Пояснительная записка icon

Пояснительная записка





Скачать 449.79 Kb.
Название Пояснительная записка
С.А.Игумнов
Дата конвертации 28.03.2013
Размер 449.79 Kb.
Тип Пояснительная записка


АВТОРЫ:

директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», доктор медицинских наук, профессор С.А.Игумнов;

заведующая кафедрой психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент В.А.Карпюк;

доцент кафедры психиатрии и наркологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Э.П.Станько


Рецензенты:

заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент О. А. Скугаревский;

заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент М.А. Ассанович


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:


Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 13 от 10 июня 2010г.)


Ученым советом государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» (протокол № 6 от 17 июня 2010г.)


ОГЛАВЛЕНИЕ


Пояснительная записка……………………………………..…..….…....4

^ Примерный план подготовки…………………………………….....…6

Содержание программы:…………………………………………..…......8

1. Общепрофессиональная подготовка……………………………………….....8

2. Профессиональная подготовка…………………….……………….……..…..8

Квалификационные требования к врачу-психиатру-наркологу……….……….16

^ Информационная часть……………………………………………..…..18

Список рекомендуемой литературы…………………………………..……....…18

Вопросы к квалификационному экзамену……………………….……………...20

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовки в клинической ординатуре по специальности «Психиатрия-наркология» разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения подготовки в клинической ординатуре, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.01.2009 г. № 2 и планом подготовки в клинической ординатуре по специальности «Психиатрия-наркология», утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь от 7 мая 2010 года.

Психиатрия и наркология одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей медицины, как в нашей стране, так и во всем мире. На сегодняшний день сформировано новое понимание происхождения психических и поведенческих расстройств как результата взаимодействия трех групп факторов – биологических, психологических и социальных. Достигнут значительный прогресс фармакологии в результате открытия новых групп лекарственных средств. Разработаны новые формы психосоциального воздействия.

Все вышесказанное определяет значимость непрерывного повышения профессиональной квалификации в области психиатрии и наркологии и обуславливает необходимость углубления врачом-психиатром-наркологом профессиональных знаний и навыков.

Цель клинической ординатуры по специальности «Психиатрия-наркология» состоит в подготовке высококвалифицированного врача-психиатра-нарколога, владеющего новейшими знаниями в области психического здоровья, современными методами диагностики, терапии и реабилитации психических и поведенческих расстройств.

Задачи:

углубление знаний в области эпидемиологии, принципов систематики, причинной обусловленности, течения и исходов психических и поведенческих расстройств;

освоение современных методов диагностики в психиатрии и наркологии;

овладение новыми биологическими и психотерапевтическими методами терапии психических и поведенческих расстройств;

усовершенствование навыков социально-психологической реабилитации пациентов с психическими и поведенческими расстройствами;

освоение алгоритмов диагностики и оказания психиатрической помощи в клинически сложных ситуациях;

составление реабилитационных программ при психических заболеваниях.

Подготовка в клинической ординатуре осуществляется на основе имеющихся у врачей-специалистов профессиональных познаний и опыта работы по специальности.

Задачи подготовки в клинической ординатуре реализуются посредством практической работы под контролем руководителя клинического ординатора в психиатрических и наркологических отделениях клиники и психоневрологических диспансерах.

Теоретическая подготовка клинических ординаторов включает в себя проведение научно-исследовательской работы, самостоятельное изучение новейшей научной литературы по специальности, участие в международных, республиканских, областных научных конференциях.

В период подготовки клинический ординатор углубляет практические навыки по психиатрии и наркологии во время курации больных с разнообразной патологией, участвуя в клинических обходах заведующего кафедрой, профессоров и доцентов, присутствуя на консультациях, консилиумах.

Изучение основ управления здравоохранением в Республике Беларусь, медицинской информатики и компьютерных технологий, клинической фармакологии, неврологии, психотерапии и медицинской психологии дает возможность углубить знания по специальности.

Индивидуальный план подготовки клинического ординатора разрабатывается совместно с руководителем клинического ординатора на основании плана и программы по специальности «Психиатрия-наркология», обсуждается на заседании кафедры (отдела) и утверждается руководителем учреждения образования (организации).

Для осуществления промежуточного контроля знаний клинического ординатора в процессе подготовки проводится текущая аттестация в форме собеседования.

Итогом текущей аттестации является отметка в индивидуальном плане «зачтено» или «не зачтено» по каждому разделу подготовки.

Итоговая аттестация по результатам подготовки в клинической ординатуре проходит в форме квалификационного экзамена.

^

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН подготовки





Наименование раздела

Распределение времени

всего

в том числе по годам

1 год

2 год

недель

часов

недель

часов

недель

часов

1

2

3

4

5

6

7

^ 1.Общепрофессиональная подготовка

3

108

2

72

1

36

1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь

1

36

1

36

-

-

1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии

1

36

1

36

-

-

1.3. Клиническая фармакология

1

36

-

-

1

36

^ 2.Профессиональная подготовка

93

3348

46

1656

47

1692

2.1. Cоциальные аспекты психиатрии и наркологии

2

72

1

36

1

36

2.2. Методы исследования и диагностики, применяемые в психиатрии и наркологии

4

144

1

36

3

108

2.3. Реабилитация и профилактика в психиатрии и наркологии

5

180

3

108

2

72

2.4. Феноменология психических и поведенческих расстройств

3

108

2

72

1

36

2.5. Частная психиатрия и наркология

70

2520

34

1224

36

1296

2.5.1. Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства

7

252

4

144

3

108

2.5.2. Ургентные состояния в психиатрии

2

72

1

36

1

36

2.5.3. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

10

360

5

180

5

180

2.5.4. Шизофрения, шизотипическое и бредовые расстройства

10

360

4

144

6

216

2.5.5. Аффективные расстройства настроения

10

360

6

216

4

144

1

2

3

4

5

6

7

2.5.6. Невротические, связанные со стрессом и соматофомные расстройства

9

324

5

180

4

144

2.5.7. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

5

180

2

72

3

108

2.5.8. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

7

252

3

108

4

144

2.5.9. Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте

10

360

4

144

6

216

2.6. Интегративная терапия психических и поведенческих расстройств

5

180

3

108

2

72

2.7. Неврология

2

72

1

36

1

36

2.8. Психотерапия и медицинская психология

2

72

1

36

1

36

Всего

96

3456

48

1728

48

1728



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Общепрофессиональная подготовка

1.1. Основы управления здравоохранением в Республике Беларусь

Основные направления реформы здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Менеджмент. Методы управления. Организационные структуры управления в здравоохранении. Введение в экономику здравоохранения. Экономические категории и сущность терминов, используемых в анализе системы здравоохранения. Эффективность здравоохранения, критерии, экономические и социальные аспекты. Анализ эффективности медико-социальных программ и мероприятий. Маркетинг в здравоохранении. Спрос на услуги здравоохранения и закономерности его роста. Предложения медицинских услуг в разных системах организации здравоохранения.

1.2. Медицинская информатика и компьютерные технологии

Понятие об информационных технологиях, как инструменте для решения различных задач медицины и здравоохранения. Программное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Прикладные программы общего назначения. Базы и банки данных и знаний. Системы управления базами данных. Организационное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Операционные системы. Знакомство с файлами и каталогами. Сервисные программы. Тестовые и графические редакторы. Электронные таблицы.

1.3. Клиническая фармакология

Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных средств, применяющихся в психиатрии и наркологии. Молекулярные механизмы психотропного действия лекарственных средств.

Биологическая психиатрия. Биологические каузальные факторы. Дисбаланс нейротрансмиттеров и гормонов. Генетическая уязвимость: хромосомные аномалии, генотипически-средовые корреляции и взаимодействия. Конституциональная предрасположенность. Дисфункция мозга и пластичность нервной системы. Биохимические аспекты: эндокринная система и нейропептиды, иммунная система.

^ 2. Профессиональная подготовка

2.1. Социальные аспекты психиатрии и наркологии

История психиатрии и наркологии. Клиническая эпидемиология, принципы систематики, течение и исходы психических и поведенческих расстройств. Причинные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств: биологические, психосоциальные, социокультурные. Социальные «фильтры» психических и поведенческих расстройств. Необходимые, достаточные и способствующие причины.

Предмет, цели и задачи социальной психиатрии. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических и поведенческих расстройств, их влияние на психическое здоровье. Аддиктивное поведение. Виды зависимостей. Созависимость: признаки, дисфункциональная семья, ближайшие родственники больных зависимостью. Возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психических и поведенческих расстройств. Транскультуральная психиатрия.

2.2. Методы исследования и диагностики, применяемые в психиатрии и наркологии

Клинический метод. Катамнестическое исследование. Клинико-генетические и молекулярно-генетические методы исследования в психиатрии. Нейропсихологические тесты, возрастные особенности. Психометрические исследования, возрастные особенности. Психодиагностическое исследование, возрастные особенности. Инструментальные и аппаратные методы обследования: электроэнцефалография, полисомнография, эхоэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, функциональная нейровизуализация.

2.3. Реабилитация и профилактика в психиатрии и наркологии

Медицинская реабилитация в психиатрии и наркологии. Проблема качества жизни и социального функционирования пациентов с психическими и поведенческими расстройствами. Роль семьи, взаимоотношений с родителями в социально-психологической реабилитации пациентов. Медицинская реабилитация при работе с умирающими и их близкими. Работа с детьми и взрослыми, пережившими утрату. Психологическая реабилитация в ситуации посттравматического стресса.

Профилактика психических и поведенческих расстройств (психосоциальные, социокультурные меры). Психообразовательные программы для пациентов и их родственников. Особенности психопрофилактики детского и подросткового возраста, психических расстройств в позднем возрасте.

Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний.

2.4. Феноменология психических и поведенческих расстройств

Основные теоретические направления в психиатрии: нозологическое, феноменологическое (синдромологическое), эклектическое («прагматическое», «атеоретическое»), психоаналитическое, антипсихиатрическое. Биопсихосоциальный подход.

2.5. Частная психиатрия и наркология

2.5.1. Органические, включая симптоматические, психические и поведенческие расстройства

Роль предрасположенности к экзогенным психическим реакциям под влиянием ранее воздействующих причин. Концепция «почвы» по С.Г.Жислину (1956). Возрастная и половая «предпочтительность» экзогенных синдромов. Зависимость характера психопатологической симптоматики от тяжести и типа соматического заболевания. Психоорганический синдром и его квалификация в МКБ-10. Неспецифический эндокринный психосиндром по М.Bleuer(1954).

Деменция. Эпидемиологическая структура деменций и связь с популяционными процессами. Деменция при черепно-мозговой травме, первично-атрофических, сосудистых, эндокринных, инфекционных, системных заболеваниях. Псевдодеменция. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

Психические и поведенческие расстройства при эндокринных заболеваниях: заболеваниях щитовидной железы, паращитовидных желез, гипофиза, болезни Аддисона, синдрома Кушинга, феохромоцитоме, при сахарном диабете, инсулиноме. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Психические и поведенческие расстройства при нарушениях обмена веществ: болезни печени, болезни почек, острая порфирия. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Психические и поведенческие расстройства при инфекционных заболеваниях: вирус иммунодефицита человека, энцефалиты, нейросифилис. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при органических, включая симптоматические, психических и поведенческих расстройствах.

Осложнения при приеме лекарственных средств: кортикостероидов, антипаркинсонических препаратов, В-блокаторов, противотуберкулезных препаратов. Диагностика, лечение, профилактика.

2.5.2. Ургентные состояния в психиатрии

Злокачественный нейролептический синдром. Диагностика, дифференциальная диагностика, терапия. Серотонинергический синдром. Диагностика, дифференциальная диагностика, терапия. Фебрильная шизофрения. Острое психомоторное возбуждение. Методы купирования. Эпилептический статус. Методы купирования. Острая лекарственная интоксикация. Острая интоксикация вследствие употребления психоактивных веществ. Анафилактический шок.

2.5.3.Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ

Подразделение психоактивных веществ по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления. Клинические особенности состояния острой интоксикации психоактивными веществами. Стадии интоксикации. Клиника и экспертиза алкогольного опьянения. Методы детоксификации. Клиника и экспертиза опьянения опиатами. Правила освидетельствования. Клиника и экспертиза опьянения снотворными и седативными средствами. Клиника и экспертиза опьянения стимуляторами. Клиника и экспертиза опьянения каннабиоидами.

Скрининг, диагностика, лечение синдрома зависимости от психоактивных веществ. Особенности в различных возрастных группах. Психотерапевтические подходы к терапии психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Анонимные алкоголики. Современные подходы в реабилитации пациентов с синдромом зависимости от психоактивных веществ. Профилактика.

Психотические расстройства в результате потребления психоактивных веществ. Амнестический синдром в результате потребления психоактивных веществ. Хронические психозы и состояние деменции в результате потребления психоактивных веществ. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при психических и поведенческих расстройствах, связанных с употреблением психоактивных вещест.

2.5.4. Шизофрения, шизотипическое и бредовые расстройства

Эпидемиология, факторы риска шизофрении. Распространенность шизофрении. Зависимость распространенности от пола, возраста, социального статуса, миграционных процессов.

Биологические теории шизофрении. Генетические, нейроонтогенетические, биохимические теории. Психосоциальные теории. Системная теория семьи, теория межличностных отношений, психодинамическая теория. Общая симптоматология шизофрении. Формы шизофрении. Типы течения. Адаптационно-компенсаторные механизмы при шизофрении. Психическая адаптация при шизофрении. Особенности организации реабилитационной работы.

Особенности шизофрении у детей и подростков.

Лечение шизофрении, социально-психологическая и когнитивная нейрореабилитация. Биологические методы лечения шизофрении. Методы преодоления терапевтической резистентности. Терапия средой, занятостью. Психотерапия в комплексном лечении шизофрении.

Шизотипическое и бредовые расстройства. Дифференциальная диагностика, лечение, реабилитация.

Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертиза при шизофрении, шизотипическом и бредовом расстройствах.

Типичные и атипичные нейролептики: классификация, механизмы действия, взаимодействие с другими группами препаратов, побочные эффекты.

2.5.5. Аффективные расстройства настроения

Биполярное аффективное расстройство. Депрессивный и маниакальный эпизоды. Реккурентное депрессивное расстройство. Клиника, дифференциальная диагностика, принципы терапии, профилактика, реабилитация Биологические, психосоциальные и социокультурные теории развития депрессии. Распространенность, влияние на социальную адаптацию и экономические потери.

Депрессии при органических, включая симптоматические, психических расстройствах. Депрессии позднего возраста. Депрессии у детей и подростков.

Хронические расстройства настроения. Циклотимия. Дистимия. Дифференциальная диагностика, лечение, реабилитация.

Депрессия как фактор риска суицидального поведения. Определение степени риска насилия, направленного на себя. Предупредительные и лечебные мероприятия, направленные на снижение суицидального риска. Кризисная терапия.

Лечение аффективных расстройств настроения: фармакотерапия, электросудорожная терапия, психотерапия. Исходы аффективных расстройств настроения. Причины и пути преодоления резистентности при аффективных расстройствах.

Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при аффективных расстройствах настроения.

2.5.6. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

Биологические и социально-психологические теории развития невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств. Механизмы неврозогенеза.

Тревожно-фобические расстройства. Феномены опережающей тревоги и избегающего поведения. Вторичные вегетативные болевые симптомы тревоги. Обессивно-компульсивное расстройство. Реакции на тяжелый стресс и расстройство адаптации. Диссоциативные расстройства. Соматоформные расстройства. Другие невротические расстройства. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах.

2.5.7. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

Расстройства пищевого поведения. Определения и гендерные различия. Биологические и социально-психологические теории развития. Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика. Принципы и методы лечения.

Расстройства сна неорганической природы. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Принципы и методы терапии.

Половая дисфункция, не обусловленная органическими расстройствами или заболеванием. Психологические факторы риска. Клиника, дифференциальная диагностика, терапия.

Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости. Клиника, диагностика. Терапевтические подходы.

2.5.8. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

Диагностические критерии расстройств личности. Трудности диагностики. Акцентуация личностных черт. Биологические, психологические и социокультурные теории развития личностных расстройств. Динамика формирования расстройств личности.

Параноидное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими параноидным расстройством личности.

Шизоидное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими шизоидным расстройством личности.

Диссоциальное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими диссоциальным расстройством личности.

Эмоционально-неустойчивое расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими эмоционально-неустойчивым расстройством личности.

Демонстративное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими демонстративным расстройством личности.

Ананкастное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими ананкастным растройством личности.

Тревожное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими тревожным расстройством личности.

Зависимое расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими зависимым расстройством личности.

Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при расстройствах зрелой личности и поведения у взрослых.

2.5.9. Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте

Общие расстройства развития. Аутизм: причины, клиническая картина, лечение, реабилитация, исход. Синдром Ретта: причины, клиническая картина, лечение, реабилитация, исход. Синдром Аспергера: причины, клиническая картина, лечение, реабилитация, исход.

Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте. Гиперкинетическое расстройство. Причины. Клиника, диагностика, лечение и исход. Гиперкинетическое расстройство после подросткового периода. Расстройства поведения. Смешанные расстройства поведения и эмоций, эмоциональные расстройства с началом, специфическим для детского возраста. Тикозные расстройства. Причины. Клиника, диагностика, лечение и исход.

2.6. Интегративная терапия психических и поведенческих расстройств

Психофармакалогия. Антипсихотики. Анксиолитики. Антидепрессанты. Нормотимики. Ноотропы и препараты с ноотропным компонентом действия.

Антиконвульсанты. Блокаторы ацетилхолинэтеразы. Антагонисты опиатных рецепторов. Электросудорожная терапия. Лечение депривацией сна и длительным сном. Механотерапия и терапия занятостью. Психохирургия. Гормонотерапия. Диетическая терапия. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. Детоксикация.

Место психотерапии в интегративном лечении психических и поведенческих расстройств.

2.7. Неврология

Патогенез и клиника компрессионно-ишемических (туннельных) невропатий. Алкогольная, диабетическая и другие дисметаболические полиневропатии. Клиника, диагностика, лечение.

Сосудистые заболевания головного мозга. Нарушение мозгового кровообрашения. Классификация цереброваскулярных заболеваний по МКБ-10. Частота, структура, распространенность. Этиология, факторы риска. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (транзисторная ишемическая атака, гипертонический церебральный криз). Основные патогенические варианты инфаркта мозга, клиника, диагностика, лечение. Внутримозговые кровоизлияния. Этиология, клиника, диагностика.

Черепно-мозговая травма. Классификация. Патогенез повреждений мозга. Клиника, диагностика и лечение сотрясения головного мозга, ушибов и сдавления мозга.

Опухоли головного мозга. Общемозговые и очаговые симптомы опухолей головного мозга. Диагностика, КТ и МРТ-картина опухолей головного мозга. Психические расстройства при опухолях мозга. Диагностика метастатических поражений позвоночника и спинного мозга. Хирургическая тактика. Симптоматическое лечение.

Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания нервной системы. Эпидемиология. Классификация.

Заболевания экстрапирамидной системы. Болезнь Паркинсона. Этиология, патогенез. Клинические проявления, лечение. Синдромы паркинсонизма, этиология, классификация. Эссенциальный тремор, малая хорея, клиника, лечение.

Мигрень. Патогенез. Классификация. Клинические варианты, диагностика. Дифференциальный диагноз мигрени и других цефалгий. Дифференциальный диагноз синкопальных состояний. Принципы лечения и профилактики.

Токсические поражения нервной системы. Алкогольные поражения нервной системы. Классификация. Клиника, диагностика и лечение. Полиневропатии при интоксикациях: свинцовая, мышьяковая полиневропатия. Полиневропатия при отравлении фосфорорганическими соединениями. Марганцевая энцефалопатия. Медикаментозные поражения нервной системы. Клиника, диагностика, лечение.

2.8. Психотерапия и медицинская психология

Психотерапия как раздел медицинских знаний. История психотерапевтической практики. Основные механизмы изменения в ходе психотерапии, терапевтические воздействия, переменные психотерапевта и пациента, диада психотерапевт-пациент. Биопсихосоциальный контекст и психотерапия. Психотерапия и доказательная медицина. Психотерапия и современная клиническая практика. Основные направления психотерапевтического воздействия, его формы и методы. Индивидуальные и групповые формы работы. Показания и противопоказания. Особенности психотерапевтической помощи детям и подросткам. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Семейная психотерапия. Тренинг коммуникативных, культурных и социальных навыков.

Медицинская психология. Приемы коммуникации в клинике. Базовые и специфические коммуникационные навыки в клинике. Особенности и принципы отношений и коммуникации с различными категориями пациентов. Клиническое интервьюирование.

Место и роль экспериментально-психологических методов в диагностике психических и поведенческих расстройств.

Методы клинико-психологического исследования: наблюдение (цели, задачи, виды, техники), беседа как интерактивная техника, цели, задачи, содержательная сторона беседы, интервью.

Нейропсихологическое обследование. Батарея тестов Холстеда-Рейтана.

Психометрические методы в психиатрии. Шкала Гамильтона, опросник качества жизни SF-36, опросник общего здоровья (GHQ-28), шкала суицидальных мыслей (SIS), шкала суицидальных интенций, шкала безнадежности, шкала Лейкерта, шкала позитивных и негативных симптомов (PANSS), лекарственной акатизии и экстрапирамидных побочных эффектов (ESRS).

Экспериментально-психологические методы. «Прицельность» экспериментальных методов, направленность на анализ определенных видов психической деятельности. Методы диагностики психических функций: патопсихологические методы исследования восприятия, внимания, памяти, мышления. Методы диагностики индивидуально-психологических особенностей: темперамента (опросник Стреляу, Айзенка), характера (опросник Шмишека, опросник Личко «Подростковый диагностический опросник»), черты личности (опросник Кеттелла), интегративные типы личности (Миннесотский многофакторный личностный опросник). Методы диагностики функциональных и эмоциональных состояний (тест Люшера). Методы исследования интеллекта (тест Векслера). Методы исследования ценностей и социальных установок (тест Рокича). Методы исследования эмоционально-мотивационной сферы (Тематический апперцептивный тест, тест Роршаха, тест Розенцвейга). Методы исследования саморегуляции (шкала локус-контроля Роттера).

Психометрические методы в наркологии. Шкала оценки патологического влечения к алкоголю Альтшуллера, к наркотикам Винниковой, оценка выраженности синдрома отмены, тест The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT - тест на выявление нарушений, связанных с употреблением алкоголя), MALT (Мюнхенский алкогольный тест), опросник для изучения тяжести алкогольной зависимости, опросник о проведении злоупотребляющим алкоголем свободного времени (STAQ), опросник Мортимера–Филкинса, опросник КЖ-100, шкала Карновского, лестница Кэнтрила, профиль воздействия болезни, Ноттингемский профиль здоровья, индекс благополучия Кэмпбелла, индекс общего психического благополучия.


^ Квалификационные требования к врачу-психиатру-наркологу

Клинический ординатор должен знать:

основы управления здравоохранением в Республике Беларусь;

программное и организационное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении;

фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств, применяющихся в психиатрии и наркологии, молекулярные механизмы психотропного действия лекарственных средств;

нормативные документы, регламентирующие деятельность психиатрической и наркологической служб;

принципы организации психиатрической и наркологической помощи;

эпидемиологию психических и поведенческих расстройств;

социально-экономические последствия психических и поведенческих расстройств;

принципы современной систематики психических и поведенческих расстройств;

причинную обусловленность, течение и исход психических и поведенческих расстройств;

психопатологические синдромы с учетом сравнительно-возрастных особенностей и механизмы, лежащие в их основе у психически и соматически больных;

клинику и диагностические критерии психических и поведенческих расстройств;

принципы и правила оказания психиатрической и наркологической помощи;

права и льготы психически больных;

сущность первичной, вторичной и третичной психопрофилактики;

принципы организации реабилитации пациентов с психическими и поведенческими расстройствами;

принципы интегративной терапии и характер терапевтических стратегий при психических и поведенческих расстройствах;

основы психотерапии психических и поведенческих расстройств;

уметь:

работать с диагностическим категориальным аппаратом МКБ-10;

выявлять основные синдромальные признаки и нозологические формы заболевания, выставлять предположительный и окончательный диагноз;

проводить дифференциальную диагностику психической нормы и патологии;

использовать психометрические и психодиагностические методы исследования;

проводить клиническое интервьюирование;

применять новые индивидуально подобранные биологические и психотерапевтические методы терапии психических и поведенческих расстройств и оценивать эффективность вмешательств;

организовывать и проводить социально-психологическую реабилитацию на разных этапах и уровнях оказания психиатрической и наркологической помощи;

проводить психообразование родственников пациентов с психическими и поведенческими расстройствами;

владеть алгоритмами диагностики и оказания психиатрической помощи в клинически сложных ситуациях;

определить степень риска суицидального поведения и проводить кризисную терапию;

проводить психопрофилактические мероприятия с учетом первичной, вторичной и третичной психопрофилактики;

проводить экспертизу временной и стойкой, частичной и полной утраты трудоспособности, определять профессиональные ограничения;

осуществлять руководство профессиональным коллективом, ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий;

осуществлять исследовательскую работу, планирование и проведение научного эксперимента;

применять в клинической практике научные достижения.


Информационная часть

Литература

Основная:

  1. Альтшулер В.Б. Алкоголизм / Руководство по психиатрии: В 2-х т. Т.2. – М.: Медицина, 1999. – 784 с.

  2. Детская психиатрия: Учебник /под ред. Э.Г.Эйдемилера. – Спб:Питер, 2005. – 1120 с.

  3. Дмитриева Т.Б., Ткаченко А.А., Н.К.Харитонова, С. Н. Шишков Судебная психиатрия: Учебное пособие / Т. Б. Дмитриева, А. А. Ткаченко, Н. К. Харитонова, С. Н. Шишков. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 752 с.

  4. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия /Г.И.Каплан, Б.Дж.Сэдок.- В 2 т. - Ростов на Дону:Феникс. – 1996. – 921 с.

  5. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. Р.Карсон, ДЖ.Батчер, С.Минека.- М: Питер.,2004. – 1166 с.

  6. Клиническая психиатрия /пер. с англ. доп. - главный редактор Т.Б. Дмитриева.- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА. - 1998.

  7. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей)/ В.В.Ковалев.- М: Медицина., 1995.-560 с.

  8. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия /М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина., А.Е. Личко. - М.: Медицина, 1995. - 608 с.

  9. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств / ВОЗ – Киев: Сфера. – 2000. – 441 с.

  10. Руководство по наркологии /под ред. Н.Н.Иванца. – 2-е изд.испр., доп. и расм. – М:ООО»Медицинское информационное агенство», 2008. – 944 с.

Дополнительная:

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства /Руководство для врачей. Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1997.

  2. Батищев В.В., Негериш Н.В. Методология организации программы психотерапии и реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение. Программа “Решение”: теория и практика. – М.: Российский благотворительный фонд НАН, 2001. – 184 с.

  3. Бройтингам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. В.Бройтинга., П.Кристиан, М.Рад.-^ ГЭОТАР, М., 1999.

  4. Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии /В.Я. Гиндикин. - М: КРОН-ПРЕСС, 1997.-576 с.

  5. Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология /В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева. - М.: Издательство «ТРИАДА-Х».- 1999.

  6. Клиническая психология. /под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2007.- 1312 с.

  7. Лекции по наркологии. — Изд. 2-е, переработанное и расширенное /под ред. Н. Н. Иванца. — М.: Нолидж, 2000. — 448 с.

  8. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. Руководство./ А.Е.Личко, В.С.Битенский. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.

  9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. — М.: Издательство Института психотерапии, 2000. — 256 с.

  10. Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / Сост. И. П. Рущенко. — Харьков: Финарт, 2002. — 242 с.

  11. Соммерз-Фланаган Д., Соммерз-Фланаган Р. Клиническое интервьюирование. Д.Соммерз-Фланаган Д., Р. Соммерз-Фланаган . – М:Диалектика. – 2006. – 662 с.


Вопросы к квалификационному экзамену

  1. Основные направления реформы здравоохранения в условиях перехода страны к рыночной экономике.

  2. Основы менеджмента в здравоохранении. Принципы, функции и элементы управления. Менеджмент.

  3. Методы управления. Организационные структуры управления в здравоохранении. Введение в экономику здравоохранения.

  4. Экономические категории и сущность терминов, используемых в анализе системы здравоохранения.

  5. Эффективность здравоохранения, критерии, экономические и социальные аспекты. Анализ эффективности медико-социальных программ и мероприятий.

  6. Маркетинг в здравоохранении. Спрос на услуги здравоохранения и закономерности его роста. Предложения медицинских услуг в разных системах организации здравоохранения.

  7. Понятие об информационных технологиях, как инструменте для решения различных задач медицины и здравоохранения.

  8. Программное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении. Прикладные программы общего назначения. Базы и банки данных и знаний.

  9. Системы управления базами данных. Организационное обеспечение информационных технологий в медицине и здравоохранении.

  10. Операционные системы. Знакомство с файлами и каталогами. Сервисные программы. Тестовые и графические редакторы. Электронные таблицы. Базы и банки данных.

  11. Фармакокинетика лекарственных средств, применяющихся в психиатрии и наркологии.

  12. Фармакодинамика лекарственных средств, применяющихся в психиатрии и наркологии.

  13. Нейротрансмиссия. Молекулярные механизмы психотропного действия лекарственных средств.

  14. Биологические каузальные факторы.

  15. Эпидемиология, принципы систематики, течение и исходы психических и поведенческих расстройств.

  16. Причинные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств: биологические, психосоциальные, социокультурные. Необходимые, достаточные и способствующие причины.

  17. Предмет, цели и задачи социальной психиатрии. Роль социальных факторов в этиопатогенезе психических и поведенческих расстройств, их влияние на психическое здоровье.

  18. Наркотизм, аддиктивное поведение. Виды зависимостей.

  19. Созависимость: признаки, дисфункциональная семья, ближайшие родственники больных зависимостью.

  20. Возможности социальных воздействий в терапии, реабилитации и профилактике психических и поведенческих расстройств.

  21. Клинический метод. Катамнестическое исследование.

  22. Клинико-генетические и молекулярно-генетические методы исследования в психиатрии.

  23. Нейропсихологические тесты, возрастные особенности.

  24. Психометрические исследования, возрастные особенности.

  25. Психодиагностическое исследование, возрастные особенности.

  26. Инструментальные и аппаратные методы обследования: электроэнцефалография, полисомнография, эхоэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография.

  27. Медицинская реабилитация в психиатрии и наркологии.

  28. Проблема качества жизни пациентов с психическими и поведенческими расстройствами.

  29. Роль семьи, взаимоотношений с родителями в социально-психологической реабилитации пациентов.

  30. Медицинская реабилитация при работе с умирающими и их близкими.

  31. Работа с детьми и взрослыми, пережившими утрату.

  32. Психологическая реабилитация в ситуации посттравматического стресса.

  33. Профилактика психических и поведенческих расстройств (психосоциальные, социокультурные меры).

  34. Психообразовательные программы для пациентов и их родственников.

  35. Особенности психопрофилактики детского и подросткового возраста.

  36. Особенности психопрофилактики психических расстройств в позднем возрасте.

  37. Роль медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи в системе профилактики психических заболеваний.

  38. Основные теоретические направления в психиатрии: нозологическое.

  39. Основные теоретические направления в психиатрии: феноменологическое (синдромологическое),

  40. Основные теоретические направления в психиатрии: эклектическое («прагматическое», «атеоретическое»),

  41. Основные теоретические направления в психиатрии: психоаналитическое,

  42. Основные теоретические направления в психиатрии: антипсихиатрическое.

  43. Основные теоретические направления в психиатрии: биопсихосоциальный подход.

  44. Роль предрасположенности к экзогенным психическим реакциям под влиянием ранее воздействующих причин. Концепция «почвы» по С.Г.Жислину (1956). Возрастная и половая «предпочтительность» экзогенных синдромов.

  45. Зависимость характера психопатологической симптоматики от тяжести, типа и темпа соматического заболевания.

  46. Психоорганический синдром и его квалификация в МКБ-10.

  47. Неспецифический эндокринный психосиндром по М.Bleuer(1954).

  48. Деменция. Эпидемиологическая структура деменций и связь с популяционными процессами.

  49. Деменция при черепно-мозговой травме. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  50. Деменция при первично-атрофических заболеваниях. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  51. Деменция при сосудистых заболеваниях. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  52. Деменция при эндокринных заболеваниях. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  53. Деменция при инфекционных заболеваниях. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  54. Деменция при системных заболеваниях. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  55. Психические и поведенческие расстройства при эндокринных заболеваниях: заболеваниях щитовидной железы, паращитовидных желез. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  56. Психические и поведенческие расстройства при заболеваниях гипофиза, болезни Аддисона, синдрома Кушинга, феохромоцитоме. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  57. Психические и поведенческие расстройства при сахарном диабете, инсулиноме. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

  58. Психические и поведенческие расстройства при нарушениях обмена веществ: болезни печени, болезни почек, острая порфирия. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.

  59. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при органических, включая симптоматические, психических и поведенческих расстройствах.

  60. Психические и поведенческие расстройства при инфекционных заболеваниях: ВИЧ, энцефалиты.

  61. Осложнения при приеме лекарственных средств: кортикостероидов, антипаркинсонических препаратов, В-блокаторов, противотуберкулезных препаратов. Диагностика, лечение, профилактика.

  62. Подразделение психоактивных веществ по степени аддиктивности, способу производства, доступности и юридическим последствиям потребления.

  63. Клинические особенности состояния острой интоксикации психоактивными веществами. Стадии интоксикации.

  64. Клиника и экспертиза алкогольного опьянения. Методы детоксификации.

  65. Клиника и экспертиза опьянения опиатами. Правила освидетельствования.

  66. Клиника и экспертиза опьянения снотворными и седативными средствами.

  67. Клиника и экспертиза опьянения стимуляторами. Клиника и экспертиза опьянения каннабиоидами.

  68. Скрининг, диагностика, лечение синдрома зависимости от психоактивных веществ. Особенности в различных возрастных группах.

  69. Психотерапевтические подходы к терапии психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.

  70. Современные подходы в реабилитации пациентов с синдромом зависимости от психоактивных веществ. Профилактика.

  71. Психотические расстройства в результате потребления психоактивных веществ. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  72. Амнестический синдром в результате потребления психоактивных веществ. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  73. Хронические психозы и состояние деменции в результате потребления психоактивных веществ. Дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

  74. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при психических и поведенческих расстройствах, связанных с употреблением психоактивных вещест.

  75. Эпидемиология, факторы риска шизофрении.

  76. Распространенность шизофрении. Зависимость распространенности от пола, возраста, социального статуса, миграционных процессов.

  77. Биологические теории шизофрении. Генетические, нейроонтогенетические, биохимические теории.

  78. Психосоциальные теории шизофрении.

  79. Системная теория семьи, теория межличностных отношений, психодинамическая теория шизофрении.

  80. Адаптационно-компенсаторные механизмы при шизофрении.

  81. Психическая адаптация при шизофрении.

  82. Общая симптоматология шизофрении.

  83. Формы шизофрении. Типы течения.

  84. Особенности шизофрении у детей и подростков.

  85. Социально-психологическая реабилитация пациентов с шизофренией. Особенности организации реабилитационной работы.

  86. Биологические методы лечения шизофрении.

  87. Методы преодоления терапевтической резистентности.

  88. Терапия средой, занятостью.

  89. Психотерапия в комплексном лечении шизофрении.

  90. Шизотипическое расстройство. Клиника, диагностика, лечение, исход.

  91. Бредовые расстройства. Дифференциальная диагностика, лечение, реабилитация.

  92. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при шизофрении, шизотипическом и бредовом расстройствах.

  93. Типичные нейролептики: классификация, механизмы действия, взаимодействие с другими группами препаратов, побочные эффекты.

  94. Атипичные нейролептики: классификация, механизмы действия, взаимодействие с другими группами препаратов, побочные эффекты.

  95. Биполярное аффективное расстройство. Клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения, профилактика, реабилитация.

  96. Депрессивный эпизод. Клиника, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, реабилитация.

  97. Реккурентное депрессивное расстройство. Клиника, дифференциальная диагностика, лечение. профилактика, реабилитация.

  98. Биологические, психосоциальные и социокультурные теории развития депрессии.

  99. Распространенность депрессии, влияние на социальную адаптацию и экономические потери.

  100. Депрессии при органических, включая симптоматические, психических расстройствах.

  101. Депрессии позднего возраста.

  102. Депрессии у детей и подростков.

  103. Хронические расстройства настроения. Циклотимия. Дистимия. Дифференциальная диагностика, лечение, реабилитация.

  104. Депрессия как фактор риска суицидального поведения. Определение степени риска насилия, направленного на себя.

  105. Предупредительные и лечебные мероприятия, направленные на снижение суицидального риска. Кризисная терапия.

  106. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при аффективных расстройствах настроения.

  107. Лечение аффективных расстройств настроения: фармакотерапия, электросудорожная терапия, психотерапия.

  108. Исходы аффективных расстройств настроения.

  109. Причины и пути преодоления резистентности при аффективных расстройствах.

  110. Систематика и механизмы действия антидепрессантов.

  111. Биологические и социально-психологические теории развития невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.

  112. Тревожно-фобические расстройства. Феномены опережающей тревоги и избегающего поведения. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

  113. Обессивно-компульсивное расстройство. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

  114. Реакции на тяжелый стресс и расстройство адаптации. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

  115. Диссоциативные расстройства. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

  116. Соматоформные расстройства. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

  117. Другие невротические расстройства. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Психодиагностические подходы. Цели и задачи психотерапии. Фармакотерапия. Профилактика.

  118. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах.

  119. Расстройства пищевого поведения. Определения и гендерные различия.

  120. Биологические и социально-психологические теории развития расстройств пищевого поведения.

  121. Расстройства пищевого поведения Клиника, диагностика. Дифференциальная диагностика. Принципы и методы лечения.

  122. Расстройства сна неорганической природы. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Принципы и методы терапии.

  123. Половая дисфункция, не обусловленная органическими расстройствами или заболеванием. Психологические факторы риска. Клиника, дифференциальная диагностика, терапия.

  124. Злоупотребление веществами, не вызывающими зависимости. Клиника, диагностика. Терапевтические подходы.

  125. Диагностические критерии расстройств личности. Трудности диагностики.

  126. Биологические, психологические и социокультурные теории развития личностных расстройств.

  127. Параноидное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими параноидным расстройством личности.

  128. Шизоидное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими шизоидным расстройством личности.

  129. Диссоциальное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими диссоциальным расстройством личности.

  130. Эмоционально-неустойчивое расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими эмоционально-неустойчивым расстройством личности.

  131. Демонстративное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими демонстративным расстройством личности.

  132. Ананкастное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими ананкастным растройством личности.

  133. Тревожное расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими тревожным расстройством личности.

  134. Зависимое расстройство личности. Клиника, диагностика. Особенности психотерапевтического воздействия. Коммуникационные навыки врача с пациентами, страдающими зависимым расстройством личности.

  135. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная и медицинская судебная экспертизы при расстройствах зрелой личности и поведения у взрослых.

  136. Общие расстройства развития. Аутизм: причины, клиническая картина, лечение, реабилитация, исход.

  137. Синдром Ретта: причины, клиническая картина, лечение, реабилитация, исход.

  138. Синдром Аспергера: причины, клиническая картина, лечение, реабилитация, исход.

  139. Поведенческие и эмоциональные расстройства, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

  140. Гиперкинетическое расстройство. Причины. Клиника, диагностика, лечение и исход. Гиперкинетическое расстройство после подросткового периода.

  141. Расстройства поведения у детей и подростков.

  142. Смешанные расстройства поведения и эмоций, эмоциональные расстройства с началом, специфическим для детского возраста.

  143. Тикозные расстройства. Причины. Клиника, диагностика, лечение и исход.

  144. Антипсихотики. Типичные, атипичные. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  145. Анксиолитики. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  146. Антидепрессанты. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  147. Нормотимики. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  148. Ноотропы и препараты с ноотропным компонентом действия. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  149. Антиконвульсанты. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  150. Блокаторы ацетилхолинэтеразы. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  151. Антагонисты опиатных рецепторов. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к применению. Побочные эффекты.

  152. Электросудорожная терапия.

  153. Лечение депривацией сна и длительным сном.

  154. Механотерапия и терапия занятостью. Психохирургия. Гормонотерапия.

  155. Диетическая терапия. Фототерапия, физиотерапия и экологическая терапия. Детоксикация.

  156. Место психотерапии в интегративном лечении психических и поведенческих расстройств.

  157. Патогенез и клиника компрессионно-ишемических (туннельных) невропатий.

  158. Алкогольная, диабетическая и другие дисметаболические полиневропатии. Клиника, диагностика, лечение.

  159. Сосудистые заболевания головного мозга. Нарушение мозгового кровообрашения. Классификация цереброваскулярных заболеваний по МКБ-10.

  160. Частота, структура, распространенность цереброваскулярных заболеваний.

  161. Этиология, факторы риска цереброваскулярных заболеваний.

  162. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (транзисторная ишемическая атака, гипертонический церебральный криз).

  163. Основные патогенические варианты инфаркта мозга, клиника, диагностика, лечение. Внутримозговые кровоизлияния. Этиология, клиника, диагностика.

  164. Черепно-мозговая травма. Классификация. Патогенез повреждений мозга. Клиника, диагностика и лечение сотрясения головного мозга, ушибов мозга.

  165. Опухоли головного мозга. Общемозговые и очаговые симптомы опухолей головного мозга.

  166. Диагностика, КТ и МРТ-картина опухолей головного мозга. Психические расстройства при опухолях мозга.

  167. Диагностика метастатических поражений позвоночника и спинного мозга. Хирургическая тактика. Симптоматическое лечение.

  168. Рассеянный склероз и другие демиелинизирующие заболевания нервной системы. Эпидемиология. Классификация.

  169. Заболевания экстрапирамидной системы. Болезнь Паркинсона. Этиология, патогенез. Клинические проявления, лечение.

  170. Синдромы паркинсонизма, этиология, классификация. Эссенциальный тремор, малая хорея, клиника, лечение.

  171. Мигрень. Патогенез. Классификация. Клинические варианты, диагностика. Дифференциальный диагноз мигрени и других цефалгий.

  172. Дифференциальная диагностика синкопальных состояний. Принципы лечения и профилактики.

  173. Токсические поражения нервной системы. Алкогольные поражения нервной системы. Классификация. Клиника, диагностика и лечение.

  174. Полиневропатии при интоксикациях: свинцовая, мышьяковая полиневропатия.

  175. Полиневропатия при отравлении фосфорорганическими соединениями.

  176. Медикаментозные поражения нервной системы. Клиника, диагностика, лечение.

  177. Психотерапия как раздел медицинских знаний. История психотерапевтической практики.

  178. Основные механизмы изменения в ходе психотерапии, терапевтические воздействия, переменные психотерапевта и пациента, диада психотерапевт-пациент.

  179. Биопсихосоциальный контекст и психотерапия.

  180. Психотерапия и доказательная медицина. Психотерапия и современная клиническая практика.

  181. Основные направления психотерапевтического воздействия, его формы и методы.

  182. Индивидуальные и групповые формы работы. Показания и противопоказания.

  183. Особенности психотерапевтической помощи детям и подросткам.

  184. Когнитивно-поведенческая психотерапия.

  185. Семейная психотерапия.

  186. Тренинг коммуникативных, культурных и социальных навыков.

  187. Приемы коммуникации в клинике.

  188. Базовые и специфические коммуникационные навыки в клинике.

  189. Особенности и принципы отношений и коммуникации с различными категориями пациентов.

  190. Клиническое интервьюирование.

  191. Место и роль экспериментально-психологических методов в диагностике психических и поведенческих расстройств.

  192. Психометрические методы изучения патологии психических процессов.

  193. Психодиагностические методы изучения патологии психических процессов.

  194. Методы клинико-психологического исследования: наблюдение (цели, задачи, виды, техники).

  195. Беседа как интерактивная техника, цели, задачи, содержательная сторона беседы, интервью.

  196. Психометрические методы в психиатрии.

  197. Экспериментально-психологические методы. «Прицельность» экспериментальных методов, направленность на анализ определенных видов психической деятельности.

  198. Методы диагностики психических функций: патопсихологические методы исследования восприятия, внимания, памяти, мышления.

  199. Методы диагностики индивидуально-психологических особенностей: темперамента (опросник Стреляу, Айзенка),

  200. Методы диагностики характера (опросник Шмишека, опросник Личко «Подростковый диагностический опросник»),

  201. Методы диагностики черт личности (опросник Кеттелла),

  202. Методы диагностики интегративных типов личности (Миннесотский многофакторный личностный опросник).

  203. Методы диагностики функциональных и эмоциональных состояний (тест Люшера).

  204. Методы исследования интеллекта (тест Векслера).

  205. Методы исследования ценностей и социальных установок (тест Рокича).

  206. Методы исследования эмоционально-мотивационной сферы (Тематический апперцептивный тест, тест Роршаха, тест Розенцвейга).

  207. Методы исследования саморегуляции (шкала локус-контроля Роттера).

  208. Психометрические методы в наркологии. Шкала оценки патологического влечения к алкоголю Альтшуллера, к наркотикам Винниковой.

  209. Оценка выраженности синдрома отмены, тест The Alcohol Use Disorders Identification Test (AUDIT - тест на выявление нарушений, связанных с употреблением алкоголя).

  210. MALT (Мюнхенский алкогольный тест).

  211. Опросник для изучения тяжести алкогольной зависимости, опросник о проведении злоупотребляющим алкоголем свободного времени (STAQ).

  212. Опросник Мортимера–Филкинса,

  213. Опросник КЖ-100, шкала Карновского.

  214. Лестница Кэнтрила, профиль воздействия болезни.

  215. Ноттингемский профиль здоровья, индекс благополучия Кэмпбелла.

  216. Индекс общего психического благополучия, «Шкала качества благополучия».



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Пояснительная записка icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
Пояснительная записка icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка

Пояснительная записка icon Пояснительная записка урок №27 6 класс

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина