Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники)





Скачать 239.99 Kb.
Название Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники)
Дата 25.03.2013
Размер 239.99 Kb.
Тип Документы

ОРГАНИЗАЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ




  • Теоретическое обоснование коррекционной работы




  • Задачи детского сада компенсирующего вида



  • Система организации работы (основные направления и участники)





I. Теоретическое обоснование коррекционной работы



В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается нами, как система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития.

Понятие «коррекционная работа» включает в себя три важнейших денотата: учение Л.С.Выготского, в котором говорится о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации; закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии; качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка (Л.И.Плаксина). Коррекционная работа является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития ребенка, и может быть представлена в виде двух триад.

Первая из них отражает необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией в развитии и создание определенной системы помощи, называемой коррекционной работой.

КР (МК + ППК)


ПД ВО




В основании данной модели находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития – вторичные отклонения (ВО), на вершине располагается коррекционное воздействие (КР), которое строится на основе анализа и синтеза первичного дефекта и вторичных отклонений. Знание первичного дефекта и вторичных отклонений позволяет определить содержание, методы и средства коррекционной работы.

В коррекционной работе выделяют два направления: медицинская коррекция (МК), направленная на первичный дефект (развитие зрения, профилактика зрительных нарушений) и психолого-педагогическая коррекция (ППК), которая направлена на преодоления, сглаживание последствий первичного дефекта.

Вторая триада показывает связь медицинской коррекции (МК) и психолого-педагогической коррекции (ППК). Следствием взаимодействия этих двух процессов является результат коррекционного воздействия (РКР).


МК ППК




КРК


При наложении двух триад, получается устойчиво взаимодействующая и уравновешенная структура коррекционной работы, где на вершинах обозначены все шесть составляющих ее элементов, имеющих свое содержание и функциональное значение. В этой структуре четко просматриваются причинно-следственные связи в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением зрения и тесная взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работы.


КР




МК ППК


^

ПД ВО




КРК


Таким образом, рассматривая коррекционную работу, как систему специальной медико-психолого-педагогической помощи, можно определить ее назначение, как путь, средство преодоления трудностей в развитии детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина).

Данная модель отражает общую сущность коррекционной работы и может быть с успехом применена при работе с детьми, имеющими другие виды патологии.
^

II. Задачи коррекционного детского сада



Перед детским садом компенсирующего вида встают задачи как воспитательно-образовательного характера, так и специфические, связанные с наличием у детей недостаточности развития.

К общеобразовательным задачам относятся:

  • дать ребенку возможность радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям каждого воспитанника детского сада;

  • обеспечить охрану здоровья ребенка, как физического, так и психического;

  • формирование творческой личности ребенка через различные виды детской деятельности в зависимости от творческого потенциала педагога, здоровья и способностей ребенка и запросов родителей;

  • формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

  • приобщать ребенка к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству);

  • обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки к обучению в школе.

К специальным, относятся задачи, способствующие последующей адаптации ребенка с нарушением зрения к социальной жизни:

  • создание офтальмогигиенических условий;

  • организация лечебно-восстановительной работы;

  • организация психолого-педагогической коррекционной работы.

Основные цели и задачи коррекционного обучения

Цели:

1. Коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения.

2. Отработка модели взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией.

3.Внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии.

4. Взаимодействие с МГПУ и МОИПКРО и К.


В соответствии с поставленными целями в ходе реализации образовательной программы ДОУ решаются следующие задачи:

  • Системное, комплексное изучение личностных особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

  • Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием;

  • Систематическая регистрация результатов обследования специалистами в Тетради взаимосвязи, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающая определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

  • Интеграция полученных в результате обследования и педагогического отслеживания данных в различные образовательные занятия;

  • Использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в различных видах деятельности.



^

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ





  • Организация лечебно-восстановительной работы




  • Участники

воспитательно-образовательной и

коррекционной работы





^ Особенности осуществления образовательного процесса:

Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе.

^ Эти процессы взаимосвязаны:

  • Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов;

Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов.

  • Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка.

Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной патологии каждого ребенка, этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе.

  • В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.

В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее:

    1. ^ Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.

    2. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

    3. ^ Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.

В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.

^ 4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

В-четвертых, созданием необходимых условий для проведения занятий.

К этому относится:

- дополнительное освещение,

- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,

- использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии,

Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.

Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном в массовые школы и гимназии.


^ Принципы организации образовательного процесса:

Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются:

- Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники;

- Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.


^ Участники воспитательно-образовательной и коррекционной работы











^ Примерное сочетание образовательных и коррекционных задач на занятиях

Общие

дидактические задачи

Специальные коррекционные задачи

1. Формирование представле­ний о внешнем виде пред­мета


  • Формирование компенсаторных приемов восприятия на полисенсорной основе.

  • Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации.

  • Обогащение знаний и формирование пред­ставлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма, величина и т. д.).

  • Расширение объема представлений о пред­метах и явлениях, восприятие которых за­труднено в естественном опыте ребенка (силуэты, контуры).

  • Формирование представления о деталях предметов, мало доступных для восприятия.

  • Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.

2. Формирование понятий (развитие мыслительных операций)

  • Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной отнесенности слова.

  • Обучение детей выделять и узнавать пред­мет среди других:

  • по существенным признакам,

  • на основе овладения приемом сравнения.

  • Обучение приемам группировки, класси­фикации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий.

3. Оперирование знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности

  • Обучение переносить знания, умения, по­нятия уровня внешней речи в самостоя­тельную практическую деятельность ребенка.

  • Обучение переносить знания, умения, по­нятия в самостоятельную творческую дея­тельность, в свободное пространство и с но­выми для ребенка объектами.



^ Коррекционные задачи по развитию зрительного восприятия,

решаемые на фронтальных занятиях


Одним из основных коррекционных направлений в работе дет­ского сада является развитие способов зрительного восприятия до­школьника с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправлен­ной деятельности под руководством тифлопедагога и врача-офтальмолога.



Возраст

Задачи

Младшая группа

  • Накопление знаний и формирование четких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположе­ние).

  • Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесенности слова.




Средняя группа

  • Формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану-символу).

  • Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы сре­ди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приемом сравнения.

  • Научить приемам группировки на подражание.

  • Учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

Старшая и подготовительная

группы

  • Формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа).

  • Научить детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приемом сравнения.

  • Научить приемам группировки (старшая группа), классифи­кации (подготовительная группа).

  • Учить обобщению знаний о предметах и явлениях окружаю­щего мира с целью формирования понятий.



^ Рабочие программы специалистов МДОУ

для работы с детьми с проблемами в развитии

(с нарушением зрения)


Информационная справка о результатах деятельности Учреждения


«ЗАВЕРЯЮ»


Заведующая дошкольным

образовательным учреждением _________________________/Шишло Н.Г./


«______»________2010 г.


М.П.


^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


1.Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение г. Мурманска детский сад компенсирующего вида № 82


2.Юридический адрес: 183027 г. Мурманск, ул. Радищева, д.76.


3.Фактический адрес: 183027 г. Мурманск, ул. Радищева, д.76.


4.Телфон: (8152) 25 - 61- 62


5.Электронный адрес: [email protected]


6.Банковские реквизиты учреждения:

МУО ЦБ филиал № 2

л/счет 03493010320

183038 г. Мурманск, пр. Ленина,д.81

ИНН 5190148121

КПП 519001001

ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск

БИК 044705001

Р.счет 40204810500000000001

ОКПО 02111198

ОКНХ 97600


7.Учредитель: Комитет по образованию администрации г. Мурманска,

Адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д.81

Телефоны: 45- 43-26, 45-00-46

Банковские реквизиты: МУО ЦБ филиал № 2

л/счет 03493010320

183038 г. Мурманск, пр. Ленина,д.81

ИНН 5190148121

КПП 519001001

ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск

БИК 044705001

Р.счет 40204810500000000001

ОКПО 02111198

ОКНХ 97600


8. Имеющиеся действующие лицензии на образовательную деятельность:


Реализуемые программы

Дата выдачи лицензии

Срок окончания действия лицензии

«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

16.04.2007 г.


2012 г.

«Программы специальных (коррекционных) учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» / под редакцией Л.И.Плаксиной.

«Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

«Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ.» Под редакцией З.И. Бересневой.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С. Ушакова.

«Театр, творчество, дети» Н.Ф. Сорокина.



9. Количество воспитанников на 01.09.2010____61___________________________________


10.Численность педагогического персонала на 01.09.2010 ___18_______________________


11.Численность управленческого персонала на 01.09.2010 __1_________________________


12. Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала

на 01.09.2010 _14____________________________________________________________


13.Руководитель дошкольного образовательного учреждения

__Шишло Наталья Геннадьевна___________________________________________________


14.Руководитель органа общественно - государственного управления: _Фондикова И.В.___


^

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ,

ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ




Материально – технические и медико-социальные условия пребывания в ДОУ обеспечивают высокий уровень коррекционно – восстановительного, художественно – эстетического и эмоционально – личностного развития детей. В детском саду созданы все условия для лечебной, коррекционно – восстановительной работы с детьми. Медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном учреждении обеспечивают охрану и укрепление здоровья.

Медицинский блок состоит из 2 кабинетов (изолятора и медицинского). Имеется медицинское оборудование: тубусный кварц, ингаляторы, бактерицидные лампы, аппарат «Витафон».

Для коррекционно – восстановительной работы имеются 2 ортоптических кабинета, в которых находится следующее оборудование:

  • Прибор для исследования остроты зрения для дали, переносной - ПОЗД – 1;

  • Прибор для исследования остроты зрения для близи – ПОЗБ – 1;

  • Цветомагнитный стимулятор «ЦМС-10»;

  • Ольфтальмоскоп, большой безрефлексный;

  • Амблиотренер;

  • «Синаптофор»;

  • Ольфтальмометр;

  • Периметр настольный;

  • Макулатестер;

  • Набор пробных очковых линз и призм средних;

  • Мускултренер;

  • Ольфальмоскоп ручной;

  • Бивизиотренер;

  • Цветотест;

  • Ольфтольмотенажер ПОТ;

  • Монобиоскоп;

  • Электроофтальмостимулятор «Фосфен»;

  • Аппарат магнитотерапевтический «АТОС – А»;

  • Стимулятор офтальмологический лазерный «Сокол».

В ДОУ имеется музыкально-спортивный зал, в группах созданы физкультурные уголки, во всех возрастных группах офтальмологические тренажеры.

Укреплению качества коррекционной работы способствует внедрение Красноярского опыта работы под руководством В.Ф.Базарного. С этой целью в каждой группе детского сада оборудованы офтальмологические тренажеры, таблицы-схемы для периодической активизации зрительной координации. Большая лечебная работа по восстановлению зрения у детей проводится медсестрой-ортоптисткой, которая, руководствуясь назначением врача, проводит аппаратное, плеоптическое лечение, а также тренировки на тренажерах для глаз. Все дети с нарушением зрения находятся под постоянным наблюдением со стороны специалистов, что позволяет прослеживать динамику их здоровья.

Для детей с диагнозом амблиопия и косоглазие применяется комплексный метод формирования функций зрения, благодаря совместным усилиям медицинских работников, тифлопедагога, воспитателей. Кроме аппаратного лечения широко используются игровые упражнения (шнуровка, мозаика, нанизывание бус, сортировка злаков, обводка и штриховка). Большую творческую изобретательность и фантазию проявляют педагоги по обновлению и пополнению коррекционных игр. Характерной особенностью жизни детей в дошкольном учреждении является организация обучения в режимах ближнего и дальнего зрения с использованием подставок, схем-таблиц для развития моторики мышц глаз, проведение занятий в театрализованной форме.

С Т А Т И С Т И К А

^ АППАРАТНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ


Наименование

аппарата

2005

2006

2007

2008

2009

Всего процедур

3253

4265

4531

5393

4281

Фосфен

779

1240

1062

1166

488

ББО

212

34

10

40

75

Синоптофор

217

81

316

257

239

Мускултренер

7

51

40

15

-

Макулостимулятор

56

40

40

145

195

Бивизиотренер

155

60

163

130

130

Макулотестер

36

40

60

-

669

Амблиотренер

386

1010

1080

1213

870

АТОС

646

1014

1019

1293

917

Лазерный аппарат «Сокол»

746

929

909

1109

713



^ Результаты лечения амблиопии с улучшением зрения:






2006

2007

2008

2009

2010

ВСЕГО (человек)

52

57

56

60

58

С улучшением

30

25

40

46

46




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад компенсирующего вида № 82 был открыт в октябре 1965 года. Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Мурманска от 03.10.1984 г. № 445-19 в целях улучшения общественного дошкольного воспитания детей ясли - сад № 82 был перепрофилирован в специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения. Приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 299/1 от 28.1.1999г. образовательное учреждение приобрело статус муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82.

Главным направлением нашего дошкольного учреждения является коррекционно-восстановительная, оздоровительная работа в единстве с психологическим и эмоциональным благополучием, а также социально-педагогическая направленность.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon «Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие,

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Программа развития гдоу детского сада №13 комбинированного вида

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Порядок направления детей Психолого-медико-педагогической комиссией мау зато северск «рцо» в муниципальные

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Публичный отчет руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Задача публичного доклада
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада общеразвивающего...
Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Программы Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста»

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Предмет комплекс занятий легкой атлетики. Задачи: выявить особенности легкой атлетики как вида спорта;

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon №1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения. Единая госу-дарственная

Задачи детского сада компенсирующего вида Система организации работы (основные направления и участники) icon Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида Волгоградской области

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы