|
Скачать 0.92 Mb.
|
Тамбовский институт социальных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы нейропсихологии Автор: Сорокина Л.В. Направление: 030300.62 «Психология» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Форма обучения: заочная Тамбов 2011 г. Раздел 1. Организационно-педагогическое описание учебного курса «Основы нейропсихологии» 1.1. Назначение и цели дисциплины Цель учебной дисциплины - обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих основными знаниями нейропсихологии как одной из ведущих современных нейронаук. Курс нейропсихологии имеет большую теоретическую значимость для будущих психологов, т.к. он формирует естественнонаучное профессиональное мировоззрение. Задачи учебной дисциплины: - сформировать у студентов научное представление о системе мозговой организации психических функций, о нарушениях высших психических функций, - уметь использовать знание нейропсихологии для анализа эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях головного мозга; - уметь использовать методы нейропсихологического исследования в практической деятельности; - привить навыки самостоятельной работы с литературой и умение ориентироваться в современных направлениях нейропсихологии; ^ Объем и содержание учебной дисциплины «Основы нейропсихологии» в высших учебных заведениях определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Госстандарт по данной дисциплине включает в себя в качестве обязательного минимума знаний студентов ряд дидактических единиц, приведенных ниже. Данные дидактические единицы последовательно раскрываются в представленной рабочей программе: локализация высших психических функций, нейропсихологические симптомы, нейропсихологические синдромы, нейропсихологические факторы; нейропсихологическая диагностика состояний высших психических функций, методы нейропсихологической диагностики; гностические нарушения высших психических функций и их мозговая организация; корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры головного мозга; афазии, амнезии. нарушений мышления. ^ Объем и содержание учебной дисциплины в высших учебных заведениях определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Учебная дисциплина «Основы нейропсихологии» входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Нейропсихология - это медико-психологическая наука, представляющая собой самостоятельное направление в психологии. Нейропсихология одна из базовых дисциплин по естественнонаучным основам психологии, прежде всего, клинической психологии. Она базируется на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: анатомия ЦНС, физиология ЦНС, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психофизиология. Нейропсихология включает в себя 7 тем: теоретические основы нейропсихологии, проблема мозговой организации ВПФ, нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга, неврологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы, синдромы поражения корковых отделов. Отдельные темы конкретизируются видами нарушений ВПФ. Содержание дисциплины «Основы нейропсихологии» имеет и практическую направленность в формировании грамотного отношения к сохранению и развитию здоровья человека. Учебным планом на изучение дисциплины «Основы нейропсихологии» предусмотрено 90 часов, на аудиторную работу отводится 6 часов, из них 6 часов – лекционные, 84 часа отведено для самостоятельной работы студентов. Итоговая форма контроля - зачет. ^ Основу аудиторных занятий составляют лекции. Самостоятельная подготовка студентов предполагает изучение рекомендуемой литературы, выполнение заданий для самостоятельной работы. Основной формой обучения для студентов является самостоятельная работа над материалом. Для студентов читаются установочные лекции, в которых преподаватель излагает структуру рассматриваемой темы, ее основные теоретические положения и дает методические советы по ее самостоятельному изучению. Для студентов разработано учебно-методическое пособие, опорные конспекты по дисциплине в компьютерном варианте, в котором содержатся задания для выполнения контрольных работ, выполняемые в межсессионный период. ^ Изучение учебной дисциплины завершается зачетом. Он проводится индивидуально с каждым студентом, в устной форме, по вопросам. Студенты заочного отделения должны полностью освоить программу учебной дисциплины и сдать зачет. Студенты, изучившие учебный материал должны: - знать особенности мозговой организации психических функций; -иметь представления о нарушениях высших психических функций , эмоционально- личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга; - уметь выделять нейропсихологические синдромы поражения корковых и подкорковых структур мозга; использовать методы нейропсихологического исследования в практической деятельности. ^ Изучение учебной дисциплины «Основы нейропсихологии» завершается зачетом. Оценка знаний студентов на зачете проводится с учетом следующих показателей: полнота раскрытия содержания учебных вопросов экзаменационного билета, четкость суждений, глубина анализа учебной литературы, самостоятельность студента при выполнении обязательных практических и тестовых заданий, правильность ответов на дополнительные контрольные вопросы. «Зачтено» предполагает ясное, аргументированное раскрытие основных понятий и положений вопросов экзаменационного билета, правильные ответы на дополнительные вопросы, а также своевременное выполнение практических заданий. «Не зачтено» ставится при отрывочных знаниях по вопросам экзаменационного билета, неправильных ответах на дополнительные вопросы, неполной проработке практических заданий. Раздел 2. Тематическое содержание учебной дисциплины «Основы нейропсихологии» ^
Тема 1. Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение. Цель, задачи и методы нейропсихологии Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,7 Тема 2. Проблемы мозговой организации ВПФ Основная литература: 1 Дополнительная литература: 2,3 Тема 3. Нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Зрительное восприятие и его нарушения Основная литература: 1 Дополнительная литература: 4,7 Тема 4. Сенсорные и гностические нарушения работы слуховой системы, нарушения кожно-кинестетической системы, нарушения произвольных движений Основная литература: 1 Дополнительная литература: 3,6 Тема 5. Нарушения речи, внимания, памяти и мышления при локальных поражениях мозга Основная литература: 1 Дополнительная литература: 1,6 Тема 6. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга Основная литература: 1 Дополнительная литература: 2,7 Тема 7. Неврологические симптомы при локальных поражениях корковых отделов и подкорковых структур головного мозга Основная литература: 1 Дополнительная литература: 3,4 Вопросы для подготовки к зачету по курсу 1.Предмет и задачи нейропсихологии. Связь с другими науками. 2.Основные направления нейропсихологии. 3.Теоретическое и практическое значение нейропсихологии. 4.Проблема локализации высших психических функций- исторический аспект. 5.Теория системной динамической локализации высших психических функций ( ВПФ). 6.Нейропсихологический симптом. 7.Вторичный нейропсихологический синдром . 8.Нейропсихологическое понятие фактора. 9.Теория функциональных систем П.К. Анохина в нейропсихологии. 10. Каков вклад в нейропсихологию научных работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова? 11.Особенности отечественной нейропсихологии. 12.Научные достижения отечественной нейропсихологии (Л.С.Выготский, А.Р.,Лурия) 13.Кем введен термин « ВПФ»? 14.Проблема генеза, строения и механизма ВПФ. 12.Вклад левого и правого полушарий в мозговую организацию ВПФ. 13.Объясните горизонтальную и вертикальную организации мозга как субстрата психики. 14.Назовите три структурно-функциональных блока мозга ( по А.Р. Лурия ). 15.Какой вклад вносит каждый блок в осуществление ВПФ ? 17.Особенности диагностики в нейропсихологии. 18.Понятие о «луриевских методах нейропсихологической диагностики». 19.Синдромный анализ объясните это понятие. 20.Дайте определение восприятия. 21.Зрительное восприятие, его нарушения, зрительные агнозии. 22.Тактильное восприятие, его нарушения. Тактильные агнозии. Соматоагнозии. 23.Произвольные движения и действия, их нарушения, проблема апраксий. 24.Слуховое восприятие и его нарушения. Слуховые агнозии. 25.Нарушения речи при локальном поражении верхней височной извилины слева и справа. 26.Нарушения речи при локальном поражении центра Брока. 27.Память, ее нарушения при локальных поражениях мозга. 28.Внимание, его нарушения при различных зонах поражения мозга 29.Мышление и его нарушения в нейропсихологии. 30.Эмоционально-личностная сфера, изменения при локальных поражениях . 31.Сознание, нарушения в нейропсихологической практике 32.Нейропсихологические синдромы при поражении зоны ТРО. 33.Лобный синдром. 34.Нейропсихологические синдромы при поражении подкорковых структур мозга. 35.Особенности нейропсихологических синдромов при поражении правого и левого полушарий. 36.Особенности кровообращения головного мозга и нейропсихологические синдромы при поражении внутренней сонной артерии слева. Раздел 3. Лекционный материал ^ Тема 1 Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение. Цель, задачи и методы нейропсихологии.
Нейропсихология — отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. Нейропсихология возникла на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. А.Р. Лурия — основоположник отечественной нейропсихологии. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия в первой главе своего учебного пособия « Основы нейропсихологии пишет о том, что наши знания о функциональной организации мозга животных и человека являются результатом трех методических процедур: 1.Сравнительно- анатомических наблюдений; 2.Физиологического метода раздражений отдельных участков мозга и метода разрушения ограниченных участков мозга; 3. Клинических наблюдений над изменениями поведения больных с локальными поражениями мозга. Им были сформулированы теоретические позиции нейропсихологии. Научной задачей нейропсихологии является определение мозговой организации изучаемых психических явлений с использованием метода синдромного ( факторного ) анализа ( Л.С.Выготский, А.Р. Лурия ). Сопоставляя пути развития отечественной и американской нейропсихологии Лурия отметил, что последние достигли успехов в разработке количественных методов исследований последствий поражений мозга, теоретически они исходят из бихевиоризма ( в основе психики –поведение, которое является совокупностью реакций на стимулы внешней среды ) и неврологии ( ее эмпирических данных ). Прекрасный математический аппарат констатирует связь нарушений психических функций с определенной структурой мозга. Основная задача нейропсихологии - нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Теоретические основы нейропсихологии имеют большое значение для решения методологических и теоретических проблем психологической науки. ^ в разработку фундаментального положения материалистической психологии о мозге как субстрате психических процессов, в изучение проблемы «мозг и психика». Мозг рассматривается как орган, осуществляющий, реализующий психические процессы и состояния. Развитие материалистических традиций отечественной психологии, берущих начало от И.М. Сеченова и И.П. Павлова, подходит к изучению проблемы с биологической (в том числе — генетически обусловленной) и социальной детерминации психики человека. Вклад нейропсихологии в раз|работку различных проблем общей психологии: развитие |теории высших психических функций человека, исследования их структуры, системной организации, прижизненного формирования, опосредованного характера, пластичности, уровневого строения, взаимосвязи и др. Высшие психические функции и «деятельностная» концепция развития и функционирования психики в нейропсихологии используются для изучения проблем эмоций, личности, сознания. Нейропсиходиагностика имеет значение в понимании нормы здоровья. Л.Р. Лурия подчеркивал значение нейропсихологии для здравоохранения: диагностики локальных поражений головного мозга, восстановления высших психических функций и др.; педагогики и других областсй практики. Основными методами нейропсихологии являются неаппаратурные клинические методы, известные как « луриевские методы нейропсихологической диагностики».
Современная нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое место в ряду биологических и социальных наук. Находясь на стыке психологии, медицины ( неврология, нейрохирургия ) и физиологии , она изучает проблему « МОЗГ-ПСИХИКА». Ее основное направление –клиническая нейропсихология, в рамках которой сформулированы основные понятия и выделены основные разделы науки: клиническое, реабилитационное, экспериментальное, психофизиологическое. Развивая идеи Выготского о социальной детерминации и системном строении ВПФ, Лурия разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. Его принципиально новым достижением было введение в клиническую нейропсихологию понятий о высших психических функциях (ВПФ), описаны основные нейропсихологические синдромы поражения конвекситальных отделов коры и подкорковых структур, изучаются межполушарные различия, особенности познавательной деятельности. Нейропсихологическая реабилитация, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий ( мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц ), девиантных состояний – это далеко неполное перечисление значимых позиций дисциплины в современной психологии, медицине, биологии, социологии. Источниками нейропсихологии являются общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, психофармакология и др. Направления современной нейропсихологии: клиническая, эксперимснтальная, реабилитационная, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий ( в норме ), психофизиологическое направление, нейропсихология пограничных состояний и др. Клиническая нейропсихология - это основное направление, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Нейропсихологические синдромы сопоставляются с общей клинической картиной заболевания. Методами клинической нейропсихологии являются неаппаратурные клинические методы. В основе их лежит представление о нейропсихологическом синдроме как закономерном сочетании нарушений психических функций ( симптомов ), которое обусловлено нарушением или выпадением определенного звена функциональной системы ( ФУС). Различают первичные симптомы и вторичные системные влияния дефекта на всю ФУС или на несколько ФУС. Принципиально новым было введение в клиническую нейропсихологию представления о высших психических функциях ( ВПФ ) как сложных ФУС и о нейропсихологических факторах как структурно-функциональных единицах работы мозга. Нейропсихологические отделения и кабинеты, где работают профессионально подготовленные нейропсихологии - неотъемлимая часть современной кардиологической и неврологической клиники. Экспериментальная нейропсихология изучает нарушения психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС. Изучены, созданы классификации афазий ( нарушений речи ), памяти, гностических процессов ( зрительных, слуховых ), познавательных процессов ( восприятия, цветовой памяти, интеллекта), эмоций. Использование психофизиологических методов дало начало « психологически ориентированной психологии». Ее основное положение «ВПФ надо сопоставлять не непосредственно с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных мозговых структурах во время реализации функций»(А.Р.Лурия ). Для обозначения этих локальных физиологических процессов введено понятие «фактор». Факторы исследуются клиническими, нейропсихологическими и психофизиологическими методами. Например, при исследовании познавательных функций (счет, вербальные ассоциации) нейропсихологи с одновременной регистрацией ЭЭГ выявляют генерализованные и локальные изменения, которые коррелируют между собой. Реабилитационное направление посвящено восстановлению ВПФ, нарушенных при локальных поражениях головного мозга. Центральное положение – восстановление сложных ВПФ может быть достигнуто путем перестройки нарушенных ФУС, новый «набор» психологических средств для компенсации предполагает новую мозговую организацию. В последнее время утверждается нейропсихология индивидуальных различий (дифференциальная)- изучение мозговой организации психических процессов и состояний у психически здоровых лиц, т.е. типологии нормы. Сложилось два направления нейропсихологии: а) формирование ВПФ в онтогенезе с учетом созревания мозговых структур и их связей и социальных воздействий; б) вариативность межполушарной асимметрии (профилей латеральной организации мозга - ПЛО) и сопоставление их с познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. Нейропсихология пограничных состояний ЦНС изучает невротические состояния, заболевания мозга при радиационных поражениях, при отклоняюшемся от норм поведении и тд. Тема 2. Проблемы мозговой организации высших психических функций ^ Анатомия - это медико-биологическая наука, представляющая собой раздел морфологии и изучающая форму и строение тела человека и животных, а также составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Анатомия включает в себя ряд разделов и подразделов. Анатомия ЦНС является подразделом анатомии человека, изучающим форму и строение мозга. Нервная система человека это морфофункциональная совокупность структур нервной ткани, объединяющая деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии со средой. Нервная система есть «невыразимо сложнейший и тончайший инструмент сношений связи многочисленных частей организма между собой и организма как сложнейшей системы с бесконечным числом внешних влияний»( И. П. Павлов). Нервная система среди других функциональных систем организма занимает особое положение. Она обеспечивает взаимосвязь организма с окружающим миром. Рецепторы реагируют на любые сигналы внешней и внутренней среды, преобразуя их в потоки нервных импульсов, которые поступают в центральную нервную систему. На основе анализа потоков нервных импульсов, кодирующих информацию о свойствах раздражителей, мозг формирует адекватный ответ. Вместе с эндокринными железами нервная система регулирует работу всех органов. Эта регуляция осуществляется благодаря тому, что спинной и головной мозг связаны нервами со всеми органами двусторонними связями. От органов в ЦНС поступают сигналы об их функциональном состоянии, а нервная система в свою очередь посылает сигналы к органам, корректируя их функции и обеспечивая все процессы жизнедеятельности – движение, питание, выделение и другие. Нервная система обеспечивает координацию деятельности клеток, тканей, органов и систем органов. При этом организм функционирует как единое целое Нервная система является материальной основой психических процессов внимания, памяти, речи, мышления и других, с помощью которых человек не только познает окружающую среду, но и может активно ее изменять. Классификация нервной системы по топографическому и функциональному признакам. Нервная система человека подразделяется на два основных отдела центральную и периферическую нервную систему. Эти названия имеют чисто историческую анатомическую основу и используются по традиции для удобства описания и запоминания На самом деле нервная система едина и не может существовать по частям. Нейроны расположенные в ЦНС формируют отростки находящиеся в периферической нервной системе. Отростки нейронов расположенных по периферии тела проникают в головной и спинной мозг. Спинной и головной мозг называют центральной нервной системой. Головной мозг расположен в черепе, спинной мозг в спинномозговом канале позвоночника. Эти два основных отдела различаются как по анатомическому строению, так и по функциям. Периферическая нервная система представлена парными нервами отходящими от головного и спинного мозга, это черепномозговые и спинномозговые нервы, их ветви, нервные окончания и ганглии нервные узлы. Существует еще одна классификация, согласно которой единую нервную систему условно подразделяют на две части соматическую и вегетативную автономную. Соматическая нервная система иннервирует главным образом органы сомы тело, поперечнополосатые или скелетные мышцы, кожу и некоторые внутренние органы язык, гортань, глотку, обеспечивает связь организма с внешней средой. Вегетативная автономная нервная система иннервирует все внутренности, железы, гладкие мышцы органов и кожи, сосуды и сердце, регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная нервная система в сою очередь подразделяется на две части парасимпатическую и симпатическую В каждой из них как и в соматической нервной системе выделяют центральный и периферический отделы. В анатомии существует система обозначений местоположения органов относительно основных осей тела, которые используются и в отношении нервной системы. Срединная сагиттальная плоскость расположена вертикально, ориентирована спереди назад и делит тело человека на симметричные правую и левую половины. Фронтальная плоскость расположена вертикально, ориентирована перпендикулярно сагиттальной и делит тело на брюшную или вентральную и спинную или дорсальную половины. Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим плоскостям и отделяет вышележащие отделы от нижележащих. Положение органов находящихся ближе к головному концу тела называется краниальным, а расположенных ближе к хвостовому концу – каудальным. Если структура лежит ближе к оси тела, то говорят, что она расположена медиальнее, а если дальше от нее, то латеральнее. Понимание соотношения мозга и психики зависит от уровня анатомических знаний. Современные методы ( электронная микроскопия, цитохимия, работа с регистрацией свойств нейрона ) дают основания для новой дисциплины – функциональной нейроморфологии. Анатомически ЦНС –это головной и спинной мозг, периферическая нервная система –спинномозговые и черепномозговые нервы и вегетативная нервная система ( имеет 2 раздела- симпатический и парасимпатический ). Головной мозг( encephalon ) подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг (cerebrum ). Cerebrum состоит из 2-х полушарий ( hemisphererum cerebri dextrum et sinistrum ).В каждом полушарии выделяются 3 филогенетически и функционально различные системы:
КБП ( cortex cerebri ) – наиболее дифференцированный раздел нервной системы, который разделен на древнюю кору ( paleocortex ) , старую кору ( archeocortex ) .По сравнению с животными более существенно развиты ее новые отделы-( neocortex).Они по протяженности занимают 96% от всей поверхности полушарий. Цитоархитектонические поля выделены по особенностям нейронов разных участков КБП. Типична 6-ти слойная кора. Цитоархитектоническая карта полей Бродмана выделяет 52 поля ( рис.1). ^ Проблема локализации ВПФ –это проблема « мозг – психика», и она принадлежит к важнейшим проблемам современного естествознания. Она междисциплинарна и актуальна. Теория системной динамической локализации формировалась в борьбе с двумя направлениями: узким локализационным ( психоморфологическим ) и антилокализационным ( эквипотенциальность мозга ). В понятийном аппарате проблемы выделяется 2 класса понятий ( Е.Д. Хомская, 2002 ). 1 класс—понятия в общей психологии и нейропсихологии: (ВПФ, психическая деятельность, психологическая система, психический процесс ,речевое опосредование, личностный смысл , знак, операция, интериоризация и др .); 2 класс – нейропсихологические понятия. Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на основе данных о локальных поражениях мозга. Общепсихологической основой теории является понятие о ВПФ. Они обладают 3-мя основными характеристиками: - формируются прижизненно под влиянием социальных факторов; -опосредованы по своему психологическому строению ( в основном речевой системой ); -произвольны по способу осуществления. К нейропсихологическим понятиям относятся: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ—нарушение психической функции вследствие локального поражения головного мозга. ПЕРВИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ—нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением нейропсихологического фактора ( под фактором подразумевается единица работы мозга в функциональной системе, ответственная за определенную часть психической деятельности). ВТОРИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ—нарушения психических функций как системное следствие первичных симптомов. СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ – анализ нейропсихологических синдромов для обнаружения фактора, изучение качественной специфики нарушений психических функций при выпадении и т.д. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – исследование больных клиническими нейропсихологическими методами для установления топического диагноза. Термин « высшие психические функции» в психологию введен Л.С.Выготским, который различал « элементарные ( натуральные) и ВПФ ( логическое мышление, память, внимание, речь и др. ). Проблемы Выготским сформулированы в теории культурно-исторического развития психики человека. Одной из наиболее актуальных для нейропсихологии является проблема генеза, строения, механизма реализации, нарушений и компенсации ВПФ. Это направление изучает ВПФ как особые функциональные системы с конкретными мозговыми механизмами. Закономерности работы мозга как субстрата психики принципиально соотносимы с психологическими закономерностями. которым подчиняются ВПФ. Основные нейропсихологические понятия рассмотрены выше. Многолетние исследования А.Р.Лурия и его школы посвящены ВПФ как единой стратегии синдромного анализа. ^ А.Р. Лурия, Л.С. Выготским сформулирована теория системной динамической локализации ВПФ человека …»каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур ( систем, зон ), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию ВПФ». Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует соотносить физиологические процессы, которые осуществляются в этих отделах и обеспечивают реализацию параметров функции. Нарушение физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов ( первичных симптомов ) и связанных с ним ВПФ ( нейропсихологический синдром ). Принцип системной динамической локализации впервые сформулирован И. П. Павловым ( центр и периферия корковых концов анализаторов ) и А.А. Ухтомским ( доминанта ), подтвержден в настоящее время Н.П. Бехтеревой ( жесткие и гибкие звенья в реализации ВПФ ). Из концепции ФУС П.К. Анохина для объяснения механизма ВПФ взято понятие « функциональные системы « как совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения результата». ФУС психической деятельности отличаются сложностью по сравнению с ФУС физиологических функций и поведения животных. ^ МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВПФ ( морфофизиологическая основа психической функции ) – это совокупность морфологических структур в КБП и подкорковых образований и физиологических процессов в них, что необходимо для осуществления ВПФ. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВПФ – центральное понятие теории системной динамической организации ВПФ. Объясняет связь мозга и психики как соотношение звеньев психической функции с нейропсихологическими факторами. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется физиологическим принципом деятельности, нарушение которого дает нейропсихологический синдром. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР – способность прежде всего ассоциативных зон КБП перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий ( в том числе, при поражениях ФУС ). НОРМА ФУНКЦИИ - средние значения показателя реализации функции (в психологии в единицах объема, продуктивности, скорости и др.) МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ – неравноценность, качественное различие вклада левого и правого полушария в каждую психическую функцию. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ – специфическая переработка информации и мозговой организации функций каждого полушария. МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – механизм объединения полушарий в единую интегральную систему, формирующуюся под влиянием генетических и средовых факторов. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ – правое и левое полушарие имеют свою специфику и мозговую организацию функций и в то же время специфичность определяется интегральными их закономерностями. МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ—интегративная целостно работающая система обоих полушарий, формируется под влиянием и генетических и средовых факторов. В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ее ассоциативные отделы, по сравнению с проекционными они имеют тонкую упорядоченность , особенно в лобных долях левого полушария .Связанные с ними ассоциативные ядра таламуса, подкорковых узлов также усложнены. Головной мозг –encephаlon- условно делится на 4 уровня: 1 уровень- кора головного мозга осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, сложными когнитивными процессами ; 2 уровень- ( базальные ядра полушарий г.м. )осуществляет регуляцию непроизвольных движений и мышечного тонуса; 3 уровень- ( гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро ) –регулирует эмоциональные реакции и состояния ,эндокринную систему; 4 уровень ( РФ, другие структуры ствола мозга) осуществляют управление вегетативными процессами. Мозг как субстрат психики является сложной метасистемой, состоящей из различных макросистем, которые построены из микросистем ( микроансамблей ).Системы зависимы по уровням иерархично , а горизонтально зависимость подразделяется на горизонтально-горизонтальную и горизонтально-вертикальную.
КБП ( cortex cerebri ) – наиболее дифференцированный раздел нервной системы, который разделен на древнюю кору ( paleocortex ) , старую кору ( archeocortex ) .По сравнению с животными более существенно развиты ее новые отделы-( neocortex).Они по протяженности занимают 96% от всей поверхности полушарий. Цитоархитектонические поля выделены по особенностям нейронов разных участков КБП. Типична 6-ти слойная кора. Цитоархитектоническая карта полей Бродмана выделяет 52 поля ( рис.1 ). ![]() Рис. 1. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга: А — конвекситальная кора; Б — медиальная кора. Цифрами обозначены отдельные Конвекситальная кора лобных долей занимает 24% поверхности больших полушарий. В ней выделяют моторную и немоторную кору ( 3 и 4 поля по Бродману ).У.Пенфилд и Г.Джаспер при раздражении разных участокв 3 и 4 полей уточнили конфигурацию « чувствительного и двигательного гомункулюсов,т.е .зоны проекции и представительства мышечных групп . «Двигательный человечек « имеет непропорционально большие губы и рот, кисти и маленькое туловище и ноги, что соответствует управляемости и функциональным значением скелетной мускулатуры. В У слое 4-го поля находятся пирамидные клетки Беца, дающие начало пирамидному пути. Аналогичные клетки содержатся в зоне Брока – 44 поле по Бродману—моторный центр речи находится в прецентральной области. Между этими полями и подкорковыми базальными ядрами ( стриопаллидарная система, красное ядро ) имеются тесные связи. Сенсорная проприоцептивная и кожная информация поступают в 3-е поле и тоже по соматотипической проекции ( рис.3 ). ![]() 'Рис.2.. Схема соматотопической проекции общей чувствительности и двигательных функций в коре головного мозга (по У.Пенфилду А— корковая проекция общей чувствительности; Б — корковая проекция .двигательной системы.. Относительные размеры органов отражают ту площадь головного мозга, с которой могут быть вызваны соответствующие ощущения и движения. ^ ключает 2 принципа: А) Принцип системной локализации функций ( каждая психическая функция опирается на структурно – функциональные системы мозга ) и Б) Принцип динамической локализации функций ( каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрастные периоды ). А.Р.Лурия выделил общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности ( три структурно-функциональных блока). Модель А.Р. Лурия характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и объясняет его интегративную деятельность. Весь мозг подразделяется на 3 основных структурно-функциональных блока: 1 –энергетический или регуляции уровня активности мозга; 2 – приема, переработки и хранения экстероцептивной информации и 3 - программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Блоки имеют определенные особенности строения, в основе их деятельности лежат физиологические принципы. Все три блока участвуют в высших психических функциях т.е. сложных формах сознательной деятельности , каждый из них вносит свой вклад в их реализацию ( рис.2 ). Согласно современным представлениям каждая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые превращаются в программу ( « образ результата «) деятельности. Туда включены представления о способах реализации. Далее идет сама реализация программы и фаза сличения результата с его исходным образом. ![]() Рис.3. Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга (по А.Р.Лурия, 1970): А — 1-й блок — регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга — включающий ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга: 1 — мозолистое тело, 2 — средний мозг, 3 — теменно-затылочная борозда, 4 — мозжечок, 5 — ретикулярная формация ствола, б— крючок, 7 — гипоталамус, 8— таламус; Б— 11-й блок— приема, переработки и хранения экстероцептивной информации — включающий основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий: 1 — премоторная область, 2— прецентральная извилина, 3 — центральная извилина, 4 — моторная область, 5 — префронтальная область; В III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — включающий моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двухсторонними связями. В соответствии с моделью 3-х блоков структуры психической деятельности в начальной стадии формирования мотивов принимает участие 1 блок. Он обеспечивает оптимальный уровень активности и селективную активность для определенной деятельности, а также ее эмоциональное подкрепление ( переживание успеха – неуспеха ) 2 блок обеспечивает операционную стадию– прием ,анализ, синтез модальной экстероцептивной информации. 3 блок обеспечивает стадию формирования целей и программу деятельности, ее выполнение и контроль . Поражение одного из трех блоков отражается на любой психической деятельности, т.к. приводит к нарушению фазы, этапа ее реализации. При нейропсихологическом анализе нарушений ВПФ в связи с локальными поражениями схема функционирования мозга как субстрата сложных сознательных форм психической деятельности находит конкретное подтверждение. ^ Несмотря на сравнительно длительную историю изучения проблемы ( ее начало относят к 1861 г, когда Поль Брока открыл « центр речевой моторики « в левом полушарии ) и огромное число публикаций по биологическим, морфологическим, физиологическим, экспериментально- психологическим, клиническим аспектам , законченной теории о функциональной асимметрии не создано. Доказательства неравноценности правого и левого полушарий: в Институте мозга РАМН установлено анатомическое различие полушарий у крыс, обезьян и у человека. Структурные предпосылки асимметрии касаются височных долей, Сильвиевой борозды, в частности, зон центров Вернике и нижнелобной зоны ( центр Брока ) слева. Здесь же обнаружены большие размеры клеток Беца ( рис.4 ). ![]() Рис.4 . Анатомическая асимметрия коры мозга человека: -1 — Сильвиева борозда, которая определяет верхнюю границу височной доли ' пюднимается более круто в правом полушарии по сравнению с левым; 2 — :вис:очная область; Б — верхняя часть височной доли (1) обычно значительно больше в левом полушарии по сравнению с правым. Эта область в левом полушарии составляет часть зоны Вернике (2), играющей важную роль в мозговой :организации речевых процессов . Физиологами выявлены межполушарные различия ЭЭГ—если в состоянии покоя альфа-ритм примерно одинаков, то при выполнении невербальных- и вербальных заданий регистрируется депрессии альфа-ритма ( при невербальных наглядно-образных заданиях в правом полушарии, при вербальных – в левом , рис.5 ). Клинические наблюдения представили многочисленные данные о локальных поражениях со специфическими нарушениями ВПФ, прежде всего, речи. Специфика нарушений ВПФ у правшей и левшей выявляется методами электрошоковой терапии, метода Вада (введение в одну из сонных артерий амитала натрия), хирургического расщепления мозга. ^ 1.Межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер Выделяются моторные, сенсорные и психические асимметрии. К моторной относятся мануальная, ножная, оральная, глазодвигательная. К сенсорной- зрительная, слуховая, тактильная и другие. К « психическим»- асимметрия мозговой организации речевых и других ВПФ ( перцептивных, мнестических, интеллектуальных ).Реально асимметрии и их комбинации в норме очень сложны. 2.Степень асимметрий оценивается их коэффициентами и может быть слабой, сильной. 3.Возрастной фактор: в асимметриях на детях установлено, что основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, с возрастом идет усовершенствование и усложнение- вначале появляется асимметрия биоэлектрических показателей моторных и сенсорных, позже- в ассоциативных ( префронтальные, задне-теменно- височные ) зоны КБП. В старости ЭЭГ- показатели асимметрии снижаются . Исследования межполушарной ассиметрии в современной нейропсихологии осуществляются в следующих направлениях. 1.Экспериментальное направление-изучение специфики. Установлено, что воспроизведение запоминаемого материала связано с левым полушарием, а непосредственное воспроизведение – с правым. Произвольное управление психическими функциями реализуется левым, а непроизвольное, автоматизированное – правым ( у правшей ). 2.Клиническое сопоставление нейропсихологических синдромов при поражении симметричных структур правого и левого полушарий. Основные синдромы описаны еще А.Р.Лурия и это касается поражений левого полушария. Нейропсихологические методы диагностики адресованы к произвольным речевым уровням реализации ВПФ. 3.Межполушарное взаимодействие как основа осуществления разных функций и ВПФ, в частности. Анатомические особенности межполушарного взаимодействия определяется тремя комиссурами: мозолистым телом, передней спайкой и спайкой свода. Волокна мозолистого тела соединяют одинаковые области коры, кроме проекционных полей, в белом веществе полушарий волокна образуют лучистость мозолистого тела. Передняя спайка соединяет передние медиальные участки коры височных полушарий и лобной коры, а спайка свода ( гиппокампова ) –гиппокамп, височную кору того и другого полушарий. Операция по перерезке комиссур для лечения эпилепсии дала модель « расщепленного мозга» ( Сперри, Газзаниги, 1966,1974 ).Характерные симптомы нарушения психических функций: сенсорные, речевые, двигательные, конструктивно- пространственные феномены специфичны для специального синдрома « расщепленного мозга. Сенсорные феномены: зрительные ( правши не воспринимают зрительные стимулы, предъявляемые в левое поле зрения, т.е. в правое полушарие ); не узнаются предметы при ощупывании левой рукой-аномия. Речевые феномены - это невозможность прочесть слово, предъявляемое в левое поле зрения или написать его. Двигательные феномены выражаются в нарушениях реципрокных движений рук и ног. Также после операции больной может рисовать только левой рукой, а писать только правой. Все симптомы динамичны, их выраженность уменьшается со временем. Сравнительный анализ процесса формирования ВПФ у детей показал, что существует определенная последовательность включения мозговых структур в общую интегративную деятельность мозга -раньше формируются функции , связанные с правым полушарием, сначала те, которые обеспечиваются задними структурами и позднее- лобными. Те же закономерности присущи левому полушарию. Доминантность устанавливается индивидуально в разные сроки и связана с врожденными особенностями, научением и функциональной полноценностью мозга. Пора отказаться от упрощенного представления распределения функций между полушариями, между ними существует взаимодействие для решения задач психической деятельности – писал Лурия еще в 1963 г. |