мышления) в целостной картине мира и имеющей философский характер. Решения:
Современные варианты решения:
(Материал этого билета очень объемный. Читайте больше в «теме 2» Малютиной) В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессами, поэтому являются надежными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Электроэнцефалография – метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ), суммарной биоэлектрической активности мозга. Этот метод был разработан благодаря Х. Бергеру, обнаружившим в 1929 г. «мозговые волны». Сегодня ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока еще наименее расшифрованным источником данных для психофизиолога. Выделяют 5 главных ритмов, имеющих различные частотный диапазон, амплитуду и функциональное значение.
ЭЭГ регистрирую с помощью наложенных на кожную пов. Головы электродов, скоммутированных в единую цепь с усилительной техникой. 2 способра геристрации ЭЭГ: биполярный – расположение электродов в электрически активных точках скальпа и монополярных – расположение одного из электродов в электрически нейтральной точке (мочка уха или переносица). Магнитоэнцефалография — регистрация параметров магнитного поля, обусловленных биоэлектрической активностью головного мозга. Запись этих параметров осуществляется с помощью сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков и специальной камеры, изолирующей магнитные поля мозга от более сильных внешних полей. Метод обладает рядом преимуществ перед регистрацией традиционной электроэнцефалограммы. В частности, радиальные составляющие магнитных полей, регистрируемые со скальпа, не претерпевают таких сильных искажений, как ЭЭГ. Это позволяет более точно рассчитывать положение генераторов ЭЭГ-активности, регистрируемой со скальпа. ^ — биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на внешнее раздражение и находящиеся в строго определенной временной связи с началом его действия. У человека ВП обычно включены в ЭЭГ, но на фоне спонтанной биоэлектрической активности трудно различимы (амплитуда одиночных ответов в несколько раз меньше амплитуды фоновой ЭЭГ). В связи с этим регистрация ВП осуществляется специальными техническими устройствами, которые позволяют выделять полезный сигнал из шума путем последовательного его накопления, или суммации. Три уровня анализа ВП
^ . ТКЭАМ является очень удобной формой представления на экране дисплея статистического анализа ЭЭГ и ВП. Это область электрофизиологии, оперирующая с множеством количественных методов анализа электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов . Широкое применение этого метода стало возможным при появлении относительно недорогих и быстродействующих персональных компьютеров. Оно повышает эффективность ЭЭГ-метода. ^ . новейший метод, дающий точные и детальные изображения малейших изменений плотности мозгового вещества. КТ соединила в себе последние достижения рентгеновской и вычислительной техники, отличаясь принципиальной новизной технических решений и математического обеспечения. В отличие от рентгена, где виден только один вид части тела, КТ позволяет увидеть поперечный срез. ^ Измерение и изучение электрической активности кожи (ЭАК), или кожно-гальванической реакции (КГР). В психофизиологии электрическую активность кожи используют как показатель "эмоционального" потоотделения. Как правило, ее регистрируют с кончиков пальцев или ладони, хотя можно измерять и с подошв ног, и со лба. Плетизмография — метод регистрации сосудистых реакций организма. Плетизмограмма — высоко чувствительный индикатор вегетативных сдвигов в организме. ^ — запись электрических процессов, связанных с сокращением сердечной мышцы. Исследование нейрогуморальной регуляции ритма сердца является одним из наиболее распространенных подходов к оценке состояния адаптационных возможностей организма человека. Для исследования вегетативного тонуса широко используются записи ЭКГ или кардиоинтервалограммы (КИГ). Пупиллометрия — метод изучения зрачковых реакций. Электроокулография — метод регистрации движения глаз, основанный на графической регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц. 6. Подходы к определению функциональных состояний. ^ Это определение считается неполным, т.к. слишком общее и исходя из определения (осуществляется деятельность), в неё не входят такие ФС как, например, сон. Поэтому, чтобы более четко определить это понятие, были созданы разные подходы к определению ФС. ^ ФС — это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. изменение ФС представляет собой смену одного комплекса реакций другим, причем все эти реакции взаимосвязаны между собой и обеспечивают более или менее адекватное поведение организма в окружающей среде. Согласно этой логике, диагностика функциональных состояний связана с задачей распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели и реакции (ЭЭГ, ЧСС, ЭМГ, дыхательных движений и др.) ^ Эти наборы показателей, характеризующие то или иное ФС – лишь наборы чисел и не имеют содержательной характеристики, важной для определения ФС ^ - Такое состояние организма человека, которое оценивается по результатам трудовой и профессиональной деятельности. снижение результативности деятельности рассматривается как признак ухудшения ФС. Согласно этой логике здесь выделяют два класса функциональных состояний: — состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности; В этом случае имеется в виду "оперативный покой" — состояние готовности к деятельности, при котором организм человека за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы активности для выполнения конкретной деятельности. Состояние оперативного покоя сопровождается повышением тонуса нервных центров, особенно тех, которые имеют отношение к построению движений, а также напряжением некоторых вегетативных функций. — состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма: а) не полностью обеспечивают его деятельность; б) или работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов. Во этом случае речь идет о так называемых экстремальных состояниях (реактивные пограничные или патологические состояния). Конечно, между состоянием оперативного покоя и экстремальными состояниями существует немало других состояний типа: утомления, теплового напряжения, водного истощения и т.п. Психофизиологический. Функциональное состояние выступает как результат взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов коры больших полушарий, который определяет текущую форму жизненной активности индивида. Согласно этому подходу акцент делается на функциональной специализации двух систем организма ретикулярная формация ствола мозга и лимбическая система, ответственная за эмоциональные состояния человека. Обе модулирующие системы образуют особую функциональную систему, имеющую несколько уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный) Это определение дает основание проводить границу между разными функциональными состояниями не только по поведенческим проявлениям, эффективности деятельности или результатам полиграфической регистрации, но также и по уровню активности модулирующих систем мозга. ^ является внешним проявлением активности нервных центров. Это понятие характеризует интенсивность поведения. По некоторым представлениям, между сном и состоянием крайнего возбуждения имеется непрерывный ряд изменений уровня бодрствования, вызываемых изменениями уровней активности нервных центров. Максимальная эффективность деятельности соответствует оптимальному уровню бодрствования. Выделяют следующие уровни бодрствования:
Но следует признать, что между разными ФС существуют качественные отличия, не сводимые только к различиям в уровнях активации. Для каждого типа адаптивного поведения существует оптимальный уровень бодрствования. Не существует количественной меры для фиксации уровня бодрствования ^ опирается на представление о сильной зависимости психического состояния человека (его настроений и переживаний) от биохимического состава внутренней среды организма.. Устойчивое равновесие активности медиаторных систем дает представление о среднем уровне активации или функциональном состоянии, при котором реализуется данное поведение. Разным типам поведения соответствуют различные балансы активности медиаторных систем мозга. 7. Нейрофизиологические механизмы регуляции уровня бодрствования. Изменения уровней бодрствования связаны с изменениями тонуса соответствующих нервных центров. Можно выделить несколько уровней регуляции бодрствования: клеточный, отдельных центров и мозга как целого. ^ регуляция функциональных состояний осуществляется с помощью модуляторных нейронов Существуют две категории модуляторных нейронов: активирующего и инактивирующего типа. Первые увеличивают активность синапсов, соединяющих чувствительные и исполнительные нейроны, вторые снижают эффективность синапсов, прерывая путь передачи информации от афферентных к эфферентным нейронам. Кроме того, нейроны-модуляторы различаются по степени генерализованности своего действия. Переход к бессознательному состоянию, например при засыпании, можно определить как выключение активирующих нейронов-модуляторов генерализованного типа и включение инактивирующих нейронов-модуляторов. В эволюции нейроны-модуляторы объединились в ансамбли и сети, сосредоточенные на уровне ретикулярной формации ствола мозга и неспецифического таламуса, образуя активирующую и инактивирующую системы. ^
—находится в стволе мозга — ^ —Тип реакции тонический (обеспечивают тонус) —возбуждения медленно угасают
—часть промежуточного мозга — Активация более локальная чем в РФ —Тип реакции фазический (фаза ответа соответствует фазе воздействия) —возбуждение быстро угасает
Уровень целого мозга. Важнейшим регулятором уровня бодрствования и внимания как избирательного процесса служат передние отделы коры. Получается замкнутый контур регуляции: РФ возбуждает неспецифический таламус, таламус возбуждает кору, а она при помощи нисходящих путей может снизить или увеличить активность РФ и таламуса в зависимости от того что требуется. 8. Теория функциональных систем П.К. Анохина, ее значение для психофизиологии. На рисунке изображена схема функциональной схемы по Анохину. ![]() Функциональная система – объединение элементов различной анатомической локализации, взаимодействующих для достижения приспособительного результата. Приспособительный результат является системообразующим фактором ФС. Достичь результата — значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении. Различают функциональные системы первого и второго типа. ^ - функциональная система, обеспечивающая постоянство параметров внутренней среды за счет системы саморегуляции, акты которой не выходят за пределы самого организма. Основные 2 константы гомеостаза это осмотическое давление и Ph крови. Функциональная система первого типа автоматически компенсирует возникающие колебания кровяного давления, температуры тела и других параметров. ^ использующая внешнее звено саморегуляции; обеспечивающая адаптивный эффект через связь с внешним миром за пределами организма и изменение поведения. Функциональные системы имеют разную специализацию. Одни осуществляют дыхание, другие отвечают за движение, третьи за питание и т.п. ФС могут принадлежать к различным иерархическим уровням и быть разной степени сложности. Функциональные системы различаются по степени пластичности, т.е. по способности менять составляющие ее компоненты. Если поведенческий акт состоит преимущественно из врожденных структур (безусловных рефлексов, например, дыхание), то пластичность будет малой и наоборот ^ Основные компоненты схематично изображены на рисунке
^ ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма. Лурия считал, что внедрение теории функциональных систем позволяет по-новому подойти к решению многих проблем в организации физиологических основ поведения и психики. Благодаря теории ФС: — произошла замена упрощенного понимания стимула как единственного возбудителя поведения более сложными представлениями о факторах, определяющих поведение, с включением в их число моделей потребного будущего или образа ожидаемого результата; —было сформулировано представление о роли "обратной афферентации" и ее значении для дальнейшей судьбы выполняемого действия, последнее радикально меняет картину, показывая, что все дальнейшее поведение зависит от успехов выполненного действия; —было введено представление о новом функциональном аппарате, осуществляющим сличение исходного образа ожидаемого результата с эффектом реального действия — "акцепторе" результатов действия. 9. Биологическая и искусственная обратная связь в психофизиологии. Биологическая обратная связь - процесс саморегуляции поведенческих и физиологических функций. Любая система, поведение которой основано на принципе обратной связи, обладает тремя основными свойствами: — генерирует движение к цели по определенному пути; — обнаруживает ошибку путем сравнения реального действия с правильным путем; — использует сигнал об ошибке для изменения направления действия. В здоровом организме информация о результатах деятельности какого-либо всегда тем или иным способом возвращается к нему обратно. На основе этого производятся изменения и корректировки первоначальной деятельности. Тем самым создается петля "обратной связи". Этот механизм действует практически на всех уровнях организации живого организма. Самым существенным моментом является наличие определенной информации о результате или характеристиках протекания того или иного процесса, с тем, чтобы иметь возможность изменить его в полезном для организма направлении. Обратная связь (афферентация) является важнейшим звеном функциональных систем всех уровней организации. Другими словами, ее значение далеко выходит за рамки регуляции гомеостаза. Она выступает как важнейший механизм саморегуляции поведения и деятельности животных и человека. При этом основной интерес представляют собой те реципрокные, регуляторные, опосредованные мозгом взаимодействия между моторным механизмом и рецептором, в которых обратная связь от рецептора управляет моторным ответом и сама регулируется им. Фундаментальные свойства этого взаимодействия для живых организмов — динамичность, замкнутость контура управления и непрерывность действия. Однако анализ обратной связи в таком плане в значительной степени — предмет будущих исследований. ^ Ее можно рассматривать как метод регуляции функциональных состояний организма и управления деятельностью человека. При помощи специально сконструированных приборов информация о функциональном состоянии человека или результатах его деятельности регистрируется, преобразуется в доступную для восприятия форму и посылается обратно. Иными словами, при помощи специальной аппаратуры создается искусственная петля "обратной связи", с помощью которой человек способен сознательно регулировать многие функции своего организма, начиная от изменения скорости протекания элементарных психофизиологических реакций до крайне сложных видов деятельности. Самым существенным при организации аппаратурной обратной связи является обеспечение конкретной, доступной человеку информации о результате или характеристиках протекания того или иного процесса, чтобы у человека была возможность изменить его в любом, но лучше в полезном организму, направлении. Имеются многочисленные данные, говорящие о том, что при наличии соответствующей информации на основе обратной связи человек может научиться изменять такие функции своего организма, которые ранее считались недоступными для произвольной регуляции и осознанного контроля. 10. Виды искусственной обратной связи. ^ Основан на использовании миографа — прибора, улавливающего электрические импульсы, возникающие при мышечном напряжении. Миограф регистрирует уровень мышечной активности и преобразует эту активность в сигналы, доступные для восприятия человека, пропорционально силе мышечного напряжения. В первых исследованиях, например, изменялась освещенность комнаты: чем больше человек напрягал свои мышцы, тем ярче светили лампочки, и наоборот. Задавшись целью снизить уровень мышечного напряжения, человек в оценке результатов своих усилий ориентируется на изменения освещенности. Человек, таким образом воспринимает эти сенсорные раздражители как информацию, необходимую ему для изменения степени мышечного напряжения, для релаксации. ^ Когда периферические кровеносные сосуды расширены, ток крови через них увеличивается и кожа становится более теплой. Измеряя температуру в конечностях, можно определить степень сужения кровеносных сосудов и так как их сужение и расширение регулируется симпатическим отделом автономной нервной системы, можно тем самым косвенно оценить степень симпатической активности. Аппаратура для температурной обратной связи состоит из датчика и обрабатывающего устройства. Как и при регистрации мышечного напряжения доступные для восприятия стимулы говорят человеку о температуре кожи пропорционально ее изменениям. ^ ЭЭГ записывается обычным способом, однако предварительно определяются частотные и амплитудные характеристики контролируемых показателей испытуемого (как правило, альфа-ритма или тета-ритма) и по их величине настраивается "окно" звуковой обратной связи. Человек получает обратную связь в виде звука, когда амплитуда и частота соответствующих ритмов находятся в пределах установленного индивидуального диапазона. Как показывают многочисленные опыты, человек может относительно быстро овладеть умением настраивать собственную электрическую активность в соответствии с заданными параметрами. Биологическая обратная связь может быть использована не только для поддержания и увеличения альфа-активности на ЭЭГ по всей поверхности головного мозга, но и при изменении межполушарных соотношений по показателям альфа-ритма. Так, испытуемым предлагалось попытаться определить наличие асимметрии в собственной биоэлектрической активности мозга и добиться усиления ее выраженности с помощью биологической обратной связи. Испытуемые, ориентируясь на звуковой сигнал, информирующий их о степени преобладания альфа-ритма в правом полушарии, по инструкции произвольно поддерживали то или иное состояние ЭЭГ-асимметрии. У большинства испытуемых асимметрия менялась только за счет относительного увеличения или уменьшения альфа-ритма при сохранении исходной тенденции к доминированию альфа-ритма справа. Есть данные, что некоторые люди способны различать характер и степень выраженности собственной ЭЭГ-асимметрии. ^ Подробнее см. билет 11. Наиболее часто встречающимся индикатором обратной связи служат преобразованные в доступную для восприятия форму сопротивление и проводимость кожи. Поскольку изменения электрических характеристик кожи являются функцией симпатической нервной системы, то с помощью ЭК человек обучается регулировать уровень активации симпатического отдела вегетативной нервной системы. ^ основана на сочетании двух или более видов обратной связи. Например, одновременно использование ЭЭГ и ЭМГ позволяет человеку более дифференцированно и эффективно осуществлять регуляцию соответствующих психофизиологических показателей и функциональных состояний организма. 11. Источники происхождения и сферы применения показателей электрической активности кожи. Происхождение: Возникновение электрической активности кожи обусловлено, главным образом, активностью потовых желез в коже человека, которые в свою очередь находятся под контролем симпатической нервной системы. У человека имеется 2-3 миллиона потовых желез, на разных участках тела их кол-во разное (ладони и подошвы:400/см2, лоб 200/см2, спина 60/см2), в течении дня выделяется около полулитра жидкости. При исключительно сильной жаре потеря жидкости может достигать 3,5 литра в 14 литров в день Существует два типа потовых желез: апокринные и эккринные. Апокринные, определяют запах тела и реагируют на раздражители, вызывающие стресс. Они непосредственно не связаны с регуляцией температуры тела. Эккринные расположены по всей поверхности тела и выделяют обычный пот, главными компонентами которого являются вода и хлористый натрий. Их главная функция — терморегуляция. Однако те эккринные железы, которые расположены на ладонях и подошвах ног, а также на лбу и под мышками — реагируют в основном на внешние раздражители и стрессовые воздействия. В психофизиологии электрическую активность кожи используют как показатель "эмоционального" потоотделения. Как правило, ее регистрируют с кончиков пальцев или ладони, хотя можно измерять и с подошв ног, и со лба. Следует сказать, однако, что природа КГР, или ЭАК, еще до сих пор не ясна. Используется в полиграфе (детекторе лжи) 12. Мозговые механизмы речевой деятельности человека. ![]() Речь образуется в рез-те изменения формы и объема надставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной сис-ме, отвечающей за тембр голоса, образуются определенные форманты, специфические для данного языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки. Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Центры речи сосредоточны в коре. ^ Участок, расположенный в заднем отделы верхней височной извилины левого полушария (или правого у левшей), отвечающий за фонематический анализ устной речи. Фонематический анализ – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. восприятие и понимание фонем языка. При поражении центра Вернике возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого больного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов. ^ Нижние отделы третьей лобной извилины левого полушария (или правого у левшей) обеспечивает моторную организацию речь. Поражение зоны Брока вызывает эфферентную моторную афазию, при которой собственная речь нарушается, а понимание чужой сохраняется. При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают свои ошибки. Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. ^ обязательно включает блок фонетической интерпретации, который обеспечивает переход от речевого сигнала к последовательности элементов. Нейроны, чувствительные к разным звуковым частотам, расположены в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и первичной слуховой коре. Это означает, что нейроны обладают хорошо выраженной частотной избирательностью. Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, например, избирательно реагирующих на признаки согласных. 13. Мотивация и потребности: физиологические основы и значение. В соответствии с теорией функциональных систем Анохина эмоции играют ключевую роль в организации поведения Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода ^ 1. Биологические потребности. Свойственны и человеку и животным. Однако у животных они имею инстинктивный характер, а в основе биологических потребностей человека лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. Так, например, социализация пищевой потребности породила высоко ценимое искусство кулинарии и эстетизации процесса потребления пищи. Известно также, что в некоторых случаях люди способны подавлять в себе биологические потребности (пищевую, половую и т.д.), руководствуясь целями высшего порядка. Основные биологически потребности - пище, воде, оптимальных экологических условиях (содержание кислорода в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т.п.) Особое место занимает потребность в безопасности. Неудовлетворенность этой потребности рождает такие ощущения, как тревога и страх. ^ Согласно физиологии ВНД, врожденные, безусловно-рефлекторные, основы поведения, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в поведении, как высших животных, так и человека. Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие их виды: 1. потребность принадлежать к определенной социальной группе; 2. потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным 3. представлением индивида об иерархии этой группы; 3.потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида. ^ составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. 1. Потребность в новизне. Лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивает ему возможность активного познания окружающего мира. К ней можно отнести информационную потребность. Потребность в разнообразной стимуляции. ^ - стремление повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. ^ ("рефлекс свободы", по определению И.П. Павлова) возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением живого существа преодолеть это препятствие Природа чувства голода. Решающую роль в этом играет растворенная в крови глюкоза. В норме, независимо от качества потребляемой пищи, концентрация глюкозы в крови поддерживается в пределах от 0,8 до 1,0 г/л. В промежуточном мозге, печени, стенках сосудов кровеностной системы находятся хеморецепторы, реагирующие на концентрацию глюкозы в крови, так называемые глюко-рецепторы. Реагируя на снижение содержания глюкозы в крови, они способствуют возникновению чувства голода. Предполагается, что чувство голода может также возникать в результате нехватки в организме продуктов обмена белков и жиров. Так же играют роль текущие условия жизнедеятельности (Например: температура тела) Режим питания, включающий ритмичность потребления пищи, длительность интервалов между приемами пищи, ее качественный состав и количество. Природа чувства жажды При потере количества воды, превышающей 0,5% массы тела жажда — общее ощущение, основанное на комбинированном действии рецепторов многих типов, расположенных как на периферии, так и в головном мозге. Основные нервные структуры, ответственные за регуляцию водно-солевого баланса, находятся в промежуточном мозге, главным образом в гипоталамусе. В его передних отделах расположены так называемые осморецепторы, которые активируются при повышении внутриклеточной концентрации солей, т.е. когда клетки теряют воду. Могут принимать участие и другие факторы, например, рецепторы полости рта и глотки (создающие ощущение сухости), рецепторы растяжения в стенках крупных вен и другие. Важно подчеркнуть, что адаптация к ощущению жажды отсутствует, поэтому единственное средство ее устранения — потребление воды. Мотивация можно рассматривать как фактор (механизм), детерминирующий поведение. Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор ("слепая сила", по И.П. Павлову), побуждающий организм к определенному поведению. Потребность и Мотивация не тождественны. Потребности не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Мотивационное возбуждение - особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. ^ В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая отражает меру напряжения потребности, вторая — специфику или семантическое содержание потребности. Мотивации различаются по силе и по содержанию. В первом случае они варьируют в диапазоне от слабой до сильной. Во втором — прямо связаны с потребностью, на удовлетворение которой направлены. ^ В структурах мозга, существуют хеморецепторы, специализированные на восприятии колебаний в содержании определенных химических веществ в крови. Основным центром, содержащим такие рецепторы, является гипоталамус. На этой основе была выдвинута гипоталамическая теория мотиваций, в соответствии с которой гипоталамус исполняет роль центра мотивационных состояний. Например в латеральном (боковом) гипоталамусе располагается центр голода, побуждающий организм к поискам и приему пищи, а в медиальном (среднем) гипоталамусе — центр насыщения, ограничивающий прием пищи. Но Гипоталамус – не единственный центр. Первая инстанция, куда адресуется возбуждение любого мотивационного центра гипоталамуса, — лимбическая система мозга. При усилении гипоталамического возбуждения оно начинает широко распространяться, охватывая кору больших полушарий и ретикулярную формацию. Последняя оказывает на кору головного мозга генерализованное активирующее влияние. Фронтальная кора выполняет функции построения программ поведения, направленных на удовлетворение потребностей. Именно эти влияния и составляют энергетическую основу формирования целенаправленного поведения для удовлетворения насущных потребностей. Таким образом, мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения. Она представляет собой особое состояние организма, которое, сохраняясь на протяжении всего времени — от начала поведенческого акта до получении полезных результатов, — определяет целенаправленную поведенческую деятельность организма и характер его реагирования на внешние раздражители. 14. Общий адаптационный синдром (ОАС). Работы Г. Селье по изучению ОАС. При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (1956 г.), получившим впоследствии название «стресс» ОАС есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции. ОАС разделяется на три стадии.
2 типа реакции на стресс: активация или борьба или бегство Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс - негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. 15. Процессы, происходящие в организме при развитии стресса. ![]() Условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает. стрессовой реакции не возникает. Основным путем распространения стрессогенной реакции в организме является вегетативная нервная система и, в первую очередь, ее симпатический отдел ^ 1. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор. 2. Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству. 3. Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. . В частности при активации нейронов паравентрикулярного ядра переднего гипоталамуса освобождается кортикотропин, стимулирующий синтез и секрецию адре-нокортикотропного гормона (АКТГ). Последний в свою очередь, стимулирует повышенное выделение глюкокортикоидов (ГК) из пучковой зоны коры надпочечников – кортизола и кортикостерона. Активация заднего гипоталамуса приводит к повышению тонуса симпатико-адреналовой системы. При этом повышается тонус симпатической нервной системы, усиливается освобождение норадреналина из симпатических н. окончаний, а из мозгового в-ва надпочечников выделяется в кровь адреналин, что приводит к значительному повышению уровня ка-техоламинов (КХ) в крови. Они вырабатывают андреналин, кот. Быстро стимулирует организм. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции. ^ при стрессе, так или иначе, страдают все системы организма. Симптомы, вызванные стрессом, являются психосоматическими, т.к. в ответе на стресс принимают участие все системы — нервная, эндокринная, сердечнососудистая, желудочно-кишечная и т.п. Часто следствием стресса является слабость. На стресс реагируют в основном те органы, которые изначально были не в порядке. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечнососудистой системы. Установлено, что при стрессе дыхание становится более частым. При непродолжительном стрессе попадание избытка кислорода в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный, то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию.Это усиленную секрецию инсулина — гормона поджелудочной железы, который, в свою очередь, способствует отложению глюкозы в виде гликогена в печени, мышцах и частичному превращению ее в жир. В результате концентрация сахара в крови падает, и у человека возникает чувство голода, а организм требует немедленной компенсации. Это состояние в свою очередь стимулирует дальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться. ^ М. Фридман и Р. Розенман выделили два полярных типа поведения: 1. Тип «А» Поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения. Высокий уровень двигательной активности и преобладание симпатических реакций. Этот тип поведения значительно повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и скоропостижной смерти. 2. Тип «Б» Вариант реагирования с преобладанием парасимпатических эффектов, для него характерно снижение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие |
![]() |
1 Содержание и задачи предмета Предмет и задачи патологии |
![]() |
Экзамен Форма проведения: традиционная вопросы для подготовки к экзамену понятие медицинской и клинической Понятие медицинской и клинической психологии. Предмет и задачи клинической психологии |
![]() |
1. Предмет психиатрии задачи, отрасли Задачи: изуч-е происх-я и сущности псих заб-й, их клин проявл-й, лечения и проф-ки + првед-е экспертиз... |
![]() |
I. Предмет и задачи эпизоотологии. Вопросы: Каковы основные задачи эпизоотологии? |
![]() |
1 Предмет и задачи нейропси |
![]() |
1. Предмет и задачи наркологии |
![]() |
1. Предмет и задачи наркологии |
![]() |
2 Предмет и задачи токсикологии |
![]() |
1. Предмет и задачи наркологии |
![]() |
Тема предмет и задачи фармакологии |