Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский





Скачать 373.42 Kb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский
Дата 20.03.2013
Размер 373.42 Kb.
Тип Документы
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ »


Язык обучения: русский

Трудоемкость: 4 зачетных единицы


Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины







Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины


1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины: обучение студентов пониманию медицинских и организационно-правовых основ системы качества медицинской помощи, умению рассматривать и адекватно оценивать результаты экспертизы объемов и качества медицинской помощи, принимать решение об обоснованности и востребованности назначенных и выполненных диагностических мероприятий, давать мотивированное заключение; обосновывать необходимость проведения дополнительной экспертизы объемов и качества медицинской помощи.

^ Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов представления о системе обеспечения качества медицинской помощи, механизмах, средствах и участниках контроля качества медицинской помощи, роли экспертных оценок в системе контроля качества медицинской помощи, приобретение студентами практических навыков решения ситуационных задач, связанных с вопросами организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи.


^ 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)


Требуется освоение учебной дисциплины


«Общественное здоровье и здравоохранение», «Юриспруденция»

^ 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения).


Выпускник с квалификацией (Степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями:

ПК-1. знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в сфере контроля качества медицинской помощи;

ПК-2. знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования в сфере контроля качества медицинской помощи на современном этапе;

ПК-3. знает закономерности развития юридической практики и ее значение в системе правового регулирования качества медицинской помощи;

ПК-8. умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий. Решать сложные задачи правоприменительной практики;

ПК-9. умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

ПК-10. умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

ПК-13. умеет самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в т.ч. в смежных областях знаний, в т.ч. в области контроля качества медицинской помощи;

ПК-16. владеет навыками составления экспертных заключений, владеть навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии;

ПК-18. владеет навыками консультирования граждан по правовым вопросам в области качества медицинской помощи.


^ 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень;

готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении профессиональных задач;

способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности;

готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях;

готов работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках;


- знать содержание дисциплины «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи»;

- законодательная база и нормативно-правовое регулирование системы контроля качества медицинской помощи;

- система обеспечения качества медицинской помощи, участники контроля качества медицинской помощи;

- организация и порядок проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи;

- организация и порядок проведения внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

- порядок проведения экспертизы качества в медицинских учреждениях, автоматизированная система оценки качества медицинской помощи.

- средства контроля качества медицинской помощи;

- механизмы обеспечения качества медицинской помощи.


^ 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий.


Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 6 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; в-третьих, объем интерактивных занятий – 10 часов; в четвертых, – контроль за самостоятельной учебной работой студентов - 62 часа.


^ 1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

По формам обучения






















С1

01.09-25.12

Зачет

До 26 января

Зачет

Не предусмотрен

Не предусмотрен



^ 1.7. Структура и содержание учебной дисциплины

Тема 1. Понятие и структура качества медицинской помощи.



Понятие качества медицинской помощи, медицинские и социально-правовые аспекты явления. Компоненты качества медицинской помощи. Характеристика условий оказания медицинской помощи (структурное качество). Определение структурного качества. Уровни оценки структурного качества медицинской помощи. Организационная структура различных типов медицинских организаций. Понятие государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Организационно-правовые формы медицинских организаций. Механизмы обеспечения качества структуры. Процедура лицензирования и аккредитации медицинских учреждений. Основные этапы лицензирования медицинской деятельности. Анализ профессиональных качеств медицинских работников: аттестация и сертификация медицинского персонала. Основные показатели оценки укомплектованности медицинского персонала и квалификации кадров.


Интерактив по вопросу структурного качества медицинской помощи – 2 часа (обсуждение вопросов взаимодействия медицинских учреждений государственной, муниципальной и частной форм собственности внутри единой системы здравоохранения, особенностей их организационной структуры и организационно-правовой формы).


Методическое обеспечение:

  1. Федеральный Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ.

  2. Приказ МЗСР РФ от 7.11.05г. №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и медицинских учреждений здравоохранения».

  3. Проект приказа МЗСР РФ от 30.01.12г. «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»

  4. Гражданский Кодекс РФ Часть 1.

  5. Федеральный Закон РФ от 8.05.10г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)».


Самостоятельная работа студентов по изучению основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих качество структуры медицинской помощи и подготовки презентации– 14 часов.

Темы:

  1. Механизмы обеспечения структурного качества медицинской помощи.

  2. Процедура лицензирования медицинской помощи в РФ, Германии, США и Великобритании.

  3. Состояние и перспектива кадровых ресурсов здравоохранения РФ.

  4. Особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников в России и за рубежом.


Методическое обеспечение:

  1. Федеральный Закон РФ от 4.05.11г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  2. Постановление правительства РФ от 22.01.07г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».

  3. Постановление Правительства РФ от 16.04.12г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

  4. Федеральный Закон от 21.11.11г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  5. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов/под. ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – 5-е издание, перераб. и дополненное. - Москва, 2009 (глава 23, с. 541-563).

  6. Федеральный Закон РФ от 19.07.96г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

  7. Приказ Минздрава РФ от 9.08.01г. №314 «О порядке получения квалификационных категорий».

  8. Постановление Минтруда РФ, Госстандарта РФ от 29.04.97 №21/9 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации».

  9. Приказ МЗСР РФ от 6.11.09г. №869 «Об утверждении единого квалификационного справочника» раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

  10. Приказ МЗ РФ от 16.04.08 №176-н «О номенклатуре специальностей со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ».

  11. Приказ МЗ РФ от 23.04.09г. №210-н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ».

  12. Приказ МЗ РФ от 7.07.09г. №415-н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».


Задание: Разработать карту социологического опроса потребителей медицинских услуг (пациентов) о предпочтении в выборе медицинского учреждения (организации).


Семинарское занятие – 2 часа.

Методическое обеспечение:

1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с. 459-466.


Задание 1. На основании годового статистического отчета «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» (ф.47) рассчитать показатели укомплектованности штатов медицинского персонала по типам учреждений здравоохранения, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Задание 2. На основании статистического отчета «Сведения о деятельности ЛПУ за год» (ф.30) рассчитать показатели укомплектованности штатов врачей и среднего медицинского персонала физическими лицами и коэффициенты совместительства (в т.ч. штаты отделений (кабинетов) платных услуг) и дать их оценку.

Задание 3. На основании годового статистического отчета «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах» (ф.17) рассчитать показатели, характеризующие уровень квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

^ Тема 2. Оптимальность медицинской помощи (качество технологии)


Технологический процесс оказания медицинской помощи. Определение качества технологии. Уровни оценки качества технологии. Основные понятия. Методы изучения и оценки качества технологии. Экспертные оценки. Понятие врачебной ошибки, классификация врачебных ошибок по рангам тяжести. Надлежащее и ненадлежащее качество оказания медицинской помощи. Стандарты как средство оценки качества технологии. Понятие медицинского стандарта. Стандарты оказания медицинской помощи и их классификация. Достоинства и недостатки медицинских стандартов. Основные принципы стандартизации в здравоохранении, стандартизация медицинских услуг. Медико-экономические стандарты, используемые в системе здравоохранения Санкт-Петербурга. Оценка потребности населения в медицинской помощи и пути ее изучения (экспертный анализ, социологический опрос, официальная статистическая отчетность, данные обращаемости за медицинской помощью).

^ Классические лекции: 2 часа

Семинарское занятие: Оценка существующих клинико-экономических стандартов оказания медицинской помощи – 2 часа.


Методическое обеспечение:

  1. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 25.01.06г. №24-р «Об утверждении клинико-экономических стандартов стационарной медицинской помощи».

  2. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 27.08.09г. №525-р «О введении предварительных медико-экономических стандартов».

  3. Распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 29.04.10г. №228-р «О введении предварительных медико-экономических стандартов».

  4. Приказ МЗСР РФ от 27.12.11г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

  5. Проект приказа МЗСР РФ от 14.12.11г. «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий»


Задача 1. Проанализируйте данные обращение пациента на качество медицинской помощи и представьте свой алгоритм действий. Какие основные моменты Вы отразите в экспертном заключении, какие штрафные санкции будут Вами наложены?

Задача 2. Составьте карту экспертной оценки качества медицинской помощи и карту социологического опроса для изучения потребности пациентов в различных видах медицинской помощи.
















Тема 3. Качество результата медицинской помощи.

Определение результирующего качества медицинской помощи. Уровни оценки качества результата. Основные показатели качества результата медицинской помощи. Показатели летальности, послеоперационной летальности, частоты послеоперационных осложнений, процента расхождения клинического и патологоанатомического диагноза и их оценка. Показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости) и их оценка. Понятие медицинской, социальной и экономической эффективности.


Интерактив по проблеме качества результата оказания медицинской помощи – 2 часа (дискуссия о практическом использовании основных статистических показателях результирующего качества медицинской помощи в деятельности органов управления здравоохранением).


^ Семинарское занятие: Решение ситуационных задач по оценке результирующего качества медицинской помощи – 2 часа.

Методическое обеспечение.

  1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с.12-164.

  2. Вишняков Н.И., Миняев В.А. и др. Организация работы и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов и клинических ординаторов. Часть 1. – СПб, 2005. – 43с.


Задача 1. На основании представленных данных рассчитайте показатели здоровья населения (заболеваемость, смертность, рождаемость, младенческая смертность) и дайте их оценку.


Тема 4. Участники системы обеспечения качества медицинской помощи.

Участники контроля качества медицинской помощи. Вневедомственный и внутриведомственный контроль качества медицинской помощи. Роль врачебных комиссии медицинских учреждений в контроле качества. Состав, функции и порядок работы врачебных комиссий. Деятельности лицензирующих органов по контролю качества медицинской помощи. Процедура аттестации и сертификации медицинских кадров.

^ Интерактив: Обсуждение вопроса дублирования функций между субъектами системы обеспечения контроля качества медицинской помощи (2 часа).

Самостоятельная работа студентов по вопросам нормативно-правового обеспечения участников системы обеспечения качества медицинской помощи – 14 часов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Механизм контроля качества медицинской помощи.

  2. Организация и порядок проведения ведомственного контроля качества медицинской помощи.

  3. Организация и порядок проведения неведомственного контроля качества медицинской помощи.

Методическое обеспечение:

  1. Приказ ФФОМС от 1.12.10г. №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

  2. Федеральный Закон РФ от 5.08.00г. №118-ФЗ «Положение о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования».

  3. Федеральный Закон РФ от 29.11.10г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

  4. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.04г. №163-р «Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге».

  5. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.05 №25-р «О создании Городской клинико-экспертной комиссии по контролю качества оказания стоматологической помощи населению Санкт-Петербурга».

  6. Приказ МЗСР от 24.09.08г. №513-н «Об утверждении положения о врачебной комиссии медицинской организации».

  7. Приказ ФФОМС от13.12.11г. №230 «Об утверждении порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи ТФОМС и размещения его на официальном сайте ТФОМС в сети «Интернет».

  8. Постановление Правительства РФ от 26.01.06г. №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».


Семинарское занятие – 2 часа.

Методическое обеспечение:

  1. Федеральный Закон РФ от 4.05.11г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  2. Постановление правительства РФ от 22.01.07г. №30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности».

  3. Постановление Правительства РФ от 26.01.06г. №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Задача 1. Может ли с правовой точки зрения коммерческая медицинская организация оказывать пациентам медицинские услуги по бактериологии и вирусологии при наличии лицензии на вид медицинской деятельности: клиническая лабораторная диагностика. Обоснуйте свою позицию.


^ Тема 5. Средства контроля качества медицинской помощи.


Структура основных средств контроля качества медицинской помощи. Экспертные оценки как средство контроля качества медицинской помощи. Достоинства и недостатки экспертных оценок. Показатели деятельности медицинских учреждений и их структура.


^ Классические лекции: Средства контроля качества медицинской помощи - 2 часа

Семинарское занятие - 2 часа

Методическое обеспечение:

  1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с.12-164.

  2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов/под. ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – 5-е издание, перераб. и дополненное. - Москва, 2009 (с. 464-489).

  3. Вишняков Н.И., Миняев В.А. и др. Организация работы и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений. Учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов и клинических ординаторов. Часть 1. – СПб, 2005. – 43с.


Задание 1: Составить карту экспертной оценки ведения стационарного больного с инфарктом миокарда.

Задание 2. На основании представленных данных рассчитайте основные показатели качества лечения в стационаре (больничная летальность, процент совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов, частота послеоперационных осложнений, послеоперационная летальность и т.д.).


^ Тема 6. Порядок проведения экспертизы качества в медицинских учреждениях

Общие положения. Основные цели и задачи экспертизы объемов и качества медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи. Виды экспертиз. Организация, порядок и сроки проведения экспертизы объемов и качества медицинской помощи. Отчетность. Требования к штатному врачу-эксперту. Права, обязанности и ответственность штатного врача-эксперта. Внештатный врач-эксперт.


Интерактив: Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях – 2 часа (обсуждение особенностей проведения экспертизы качества в медицинских учреждениях государственного и негосударственного сектора).


Методическое обеспечение:

  1. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 26.05.04г. №163-р «Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге».


Семинарское занятие: Особенности оценки экспертизы качества медицинской помощи – 1 час.

Задача 1. На основании представленных данных дайте комплексную оценку качества результата оказанной медицинской помощи.


^ Протокол проведения экспертизы качества стационарной медицинской помощи.


1. Общая часть


1.1.


Ф.И.О.

Застрахованного (ой)




1.2.

Дата рождения




1.3.

Адрес Застрахованного(ой)




1.4.

Полис ДМС




1.5.

Место работы





1.6.


Наименование ЛПУ

НИИ кардиологии им. Алмазова

1.7.

Структурное подразделение ЛПУ

Отделение реабилитации № 1

1.8.

Ф.И.О. врача,

специальность




1.9.

№ истории болезни




1.10.

Дата поступления

09.10.08

1.11.

Время поступления


12.45

1.12.

Дата выписки

-

1.13.

Вид экспертизы

Целевой

1.14.

Повод целевой экспертизы

ЭКМП




2.Пол:

3.Госпитализация:

4.Направлен(а):

^ 5.Течение заболевания

Муж.

Жен.

3.1. экстренная

3.2. плановая

4.1.Врачом

4.2.Ср.мед. работником

4.3.Обратился самостоятельно

4.4.Скорая помощь

5.1.Острое

5.2.Хроническое

5.3.Обострение хронического




6.Диагноз

(код по МКБ-10)

6.1.Направившего учреждения

6.2.Клинический

6.3.Осложнения

6.4.Сопутствующие заболевания

О.живот

Геморрагический васкулит

ИБС. Атеросклероз коронарных сосудов. АКШ 14.11.2007 год (3 сосуда),

Экссудативный рецидивирующий перикардит.

ХСН. НК 2а


Язвенная болезнь 12-ти перстной кишки. Проктосигмоидит.

Хр. Гастрит. Хр. Бронхит. МКБ. Киста щитовидной железы.




^ 7. Оперативное лечение

7.1. Проводилось

7.2.Название операции

7.3.На какой день пребывания проведено

7.4.Послеоперационные осложнения

НЕТ













8. Госпитализация

8.1.

Показана

8.2.

Обоснована

в данное

ЛПУ

8.3.

Обоснована

в данное отделение

8.4.

Необходимость

экстренной

госпитализации

8.5.

Своевременно

8.6.

Причины несвоевременной госпитализации

Да


Да


Да


Да


Нет

1.Позднее обращение Застрахованного

2. Отказ самого Застрахованного

3.Отказ родственников

4. Отсутствие мест в стационаре

5. Отсутствие транспорта

6. Невнимательность врача

7. Другие причины





9.Обследование

9.1.

Догоспитальное

9.2.

Своевременное

9.3.

Полное

9.4.

Обоснованное

9.5.

Причины неполного обследования

А. полное

Б. неполное

В. отсутствует

Да

Нет

Не оценить.


1-е сутки пребывания больного в стационаре

Да

Нет

А. В МУ не проводят необходимые виды обследования

Б. Отсутствие специалиста

В. Недостаточная оснащенность лаборатории

Г. Недостаточная оснащенность функционально-диагностической службы

Д. Недостаточная квалификация врача

Е. Тяжесть состояния Застрахованного

Ж. Перегруженность лаборатории

З. Другие причины




^ 10.Консультативная помощь

10.1.

консультация назначена

10.2.

проведена

10.3.

своевременно

10.4.

показана дополнительная консультация

10.5.

причины несвоевременной или неполной консультации

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Профиль специалиста:

Ревматология, хирургия

А. Отсутствие специалиста

Б. Не назначена консультация

В. Неявка консультанта

Г. Другие причины:




11.Диагностика

11.1.

диагноз установлен

11.2.

Указаны сопутствующие заболевания

11.3.

Причины неправильно установленного диагноза

своевременно

полный

Указаны осложнения



Да

Нет

А. Особенность течения заболевания

Б. Невнимательность врача

В. Не полное обследование

Г. Не проведены консультации

Д. Отсутствие специалиста

Е. Другие причины:



Да

Нет


Да

Нет


Да

Нет



^ 12.Лечение и уход

12.1.

Основного заболевания

12.2.

Сопутствующих заболеваний


12.3.

Причины неполного лечения

12.4.

качество ухода

12.5.

причины неудовлетворительного ухода

А. полное и своевременное

Б. полное, но несвоевременное

В. неполное

А. полное и своевременное

Б. полное, но несвоевременное

В. неполное

А. особенность течения заболевания

Б. ошибка в диагностике

В.неудовлетворительная организация лечебного процесса в отделении

Г. отсутствие необходимых медикаментов

Д. нарушение режима пациентом

Е. другие причины:



А.удовлетворительное

Б.неудовлетворительное

А.недостаточный штат обслуживающего персонала

Б.недостаточное оснащение предметами ухода

В.другие причины




^ 13.Сроки пребывания в стационаре.

13.1.

в случае несвоевременного хирургического вмешательства указать причину

13.2.

причины длительного пребывания пациента в стационаре.

А. техническая

Б. выжидательная тактика

Г. наличие противопоказаний к оперативному вмешательству

Д. длительная подготовка к оперативному вмешательству

ожидание консультанта

Е. другие причины:



А. особенность течения заболевания

Б. наличие сопутствующих заболеваний и осложнений

В. недостаточная оперативность в обследовании и назначении лечения

Г. другие причины:

^ 14.Преемственность в лечении пациента

15.расхождение диагноза при поступлении, клинического и окончательного

Да

Нет

Да

Нет




^ 16.Планируемый результат

достигнут

Не достигнут


Вопросы, поставленные перед экспертом:

1.Оценить качество проведенного лечения

2.Определить недостатки лечебно-диагностического процесса

3.Определить связь выявленных недостатков с исходом заболевания.


Экспертиза проводилась по копии истории болезни_________________

(наименование документа)

^ Анализ лечебно-диагностического процесса:


Информация неполная, больной в стационаре находится 1-е сутки. В анамнезе после операции АКШ (ноябрь 2007 года) с января 2008 года у больного наблюдаются признаки перикардита, субфебрилитет. Получал антибиотикотерапию, НПВП. С июня 2008 отмечается сыпь геморрагическая, везикулезная, сливная. С 03.10.08 добавились боли в животе, в связи с чем был госпитализирован в НИИ кардиологии. Рабочий диагноз: Геморрагический васкулит на фоне длительной лекарственной терапии. На 1 сутки поступления исключена острая хирургическая патология – о.кишечное кровотечение, обследован – клинический минимум, ЭКГ, ЭХОКГ, биохимические анализы крови, консультирован ревматологом. Терапия - преднизолон, симптоматическая терапия (по кардиологическому профилю). В плане ведения – исключение ревматологической патологии.


Заключение: Замечаний по ведению больного нет.


Методическое обеспечение:

  1. Экспертиза качества медицинской помощи. Теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Прогресс-погода, 1997. – 320с.

  2. Филатов В.Б., Коротких Р.В., Касимовский К.К. Мнение экспертов о путях оптимизации частной медицинской деятельности// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - №1. – с. 48-51.

  3. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с.12-164.

  4. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов/под. ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – 5-е издание, перераб. и дополненное. - Москва, 2009.


Тема 7. Механизм обеспечения качества медицинской помощи.


Этапы механизма обеспечения качества медицинской помощи. Сбор и анализ информации. Принятие управленческих решений для оказания качественной медицинской помощи. Анализ эффективности принятых решений. Всеобщее управление качеством как современная модель его обеспечения. Принципы всеобщего управления качеством.


^ Лекция: Основные механизмы обеспечения качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях – 2 часа

Семинарское занятие – 1 час

Методическое обеспечение:

  1. Вахитов Ш.М., Фатыхов А.М. Оптимизация управленческой деятельности руководителей здравоохранения на основе использования экспертных систем// Сб. Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные методы исследований в медицине: состояние и перспективы» (Саратов, 1-2 марта 2007 года). – Саратов, 2007. – с. 356-357.

  2. Филатов В.Б., Коротких Р.В., Касимовский К.К. Мнение экспертов о путях оптимизации частной медицинской деятельности// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - №1. – с. 48-51.

  3. Поляков И.В., Твердохлебов А.С., Жигулева Л.Ю. и др. Качество медицинской помощи и руководство организацией: Монография / Под ред. д.м.н., проф., засл. деят. науки РФ И.В. Полякова. – СПб., 2003. – 130 с.


Задача 1. Вы являетесь одним из руководителей государственного медицинского учреждения здравоохранения (городской поликлиники). Какой алгоритм и какие мероприятия по повышению качества медицинской помощи Вы должны предусмотреть? Постройте дерево целей.


^ Тема 8. Материалы экспертного заключения по качеству оказываемой медицинской помощи как объект оценки и источник информации.


Интерактив: Обсуждение методики проведения экспертизы качества медицинской помощи и ее практическая реализация – 2 часа

^ Семинарское занятие:

Ролевая игра (семинар): Экспертиза качества медицинской помощи в медицинском учреждении (организации) – 4 часа

Описание игры:

Содержание игровой ситуации: В стоматологической поликлинике пациенту Н. проводили лечение 14, 16, 27, 28 и 37 зубов по системе добровольного медицинского страхования. После окончания лечения пациентом для информации в поликлинике были запрошены копии медицинских документов (рентгенограммы и компьютерные снимки, информация по лечению). Перед выдачей копий документов пациента пригласил главный врач поликлиники и в присутствии заведующего отделения и лечащего врача сообщил, что при лечении 16 зуба врач оставил часть инструмента в корне зуба, что видно из прилагаемого снимка. До запроса документов о факте присутствия инструмента сотрудники стоматологической поликлиники информацию пациенту не предоставляли. Также лечащий врач сообщил пациенту о необходимости ежегодного контрольного снимка 16 зуба и о возможной операции на корне данного зуба, что понесет за собой финансовые затраты и т.д.


В ходе игрового процесса необходимо выработать позицию в соответствии с полученной ролью участника процесса с составлением необходимых документов (экспертного заключения и др.).

Роли: Пациент - 1

Лечащий врач - 1

Заведующий отделением - 1

Главный врач - 1

Юрист - 1

Врач-эксперт страховой медицинской организации – 1

Самостоятельная работа студентов – подготовка к ролевой игре в соответствии с полученной ролью участника судебного процесса – 32 часа.

Методическое обеспечение:

  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. N5487-I

  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 сентября 2008г. N513н г.Москва "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

  3. Приказ Министерства здравоохранения и Медицинской промышленности от 16.02.1995г. №33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ».

  4. Закон РФ от 10.06.93г. №5154-1 «О стандартизации»

  5. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства СПб «Об утверждении методических рекомендаций о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга» от 4.10.07г. №507-р.

  6. Приказ ТФОМС СПб «Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге» от 27.05.2004г. №85-А.

  7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

  8. Постановление Правительства РФ «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009г.» от 5.12.08г. №913.

  9. Приказ МЗ и СР РФ «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» от 7.10.05г. №627.

  10. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.10.96г. №363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ».

  11. Приказ ФФОМС от 26.05.08г. №111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. Москва «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

  13. Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

  14. Закон РФ от 10.06.93г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

  15. Федеральный закон РФ от 26.06.08г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».



Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины


^ 2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины


2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы


Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины.


2.1.2. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)


Методика проведения письменного зачета по магистерской дисциплине «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи»


1. Текущая аттестация (зачет) по магистерской дисциплине «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи» проводится путем выполнения письменного задания, состоящего из двух разделов.

2. Первый раздел требует ответа на практический вопрос, связанный с анализом действующего законодательства в области экспертизы качества медицинской помощи. Ответ должен включать:

- перечисление нормативно-правовых актов и иных источников права, регулирующих отношения в сфере контроля качества медицинской помощи;

- обоснование наличия либо отсутствия противоречия в них;

- обоснование возможных способов устранения выявленных противоречий.


Правила оценивания первого раздела:

- правильный и полный ответ – 36-40 баллов;

- точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 21-35 баллов;

- неточный и неполный ответ – 6-20 балов;

- неправильный ответ – 0-5 баллов.

Максимальная оценка за первый раздел – 40 баллов.


3. Второй раздел состоит из 10 тестовых заданий с предложенными вариантами ответов, из которых только один является правильным.


Образец тестового задания:

1. Правовой основой лицензирования медицинской деятельности является:

- Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01г. N128- ФЗ

- Федеральный Закон " О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.11г. N99- ФЗ

- Федеральный Закон РФ от 08.05.10г. N83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".


2. Какой из перечисленных показателей характеризует качество оказания стационарной медицинской помощи?

- полнота диспансерного обслуживания

- показатель больничной летальности

- % позднего выявления злокачественных новообразований и туберкулеза

- полнота охвата профилактическими осмотрами


3. Дайте определение понятию структурное качество оказания медицинской помощи:

- это составляющая качества медицинской помощи, описывающая условия ее оказания;

- это составляющая качества медицинской помощи, описывающая процесс ее оказания;

- это составляющая качества медицинской помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи.


4. Укажите виды экспертиз, которые не используются при проведении контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи:

- медико-экономический контроль

- медико-экономическая экспертиза

- медико-социальная экспертиза

-экспертиза качества медицинской помощи (целевая, плановая).


5. В соответствии с приказом ФФОМС от 1.12.10г. N230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" медико-экономическую экспертизу осуществляет:

- врач-эксперт, имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС;

- специалист, имеющий высшее медицинское образование и стаж работы по основной специальности не менее 5 лет.


Правила оценивая второго раздела:

- за выбор правильного ответа – 1 балл;

- за выбор неправильного ответа – 0 баллов.

Максимум за второй раздел 10 баллов.


4. Основанием для снижения оценки являются:

- использование недопустимых сокращений, затрудняющих понимание смысла текста;

- наличие фактической и (или) грубой юридической ошибки;

- небрежное оформление работы (непонятные зачеркивания, неразборчивый почерк).

5. Итоговая оценка выводится на основании суммы баллов, полученных по двум заданиям. Максимальное количество баллов за выполнение двух разделов – 50 баллов. Для получения зачета необходимо набрать не менее 26 баллов.


^ 2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины


2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины


При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать экспертизу качества медицинской помощи; требуется наличие ученой степени доктора медицинских наук или кандидата медицинских наук и/или ученого звания.


2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом


Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал


2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.


^ 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины


2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий


В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование.


2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования


Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint.


2.3.3. Требования к специализированному оборудованию


Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.


2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению


Не требуется.


2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов


Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.


^ 2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

Общая справочная и учебно-методическая литература – перечень рекомендованной литературы, нормативных актов и судебных решений размещен на сайте юридического факультета.


Обязательная литература


  1. Экспертиза качества медицинской помощи. Теория и практика: Учебное пособие. – СПб.: Прогресс-погода, 1997. – 320с.

  2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов/под. Ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – 5-е издание, перераб. и дополненное. - Москва, 2009. – 656с.


Дополнительная литература:

  1. Правила и методические приемы анализа врачебных ошибок и их негативных следствий при проведении экспертизы качества медицинской помощи: Методические рекомендации. - СПБ.: ГОУВПО "Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова Росздрава", 2007. - 24 с.

  2. Основы экспертизы качества медицинской помощи и автоматизированная технология ее оценки: Учебное пособие, часть 1. – СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2004. – 44с.

  3. Линденбратен А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи //Сов. Здрав. – 1990. № 3.

  4. Путило Н.В. Комментарий к Основам законодательства об охране здоровья граждан. – М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.

  5. Поляков И.В., Твердохлебов А.С., Жигулева Л.Ю. и др. Качество медицинской помощи и руководство организацией: Монография / Под ред. д.м.н., проф., засл. деят. науки РФ И.В. Полякова. – СПб., 2003. – 130 с.

  6. Петрова Н.Г., Вишняков Н.И., Пенюгина Е.Н., Додонова И.В. Менеджмент в здравоохранении. Учебное пособие. - СПб, 2008. – 257с.

  7. Чавпецов В.Ф. Экспертиза качества медицинской помощи с применением автоматизированной технологии - результаты и перспективы развития// НИИ кардиологии МЗ РФ - 20 лет: Сб. научн. Трудов/ Под ред. В.А. Алмазова и Н.Б. Перепеча.- С.-Петербург, 2000.- С. 108 - 118.

  8. Акопян А.С. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения// Экономика здравоохранения. – 2004. - №5-6. – с. 10-18.

  9. Вахитов Ш.М., Фатыхов А.М. Оптимизация управленческой деятельности руководителей здравоохранения на основе использования экспертных систем// Сб. Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные методы исследований в медицине: состояние и перспективы» (Саратов, 1-2 марта 2007 года). – Саратов, 2007. – с. 356-357.

  10. Тищук Е.А., Щепин В.О. Современные проблемы качества медицинской помощи// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. - №3. – с. 13-19.

  11. Филатов В.Б., Коротких Р.В., Касимовский К.К. Мнение экспертов о путях оптимизации частной медицинской деятельности// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - №1. – с. 48-51.

  12. Доклад рабочей группы Президиума государственного совета РФ «О повышении доступности и качества медицинской помощи».

  13. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: Классик-Консалтинг. - 1999. – 126 с.

  14. Михайлова Н.В., Комаров Ю.М., Федорова Л.А. и др. Медицинские стандарты ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи // Методы менеджмента качества - 2001. - № 3-4.

  15. Вялков А.И. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи.// Фармацевтический вестник. - 2001. - №32.


Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный Закон от 21.11.11г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 сентября 2008г. N513н г.Москва "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

  3. Приказ Министерства здравоохранения и Медицинской промышленности от 16.02.1995г. №33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ».

  4. Закон РФ от 10.06.93г. №5154-1 «О стандартизации»

  5. Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства СПб «Об утверждении методических рекомендаций о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Санкт-Петербурга» от 4.10.07г. №507-р.

  6. Приказ ТФОМС СПб «Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге» от 27.05.2004г. №85-А.

  7. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ.

  8. Постановление Правительства РФ «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009г.» от 5.12.08г. №913.

  9. Приказ МЗ и СР РФ «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» от 7.10.05г. №627.

  10. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.10.96г. №363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ».

  11. Приказ ФФОМС от 26.05.08г. №111 «Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования».

  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 г. Москва «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

  13. Закон РФ от 7.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".

  14. Закон РФ от 10.06.93г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг».

  15. Федеральный закон РФ от 26.06.08г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».


Интернет ресурсы:

  1. www.remedium.ru

  2. www.ffoms.ru

  3. www.tfoms.ru

  4. www.zdrav.spb.ru

  5. www.healthquality.ru



Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины


Разработчики рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Балохина Светлана Анатольевна

к.м.н.




Зам. начальника управления ОАО «СОГАЗ»

438-14-55 (1371)






















-








В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:


Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола



















Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа












Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа







































Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета СПбГУ

21.06.2012

№ 8



Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа





































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» для специальности «050301.

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая программа учебной дисциплины основы нейропсихологии Автор: Сорокина Л. В

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии и инфекционная безопасность Специальность

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Аннотация рабочей программы учебной дисциплины основы оказания первой медицинской помощи направление

Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Рабочая программа учебной дисциплины «внутренние болезни» Для специальности 060101 (040100) “Лечебное
Рабочая программа кафедры Амбулаторной и скорой медицинской помощи по дисциплине «Внутренние болезни»...
Рабочая программа учебной дисциплины «организационно-правовые основы качества медицинской помощи» Язык обучения: русский icon Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для студентов лечебного факультета и фиу (русский язык

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы