Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины





Скачать 127.85 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины
Дата30.03.2013
Размер127.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ:

Декан ПФ

Г.Ю. Титова


«___» ___________2011 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.05. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ


1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: Ознакомление студентов с общими методологическими проблемами психолого-педагогической диагностикой детей с речевыми нарушениями и их прикладными аспектами.

^ Задачи дисциплины:

  • усвоение студентами теоретических основ и принципов психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями;

  • овладение знаниями и умениями практического применения методов психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

  • студенты должны представлять закономерности и особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами;

  • должны знать основные методологические требования к средств психолого-педагогического исследования, проводимого с целью диагностики;

  • владеть методами дифференциальной психолого-педагогической диагностики.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр - 5

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия (семинары) (ПЗ,С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа (СР)

36

36

Курсовые работы (рефераты)

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен – 5 сем.

экзамен


^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

ПЗ (С)

СРС

1.

Оценка речи как высшей психической

функции

2

-

-

2.

Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами

4

2

2

3.

Методологические требования к психолого-педагогическому исследованию

4

-

-

4.

Методы психолого-педагогической диагностики

2

2

2

5.

Дифференциация нарушений речевого развития со схожими состояниями

2

2

2

6.

Организация и содержание диагностической деятельности логопеда

4

2

2

7.

Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии

-

10

10




ИТОГО

18

18

18


^ 4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Оценка речи как высшей психической функции

1. Условия нормального становления речи.

2. Основные этапы освоения языка дошкольника

3. Взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития.

Тема 2. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами

1. Этиология, определяющая специфику речевого расстройства.

2. Общие закономерности усвоения родного языка детьми в норме и в условиях нарушения.

3. Особенности деятельности, общения, волевой и личностной сфер, специфические для детей с нарушениями речи.

Тема 3. Методологические требования к психолого-педагогическому исследованию

1. Обследование как этап специальной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Основные цели психодиагностики.

2. Принципы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями.

3. Принципы анализа речевых нарушений.

4. Условия проведения диагностических исследований.

5. Количественный и качественный анализ результатов выполнения диагностических заданий.

Тема 4. Методы психолого-педагогической диагностики

1. Использование методов наблюдения, беседы, анкетирования, изучения документации в психодиагностики.

2. Методы экспериментального исследования

3. Обучающий эксперимент.

Тема 5. Дифференциация нарушений речевого развития со схожими состояниями

1. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха.

2. Дифференциация общего недоразвития речи и умственной отсталости, задержки психического развития.

3. Дифференциация речевой патологии и раннего детского аутизма.

Тема 6 Организация и содержание диагностической деятельности логопеда

1. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных.

2. Логопедические техники исследования.

3. Документация логопеда по организации обследования и логопедической диагностики.


^ 5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

1 Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2002.

2 Забрамная, С. Д. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. – М., 2000.

3 Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учеб. для студ. педвузов / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4 Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003.

5 Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2004.

б) дополнительная:

1 Александров, А. А. Современная психотерапия / А. А. Александров. – М., 1998. – 335 с.

2 Анастази, А. Психологическое тестирование : пер. с англ / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001.

3 Басилова, Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы социальной психологии / под ред. Л. В.Кузнецовой. – М., 2002.

4 Белопольская, Н. Л. Методика образного мышления для детей 3-8 лет / Н. Л. Белопольская. – М. : «Когито-Центр», 2001.

5 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М., 1988.

6 Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс [и др.]. – М., 2002.

7 Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2003.

8 Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М., 1998.

9 Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М., 2003.

10 Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000.

11 Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Изд. Эксмо, 2004.

12 Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003.

13 Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов / под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999.

14 Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998.

15 Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н. А. Рычкова. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2001.

16 Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду / Т. И. Чиркова. – М. : Педагогическое общество России, 2000.

17 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе : методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – М., 2001.


^ 6.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ.


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, телевизор, видеомагнитофон, ДVД- плеер, наглядные пособия, дидактический материал.


^ 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателя

Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.


^ 8.2. Методические рекомендации для студентов

8.2.1 Перечень контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы

  1. Профессиональная подготовка психолога-консультанта.

  2. Организация работы психологической консультации.

  3. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры.

  4. Психолого-педагогичесиое консультирование родителей дошкольников.

  5. Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников.

  6. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.

  7. Результативность психолого-педагогического консультирования.

  8. Причины недостаточной результативности психолого-педагогического консультирования.

  9. Цели и задачи ПМПК, принципы и содержание психолого-педагогического обследования детей. Составление психолого-педагогической характеристики, подготовка рекомендаций.

  10. Общие методические указания к проведению психолого-педагогического обследования.

  11. Исследование внимания у детей школьного возраста.

  12. Исследование памяти у детей школьного возраста.

  13. Исследование мышления и интеллекта у детей школьного возраста.

  14. Исследование воображения у детей школьного возраста.

  15. Исследование восприятия у детей школьного возраста.

  16. Обучаемость детей при выполнении заданий.

  17. Исследование эмоционально-волевой сферы и личности детей дошкольного возраста.

  18. Исследование эмоционально-волевой сферы и личности детей школьного возраста.

  19. Исследование школьных знаний и навыков.

  20. Диагностика психологической готовности детей к школе.

  21. Диагностика речевого развития детей к школе.


^ 8.2.2. План для самостоятельной работы

Тема1. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами.

  1. Ощущение и восприятие. Развитие оптико-пространственного гнозиса. Оральный пальцевой стериогноз.

  2. Характеристика особенностей внимания.

  3. Особенности преднамеренного запоминания. Продуктивное запоминание.

  4. Состояние невербального интеллекта (особенности наглядно-образного мышления). Особенности речевого мышления.

  5. Организация собственного речевого поведения. Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией.

  6. Эмоционально-личностные свойства детей с нарушениями речи. Самооценка и уровень притязаний. Характеристика адаптационных возможностей.

  7. Значение игровой деятельности как условие развития личности и интеллекта детей. Совместная деятельность со сверстниками, включение в коллективную игру.

Тема 2. Методы психолого-педагогической диагностики.

  1. Алгоритм построения беседы с родителями.

  2. Наблюдение за игровой деятельностью.

  3. Метод изучения рисунков.

  4. Диагностические задания вербального и невербального характера в экспериментальных методах исследования.

  5. Подбор методов исследования для составления всесторонней характеристики актуального состояния ребенка.

Тема 3. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.

  1. Изучения характера протекания беременности и родов.

  2. Изучения раннего постнатального развития.

  3. Исследование слухового внимания, состояния восприятия речи, зрительного восприятия.

  4. Исследование состояния общей, ручной, артикуляционной моторики, мышц лицевой мускулатуры.

  5. Исследование анатомического строения органов артикуляции.

  6. Исследование состояния звукопроизношения.

  7. Исследование дыхательной и голосовой функции.

  8. Исследование состояния просодических компонентов речи.

  9. Исследование фонематических функций.

  10. Исследование состояния лексики.

  11. Исследование состояния грамматического строя речи и связной речи.

Тема 4. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии.

  1. Адаптированный детский вариант теста Д. Векслера.

  2. Схема обследования ребенка с ЗПР Г.Н. Чуйковой, Л.Г. Богдановой.

  3. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой.

  4. Схема обследования ребенка с заиканием Е.Л. Логиновой, С.Б. Яковлева.

  5. Схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма Л.В. Венедиктовой, Р.И. Лалаевой.

  6. Схема нейро-психологического обследования детей.


^ 8.2.3. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний.

  2. Сравнительная психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и нормально развитой речью.

  3. Сравнительная характеристика познавательной деятельности при ОНР и при ЗПР у младших школьников.

  4. Особенности различных видов восприятия у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

  5. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией.

  6. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи.

  7. Особенности формирования самосознания при речевом недоразвитии.



Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031800 (050715.65) «Логопедия»

Программу составили:

Доцент кафедры ДОиЛ _________________ Ежова В.А.


Ассистент кафедры ДОиЛ _________________ Кузнецова Н.Б.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ

протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г.


Зав. кафедрой __________________ Файзуллаева Е.Д.

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ,


Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н.


Согласовано:

Декан ПФ ____________________Титова Г.Ю.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии Цели и задачи дисциплины Курс

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10, Дпп. Дс. 02 Клиника интеллектуальных нарушений томск 2008 Цели и

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (опд. Ф. 06)» Цели

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «Первая медицинская помощь» Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины «анатомия и возрастная физиология» Цели и задачи дисциплины

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 04. Клиническая психология (указывается наименование и шифр

Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconЗадачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по
Цель и задачи дисциплины: подготовить гигиениста стоматологического, владеющего методами проведения...
Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Радиационная безопасность» (наименование по рабочему учебному плану)
Цель изучения дисциплины изучение вопросов обеспечения безопасности при решении производственных...
Программа дисциплины дпп. Ф. 05. Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями цели и задачи дисциплины Цель дисциплины iconРабочей программы дисциплины анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения и речи Цели освоения

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы