|
Скачать 0.77 Mb.
|
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА»Авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А. Рецензенты: докт.психол.наук, проф. Р.Э.Мухамедрахимов , канд.психол. наук, проф. Т.А. Басилова 1. Пояснительная запискаАктуальность программы Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, слепота, тяжелые посттравматические расстройства, различные варианты сложных нарушений у детей с генетическими или нейрохирургическими заболеваниями и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы. Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек1, реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития. Научная обоснованность При создании программы «Лекотека» мы опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка; общение с близким взрослым, а через него и общекультурными общественными достижениями рассматривается как основное условие умственного и эмоционального развития ребенка; источником формирования самостоятельного предметного действия считается совместное, а потом совместно-разделенное со взрослым действие и т.д. Мы также использовали идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других. Огромные, по сравнению с отечественными, достижения современной практической западной психологии, прежде всего их опыта раннего вмешательства позволили нам использовать их разнообразные практические методы работы с ребенком раннего возраста. Основным понятием в Лекотеке является игра, рассматриваемая как деятельность, приносящая ребенку удовольствие и создающая условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения. Направленность и уровень программы (цель, задачи результат) Цели программы 1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка 2. Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития 3. Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в семье и других социальных группах. Задачи1. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия. 2. Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах клинико-психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка. 3. Вовлечение родителей в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также - психопрофилактики и психокоррекции. 4. Обучение родителей и воспитателей, специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений пользованию средствами Лекотеки и методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития. 5. Подбор адекватных средств общения с ребенком. 6. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка. 7. Подбор оптимальных способов обучения ребенка. 9. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий согласно индивидуальному плану. 10. Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. 11. Нормализация родительско-детских отношений. 12. Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем. Результат Так как дети и семьи, получающие помощь по данной программе могут иметь разные по природе, сочетанию или тяжести нарушения и проблемы, то постановка целей в ежегодном индивидуальном плане, а значит и результаты сугубо индивидуальны для каждой семьи и ребенка. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе. Оптимальный срок для контроля достижения краткосрочных целей – 4 месяца. В типичных случаях (при средней выраженности нарушения развития) дети могут достичь уровня развития, необходимого для поступления в ДОУ компенсирующего вида к 4-6 годам, однако это не означает что вся развивающая часть содержания программы «Лекотека» была реализована. Обычно индивидуальная программа развития ребенка является лишь частью исходной программы. Показания и противопоказания к применению Программа рассчитана на детей с различными видами нарушений развития, имеющих значительные ограничения возможностей личностного роста, обучения и социальной адаптации. В программу может быть включена семья ребенка от 2 месяцев до 6 лет, при этом тип (двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие, сочетанные расстройства) и природа нарушения развития ребенка не имеют значения. Критическим фактором со стороны ребенка является хотя бы минимальная образовательная перспектива, т.е. возможность какого-либо научения. Программа не имеет четкой ориентировки на возраст ребенка, кроме заданного возрастного диапазона. Прием ребенка в программу производится по решению ПМПК или психолого-медико-педагогического консилиума. Противопоказаниями для участия в программе являются:
Отказ семье во включении в программу производится по решению ПМПК или психолого-медико-педагогического консилиума на основании заключения комплексного медицинского обследования отраженного в справке о состоянии здоровья ребенка, анализа результатов параклинического и клинического обследования, включая данные наблюдения родителей и воспитателей. Разделы и подразделы программы Программа состоит из разделов: «Развитие ребенка»; «Взаимодействие в семье», «Психокоррекция и психотерапия». ^ содержит перечень развивающих целей в следующих сферах: Моторный контроль Большая моторика Тонкая моторика Оральная моторика Артикуляция и владение голосом ^ Исследовательское поведение Базовые когнитивные процессы Подражание Выполнение заданий Общение Базовые предпосылки общения Средства общения Понимание речевых сообщений Инициативы в общении Диалог ^ Самосознание Собственность и отношения привязанности Контроль поведения Эмпатия и навыки просоциального поведения Знание и понимание других Позиции взаимодействия с другими Раздел 2 «Взаимодействие в семье» предусматривает гармонизацию родительско-детского взаимодействия, через оказание направленной психолого-педагогической помощи родителям. Для родителей предполагается усвоение ими навыков позитивного диалога, поддержания и развитие темы общения, поддержки инициативы ребенка, оказания необходимой и достаточной помощи ребенку, развитие понимания потребностей и возможностей ребенка, его сигналов, формирование способов ассертивного взаимодействия в семье, освоение невербальных техник модуляции аффекта ребенка, введения ограничений. Раздел включает в себя следующие подразделы: ^ Знание базовых прав личности как ребенка так и взрослого Уважение базовых прав личности как ребенка так и взрослого ^ Теплое отношение к ребенку Эффективная коммуникация членов семьи с ребенком Понимание потребностей и возможностей ребенка (взаимодействие на доступном для него уровне) Понимание сигналов ребенка Чувствительность взрослого к коммуникационным сигналам ребенка (способность присоединяться к игровой активности ребенка и поддерживать ее) Поддержание и развитие темы общения Использование адекватных средств общения Использование адекватных техник общения Навыки общения с ребенком в бытовых рутинах (еда, одевание, прогулки ^ Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности Моделирование Эмпатическое реагирование ^ Понимание содержания детской игры Создание условий для игры ребенка Роли взрослого в детской игре (организация, наблюдение, поддержка, участие, расширение игры, презентация игры) Техники совместной игры Техники общения в игре Игра во время ежедневных рутин (еда, одевание, прогулки и т.п.) ^ Демонстрация внимания и уважения Использование техники отражения для поддержания аффективной темы Выражение принятия и тепла Введение ограничений ^ отражает необходимость проведения психотерапевтических сеансов с ребенком или родителями для преодоления вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств в виде различных вариантов проблемного поведения ребенка, привычной некоммуникабельности или беспомощности ребенка, нарушений родительского вовлечения, актов жестокого обращения с ребенком, синдромов дезадаптации у членов семьи (отрицания проблем ребенка, эмоционального отчуждения, изоляции, хронического горя, депрессии, бессилия, потери жизненных перспектив и т.п.). Существенная часть работы психолога может быть связана с коррекцией неадекватных представлений о воспитании (педагогических мифов) родителей, преодолением иррациональных идей, неадекватных родительских тактик в отношении ребенка, неадекватных ожиданий и планов в отношении ребенка (родительских сценариев жизни ребенка), дезадаптивных форм взаимодействия в супружеской и родительско-детских субсистемах, включая нарушения отношений с другими детьми в семье, с бабушками и дедушками. Психопрофилактическая работа включает тренинги адаптивного поведения в конфликтных ситуациях, эмпатического слушания, понимания, конструктивного диалога; семинары, посвященные формированию навыков общения, разборам способов аффективной регуляции. |