|
Скачать 57.43 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Должность: Воспитатель Серегина Т. С. г. Кашира 2011г. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. А как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Мы все уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, и влиять на его мировоззрение. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире и дружбе, которого не знаем сами, - в мире будущего. Сегодня не просто воспитывать детей с прекрасными качествами. Почему? На мой взгляд, развитие каждого качества нуждается в своих условиях, но в целом формирование благородного человека происходит в атмосфере добра и доверия. Проблема создания доброжелательных отношений у детей кажется мне на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему ... Наблюдая изо дня в день общение детей в группе детского сада приходится все чаще видеть проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, не умение уступать. И в результате существует высокая эмоциональная напряженность, проявляется нетерпимость друг к другу и конфликтность в детских отношениях. Анализируя поведение детей, я пришла к выводу, что их повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе и, что детям не хватает элементарных добрых чувств. Сейчас волнует это не только воспитателей, но и родителей. Злой, жестокий, черствый ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. И поскольку именно в дошкольном возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование доброжелательных отношений у дошкольников и создание доброго микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения. Кто- то считает, что о нравственности в наше время просто нет смысла говорить. А я считаю, когда во всем мире так неспокойно - трудно быть добродушным, веселым и счастливым. И тем ценнее и необходимее для каждого из нас становятся такое простое чувство, как доброта. А как сделатьдобро привлекательным? Наверно, оно должно постоянно присутствовать в нашей жизни. Это тонкая, кропотливая работа и требует от меня, как от воспитателя уточнения и воспитания собственного сердца. В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. И на основе полученных данных позволяет провести не только объективную оценку, но и построить свою работу по воспитанию добрых чувств у детей, проследить их уровень развития, и оценить эффективность становления. И тогда планируется дальнейшая коррекционно - развивающая работа по данной проблеме. Для решения, задач социально- нравственного воспитания дошкольников в своей работе я применяю некоторые эффективные методы и приемы. Хотелось бы отметить их специфику. Она заключается в следующем:
безоценочность (любая оценка демонстрирует достоинство и недостатки);
Исходя из этих положений, была взята система игр, разработанная Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий. Это игра «Ожившие игрушки», «Театр теней», «»Муравьи», «Жизнь в лесу» и др. А также подобраны игры и упражнения, для формирования гуманных межличностных отношений, также как «Позови ласково», «Волшебный стул», «Назови себя» и т. д. Регулярно проводятся занятия и этические беседы на тему « В мире добра», «Надо ли уметь извиняться?», «В мире книг» и т.д. Кроме того я в своей работе использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации, используя при этом переговоры и беседы. В результате круг побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом. Еще одна удачная находка - создание «Уголка настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на шкафчиках в раздевальной комнате есть кармашки. В этих кармашках помещены картинки девочек и мальчиков с веселыми и грустными лицами. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение. В течении дня, если настроение у ребенка меняется, то и картинка тоже меняется. В начале этой работы дети видели только картинки. Но при проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу воспитанники сами стали обращать внимание на настроение других детей («Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?») и пытались помочь своему товарищу. («Почему у тебя плохое настроение?», «Что случилось?», «Давай поиграем вместе»). Очень важно в группе иметь традицию. Каждое утро я с ребятами провожу беседы. Это стало нашей доброй традицией. «Добрые встречи» собирают всех детей вместе, где мы беседуем и рассказываем, где были, что запомнили, и что снова рады видеть друг друга. Кроме того, в своей работе я применяю еще один прием, вывешиваю в группе «Мешочек добрых дел». Обыкновенный, яркий, с аппликацией. И Рядом на полку ставлю сундучок с наличием мелких игрушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек надо поместить мелкую игрушку. Итоги подводятся каждый день. Добрых дел ребенок может совершить целое множество: поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить пожалеть, когда плохо, оказать помощь и т.д. Главное, надо заметить, з оценить, поддержать, похвалить, можно даже погладить или просто пожать ему руку. Очень важно составить вместе с детьми правила группы «Что можно делать, а что нельзя»:
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, проводятся беседы, консультации, родительские собрания. Все мои советы для родителей не остаются без внимания. Вот такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию доброжелательных отношений у детей и создает добрый микроклимат в группе. Часто дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и не могут проявить доброжелательные отношения к ним, выслушать их. Для этого важно иметь положительный опыт общения, который не приведет к конфликтам. Поэтому задача родителей и моя помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни. Но и самое главное это доброжелательная улыбка воспитателя, добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание доброго микроклимата в группе - все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка. |