|
Скачать 373.42 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ » Язык обучения: русский Трудоемкость: 4 зачетных единицы Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины Санкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины 1.1. Цели и результаты изучения дисциплины Цели изучения дисциплины: обучение студентов пониманию медицинских и организационно-правовых основ системы качества медицинской помощи, умению рассматривать и адекватно оценивать результаты экспертизы объемов и качества медицинской помощи, принимать решение об обоснованности и востребованности назначенных и выполненных диагностических мероприятий, давать мотивированное заключение; обосновывать необходимость проведения дополнительной экспертизы объемов и качества медицинской помощи. ^ : формирование у студентов представления о системе обеспечения качества медицинской помощи, механизмах, средствах и участниках контроля качества медицинской помощи, роли экспертных оценок в системе контроля качества медицинской помощи, приобретение студентами практических навыков решения ситуационных задач, связанных с вопросами организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи. ^ «Общественное здоровье и здравоохранение», «Юриспруденция» ^ Выпускник с квалификацией (Степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями: ПК-1. знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в сфере контроля качества медицинской помощи; ПК-2. знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования в сфере контроля качества медицинской помощи на современном этапе; ПК-3. знает закономерности развития юридической практики и ее значение в системе правового регулирования качества медицинской помощи; ПК-8. умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий. Решать сложные задачи правоприменительной практики; ПК-9. умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; ПК-10. умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; ПК-13. умеет самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в т.ч. в смежных областях знаний, в т.ч. в области контроля качества медицинской помощи; ПК-16. владеет навыками составления экспертных заключений, владеть навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии; ПК-18. владеет навыками консультирования граждан по правовым вопросам в области качества медицинской помощи. ^ способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении профессиональных задач; способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности; готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях; готов работать с текстами профессиональной направленности на английском и русском языках; - знать содержание дисциплины «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи»; - законодательная база и нормативно-правовое регулирование системы контроля качества медицинской помощи; - система обеспечения качества медицинской помощи, участники контроля качества медицинской помощи; - организация и порядок проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи; - организация и порядок проведения внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения; - порядок проведения экспертизы качества в медицинских учреждениях, автоматизированная система оценки качества медицинской помощи. - средства контроля качества медицинской помощи; - механизмы обеспечения качества медицинской помощи. ^ . Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы - 6 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; в-третьих, объем интерактивных занятий – 10 часов; в четвертых, – контроль за самостоятельной учебной работой студентов - 62 часа. ^ Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
^ Понятие качества медицинской помощи, медицинские и социально-правовые аспекты явления. Компоненты качества медицинской помощи. Характеристика условий оказания медицинской помощи (структурное качество). Определение структурного качества. Уровни оценки структурного качества медицинской помощи. Организационная структура различных типов медицинских организаций. Понятие государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Организационно-правовые формы медицинских организаций. Механизмы обеспечения качества структуры. Процедура лицензирования и аккредитации медицинских учреждений. Основные этапы лицензирования медицинской деятельности. Анализ профессиональных качеств медицинских работников: аттестация и сертификация медицинского персонала. Основные показатели оценки укомплектованности медицинского персонала и квалификации кадров. Интерактив по вопросу структурного качества медицинской помощи – 2 часа (обсуждение вопросов взаимодействия медицинских учреждений государственной, муниципальной и частной форм собственности внутри единой системы здравоохранения, особенностей их организационной структуры и организационно-правовой формы). Методическое обеспечение:
Самостоятельная работа студентов по изучению основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих качество структуры медицинской помощи и подготовки презентации– 14 часов. Темы:
Методическое обеспечение:
Задание: Разработать карту социологического опроса потребителей медицинских услуг (пациентов) о предпочтении в выборе медицинского учреждения (организации). Семинарское занятие – 2 часа. Методическое обеспечение: 1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов). – СПб, 2000. – с. 459-466. Задание 1. На основании годового статистического отчета «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения» (ф.47) рассчитать показатели укомплектованности штатов медицинского персонала по типам учреждений здравоохранения, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Задание 2. На основании статистического отчета «Сведения о деятельности ЛПУ за год» (ф.30) рассчитать показатели укомплектованности штатов врачей и среднего медицинского персонала физическими лицами и коэффициенты совместительства (в т.ч. штаты отделений (кабинетов) платных услуг) и дать их оценку. Задание 3. На основании годового статистического отчета «Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах» (ф.17) рассчитать показатели, характеризующие уровень квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала. ^ Технологический процесс оказания медицинской помощи. Определение качества технологии. Уровни оценки качества технологии. Основные понятия. Методы изучения и оценки качества технологии. Экспертные оценки. Понятие врачебной ошибки, классификация врачебных ошибок по рангам тяжести. Надлежащее и ненадлежащее качество оказания медицинской помощи. Стандарты как средство оценки качества технологии. Понятие медицинского стандарта. Стандарты оказания медицинской помощи и их классификация. Достоинства и недостатки медицинских стандартов. Основные принципы стандартизации в здравоохранении, стандартизация медицинских услуг. Медико-экономические стандарты, используемые в системе здравоохранения Санкт-Петербурга. Оценка потребности населения в медицинской помощи и пути ее изучения (экспертный анализ, социологический опрос, официальная статистическая отчетность, данные обращаемости за медицинской помощью). ^ Семинарское занятие: Оценка существующих клинико-экономических стандартов оказания медицинской помощи – 2 часа. Методическое обеспечение:
Задача 1. Проанализируйте данные обращение пациента на качество медицинской помощи и представьте свой алгоритм действий. Какие основные моменты Вы отразите в экспертном заключении, какие штрафные санкции будут Вами наложены? Задача 2. Составьте карту экспертной оценки качества медицинской помощи и карту социологического опроса для изучения потребности пациентов в различных видах медицинской помощи. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Тема 3. Качество результата медицинской помощи. Определение результирующего качества медицинской помощи. Уровни оценки качества результата. Основные показатели качества результата медицинской помощи. Показатели летальности, послеоперационной летальности, частоты послеоперационных осложнений, процента расхождения клинического и патологоанатомического диагноза и их оценка. Показатели здоровья населения (заболеваемости, смертности, младенческой смертности, рождаемости) и их оценка. Понятие медицинской, социальной и экономической эффективности. Интерактив по проблеме качества результата оказания медицинской помощи – 2 часа (дискуссия о практическом использовании основных статистических показателях результирующего качества медицинской помощи в деятельности органов управления здравоохранением). ^ Методическое обеспечение.
Задача 1. На основании представленных данных рассчитайте показатели здоровья населения (заболеваемость, смертность, рождаемость, младенческая смертность) и дайте их оценку. Тема 4. Участники системы обеспечения качества медицинской помощи. Участники контроля качества медицинской помощи. Вневедомственный и внутриведомственный контроль качества медицинской помощи. Роль врачебных комиссии медицинских учреждений в контроле качества. Состав, функции и порядок работы врачебных комиссий. Деятельности лицензирующих органов по контролю качества медицинской помощи. Процедура аттестации и сертификации медицинских кадров. ^ Самостоятельная работа студентов по вопросам нормативно-правового обеспечения участников системы обеспечения качества медицинской помощи – 14 часов. Вопросы для обсуждения:
Методическое обеспечение:
Семинарское занятие – 2 часа. Методическое обеспечение:
Задача 1. Может ли с правовой точки зрения коммерческая медицинская организация оказывать пациентам медицинские услуги по бактериологии и вирусологии при наличии лицензии на вид медицинской деятельности: клиническая лабораторная диагностика. Обоснуйте свою позицию. ^ Структура основных средств контроля качества медицинской помощи. Экспертные оценки как средство контроля качества медицинской помощи. Достоинства и недостатки экспертных оценок. Показатели деятельности медицинских учреждений и их структура. ^ Семинарское занятие - 2 часа Методическое обеспечение:
Задание 1: Составить карту экспертной оценки ведения стационарного больного с инфарктом миокарда. Задание 2. На основании представленных данных рассчитайте основные показатели качества лечения в стационаре (больничная летальность, процент совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов, частота послеоперационных осложнений, послеоперационная летальность и т.д.). ^ Общие положения. Основные цели и задачи экспертизы объемов и качества медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи. Виды экспертиз. Организация, порядок и сроки проведения экспертизы объемов и качества медицинской помощи. Отчетность. Требования к штатному врачу-эксперту. Права, обязанности и ответственность штатного врача-эксперта. Внештатный врач-эксперт. Интерактив: Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи в медицинских учреждениях – 2 часа (обсуждение особенностей проведения экспертизы качества в медицинских учреждениях государственного и негосударственного сектора). Методическое обеспечение:
Семинарское занятие: Особенности оценки экспертизы качества медицинской помощи – 1 час. Задача 1. На основании представленных данных дайте комплексную оценку качества результата оказанной медицинской помощи. ^
Вопросы, поставленные перед экспертом: 1.Оценить качество проведенного лечения 2.Определить недостатки лечебно-диагностического процесса 3.Определить связь выявленных недостатков с исходом заболевания. Экспертиза проводилась по копии истории болезни_________________ (наименование документа) ^ Информация неполная, больной в стационаре находится 1-е сутки. В анамнезе после операции АКШ (ноябрь 2007 года) с января 2008 года у больного наблюдаются признаки перикардита, субфебрилитет. Получал антибиотикотерапию, НПВП. С июня 2008 отмечается сыпь геморрагическая, везикулезная, сливная. С 03.10.08 добавились боли в животе, в связи с чем был госпитализирован в НИИ кардиологии. Рабочий диагноз: Геморрагический васкулит на фоне длительной лекарственной терапии. На 1 сутки поступления исключена острая хирургическая патология – о.кишечное кровотечение, обследован – клинический минимум, ЭКГ, ЭХОКГ, биохимические анализы крови, консультирован ревматологом. Терапия - преднизолон, симптоматическая терапия (по кардиологическому профилю). В плане ведения – исключение ревматологической патологии. Заключение: Замечаний по ведению больного нет. Методическое обеспечение:
Тема 7. Механизм обеспечения качества медицинской помощи. Этапы механизма обеспечения качества медицинской помощи. Сбор и анализ информации. Принятие управленческих решений для оказания качественной медицинской помощи. Анализ эффективности принятых решений. Всеобщее управление качеством как современная модель его обеспечения. Принципы всеобщего управления качеством. ^ Семинарское занятие – 1 час Методическое обеспечение:
Задача 1. Вы являетесь одним из руководителей государственного медицинского учреждения здравоохранения (городской поликлиники). Какой алгоритм и какие мероприятия по повышению качества медицинской помощи Вы должны предусмотреть? Постройте дерево целей. ^ Интерактив: Обсуждение методики проведения экспертизы качества медицинской помощи и ее практическая реализация – 2 часа ^ Ролевая игра (семинар): Экспертиза качества медицинской помощи в медицинском учреждении (организации) – 4 часа Описание игры: Содержание игровой ситуации: В стоматологической поликлинике пациенту Н. проводили лечение 14, 16, 27, 28 и 37 зубов по системе добровольного медицинского страхования. После окончания лечения пациентом для информации в поликлинике были запрошены копии медицинских документов (рентгенограммы и компьютерные снимки, информация по лечению). Перед выдачей копий документов пациента пригласил главный врач поликлиники и в присутствии заведующего отделения и лечащего врача сообщил, что при лечении 16 зуба врач оставил часть инструмента в корне зуба, что видно из прилагаемого снимка. До запроса документов о факте присутствия инструмента сотрудники стоматологической поликлиники информацию пациенту не предоставляли. Также лечащий врач сообщил пациенту о необходимости ежегодного контрольного снимка 16 зуба и о возможной операции на корне данного зуба, что понесет за собой финансовые затраты и т.д. В ходе игрового процесса необходимо выработать позицию в соответствии с полученной ролью участника процесса с составлением необходимых документов (экспертного заключения и др.). Роли: Пациент - 1 Лечащий врач - 1 Заведующий отделением - 1 Главный врач - 1 Юрист - 1 Врач-эксперт страховой медицинской организации – 1 Самостоятельная работа студентов – подготовка к ролевой игре в соответствии с полученной ролью участника судебного процесса – 32 часа. Методическое обеспечение:
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины ^ 2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины. 2.1.2. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы) Методика проведения письменного зачета по магистерской дисциплине «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи» 1. Текущая аттестация (зачет) по магистерской дисциплине «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи» проводится путем выполнения письменного задания, состоящего из двух разделов. 2. Первый раздел требует ответа на практический вопрос, связанный с анализом действующего законодательства в области экспертизы качества медицинской помощи. Ответ должен включать: - перечисление нормативно-правовых актов и иных источников права, регулирующих отношения в сфере контроля качества медицинской помощи; - обоснование наличия либо отсутствия противоречия в них; - обоснование возможных способов устранения выявленных противоречий. Правила оценивания первого раздела: - правильный и полный ответ – 36-40 баллов; - точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 21-35 баллов; - неточный и неполный ответ – 6-20 балов; - неправильный ответ – 0-5 баллов. Максимальная оценка за первый раздел – 40 баллов. 3. Второй раздел состоит из 10 тестовых заданий с предложенными вариантами ответов, из которых только один является правильным. Образец тестового задания: 1. Правовой основой лицензирования медицинской деятельности является: - Федеральный Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01г. N128- ФЗ - Федеральный Закон " О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.11г. N99- ФЗ - Федеральный Закон РФ от 08.05.10г. N83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". 2. Какой из перечисленных показателей характеризует качество оказания стационарной медицинской помощи? - полнота диспансерного обслуживания - показатель больничной летальности - % позднего выявления злокачественных новообразований и туберкулеза - полнота охвата профилактическими осмотрами 3. Дайте определение понятию структурное качество оказания медицинской помощи: - это составляющая качества медицинской помощи, описывающая условия ее оказания; - это составляющая качества медицинской помощи, описывающая процесс ее оказания; - это составляющая качества медицинской помощи, описывающая результат оказания медицинской помощи. 4. Укажите виды экспертиз, которые не используются при проведении контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи: - медико-экономический контроль - медико-экономическая экспертиза - медико-социальная экспертиза -экспертиза качества медицинской помощи (целевая, плановая). 5. В соответствии с приказом ФФОМС от 1.12.10г. N230 "Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" медико-экономическую экспертизу осуществляет: - врач-эксперт, имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС; - специалист, имеющий высшее медицинское образование и стаж работы по основной специальности не менее 5 лет. Правила оценивая второго раздела: - за выбор правильного ответа – 1 балл; - за выбор неправильного ответа – 0 баллов. Максимум за второй раздел 10 баллов. 4. Основанием для снижения оценки являются: - использование недопустимых сокращений, затрудняющих понимание смысла текста; - наличие фактической и (или) грубой юридической ошибки; - небрежное оформление работы (непонятные зачеркивания, неразборчивый почерк). 5. Итоговая оценка выводится на основании суммы баллов, полученных по двум заданиям. Максимальное количество баллов за выполнение двух разделов – 50 баллов. Для получения зачета необходимо набрать не менее 26 баллов. ^ 2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Организационно-правовые основы качества медицинской помощи», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать экспертизу качества медицинской помощи; требуется наличие ученой степени доктора медицинских наук или кандидата медицинских наук и/или ученого звания. 2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал 2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике. ^ 2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование. 2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint. 2.3.3. Требования к специализированному оборудованию Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется. 2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению Не требуется. 2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов. ^ Общая справочная и учебно-методическая литература – перечень рекомендованной литературы, нормативных актов и судебных решений размещен на сайте юридического факультета. Обязательная литература
Дополнительная литература:
Нормативно-правовые акты:
Интернет ресурсы:
Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины Разработчики рабочей программы учебной дисциплины
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины
Утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины
|