|
Скачать 208 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра клинической психологии Утверждено на заседании кафедры клинической психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина___________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по патопсихологии» Автор: к.пс.н., профессор Казьмина Ольга Юрьевна Москва 2009 Печатается по решению кафедры клинической психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Казьмина Ольга Юрьевна «Практикум по патопсихологии» М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 29 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Казьмина Ольга Юрьевна 2009 г. Содержание
Раздел 1. Патопсихологическая пропедевтика Раздел 2. Общая характеристика патопсихологического исследования Раздел 3. Патопсихологическое обследование психически больных. Тема 1. Обследование больного с диагнозом «шизофрения». Тема 2.Обследование больного с диагнозом «эпилепсия». Тема 3.Обследование больного с диагнозом «циклотимия» или «маниакально-депрессивный психоз».
Цель практикума Ознакомление студентов с основными формами практической работы патопсихолога в психиатрическом стационаре; обучение студентов основам патопсихологической пропедевтики и принципам практической психодиагностической работы с психически больными; формирование у студентов навыков организации и проведения патопсихологического исследования. | Задачи практикума
Место практикума в профессиональной подготовке выпускника Проведение практикума по патопсихологии является необходимым в профессиональной подготовке студентов, специализирующихся по клинической психологии, поскольку сформи-рованность навыков организации и проведения патопсихологического исследования и знание принципов практической работы с психически больными делает выпускника профессионально компетентным в решении целого ряда практических задач и теоретических проблем клинической психологии. Практикум необходимо проводить после того, как студенты прослушают все основные курсы общепсихологических дисциплин; курсы «Патопсихология», «Нейропсихология» и «Психиатрия»; пройдут практикум по нейропсихологии. Занятия практикума проводятся в малых группах (4—6 человек) на базе психиатрического стационара. Требования по усвоению дисциплины: По окончанию практикума студенты должны: Требования к уровню освоения содержания практикума После завершения практикума студенты должны: - уметь практически использовать знания по патопсихологической пропедевтике. - владеть принципами практической психодиагностической работы с психически больными; - уметь самостоятельно планировать, проводить и интерпретировать результаты патопсихологического исследования. ^ Раздел 1. Патопсихологическая пропедевтика Деонтологические правила работы патопсихолога Юридические и этические нормативы, регламентирующие деятельность психолога в психиатрической клинике. Основные правила взаимодействия с психически больными. Отношения с больными и их родственниками, с врачами и другими специалистами. Изучение истории болезни Ознакомление со структурой истории болезни. Понятие о психическом статусе больного, о субъективном и объективном анамнезе. Психологический смысл сопоставления данных субъективного и объективного анамнезов. Основные этапы развития личности по данным анамнеза, социальный и профессиональный статус больного; семейное положение и особенности семейных отношений. Заключения невропатолога и других специалистов, данные аппаратурных методов исследования и их значение для общей оценки состояния больного. Психологический анализ истории болезни как метод психологического исследования. Раздел 2. Общая характеристика патопсихологического исследования Принципы построения патопсихологического исследования. Принципы «функциональной пробы» и моделирования в эксперименте обычной психической деятельности пациента; системный качественный анализ нарушений психики; использование методов количественной оценки данных; необходимость применения комплекса диагностических методов при обследовании каждого больного; обязательность повторного обследования пациента; выбор стратегии и тактики обследования в зависимости от задач и индивидуальных особенностей больного. Цели проведения патопсихологического исследования. Обследование больных с целью описания структуры дефекта. Патопсихологическое исследование с целью получения данных для дифференциальной диагностики. Обследование больных в условиях проведения психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной; экспертизы, направленной на снятие психиатрического диагноза). Патопсихологическое исследование динамики психической деятельности в процессе терапии и психотерапии. ^ Основные задачи клинической беседы. Выбор тактики беседы в соответствии с поставленной задачей, состоянием больного, тяжестью психического дефекта. Основные принципы установления контакта с больным. Специфика диалога с больным на каждом из этапов патопсихологического исследования. Составление протокола исследования. Патопсихологическое заключение.Требования к патопсихологическому диагнозу. Рекомендации к составлению патопсихологического заключения. Раздел II. Основные методы и методики патопсихологии Методики исследования нарушений памяти Заучивание 10 слов. Требования к инструкции. Рекомендации к ведению эксперимента. Оценка диагностических показателей методики. Построение графика продуктивности воспроизведения. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов. ^ Показания к применению. Требования к инструкции и ведению эксперимента. Протокол исследования. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов. ^ Показания к применению. Выбор серии слов и картинок по трудности. Оценка основных показателей. Дополнительные возможности методики. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов. ^ Требования к сложности текста. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов. Другие методики исследования нарушений памяти. Проба на ассоциативную память; методика «запоминание с интерференцией»; запоминание рисунков, чисел, фраз, слогов; тест зрительной и слуховой памяти Р.Мейли, тест зрительной ретенции Бентона и т.д. Их диагностические возможности. Методики исследования нарушений мышления Методика классификации. Различные варианты методики: классификация предметов и их изображений, классификация фигур, классификация понятий. Диагностические возможности методики. Этапы выполнения методики. Вариации инструкций на каждом этапе. Типы ошибок больных, их психологическая квалификация. ^ Варианты методики: исключение предметов и исключение понятий. Особенности инструкции и тестового материала. Возможные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение. ^ Особенности работы с методиками данного типа: необходимость учета образовательного уровня больного, тщательного предъявления инструкций, совместных с экспериментатором решений на первых этапах выполнения задания, учета возможности внушения больному правильногоили ложного решения. Характеристика типичных ошибок больного, ^ Особенности инструкции и диагностические возможности методик. Оценка результатов: типич- ошибки, их квалификация. Формирование искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова). Основная направленность методики. Дополнительные возможности ее использования. Основные тактики ведения эксперимента в зависимости от поставленной задачи. Типичные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение. ^ Основные показания к применению. Необходимость обсуждения с больным его решений. Типичные ошибки больных, их оценка. ^ Показания к применению. Психологическая квалификация возможных ошибок больных. ^ Диагностические возможности ассоциативного эксперимента. Типы возможных ошибок больных, их квалификация и диагностическое значение. . Методики исследования сенсомоторной сферы и внимания Корректурная проба. Счет по Крепелину. Методика отсчитыва-ния. Различные варианты методик; их основная направленность и дополнительные диагностические возможности. Построение графиков работоспособности и допущенных ошибок. Оценка результатов: по темпу работы, способности к переключению, количеству ошибок, их распределению. Отыскивание чисел по таблицам Шульте и Шульте—Горбова. Показания к применению. Характеристика тестового материала. Особенности предъявления инструкций; необходимость показа на примере. Составление графиков работоспособности и фиксация количества ошибок. Качественная оценка результатов. ^ Основная направленность и дополнительные диагностические возможности методики. Типичные ошибки, их диагностическая оценка. Методы и методики исследования эмоционально-личностных особенностей Приемы опосредствованного изучения личности. Учет возникающего у больного в ходе эксперимента отношения к исследованию в целом и к отдельным заданиям, к собственным ошибкам и оценкам экспериментатора. Роль экспериментатора в актуализации или нивелировании этого отношения. Варьирование тактики ведения эксперимента как важный прием изучения личности. ^ как специальный метод патопсихологического исследования. Специфика психологического анализа истории болезни. Экспериментальные методики исследования личности. Исследование уровня притязаний. Исследование пресыщения. Исследование самооценки. Различные модификации этих методик и возможности их применения в психиатрической клинике. Основные критерии, используемые для оценки результатов и их интерпретации. Диагностическая ценность методик. Раздел III. Патопсихологическое обследование психически больных Тема 1. Обследование больного с диагнозом «шизофрения». Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора методик). Исследование мышления, памяти, эмоционально-личностных особенностей. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений. Тема 2.Обследование больного с диагнозом «эпилепсия». Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора ме- тодик). Особенности тактики проведения обследования. Исследо- вание особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышле- ния. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделе- ние синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диаг- ностических заключений. Тема 3.Обследование больного с диагнозом «циклотимия» или «маниакально-депрессивный психоз». Обследование больного в состоянии ги помани и и в состоянии депрессии. Планирование обследования, выбор тактики проведения и определение набора методик в зависимости от состояния больного. Обязательность повторных обследований. Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышления. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.
^ 1. Доказать необходимость соблюдения методологических принципов построения патопсихологического исследования при обследовании больных в психиатрической клинике (на примере анализа конкретного случая.
8. Составить планы патопсихологического обследования боль- ных при решении задач дифференциальной диагностики: шизоф- рения или органическое поражение ЦНС; шизофрения или цик- лотимия; шизофрения или тревожное расстройство. Провести обследование больных, проанализировать полученные результаты, описать синдромы нарушений психической деятельности. Составить диагностические заключения с обязательным вынесением дифференциально-диагностических суждений. 9. Составить планы патопсихологического обследования больных в условиях проведения психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, экспертизы с целью снятия диагноза). Провести обследование, проанализировать полученные результаты, описать синдромы нарушений психической деятельности. Составить диагностические заключения. Вопросы к зачету по всему курсу. 1. Деонтологические правила работы патопсихолога. 2.Принципы построения патопсихологического исследования.
10.Принципы построения приемов патопсихологического исследования особенностей эмоционально-личностной сферы,
15. Принципы и программа проведения патопсихологического обследования больных при решении задач дифференциальной ди-гностики: шизофрения или органическое поражение ЦНС, шизофрения или циклотимия, шизофрения или тревожное расстройство. 16.Требования к составлению заключении по данным патопсихологического обследования больных при решении задач дифференциальной диагностики. г ^ Литература Основная Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 1994. 175с. Блейхер В.М., Крук КВ., Боков СИ. Практическая патопсихология. М; Воронеж: НПО «МОДЭЮ>, 2002. С.7-47. щШр Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 103с. Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология / Под ред. Р.М.Римской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С. 260-344. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159с. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С.290—321. Дукаревин М.З., Янъшин П.В. Рисунок несуществующего животного// Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и само- регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.54—73. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.281с Лонгинова СВ. Исследование мышления больных методом «пикто- грамм» // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. М.: УРАО, 1998.С.96-108. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 1996.157с. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под ред. М.М.Кабанова, А.Е.Личко, В.М.Смирнова. Л.: Медицина, 1983. С.62-81. v Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Маркетинг, 2004. 184с. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.ВЛебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 184с. Романова Е.С Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.416с Рубинштейн СЯ. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс; Изд-во Института психотерапии, 2004. 224с. Рубинштейн СЯ. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Приложение (стимульный материал). М.: Апрель-Пресс; Изд-во Института психотерапии, 2004. 159с. СаксДж.М., Леей С. Тест «Завершение предложений» // Проективная психология / Под ред. Р.М.Римской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С.203—237. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Речь, 2003. 624с. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 174с. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь, 2003.133с. Хоментаускас Г. Методика «рисунок семьи // Общая психодиагнос- тика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и пси- хологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.211-221. ™' * Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-ро- дительских взаимоотношений // Проективная психология / Под ред. Р.М.Римской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 It Экспериментально-психологическая методика изучения фрустраци-онных реакций: Методические рекомендации / Сост. Н.В.Тарабрина / Под ред. Б.Д.Карвасарского. Л.: Психоневрологический ин-тим. В.М.Бехтерева, 1984.21с ^ Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. 336с. Дополнительная Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев: Вища школа, 1979. 176с. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. М.: ИЦ «Академия», 2004. 736с. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №33. Ст.1913—1914. Клиническая психология / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер, 2002.С.421-476. Леонтьев ДА. Тематический Апперцептивный Тест. М.: Смысл, 2000. 250с. k Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319с. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256с. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММР1. М.: Воздушный транспорт, 1971.46с. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство // Методы психологической диагностики. М.: Изд-во Московского кадрового центра при Главном управлении по труду и социальным вопросам Мое гор исполкома, 1990. Вып. 1.76с. Соколова Е^. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М Изд-во Моск. ун-та, 1976. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: ЛНИИТЕК, 1976.24с. Эткинд A.M. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.221—228. |