|
Скачать 127.85 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ: Декан ПФ Г.Ю. Титова «___» ___________2011 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.05. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: Ознакомление студентов с общими методологическими проблемами психолого-педагогической диагностикой детей с речевыми нарушениями и их прикладными аспектами. ^
^
^
^
^ 1. Условия нормального становления речи. 2. Основные этапы освоения языка дошкольника 3. Взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития. Тема 2. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами 1. Этиология, определяющая специфику речевого расстройства. 2. Общие закономерности усвоения родного языка детьми в норме и в условиях нарушения. 3. Особенности деятельности, общения, волевой и личностной сфер, специфические для детей с нарушениями речи. Тема 3. Методологические требования к психолого-педагогическому исследованию 1. Обследование как этап специальной помощи ребенку с отклонениями в развитии. Основные цели психодиагностики. 2. Принципы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями. 3. Принципы анализа речевых нарушений. 4. Условия проведения диагностических исследований. 5. Количественный и качественный анализ результатов выполнения диагностических заданий. Тема 4. Методы психолого-педагогической диагностики 1. Использование методов наблюдения, беседы, анкетирования, изучения документации в психодиагностики. 2. Методы экспериментального исследования 3. Обучающий эксперимент. Тема 5. Дифференциация нарушений речевого развития со схожими состояниями 1. Дифференциация сенсорной алалии и нарушений слуха. 2. Дифференциация общего недоразвития речи и умственной отсталости, задержки психического развития. 3. Дифференциация речевой патологии и раннего детского аутизма. Тема 6 Организация и содержание диагностической деятельности логопеда 1. Методические рекомендации к сбору анамнестических данных. 2. Логопедические техники исследования. 3. Документация логопеда по организации обследования и логопедической диагностики. ^ 6.1. Рекомендуемая литература а) основная: 1 Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М. : ВЛАДОС, 2002. 2 Забрамная, С. Д. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова. – М., 2000. 3 Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учеб. для студ. педвузов / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 4 Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003. 5 Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2004. б) дополнительная: 1 Александров, А. А. Современная психотерапия / А. А. Александров. – М., 1998. – 335 с. 2 Анастази, А. Психологическое тестирование : пер. с англ / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2001. 3 Басилова, Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы социальной психологии / под ред. Л. В.Кузнецовой. – М., 2002. 4 Белопольская, Н. Л. Методика образного мышления для детей 3-8 лет / Н. Л. Белопольская. – М. : «Когито-Центр», 2001. 5 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – М., 1988. 6 Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс [и др.]. – М., 2002. 7 Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет / А. С. Галанов. – М. : АРКТИ, 2003. 8 Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию / С. Д. Забрамная. – М., 1998. 9 Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М., 2003. 10 Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии / Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2000. 11 Малкина-Пых, И. Г. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Изд. Эксмо, 2004. 12 Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2003. 13 Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов / под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : АРКТИ, 1999. 14 Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Стребелевой. – М., 1998. 15 Рычкова, Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н. А. Рычкова. – М. : Изд. ГНОМ и Д, 2001. 16 Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду / Т. И. Чиркова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. 17 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе : методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – М., 2001. ^ Рабочая программа, составленная преподавателем кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ. ^ Аудиторный фонд, телевизор, видеомагнитофон, ДVД- плеер, наглядные пособия, дидактический материал. ^ Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. ^
^
Тема 2. Методы психолого-педагогической диагностики.
Тема 3. Организация и содержание диагностической деятельности логопеда.
Тема 4. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии.
^
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031800 (050715.65) «Логопедия» Программу составили: Доцент кафедры ДОиЛ _________________ Ежова В.А. Ассистент кафедры ДОиЛ _________________ Кузнецова Н.Б. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г. Зав. кафедрой __________________ Файзуллаева Е.Д. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ, Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н. Согласовано: Декан ПФ ____________________Титова Г.Ю. |