|
Скачать 104.73 Kb.
|
Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра клинической психологии Утверждено на заседании кафедры клинической психологии от 23 октября 2009 г. протокол №1 Зав.кафедрой клинической психологии к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина ___________ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по детской патопсихологии» Автор: к.пс.н., профессор Казьмина Ольга Юрьевна Москва 2009 Печатается по решению кафедры клинической психологии НОУ ВПО «Институт психоанализа» Казьмина Ольга Юрьевна «Практикум по детской клинической психологии». – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 10 с. © НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Казьмина Ольга Юрьевна 2009 г. Содержание
Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами дизонтогенеза. Тема 1. Патопсихологическое обследование детей с недоразвитием Тема 2. Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами задержки психического развития. Тема 3. Патопсихологическое обследование детей с дефицитарным развитием. Тема 4. Патопсихологическое обследование детей с искаженным развитием. Тема 5. Патопсихологическое обследование детей с дисгаромоничным развитием. · 3. Список литературы
^
— обучение выявлению патологической симптоматики, выделению первичных и вторичных симптомов, определению сохранных функций и их соотношения с симптомами; — обучение навыкам самостоятельного проведения патопсихологического обследования ребенка с последующим написанием заключения; — обучение разработке дифференцированных рекомендаций для работы с ребенком в зависимости от специфики расстройств. Место практикума в профессиональной подготовке выпускника . Проведение практикума по детской патопсихологии является необходимым в профессиональной подготовке студентов, специализирующихся по клинической психологии, поскольку сформированность навыков организации и проведения патопсихологического исследования и знание принципов практической работы с психически больными делает выпускника профессионально компетентным в решении целого ряда практических задач и теоретических проблем клинической психологии. Практикум необходимо проводить после того, как студенты прослушают все основные курсы общепсихологических дисциплин; курсы «Патопсихология», «Нейропсихология» , «Психиатрия» и «Психологические проблемы дизонтогенеза»; пройдут практикум по патопсихологии. Занятия практикума проводятся в малых группах (4—6 человек) на базе психиатрического стационара. Требования к уровню освоения содержания практикума В результате прохождения практикума студенты должны:
- уметь ставить патопсихологический диагноз; - овладеть основными методами диагностики интеллектуальных и эмоциональных нарушений у детей; - уметь разработать основные рекомендации по психокоррекционной работе с детьми. Cтруктура занятия: 1.Введение в виде краткого теоретического обзора по рассматриваемому варианту дизонтогенеза – проводится в форме беседы со студентами. 2.Ознакомление с историей болезни и выявление возможных этиологических факторов нарушений психического развития. Формирование стратегии экспериментально-психологического обследования. 3.Собственно обследование ребенка с одновременым протоколированием результатов. 4.Групповое обсуждение результатов с целью выявление и систематизации патологической симптоматики и определение фонда сохранных функций и компенсаторных возможностей ребенка. Итогом обсуждения является патопсихологическая квалификация выделенных расстройств с указанием механизма нарушения развития. 5.Обсуждение социальных последствий , формы адаптации и обучения ребека с нарушенным развитием. 6.В форме домашнего задания перед студентами ставится задача составить патопсихологическое заключение по результатам обследования, разработать практические рекомендации по работе с ребенком. Заключения подробно разбираются преподавателем на следующем занятии. ^ Тема 1 . Патопсихологическое обследование детей с недоразвитием. Диагностика интеллекта и эмоциональных особенностей детей с осложненным и неосложненным недоразвитием. Особенности обследования детей с атипичными формами олигофрении. Тема 2. Патопсихологическое обследование детей с различными вариантами задержки психического развития. Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей с ММД, психолого-педагогической запущенностью, хроническими соматическими заболеваниями. Тема 3. Патопсихологическое обследование детей с дефицитарным развитием Диагностика особенностей психического развития детей с сенсорными дефектами. Тема 4. Патопсихологическое обследование детей с искаженным развитием Дифференциальная диагностика ранней детской шизофрении, синдрома РДА и пара-аутистических расстройств. Тема 5. Патопсихологическое обследование детей с дисгармоническим развитием Дифференциальная диагностика дисгармонического и искаженного развития детей с нарушениями влечений. ^
^ Контрольные задания для самостоятельной работы 1. Определение задач патопсихологического обследования, исходя из данных истории развития ребенка и истории его болезни, беседы с лечащим врачом и специалистами (логопедом-дефекто-логом, воспитателем). 2.Оформление протокола обследования. 3.Участие в групповом обсуждении проблемного случая. 4.Написание и оформление заключений по материалам патопсихологического обследования, проведенного преподавателями. 5.Проведение самостоятельного патопсихологического обследования и оформление его результатов в виде заключения. Вопросы к зачету по всему курсу Не предусмотрены. По мере прохождения курса студенты должны написать заключение по материалам обследования детей в рамках каждой темы.
Зачет. ^ |